Автор: Комиссарова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Сетушинская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с. Сетуха Орловская область
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Гласный звук а. Буква А,а..
Технологическая карта урока обучения грамоте "Гласный звук [а]. Буквы А, а."
Класс: 1
Учитель: Комиссарова Елена Владимировна
Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)
Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)
Тема: "Гласный звук [а]. Буквы А, а"
Дидактическая цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [а], буквами А, а, в соответствии с индивидуальными осо-
бенностями учащихся, через технологии проблемного обучения, дифференциации, информационно – коммуникационных технологий, здоровьесберега-
ющих технологий.
Обучающие задачи:
- познакомить со звукам [а], буквами А, а; учить выполнять звуко-буквенный анализ слов;
Развивающие задачи:
- развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание, память.
Воспитывающие задачи:
- воспитывать любовь и интерес к чтению; прививать навыки культурного общения.
Планируемые результаты.
Предметные: знают особенности произнесения звука [а] и его характеристику; называют букву А как знак звука [а]; различают печатные и письменные,
заглавные и строчные буквы; знакомятся с «лентой букв»; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам. Ме-
тапредметные:
Регулятивные:
- принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.
Познавательные:
общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием иллюстраций, схем; логические –
характеризуют звук [а]; осуществляют сравнение печатных и письменных, заглавных и строчных букв; анализируют задание, определяют его цель. ори-
ентируется в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные:
- составляют небольшие рассказы; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, слушают и понима-
ют речь других.
Личностные:
- выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать;
- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично - поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная работа; парная; индивидуальная.
Средства обучения:
у учителя – мультимедийный проектор, компьютер, учебный диск, рисунок букета астр, рисунки животных: совы, ежа, лисы, белки, козы, зайца, кор-
зинка
у учащихся – учебник «Азбука», касса букв, палочки, цветные карандаши, белые глянцевые досочки с маркером
Ход урока
Этапы урока,
время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.
Мотивация к
учебной дея-
тельности
Приветствует учащихся. Читает стихотворение.
- Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадки?
Приветствуют учителя, продолжают четверости-
шие:
- Есть у нас девиз такой:
всё, что нужно под рукой!
Личностные: уяснять
мотивы учебной дея-
тельности и личност-
ный смысл учения
Регулятивные: воле-
вая саморегуляция
Речевая раз-
минка
- Мы на уроке обучения грамоте. Зачем нам эти уро-
ки?
- Поэтому надо размять речевой аппарат.
а) «Задуваем свечу» (сначала одну долгим выдыхом,
затем короткими выдыхами задуваем столько свечей
сколько бы их было на торте у вас на дне рождении)
б) скороговорка:
В школу всем ходить охота
И из леса, из болота.
- Учиться читать, составлять предложения, расска-
зы.
Дети выполняют
Упражнение
на внимание
- Кто может прийти из леса, из болота?
- Сегодня учиться к нам пришли такие гости
(На доске с обратной стороны рисунки животных:
совы, ежа, лисы, белки, козы, зайца)
- Я открою на несколько секунд и закрою, а вы долж-
ны успеть «сфотографировать» (т.е постараться запо-
мнить)
- Итак, кто сегодня пришел к нам?
(2-3 рисунка меняю местами, открываю)
- Что изменилось?
- Ещё раз посмотрите, «сфотографируйте». Откройте
учебник на с. 20. Кого нет в лесной школе?
Дети называют животных
Дети называют
Дети отвечают
2.
Актуализа-
ция знаний и
пробное учеб-
ное действие
а) – У лесных жителей вместо портфелей – корзина –
речь.
- Давайте наберем красивых предложений в эту кор-
зину по рисунку с. 20. (Подхожу с маленькой корзин-
Дети произносят составленные ими предложения
Познавательные:
умение структуриро-
вать знания, анализи-
ровать, интезировать.
кой к ученикам)
- Что вы сейчас произнесли?
- Докажите
- О чём?
- Какой речью мы пользовались?
б) – Что изображено под рисунком?
- Докажите
- Что можно о нем сказать?
- Составьте предложение по схеме: .
в) – Начертите схему на досочках к предложению:
Коза Алиса убежала домой.
- Почему второе слово тоже с большой буквы?
- Предложение
- Есть законченная понятная мысль
- Устной
- Предложение
- Первое слово с большой буквы, в конце точка.
- Предложение состоит из 3 слов.
Дети составляют предложения.
Дети чертят схему: .
- Кличка козы.
Регулятивные:
прогнозирование.
Физкультми-
нутка
Физминутка «Дорожка»
3.
Выявление
места и при-
чины затруд-
нения
- Назовите животных, которые пришли в школу?
- Какой звук часто повторяется?
- Кто догадался над каким звуком будем работать?
- Дети называют
- Звук [а]
Анализируют и делают вывод.
Познавательные: по-
становка и формули-
рование проблемы.
4.
Построение
проекта вы-
хода из за-
труднения
(4 мин)
- Попробуйте сформулировать тему урока, продол-
жив фразу: Тема нашего урока звук…… и буквы, ко-
торые его…..
- Сформулируем задачи урока с опорой на фразы:
1. Познакомимся с….
2. Будем учиться находить….
3. Будем учиться читать…..
- Тема нашего урока: звук [а] и буквы, которые его
обозначают.
- 1. Познакомимся со звуком [а], буквами «а».
2. Будем учиться находить звук [а] в словах.
3. Будем учиться читать слоги, слова с буквой «а».
Познавательные:
словесное моделиро-
вание. Регулятив-
ные: целеполагание,
как постановка учеб-
ной задачи, планиро-
вание.
5.
Реализация
построенного
проекта
а) Организую звуко-буквенный анализ слова:
«астры»
- Ученики по традиции идут в школу с цветами. Наши
животные тоже. Угадайте из загадки.
Тот кому уже семь лет,
Скажет: «Школа, здравствуй!»
У меня в руках букет
Праздничные ……
- Астры
Познавательные:
применение методов
информационного по-
иска; умение осознан-
но и произвольно
строить речевое вы-
сказывание; построе-
ние логической цепи
Открываю рисунок букета астр.
- Составим схему слова «астра». Один у доски,
остальные за партами.
- Сколько в слове «астра» слогов?
- Почему?
- На какой слог падает ударение?
- Произнесите первый слог, есть ли там слияние?
- Произнесите всё слово, выделяя первый звук.
- Какой первый звук?
- Почему?
- Произнесите всё слово, выделяя второй звук.
- Какой второй звук?
- Какой он?
- Почему?
- Произнесите всё слово, выделяя третий звук.
- Какой третий звук?
- Какой он?
- Почему?
- Произнесите второй слог
- Что услышали?
- Слияние каких звуков?
- Прочитайте по схеме слово.
- Оцени себя.
б) Организую выделение и характеристику звука
[а]
- Произнесите четко первый звук
- Дайте характеристику этому звуку
в) Организую нахождение слов со звуком [а]
- Посмотрите вокруг. Назовите слова-названия пред-
метов, в которых встречается звук [а].
- Посмотрите на экран на картинку. Назовите слова,
где встречается звук [а] в начале слова; в середине
слова; в конце слова. Всего семь слов.
- На картинке в учебнике в лесной школе?
- Два
- Тянется два гласных звука.
- На первый слог.
- Нет
- Астры
- [а] – гласный
Дети отвечают
- аСтры
- [с]
- Согласный
Дети отвечают
- асТры
- [т]
- Согласный
Дети отвечают
- Ры
- Слияние
- [р] – согласный, [ы] – гласный
- [а]
- Звук [а] гласный, он тянется, поётся, при его
произнесении воздух проходит через горло свобод-
но без препятствий. В этом слове он ударный.
Дети называют.
рассуждений, анализ,
синтез. Коммуника-
тивные: планирова-
ние учебного сотруд-
ничества со сверстни-
ками, инициативное
сотрудничество в по-
иске и сборе инфор-
мации; управление
поведением партнера;
умение выражать свои
мысли.
- Встаньте, чьё имя начинается на звук [а]. У кого в
середине имени? У кого в имени последний звук [а].
Физкультми-
нутка
1. - Я называю ещё цветы, которые принесли учени-
ки. Если есть звук [а] – наклоняетесь. Если нет – при-
седаете. (Роза, ирис, ландыш, пион, тюльпан, фиалка,
гвоздика, анютины глазки)
2. Вторую физминутку проведет мальчик. Внимание
на экран (Используется «Суперфизминутка» с сайта
Инфоурок)
- Мальчику, который проводил физминутку приду-
майте имя, исходя из темы урока.
Дети выполняют
5.
Продолжение
реализации
проекта
г) Организую знакомство с буквой
- Кто пойдет и найдет в нашей большой классной кас-
се букву, которая обозначает звук [а].
- Как называется буква?
- Покажите у себя в кассе.
- Почему их четыре?
- В паре за партой выложите букву «А» из счетных
палочек или из карандашей.
- На что похожа буква?
Буква «А», буква «А»
Алфавита голова.
Знает Вова, Знает Света.
«А» похожа на ракету. (выставляю рисунок)
д) Организую определение места буквы «А» в схе-
ме слова
- Вставьте в схему букву «А», где она должна быть.
Один ученик находит букву в классной кассе.
- «А»
Дети находят у себя в кассе и показывают учителю.
- Одна заглавная, другая маленькая. Две печатные,
две письменные.
Дети в парах выполняют, сигналят сцепленными и
поднятыми руками вверх о готовности.
Дети предполагают.
Дети выполняют.
6.
Первичное
закрепление с
комментиро-
ванием во
внешней речи
Организую работу с учебный диском
- Посмотрите на экран, прочитайте, соблюдая знаки
в конце предложения.
- А!
- А?
Дети читают.
Познавательные:
смысловое чтение и
выбор чтения в зави-
симости от цели;
Коммуникативные:
управление поведени-
- А – а - а!
(При чтении спрашиваю: «Когда так го-
ворим? А так?»)
- Прочитаем выразительно.
ем партнера; умение
выражать свои мыс-
ли.
7.
Самостоя-
тельная рабо-
та с самопро-
веркой по
эталону
Организую работу в учебнике с. 20 (Игра «Дежур-
ная буква»)
- Послушайте пословицу. Почему так говорят?
- Посчитайте сколько букв «А»
- Проверьте по эталону
Работают с текстом
Считают, сколько букв «А».
Сравнивают с эталоном.
Корректируют.
Регулятивные:
контроль в форме сли-
чения способа дей-
ствия и его результата
с заданным эталоном;
оценка – оценивание
качества и уровня
усвоения; коррекция.
8.
Включение в
систему зна-
ний и повто-
рение
Организую работу с учебником для развития
речи:
-рассмотреть рисунки на с. 21. Что это?
- Произнесите названия этих предметов и вниматель-
но послушайте. Что интересного заметили?
- Вот об этом стихотворение.
(Читает хорошо читающий ученик, заранее подготов-
ленный)
- Посчитайте сколько в этом стихотворении встрети-
лось букв «А»
- Астра, азбука, айва
- В этих словах первая и последняя буква «А»
- 19
Коммуникативные:
использование
средств языка и речи
для получения и пере-
дачи информации,
участие в продуктив-
ном диалоге; самовы-
ражение.
9.
Рефлексия
учебной дея-
тельности
на уроке
- С каким звуком мы сегодня работали, учились его
слышать, выделять?
- С какой буквой познакомились?
- Кто считает, что он работал хорошо и всё понятно ,
поднимите зеленый кружочек. Кому не всё было по-
нятно – красный.
Отвечают
Показывают
Познавательные:
умение структуриро-
вать знания. Регуля-
тивные: волевая
саморегуляция; оцен-
ка – выделение и осо-
знание учащимися
того, что уже усвоено
и что еще подлежит
усвоению, прогнози-
рование.