Автор: Барановская Людмила Борисовна
Должность: преподаватель профессиональных дисциплин
Учебное заведение: ЧУПОО ТЕХНИКУМ "БИЗНЕС И ПРАВО"
Населённый пункт: город Белореченск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ По дисциплине ОП.10 Детская литература
Частное учреждение
профессиональная образовательная организация
ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
По дисциплине ОП.10 Детская литература
Белореченск 2019 г.
Составитель:
Барановская Л.Б.– преподаватель
ЧУПОО ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО»
Рассмотрено и рекомендовано к использованию в учебном процессе в
ЧУПОО
ТЕХНИКУМ
«БИЗНЕС
И
ПРАВО»
цикловой
комиссией
общеобразовательных дисциплин.
Протокол № 1 от «28» августа 2019г.
Методические
рекомендации
для
студентов
разработаны
в
соответствии с рабочей программой и календарно – тематическим планом
дисциплины.
№ п/
р
Наименование практических работ
Количество
часов
Форма
контроля
№ 1.
Выразительное чтение и рассказывание сказок
разных видов, выразительное рассказывание
потешек (наизусть).
2
оценка
№ 2.
Выразительное чтение произведений поэтов 19
века. Чтение наизусть. Выразительное чтение и
анализ сказок А.С. Пушкина. Выразительное
чтение и анализ сказки П.П. Ершова «Конек-
Горбунок».
2
оценка
№ 3.
Выразительное чтение и анализ сказок В.И. Даля и
К.Д.Ушинского, Д.Н.Мамина – Сибиряка,
произведений В.М.Гаршина, В.Ф.Одоевского.
2
оценка
№ 4.
Выразительное чтение и анализ произведений
Л.Толстого, А.П.Чехова для детей.
2
оценка
№ 5.
Выразительное чтение и рассказывание сказок
М.Горького, А.П.Гайдара, В.Катаева, П.П.Бажова.
2
оценка
№ 6.
Выразительное чтение и анализ произведений
М.Пришвина, В.Бианки, К.Г. Паустовского,
2
оценка
№ 7.
Выразительное чтение и анализ произведений
Н. Носова, В.Драгунского, Э.Успенского.
2
оценка
№ 8.
Выразительное чтение произведений
С.В.Михалкова и С.Я.Маршака.
2
оценка
№ 9.
Выразительное чтение и анализ произведений для
детей В.Маяковского, А.Л. Барто, Е.Благининой,
И.П. Токмаковой, Б.В. Заходера.
2
оценка
№ 10.
Выразительное чтение переводов В.А.Жуковского,
К.И.Чуковского, Б.В. Заходера, С.Я.Маршака в
детском чтении.
2
оценка
№ 11.
Составление сценария по русским народным и
зарубежным сказкам.
2
оценка
№ 12.
Инсценировка сказки (сказка и театр по выбору)
.
2
оценка
Всего:
24
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.
Тема: Выразительное чтение и рассказывание сказок разных видов,
выразительное рассказывание потешек (наизусть).
Формируемые знания, умения, компетенции:У-7
Оборудование: детские книги
Ход и описание работы, видов деятельности: Студент наизусть
выразительно
рассказывает
2
понравившиеся
потешки,
выразительно
рассказывает сказку и еще одну выразительно читает. Сказки должны быть с
диалогической речью.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.
Тема: Выразительное чтение произведений поэтов 19 века. Чтение
наизусть. Выразительное чтение и анализ сказок А.С. Пушкина.
Выразительное чтение и анализ сказки П.П. Ершова
«Конек-Горбунок».
Формируемые знания, умения, компетенции: У-7
Оборудование: детские книги
Ход и описание работы, видов деятельности: Студент наизусть
выразительно рассказывает стихотворение А.С. Пушкина, Ф.И.Тютчева,
А.А.Фета, А.Н. Майкова, А.Н.Плещеева, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова
(стихотворение должно быть для детей от 3 – 7 лет, двух авторов на выбор),
выразительно читает отрывок из сказки А.С. Пушкина и анализирует ее.
Небольшими отрывками выразительно читают сказку П.П. Ершова «Конек-
Горбунок».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3.
Тема: Выразительное чтение и анализ сказок В.И. Даля и
К.Д.Ушинского, Д.Н.Мамина – Сибиряка, произведений В.М.Гаршина,
В.Ф.Одоевского.
Формируемые знания, умения, компетенции: У-7
Оборудование: детские книги
Ход и описание работы, видов деятельности: Студент выразительно читает
сказки В.И. Даля, К.Д.Ушинского, Д.Н.Мамина – Сибиряка, произведений
В.М.Гаршина, В.Ф.Одоевского (одну на выбор) и анализирует ее.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4.
Тема: Выразительное чтение и анализ произведений Л.Толстого,
А.П.Чехова для детей.
Формируемые знания, умения, компетенции: У-7
Оборудование: детские книги
Ход и описание работы, видов деятельности: Студент выразительно
читает произведения Л. Толстого и А. П. Чехова и анализирует их.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5.
Тема: Выразительное чтение и рассказывание сказок М.Горького,
А.П.Гайдара, В.Катаева, П.П.Бажова.
Формируемые знания, умения, компетенции: У-7
Оборудование: детские книги
Ход и описание работы, видов деятельности: Студент выразительно
рассказывает сказку А.П.Гайдара, В.Катаева, П.П.Бажова и выразительно
читает отрывок одного из авторов.
Прочитать сказку М. Горького «Воробьишко» и выполнить ее литературно-
исполнительский анализ
1. История создания произведения
2. Жанр
3. Смысл названия произведения
4. От чьего лица ведѐтся повествование? Почему?
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды
.
7. Система образов произведения: персонажи произведения
Главные персонажи:
Второстепенные персонажи:
Характеристика главных персонажей:
Характерные черты (качества характера):
Поступки и их мотивация:
Взаимоотношения с другими героями:
Авторское отношение к героям:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6.
Тема: Выразительное чтение и анализ произведений М.Пришвина,
В.Бианки, К.Г. Паустовского.
Формируемые знания, умения, компетенции: У-7
Оборудование: детские книги
Ход и описание работы, видов деятельности: Студент выразительно
читает одно из произведений М.Пришвина, В.Бианки, К.Г. Паустовского и
анализирует его.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7.
Тема: Выразительное чтение и анализ произведений
Н. Носова, В.Драгунского, Э.Успенского.
Формируемые знания, умения, компетенции: У-7
Оборудование: детские книги
Ход и описание работы, видов деятельности: Студент выразительно
читает и анализирует одно из произведений Н. Носова, В.Драгунского,
Э.Успенского.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8.
Тема: Выразительное чтение произведений С.В.Михалкова и
С.Я.Маршака.
Формируемые знания, умения, компетенции: У-7
Оборудование: детские книги
Ход и описание работы, видов деятельности: Студент выразительно
читает произведения С.В.Михалкова и С.Я.Маршака (одно на выбор).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9.
Тема: Выразительное чтение и анализ произведений для детей
В.Маяковского, А.Л. Барто, Е.Благининой, И.П. Токмаковой,
Б.В. Заходера.
Формируемые знания, умения, компетенции: У-7
Оборудование: детские книги
Ход и описание работы, видов деятельности: Студент выразительно
читает и анализирует произведения для детей В.Маяковского, А.Л. Барто,
Е.Благининой, И.П. Токмаковой, Б.В. Заходера (двух авторов на выбор).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10.
Тема: Выразительное чтение переводов В.А.Жуковского,
К.И.Чуковского, Б.В. Заходера, С.Я.Маршака в детском чтении.
Формируемые знания, умения, компетенции: У-7
Оборудование: детские книги
Ход и описание работы, видов деятельности: Студент выразительно
читает переводыдля детского чтения В.А.Жуковского, К.И.Чуковского,
Б.В. Заходера, С.Я.Маршака (двух авторов на выбор).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11.
Тема: Составление сценария по русским народным и зарубежным
сказкам.
Формируемые знания, умения, компетенции: У-6,У-7
Оборудование: детские книги
Ход и описание работы, видов деятельности: Студент выбирает
понравившуюся сказку и на ее основании разрабатывает сценарий.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12.
Тема: Инсценировка сказки (сказка и театр по выбору)
Формируемые знания, умения, компетенции: У-6, У-7
Оборудование: детские книги
Ход и описание работы, видов деятельности: Студент показывает
сказку по разработанному сценарию, подготовив реквизиты и атрибуты к
сказке.
Список источников для подготовки:
1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. 2-е изд.,
стереотип.-М.,2014-552с.
2. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к
чтению: учебное пособие/ З.А. Гриценко. - М.: Издательский центр
«Академия», 2013/-224c.
3. Путилова Е.О. Детская литература. 4-е изд., М., «Академия», 2014 -
430с.
4.
Детская литература. Выразительное чтение/Под ред. Г.В.Рыжиковой.
– М., Академия, 2012.
Дополнительные источники:
1. Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор, - М., 2012.
2. Арзамасцева И.Н. «Век ребенка» и русская литература 1900-1930-х
годов. - М.,2013.
3. Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка 20 века: История,
классификация, поэтика. - М., 2013.
4.Хрестоматии для чтения детям в детском саду и дома. – М.: Мозаика-
Синтез, 2016.