Автор: Сенина Татьяна Петровна Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: д/с "Солнышко" г. Нефтегорска
Населённый пункт: город Нефтегорск, Самарская область
Наименование материала: План-конспект НОД по логоритмике для детей с ОНР в старшей группе
Тема: "Путешествие в зимний лес"
План конспект непосредственно-образовательной деятельности по
логоритмике для детей с ОНР в старшей группе
Автор-составитель:
Сенина Т.П; музыкальный руководитель высшей категории.
Тема: «Путешествие в зимний лес»
Образовательные области: Художественно-эстетическое. Познавательное.
Речевое.
Задачи:
Формировать словообразовательные процессы посредством
дидактических игр «Какой, какая?», «Слова-родственники», «Чей,
чья?» «Чей дом, чья берлога?»;
Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве: четко и
правильно выполнять ходьбу с высоким подъемом ног, бег парами,
змейкой в разных направлениях;
Развивать умение координировать слово с движением;
Формировать у детей правильную артикуляцию и ясное произношение
слов при исполнении песенного материала, учить правильному
речевому дыханию;
Развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаз;
Закреплять представления детей о лесных животных, об их готовности
к зиме;
Учить передавать шутливый характер песни, инсценировать ее;
Пробуждать интерес к классической музыке;
Закреплять интерес к различным видам музыкальной деятельности
Методы и приемы:
Практические: пение, игра на инструментах, подвижные игры, ритмические
упражнения, артикуляционная гимнастика, инсценировка песни
Наглядные: оформление зала в виде сказочного леса.
Словесные: беседы, речевые дидактические игры, чтение стихотворного
материала, текст песен, объяснение игровых упражнений.
Материалы и оборудование:
Пенечки, елочки, следы зверей, снежинки, шапочки, музыкальные
инструменты, диски с музыкой, музыкальный центр, лесные звери –игрушки.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность
Формы и методы организации совместной
деятельности
Двигательная
Бег парами (саночки), змейкой. Ходьба с
высоким подъемом ног, прыжки. Хоровод,
танец «Снежинки»
Игровая
Игра«Снежинки»,артикуляционная
гимнастика: «Саночки», «Горка», «Веселый
язычок», игра «Догонялки»
Коммуникативная
Беседы, словесные игры «Чьи следы?»,
«Какой, какая?», «Слова-родственники» «Чей,
чья?», «Чей дом?», инсценировка песни
«Случай в лесу»
Музыкально-художественная
Слушание произведения П. И. Чайковского из
альбома «Времена года». Исполнение песен «Не
щипайся, Мороз!», «Вот какая елочка!»
Т.Потапенко, музыкальная импровизация
«Снежинки», инсценировка песни
Познавательно-
исследовательская
Экскурсия в зимний лес, представления о
животных леса, их повадках, образе жизни
Чтение художественной
литературы
Восприятие стихотворного материала, загадок,
инсценирование песни
Логика образовательной деятельности
Деятельность педагога
Деятельность
воспитанников
Ожидаемые
результаты
1 .Музыкальный руководитель
загадывает загадку:
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица
Как махнула рукавом
Все покрылось серебром
2.Ребята, давайте совершим
сегодня чудесное
путешествие, только надо
одеться потеплее. И скажите
1 .Дети отгадывают загадку
(Это зима!)
Поют песню
«Не щипайся,
Мороз!»
2.-А мы саночки возьмем
Да на улицу пойдем
Сядем в саночки –
самокаточки!
1 .Сформируется
мотивация
образовательной
деятельности. Дети
осознанно и личностно
воспримут игровую
ситуацию.
Дети научаться петь
песню, согласовывая
слова с движениями
2 .Разовьется умение
на чем можно добраться в
лес?
Протопчем мы дорожку
Утрамбуем мы немножко
Но метель сугробы намела
Все пути перемела
И шагая по дороге
Поднимайте выше ноги
Нам сугробы нипочем
С собой мы саночки
возьмем
3 .Звучит музыка из альбома
П.И.Чайковского «Времена
года» «Январь»
Музыкальный руководитель:
Зимний лес стоит
печальный
Кто под снегом прячет
тайны?
Почему река молчит
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите
Тайны леса не будите
Лучше тоже по секрету
Скажет музыка об этом!
- Давайте возьмем сосульки
и украсим нашу музыку
4.- А вот и снег пошел!
( звучит музыка «Вальс
снежных хлопьев»
П.И.Чайковского
Слышите хрустальный
звон
То снежинок разговор
Вы прислушайтесь, друзья:
«Я снежинка главная
Вы порадуйте меня
Опущусь на землю я»
Тут же вторила другая:
«Дуйте на меня, растаю!»
Споря, кружатся вокруг
Слышится хрустальный
звук:
«Дуйте, дети на пушинки
На белоснежные снежинки
Чтоб снег хлопьями
кружился и ковром на
землю ложился
5. Логопед предлагает
поиграть в игру
«Слова-
Дети «едут» на саночках под
песню
«Едут, едут наши
санки» (музыка и слова
М.Еремеевой)
«шагают по
сугробам» дети бегут
змейкой в разных
направлениях
3 .Дети слушают
произведение композитора
Дети играют на
колокольчиках, музыкальных
треугольниках под музыку
И. Штрауса «Полька Анна»
4.Дети танцуют «танец-
импровизацию»
5.Дети подбирают к слову
«снег» родственные слова:
снежок-снежинка- снегопад-
снеговик
6.Дети выполняют
артикуляционную
гимнастику для язычка:
«Горка»
ориентироваться в
пространстве
3. Разовьется слуховое
внимание,
музыкальная память,
пробудится интерес к
классической музыке
Дети научатся слушать
музыку, различать
акценты, разовьется
чувство ритма.
4.Сформируется
умение и способность
импровизировать и
сочинять
танцевальные
движения
5.Сформируется
практический опыт
родственники»
6.- А сейчас мы сядем на
пенечки
Ножки наши отдохнут, а
язычки поработают, сделают
зарядку!
7.Музыкальный
руководитель:
Теперь мы к елочке пойдем
Елке песенку споем!
Дети, посмотрите, под
елочкой чьи- то следы!
Интересно, чьи они?
Игра «Чьи следы?»
8. Логопед организует
пальчиковую игру
«Зайчик»
Мы слепили снежный ком
Глазки сделали на нем
И как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас
Заяц вышел, как живой:
Он с хвостом и головой
За усы не тяни
Из соломинок они
Длинные, блестящие
Словно настоящие!
( О.Высотская)
9.Музыкальный
руководитель:
Ребята,
давайте посмотрим, какой
случай произошел в лесу с
зайцем.
Логопед: Дети, ответье?
_ У лисы (чей? Хвост)
- А какой хвост у лисы?
10..Музыкальный
руководитель:
Дети,
посмотрите, тут совсем
маленькие следы. Чьи они?
«Саночки»
«Веселый язычок»
7 .Дети водят хоровод вокруг
елки «Вот какая ёлочка!»
(Т.Потапенко; М.Лаписова)
Дети узнают, чьи следы:
Лисьи, волчьи, рысьи,
вороньи, заячьи
8.Дети выполняют движения
пальчиковой игры
А также выполняют
поскоки, петляющие
движения, запутывают
следы, чтобы лиса их не
нашла (Музыка
Ю.Рожавской)
9.Инсценируют «Случай в
лесу!» (Т.Волгина; А.
Филиппенко.)
10.Девочка в шапочке лисы:
Такой шубки не найдешь
Хоть пол-леса обойдешь
И хвостом я похвалюсь
Очень я хвостом горжусь!
Он такой пушистый,
ладный
Но поймать зайчишку надо
Вот он кажется идет
Ой, зайчишке попадет!
Дети отвечают:
Лисий, пушистый,
красивый, рыжий,
длинный .
Дети: Ежиные
Мальчик в шапочке ежа:
11.Знают все мои друзья
Что зимою в норке теплой
образования
однокоренных слов к
исходному слову.
6.Совершенствуются
моторные навыки
речевого аппарата
7.Сформируется
умение эмоционально
исполнять веселую
новогоднюю песенку.
8.Совершенствуется
мелкая моторика
кистей рук,
координируются
движения с речью.
9.Разовьется умение
передавать шутливый
характер песни, а
также инсценирование
её.
10.Сформируется
словарь признаков,
притяжательных
прилагательных.
- Конечно, ежик ни головы,
ни ножек.
Что, ты делаешь зимой, нам
секрет скорей открой!
11.Ребята, давайте поиграем
с ёжиком!
12.Посмотрите, вот берлога
Постоим мы тут немного
Ответьте, дети, берлога
чья?
Ну, конечно, же медвежья!
Но нам скучно здесь стоять
Хотят дети поиграть
Звать медведя с вами будем
И конечно же разбудим!
13. . Итог образовательной
деятельности
-Ну вот, ребятки, мы
побывали в гостях у зверей, у
чудесной ёлочки в зимнем
сказочном лесу. А теперь
пора возвращаться домой.
Садитесь в саночки-
самокаточки, да в путь!
Очень сладко сплю я!
Играют в игру «Ёжик»
(1 удар бубна- присесть
2 удара – свернуться
клубочком)
12.Дети:
Мишка, Мишенка,
медведь!
Перестань же, ты сопеть
Очень хочется играть
Ну попробуй же догнать!
Играют в музыкальную
игру Догони, нас, Мишка!»
13.Дети садятся в « саночки»
и парами бегут по залу той
же дорогой, «уезжают» из
зала
У детей
сформируются
представления о
лесных животных,
среде их обитания,
способов зимования.
11.Закрепляются
знания детей о 2-х
частной форме
музыкального
произведения
Сформируются
притяжательные
прилагательные.
12.Разовьется
эмоциональное
восприятие от
подвижной игры.
13.Достигается
взаимопонимание и
сплоченность в
детском коллективе,
устанавливается
эмоционально-
положительный фон.
Приложение 1
Сценарий НОД по логоритмике
Используемая методическая литература:
1.
М.Ю. Гоголева «Логоритмика в детском саду», Ярославль 2006г.
2.
М.Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду» Москва
2003
3.
Журнал «Музыкальный руководитель» Москва 2012 г. № 4