Автор: Крупина Нэлли Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: применение карт памяти в рамках проектной деятельности
Крупина Нэлли Николаевна,
Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства,
преподаватель
Применение карт - памяти
в рамках проектной деятельности студентов
В контексте современного образования необходимыми становятся не
сами знания, а знания о том, как и где их применять. Это требует изменить
характер
учебного
процесса
и
способы
деятельности
обучащихся.
Введение ФГОС третьего поколения ознаменовало собой решительный
поворот к построению образования на деятельностной основе.
Основная идея деятельностного подхода в образовании связана не с
самой деятельностью, а с организацией и управлением деятельностью.
Метод проектов рассматривается, как одна из форм организации учебно-
воспитательного
процесса,
с
целью
сделать
процесс
обучения
продуктивным и личностно-ориентированным.
При организации образовательного процесса на основе данного
подхода в центре внимания, именно, совместная деятельность студентов и
преподавателей по реализации вместе выработанных целей и задач.
Студенты
активно
осваивают
новые
виды
деятельности:
учебно-
исследовательскую, поисково-конструкторскую, творческую и др. Из
пассивного
потребителя
знаний
обучащийся
становится
активным
участником обучения.
Задача преподавателя организовать обучение при котором студенты
могут сознательно и активно овладевать знаниями и методами их
применения на практике, у них развивается творческая инициатива и
самостоятельность, мышление, формируется трудовая культура.
Решая эту проблему в своей проектной деятельности, мы обратились
к методике составления карт памяти (интеллект-карты, ментальные,
мыслительные).
В
создании
мыслительных
карт
задействованы
воображение,
творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная,
слуховая, механическая.
Творческая
работа
по
созданию
коллекции
моделей
одежды,
традиционная
проектная
деятельность,
которая
реализуется
на
специальности.
Преподаватель-
руководитель
проекта
направляет
деятельность учащихся на решение актуальных на сегодняшний день
проблем,
осуществляет
общее
руководство
группой
студентов,
консультирует,
помогает
эффективно
использовать
возможности
Интернета.
Весь процесс создания проекта изображается в виде мыслительной
карты. Интеллект-карта это техника представления любого процесса или
события
мысли
в
комплексной
систематизированной
визуальной
(графической) форме. Учащиеся должны сами составить интеллект-карту,
или с помощью руководителя проекта (лучше заранее самому составить
свою интеллект-карту). Карту можно составить в ручную или с помощью
компьютерных программ
.
Для работы над задуманным проектом выделяются этапы:
Работа
с
источниками
информации.
Подготовка материала по теме.
Формирование
навыков
обработки
информации.
Изучение и анализ новой информации.
Обзор модных показов, видеоматериалы,
иллюстрационный материал.
Систематизация материала, составление
связного
текста.
Подбор
рисунков
и
фотографий к отобранному материалу
Создание творческого продукта
Расположить отобранный материал для
интеллект-карты
на
листе
ватмана,
подобрать
ассоциации,
разработать
собственный
стиль,
продумать
центральный образ.
Обучение
навыкам
публичного
выступления:
представлять
результаты
своего труда, обосновывать полученные
выводы, отвечать на вопросы, отстаивать
собственную точку зрения.
Подготовить проект к публичной защите
на
научно
практической
конференции:
составить
сценарий
защиты
и
текст
выступления; распределить роли между
участниками группы. Ментальная карта -
идеальное решение помощника защите
проектных работ
Интеллект-карты очень эффективны в представлении результатов
проектной деятельности, во время представления проекта поясняется всё
то, что изображено на карте.
Таким образом, обучение проектной деятельности – процесс
длительный
и
кропотливый.
Правильно
организованная
проектная
деятельность, основанная на использовании визуализации и применении
карт памяти
вынуждает учащегося
занимать активную позицию:
исследовать проблему, принимать решения, работать с информацией,
сотрудничать
с
другими
участниками
проекта,
аргументированно
отстаивать свои взгляды. То есть участие в проектной деятельности
формирует качества студентов, которые характерны для успешных,
деятельных, инициативных людей.
Литература
1. Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами.
Ярославль, 2008.
2. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Интеллект-карты. Практическое руководство. – М. :Поппури, 2010.– 352 с.
3. Бершадская Е.А. Метод интеллект-карт как инструмент визуализации когнитивных процессов
учащихся. В сб.: Инструментальная дидактика и дидактический дизайн: теория, технология и практика
многофункциональной визуализации знаний: материалы Первой Всероссийской научно-практической
конференции, Москва Уфа, 28 января 2013 г.: БГПУ имени М. Акмулы, 2013. – 290с.