Авторы: Гаврильева Лидия Николаевна, Огудова Клавдия Афанасьевна
Должность: учитель русского языка и литературы, учитель национальной культуры
Учебное заведение: МОБУ " МСОШ 1"
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: Интегрированный урок по русской литературе и якутской национальной культуре
Тема: КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ " В.Г. Короленко в Амге"
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ
«
.
.
»
В Г Короленко в Амге
I
Интегрированный урок по русской литературе и якутской
/
национальной культуре
.
.(
)
ГаврильеваЛ Н учитель русского языка и литературы
.
. (
)
Огудова К А
учитель национальной культуры
«
№1.,
.
.
МОБУ
Мархинская СОШ
г Якутск
Цель урока
: -
1)
.
.
;
познакомить учащихся с периодом ссылки В Г Короленко с началом его
;
*
,
творческой
деятельности
раскрыть
его
образ
как
о
писателе
;
познакомившем других с Якутией
2)
раскрыть
взаимосвязь
его
произведений
с
якутской
национальной
;
культурой
научить
учащихся
умению анализировать
художественные
,
;
тексты вести исследовательскую работу
3)
,
воспитать взаимный интерес и уважение учащихся к культуре традициям
,
;
и обычаям как Якутии так и России и других национальностей развивать
духовные и нравственные качества человека посредством общения двух
.
культур
Оборудование
:
,
,
,
,
картины природы Амги фотографии иллюстрации
макеты
,
.
.
эпизод из фильма рисунки и т д
:
ХОД УРОКА
1.
.
Организационный момент
/
,
/
Звучит музыка учащиеся заходят в класс
-
,
,
!
Здравствуйт дорогие учащиеся гости
-
?
?
Какую картину вы наблюдали сейчас Узнаете ли вы эти места
.
. -
:
К А
Учитель национальной культуры
,
-
,
.
Да это наш родной край
Якутия много раз воспетая в песнях и стихах поэтов
,
,
.
-
Край
богатый
щедрый и развивающийся
Но когда то нашу Якутию знали
,
,
,
.
только как о крае суровом далеком холодном отсталом И потому сюда
,
отправляли в ссылку многих политических преступников
людей негодных
,
«
».
правителям называя Якутию тюрьмой без решеток
,
-
Каждый из вас стремится познать окружающий мир узнать что то новое
и
,
,
интересное
но без
знания
прошлого
нельзя
ни понять
ни оценить
по
.
достоинству сегодняшний день
Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного о выдающемся
.
русском писателе Владимире Галактионовиче Короленко
С его именем вы
5-
,
«
познакомились еще в
м классе когда изучали его произведение
В дурном
»,
,
обществе
когда познакомились с его героями Валеком и Васей девочкой
,
.
Марусей вместе переживая за их тяжелую судьбу
.
.
,
Сегодня о В Г Короленко мы знаем не только как о великом русском писателе
,
,
но и о выдающемся человеке оставившем огромный след в якутской культуре о
,
.
человеке впервые познакомившем русского читателя с Якутией
2.
.
.-
Л Н учитель русской литературы
.
.
1881 .
Выдающийся русский писатель В Г Короленко был сослан в Якутию в
г за
демонстративный отказ принять присягу на верность новому царю Александру
III.
,
Его поселили в слободе Амга
которая ко времени прибытия Короленко
,
представляла собой небольшой поселок со сплошь неграмотным населением
.
,
,
состоящим из якутов и русских крестьян Амга как и вся Якутия в те времена
.
служила местом ссылки политических преступников
В одно время с Короленко в Амге и вблизи от нее в улусах побывали в ссылке
.
.
,
,
.
.
,
,
Н В Васильев отбывавший ссылку за покушение на царя М А Ромась Натансон
.
.
,
.
.
,
.
.
,
.
.
.
Н С Тютчев И И Панин И Я Вайнштейн О В Аптекман и др
,
Короленко быстро подружился не только с политссыльными но и местным
.
населением
3.
.
Сообщения учащихся
-
,
Сейчас мы послушаем сообщения наших учеников которые подготовились по
.
вопросам жизни и творчества Короленко в Амге
.
Сейчас Ф Антонов нам расскажет
о жилье Короленко
,
,
о том как и где он
.
обустроил свое жилье
/
/ -
.
.
Рассказ о жилье Короленко с демонстрацией иллюстрации
Ф Антонов
.
Жилье Короленко в Амге
Сначала Короленко поселился
в юрте своих новых друзей Вайнштейна и
,
,
Папина
которая
представляла
из
себя
только одну
комнату
служившую
,
,
.
одновременно и спальней и кухней и приемной Наконец удалось ему найти
,
8
1883
.
отдельное жилье куда он перебрался
сентября
года
,
,
Так как это жилье было старое ветхое и грозило развалиться Короленко через
-
.
какое то время нашел себе другое жилище
,
,
Это была
юрта
Захара
Цыкунова
объякутившегося
русского крестьянина
«
».
который впоследствии стал прототипом Макара в рассказе
Сон Макара
49
,
,
Захару Цыкунову тогда было
лет был женат на якутке Лукерье имел двух
.
детей
: «
В своем письме к брату Короленко об этом пишет так
У меня теперь тепло и
.
,
,
светло А рядом в юртишке
которой бревенчатые косые стены прислонены к
«
» /
/,
стенам моего амбара
так зовут здесь русские избы встречают свой праздник
.
«
»
,
мои хозяева Хозяин мой
русский
крестьянин с грехом пополам говорящий
-
,
–
...
:
-
по русски хозяйка
чистая
якутка
Я описывал тебе юрту эта юрта
одна из
.
.
(
),
худших В ней вместо окон две небольшие льдины Рядом хотон хлев
двери
,-
которого в юрту никогда не закрываются от этого к коровам идет тепло из
,
-
.
хозяйского жилища а к хозяевам
вонь из хлева Камелек тоже никогда не
,
.
закрывается поэтому ночью у них устанавливается температура ниже нуля
В
,
...»
этом холоде мраке и вони копошатся люди в будни и в праздники
.
.-
К А
,
«
».
Как мы знаем одним из древних типов жилищ якутов был балаган
,
.
Стены составляли из бревен слегка наклоненных во внутрь Количество окон
2
4.
,
было от
до
Зимой вставляли толстые льдины а летом затягивали бычьими
,
,
или рыбьими пузырями
волосяной сеткой
кусочками стекла в берестяной
.
.
оправе Дверь в зимнее время покрывали шкурой животного
В те времена
. /
жилище бедняков выглядело так
Учитель
демонстрирует макет
якутского
./
балагана
-
.
,
Продолжаем слушать сообщения наших учеников
О том чем занимался
,
.
”
Короленко в Амге мы узнаем из рассказа В Фадеевой
2
.
.
ученик
Занятия Короленко В Амге
.
Как и другие политические ссыльные
Владимир Галактионович получал
6
.
,
казенное пособие в размере
рублей в месяц На сытную жизнь таких денег
,
,
.
конечно
не
хватало
к
тому
же
оно регулярно не
выдавалось
Поэтому
Короленко вместе со своими товарищами Папиным и Вайнштейном занялся
.
хлебопашеством и огородничеством
: «
.
Одному из своих друзей он пишет так
Ведем существование хлебопашцев
.
«14
»
.
Работы идут успешно Вспахали мы сами
пудов
земли
/
,
Здесь земля меряется пудами шесть пудов составляет казенную десятину В
2.400
;
2-
.
сажен значит мы обработали около
х таких десятин Кроме того имеем
,
,
...»
огород где посеяли капусту картофель и вообще всякую овощь
Еще через
: «
.
полгода он пишет
своему брату
Зимой я шью сапоги
Летом мы вели
..
,
,
земледелие и на сей год довольно успешно Итак я выучился пахать
боронить
. ...
,
-
.
косить и даже жать
Работа особенно летом здоровая
,
5
,
«
»
Иногда целые недели живем на покосе верст за
над рекой в
балагане
из
. ...
,-
/
/
травы и тальника
Кроме этих занятий
промышляем еще
слегка
в тайге
,
«
».
зайцев
посредством так называемых
плашек
Промысел этот идет больше
.
«
»
.»
осенью Весною ставим в реке морды для ловли рыбы
.
Все
товарищи
приобрели
по
лошади
Свою лошадь
Короленко
назвал
«
».
«
».
Белогривый
Была у него собака Цербер
.
.
К А
-
,
Мы знаем
что
основными
занятиями
якутов
в
те
времена
были
,
,
.
,
«
скотоводство охота рыболовство В письме Короленко говорит о том что
»
.
весной они ставят морды для ловли рыбы
/
Учитель свое объяснение сопровождает демонстрацией иллюстративного
,
«
»./
.
материала показывает якутское туу
По другому их называют корчага
.
Л Н
-
О
.
.
других занятиях В Г Короленко нам расскажет
.
Д
.
Гасымов
,
Другим занятием Короленко в Амге было сапожное ремесло которому он
.
научился еще во время ссылки в Глазов Но это занятие ничего существенного не
,
.
давало так как местные ходили в торбасах И он шил сапоги только для русских
.
переселенцев
,
Наконец
последним
источником
приработка
Короленко
была
его
.
,
.
.
педагогическая деятельность
В Амге он обучал трех мальчиков сыновей Т А
,
.
,
Афанасьевой
священника
и торговца
От
платы он отказывался
но есть
,
,
«
3
».
дневниковая запись где указано что
получил
рубля от Афанасьевой
Своих
,
,
учеников он обучал чтению и письму читал с ними стихотворения Некрасова
.
многие из них ученики знали наизусть
,
,
.
,
Дети которых обучал Короленко стали достойными людьми Они как и их
,
,
учитель
стали просветителями своего народа
много сил приложили для
.
развития своей республики
:
Владимир Галактионович быстро сдружился с местным населением пашенными
,
,
.
,
крестьянами
якутами
татарами
Все
они
уважали
и
любили
серьезного
,
.
приветливого человека который принимал близко к сердцу их нужды и горе
/
,
Во время рассказа идет
показ
видеоматериала
рассказывающий об
-
/.
обучении якутских детей учителями ссыльными
3.
.
.
Л Н
:
Слово учителя
«
«
70-
»
,
Аптекман в книге
Общество
Земля и воля
х годов
говорит
что в Амге
,
вокруг
Короленко образовался
своего рода
идеологический центр
куда
. «
,
съезжались политссыльные из разных улусов
Тут мы находили отдых мир
;
,
,
,
отраду душе
тут мы делились своими мыслями
чаяниями стремлениями
,
,
.
проверяя себя
черпая
силу
поддержку
Тут
же мы выступали с
первыми
.»
литературными опытами
,
,
-
Именно
здесь
в
Амге
по настоящему
раскрылся
писательский
талант
.
,
,
Короленко Устав от тяжелой физической работы он отдыхал на горе теперь
. /
носящей его имя
/
Показ фотографии
.
Долгими зимними вечерами писал свои первые рассказы Якутская ссылка дала
.
ему богатый материал для творческой работы На якутскую тему написаны
«
»,
«
»,
«
»,
«
-
»,
«
рассказы
Сон
Макара
Соколинец
Марусина
заимка
Ат Даван
», «
»
.
Государевы ямщики
Огоньки и др
Сообщение
«
»./
.
/
ученика о рассказе Сон Макара
Л Мазур
«
»
.
.
.
Сон Макара В Г Короленко
«
Крупнейшим произведением якутского
периода
является
рассказ
Сон
».
1883
,
«
»
Макара Написан В
году в Амге а опубликован в журнале
Русская мысль
в
1885
.
«
».
г Первоначально он назывался
Сон амгинца
Прототипом главного героя
,
,
.
. 3
стал Захар Цыкунов в доме которого жил Короленко до окончания ссылки т е
.
года
,
,
,
,
Это был объякутившийся русский переселенец грязный грубый вороватый
.
,
,
пришибленный Он привязывается к Короленко ходит к нему
выкладывает
,
,
.
перед ним все печали своей скорбной беспросветной
трудовой жизни Душа
,
его распахивается
перед хорошим человеком и Владимир Галактионович
.
«
» -
заглянул в эту душу И из под пера его вылился рассказ
Сон Макара
гимн
,
.
человеческой природе оправдание высокого звания человека
:
Сюжет этого рассказа весьма прост умирает старый крестьянин Макар и вот он
(
).
.
предстал перед богом Тойоном Тойон с ангелами судит Макара за его грехи
.
,
,
.
А грехов очень много Макар пил сквернословил забывал о боге Даже облик
. «
, -
, -
его вызывает отвращение Тойона
Лицо твое темное
говорит Тойон
глаза
,
.
,
,
мутные одежда разорвана А сердце твое поросло бурьяном и терпением
и
.
горькою полынью Вот почему я люблю моих праведников и отвращаю лицо от
».
подобных тебе нечестивцев
,
.
Сердце Макара сжалось он чувствовал стыд за собственное существование Он
,
.
,
понурил голову но вдруг поднял ее и заговорил И здесь начинается то
ради
.
,
чего написан рассказ Оказывается бог не имеет Права судить Макара
потому
,
.
что он не знает как тяжела была жизнь Макара на земле В спор вступает сын
,
«
»
.
старого Тойона
который долго жил на земле и знает
тамошние
дела Он
,
.
предлагает отцу выслушать Макара прежде чем выносить суровый приговор
,
Из исповеди Макара нам становится ясно что он в своей жизни не видел ничего
,
.
,
кроме страдания
нужды и голода
Слушая защитную речь Макара
Старый
,
,
,
Тойон и его сын ангелы и праведники плачут от жалости а весы на которых
,
«
тяжким грузом лежат
грехи Макара
начинают
подниматься
все
выше и
».
,
,
выше На этом рассказ заканчивается на понятно что Макар заслужит полного
.
прощения
:
Вывод В этом небольшом рассказе Короленко показал не только нищету и
,
.
забитость Макара но и пробуждение в нем чувства человеческого достоинства
,
Отсюда
вывод
что
необходимо
бороться
с
нечеловеческими
условиями
-
.
существования крестьянина
бедняка Здесь мы видим веру Короленко в силы
,
.
народа в его победу
4.
: /
.
. /
Слово учителя
К А
Владимир Галактионович в ссылке быстро научился понимать якутскую речь и
.
,
даже научился немного говорить на нем Изучал он быт
нравы и обычаи
.
,
местного населения Он полюбил этот простой добродушный народ и всегда
.
относился
к
нему
с
огромным уважением и пониманием
Это дало ему
.
богатейшие возможности для знакомства с якутским фольклором
,
Вы в этом убедитесь сами
прочитав отрывок из
произведения Короленко
«
».
Соколинец
-
«
».
Перед вами отрывок из произведения Короленко
Соколинец
Внимательно
,
,
прочитав его вы найдите
какие признаки якутской национальной одежды
?
автор употребляет в описании портрета героя
/
После
выразительного чтения одним учеником отрывка
начинается работа по
тексту
-
,
. /
Сначала найдем якутские слова относящиеся к одежде
Ученики находят
,
,
слова учитель пишет на доске по ходу вместе переводят на русский язык
/...
.
,
, ...-
Сон бергес торбаса
-
-
?
А почему этот русский человек одет по якутски
-
.
А теперь найдем в тексте описание якутского жилища
«...
,
,
...,
- ...
Тяжелая обитая конской шкурой дверь юрта
камелек
-
,
,
-
?
Скажите пожалуйста какие три функции выполняет якутская печка
камелек
,
,
-
.
Да действительно в жилище якутов центральное место занимает печь камелек
,
,
Он считался святым и почитаемым местом так как он давал людям и свет
и
,
,
. /
тепло и очаг
где можно было приготовить нехитрую еду
Учитель свою
./
работу сопровождает иллюстративным материалом
5. -
,
Из нашей совместной работы мы узнали про Короленко как о талантливом
,
,
.
мастере слова а вот о том что он еще очень хорошо рисовал знают немногие Об
.
.
этом нам расскажет И Евсеев
Сообщение
ученика
«
»
Рисунки Короленко
/
показ
/
рисунков
.
.
К А
-
,
Любой человек старается выразить свое отношение свое чувство Свою
,
,
.
,
,
любовь через музыку
картину
танец И тут мы видим как русский человек
,
оторванный от родного края
свое душевное состояние раскрывает своими
.
: «
,
рисунками
Сам Короленко говорил
Когда
я
описываю ясно вижу
всю
».
картину
1
6.
.
Л Н
.-
Срок
.
.
10
1884
.
ссылки В Г Короленко закончился
сентября
г
.
В этот день у Яммалахской пади состоялось грустное веселье Провожать его
,
.
.
.
:
пришли все друзья знакомые О В Аптекман вспоминает
«
По случаю отъезда Владимира Галактионовича приехали в Амгу Натансон и
.
.
.
.
,
Тютчев
Мы
расположились
на
лужайке
Т А Афанасьева
заварила
чай
.
.
.
.
приготовила закуску
Последнее прости
Т А Афанасьева с
детьми плакали
,
...
навзрыд
остальные
сосредоточены
Владимир
Галактионович
вскочил
в
,
».
тележку снял фуражку и всем послал общий привет
Короленко сохранил к якутской земле самые добрые чувства и постоянный
.
: «
интерес Потом он говорил
В
.
,
Амге я прожил три года Не скажу чтобы это был
.
самый счастливый период в моей жизни Но это был самый здоровый период
,
-
жизни
когда мы с товарищами занимались земледельческим трудом
это
.»
верно
-
Через некоторое время Короленко напишет небольшое стихотворение в
«
»,
.
прозе
Огоньки
где он выразит веру в светлое будущее якутского народа
/
Сообщение
ученика
с
чтением
отрывка
наизусть
из
данного
/ -
.
произведения
Мичия Г
-
,
,
?
Как вы думаете ребята что символизируют эти огоньки
7.
.
Заключительное слово
.
.-
Л Н
,
Действительно мечты Короленко о светлом будущем якутского народа
.
.
.
.
сбылись В Г Короленко оставил о себе добрую память Амгинцы
в благодарность
,
за любовь к ним уважение и увековечивание в литературных образах не
.
,
,
забывают писателя
Его именем в Амге названы школа библиотека
музей и
.
улица
.
.
К А
-
,
Амгинский улус всегда считался улусом интернациональным улусом с
,
героическим прошлым и замечательными трудовыми традициями многими
.
,
.
талантами Это все мы знаем ценим и почитаем Множество прекрасных песен
.
.
сложено о нашем крае и будет еще сложено Щедрая земля щедра во всем
/
«
»
Звучит музыка песни
Ыра сана
I
В этой песне поется
о
,
,
том что мечта человека всегда сбывается
если она
,
.
.
светлая
добрая
Давайте все вместе споем эту прекрасную песню И пусть
.
сбудутся ваши мечты
/
/
Все хором поют песню
,
,
!
!
Всего вам доброго светлого жизнеутверждающего Спасибо всем за
участие