"Роль музыкально-речевых игр в развитии ритма, музыкальной отзывчивости и навыков пения"
Автор: Родькина Галина Михайловна Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "ДДТ "Юность" им. В.П. Макеева"
Населённый пункт: город Миасс, Челябинская обюласть
Наименование материала: Конспект учебного занятия
Тема: "Роль музыкально-речевых игр в развитии ритма, музыкальной отзывчивости и навыков пения"
педагога дополнительного образования МАУ ДО «Дом детского творчества
«Юность» им. В.П. Макеева Родькиной Галины Михайловны для родителей
подготовительной группы «Класс!»+
Предмет: «Вокал»
Место, дата и время проведения: Макеева, 39, 27 и 29 октября 2015 года
учебного занятия 17.00, 17.30 314 кабинет
Участники учебного занятия: Обучающиеся первого и второго года обучения
дошкольного возраста подготовительной группы
«Класс!»+
Тема занятия по учебно- «Роль музыкально-речевых игр
тематическому плану: в развитии ритма, музыкальной отзывчивости
и навыков пения».
Форма занятия: Комбинированное учебное занятие
Цели обучающие, 1. Закрепление навыков через музыкально-
Развивающие, речевые упражнения с использованием
Воспитывающие элементов ритмических игр.
2. Развитие выразительности
исполнения песен, чистоты интонации, ритма,
дикции; расширение певческого диапазона через
музыкально-речевые упражнения,
3. Воспитание культуры исполнения песен
и поведения на учебном занятии.
Ожидаемые результаты: Закрепление речевых навыков через музыкально-
речевые игры и отработку песенного репертуара:
«Слово на ладошке», «Начинается игра»,
«Дождик»- единство исполнения ритмического
рисунка, хореографии и вокала.
Оборудование и материалы:
наглядные пособия по вокально-хоровым упражнениям;
фонограммы;
нотная литература, сборники
Методы и приемы обучения:
1.
Словесный метод:
беседа;
объяснение учебного материала;
2. Наглядный метод:
работа над вокально-хоровыми упражнениями;
музыкальный и визуальный показ педагога и использование наглядности.
3. Практический метод:
прохлопывание, проговаривание музыкально-речевого метода;
работа с музыкально-речевыми играми над ритмом, дыханием (в том числе и
цепного), дикцию, кантилену звучания, чистоту интонации, расширение
певческого диапазона;
демонстрация приемов вокальной работы;
использование элементов речевых игр в упражнениях по вокально-хоровой работе
через показ рукой, закрепление музыкальных терминов.
работа над песнями: отработка ритмического рисунка, выразительности
исполнения песен с показом рукой и в разводке, закрепление музыкально-речевых
навыков и навыков хореографии в песнях.
Ход учебного занятия:
Задачи этапов
учебного
занятия
Вре-
мя,
мин.
Действия педагога
Планируемые действия
обучающихся
1.Организация
начала учебного
занятия,
объявление темы
и цели занятия.
5
Проверка готовности кабинета к работе: наличие
наглядных пособий, исправность аппаратуры,
материалов.
Музыкальное
приветствие.
Обучающиеся
внимательно слушают,
настраиваются на
учебное занятие.
2.Распевание.
Музыкально-
речевые
упражнения на
развитие ритма и
певческих
навыков.
15
1.
Демонстрация и отработка
Музыкально-речевых упражнений:
- массаж лицевых мышц – через комплекс
упражнений массируем кончиками пальцев лицо
(на музыкальное сопровождение));
- «улыбочка-трубочка», «улыбочка-поцелуйчик» и
т.д.;
-«вкусное варенье»;
-язычок (вперед-назад с ритмическим
исполнением, «рубим язычок», язычок-трубочка);
- «чупа-чупс» (острый язычок при закрытом рте к
щечкам при смене ритма).
2.
Упражнения на дыхание:
- «колесики-вагончики» (выпустить весь воздух
резко на последнем слоге);
Правильное
выполнение и
исполнение вокально-
хоровых упражнений.
Создание
комфортности,
хорошего настроения
для учебной
деятельности.
Положительный
настрой на
упражнения.
Отзывчивость детей.
- «Уж как шла лиса по травке» (кантилена
звучания) - выпустить весь воздух резко на
последнем слоге) - длинный выдох на «а»;
3.
Артикуляционные упражнения:
- на слова (проговаривания слов с ритмическим
прохловываниями по слогам, словесным
ударениям);
-«Начинается игра» (проговаривания слов с
ритмическим прохлопываниями, словесными
ударениями, отработка навыков чистоты
интонации);
- «Шла веселая собака» (с элементами образных
движений с показом рукой, с показом
индивидуально, пропевание с речевыми образными
интонациями).
4.
Вокально-хоровая работа:
Работа над звуковедением, над исполнением в
единой голосовой позиции, расширением
певческого диапазона:
- «Правила пения» - исполнение песни сидя, стоя,
согласно текста и закрепление правил поведения во
время пения;
- «Солнышко»- интонационная работа с показом
руками образных движений;
-«Эхо» (работа над чистотой интонации,
закрепление ритмического звучания слова) –
элементы индивидуального опроса, подгруппового
исполнения;
- «Слово на ладошке» (элементы «эхо»;
индивидуальный опрос с прохлопыванием ритма
звучащего слова)
На звуковысотность, чистоту интонирования,
ускорение темпа, на разнообразие певческих
приемов:
- «Горошина», «По дороге Петя шел», закрепление
цепного дыхания + речевые показы руками,
ритмические прохлопывания.
Физкультминутка:
Подвижная речевая игра «Совушка-сова»
(повторение речевой игры, закрепление образных
движений)
3.Основная
часть занятия.
Работа над
песнями
«Вороненок»,
«Енотик»
10
1. Работа в песне «Вороненок», отработка дикции,
кантилены звучания и характера основной
мелодии, исполнение песни стоя.
2.Отработка танцевальных упражнений под счет
на песню «Дождик идет».
Закрепление движений в проигрыше, в куплетах,
повторение текста начала всех куплетов.
Исполнение песни в разводке в две линии.
Отработка единства исполнения хореографии и
вокала.
-отработка движений
под счет, синхронность
пения и хореографии;
-отработка выхода на
песню и уход на
окончание;
-разводка песни;
-работа в ансамбле;
-выразительное
исполнение песен.
4.Подведение
5
Анализ учебного занятия.
Музыкальное
итогов учебного
занятия
приветствие.
Отзывчивость детей.
Ход занятия
1.
Музыкальное приветствие, «Бубенчики»
2.
Массаж лицевых мышц под песню «Мама «-»
3.
Упражнения на дыхание: «Колесики-вагончики», «Уж как шла
лиса по травке»
4.
Артикуляционные упражнения: прохлопать слова, которые в
кабинете, «Начинается игра», «Шла веселая собака»
5.
Вокально-хоровая работа: «Правила пения», «Солнышко»,
«Эхо», «Слово на ладошке»
6.
На звуковысотность: «Горошина», «Паучок»
7.
Физкультминутка «Совушка-сова»
8.
«Дождик идет», «Карлсон»
9.
Подведение итогов