Напоминание

Нетрадиционные дистанционные формы работы с детьми и родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений

Автор: Силиверстова Екатерина Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №100 города Тюмени
Населённый пункт: город Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Нетрадиционные дистанционные формы работы с детьми и родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тема: «Нетрадиционные (дистанционные) формы работы с детьми и родителями

воспитанников дошкольных образовательных учреждений»

Педагог-психолог

МАДОУ Детский сад №100 города Тюмени

Силиверстова Екатерина Владимировна

В современных условиях оптимизации трудового процесса, высокого уровня

стресса, а также массового внедрения цифровых технологий в жизнь человека, как

никогда становится актуальным расширение способов оказания квалифицированной

психологической помощи, особенно это касается родителей воспитанников дошкольных

образовательных учреждений.

Многие родители в силу своей загруженности на работе, либо педагога, не всегда

могут своевременно получить консультацию психолога, получить ответ на вопросы

воспитания и обучения своего ребенка.

Помимо этого остро стоит вопрос заболеваний острыми респираторными

заболеваниями среди часто болеющих детей. В период болезни, карантина, режима

«самоизоляции» ребенок с ОВЗ, тяжелыми нарушениями речи, а так же другими

трудностями эмоционально-волевой, познавательной, поведенческой сфер не может

посещать коррекционно-развивающие занятия специалистов логопедов, дефектологов,

психологов и других специалистов коррекционного профиля. Родитель обязан проводить

занятия самостоятельно дома, используя рекомендации, полученные ранее или пользуясь

специализированной литературой и онлайн-источниками.

В решении задач оказания грамотной профессиональной психологической

помощи родителям воспитанников ДОУ,

повышения их психолого-педагогической

грамотности, поддержания психологического благополучия детей и родителей, развития

гармоничных детско-родительских взаимоотношений в семье воспитанников может

помочь

организация

дистанционного

психолого-педагогического

сопровождения

родителей воспитанников ДОУ.

С целью изучения опыта наиболее популярных образовательных интернет-

порталов для специалистов, были прослушаны следующие вебинары:

«Проведение дистанционных развивающих занятий с детьми с помощью

интерактивных технологий», Суслова Е.А., на образовательном портале «Мерсибо»;

«Новая

онлайн

педагогика,

секреты

проведения

дистанционного

логопедического консультирования и занятий», Жукова О.С., Леонова З.Л. интернет-

портал «Лого-Эксперт», ЧОУ ДПО «Логопед-Профи».

Изучен опыт дистанционного повышения квалификации и профессиональной

переподготовки

специалистов,

репетиторской

работы

с

детьми

Всероссийского

образовательного портала «Инфоурок».

С целью повышения педагогической грамотности родителей, психологического

просвещения, профилактики психологического неблагополучия в семье были собраны

разработки адаптированных методических материалов для родителей, аудио и видео –

консультаций, презентаций. Демонстрация наработок для родителей в дистанционном

формате, используя различные каналы связи, позволила выявить оптимальные варианты

взаимодействия педагога с различным контингентом родителей ДОУ.

Были разработаны следующие электронные картотеки игр и психологических

упражнений (в текстовом, аудио и видео формате, в виде презентаций) для родителей с

целью проведения ими самостоятельно коррекционно-развивающих занятий с детьми:

«Игры на развитие саморегуляции»,

«Игры на развитие межполушарного взаимодействия»;

«Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук»;

«Игры и упражнения для развития речи»;

«Игры на развитие внимания»;

«Игры на развитие памяти»;

«Игры на развитие мышления»;

«Экспресс-диагностика уровня психо-речевого развития детей, развития

эмоционального интеллекта»

«Диагностика детско-родительских взаимоотношений, психологического

климата в семье»;

«Формирование гармоничных детско-родительских взаимоотношений»;

«Развитие школьно-значимых функций».

В течение всего учебного года на регулярной основе проводились дистанционные

индивидуальные консультации и занятия с родителями воспитанников, посещающих

МАДОУ Детский сад №100 города Тюмени, а также в рамках консультативно-

методический пункт детского сада.

Дистанционные формы взаимодействия педагога-психолога МАДОУ Детский сад

№100 города Тюмени с родителями воспитанников:

Онлайн-консультации с родителями (Viber, What’s App, Skype, Zoom, сотовая связь

и телефония), - включая голосовое, видео и текстовые сообщения.

Рассылка по е-mail заданий, полезной информации в виде презентаций, текстовых,

аудио, видео-материалов, интернет-ссылок с информацией для занятий, по

интересующим вопросам.

Проведение дистанционных занятий с детьми с использованием персональных

личных кабинетов родителей портала «Мерсибо».

Организация участия детей в онлайн-викторинах, конкурсах, олимпиадах в рамках

работы с одаренными детьми

В онлайн режиме можно осуществлять консультирование и занятия с детьми

возрастной нормы и с различными патологиями развития, осуществлять помощь в

построении индивидуального маршрута обучения, подготовке к школе, а также

психолого-педагогическое сопровождение детей с одаренностью.

Однако следует отметить, что не каждому родителю и его ребенку подходит

вариант онлайн-консультаций:

во-первых, это материальное, техническое оснащение (ноутбук, компьютер,

принтер, наличие интернета) в семье;

необходимо хорошее произвольное внимание ребенка и родителя;

ребёнок должен понимать плоскостные изображения;

дома должна быть развивающая среда (игры, игрушки и пособия);

сложно проводить занятия с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы

и детьми с ТМНР;

родитель должен обладать педагогическими приемами, чтобы удержать внимание

ребёнка и мотивировать его на занятие, а также важна мотивация самого родителя;

важно непосредственное воздействие на ребёнка (например, для речевых детей на

логопедических занятиях, а также с детьми раннего возраста).

Однако, в случае, если ребенку трудно заниматься дистанционно, то педагог может

сопровождать родителя, повышая его психолого-педагогическую грамотность.

В заключение следует отметить, что особое место применение нетрадиционных

(дистанционных) форм работы с родителями может занять в коррекционно-развивающей

деятельности

педагога-психолога

и

воспитателей

дошкольных

образовательных

учреждений в период «самоизоляции» и карантина.