Напоминание

Гласный звук а. Буква А,а..

Автор: Комиссарова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Сетушинская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с. Сетуха Орловская область
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Гласный звук а. Буква А,а..
Дата публикации: 21.11.2020







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Технологическая карта урока обучения грамоте "Гласный звук [а]. Буквы А, а."

Класс: 1

Учитель: Комиссарова Елена Владимировна

Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)

Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)

Тема: "Гласный звук [а]. Буквы А, а"

Дидактическая цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [а], буквами А, а, в соответствии с индивидуальными осо-

бенностями учащихся, через технологии проблемного обучения, дифференциации, информационно – коммуникационных технологий, здоровьесберега-

ющих технологий.

Обучающие задачи:

- познакомить со звукам [а], буквами А, а; учить выполнять звуко-буквенный анализ слов;

Развивающие задачи:

- развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание, память.

Воспитывающие задачи:

- воспитывать любовь и интерес к чтению; прививать навыки культурного общения.

Планируемые результаты.

Предметные: знают особенности произнесения звука [а] и его характеристику; называют букву А как знак звука [а]; различают печатные и письменные,

заглавные и строчные буквы; знакомятся с «лентой букв»; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам. Ме-

тапредметные:

Регулятивные:

- принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Познавательные:

общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием иллюстраций, схем; логические –

характеризуют звук [а]; осуществляют сравнение печатных и письменных, заглавных и строчных букв; анализируют задание, определяют его цель. ори-

ентируется в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные:

- составляют небольшие рассказы; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, слушают и понима-

ют речь других.

Личностные:

- выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать;

- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично - поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

- фронтальная работа; парная; индивидуальная.

Средства обучения:

у учителя – мультимедийный проектор, компьютер, учебный диск, рисунок букета астр, рисунки животных: совы, ежа, лисы, белки, козы, зайца, кор-

зинка

у учащихся – учебник «Азбука», касса букв, палочки, цветные карандаши, белые глянцевые досочки с маркером

Ход урока

Этапы урока,

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Мотивация к

учебной дея-

тельности

Приветствует учащихся. Читает стихотворение.

- Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадки?

Приветствуют учителя, продолжают четверости-

шие:

- Есть у нас девиз такой:

всё, что нужно под рукой!

Личностные: уяснять

мотивы учебной дея-

тельности и личност-

ный смысл учения

Регулятивные: воле-

вая саморегуляция

Речевая раз-

минка

- Мы на уроке обучения грамоте. Зачем нам эти уро-

ки?

- Поэтому надо размять речевой аппарат.

а) «Задуваем свечу» (сначала одну долгим выдыхом,

затем короткими выдыхами задуваем столько свечей

сколько бы их было на торте у вас на дне рождении)

б) скороговорка:

В школу всем ходить охота

И из леса, из болота.

- Учиться читать, составлять предложения, расска-

зы.

Дети выполняют

Упражнение

на внимание

- Кто может прийти из леса, из болота?

- Сегодня учиться к нам пришли такие гости

(На доске с обратной стороны рисунки животных:

совы, ежа, лисы, белки, козы, зайца)

- Я открою на несколько секунд и закрою, а вы долж-

ны успеть «сфотографировать» (т.е постараться запо-

мнить)

- Итак, кто сегодня пришел к нам?

(2-3 рисунка меняю местами, открываю)

- Что изменилось?

- Ещё раз посмотрите, «сфотографируйте». Откройте

учебник на с. 20. Кого нет в лесной школе?

Дети называют животных

Дети называют

Дети отвечают

2.

Актуализа-

ция знаний и

пробное учеб-

ное действие

а) – У лесных жителей вместо портфелей – корзина –

речь.

- Давайте наберем красивых предложений в эту кор-

зину по рисунку с. 20. (Подхожу с маленькой корзин-

Дети произносят составленные ими предложения

Познавательные:

умение структуриро-

вать знания, анализи-

ровать, интезировать.

кой к ученикам)

- Что вы сейчас произнесли?

- Докажите

- О чём?

- Какой речью мы пользовались?

б) – Что изображено под рисунком?

- Докажите

- Что можно о нем сказать?

- Составьте предложение по схеме: .

в) – Начертите схему на досочках к предложению:

Коза Алиса убежала домой.

- Почему второе слово тоже с большой буквы?

- Предложение

- Есть законченная понятная мысль

- Устной

- Предложение

- Первое слово с большой буквы, в конце точка.

- Предложение состоит из 3 слов.

Дети составляют предложения.

Дети чертят схему: .

- Кличка козы.

Регулятивные:

прогнозирование.

Физкультми-

нутка

Физминутка «Дорожка»

3.

Выявление

места и при-

чины затруд-

нения

- Назовите животных, которые пришли в школу?

- Какой звук часто повторяется?

- Кто догадался над каким звуком будем работать?

- Дети называют

- Звук [а]

Анализируют и делают вывод.

Познавательные: по-

становка и формули-

рование проблемы.

4.

Построение

проекта вы-

хода из за-

труднения

(4 мин)

- Попробуйте сформулировать тему урока, продол-

жив фразу: Тема нашего урока звук…… и буквы, ко-

торые его…..

- Сформулируем задачи урока с опорой на фразы:

1. Познакомимся с….

2. Будем учиться находить….

3. Будем учиться читать…..

- Тема нашего урока: звук [а] и буквы, которые его

обозначают.

- 1. Познакомимся со звуком [а], буквами «а».

2. Будем учиться находить звук [а] в словах.

3. Будем учиться читать слоги, слова с буквой «а».

Познавательные:

словесное моделиро-

вание. Регулятив-

ные: целеполагание,

как постановка учеб-

ной задачи, планиро-

вание.

5.

Реализация

построенного

проекта

а) Организую звуко-буквенный анализ слова:

«астры»

- Ученики по традиции идут в школу с цветами. Наши

животные тоже. Угадайте из загадки.

Тот кому уже семь лет,

Скажет: «Школа, здравствуй!»

У меня в руках букет

Праздничные ……

- Астры

Познавательные:

применение методов

информационного по-

иска; умение осознан-

но и произвольно

строить речевое вы-

сказывание; построе-

ние логической цепи

Открываю рисунок букета астр.

- Составим схему слова «астра». Один у доски,

остальные за партами.

- Сколько в слове «астра» слогов?

- Почему?

- На какой слог падает ударение?

- Произнесите первый слог, есть ли там слияние?

- Произнесите всё слово, выделяя первый звук.

- Какой первый звук?

- Почему?

- Произнесите всё слово, выделяя второй звук.

- Какой второй звук?

- Какой он?

- Почему?

- Произнесите всё слово, выделяя третий звук.

- Какой третий звук?

- Какой он?

- Почему?

- Произнесите второй слог

- Что услышали?

- Слияние каких звуков?

- Прочитайте по схеме слово.

- Оцени себя.

б) Организую выделение и характеристику звука

[а]

- Произнесите четко первый звук

- Дайте характеристику этому звуку

в) Организую нахождение слов со звуком [а]

- Посмотрите вокруг. Назовите слова-названия пред-

метов, в которых встречается звук [а].

- Посмотрите на экран на картинку. Назовите слова,

где встречается звук [а] в начале слова; в середине

слова; в конце слова. Всего семь слов.

- На картинке в учебнике в лесной школе?

- Два

- Тянется два гласных звука.

- На первый слог.

- Нет

- Астры

- [а] – гласный

Дети отвечают

- аСтры

- [с]

- Согласный

Дети отвечают

- асТры

- [т]

- Согласный

Дети отвечают

- Ры

- Слияние

- [р] – согласный, [ы] – гласный

- [а]

- Звук [а] гласный, он тянется, поётся, при его

произнесении воздух проходит через горло свобод-

но без препятствий. В этом слове он ударный.

Дети называют.

рассуждений, анализ,

синтез. Коммуника-

тивные: планирова-

ние учебного сотруд-

ничества со сверстни-

ками, инициативное

сотрудничество в по-

иске и сборе инфор-

мации; управление

поведением партнера;

умение выражать свои

мысли.

- Встаньте, чьё имя начинается на звук [а]. У кого в

середине имени? У кого в имени последний звук [а].

Физкультми-

нутка

1. - Я называю ещё цветы, которые принесли учени-

ки. Если есть звук [а] – наклоняетесь. Если нет – при-

седаете. (Роза, ирис, ландыш, пион, тюльпан, фиалка,

гвоздика, анютины глазки)

2. Вторую физминутку проведет мальчик. Внимание

на экран (Используется «Суперфизминутка» с сайта

Инфоурок)

- Мальчику, который проводил физминутку приду-

майте имя, исходя из темы урока.

Дети выполняют

5.

Продолжение

реализации

проекта

г) Организую знакомство с буквой

- Кто пойдет и найдет в нашей большой классной кас-

се букву, которая обозначает звук [а].

- Как называется буква?

- Покажите у себя в кассе.

- Почему их четыре?

- В паре за партой выложите букву «А» из счетных

палочек или из карандашей.

- На что похожа буква?

Буква «А», буква «А»

Алфавита голова.

Знает Вова, Знает Света.

«А» похожа на ракету. (выставляю рисунок)

д) Организую определение места буквы «А» в схе-

ме слова

- Вставьте в схему букву «А», где она должна быть.

Один ученик находит букву в классной кассе.

- «А»

Дети находят у себя в кассе и показывают учителю.

- Одна заглавная, другая маленькая. Две печатные,

две письменные.

Дети в парах выполняют, сигналят сцепленными и

поднятыми руками вверх о готовности.

Дети предполагают.

Дети выполняют.

6.

Первичное

закрепление с

комментиро-

ванием во

внешней речи

Организую работу с учебный диском

- Посмотрите на экран, прочитайте, соблюдая знаки

в конце предложения.

- А!

- А?

Дети читают.

Познавательные:

смысловое чтение и

выбор чтения в зави-

симости от цели;

Коммуникативные:

управление поведени-

- А – а - а!

(При чтении спрашиваю: «Когда так го-

ворим? А так?»)

- Прочитаем выразительно.

ем партнера; умение

выражать свои мыс-

ли.

7.

Самостоя-

тельная рабо-

та с самопро-

веркой по

эталону

Организую работу в учебнике с. 20 (Игра «Дежур-

ная буква»)

- Послушайте пословицу. Почему так говорят?

- Посчитайте сколько букв «А»

- Проверьте по эталону

Работают с текстом

Считают, сколько букв «А».

Сравнивают с эталоном.

Корректируют.

Регулятивные:

контроль в форме сли-

чения способа дей-

ствия и его результата

с заданным эталоном;

оценка – оценивание

качества и уровня

усвоения; коррекция.

8.

Включение в

систему зна-

ний и повто-

рение

Организую работу с учебником для развития

речи:

-рассмотреть рисунки на с. 21. Что это?

- Произнесите названия этих предметов и вниматель-

но послушайте. Что интересного заметили?

- Вот об этом стихотворение.

(Читает хорошо читающий ученик, заранее подготов-

ленный)

- Посчитайте сколько в этом стихотворении встрети-

лось букв «А»

- Астра, азбука, айва

- В этих словах первая и последняя буква «А»

- 19

Коммуникативные:

использование

средств языка и речи

для получения и пере-

дачи информации,

участие в продуктив-

ном диалоге; самовы-

ражение.

9.

Рефлексия

учебной дея-

тельности

на уроке

- С каким звуком мы сегодня работали, учились его

слышать, выделять?

- С какой буквой познакомились?

- Кто считает, что он работал хорошо и всё понятно ,

поднимите зеленый кружочек. Кому не всё было по-

нятно – красный.

Отвечают

Показывают

Познавательные:

умение структуриро-

вать знания. Регуля-

тивные: волевая

саморегуляция; оцен-

ка – выделение и осо-

знание учащимися

того, что уже усвоено

и что еще подлежит

усвоению, прогнози-

рование.