Напоминание

"Развитие речи дошкольников через дидактическую игру"

Автор: Валова Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№11
Населённый пункт: Арзамас
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие речи дошкольников через дидактическую игру"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ

ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение……………………………………………………………………………...2

2. Анализ психолого-педагогической литературы по теме….……………................4

3.дидактическая игра как одно из средств речевого развития детей дошкольного

возраста ……………………………………………………...6

4.Технология (методика) использования инновационного опыта в практике

работы педагога……………………………………………….......................................9

1

"Родное слово является основой

всякого умственного развития

и сокровищницей всех знаний"

К.Д.Ушинский

Ежегодно наши школы распахивают свои двери перед своими самыми

маленькими учениками – первоклассниками. Перед педагогами, родителями

встают вопросы: готов ли ребенок к новому этапу своей жизни, сможет ли он

успешно овладеть знаниями?

Во многом это зависит от умственного развития, важнейшей составной

части его общей готовности к школе, его способности использовать свои

возможности. Но и само умственное развитие – сложный процесс: это

формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний

и умений, овладение речью.

Овладение речью имеет особое значение для

подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только какими

знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к

получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать

самостоятельные

выводы,

строить

замыслы

сочинений,

рисунков,

конструкций.

Именно

в

дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие речи. Если не

создать условий для этого, то мышление человека окажется ограниченным

узкими рамками, не сформируется интеллектуальная гибкость, желание и

умение

мыслить

самостоятельно,

выходить

за

пределы

конкретной

практической задачи.

Овладение

родным языком как средством и способом общения и познания является

одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если

определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 6 – 7 годам,

то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних

возрастных этапах. Непременным условием для всестороннего развития

ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые — хранители опыта,

накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт

можно не иначе как с помощью языка. Язык - важнейшее средство

человеческого общения.

С каждым годом

растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы

знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в

целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Без

речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и этого недостаточно

для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась

потребность к пользованию речью, как основным способом общения со

сверстниками, близкими.

К

сожалению, живое общение детям в последнее время заменяет телевидение,

компьютер, интернет, что обедняет речь ребенка и не дает возможности

обогащать ее. Эта проблема в настоящее время является актуальной.

Ребенок

с

хорошо

развитой

речью

легко

вступает

в

общение

с

2

окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать

вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот,

неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и

нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых

неудобств, если его речь несовершенна. Однако постепенно расширяется

круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо

понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому овладение родным языком

является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном

возрасте.

Свою

работу

я

начала

с

обследования

детей.

Мною

был

проанализирован мониторинг детей

младшей группы на конец 2019

учебного года, который показал недостаточность речевого развития. У

большинства детей наблюдается бедность словаря, допускается большое

количество

грамматических

ошибок,

наблюдается

недостаточная

сформированность связной речи.

Изучая

методическую

литературу,

анализируя

результаты

мониторинга, наблюдая за играми детей, пришла к выводу, что через игру у

детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее. Почему? Да

потому, что в дошкольном возрасте, игра является основным видом

деятельности. Уже с самого раннего возраста детям доступны дидактические

игры.

Именно

с

помощью

дидактических

игр

детям

передаются

определенные знания, формируются представления об окружающем мире,

развивается речь, а также учат их играть. Дидактическая игра представляет

собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и

игровым методом обучения детей дошкольного возраста,

и формой

обучения,

и

самостоятельной

игровой

деятельностью,

и

средством всестороннего воспитания личности ребенка. Используя их в

своей работе, можно решать многие проблемы развития речи детей

дошкольного возраста.

На основании результатов обследования речевого развития детей,

я

поставила перед собой цель: повысить уровень речевого развития детей

дошкольного возраста через дидактические игры.

Мною были поставлены следующие задачи:

1. Создать предметно - развивающею игровую среду для обогащения и

накопления речевого опыта детей в ходе игровой деятельности.

2. Подобрать дидактических игр, обеспечивающие эффективное речевое

развитие детей дошкольного возраста.

Был составлен план работы воспитательно-образовательного процесса.

План работы:

1.Проанализировать

психолого-педагогическую,

методическую

литературу по данной теме;

2.Определить

содержание

и

средства

речевого

развития

детей

дошкольного возраста;

3

3.Провести мониторинг речевого развития детей;

4.Составить перспективное планирование;

5.Создать

условия,

обеспечивающие

эффективное

использование

дидактических игр;

6. Выявить уровень знаний родителей о речевом развитии;

7. Разработать и дать рекомендации для родителей по повышению

качества работы по речевому развитию;

8. Оценить результаты проделанной работы.

Анализ литературы

Развитие

речи

в

дошкольном

возрасте

представляет

собой

многоаспектный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление

человека

это

речевое,

языковое,

словесно-логическое

мышление.

Взаимосвязь

речевого

и

умственного,

познавательного

развития

свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления.

Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся

психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Д.Б.

Эльконин А.Н.Леонтьев, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец,

А.А. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, А.А. Пешковский, Ф.А. Сохин, Е.А.

Флерина, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова.

Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного

общения и развития личности. Богатство словаря есть признак высокого

развития

речи

ребенка.

Обогащение

словарного

запаса

являются

необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.

Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место

в развитии речи, а вопрос о состоянии словаря и о методике его развития

является одним из актуальных вопросов.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место

занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей

готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо

развитая

речь.

Хорошая

речь

важнейшее

условие

всестороннего

полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем

легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании

окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения

со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое

развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании

речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя

различные

нарушения,

которыми

считаются

любые

отклонения

от

общепринятых норм данного языка.

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение

словарем является важным условием умственного развития. Усвоение

словаря

решает

задачу

накопления

и

уточнения

представлений,

формирования понятий, развития содержательной стороны мышления.

Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны

4

мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на

основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает

полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И

напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и

показателем высокого уровня умственного развития.

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей

имеет дидактическая игра. Ее характером определяются речевые функции,

содержание и средства общения.

Дидактические

игры

эффективное

средство

закрепления

грамматических

навыков,

так

как

благодаря

диалектичности,

эмоциональности

проведения

и

заинтересованности

детей

они

дают

возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Вопросы

теории

и

практики

дидактической

игры

разрабатывались

исследователями: А.П. Усовой, З.М. Богуславской, А.И. Сорокиной, А.К.

Бондаренко, Л.А. Венгером, Е.И. Тихеевой, Г.С. Швайко, О.С. Ушаковой.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого

развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование

слов,

упражняют

в

составлении

связных

высказываний,

развивают

объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию

как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых

значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден

использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях.

Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры –

эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как

благодаря

диалектичности,

эмоциональности

проведения

и

заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять

ребенка в повторении нужных словоформ.

Педагоги определяют дидактическую игру как игру познавательную,

направленную на воспитание познавательных способностей. Именно в игре и

через игру речь проявляется наиболее ярко. Необходимость объясниться со

сверстниками в ходе игры, стимулирует развитие словообразования у детей.

В развитии речи огромное значение имеют игры с дидактическими и

образными игрушками.

В словесных играх дети учатся описывать предметы, отгадывать по

описанию, по признакам сходства и различия, учатся мыслить о вещах, с

которыми в данное время не действуют. Основные требования всех видов

игр по развитию речи: дети должны слышать обращенную к ним речь и

должны говорить сами.

Дидактические игры – это игры обучающие, познавательные на

расширение,

углубление

и

систематизацию

представлений

детей

об

окружающем,

на

воспитание

познавательных

интересов

и

развитие

познавательных способностей.

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной

работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней

ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания,

5

делится ими с товарищами. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на

развитие детей. Особенно важное место в умственном воспитании занимают

речевые дидактические игры, обязательными элементом которых являются

познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в

игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая

умственную

задачу

в

игре,

ребенок

упражняется

в

произвольном

запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по

общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении

их по отдельным признакам.

В дидактических речевых играх перед детьми ставятся те или иные

задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного

усилия,

умения

осмыслить

правила,

последовательность

действий,

преодолеть трудности. Они содействуют развитию у детей ощущений и

восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают

возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным

способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом

их развивающая роль.

Речевая дидактическая игра как одно из средств речевого развития

детей старшего дошкольного возраста

Все речевые дидактические игры способствуют решению одной из

главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей:

пополняется

и

активизируется

словарь,

формируется

правильное

звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать

свои мысли. Задачи многих дидактических речевых игр и состоят в том,

чтобы через игру научить детей составлять самостоятельно рассказы о

предметах, явлениях природы и общественной жизни. Некоторые игры

требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий,

например, такие игры, как «Назови одним словом» или «Назови три

предмета». Нахождение слов с противоположным смыслом (антонимы),

сходных по звучанию (синонимы), является задачей многих словесных игр.

Если ребенку достается роль гида, скажем, в игре «Путешествие по городу»,

то он охотно рассказывает гостям, туристам о достопримечательностях

города, что способствует развитию монологической речи.

В

процессе

многих

игр

дети

упражняются

в

правильном

звукопроизношении. Активизируется речь при общении детей в игре,

решении спорных вопросов. При этом у них развивается способность

аргументировать свои утверждения, доводы.

Исследованиями

доказана

эффективность

использования

речевых

дидактических

игр

у

старших

дошкольников

в

воспитании

самостоятельности мышления. Активизируя мышление, игра воздействует на

эмоции детей: ребенок испытывает радость, удовлетворение от удачно

найденного и быстрого решения, одобрения его воспитателем, а главное —

от самостоятельности в решении задачи. Поэтому большое значение

дидактические игры приобретают в формировании таких важных качеств

самостоятельного мышления, как умение пользоваться знаниями, искать и

6

находить способы решения задач, делать правильные умозаключения.

Выявлена закономерность в развитии умения самостоятельно мыслить у

детей старшего дошкольного возраста. Сначала неуверенность в решении

умственных задач, неумение логически рассуждать, потребность в помощи

взрослого (вопросы, советы), затем самостоятельный поиск, нахождение

разных вариантов решения, логическое рассуждение. Доказано значение

речевых дидактических игр в воспитании индивидуальных качеств ребенка в

его умственной деятельности, в характере, как игра помогает преодолевать

отрицательные стороны поведения ребенка и формировать необходимые для

дальнейшей учебной деятельности качества: быстроту, гибкость мышления,

уверенность в своих силах, самообладание и др.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких

играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах,

углублять

знания

о

них,

так

как

здесь

требуется

использование

приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети

должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи:

описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать по

описанию, находить признаки сходства и различия, группировать предметы

различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно

формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют в

целях формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в

решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных

группах, но особенно важны в воспитании и обучении детей старшего

дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в

школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить

нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои

мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

С помощью речевых игр у детей воспитывают желание заниматься

умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее,

трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что

его учат.

Независимо

от

вида

дидактическая

игра

имеет

определенную

структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений.

Игра, используемая в целях обучения, должна содержать, прежде всего,

обучающую, дидактическую, задачу. Играя, дети решают эту задачу в

занимательной

форме,

которая

достигается

определенными

игровыми

действиями. «Игровые действия составляют основу дидактической игры —

без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета

игры».

Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря

которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-

образовательным процессом.

Таким

образом,

обязательными

структурными

элементами

дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые

7

действия и правила.

Руководство дидактическими играми осуществляется в трех основных

направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение

и анализ.

В подготовку к дидактической игре входит:

отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения:

углубление и обобщение знаний, развитие речи, сенсорных способностей,

активизация психических процессов (памяти, внимания, мышления) и др.;

установление

соответствия

отобранной

игры

программным

требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

определение

наиболее

удобного

времени

проведения

дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в

свободное от занятий и других режимных процессов время);

выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая

другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на

участке;

определение количества играющих (вся группа, небольшие

подгруппы, индивидуально);

подготовка

необходимого

дидактического

материала

для

выбранной

игры

(игрушки,

разные

предметы,

картинки,

природный

материал);

подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и

осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

подготовка

к

игре

детей:

обогащение

их

знаниями,

представлениями

о

предметах

и

явлениях

окружающей

жизни,

необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим

материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок,

краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о

них);

объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает

внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое

выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит

детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае

игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят

подсматривает, когда надо закрыть глаза);

определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве

играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия

воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки,

сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог

направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

подведение итогов игры — это ответственный момент в

8

руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре,

можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом

использоваться

в

самостоятельной

игровой

деятельности

ребят.

При

подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен

только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и

обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также

интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее

подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в

достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет

совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры,

избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить

индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит,

правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный

анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает

варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.

Детям старшего дошкольного возраста свойственна любознательность,

наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: самому отгадать

загадку, высказать суждение, найти правильное решение задачи.

С расширением объема знаний меняется и характер умственной

деятельности ребят. Возникают новые формы мышления. Дидактические

игры усложняются. В основе выполнения ребенком умственной работы —

понимание, процесс, который строится на анализе и синтезе. В результате

развития мышления анализ становится все более детальным, а синтез все

более

обобщенным и

точным. Дети

способны

понять связь

между

окружающими предметами и явлениями, причины наблюдаемых явлений, их

особенности. Главным в умственной деятельности становится стремление

узнать новое: приобрести новые знания, новые способы умственных

действий.

Технология (методика) использования инновационного опыта в

практике работы педагога

В своей работе с детьми я использую различные игры, но особое внимание

уделяю речевым дидактическим играм. В процессе дидактической игры

разнообразные

умственные

процессы

активизируются

и

принимают

произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить

полученные знания при обучении. Поэтому мною было разработано

методическое пособие "Дидактические игры по развитию речи детей

дошкольного возраста". Выбрав тему и поставив перед собой цель, развивать

речь детей через речевые дидактические игры, мною были определены этапы

работы по методическому пособию. Для каждого этапа подобраны и

систематизированы дидактические игры, подбор которых проводится по

разделам: формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический

строй речи, развитие связной речи.

Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей.

9

Подготовительный этап

- цель работы данного этапа заключается в

формировании и развитии фонематического восприятия, а также в развитии

лексико-грамматических категорий и связной речи.

Систематичность обеспечивается ежедневным проведением

разнообразных игр: на прогулке, перед завтраком, второй половине дня, а

также на занятиях построенных в игровой форме.

Систематическое проведение игр помогает в решении вопросов

умственного развития детей, т.к. совершенствуется такое ценное качество

памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание,

развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой,

правильной, выразительной.

Развивающий

этап

-

цель

этапа:

повысить

речевую

активность

и

произвольность

внимания,

т.е.

развивать

навыки

звукового

анализа,

сократить количество лексико-грамматических ошибок.

Закрепляющий этап -

этот этап работы состоит непосредственно из

проведения дидактических игр, которые помогают закрепить полученные

знания и навыки детей.

Для детей старшего дошкольного возраста наиболее характерным является

активное освоение речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает

форму монолога, параллельно с развитием связной речи происходит

совершенствование грамматического строя, освоение смысловой стороны

слова. В этом возрасте большое значение имеют дидактические игры на

развитие фонематического слуха и зрительно-слухового анализа, на развитие

мелкой моторики, что очень важно для подготовки пальцев руки к письму.

Работа с детьми проводится по разработанному перспективному плану, в

совместной деятельности, на прогулке, а также игры включены в занятия по

развитию речи, ознакомление с окружающим. Использование речевых

дидактических игр на занятиях способствует правильному и отчетливому

произнесению звуков, слов, фраз, темпу речи, ее громкости, а также

речевому слуху. В работе со старшими дошкольниками полноценное

развитие этих сторон речи является основой для обучения их грамоте. Для

успешной работы я использовала разнообразную методическую литературу

таких авторов как: А.К.Бондаренко, М.М. Алексеева, О.С. Ушакова, М.Ф.

Фомичева и др.

Между тем опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов

можно достичь только при условии совместной работы родителей и

педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы

родители являлись равноправными участниками развивающего процесса.

Для этого мною были разработаны консультации, памятки для родителей,

были проведены тематические родительские собрания: "Игра – не забава",

"Речевое развитие детей старшего возраста", "Дидактическая игра и развитие

речи детей" и др. Собрания стараюсь проводить в игровой форме, чтобы

родители немного почувствовали себя детьми, отключились от повседневных

забот. А самое главное научились сами играть и могли научить играть своих

детей.

В индивидуальной беседе стараюсь

10

тактично и ненавязчиво объяснить родителям, дети которых нуждаются в

помощи специалистов, всю серьезность положения. Ведь многие родители

считают, что ребенок заговорит сам, без чьей либо помощи, но это

заблуждение. Часто советую родителям больше разговаривать с детьми,

читать книжки на ночь, даже на кухне, когда готовят ужин, можно поиграть в

словесные игры. Многие родители прислушиваются к советам и когда виден

результат, говорят спасибо.

Одной

из

задач

моей

работы

является

создание

такой

предметно-

развивающей игровой среды, в которой бы ребенок обогащал свой речевой

опыт. Для этого мной был создан центр речевого развития, где подобраны, а

так же выполнены мною игры: «Вершки-корешки», «Исправь ошибку»,

«Найди картинке место», «Аквариум», «Сундучок», «Паронимы», «Каждому

звуку свою комнату», «Составь слово», «Распутай слова», «Четвертый

лишний». Все эти игры направлены на развитие речи детей старшего

дошкольного возраста. Так же во всех игровых уголках периодически

осуществляю замену игрового материала и предметов заместителей.

Построенная таким образом работа позволяет детям к концу дошкольного

периода не только научиться играть и совершенствовать речь, но и

значительно расширяет знания дошкольника об окружающем мире.

Стимулирующим фактором для меня является интерес детей к играм, т.е.

дети часто просят поиграть в понравившуюся игру, а отказать детям не в

моих правилах. Для меня важно знать, что моя работа не прошла даром, что

моим советом воспользовались, а самое главное – виден результат работы.

11