"Особенности экологического воспитания в сельской школе в контексте ФГОС НОО"
Автор: Быченок Наталья Олеговна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 10
Населённый пункт: город Горячий Ключ
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности экологического воспитания в сельской школе в контексте ФГОС НОО"
Особенности реализации экологического воспитания в сельской школе
в контексте ФГОС НОО
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном
этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную
экологическую проблему. Тотальная экологическая безответственность населения,
должностных лиц, руководителей производств за последние десятилетия говорят о низком
уровне экологической культуры у граждан нашей страны. Конечно, современный человек
никогда не откажется от благ цивилизации, удобного транспорта, промышленной
деятельности, разработки полезных ископаемых и природных ресурсов. Следовательно,
человечеству приходится задаваться вопросом, как сохранить безопасную для здоровья
среду обитания, какие принимать меры, которые бы ослабили вред, наносимый
окружающей среде. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и
ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с начальной школы.
Это
обусловлено тем, что детям младшего школьного возраста свойственно уникальное
единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности
формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе
. И именно в
это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные
убеждения.
Развитие школьного экологического образования сегодня является одним из
приоритетов в модернизации системы общего образования.
Введение федеральных
образовательных стандартов начального общего образования поставило перед учителем
конкретные задачи и пути
реализации экологического воспитания на первой ступени
школы.
В нашей школе разработана Программа формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни, одной из задач которой является развитие у детей
представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного
поведения в быту и природе, безопасного как для человека, так и для окружающей среды.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и
длительные процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными
знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание
активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие
определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе. В
будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем поселке,
городе, крае и стране.
Сельская школа имеет перед городской одно преимущество – возможность
вовлечения учащихся в естественную природную среду.
Романтика помощи лесу, роднику,
пруду выражается в осознании бескорыстности труда, отсутствии расчета на
вознаграждение, признание со стороны общества. Работа не на показ имеет глубокий
нравственный смысл.
В нашей школе накоплен положительный опыт работы по экологическому
воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась
система дополнительного образования на базе школы.
Основные направления
деятельности МБОУ СОШ № 10 по реализации Программы экологического воспитания
следующие: блок познавательных мероприятий, блок просветительской работы, блок
исследовательской работы, блок практических мероприятий.
К познавательным мероприятиям, проводимым в каждом классе начальной школы,
относятся следующие виды работ: тематические классные часы, экологические беседы,
экскурсии в природу, викторины, КВНы, конкурсы с экологической тематикой,
экологические игры, «зеленые» уроки.
Внеурочную работу по формированию у младших
школьников экологического отношения необходимо рассматривать как неотъемлемую
часть всего учебно-воспитательного процесса.
В школе активно проводится просветительская работа среди населения поселка по
пропаганде и разъяснению идей охраны природы (выпуск стенгазет, проведение акции
«Мы хотим жить в чистом поселке», экологического праздника в детском саду).
Учениками начальной школы были изготовлены и размещены на территории поселка
следующие плакаты: «
Поел сам – покорми птиц!
», «Берегите родник!», «Люди, не
превращайте улицы в свалки», «Не засоряйте пруд!» и другие. Этим самым мы
призываем
всех жителей поселка бережно относиться к природе, следить за чистотой дворов и
окрестностей.
Рис.1. Акция «Мы хотим жить Рис.2. Просветительская работа
в чистом поселке» среди населения
Образовательные цели в области экологии достигаются разными путями, одним из
наиболее действенных является активное познание. Важное направление экологического
воспитания в МБОУ СОШ № 10 – исследовательская деятельность.
Метод создания
проектов в последние годы стал очень актуальным. Конечно, для младших школьников
этот вид работы сопровождается помощью родителей.
Этот метод предполагает большую
самостоятельную работу школьников в исследовании состояния окружающей среды.
Основная задача таких исследований заключается в том, чтобы на «живых» примерах
показать природные взаимодействия и губительные последствия их нарушения.
В своей
работе я приучаю учеников к самому слову «исследование», «исследуем». Как загораются
тогда глаза ребят, независимо от того, одаренный ребенок или «отстающий», послушный
ученик или сорванец. Работа над исследованием – это задача с неизвестным ответом.
Ребенок может только предполагать, выдвигать гипотезу, но результат получается самый
неожиданный. И это – момент истины, который волнует, бередит детскую душу, зовёт к
новым открытиям. Так ребятами моего класса были выполнены следующие
исследовательские проекты: «Берегите воду», «Причины, признаки и последствия
экологических проблем почвы (на примере почвы поселка Первомайского)», «Зимующие
птицы нашего поселка», «Влияние автомобильных выбросов на обитателей почвы».
Данные работы были представлены учащимися на городском семинаре-практикуме
учителей начальной школы по теме «Формирование УУД в рамках внедрения ФГОС» и в
материалах Всероссийского Фестиваля педагогических идей «Открытый урок».
Рис. 3. Мини-фестиваль исследовательских работ
Естественно, работа в экологическом направлении не ограничивается
исследовательской деятельностью. Все ребята моего класса объединились в группу «Экос»
(«Экологическая служба»). Это сплоченный коллектив со своими целями и задачами. Идея
создать такую маленькую, но действенную школьную организацию пришла ко мне не
случайно.
Убеждена, чем раньше «заразишь» ребят каким-то интересным и добрым
увлечением, тем быстрее они научатся с пользой проводить свободное время,
сосредоточатся на осмыслении и, возможно, решении проблемы. А главное – это реальная
работа, попытка сделать свою малую родину чуть краше, увидеть результаты своего
труда. На мой взгляд, успешность развития экологического движения и
формирование
экологического сознания основаны на деятельности детей в неформальных условиях, при
проведении различных акций. У школьников развивается уверенность в
необходимости
и возможности личного участия в
решении локальных и
глобальных экологических
проблем, вырабатывается чувство ответственности за окружающий мир, привлекается
внимание общества к проблемам окружающей среды. Нам всем пора задуматься о том, что
мы в ответе за тех, кто будет жить после нас. Многие люди уже понимают, что время
громких слов в защиту природы прошло. Настало время действий. Но пока в
зрослые
только рассуждают о том, как сделать планету чище, младшие ученики нашей школы уже
действуют.
Традиционными в начальной школе стали операции «Живи, родник!» и
«Чистые парки». Третий год наша школа – участник Краевой акции «Чистые берега».
Рис. 4. Краевая акция «Чистые берега»
Усилиями учителей, школьников и их родителей очищены от мусора берега нашего
поселкового пруда, приведена в порядок и облагорожена территория возле родника,
который первомайцы ласково называют «Криница». Регулярно проводятся экологические
десанты по уборке наших парков: «Дубрава» и «Ясеневая роща». Для «Экоса» - это
хорошие уроки ответственного отношения к своей малой родине.
Вместе с ребятами мы
сняли фильм «Экос в действии» и показали его на классных часах в школе и на
родительском собрании. Своим примером мы хотим показать односельчанам, что чистота
небольшого уголка земли в руках каждого, и что мы в ответе за то, на какой земле будут
жить наши потомки. И что очень важно, через экологические акции в нашу деятельность
активно стали включаться родители наших учеников, а значит, общественность поселка.
И даже если никто из активистов «Экоса» не станет экологом по профессии, все равно
каждый будет бережно и с любовью относиться к природе, научит этому своих детей. А
это не менее важно, ведь пройдет совсем немного времени, и в руках сегодняшних
школьников окажется наша планета . И пусть девизом для каждого ребенка мира станет
стихотворение, сочиненное членом группы «Экос»
Машей Мосур:
Земля страдает больше год от года,
И нас, пусть мы пока всего лишь дети,
Волнует состояние природы –
Ведь мы, как все, за шар земной в ответе.