Авторы: Галикеева Гульчачак Наилевна, Леонтьева Анастасия Леонидовна Должности: учитель истории и обществознания, ученица 11 класса
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 32"
Населённый пункт: город Стерлитамак, Республика Башкортостан
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: "Жизненные планы старшеклассников"
«Жизненные планы старшеклассников»
Целью работы является изучение жизненных планов 16-17летних молодых
людей, оказавшихся в ситуации первого осознанного выбора, который может
определить всю их последующую жизнь.
Формирование жизненных планов – один из важнейших этапов становления
личности индивида, так как предполагает осознание себя частью социального
организма, поиск своего места и предназначения в нем. Личность является
одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково разными
авторами. Мы же согласны с определением, данным В.Ядовым: «Личность –
это целостность социальных свойств человека, продукт общественного
развития и включения индивида в систему социальных отношений
посредством активной деятельности и общения».
На формирование личности влияют следующие факторы:
1.
Биологическая наследственность, благодаря которой создается
бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей,
делающие из человека индивидуальность.
2.
Физическое окружение, то есть различия в климате, географических и
природных ресурсах.
3.
Культура.
4.
Групповой опыт.
5.
Уникальный, индивидуальный опыт.
Именно групповой и индивидуальный опыт являются определяющими в
формировании личности и ее жизненных планов.
Мы провели собственное исследование путем опроса и анкетирования среди
учащихся 9-11 классов школы № 32, чтобы выделить их основные жизненные
планы. Именно в старших классах школы происходит становление
нравственного самосознания. Молодых людей волнуют проблемы добра и
зла, справедливости и беззакония, порядочности и беспринципности.
Ценности, которые имеют значение для наших 11-классников, сведены в
таблице.
Ценности
Всего (%)
Юноши (%)
Девушки (%)
Смелость
37
64
21
Порядочность
70
55
79
Аккуратность
20
18
21
Верность
47
36
47
Дружба
43
36
58
Чувство юмора
60
64
53
Сила
10
18
5
Причем, в 9 классе подростки ценили красоту, силу, смелость, аккуратность, а
в 11 классе происходит переоценка ценностей.
Меняется отношение и к учебной деятельности. В подростковом возрасте
учеба отодвигается на второй план, на первый выдвигаются различные
формы общественно – полезной деятельности, связанной с общением. В
юношестве же на первое место выходит учеба, а потом только какие – либо
увлечения. Из числа опрошенных 67 % готовы «отдать учебе все силы».
Опрос показал различия между юношами и девушками: только 9 % юношей
учатся с желанием, а из девушек – 84 %.
Также в возрасте 16-17 лет заметно изменяется партнер общения. Если у 9-
классников на первом месте сверстник, на втором – взрослые знакомые, на
третьем – родители и на четвертом – учитель, то у 11-классников на первом
месте родители, на втором сверстники, на третьем – учителя. Такое
изменение можно объяснить тем, что именно родители помогут нашим
старшеклассникам сделать свой профессиональный выбор. А выбор
профессии определяет очень многое: кем быть, к какой социальной группе
принадлежать, какой стиль жизни выбрать.
В нашем опросе 11-классники выбрали следующие профессии: юрист (30%),
военный и банковский служащий (по 13 %), медработник (10 %), дизайнер,
архитектор, инженер-электронщик. О важности профессионального выбора
говорит тот факт, что цель «иметь хорошую работу» стоит на первом месте
(70%) среди других целей у опрошенных. 53 % респондентов понимают, что
в нашем небольшом городе не хватает учебных заведений, где можно
приобрести востребованные на рынке труда профессии. То есть на
формирование жизненных планов и выбор профессии очень влияет место
жительства.
Проведя исследование, мы убедились, что 9-й класс это один из начальных
этапов формирования жизненных планов, а в 11классе учащиеся уже
осознают, какое образование они хотят получить, какую профессию выбрать
и прилагают усилия для достижения поставленных целей. В зависимости от
того, в каком направлении и с помощью каких средств будет идти
формирование и осуществление жизненных планов, будет в дальнейшем
развиваться общество в целом.