"Жизненные планы старшеклассников"

Авторы: Галикеева Гульчачак Наилевна, Леонтьева Анастасия Леонидовна
Должности: учитель истории и обществознания, ученица 11 класса
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 32"
Населённый пункт: город Стерлитамак, Республика Башкортостан
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: "Жизненные планы старшеклассников"
Дата публикации: 03.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Жизненные планы старшеклассников» Целью работы является изучение жизненных планов 16-17летних молодых людей, оказавшихся в ситуации первого осознанного выбора, который может определить всю их последующую жизнь. Формирование жизненных планов – один из важнейших этапов становления личности индивида, так как предполагает осознание себя частью социального организма, поиск своего места и предназначения в нем. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково разными авторами. Мы же согласны с определением, данным В.Ядовым: «Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения». На формирование личности влияют следующие факторы: 1. Биологическая наследственность, благодаря которой создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, делающие из человека индивидуальность. 2. Физическое окружение, то есть различия в климате, географических и природных ресурсах. 3. Культура. 4. Групповой опыт. 5. Уникальный, индивидуальный опыт. Именно групповой и индивидуальный опыт являются определяющими в формировании личности и ее жизненных планов. Мы провели собственное исследование путем опроса и анкетирования среди учащихся 9-11 классов школы № 32, чтобы выделить их основные жизненные планы. Именно в старших классах школы происходит становление нравственного самосознания. Молодых людей волнуют проблемы добра и зла, справедливости и беззакония, порядочности и беспринципности. Ценности, которые имеют значение для наших 11-классников, сведены в таблице. Ценности Всего (%) Юноши (%) Девушки (%) Смелость 37 64 21 Порядочность 70 55 79 Аккуратность 20 18 21 Верность 47 36 47 Дружба 43 36 58
Чувство юмора 60 64 53 Сила 10 18 5 Причем, в 9 классе подростки ценили красоту, силу, смелость, аккуратность, а в 11 классе происходит переоценка ценностей. Меняется отношение и к учебной деятельности. В подростковом возрасте учеба отодвигается на второй план, на первый выдвигаются различные формы общественно – полезной деятельности, связанной с общением. В юношестве же на первое место выходит учеба, а потом только какие – либо увлечения. Из числа опрошенных 67 % готовы «отдать учебе все силы». Опрос показал различия между юношами и девушками: только 9 % юношей учатся с желанием, а из девушек – 84 %. Также в возрасте 16-17 лет заметно изменяется партнер общения. Если у 9- классников на первом месте сверстник, на втором – взрослые знакомые, на третьем – родители и на четвертом – учитель, то у 11-классников на первом месте родители, на втором сверстники, на третьем – учителя. Такое изменение можно объяснить тем, что именно родители помогут нашим старшеклассникам сделать свой профессиональный выбор. А выбор профессии определяет очень многое: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать. В нашем опросе 11-классники выбрали следующие профессии: юрист (30%), военный и банковский служащий (по 13 %), медработник (10 %), дизайнер, архитектор, инженер-электронщик. О важности профессионального выбора говорит тот факт, что цель «иметь хорошую работу» стоит на первом месте (70%) среди других целей у опрошенных. 53 % респондентов понимают, что в нашем небольшом городе не хватает учебных заведений, где можно приобрести востребованные на рынке труда профессии. То есть на формирование жизненных планов и выбор профессии очень влияет место жительства. Проведя исследование, мы убедились, что 9-й класс это один из начальных этапов формирования жизненных планов, а в 11классе учащиеся уже осознают, какое образование они хотят получить, какую профессию выбрать и прилагают усилия для достижения поставленных целей. В зависимости от того, в каком направлении и с помощью каких средств будет идти формирование и осуществление жизненных планов, будет в дальнейшем развиваться общество в целом.