Автор: Силиверстова Екатерина Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №100 города Тюмени
Населённый пункт: город Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Нетрадиционные дистанционные формы работы с детьми и родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений
Тема: «Нетрадиционные (дистанционные) формы работы с детьми и родителями
воспитанников дошкольных образовательных учреждений»
Педагог-психолог
МАДОУ Детский сад №100 города Тюмени
Силиверстова Екатерина Владимировна
В современных условиях оптимизации трудового процесса, высокого уровня
стресса, а также массового внедрения цифровых технологий в жизнь человека, как
никогда становится актуальным расширение способов оказания квалифицированной
психологической помощи, особенно это касается родителей воспитанников дошкольных
образовательных учреждений.
Многие родители в силу своей загруженности на работе, либо педагога, не всегда
могут своевременно получить консультацию психолога, получить ответ на вопросы
воспитания и обучения своего ребенка.
Помимо этого остро стоит вопрос заболеваний острыми респираторными
заболеваниями среди часто болеющих детей. В период болезни, карантина, режима
«самоизоляции» ребенок с ОВЗ, тяжелыми нарушениями речи, а так же другими
трудностями эмоционально-волевой, познавательной, поведенческой сфер не может
посещать коррекционно-развивающие занятия специалистов логопедов, дефектологов,
психологов и других специалистов коррекционного профиля. Родитель обязан проводить
занятия самостоятельно дома, используя рекомендации, полученные ранее или пользуясь
специализированной литературой и онлайн-источниками.
В решении задач оказания грамотной профессиональной психологической
помощи родителям воспитанников ДОУ,
повышения их психолого-педагогической
грамотности, поддержания психологического благополучия детей и родителей, развития
гармоничных детско-родительских взаимоотношений в семье воспитанников может
помочь
организация
дистанционного
психолого-педагогического
сопровождения
родителей воспитанников ДОУ.
С целью изучения опыта наиболее популярных образовательных интернет-
порталов для специалистов, были прослушаны следующие вебинары:
«Проведение дистанционных развивающих занятий с детьми с помощью
интерактивных технологий», Суслова Е.А., на образовательном портале «Мерсибо»;
«Новая
онлайн
педагогика,
секреты
проведения
дистанционного
логопедического консультирования и занятий», Жукова О.С., Леонова З.Л. интернет-
портал «Лого-Эксперт», ЧОУ ДПО «Логопед-Профи».
Изучен опыт дистанционного повышения квалификации и профессиональной
переподготовки
специалистов,
репетиторской
работы
с
детьми
Всероссийского
образовательного портала «Инфоурок».
С целью повышения педагогической грамотности родителей, психологического
просвещения, профилактики психологического неблагополучия в семье были собраны
разработки адаптированных методических материалов для родителей, аудио и видео –
консультаций, презентаций. Демонстрация наработок для родителей в дистанционном
формате, используя различные каналы связи, позволила выявить оптимальные варианты
взаимодействия педагога с различным контингентом родителей ДОУ.
Были разработаны следующие электронные картотеки игр и психологических
упражнений (в текстовом, аудио и видео формате, в виде презентаций) для родителей с
целью проведения ими самостоятельно коррекционно-развивающих занятий с детьми:
«Игры на развитие саморегуляции»,
«Игры на развитие межполушарного взаимодействия»;
«Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук»;
«Игры и упражнения для развития речи»;
«Игры на развитие внимания»;
«Игры на развитие памяти»;
«Игры на развитие мышления»;
«Экспресс-диагностика уровня психо-речевого развития детей, развития
эмоционального интеллекта»
«Диагностика детско-родительских взаимоотношений, психологического
климата в семье»;
«Формирование гармоничных детско-родительских взаимоотношений»;
«Развитие школьно-значимых функций».
В течение всего учебного года на регулярной основе проводились дистанционные
индивидуальные консультации и занятия с родителями воспитанников, посещающих
МАДОУ Детский сад №100 города Тюмени, а также в рамках консультативно-
методический пункт детского сада.
Дистанционные формы взаимодействия педагога-психолога МАДОУ Детский сад
№100 города Тюмени с родителями воспитанников:
Онлайн-консультации с родителями (Viber, What’s App, Skype, Zoom, сотовая связь
и телефония), - включая голосовое, видео и текстовые сообщения.
Рассылка по е-mail заданий, полезной информации в виде презентаций, текстовых,
аудио, видео-материалов, интернет-ссылок с информацией для занятий, по
интересующим вопросам.
Проведение дистанционных занятий с детьми с использованием персональных
личных кабинетов родителей портала «Мерсибо».
Организация участия детей в онлайн-викторинах, конкурсах, олимпиадах в рамках
работы с одаренными детьми
В онлайн режиме можно осуществлять консультирование и занятия с детьми
возрастной нормы и с различными патологиями развития, осуществлять помощь в
построении индивидуального маршрута обучения, подготовке к школе, а также
психолого-педагогическое сопровождение детей с одаренностью.
Однако следует отметить, что не каждому родителю и его ребенку подходит
вариант онлайн-консультаций:
во-первых, это материальное, техническое оснащение (ноутбук, компьютер,
принтер, наличие интернета) в семье;
необходимо хорошее произвольное внимание ребенка и родителя;
ребёнок должен понимать плоскостные изображения;
дома должна быть развивающая среда (игры, игрушки и пособия);
сложно проводить занятия с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы
и детьми с ТМНР;
родитель должен обладать педагогическими приемами, чтобы удержать внимание
ребёнка и мотивировать его на занятие, а также важна мотивация самого родителя;
важно непосредственное воздействие на ребёнка (например, для речевых детей на
логопедических занятиях, а также с детьми раннего возраста).
Однако, в случае, если ребенку трудно заниматься дистанционно, то педагог может
сопровождать родителя, повышая его психолого-педагогическую грамотность.
В заключение следует отметить, что особое место применение нетрадиционных
(дистанционных) форм работы с родителями может занять в коррекционно-развивающей
деятельности
педагога-психолога
и
воспитателей
дошкольных
образовательных
учреждений в период «самоизоляции» и карантина.