Автор: Яворская Элла Анатольевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Гимназия
Населённый пункт: город Новый Уренгой ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Праздник народов Древнего Востока"
Праздник народов Древнего Востока, 5 класс
Цели:
1.
Систематизировать знания учащихся по истории Древнего Востока.
2.
Создать
условия
для
интеграции
основного
и
дополнительного
образования пятиклассников.
3.
На примере культуры народов Древнего Востока продолжить воспитывать
в детях чувство прекрасного, чувство уважения к людям, создавшим
шедевры мировой культуры.
Материалы и оборудование:
Карта “Древний Египет”
Слайды “Древняя Индия”
Фрагменты видеофильма “Культура Древнего Египта”
Фотогазета “Древний Китай”
Декорации:
река Нил,
папирус,
пирамиды
Ход мероприятия
1. Вступительная часть
Начинает праздник учитель истории, говорит о том, что это мероприятие
завершает изучение истории Древнего Востока в 5-м классе, рассказывает,
как шла подготовка, представляет гостей и каждую делегацию:
Делегация жителей Древнего Китая! (5-г класс встает, звучит фрагмент
мелодии, зал аплодирует)
Великие путешественники, мореплаватели – финикийцы! (5-б класс
встает, звучит фрагмент мелодии, зал аплодирует)
Делегация народов Древней Индии! (5-в класс встает, звучит фрагмент
мелодии, зал аплодирует)
Представители одной из самых древних цивилизаций – жители Древнего
Египта! (5-г класс встает, звучит фрагмент мелодии, зал аплодирует)
Учитель предлагает начать праздник общей песней, которая исполнялась на
уроках истории.
Звучит
“Песня
о
переселении
душ”
В.Высоцкого,
исполняют
все
пятиклассники
2. Выступление делегаций стран Древнего Востока
Предоставляется
слово
каждой
делегации.
Первыми
с
приветствием
выступает делегация Древнего Египта (пока ребята готовятся, звучит
вступление к песни О.Митяева “Письмо из Африки”)
Египтяне ( 5-г класс):
Говорят слова приветствия, поют на мотив “Песни о белых медведях” из
кинофильма “Кавказская пленница”
Где-то на белом свете,
Там, где всегда жара,
Где от порога до дельты
Древняя есть страна
Имя страны – Египет,
Там фараон красив,
Жизнь и надежду людям
Дарит щедрый Нил!
Ла-ла-ла…
Бережет всех Амон-Ра
Ла-ла-ла…
Очень древняя страна!
Ребята рассказывают о достижениях древних египтян.
Приветствие делегации Финикии (пока ребята готовятся, звучит “Ритуальное
шествие” Д.Тухманова)
Финикийцы (5-б класс):
На сцену “выплывает” корабль, на берег выходят финикийцы, инсценируют
процесс торговли стеклом, пурпурными тканями, керамическими изделиями
и др., исполняют “Восточный танец”, поют на мотив песни “Идем на
Восток!” из кинофильма “Турецкий гамбит”:
Плывут финикийцы, плывут осторожно
К опасным чужим берегам
Далеко от дома им жить очень сложно,
Но ветер несет по волнам
Везут финикийцы пурпурную краску
Металл, древесину, стекло
По морю идут корабли, словно в сказке
Мечтая, чтоб им повезло.
Каждый воин ловок и смел.
Держим путь мы на Карфаген!
Ветер – в лица, слезы… песок…
Это чудо – Древний Восток!
Приветствие делегации Древней Индии (пока учащиеся готовятся, звучит
пьеса “Шествие слонов”)
Древние индусы (5-в класс):
Все ребята выходят на сцену со свечами и рассказывают легенду о традиции
в Древней Индии в праздники зажигать свечи, читают стихи во время
просмотра слайдов “Древняя Индия”, показывают инсценировку “Легенда о
Будде”
Приветствие делегации народов Древнего Китая (пока учащиеся готовятся,
звучит инструментальная пьеса “Желтая река”)
Древние китайцы (5-а класс)
Поют на мотив песни из телесериала “Солдаты”:
Приезжайте к нам в Китай –
Мы покажем вам Шанхай,
Вместе шелк изобретем,
А потом чайку попьем…
И, может быть, тогда
Решите навсегда
Поселиться на равнине
И работать, выгнув спину,
Только нам с тобой известно,
Как прекрасно в Поднебесной…
Приезжайте к нам в Китай!
Инсценировка “Воспитание в Древнем Китае”, танец с бенгальскими
огоньками под песню “Фонарики” А.Варламова.
3. Конкурсная программа
Конкурс мудрецов. От каждой делегации приглашается по два представителя,
которые будут участвовать в конкурсе. На столе лежит множество
предметов, которые были изобретены в древние времена (например, дротики,
медицинские инструменты, стекло, пурпурная краска, алфавит, цифры,
шахматы, тростниковый сахар, шелк, компас, бумага). Необходимо выбрать
один предмет, который впервые был сделан вашим народом, и подготовить
интересный рассказ о нем (из какого материала он сделан, как назывался,
какую пользу принес человечеству)
Конкурс жрецов. От каждой делегации приглашается по два представителя
для участия в этом конкурсе. Необходимо придумать обращение к богам
своего народа с просьбой о хорошем урожае в этом году (1чел.); придумать и
передать своей делегации ритуальный ритмический рисунок хлопками
(1чел.), делегация должна повторить.
Конкурс знатоков исторической карты. В конкурсе участвуют по 3 человека
от класса. Каждый участник пробегает определенный маршрут, прокалывает
воздушный шарик, достает из него задание , бежит к исторической карте и
прикрепляет
ответ.
Например,
в
задании
написано:
“Город
Мемфис” – ученик обозначает кружочком на карте г. Мемфис и т. д. Учитель
или
старшеклассник
следит
за
правильностью
выполнения
задания.
Используется секундомер.
Конкурс знатоков истории Древнего Востока. В конкурсе участвует по 5
человек от класса. Необходимо из букв-таблиц составить слова-ответы на
загадки. Например, загадка: “Животное, которым названа река” (Тигр). При
подведении итогов учитывается правильность ответа и скорость выполнения
задания.
Конкурс воинов. В конкурсе участвуют по 4 мальчика от класса. Необходимо
удержать в руке “копье”, сражаясь с соперником (соревнуются парами)
4. Подведение итогов.
Учитель подводит итоги праздника, награждает грамотами, вручает каждой
делегации корзину с восточными яствами, благодарит всех за активное
участие, предлагает детям вместе с участниками танцевального ансамбля
исполнить “Восточный танец”.