Напоминание

Дополнительная общеразвивающая программа "СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ, ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ"

Автор: Роговцева Альфия Галиевна
Должность: заведующий музыкальным отделом
Учебное заведение: МАУДО города Нижневартовска "Центр детского творчества"
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Дополнительная общеразвивающая программа "СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ, ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования города Нижневартовска

«Центр детского творчества»
Программа рассмотрена на заседании ПМК протокол № ________ от «_____» ________2014г. «Утверждаю» Директор МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ» _____________А.В.Черногалов «_____» __________2014 г. Программа принята на педагогическом совете Приказ № _____ от «_____» ________ 2014г. Протокол № _____ от «_____» _________2014г.
Дополнительная общеразвивающая программа

«СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ, ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ»
Художественно-эстетической направленности для обучающихся 7-18 лет срок реализации программы-5 лет обучения
Автор – составитель
: Роговцева А.Г., педагог дополнительного образования. Год разработки программы – 2006 г. Нижневартовск, 2014

Информационная карта программы
Полное наименование программы Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Сольное пение, вокальный ансамбль». Авторы-разработчики программы Педагог дополнительного образования МАУДО г.Нижневартовска «ЦДТ» Роговцева Альфия Галиевна Высшая квалификационная категория Рецензенты Шлыкова Р.П. заведующая музыкальным отделом ЦДТ, Хазеева И.Н. старший преподаватель кафедры музыкального образования НГГУ Вид программы модифицированная Направленность программы художественно-эстетическая Уровень освоения программы Среднее общее образование Форма обучения групповая и индивидуальная Срок реализации программы 5 лет Возраст обучающихся 7-18 лет Цель программы Индивидуальное и групповое певческое развитие обучающихся через приобщение их к основам музыкальной культуры, развитие музыкально – эстетического вкуса, расширение общего кругозора, на основе исполнения лучших образцов песенной литературы. Краткое содержание Программа несет в себе задачи воспитания творческой личности ребенка, эмоционально богатой, способной к самораскрытию творческого потенциала через приобщение к музыкальному искусству. Она дает возможность обучающемуся познать себя, развить свои творческие способности, воспитать нравственные качества личности. Построить взаимодействие воспитания и самостоятельного творческого развития обучающегося. Заинтересовать, сформировать и стимулировать способность обучающихся к творчеству. Ожидаемый результат На основе полученных знаний выпускник должен иметь сформированные певческие навыки эстрадного пения, исполнительские способности, творческое мышление, хороший музыкальный вкус. Уметь грамотно исполнять лучшие образцы песенной литературы. 2

Пояснительная записка
В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции. В концепции художественного образования, указывается, что в процессе гуманизации и гуманитаризации общеобразовательной школы и центров дополнительного образования дисциплины художественного цикла должны переместиться в центр изучения, так как обладают невостребованным воспитательным потенциалом. В наше время эстрадное искусство приобрело большую популярность. Многие дети мечтают выступать на сцене. Их привлекает исполнение того или другого артиста, яркие костюмы, театрализация вокального номера. Эстрадное вокальное искусство – это синтез искусств, требующий знаний, музыкальной грамотности, умения навыков движения на сцене, технически верного использования голосового аппарата, эмоциональной выразительности, актерского мастерства, правильной работы с микрофоном. Главная идея разработки программы - помочь ребенку выразить себя в музыке, познать ее безграничный мир, ощутить радость творчества. Духовно – нравственное развитие и воспитание, сплочение детского коллектива, расширение культурного диапазона обучающихся, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на занятиях эстрадного пения.
Дополнительная общеразвивающая программа «Сольное пение, вокальный

ансамбль»
разработана на основе Программы по предмету «Музыка», рекомендованную внешкольным учреждениям и общеобразовательным школам в качестве типовой, но с некоторыми изменениями и дополнениями в связи со спецификой обучения, а также опирается на структурные элементы академического вокала, «Фонопедического метода развития голоса» В.В. Емельянова. Курс обучения рассчитан на пять лет. В детское объединение принимаются дети с 7– 18 лет. В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальном ансамбле) и индивидуальная работа (сольное пение). В учебном плане вокального ансамбля предусмотрено 72 часа учебных занятий в год, занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Учебный план занятий сольным пением также включает 72 часа учебных занятий в год, 2 раза в неделю по 1 часу. Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики.
Отличие и новизна
данной программы от других состоит в изменении последовательности подачи материала, режима временных параметров осуществлении 3
деятельности, включает элементы современных методик и тренингов, упражнений, применяемых в работе музыкальных студий различных стран. Данная программа
актуальна
, так как несет в себе задачи воспитания творческой личности ребенка, эмоционально богатой, способной к самораскрытию собственного творческого потенциала через приобщение к музыкальной культуре, эстрадному искусству. В отличие от существующих программ данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого обучающегося подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных.
Цель и задачи программы:

Цель:
индивидуальное и групповое певческое развитие обучающихся через приобщение их к основам музыкальной культуры, развитие музыкально – эстетического вкуса, расширение общего кругозора, на основе исполнения лучших образцов песенной литературы.
Задачи:
 формирование вокальных навыков и эстрадно – исполнительских качеств;  приобщение учащихся к духовным ценностям, содействие развитию их интеллекта;  развитие личной инициативы и творческой фантазии в трактовке произведений;  стремление к самосовершенствованию.
Формы контроля над результатом обучения.
Показателем эффективности любого процесса служит конечный результат. Система оценки и контроля за процессом развития обучающихся наполняется новым содержанием, появляется возможность анализировать рост навыков, темпы развития, объем проделанной работы. Контроль за образовательным процессом предусмотрен учебными планами и осуществляется в нескольких видах: 1. Текущий контроль – наиболее оперативная проверка результатов (проверка домашних заданий, оценка работы на занятии) 4
2. Тематический контроль – заключается в проверке программного материала (итоговые занятия по полугодиям) 3. Итоговый контроль – проводится как оценка результатов обучения за определенный промежуток учебного времени (отчетные концерты, итоговые занятия). Традиционные формы контроля - индивидуальный опрос - опрос по партиям - опрос ансамблями - участие в концертах.
Прогнозируемый результат
Реализация программы обеспечивает
развивающий эффект:
- Развитие музыкальных способностей и творческих качеств обучающихся; - Развитие общих способностей: памяти, внимания, воли, воображения, мышления; - Развитие навыка пения в эстрадной манере.
Обучающий эффект
: - Умение осознанно применять навыки эстрадного звукообразования для создания музыкального образа произведения в зависимости от его эмоционально-нравственного содержания. - Навыки исполнения двух, трехголосных произведений, среди которых могут быть народные песни, сочинения композиторов–классиков, произведения современных композиторов, произведения духовной музыки с аккомпанементом и a cappella.
Воспитательный эффект
: - Формирование желания продолжить заниматься эстрадным пением как в художественной самодеятельности, так и продолжая обучение в ВУЗах. - Способность взаимодействовать с окружением в соответствии с принятыми нормами и способность понимать чувства и потребности других людей. В результате обучения обучающийся должен:
Знать/понимать:
- специфику певческого искусства; - возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни; - основные жанры эстрадной вокальной музыки; - многообразие музыкальных образов и способов их развития.
Уметь:
5
- эмоционально-образно воспринимать и выразительно исполнять вокальные произведения; - исполнять свою партию в ансамбле; - устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общих идей, художественных образов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной

жизни для:
- певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных мероприятиях; - музыкального самообразования: слушания вокальных произведений в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач). 6



Учебно-тематическое планирование.

Цель и задачи 1 года обучения:

Цель:
приобретение основных певческих навыков, формирование интереса к эстрадному искусству.
Задачи:
1. формирование основных вокальных навыков, эстрадной манеры пения, понятия гигиены и охраны голоса; 2. развитие музыкального слуха, памяти, внимания; 3. воспитание музыкальной и сценической культуры, эмоциональной отзывчивости на музыку.
Учебно-тематический план 1 год обучения (сольное пение)
№ Название раздела, темы Количество часов Теория Практика Всего
I

Пение как вид музыкальной деятельности.

3

2

5
1 Основы зарождения эстрадного вокального искусства. 1 1 2 2 Певческий голос, строение голосового аппарата. 2 1 3
II

Формирование детского голоса.

6

14

20
1 Пение учебно-тренировочного материала. 5 13 18 2 Вокальные импровизации. 1 1 2
III

Работа над певческим репертуаром.

16,5

21,5

38
1 Вокально-интонационная работа. 11,5 13,5 25 2 Сценический образ, сценические движения. 2,5 4,5 7 3 Работа с микрофоном. 2,5 3,5 6
IV

Формирование музыкальной культуры

3

6

9
1 Расширение музыкального кругозора. 2 3 5 2 Средства музыкальной выразительности. 1 3 4
Итого:

28,5

43,5

72

Учебно-тематический план 1 год обучения (вокальный ансамбль)
№ Название раздела, темы Количество часов Теория Практика Всего
I

Пение как вид музыкальной деятельности.

3

-

3
1 Основы зарождения эстрадного вокального искусства. 1 - 1 2 Певческий голос, строение голосового аппарата. 2 - 2
II

Формирование детского голоса.

7

15

22
1 Пение учебно-тренировочного материала. 6 14 20 7
2 Вокальные импровизации. 1 1 2
III

Работа над певческим репертуаром.

16,5

21,5

38
1 Вокально-интонационная работа. 11,5 13,5 25 2 Сценический образ, сценические движения. 2,5 4,5 7 3 Работа с микрофоном. 2,5 3,5 6
IV

Формирование музыкальной культуры

3

6

9
1 Расширение музыкального кругозора 2 3 5 2 Концертная деятельность. 1 3 4
Итого:

29,5

42,5

72

Цель и задачи 2 года обучения:

Целью обучения
является приобретение основных певческих навыков, формирование интереса к эстрадному искусству.
Задачи:
4. формирование основных вокальных навыков, эстрадной манеры пения, понятия гигиены и охраны голоса; 5. развитие музыкального слуха, памяти, внимания; 6. воспитание музыкальной и сценической культуры, эмоциональной отзывчивости на музыку, приобретение сценического опыта.
Учебно-тематический план 2 года обучения (сольное пение)
№ Название раздела, темы Количество часов Теория Практика Всего
I

Пение как вид музыкальной деятельности.

2,5

2,5

5
1 Основы зарождения эстрадного вокального искусства. 1 - 1 2 Певческий голос, строение голосового аппарата. 1,5 2,5 4
II

Формирование детского голоса.

7

13

20
1 Пение учебно-тренировочного материала. 6 12 18 2 Вокальные импровизации. 1 1 2
III

Работа над певческим репертуаром.

15,5

22,5

38
1 Вокально-интонационная работа. 10 15 25 2 Сценический образ, сценические движения. 2 4 6 3 Работа с микрофоном. 3,5 3,5 7
IV

Формирование музыкальной культуры

4

5

9
1 Расширение музыкального кругозора 2,5 3,5 6 2 Средства музыкальной выразительности. 1,5 1,5 3
Итого:

29

43

72
8

Учебно-тематический план 2 года обучения (вокальный ансамбль)
№ Название раздела, темы Количество часов Теория Практика Всего
I

Пение как вид музыкальной деятельности.

2,5

2,5

5
1 Основы зарождения эстрадного вокального искусства. 1 - 1 2 Певческий голос, строение голосового аппарата. 1,5 2,5 4
II

Формирование детского голоса.

7

13

20
1 Пение учебно-тренировочного материала. 6 12 18 2 Вокальные импровизации. 1 1 2
III

Работа над певческим репертуаром.

15,5

22,5

38
1 Вокально-интонационная работа. 10 15 25 2 Сценический образ, сценические движения. 2 4 6 3 Работа с микрофоном. 3,5 3,5 7
IV

Формирование музыкальной культуры

4

5

9
1 Расширение музыкального кругозора 2,5 3,5 6 2 Средства музыкальной выразительности. 1,5 1,5 3
Итого:

29

43

72

Цель и задачи 4 года обучения:

Цель:
закрепление приобретенных исполнительских знаний, умений и навыков, обогащение вокально-исполнительского опыта.
Задачи:
 совершенствование вокально-исполнительских знаний, умений и навыков;  развитие вокально-исполнительского опыта за счёт усложнения и расширения репертуара;  развитие инициативы и воображения, артистической смелости;  воспитание исполнительских качеств: яркости, эмоциональности, воли, артистизма.
Учебно-тематический план 4 год обучения (сольное пение, вокальный ансамбль)
№ Название раздела, темы Количество часов Теория Практика Всего
1

Эстрадное вокальное искусство как основа

музыкальной культуры современности.

4,5

2,5

7

2

Совершенствование вокальных навыков.

6

12

18

3

Работа над певческим репертуаром.

12,5

25,5

38

4

Формирование музыкальной культуры и

3

6

9
9

художественного вкуса.

Итого:

26

46

72

Цель и задачи 5 года обучения.

Цель:
закрепление приобретенных исполнительских знаний, умений и навыков, обогащение вокально-исполнительского опыта.
Задачи:
 совершенствование вокально-исполнительских знаний, умений и навыков;  развитие вокально-исполнительского опыта;  развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;  развитие собственного стиля исполнения;  воспитание исполнительских качеств: яркости, эмоциональности, воли, артистизма.
Учебно-тематический план 5 год обучения (сольное пение, вокальный ансамбль)
№ Название раздела, темы Количество часов Теория Практика Всего
1

Эстрадное вокальное искусство как основа

музыкальной культуры современности.

4,5

2,5

7

2

Совершенствование вокальных навыков.

6

12

18

3

Работа над певческим репертуаром.

12,5

25,5

38

4

Формирование музыкальной культуры и

художественного вкуса.

3

6

9

Итого:

26

46

72

Содержание программы.

Содержание программы 1 года обучения (сольное пение).

Раздел I. Пение как вид музыкальной деятельности.

Тема 1. Основы зарождения эстрадного вокального искусства.
Теория: Понятие эстрадного вокального искусства. Особенности пения в эстрадной манере.
Тема 2. Певческий голос, строение голосового аппарата.
Теория: Понятие певческого голоса. Система голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – 10
гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса. Основные заболевания голосового аппарата. Способы предупреждения и профилактика заболеваний. Охрана и здоровье голоса. Практика: Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика.
Раздел II. Формирование детского голоса.

Тема1. Пение учебно-тренировочного материала.
Теория: Фонопедический метод развития голоса. Цикл 1-4. Интонационные упражнения, распевки-скороговорки. Понятие певческая установка, дыхание, звукообразование, дикция, артикуляция. Атака звука. Виды атаки звука. Практика: Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Упражнения на формирование основных певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1е gаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.
Тема 2. Вокальные импровизации.
Теория: понятие вокальной импровизации. Мелодия, интонация, мотив. Практика: завершение мелодии, сочинение мелодии с опорой на заданный мотив, интонацию.
Раздел III. Работа над певческим репертуаром.

Тема 1. Вокально-интонационная работа.
Теория: Чистота интонирования. Фразировка. Выравнивание гласных. Понятие динамики звука, темпоритма, фразировки, исполнительских штрихов. Ритмические особенности мелодии. Дикционные трудности. Особенности мелодии. Эмоционально-образная выразительность. Драматургия номера. Кульминация во фразах, куплете, песне. Ритмические особенности мелодии. Практика: Исполнение произведений различной тематики. Освоение средств исполнительской выразительности. Исполнение произведений: с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента, фонограммы.
Тема 2. Сценический образ, сценические движения.
11
Теория: Особенности движения на сцене. Общие понятия о сценическом образе, сценическом пространстве, сочетание пения с элементами сценического движения. Раскрытие сценического образа. Практика: упражнения, игры на умение передать эмоциональное состояние радости, восторга, удивления, страха, печали и т.д. в музыке. Знакомство и разучивание танцевальных элементов. Выработка умения соединять движения в танцевальную композицию.
Тема 3. Работа с микрофоном.
Теория: Микрофон. Виды микрофонов. Работа с радиомикрофоном. Микрофон, особенности работы в студии. Практика: Репетиционно-исполнительский процесс работы в студии с микрофоном.
Раздел IV. Формирование музыкальной культуры.

Тема 1. Расширение музыкального кругозора.
Теория: Понятие музыкальной, сценической культуры. Контроль собственного голоса. Музыка в повседневной жизни. Практика: Слушание образцов классической и современной эстрадной музыки. Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей. Итоговое занятие.
Тема 2. Средства музыкальной выразительности.
Теория: Понятие ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр. Практика: Слушание музыки на определение средств музыкальной выразительности. Пение упражнений с акцентом на средства музыкальной выразительности.
Содержание программы 1 года обучения (вокальный ансамбль).

Раздел I. Пение как вид музыкальной деятельности.

Тема 1. Основы зарождения эстрадного вокального искусства.
Теория: Понятие эстрадного вокального искусства. Пение как основной вид музыкально- исполнительской деятельности.
Тема 2. Певческий голос, строение голосового аппарата.
12
Теория: Понятие певческого голоса. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса. Основные заболевания голосового аппарата. Способы предупреждения и профилактика заболеваний. Охрана и здоровье голоса. Практика: Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика.
Раздел II. Формирование детского голоса.

Тема1. Пение учебно-тренировочного материала.
Теория: Фонопедический метод развития голоса. Цикл 1-4. Интонационные упражнения, распевки-скороговорки. Понятие певческая установка, дыхание, звукообразование, дикция, артикуляция. Практика: Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Упражнения на формирование основных певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1е gаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука. Единое взятие и снятие звука.
Тема 2. Вокальные импровизации.
Теория: понятие вокальной импровизации. Мелодия, интонация, мотив. Практика: завершение мелодии, сочинение мелодии с опорой на заданный мотив, интонацию.
Раздел III. Работа над певческим репертуаром.

Тема 1.
Вокально-интонационная работа. Теория: Разучивание песенного репертуара. Формирование понятия средств музыкальной выразительности: динамики, темпоритма, фразировки, исполнительских штрихов. Унисон. Элементы двухголосия. Канон. Вокально-тембровое выравнивание звуков. Практика: Исполнение произведений различной тематики. Освоение средств исполнительской выразительности. Исполнение произведений: с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента, фонограммы.
Тема 2. Сценический образ, сценические движения.
13
Теория: Особенности движения на сцене. Общие понятия о сценическом образе, сценическом пространстве, сочетание пения с элементами сценического движения. Практика: упражнения, игры на умение передать эмоциональное состояние радости, восторга, удивления, страха, печали и т.д. в музыке . Знакомство и разучивание танцевальных элементов. Выработка умения соединять движения в танцевальную композицию.
Тема 3. Работа с микрофоном.
Теория: Микрофон. Виды микрофонов. Студия звукозаписи, правила записи в студии. Практика: Репетиционно-исполнительский процесс работы в студии с микрофоном.
Раздел IV. Формирование музыкальной культуры.

Тема 1. Расширение музыкального кругозора.
Теория: Понятие музыкальной, сценической культуры. Музыкальная грамотность и средства музыкальной выразительности. Значение вокального эстрадного искусства в нашей жизни. Практика: Слушание образцов классической и современной эстрадной музыки. Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей. Просмотр видеоматериалов с концертов, конкурсов. Посещение концертов Детско-юношеской филармонии ЦДТ.
Тема 2. Средства музыкальной выразительности.
Теория: Понятие ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр. Практика: Слушание музыки на определение средств музыкальной выразительности. Пение упражнений с акцентом на средства музыкальной выразительности.
Содержание программы 2 года обучения (сольное пение).

Раздел I. Пение как вид музыкальной деятельности.

Тема 1. Основы зарождения эстрадного вокального искусства.
Теория: Понятие эстрадного вокального искусства. Пение как основной вид музыкально- исполнительской деятельности.
Тема 2. Певческий голос, строение голосового аппарата.
14
Теория: Понятие певческого голоса. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса. Как беречь свой голос. Основные заболевания голосового аппарата. Здоровье и уход за голосом. Практика: Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика.
Раздел II. Формирование детского голоса.

Тема 1.Пение учебно-тренировочного материала.
Теория: Фонопедический метод развития голоса. Цикл 1-4. Интонационные упражнения, распевки-скороговорки. Понятие певческая установка, дыхание, звукообразование, дикция, артикуляция. Единая певческая артикуляция. Практика: Дыхательная, артикуляционная гимнастики. Упражнения на дыхание. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Упражнения на формирование основных певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1е gаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.
Тема 2. Вокальные импровизации.
Теория: понятие вокальной импровизации. Мелодия, интонация, мотив. Практика: завершение мелодии, сочинение мелодии с опорой на заданный мотив, интонацию.
Раздел III. Работа над певческим репертуаром.

Тема 1. Вокально-интонационная работа.
Теория: Разучивание песенного репертуара. Формирование понятия средств музыкальной выразительности: динамики, темпоритма, фразировки, исполнительских штрихов. Строй, ритмический ансамбль. Тембр. Вокально-тембровая культура исполнения. Практика: Исполнение произведений различной тематики. Освоение средств исполнительской выразительности. Исполнение произведений: с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента, фонограммы. 15

Тема 2. Сценический образ, сценические движения.
Теория: Особенности движения на сцене. Общие понятия о сценическом образе, сценическом пространстве, сочетание пения с элементами сценического движения. Практика: упражнения, игры на умение передать эмоциональное состояние радости, восторга, удивления, страха, печали и т.д. в музыке. Знакомство и разучивание танцевальных элементов. Выработка умения соединять движения в танцевальную композицию.
Тема 3. Работа с микрофоном.
Теория: Микрофон. Виды микрофонов. Студия звукозаписи, правила записи в студии. Фонограмма плюс и минус. Фонограмма с бэквокалом. Радиомикрофоны. Практика: Репетиционно-исполнительский процесс работы в студии с микрофоном.
Раздел IV. Формирование музыкальной культуры.

Тема 1. Расширение музыкального кругозора.
Теория: Музыкальная культура современности. Культура сцены. Музыкальная грамотность и средства музыкальной выразительности. Значение вокального эстрадного искусства в нашей жизни. Практика: Слушание образцов классической и современной эстрадной музыки. Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей. Просмотр видеоматериалов с концертов, конкурсов. Посещение концертов Детско-юношеской филармонии ЦДТ.
Тема 2. Средства музыкальной выразительности.
Теория: Понятие ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр. Тембральные краски музыки. Роль средств музыкальной выразительности. Практика: Слушание музыки на определение средств музыкальной выразительности. Пение упражнений с акцентом на средства музыкальной выразительности.
Содержание программы 2 года обучения (вокальный ансамбль).

Раздел I. Пение как вид музыкальной деятельности.

Тема 1. Основы зарождения эстрадного вокального искусства.
16
Теория: Понятие эстрадного вокального искусства. Пение как основной вид музыкально- исполнительской деятельности.
Тема 2. Певческий голос, строение голосового аппарата.
Теория: Понятие певческого голоса. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса. Основные заболевания голосового аппарата. Здоровье и уход за голосом. Практика: Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика.
Раздел II. Формирование детского голоса.

Тема 1.Пение учебно-тренировочного материала.
Теория: Фонопедический метод развития голоса. Цикл 1-4. Интонационные упражнения, распевки-скороговорки. Понятие певческая установка, дыхание, звукообразование, дикция, артикуляция. Единая певческая артикуляция. Практика: Дыхательная, артикуляционная гимнастики. Упражнения на дыхание. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Упражнения на формирование основных певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1е gаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.
Тема 2. Вокальные импровизации.
Теория: понятие вокальной импровизации. Мелодия, интонация, мотив. Практика: завершение мелодии, сочинение мелодии с опорой на заданный мотив, интонацию.
Раздел III. Работа над певческим репертуаром.

Тема 1. Вокально-интонационная работа.
Теория: Разучивание песенного репертуара. Формирование понятия средств музыкальной выразительности: динамики, темпоритма, фразировки, исполнительских штрихов. Строй, ритмический ансамбль. Тембр. Вокально-тембровая культура исполнения. 17
Практика: Исполнение произведений различной тематики. Освоение средств исполнительской выразительности. Исполнение произведений: с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента, фонограммы.
Тема 2. Сценический образ, сценические движения.
Теория: Особенности движения на сцене. Общие понятия о сценическом образе, сценическом пространстве, сочетание пения с элементами сценического движения. Практика: упражнения, игры на умение передать эмоциональное состояние радости, восторга, удивления, страха, печали и т.д. в музыке. Знакомство и разучивание танцевальных элементов. Выработка умения соединять движения в танцевальную композицию.
Тема 3. Работа с микрофоном.
Теория: Микрофон. Виды микрофонов. Студия звукозаписи, правила записи в студии. Фонограмма плюс и минус. Радиомикрофоны. Практика: Репетиционно-исполнительский процесс работы в студии с микрофоном.
Раздел IV. Формирование музыкальной культуры.

Тема 1. Расширение музыкального кругозора.
Теория: Понятие музыкальной культуры. Культура сцены. Музыкальная грамотность и средства музыкальной выразительности. Значение вокального эстрадного искусства в нашей жизни. Практика: Слушание образцов классической и современной эстрадной музыки. Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей. Просмотр видеоматериалов с концертов, конкурсов. Посещение концертов Детско-юношеской филармонии ЦДТ.
Тема 2. Средства музыкальной выразительности.
Теория: Понятие ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр. Роль средств музыкальной выразительности. Практика: Слушание музыки на определение средств музыкальной выразительности. Пение упражнений с акцентом на средства музыкальной выразительности. 18

Цель и задачи 3 года обучения:

Цель:
Совершенствование исполнительских навыков, формирование творческого мышления, эмоционально – сознательного отношения к исполнению репертуара.
Задачи:
 Формирование и совершенствование певческих навыков; элементов импровизации;  развитие исполнительско – певческих; творческих способностей обучающихся;  воспитание эмоционально-волевой сферы.
Содержание программы 4 года обучения.

1. Эстрадное вокальное искусство как основа музыкальной культуры

современности.
Теория: Приемы и техники исполнения: Вибрато. Микст. Выравнивание регистров. Фальцет. Глиссандо. Субтон. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование гласных и согласных звуков. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса. Сглаживание регистров. Понятие мутации голоса. Особенности мутационного периода. Способы предупреждения и профилактика заболеваний. Практика: дыхательная, артикуляционная гимнастики, цикл упражнений на развитие вибрато, подвижности голоса. Упражнения на выравнивание регистров, с применением различных приемов исполнения.


2. Совершенствование вокальных навыков.
Теория: Фонопедический метод развития голоса. Цикл 1-4. Интонационные упражнения, распевки-скороговорки. Певческая установка, дыхание, звукообразование, дикция, артикуляция. Развитие диапазона голоса. Цепное дыхание. Ощущение опоры звука. Вокальные импровизации. Практика: Дыхательная, артикуляционная гимнастики. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Упражнения на формирование основных певческих навыков. Сочинение мелодии с опорой на заданный мотив, интонацию; партии бэк-вокала.
3. Работа над певческим репертуаром.
19
Теория: Разучивание песенного репертуара. Средства музыкальной выразительности: динамика, темпоритм, фразировка, исполнительские штрихи. Лад, строй, ансамбль. Особенности движения на сцене. Общие понятия о сценическом образе, сценическом пространстве, сочетание пения с элементами сценического движения. Выразительность сценического образа. Мимика, жесты, пластика движений. Микрофон. Виды микрофонов. Студия звукозаписи, правила записи в студии. Практика: Исполнение произведений различной тематики. Освоение средств исполнительской выразительности. Исполнение произведений: с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента, фонограммы. Упражнения, игры на умение передать эмоциональное состояние радости, восторга, удивления, страха, печали и т.д. в музыке. Знакомство и разучивание танцевальных элементов. Выработка умения соединять движения в танцевальную композицию. Репетиционно-исполнительский процесс работы в студии с микрофоном. Запись плюсовых фонограмм, бэквокала в студии звукозаписи.
4.Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.
Теория: Музыкальная, сценическая культуры. Музыкальная грамотность и средства музыкальной выразительности. Значение вокального эстрадного искусства в нашей жизни. Сценическое волнение. Практика: Слушание образцов классической и современной эстрадной музыки. Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей. Просмотр видеоматериалов с концертов, конкурсов. Посещение концертов Детско-юношеской филармонии ЦДТ.
Содержание программы 5 года обучения.

1. Эстрадное вокальное искусство как основа музыкальной культуры

современности.
Теория: Приемы и техники исполнения: Вибрато. Микст. Выравнивание регистров. Фальцет. Глиссандо. Субтон. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование гласных и согласных звуков. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса. Сглаживание регистров. Понятие мутации голоса. Особенности мутационного периода. Способы предупреждения и профилактика заболеваний. 20
Практика: дыхательная, артикуляционная гимнастики, цикл упражнений на развитие вибрато, подвижности голоса. Упражнения на выравнивание регистров, с применением различных приемов исполнения.


2. Совершенствование вокальных навыков.
Теория: Фонопедический метод развития голоса. Цикл 1-4. Интонационные упражнения, распевки-скороговорки. Певческая установка, дыхание, звукообразование, дикция, артикуляция. Развитие диапазона голоса. Цепное дыхание. Ощущение опоры звука. Вокальные импровизации. Практика: Дыхательная, артикуляционная гимнастики. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Упражнения на формирование основных певческих навыков. Сочинение мелодии с опорой на заданный мотив, интонацию; партии бэк-вокала.
3. Работа над певческим репертуаром.
Теория: Разучивание песенного репертуара. Средства музыкальной выразительности: динамика, темпоритм, фразировка, исполнительские штрихи. Лад, строй, ансамбль. Особенности движения на сцене. Общие понятия о сценическом образе, сценическом пространстве, сочетание пения с элементами сценического движения. Выразительность сценического образа. Мимика, жесты, пластика движений. Микрофон. Виды микрофонов. Студия звукозаписи, правила записи в студии. Практика: Исполнение произведений различной тематики. Освоение средств исполнительской выразительности. Исполнение произведений: с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента, фонограммы. Упражнения, игры на умение передать эмоциональное состояние радости, восторга, удивления, страха, печали и т.д. в музыке. Знакомство и разучивание танцевальных элементов. Выработка умения соединять движения в танцевальную композицию. Репетиционно-исполнительский процесс работы в студии с микрофоном. Запись плюсовых фонограмм, бэквокала в студии звукозаписи.
4.Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.
Теория: Музыкальная, сценическая культуры. Музыкальная грамотность и средства музыкальной выразительности. Значение вокального эстрадного искусства в нашей жизни. Сценическое волнение. Практика: Слушание образцов классической и современной эстрадной музыки. Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей. Просмотр 21
видеоматериалов с концертов, конкурсов. Посещение концертов Детско-юношеской филармонии ЦДТ.
Условия реализации программы.

Методическое обеспечение образовательной деятельности.

Учебная деятельность.
Содержание учебного материала дополнительной общеразвивающей программы «Сольное пение, вокальный ансамбль» делится на два этапа: 1 этап - начальный (1 и 2 годы обучения); 2 этап - основной (3, 4 и 5 годы обучения). В содержании программы первого этапа обучения значительное место отводится освоению учащимися начальных практических исполнительских умений и навыков эстрадного пения. Одновременно с этим происходит накопление ими знаний и понятий элементарной теории музыки. На втором этапе учащиеся совершенствуют полученные ранее практические умения и навыки эстрадного пения, расширяют и углубляют теоретические знания. У учащихся формируется творческое воображение и способность к самовыражению при исполнении музыкальных произведений.
Формы, методы, технологии учебного процесса.
В основу программы «Сольное пение, вокальный ансамбль» положена концепция развивающего обучения и заложен принцип: «Обучая - развивай, развивая - воспитывай». Организация всего учебного процесса опирается на развивающие принципы вокальной педагогики: 1. Увеличение объёма, используемого в учебно-педагогической работе материала. 2. Ускорение темпов прохождения определённой части учебного материала. 3. Использование широкого диапазона сведений музыкально-теоретического и исторического характера. 4. Проявление с максимальной самостоятельности учащихся. А также организация учебного процесса опирается на общедидактические принципы обучения: осознание учащимися процесса учения; доступность; последовательность; и др. Активизации учебной деятельности учащихся способствуют следующие методы: 1. подражания. (Он может быть использован, когда учащиеся вводятся в новые для них области исполнения и когда нельзя удовольствоваться словесными объяснениями.); 22
2. эмоционально-волевой (Стремление воздействовать на фантазию ученика, эмоциональность.); 3. интеллектуальный (Обращён к сознанию, основан на вере, что всё опирается на ряд закономерностей, что они могут быть проанализированы и сформулированы.); 4. наглядно-слуховой; 5. словесный; 6. анализа и сравнения; 7. упражнения; 8. метод иллюстраций; 9. проблемный; 10. контроля и самоконтроля и др.
Образовательный процесс курса обучения вокалу включает шесть направлений

работы:
- организационное; - учебное; - воспитательное; - работа с родителями; - диагностика. - механизм реализации
Организационная работа.
В начале учебного года ведется набор или добор обучающихся. После зачисления обучающиеся знакомятся с правилами поведения в ЦДТ. В течение всего периода обучения постоянно проводятся различные инструктажи и беседы по темам: Техника безопасности, Правила дорожного движения, Правила пожарной безопасности, При проведении террористических актов, Об актированных днях, При проведении массовых мероприятий, При перевозке обучающихся и др. С начала обучения на каждого обучающегося оформляется Индивидуальный план работы, в котором представлен репертуарный план на каждое полугодие, сроки его выполнения, оценки, выступления обучающегося, краткая характеристика. Для обучающихся составляется удобное расписание, которое при необходимости корректируется. Организационная работа включает в себя организацию и подготовку внеклассных мероприятий обучающися. 23
Обучающиеся знакомятся с планом работы ЦДТ, положениями, графиком мероприятий. Проводятся беседы с родителями, налаживаются контакты со спонсорами. Примерный план работы с родителями № п/п Мероприятие Сроки 1. Родительское собрание Октябрь, май 2. День открытых дверей Сентябрь 3. Индивидуальные и групповые консультации по проблемным вопросам по обучению и воспитанию детей В течение года 4. Совместные творческие встречи, приуроченные к праздникам Январь, февраль, март, май 5. Концерт для родителей по итогам полугодия и учебного года Декабрь, май
Механизм и условия реализации программы.
Воспитательная работа органично вплетается во все направления образовательного процесса. Основным источником материального и духовного богатства общества, фундаментом личностного развития является труд. Труд развивает умственные способности человека, способствует жизненному самоопределению и правильному выбору профессии. Формированию трудолюбия и профессионального мастерства способствует, прежде всего, обучение на высоком профессиональном уровне, большая домашняя самоподготовка. Перед педагогом стоит задача возможно полнее раскрыть музыкальные и творческие способности учащихся. Важное значение в трудовом воспитании имеет общественно полезный труд. Обучающиеся должны ухаживать за растениями и поддерживать чистоту в учебных кабинетах, в учреждении. Одной из важных воспитательных задач стоящих перед педагогом является формирование устойчивых моральных качеств ребёнка (совести, чести, долга, ответственности, достоинства), активной жизненной позиции и воспитание культуры поведения, как одного из главных проявлений уважения к другим людям. С обучающимися проводятся беседы о чести, долге, ответственности, культуре поведения, сценической культуры, гармонии отношений в творческом коллективе. 24
Патриотическое и интернациональное воспитание способствует формированию знаний о родном крае, развитии чувства любви к Родине и гордости за неё, взаимоуважению и дружбе всех наций и народностей, уважительному отношению к родному языку. Обучающиеся знакомятся с символами государства: гимн, герб, флаг. Они изучают русскую музыку, музыку разных народов нашей страны. Проводятся беседы о творчестве русских композиторов и исполнителях. Организуются встречи с ветеранами и пожилыми в Пансионате ветеранов и престарелых. Эстетическое воспитание предполагает формирование чувств в области прекрасного. Большую роль в эстетическом воспитании играет искусство и музыкальное искусство, в частности. Воспитание и обучение основано на лучших образцах народной, классической и современной музыки. Обучающиеся слушают музыкальные произведения в исполнении народных и профессиональных коллективов, участвуют в просветительской работе Детско-юношеской филармонии, оформляют музыкальными номерами праздники и различные мероприятия, посещают музеи, галереи, выставки, театры, кинотеатры, концертные залы. Охрана и укрепление здоровья являются важным условием успешного обучения. С обучающимися проводятся физкультминутки, беседы о здоровом образе жизни, гигиене и внешнем виде. В системе проводятся вводные, текущие, периодические инструктажи, инструктажи по необходимости. Заинтересованность родителей в культурном, музыкальном развитии детей, совместная работа с семьёй создают благоприятные условия для развития специальных и творческих способностей, личностных качеств: трудолюбия, целеустремлённости, самостоятельности. С обучающимися и родителями проводятся беседы о семье, организуется их участие в праздниках и конкурсах музыкального семейного творчества. Проводятся тематические родительские собрания, концерты-подарки для родителей, совместные мероприятия. Процесс обучения – две взаимосвязанные, взаимодополняющие составные части. Первая – наглядная, непосредственно занятие, вторая - своеобразное руководство самостоятельной работой обучающихся. Всё занятие должно являться наглядным примером разбора тех сложностей и путей их преодоления, которые возникнут перед ребенком дома, или же при исполнении аналогичных произведений в будущем. Пробуждение, воспитание и развитие творческой инициативы обучающихся является наипервейшим методическим требованием к содержанию и структуре урока. Именно в этом и заключена вторая составная часть, педагогического процесса – самостоятельное развитие обучающихся от занятия к занятию, контроль и руководство осуществляется посредством систематических занятий с педагогом. На выполнение домашнего задания в среднем отводится 30 минут в день. Приобретённые таким образом самостоятельные навыки будут 25
стимулировать дальнейшее творческое совершенствование музыканта. Развитие учащихся осуществляется по мере приобретения определённой суммы знаний. Построение процесса обучения опирается на следующие установки: 1. Усвоение от предыдущего к последующему. 2. Тесная связь теории с практикой. 3. Периодическое многократное повторение по-разному организованного изучаемого материала. Каждое занятие рассматривается как одно из звеньев в общей цепи учебного процесса. В структуру урока входят следующие разделы: 1. Организационный момент. 2. Работа над произведением, тренировочным материалом. 3. Работа над новым материалом. 4. Беседы о музыке. 5. Слушание музыки. 6. Повторение пройденного материала. 7. Вывод по уроку. 8. Оценка работы на уроке. 9. Домашнее задание. Формы занятий могут быть различны. Это: занятие – концерт, занятие-путешествие и т.д.
Система оценивания и контроля.
Эффективности и качеству образовательного процесса способствует диагностическая работа, которая должна проводится в системе постоянно. Диагностика является важным направлением учебно-воспитательного процесса. С целью отслеживания качества знаний, творческого развития учащихся, определение особенностей характера, мотивации обучения проводятся и анализируются результаты специальных диагностик, тестов. Необходимо проводить следующие диагностики: 1. Первичная диагностика музыкальных данных. Она проводится с целью определения музыкальных данных при прослушивании и знакомстве с учащимися в начале обучения. 2. Диагностика учебной успеваемости. Она проводится с целью определения качества знаний, умений и навыков в конце каждого полугодия. 3. Диагностика мотивации обучения. 4. Диагностика творческих способностей. 26

Наименование методики

Цель
«Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников» Карпова Г.А. Выявление у учащихся мотивов учебной деятельности. «Уровень сформированности и развития ЗУН обучающихся модифицированный вариант. Определение уровня ЗУН обучающихся, планирование коррекционной работы с обучающимися. Карта-схема индивидуального наблюдения Определение динамики уровня развития творческой активности учащихся. «Какой у нас коллектив» Лутошкин И.П. Определение динамики развития детского коллектива, уровня сплоченности и степени комфортности каждого члена в коллективе.
Материально-техническое оснащение
, необходимое для реализации программы: просторный кабинет с хорошей акустикой, звукоизоляцией и вентиляцией, хорошо освещенный, соответствующий требованиям СанПина; Средства технического обеспечения - акустическая система, компьютер, DVD, СД МД, микрофоны, телевизор; шкафы для учебных пособий, стулья, учительский стол, сцена, зеркала; Музыкальный инструмент (рекомендуется синтезатор); Для реализации поставленных в программе задач по обучению детей эстрадному вокалу необходимо наличие современной, качественно оборудованной звукоизолированной, освещённой звуковой студии – запись бэк - вокала, «плюсовых» фонограмм; Наличие коллекции костюмов и костюмерной для их хранения.
Дидактическое обеспечение программы
: методическая литература, дидактический и раздаточный материал. Наличие качественной фонотеки и видеотеки с записями выступлений мастеров российской, зарубежной эстрады, а также записи выступления обучающихся.
Кадровое обеспечение программы
. Для эффективности и высокого качества образовательного процесса в рамках данной образовательной программы необходимо наличие опыта работы педагога в данной сфере, имеющего навык работы с компьютером, музыкальной аппаратурой, что, несомненно, будет способствовать более качественной профессионально ориентированной подаче материала. Качественной реализации данной программы будут способствовать создание научно- методических условий в образовательном процессе, в повышении профессионального 27
мастерства педагога через следующие формы деятельности: работа над методическими темами; разработка учебно-дидактического материала; посещение семинаров, мастер классов, открытых уроков; изучение современных методик преподавания, опыта коллег; совершенствование знаний в области всех видов искусств. 28

Список литературы:
1.Багадуров В.А. Воспитание и охрана детского голоса. Сб. статей. – М., 1953. 2. Варламов А.Е.. Вокальная педагогика. – М., 1953. 3. Вербов А.М. Техника постановки голоса.– М., 1961. 4. Вербовая Н.П., Головина О.М. Искусство речи. – М., 1977. 5. Виноградов К.П. Работа над дикцией // Витт Ф. Практические советы обучающимся пению. – Л., 1968. 6. Гарсия М. Школа пения. – М., 1957. 7. Гембицкая Е.Я. Обучение мальчиков в хоре. – М., 1960. 8. Глинка М.И. Управления для усовершенствования голоса. – М., 1950. 9. Дмитриев Л.Б. Голосовой аппарат певца. – М., 1964 10.Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг – СПб: Издательство «Лань», 2000 – 192 с. 11.Краевая Л.В., Равикович Л.Л. Вокальная работа в детском хоре – М: Издательский центр «Академия», 2002 – 82 с. 12.Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в общеобразовательной школе. – М., 1982. 13.Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. – М., 1967. 14.Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М., 1987. 15.Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1997 – 240 с. 16.Николаева Е.П. Первые шаги к выразительному исполнению – Музыка в школе, 1990/2 – 48 с. 17.Назаренко И.К. Искусство пения. – М., 1968. 18.Рост З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста: Пособие для музыкальных руководителей – М: Айрис-пресс, 2004 – 64 с. 19.Смолина Е.А. Современный урок музыки: Творческие приемы и задания – Ярославль: Академия развития, 2006 – 240 с. 20.Огороднов Д. Музыкально – певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Методическое пособие – 3 издание – Киев: Музыкальная Украина, 1989 – 165 с. 21.Огороднов Д., Панасюк И. О методике комплексного музыкально-певческого воспитания детей в общеобразовательной школе – Музыка в школе, 1989/ 2 22.Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников – М: Издательский центр «Академия», 2001 23.Стулова Г.П. Развитие детского голоса. – М., 1992 29
24.Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей / Сост. Орлова Т.М. – М: Просвещение, 1986 25.Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Дубровская Е.А., Казакова Т.Г. – М: Издательский центр «Академия», 2002. 30