Напоминание

"Особенности экологического воспитания в сельской школе в контексте ФГОС НОО"

Автор: Быченок Наталья Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 10
Населённый пункт: город Горячий Ключ
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности экологического воспитания в сельской школе в контексте ФГОС НОО"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Особенности реализации экологического воспитания в сельской школе

в контексте ФГОС НОО
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Тотальная экологическая безответственность населения, должностных лиц, руководителей производств за последние десятилетия говорят о низком уровне экологической культуры у граждан нашей страны. Конечно, современный человек никогда не откажется от благ цивилизации, удобного транспорта, промышленной деятельности, разработки полезных ископаемых и природных ресурсов. Следовательно, человечеству приходится задаваться вопросом, как сохранить безопасную для здоровья среду обитания, какие принимать меры, которые бы ослабили вред, наносимый окружающей среде. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с начальной школы. Это обусловлено тем, что детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе . И именно в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Развитие школьного экологического образования сегодня является одним из приоритетов в модернизации системы общего образования. Введение федеральных образовательных стандартов начального общего образования поставило перед учителем конкретные задачи и пути реализации экологического воспитания на первой ступени школы. В нашей школе разработана Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, одной из задач которой является развитие у детей представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного как для человека, так и для окружающей среды. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительные процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем поселке, городе, крае и стране. Сельская школа имеет перед городской одно преимущество – возможность вовлечения учащихся в естественную природную среду. Романтика помощи лесу, роднику,
пруду выражается в осознании бескорыстности труда, отсутствии расчета на вознаграждение, признание со стороны общества. Работа не на показ имеет глубокий нравственный смысл. В нашей школе накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Основные направления деятельности МБОУ СОШ № 10 по реализации Программы экологического воспитания следующие: блок познавательных мероприятий, блок просветительской работы, блок исследовательской работы, блок практических мероприятий. К познавательным мероприятиям, проводимым в каждом классе начальной школы, относятся следующие виды работ: тематические классные часы, экологические беседы, экскурсии в природу, викторины, КВНы, конкурсы с экологической тематикой, экологические игры, «зеленые» уроки. Внеурочную работу по формированию у младших школьников экологического отношения необходимо рассматривать как неотъемлемую часть всего учебно-воспитательного процесса. В школе активно проводится просветительская работа среди населения поселка по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (выпуск стенгазет, проведение акции «Мы хотим жить в чистом поселке», экологического праздника в детском саду). Учениками начальной школы были изготовлены и размещены на территории поселка следующие плакаты: « Поел сам – покорми птиц! », «Берегите родник!», «Люди, не превращайте улицы в свалки», «Не засоряйте пруд!» и другие. Этим самым мы призываем всех жителей поселка бережно относиться к природе, следить за чистотой дворов и окрестностей. Рис.1. Акция «Мы хотим жить Рис.2. Просветительская работа в чистом поселке» среди населения Образовательные цели в области экологии достигаются разными путями, одним из наиболее действенных является активное познание. Важное направление экологического воспитания в МБОУ СОШ № 10 – исследовательская деятельность. Метод создания проектов в последние годы стал очень актуальным. Конечно, для младших школьников
этот вид работы сопровождается помощью родителей. Этот метод предполагает большую самостоятельную работу школьников в исследовании состояния окружающей среды. Основная задача таких исследований заключается в том, чтобы на «живых» примерах показать природные взаимодействия и губительные последствия их нарушения. В своей работе я приучаю учеников к самому слову «исследование», «исследуем». Как загораются тогда глаза ребят, независимо от того, одаренный ребенок или «отстающий», послушный ученик или сорванец. Работа над исследованием – это задача с неизвестным ответом. Ребенок может только предполагать, выдвигать гипотезу, но результат получается самый неожиданный. И это – момент истины, который волнует, бередит детскую душу, зовёт к новым открытиям. Так ребятами моего класса были выполнены следующие исследовательские проекты: «Берегите воду», «Причины, признаки и последствия экологических проблем почвы (на примере почвы поселка Первомайского)», «Зимующие птицы нашего поселка», «Влияние автомобильных выбросов на обитателей почвы». Данные работы были представлены учащимися на городском семинаре-практикуме учителей начальной школы по теме «Формирование УУД в рамках внедрения ФГОС» и в материалах Всероссийского Фестиваля педагогических идей «Открытый урок». Рис. 3. Мини-фестиваль исследовательских работ Естественно, работа в экологическом направлении не ограничивается исследовательской деятельностью. Все ребята моего класса объединились в группу «Экос» («Экологическая служба»). Это сплоченный коллектив со своими целями и задачами. Идея создать такую маленькую, но действенную школьную организацию пришла ко мне не случайно. Убеждена, чем раньше «заразишь» ребят каким-то интересным и добрым увлечением, тем быстрее они научатся с пользой проводить свободное время, сосредоточатся на осмыслении и, возможно, решении проблемы. А главное – это реальная работа, попытка сделать свою малую родину чуть краше, увидеть результаты своего труда. На мой взгляд, успешность развития экологического движения и формирование
экологического сознания основаны на деятельности детей в неформальных условиях, при проведении различных акций. У школьников развивается уверенность в необходимости и возможности личного участия в решении локальных и глобальных экологических проблем, вырабатывается чувство ответственности за окружающий мир, привлекается внимание общества к проблемам окружающей среды. Нам всем пора задуматься о том, что мы в ответе за тех, кто будет жить после нас. Многие люди уже понимают, что время громких слов в защиту природы прошло. Настало время действий. Но пока в зрослые только рассуждают о том, как сделать планету чище, младшие ученики нашей школы уже действуют. Традиционными в начальной школе стали операции «Живи, родник!» и «Чистые парки». Третий год наша школа – участник Краевой акции «Чистые берега». Рис. 4. Краевая акция «Чистые берега» Усилиями учителей, школьников и их родителей очищены от мусора берега нашего поселкового пруда, приведена в порядок и облагорожена территория возле родника, который первомайцы ласково называют «Криница». Регулярно проводятся экологические десанты по уборке наших парков: «Дубрава» и «Ясеневая роща». Для «Экоса» - это хорошие уроки ответственного отношения к своей малой родине. Вместе с ребятами мы сняли фильм «Экос в действии» и показали его на классных часах в школе и на родительском собрании. Своим примером мы хотим показать односельчанам, что чистота небольшого уголка земли в руках каждого, и что мы в ответе за то, на какой земле будут жить наши потомки. И что очень важно, через экологические акции в нашу деятельность активно стали включаться родители наших учеников, а значит, общественность поселка. И даже если никто из активистов «Экоса» не станет экологом по профессии, все равно каждый будет бережно и с любовью относиться к природе, научит этому своих детей. А это не менее важно, ведь пройдет совсем немного времени, и в руках сегодняшних школьников окажется наша планета . И пусть девизом для каждого ребенка мира станет стихотворение, сочиненное членом группы «Экос» Машей Мосур: Земля страдает больше год от года, И нас, пусть мы пока всего лишь дети,
Волнует состояние природы – Ведь мы, как все, за шар земной в ответе.