Напоминание

применение карт памяти в рамках проектной деятельности

Автор: Крупина Нэлли Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: применение карт памяти в рамках проектной деятельности







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Крупина Нэлли Николаевна,

Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства,

преподаватель

Применение карт - памяти

в рамках проектной деятельности студентов

В контексте современного образования необходимыми становятся не

сами знания, а знания о том, как и где их применять. Это требует изменить

характер

учебного

процесса

и

способы

деятельности

обучащихся.

Введение ФГОС третьего поколения ознаменовало собой решительный

поворот к построению образования на деятельностной основе.

Основная идея деятельностного подхода в образовании связана не с

самой деятельностью, а с организацией и управлением деятельностью.

Метод проектов рассматривается, как одна из форм организации учебно-

воспитательного

процесса,

с

целью

сделать

процесс

обучения

продуктивным и личностно-ориентированным.

При организации образовательного процесса на основе данного

подхода в центре внимания, именно, совместная деятельность студентов и

преподавателей по реализации вместе выработанных целей и задач.

Студенты

активно

осваивают

новые

виды

деятельности:

учебно-

исследовательскую, поисково-конструкторскую, творческую и др. Из

пассивного

потребителя

знаний

обучащийся

становится

активным

участником обучения.

Задача преподавателя организовать обучение при котором студенты

могут сознательно и активно овладевать знаниями и методами их

применения на практике, у них развивается творческая инициатива и

самостоятельность, мышление, формируется трудовая культура.

Решая эту проблему в своей проектной деятельности, мы обратились

к методике составления карт памяти (интеллект-карты, ментальные,

мыслительные).

В

создании

мыслительных

карт

задействованы

воображение,

творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная,

слуховая, механическая.

Творческая

работа

по

созданию

коллекции

моделей

одежды,

традиционная

проектная

деятельность,

которая

реализуется

на

специальности.

Преподаватель-

руководитель

проекта

направляет

деятельность учащихся на решение актуальных на сегодняшний день

проблем,

осуществляет

общее

руководство

группой

студентов,

консультирует,

помогает

эффективно

использовать

возможности

Интернета.

Весь процесс создания проекта изображается в виде мыслительной

карты. Интеллект-карта это техника представления любого процесса или

события

мысли

в

комплексной

систематизированной

визуальной

(графической) форме. Учащиеся должны сами составить интеллект-карту,

или с помощью руководителя проекта (лучше заранее самому составить

свою интеллект-карту). Карту можно составить в ручную или с помощью

компьютерных программ

.

Для работы над задуманным проектом выделяются этапы:

Работа

с

источниками

информации.

Подготовка материала по теме.

Формирование

навыков

обработки

информации.

Изучение и анализ новой информации.

Обзор модных показов, видеоматериалы,

иллюстрационный материал.

Систематизация материала, составление

связного

текста.

Подбор

рисунков

и

фотографий к отобранному материалу

Создание творческого продукта

Расположить отобранный материал для

интеллект-карты

на

листе

ватмана,

подобрать

ассоциации,

разработать

собственный

стиль,

продумать

центральный образ.

Обучение

навыкам

публичного

выступления:

представлять

результаты

своего труда, обосновывать полученные

выводы, отвечать на вопросы, отстаивать

собственную точку зрения.

Подготовить проект к публичной защите

на

научно

практической

конференции:

составить

сценарий

защиты

и

текст

выступления; распределить роли между

участниками группы. Ментальная карта -

идеальное решение помощника защите

проектных работ

Интеллект-карты очень эффективны в представлении результатов

проектной деятельности, во время представления проекта поясняется всё

то, что изображено на карте.

Таким образом, обучение проектной деятельности – процесс

длительный

и

кропотливый.

Правильно

организованная

проектная

деятельность, основанная на использовании визуализации и применении

карт памяти

вынуждает учащегося

занимать активную позицию:

исследовать проблему, принимать решения, работать с информацией,

сотрудничать

с

другими

участниками

проекта,

аргументированно

отстаивать свои взгляды. То есть участие в проектной деятельности

формирует качества студентов, которые характерны для успешных,

деятельных, инициативных людей.

Литература

1. Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами.

Ярославль, 2008.

2. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Интеллект-карты. Практическое руководство. – М. :Поппури, 2010.– 352 с.

3. Бершадская Е.А. Метод интеллект-карт как инструмент визуализации когнитивных процессов

учащихся. В сб.: Инструментальная дидактика и дидактический дизайн: теория, технология и практика

многофункциональной визуализации знаний: материалы Первой Всероссийской научно-практической

конференции, Москва Уфа, 28 января 2013 г.: БГПУ имени М. Акмулы, 2013. – 290с.