Напоминание

"Мой Пушкин"

Автор: Фоминых Любава Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств и ремесел им. А.С. Пушкина "Изограф"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Мой Пушкин"
Дата публикации: 21.11.2020







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Методическая разработка

(сценарий занятия) на тему:

«Мой Пушкин»

Автор: Фоминых Л.Ю.

педагог ДО, высшей категории

Адресат: дети 12-14 лет, обучающиеся по программе «Акварель, рисунок,

композиция»

Цель – создание выразительного художественного образа.

Задачи:

Образовательные

- совершенствовать работу в различных художественных техниках;

- способы передачи эмоций и настроения через колорит.

Развивающие

- развивать чувство композиционного равновесия;

- развивать ассоциативное мышление;

- развивать способность к воображению.

Воспитательные

- приобщение к творчеству Пушкина;

- знакомство с эпохой Пушкина.

Методы проведения занятия: рассказ, беседа, обсуждение.

Наглядные пособия: презентация по теме, репродукции картин художников,

книги с иллюстрациями, томик со стихами Пушкина.

Оборудование: ноутбук, мольберты, табуреты.

Материалы: акварельная бумага А3, гуашь, кисти, банка, палитра. Акварель,

черная гелиевая ручка.

План занятия

1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2. Беседа по теме: «Мой Пушкин»

2.1 Краткая беседа о творчестве А.С. Пушкина.

2.2 Рассказ о передаче настроения, эмоций через цвет.

3. Самостоятельная работа учащихся

Текущий инструктаж – целевые обходы.

Первый обход: проверить организацию рабочих мест.

Второй обход: проверить правильность выполнения задания.

4. Заключительный инструктаж

4.1 Просмотр работ.

4.2. Анализ характерных ошибок и причин.

5. Уборка рабочих мест

Ход занятия

1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2. Беседа по теме: «Мой Пушкин».

2.1 Педагог: Сегодня мы завершаем работу по теме «Мой Пушкин». Вы

знаете, что эта тема была выбрана не случайно – наша школа носит имя

Великого поэта. Вклад Пушкина в русскую и мировую литературу трудно

переоценить. Им восхищались современники и продолжают восхищаться

потомки.

«Пушкин- писал Белинский, - от всех предшествующих поэтов отличается

именно тем, что по его произведениям можно следить за постепенным

развитием его не только как поэта, но вместе с тем как человека и

характера»:

детство,

отрочество,

юность,

зрелость.

Именно

поэтому

творчество Пушкина интересно в любом возрасте. Каждый находит в нем

свое. Вы наверно помните, как в детстве перед сном, мама читала вам сказки

Пушкина, и засыпая, возможно, вы представляли себя Спящей царевной или

прекрасной царевной Лебедем. Нам дороги эти теплые воспоминания

детства. Сейчас вы стали взрослее и проходите творчество Пушкина в школе,

и он открывается вам по-новому. Сначала «У лукоморья дуб зеленый…»,

Приблизительные ответы учащихся:

затем «Няне» и «Капитанская

дочка», «Зимнее утро» и «Песнь о вещем Олеге», «Пророк» и «Во глубине

Сибирских руд…», «Памятник»

Педагог: и конечно просто завораживающая любовная лирика – «Я Вас

любил…», «Я помню чудное мгновенье …», поэма «Евгений Онегин» и еще

множество других великолепных произведений. Вы растете и взрослеете

вместе со стихами Пушкина, сами того не замечая. Он воспитывает нас,

заставляет сопереживать, будоражит душу, чувства и эмоции. Его стихи

глубокие, емкие и лаконичные в них нет ни одной лишней строчки, а есть

интенсивность переживаний и вместе с тем, они удивительно легкие и

непринужденные. Пушкина постигаешь с годами. В этом и заключается

гениальность поэта.

Педагог:

теперь, чтобы лучше погрузиться в атмосферу пушкинского

времени, я предлагаю вам прослушать романс на стихи Пушкина, музыку

Свиридова «К няне» в исполнении Д. Хворостовского.

2.2

Педагог:

Но задача наша сегодня не только в передаче сходства

изображения образа Пушкина, но и в передаче настроения, эмоций через

цвет, колорит. Мы говорили с вами о цветах и о том, какие эмоции и

настроения они вызывают:

Приблизительные ответы учащихся:

Позитивные (оживление, бодрость,

лиричность,

веселье,

радость,

счастье),

нейтральные

(спокойствие,

созерцательность, безразличие),

негативные (грусть, скука, безысходность, напряжение, драматизм, злость,

страх).

Педагог: Художники разговаривают с нами с помощью цвета.

Цветовые ощущения могут навевать воспоминания и связанные с ними

эмоции, образы и психологические состояния. Каждое произведение – это

мир переживаний художника. Чем богаче эмоциональная память художника,

чем острее он переживает происходящее, тем богаче художественные

образы, рожденные им.

Трудно назвать имя большого русского или советского художника,

который в своем творчестве не обращался бы к образу Пушкина: Кипренский

и Тропинин, Айвазовский и Репин, Серов и Петров-Водкин, Гау, Соколов,

Ванециан и Кончаловский, Юон, Шадр, Щербаков, Кравченко и другие.

Когда-то Пушкин писал о музе, а теперь сам является музой для многих

поколений литераторов, композиторов, художников, скульпторов.

«Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит».

- Давайте немножко передохнем и рассмотрим репродукции некоторых из

них.

Б. Щербаков «Пушкин над озером в вечерний час»

Педагог: Что вы видите?

На переднем плане фигура Пушкина, сидящего на траве. Он задумчиво

смотрит в даль. Что мы можем сказать о состоянии Пушкина, его

настроении?

Приблизительные ответы: Он мечтает, задумался, возможно, он, как птица

хотел бы парить над этим озером. Картина вызывает положительные эмоции.

Педагог: Благодаря чему мы испытываем позитивные эмоции?

Приблизительные ответы: Благодаря колориту (спокойные цвета).

И. Репин «Пушкин на акте в лицее 8 января 1815 года».

Педагог: Что мы видим на этой картине?

Приблизительные ответы: Юный Пушкин эмоционально читает свои стихи.

Педагог: А мы можем догадываться о содержании стихов? (О свободе).

Почему?

Приблизительные ответы: Поза Пушкина, открытый лоб, взмах руки.

Педагог: Не только поза говорит нам о содержании стихов, но и общий

колорит работы (красный цвет свидетельствует об эмоциональности, о буре).

Возможно, это вызов обществу… Его стихи произвели фурор (взгляды

слушателей). Окружающим стало ясно, что перед ними юный гений.

- Благодаря чему у нас не спокойное отношение к этой работе в отличии от

первой картины? Как вы думаете?

Приблизительные ответы: Благодаря активному красному и черному цвету

(контраст тона и цвета).

Педагог:

Очень

показательными

являются

прижизненные

портреты

Пушкина.

Этот портрет заказал Тропинину сам Пушкин. Было это в Москве зимой.

Идет художник по заснеженному Арбату. Несет с собой краски, кисти,

небольшую деревянную доску, собирается сделать набросок для будущего

портрета. Пушкин в это время дома играл на полу со щенками. Щенки

совсем недавно родились прямо у него в комнате. За этим занятием

Тропинин и застал Александра Сергеевича. Щенята забавно повизгивали.

Пушкин смеялся, «какой у него замечательный смех - подумал художник. -

Какие быстрые движения». Пушкин поднялся. Приветливо поздоровался с

Тропининым. Умное, подвижное, очень живое лицо - отмечал Тропинин.

Такого лица он еще не видел. Ему интересна каждая черточка в лице

Пушкина. Только бы ничего не пропустить, все заметить. Ведь совершенно

необходимо, чтобы будущий портрет был правдив. Художник пишет

красками голову поэта. Его высокий лоб. Мягкие вьющиеся волосы.

Бакенбарды, чуть прикрывающие щеки. Глаза у Пушкина голубые, чуть

выпуклые. Длинноватый нос, слегка приплюснутый к низу. А рот крупный,

губы толстые, вытянутые вперед. Тропинин замечает, что у Александра

Сергеевича небрежно повязан черный шарф-галстук, примят воротничок

рубашки, и халат кое-как запахнут. И сидит он непринужденно, по-

домашнему, чуть опустив плечи. Но Тропинин сумел увидеть и более

важное: умный, внимательный взгляд поэта, его простоту, естественность.

Все он передает в маленьком золотисто-коричневом наброске-этюде. Но

одно дело быстрый набросок, первое впечатление от знакомства. Другое -

картина. Выражение лица, поза, настроение, словом, то, каким Тропинин

застал Пушкина дома, никак не подходит для будущего портрета. Пушкин -

великий поэт, и таким он должен предстать на картине. Художник доволен

рисунком. Теперь можно переходить к портрету. Тропинину было важно,

чтобы Пушкин чувствовал себя непринужденно. Александру Сергеевичу

нравилось доброе, милое лицо художника, его уверенные руки, спокойный

голос. Проходили дни за днями. И наконец портрет был закончен. Пушкин на

портрете не совсем такой, каким мы видели его на этюде и на рисунке. На

портрете поэт сидит у небольшого стола. Положил на край руку и задумчиво

смотрит куда-то в сторону. В его светлых, голубых глазах какое-то особенное

выражение. Взгляд остановился, лоб напряжен, даже морщина легла между

бровей. Губы словно шепчут что-то. Не о таком ли своем состоянии он

написал? И пробуждается поэзия во мне...и пальцы просятся к перу, перо к

бумаге, Минута - стихи свободно потекут. Вот что на портрете! Поэзия

пробуждается в Пушкине, стихи живут в нем, он их слышит, «минута -

стихи свободно потекут»! И все - выражение лица, поворот головы, поза,

одежда

-

помогают

лучше

понять,

сильнее

почувствовать

это

необыкновенное состояние поэта, состояние вдохновения. Чуть заметен его

мягкий взгляд, небрежно упал на лоб темный завиток волос. Рука сжата в

каком-то

беспокойстве.

Она

прикрывает

белые

листы

бумаги,

приготовленные для работы, вот-вот возьмется за перо. Вольно повязан

черный галстук, воротник белой рубашки свободно открывает шею. Пушкин

в халате, он дома, он работает. Неяркие скромные краски не спорят друг с

другом. Каштановые кудри, коричневый халат, коричневый фон за спиной.

Сине-серые отвороты халата, голубые тени на воротнике рубашки. И почти

на всем лежит мягкий золотистый оттенок. Он на лице, на руке, на фоне.

Ничто не мешает видеть лицо поэта. Оно на портрете- главное. Мазки

незаметно сливаются, их не видно. Лицо Пушкина живое. Вдохновенное

лицо!

Пушкинский портрет исполнен О.Кипренским с большим вдохновением и

с полным созданием огромной исторической ответственности. Один из

современников так отозвался об этом произведении: «Гений поэта как будто

бы воодушевил художника. Было это летом в Петербурге. Пушкин приходил

в мастерскую к Кипренскому позировать, как приходил в Москве к

Тропинину. Александр Сергеевич терпеливо сидел часами в неподвижности.

А художник вглядывался в черты его лица, вслушивался в его речи, стараясь

проникнуть в мысли поэта. Кипренский сумел понять Пушкина. Он угадал

его печали, его мысли о свободе, его мечты...

Высокая благородная светлая дума поэта передана Кипренским в портрете.

Как же художник показал это в картине? Всё внимание он сосредоточил на

лице Пушкина. Оно задумчивое, серьёзное, только кудри разлетаются вольно

и свободно. Лицо светлое, а вся фигура в чёрном. Руки сомкнуты. Пушкин

будто спрятан в этот тёмный торжественный цвет. Черный сюртук застёгнут.

Чёрный бант завязан под самым подбородком. Чёрный плащ в клетку

окутывает плечо и спину. На этом тёмном фоне особенно выделяются

пальцы правой руки. Художник хотел, чтобы мы почувствовали, что эта

прекрасная тонкая рука поэта. Много оттенков чёрного в картине. Но она не

мрачная, не холодная. Бархатный чёрный цвет-мягкий и мерцающий. Он

замечательно сочетается с золотистым цветом лица, руки и с фоном. Фон

зеленоватый, тоже золотистый и тоже мерцает, чуть светится.

Золотистый и чёрный -- вот главные цвета. Они делают портрет строгим,

возвышенным, помогают нам понять мысли и чувства Пушкина.

Мы невольно вспоминаем стихи поэта: «И долго буду тем любезен я народу,

что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я

Свободу...»

«Лирой» - значит, стихами, «любезен» - значит, любим.

Всего одну деталь добавил Кипренский: на втором плане картины, за спиной

Пушкина он изобразил скульптуру богини с лирой в руках. Её называют

музой поэзии. По преданию, эта богиня вдохновляет поэтов на создание

прекрасных стихов.

Приведем словесный автопортрет Пушкина из стихотворения 1814 года

"Мой портрет", написанного на французском языке:

Я молодой повеса,

Еще на школьной скамье;

Не глуп, говорю, не стесняясь,

И без жеманного кривлянья...

Мой рост с ростом самых долговязых

Не может равняться;

У меня свежий цвет лица, русые волосы

И кудрявая голова...

Сущий бес в проказах,

Сущая обезьяна лицом,

Много, слишком много ветрености -

Да, таков Пушкин.

Педагог: Вы тоже в своих работах попытались отразить эмоциональное

состояние, настроение пушкинских строк.

Чтобы нашим гостям стало понятней, о чем идет речь, можно предложить

посмотреть несколько эскизов в цвете вместе со стихами.

Текущий инструктаж, целевые обходы.

3. Творческая практическая деятельность учащихся на протяжении

всего урока.

4. Просмотр и анализ работ. Подведение итогов

Педагог: Передать настроение через цвет - это трудная задача, но вы с ней

хорошо справились. В завершении, мне бы очень хотелось надеяться, что эта

творческая работа пробудила в вас интерес или даже разожгла любовь к

творчеству А.С. Пушкина, и вы еще не раз перечитаете томик со стихами

нашего Великого соотечественника.

Обобщение темы.

- Что нового вы узнали сегодня на занятии?

- Как передать настроение через колорит?

5. Уборка рабочих мест.

Ожидаемые результаты:

- совершенствовали работу в различных художественных техниках;

- изучили способы передачи эмоций и настроения через колорит.

- развито чувство композиционного равновесия;

- развито ассоциативное мышление;

- развита способность к воображению.

- приобщились к творчеству Пушкина;

- познакомились с эпохой Пушкина.

Список литературы для педагогов

1. «Школа изобразительного искусства». 1 том. - М., 1986 г.

2. «Школа изобразительного искусства» 2 том. М. 1988 г.

3. О.Л. Голубева. «Основы композиции». М. 2004 г.

4. «Практическое руководство юному художнику» М 1963 г.

5. Н. Габибов «Мастера советского искусства» М. 1981 г.

6. А.С.Пушкин «Избранное» М. 1999 г.

7. Открытки с изображением А.С. Пушкина.

8. Статьи из интернет-источников.