Напоминание

ОП.10 Детская литература

Автор: Барановская Людмила Борисовна
Должность: преподаватель профессиональных дисциплин
Учебное заведение: ЧУПОО ТЕХНИКУМ "БИЗНЕС И ПРАВО"
Населённый пункт: город Белореченск
Наименование материала: рабочая программа
Тема: ОП.10 Детская литература
Дата публикации: 21.11.2020







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Частное учреждение

профессиональная образовательная организация

ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.10Детская литература

для специальности

44.02.01 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(углубленная подготовка)

форма обучения

ОЧНАЯ

Белореченск, 2019г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана ЧУПОО ТЕХНИКУМ

«БИЗНЕС И ПРАВО». Дисциплина введена за счет часов вариативной части.

Утверждаю

Директор техникума

___________Н.А. Сорокина

« 29 » августа 2019г.

Автор программы: Барановская Л.Б. – преподаватель ЧУПОО ТЕХНИКУМ

«БИЗНЕС И ПРАВО».

Рецензенты:

Ефремова О.В. – преподаватель ЧУПОО ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И

ПРАВО»

______________________________________________________________________

ОДОБРЕНО:

цикловой комиссией общеобразовательных и педагогических дисциплин

протокол № 1 от « 28 » августа 2019 г.

Председатель цикловой комиссии ________________ Барановская Л.Б.

Рассмотрено и рекомендовано к использованию в учебном процессе

педагогическим советом протокол № 1 от « 29 » августа 2019 г.

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

19

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.10

Детская литература

1.1.Область применения программы

Рабочая

программа

учебной

дисциплины

разработана

ЧУПОО

ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО». Дисциплина введена за счет часов

вариативной части.

1.2.

Место

учебной

дисциплины

в

структуре

основной

профессиональной образовательной программы:

Учебная

дисциплина

входит

в

профессиональный

цикл

общепрофессиональных дисциплин

1.3.

Цели и задачи дисциплины - требования к результатам

освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающиеся должны уметь:

У-1 -

грамотно пользоваться основными понятиями: знать их

определения и правильно употреблять в речи;

У-2 - отбирать произведения для детского чтения;

У-3 - критически оценивать творчество детских писателей и

отдельные произведения, адресованные детям;

У-4 - анализировать художественный текст, адресованный детям или

вошедший в круг чтения дошкольников;

У-5 - пропагандировать детскую книгу среди родителей;

У-6 - осуществлять показ приемов работы с атрибутами разных

видов театров;

У-7 - выразительно читать литературные тексты.

В результате освоения дисциплины обучающиеся должны знать:

З-1 - детскую художественную литературу и историю русской

детской литературы;

З-2 - закономерности исторического развития детской литературы и

детского чтения;

З-3 - виды театров, средства выразительности в театральной

деятельности.

Процесс изучения учебной дисциплины направлен

на формирование следующих компетенций:

4

Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать

общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников,

организовывать

и

контролировать

их

работу

с

принятием

на

себя

ответственности за качество образовательного процесса.

Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать

профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

1.4.

Количество часов на освоение программы

учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 111 час,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 74 час;

самостоятельной работы обучающихся 37 час.

5

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

111

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

74

в том числе:

Лекционные занятия

50

практические занятия

24

контрольные работы

курсовая работа

Самостоятельная работа студента (всего)

37

в том числе:

Исследовательская работа

Подготовка практико-ориентированных сообщений

Работа с информационными источниками

Подготовка к практическим занятиям

Реферативная работа

Домашняя работа

Расчетно-графическая работа

Творческие задания

Подготовка презентационных материалов

Составление таблиц

Составление тезисов

Аттестация по дисциплине

дифзачет

6

3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

ОП.10Детская литература

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические

занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Формируемые

умения и

знания

Объем

часов

Уровень

освоения

Раздел 1. Устное народное творчество.

Тема 1.1.

Фольклор как вид

искусства, его роль в

формировании

личности ребенка.

Народное творчество как искусство устное, коллективное, выражающее опыт,

настроения, идеалы народа. Русские писатели, критики, педагоги о народных

сказках и песнях, об их значении для формирования внутреннего мира ребенка.

Типичное издание произведений фольклорных жанров для детей (книжки-иг-

рушки, книжки-картинки, книжки-раскладушки, книжки-малышки), сборники.

З-1

З-2

2

1

Тема 1.2.

Детский фольклор.

Разделение

фольклорных

произведений с учетом

возрастных

особенностей детей.

Структура детского фольклора. Система жанров детского фольклора. Искусство

оформления детских книг. Иллюстраторы произведений устного народного

творчества.

З-1

З-2

2

1

Тема 1.3.

Малые формы

фольклора народов

мира.

Малые формы детского фольклора, их особенности и функции. «Поэзия

пестования» или «материнская поэзия»: колыбельные песни, пестушки,

прибаутки, их роль в умственном, физическом и речевом развитии ребенка.

«Поэзия парадокса». К.Чуковский о значении «перевертышей» в работе с дошко-

льниками.

Считалки. Скороговорки. Поддевки, дразнилки, приговорки, припевки,

заклички. Загадки. Пословицы и поговорки.

З-1

З-2

2

1

Тема 1.4.

Крупные формы

фольклора. Былины.

Русские народные

сказки. Разделение

произведений с учетом

возрастных

особенностей детей.

Художественные особенности и воспитательная ценность крупных форм

фольклора. Былины. Собирательный образ известных былинных героев.

Художественные особенности былины. Литературные пересказы былин.

Сказки. Исторические истоки фольклорной сказки. Общие особенности жанра.

Традиционные приемы построения композиции сказки. Контрастность

персонажей. Особенности языка. Классификация сказок по тематике и

стилистике. Сказки о животных. Волшебные сказки. Бытовые (сатирические)

сказки. Влияние народных сказок на развитие литературных жанров.

З-1

З-2

2

1

7

Самостоятельная работа. Собирательный образ известных былинных героев.

Защита рефератов.

У-2

4

2

Тема 1.5.

Сказки народов мира.

Сказки народов мира. Жизнь и традиции разных народов в видовом и

тематическом разнообразии фольклорных сказок мира. Своеобразие

миропонимания и юмора в сказках. Общие человеческие ценности в сказках.

З-1

З-2

2

1

Практическая работа № 1. Выразительное чтение и рассказывание сказок

разных видов, выразительное рассказывание потешек (наизусть).

У-7

2

1

Самостоятельная работа. Общие человеческие ценности в сказках народов

мира. Подготовка сообщений по теме.

У-4

4

2

Раздел II. Возникновение, формирование и развитие русской детской литературы в разные исторические периоды.

Тема 2.1.

Детская литература

средневековья и эпохи

Просвещения.

Формирование круга детского чтения в Древней Руси. Ребенок в восприятии

автора «Сказания о Борисе и Глебе». Исторические предпосылки возникновения

литературы для детей. Учебно-познавательный характер первых произведений

для детей. «Азбука» Ивана Федорова. Первые детские писатели: Дмитрий Ге-

расимов, Савватий, Симеон Полоцкий, Кареон Истомин.

Развитие светского образования в эпоху Петра Первого. Деятельность Феофана

Прокоповича. Век Просвещения. Первый детский журнал «Детское чтение для

сердца и разума» Н.И. Новикова и его значение в истории отечественной

детской литературы. Литературно-педагогическая деятельность Н.М.Карамзина.

Влияние сентиментализма на дальнейшее развитие детской литературы.

З-1

З-2

2

1

Тема 2.2.

Становление теории и

критики детской

литературы в России.

Роль В.Г. Белинского в создании теории и критики детской литературы.

Деятельность Н.Г.Чернышевского и Н.А. Добролюбова в области детской

литературы.

З-1

З-2

2

1

Раздел III. Русская детская литература 19 века.

Тема 3.1.

Басня в детском

чтении. Возрастные

особенности детей при

ознакомлении их с

баснями.

Понятие о басне и аллегоризме. Басни И.А.Крылова в детском чтении: «Лебедь,

Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок» и

др. Единство эпоса, драмы и лирики в баснях Крылова. Нравоучение и сатира.

Приемы создания образов. Особенности художественной речи. Воспитательное

значение басен Крылова. Статьи Белинского о басенном творчестве Крылова.

Прозаические басни Л.Н.Толстого в детском чтении. Жанр басни в творчестве К.

Ушинского. Моральная сентенция басен.

З-1

З-2

2

1

Тема 3.2.

Поэзия 19 века в

детском чтении.

Основные тенденции развития детской поэзии в 19 веке. Роль поэзии в

художественном осмыслении мира, в развитии образного речевого мышления

ребенка дошкольного возраста. Сборники поэзии в изданиях для детей:

З-1

З-2

2

1

8

Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, А.Н.Майков, А.Н..Плещеев, И.З.Суриков, А.В.Кольцов,

А.К.Толстой. Образы родной природы, времена года, изображение

крестьянского быта и праздников.

Мастерство и новаторство Н.Некрасова в стихах для детей. Народность и

гражданственность стихов. Разговорные и песенные интонации, приемы

создания образов в стихах Некрасова. Стихи Некрасова, вошедшие в круг

детского чтения: «Генерал Топтыгин», «Школьник», «Соловьи», «Зеленый

шум», «Мужичок с ноготок», «Крестьянские дети» и др.

Сюжет и композиция стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы». Образ главного

героя, нравственно оправданное действие, четкость деталей, разговорно-

повествовательные интонации, размер и рифмы. Работа К.И.Чуковского

«Мастерство Некрасова».

Тема 3.3.

Литературная

стихотворная сказка.

Разделение

произведений с учетом

возрастных

особенностей детей.

Особенности поэтики литературной сказки, проблема сказочного вымысла.

Связь авторской сказки с фольклорными формами и литературными жанрами.

А.С.Пушкин и фольклор. Анализ пролога к поэме «Руслан и Людмила».

Анализ «Сказки о царе Салтане…»: источник сюжета, мотивы разлуки и

обретения семьи, роль образов моря и острова Буяна, народная утопия

счастливого царства, приемы создания образа Царевны-Лебеди. Зло и добро в

сказке. Интонация повествования.

Фольклорное и литературное начала в пушкинской «Сказке о мертвой царевне и

о семи богатырях». Иллюстрации к сказке. «Сказка о рыбаке и рыбке»:

особенности стихотворной формы и речи, роль повторов и наращений,

нравственно-философский смысл финала. Нравственно-эстетическое воздейст-

вие сказок Пушкина на миросозерцание детей дошкольного возраста.

П.П. Ершов как продолжатель традиций Пушкина в жанре стихотворной сказки.

Трехчастная поэма «Конек-Горбунок»: художественное отображение русского

царства, национального характера. Причины всенародной популярности сказки.

Особенности поэтики и языка «Конька-Горбунка», фольклорное начало в сказке.

Чуковский о «Коньке-Горбунке». Сказка в иллюстрациях.

З-1

З-2

2

1

Практическая работа № 2. Выразительное чтение произведений поэтов 19

века. Чтение наизусть.Выразительное чтение и анализ сказок А.С. Пушкина.

Выразительное чтение и анализ сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок».

У-7

2

1

Тема 3.4.

Фольклорные

Особенности поэтики сказки в творчестве В.И. Даля. Тематика, проблематика,

персонажи сказок. Рассказы Даля для детей: «Елка в деревне», «Дурачок».

З-1

З-2

2

1

9

традиции

литературных сказок

золотого века.

Традиции фольклора в сказках К.Д. Ушинского. Сказки «Плутишка кот»,

«Сивка-Бурка», «Мена», «Вареный топор», «Журавль и цапля» и др. Сюжеты,

образы героев, особенности языка. Воспитательная ценность сказок Ушинского,

их актуальность в современном дошкольном чтении.

Реализм и богатство нравственного содержания в сказках Мамина-Сибиряка.

Светлая вера в добро и оптимизм «Аленушкиных сказок». Традиции народных

сказок о животных в «Сказке про Комара Комаровича – Длинный Нос и про

Мохнатого Мишку – Короткий Хвост» и др. «Личностные» характеры героев

Мамина-Сибиряка и обобщенно-типизированные характеристики персонажей

фольклорной сказки. Присказка как яркий образец стиля детских сказок

писателя. Традиции народной колыбельной в присказке.

Формирование жизненной позиции ребенка средствами сказок. Противоречия

жизни и их нравственное преодоление как основа содержания сказок.

Актуальность сказок Мамина – Сибиряка в круге чтения современного до-

школьника.

Самостоятельная работа. «Аленький цветочек» С. Аксакова как литературная

обработка фольклорной сказки. Составление литературного обзора по заданной

тематике.

У-4

2

2

Тема 3.5.

Художественно -

познавательные

литературные сказки.

Разделение

произведений с учетом

возрастных

особенностей детей.

Тематика сказок Гаршина, вошедших в круг детского чтения. Синтез комизма и

драматизма в сказке «Лягушка – путешественница». Естественнонаучное опи-

сание жизни животных и условное изображение их «характеров» в сказке.

Значение финала сказки.

Педагогический подтекст и художественные особенности прозаических сказок

В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович», «Городок в табакерке», «Детские сказки

дедушки Иринея». Философская направленность сказок В.Ф. Одоевского.

«Городок в табакерке» как образец художественно-познавательной сказки для

детей: подача научного материала в занимательной, близкой к детской

психологии форме, обучение на конкретном опыте, связь обучения с

реальностью. Персонажи сказки, их характеристика.

З-1

З-2

2

1

Практическая работа № 3. Выразительное чтение и анализ сказок В.И. Даля и

К.Д.Ушинского, Д.Н.Мамина – Сибиряка, произведений В.М.Гаршина,

В.Ф.Одоевского.

У-7

2

1

Самостоятельная работа. Сборник «Сказок Кота – Мурлыки» Н.П.Вагнера как

синтез фантазии, философии и науки. Сказки «Великое», «Чудный мальчик»,

У-5

4

2

10

«Папа – пряник»: нравственные идеалы, доброе дело, поиск истины,

преодоление зла и ложного стыда; образы героев. Подготовка книжной выставки

для пропаганды детской книги среди родителей.

Тема 3.6.

Рассказы и сказки Л.

Толстого и рассказы

А.П. Чехова для детей.

Педагогическая и литературная деятельность Л.Н.Толстого. Создание книг для

детей: «Азбука» и «Русские книги для чтения». Задачи, художественные

принципы книг для начального этапа детского чтения.

Тематическое и жанровое разнообразие произведений, включенных в круг

детского чтения. Краткая характеристика своеобразия басен, сказок, рассказов

Л. Толстого для детей.

Рассказы для детей: «Филипок», «Лев и собачка», «Булька» и др. Специфика

формы, языка и педагогический замысел. Разнообразие тематики и реалистиче-

ское освещение явлений. Психологическая обусловленность действий героев.

Жанр познавательной и бытовой сказки в творчестве Л.Н. Толстого:

«Золотоволосая царевна», «Старый тополь», «Как ходят деревья» и др. Синтез

научности и художественности в сюжете познавательной сказки. Народные

традиции и нравственные сентенции бытовых сказок. Актуальность «детской

прозы» Л.Н. Толстого для современного дошкольника.

З-1

З-2

2

1

Практическая работа № 4. Выразительное чтение и анализ произведений

Л.Толстого, А.П.Чехова для детей.

У-7

2

1

Самостоятельная работа. Народные традиции и нравственные сентенции

бытовых сказок в творчестве Л.Н. Толстого.Актуальность произведений Чехова

в современном детском чтении. Составление литературного обзора по заданной

тематике.

У-2

4

2

Раздел IV. Современная русская детская литература.

Тема 4.1.

Детская литература

серебряного века.

Обновление тем, развитие жанров. Круг детских писателей. Мотивы детства в

стихах И.А.Бунина («Детство», «Летняя ночь», «На глазки синие прелестные…»,

«Дочь»). Пейзажная лирика в круге детского чтения («Бушует полая вода…»,

«Первый снег» и др.). Графичность и чувственность поэтических образов.

«Тиховейные» «Фейные сказки» К.Д.Бальмонта. Музыкальность и пластичность

стихов и образов.

А.А.Блок о детях и детской литературе. («Записные книжки», 1915). Стихи,

отобранные для детских изданий («Вербочки», «Ворона», «Колыбельная песня»

и др.). Реализм поэтических образов, интонации и настроения.

З-1

З-2

2

1

11

Стихи С.А.Есенина, вошедшие в круг чтения маленьких детей: «Береза»,

«Воробышки», «Пороша», «Черемуха», «Бабушкины сказки»

Тема 4.2.

Тема детства в

реалистической прозе

для детей.

Роль Максима Горького в формировании детской литературы советского

периода. Дети и культура: «Человек, уши которого заткнуты ватой» и др.

Автобиографическая повесть «Детство»: проблематика, образы героев,

нравственный путь становления личности, взрослые и дети. Рассказы «Дед

Архип и Ленька»: драматизм повествования, приемы описания душевного

состояния героев.

Жанр детской приключенческой новеллы в творчестве Гайдара. Рассказы

«Дальние страны», «Голубая чашка», «Чук и Гек»: гайдаровская поэтика

страшного и смешного, быт и приключения, система образов, художественные

особенности.

З-1

З-2

2

1

Тема 4.3.

Фольклорные

традиции детских

литературных сказок.

Сказки для детей Максима Горького: «Воробьишко», «Про Иванушку-дурачка»,

«Случай с Евсейкой», «Самовар». Авторский замысел и исполнение, традиции

устного народного творчества. Проблемы, образы героев. «Сказки об Италии»:

тематическое и жанровое многообразие, художественные особенности, приемы

изображения персонажей сказок.

Сказки В.Катаева «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик», «Пень»,

«Жемчужина», «Голубок»: дидактичность, аллегория, волшебное чудо,

сказочный вымысел. Герои сказок.

«Серебряное копытце» П.П.Бажова: фантастический вымысел и реальность,

образ повествователя и портреты героев, разговорные интонации, композиция

пространства, нравственный подтекст.

З-1

З-2

2

1

Практическая работа № 5. Выразительное чтение и рассказывание сказок

М.Горького, А.П.Гайдара, В.Катаева, П.П.Бажова.

У-7

2

1

Тема 4.4.

Художественно-

познавательная

детская литература.

Разделение

произведений с учетом

возрастных

особенностей детей.

Красота природы, ее богатство и многообразие – главные темы творчества

М.Пришвина. Сборники «Золотой луг», «Лисичкин хлеб» и др. Сказка-быль

«Кладовая солнца». Нравственный и философский смысл, структура народной

сказки как основа повествования. Значение произведений М.Пришвина в

формировании восприятия природы ребенком.

Энциклопедичность знаний и богатый жизненный опыт Б.Житкова, отраженный

в его произведениях. Нравственный подтекст рассказов. Научно-познавательный

цикл «Сквозь дым и пламя», «Кино в коробке» и др. Мастерство

психологических характеристик в создании образов детей: «Пудя», «Белый

З-1

З-2

2

1

12

домик», «Как я ловил человечков».

Рассказы В.Бианки «Аришка-трусишка», «Синичкин календарь», «По следам» и

др. Воспитание наблюдательности и нравственного отношения к природе.

«Лесная газета» - художественная энциклопедия природы. Природоведческие

сказки: «Лесные домишки», «Как Муравьишка домой спешил» и др.

Антропоморфизм и научная достоверность образов; раскрытие закономерностей

природы, ясность и точность языка. Использование традиций фольклорной

сказки.

Сказки о взаимоотношениях человека и природы в произведениях

К.Г.Паустовского «Теплый хлеб», «Стальное колечко», «Дремучий медведь»,

«Растрепанный воробей», «Носорог»: реальность и вымысел, познавательное и

воспитательное начала.

Е.Чарушин – художник и писатель: пластика внешнего поведения и

зоопсихология в рисунках и рассказах Е.Чарушина; интонации повествователя,

единство слова и изображения.

Практическая работа № 6. Выразительное чтение и анализ произведений

М.Пришвина, В.Бианки, К.Г. Паустовского,

У-7

2

1

Самостоятельная работа. Значение произведений М. Пришвина в

формировании восприятия природы ребенком. Выступление с докладом на

занятии.

Единство слова и изображения в рассказах Е. Чарушина.

У-4

4

2

Тема 4.5.

Авантюрно-

приключенческая

детская литература.

Рассказы Н.Н.Носова («Мишкина каша», «Фантазеры», «Замазка», «Живая

шляпа», «Ступеньки» и др.): комизм ситуаций и возраста героев, мастерство

диалогов, юмор и мораль.

«Денискины рассказы» В.Ю.Драгунского («Друг детства», «Что я люблю» и др.):

характер Дениски Кораблева, психологизм в изображении героев. Сочетание

комического и драматического в повествовании, нравственно-психологический

конфликт, образы детей.

Повести-сказки «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот» и др.

Э.Успенского. Своеобразие жанров в творчестве писателя. Система героев.

Особенности педагогики Успенского.

З-1

З-2

2

1

Практическая работа № 7. Выразительное чтение и анализ произведений Н.

Носова, В.Драгунского, Э.Успенского.

У-7

2

1

13

Тема 4.6.

Детская драматургия.

Роль детской драматургии в гармонично развитой личности ребенка.

Освобождение детского театра от лжепедагогической назидательности и

схематизма. Создание живых характеров, серьезность идеи – создание большой

драматургии для маленьких. Драматургия для детей С.Михалкова. «Зайка-

зазнайка»: занимательность сюжета. Привлекательность персонажей, ясность

этической идеи.

Детская драматургия С.Я.Маршака: «Кошкин дом», «Сказка про козла» и др.

Традиции народной сатирической сказки в «Кошкином доме». Мотивы народной

сказки о падчерицах в «Двенадцати месяцах»: фольклорные персонажи,

особенности композиции (синтез русского и западного сказочного фольклора).

З-1

З-2

2

1

Практическая работа № 8. Выразительное чтение произведений

С.В.Михалкова и С.Я.Маршака.

У-7

2

2

Тема 4.7.

Детская поэзия 20

века.

Творчество В.Маяковского для детей. Агитационно-пропагандистский пафос,

общественно-политическая тематика («Сказка о Пете, толстом ребенке, и о

Симе, который тонкий»). Художественные особенности: гиперболы, метафоры,

система образов, язык. Принцип контраста. Книжки-картинки для малышей

(«Что такое хорошо и что такое плохо?», «Эта книжечка моя про моря и про

маяк»).

Традиции стихотворной публицистики в творчестве А.Л. Барто: прямой диалог с

ребенком, сатирические мотивы, особенности поэтики («Игрушки», «Ярлычок»,

«Очки», «Лешенька»). Социально-психологический портрет ребенка:

«Любочка», «Болтунья» и др. Своеобразие книги стихов «Переводы с детского».

Общественно-педагогические и литературные взгляды А.Л. Барто.

К.Чуковский, его взгляды на детскую психологию, детскую речь и требования к

литературе для детей. Стихотворные сказки для детей: герои, конфликты,

сюжеты («Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Телефон», сказки об Айболите).

Герои К.Чуковского в иллюстрациях. Мультфильмы по сказкам Чуковского.

С.Я.Маршак как детский поэт. Тематическое и жанровое многообразие.

Традиции устной народной поэзии и русской классической лирики в

произведениях для детей: «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке»,

«Багаж», «Почта» и др. Способность автора постичь психологию ребенка,

многообразие сюжетов: «Хороший день», «Усатый-полосатый» и др.

Поэтическое видение природы («Лесная книга» и др.). «Веселое путешествие от

А до Я» - поэтическая энциклопедия для детей.

З-1

З-2

2

1

14

Мастерство С.В.Михалкова. Жанры и темы произведений. Положительный

герой («Дядя Степа», «Дядя Степа – милиционер», «дядя Степа и Егор», «Дядя

Степа – ветеран»). Героическое и комическое, реалистический вымысел.

Типизация детских характеров («Рисунок», «Мы с приятелем», «А что у вас?»).

Стихотворная публицистика («Светлана», «Мир» и др.): переход от обыденного

к социальным обобщениям. Стихи о детских недостатках: «Про мимозу», «Про

Фому» и др. Особенности поэтического почерка С.Михалкова.

Жанры поэзии и традиции народной поэзии в творчестве Е.А.Благининой и

И.П. Токмаковой. Образы лирических героинь, женское и детское в лирических

интонациях стихов. Темы и мотивы, связь с народной лирикой. Стихи

Е.А.Благининой о маме. Эмоциональный диапазон в стихах И.А. Токмаковой.

Игра и фантазия как способ воспитания в ребенке творческой свободы: сборники

Б.В. Заходера «Школа для птенцов», «Моя Вообразилия»; сборники

Г.В. Сапгира «Леса-чудеса», «Лесная азбука» и др.; Ю.П. Мориц «Большой

секрет для маленькой компании»; Г. Кружкова «Облако с крылечком». Игра в

Слово, традиции русской народной поэзии и поэзии обэруитов, спонтанность

творческого мышления.

Лирический диалог с ребенком в стихотворениях Я.Л. Акима, В. Берестова

(«Три дороги» и др.); Р.С. Сефа (сборники «Ключ от сказки», «Храбрый

цветок»), И.А. Мазнина (сборник «Я склонился над цветами…»), О.Е.Григорьева

(сборники «Говорящий ворон», «Витамин роста»), В.В.Лунина («Та-ра-рам»,

«Музыка», «Утреннее настроение»).

Практическая работа № 9. Выразительное чтение и анализ произведений для

детей В.Маяковского, А.Л. Барто, Е.Благининой, И.П. Токмаковой,

Б.В. Заходера.

У-7

2

1

Тема 4.8.

Переводная детская

литература.

Детские журналы.

Переводы В.А.Жуковского в детском чтении: баллады, восходящие к поэзии

немецкого романтизма («Людмила», «Светлана» и др.), сказки («Кот в сапогах»

Шарля Перро, «Спящая царевна» по мотивам сказки «Царевна-шиповник»

братьев Гримм и «Спящая в лесу красавица» Шарля Перро) и др.

Переводы и переложения для детей К.И.Чуковского: валийская сказка «Джек,

покоритель великанов», «Приключение барона Мюнхаузена» Э.Распе,

«Робинзон Крузо» Дефо и др.

Переводы Б.В. Заходера. Свободное обращение с подлинниками в переводах.

Переводы С.Я.Маршака.

З-1

З-2

2

1

15

Роль детских журналов в формировании круга детских писателей. История

детских журналов: «Мурзилка», «Веселые картинки», «Миша», «Трамвай».

Анализ современных детских журналов.

Практическая работа № 10. Выразительное чтение переводов В.А.Жуковского,

К.И.Чуковского, Б.В. Заходера, С.Я.Маршака в детском чтении.

У-7

2

1

Самостоятельная работа. Современные детские журналы и их анализ.

Подготовка книжной выставки.Классики «серебряного века» - детям. Защита

презентации.

У-3

У-4

8

1

Раздел V. Зарубежная детская литература.

Тема 5.1.

Произведения

зарубежных авторов в

детском чтении.

Разделение

произведений с учетом

возрастных

особенностей детей.

Сказки Ш.Перро в русских изданиях для детей. Светское и народное начало в

сказках Ш.Перро; образ повествователя, иронический подтекст. Иллюстрации к

сказкам Ш.Перро.

Л.Кэрролл и его сказки: история создания сказок; образ Алисы; герои – ожившие

метафоры, алогизмы, фразеологические обороты. Игра со Словом и логическими

понятиями как основа творческого метода автора. Значение сказок об Алисе в

развитии интеллектуального и образно-речевого мышления детей.

Творчество для детей Джанни Родари. «Чипполино»: образы сказочных героев,

социальные мотивы сказки, установление справедливости как главная цель

положительных героев сказки.

Немецкая романтическая сказка братьев Гримм. Обращение братьев Гримм к

сокровищам немецкого фольклора. Сказки, вошедшие в круг чтения

дошкольников: «Соломинка, уголь и боб», «Горшок каши», «Госпожа Ме-

телица», «Храбрый портной», «Заяц и еж».

Особенности авторских сюжетов сказок Андерсена: чудесное в реальном,

мотивы путешествия, «затерянной» судьбы и стойкости духа, проблемы счастья

и судьбы («Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок», «Ромашка»,

«Пастушка и трубочист», «Дюймовочка», «Снежная королева»). Иллюстрации к

сказкам Андерсена. Творчество Андерсена в переводах и оценках русских

писателей.

З-1

З-2

2

1

Самостоятельная работа. «Сказка жизни» Х.-К.Андерсена. Переосмысление

народных сказочных мотивов в сказках «Огниво», «Свинопас», «Дикие лебеди»,

«Оле - Лукойе». Защита рефератов.

У-4

3

2

Раздел VI. Организация театрализованной деятельности и выразительное чтение.

16

Тема 6.1.

Инсценирование

литературных

произведений

Виды зрелищных представлений. Принципы составления сценария.

З-3

2

1

Тема 6.2.

Организация

театрализованной

деятельности.

1. Виды театрализованных игр. Фланелеграф. Оборудование. Методика показа.

2. Оборудование, методика показа настольного плоскостного театра.

3. Оборудование, методика показа настольного театра игрушек, теневого театра.

4. Техника работы с театром Би-ба-бо.

З-3

2

1

Тема 6.3.

Средства

выразительности

устной речи.

Подготовка

воспитателя к

исполнению

литературных

произведений.

1. Техника речи

2. Соблюдение орфоэпических норм

3. Логика чтения, логическое ударение

4. Пауза. Виды. Правила постановки

5. Интонация и е

е

компоненты. Неязыковые средства выразительности устной

речи.

6. Подготовка воспитателя к исполнению литературных произведений.

З-3

2

2

Практическая работа № 11. Составление сценария по русским народным и

зарубежным сказкам. Инсценировка сказки (сказка и театр по выбору).

У-6

У-7

2

3

Самостоятельная работа. Принципы составления сценария. Виды театров в

детском саду. Подготовка воспитателя к исполнению литературных

произведений.

4

Практическая работа № 12. Итоговое занятие. Дифференцированный зачет

З-1, З-2, З-3

У-2, У-3, У-4,

У-5, У-6, У-7

Всего

111

17

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методических материалов;

- наглядные пособия

Технические средства обучения: устройства для визуализации учебного материала

(ноутбук, мультимедийный проектор, компакт-диски и другие носители информации).

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень

рекомендуемых

учебных

изданий,

Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы

Основные источники:

1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. 2-е изд., стереотип.-

М.,2014-552с.

2. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению:

учебное пособие/ З.А. Гриценко. - М.: Издательский центр «Академия», 2013/-224c.

3. Путилова Е.О. Детская литература. 4-е изд., М., «Академия», 2014 - 430с.

4.

Детская литература. Выразительное чтение/Под ред. Г.В.Рыжиковой. – М.,

Академия, 2012.

Дополнительные источники:

1. Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор, - М., 2012.

2. Арзамасцева И.Н. «Век ребенка» и русская литература 1900-1930-х годов. -

М.,2013.

3.

Овчинникова

Л.В.

Русская

литературная

сказка

20

века:

История,

классификация, поэтика. - М., 2013.

18

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль

и

оценка

результатов

освоения

дисциплины

осуществляется

преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а

также

выполнения

обучающимися

индивидуальных

заданий,

проектов,

исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные

знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов

обучения

Умения:

-

грамотно

пользоваться

основными понятиями: знать их

определения

и

правильно

употреблять их в речи;

-

отбирать

произведения

для

детского чтения;

-

критически

оценивать

творчество детских писателей и

отдельные

произведения,

адресованные детям;

- анализировать художественный

текст адресованный детям или

вошедший

в

круг

чтения

дошкольников;

- пропагандировать детскую книгу

среди родителей;

-

осуществлять

показ

приемов

работы

с

атрибутами

разных

видов театров;

-

выразительно

читать

литературные тексты.

Исследовательская работа

Подготовка

практико-ориентированных

сообщений

Работа с информационными источниками

Подготовка к практическим занятиям

Реферативная работа

Домашняя работа

Расчетно-графическая работа

Творческие задания

Подготовка презентационных материалов

Составление таблиц

Составление тезисов

Знания:

-

детскую

художественную

литературу и историю детской

литературы;

- закономерности исторического

развития детской литературы и

детского чтения;

-

виды

театров,

средства

выразительности

в

театральной

деятельности.

Исследовательская работа

Подготовка

практико-ориентированных

сообщений

Работа с информационными источниками

Подготовка к практическим занятиям

Реферативная работа

Домашняя работа

Расчетно-графическая работа

Творческие задания

Подготовка презентационных материалов

Составление таблиц

Составление тезисов

19