Напоминание

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ " В.Г. Короленко в Амге"

Авторы: Гаврильева Лидия Николаевна, Огудова Клавдия Афанасьевна
Должность: учитель русского языка и литературы, учитель национальной культуры
Учебное заведение: МОБУ " МСОШ 1"
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: Интегрированный урок по русской литературе и якутской национальной культуре
Тема: КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ " В.Г. Короленко в Амге"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ

«

.

.

»

В Г Короленко в Амге

I

Интегрированный урок по русской литературе и якутской

/

национальной культуре

.

.(

)

ГаврильеваЛ Н учитель русского языка и литературы

.

. (

)

Огудова К А

учитель национальной культуры

«

№1.,

.

.

МОБУ

Мархинская СОШ

г Якутск

Цель урока

: -

1)

.

.

;

познакомить учащихся с периодом ссылки В Г Короленко с началом его

;

*

,

творческой

деятельности

раскрыть

его

образ

как

о

писателе

;

познакомившем других с Якутией

2)

раскрыть

взаимосвязь

его

произведений

с

якутской

национальной

;

культурой

научить

учащихся

умению анализировать

художественные

,

;

тексты вести исследовательскую работу

3)

,

воспитать взаимный интерес и уважение учащихся к культуре традициям

,

;

и обычаям как Якутии так и России и других национальностей развивать

духовные и нравственные качества человека посредством общения двух

.

культур

Оборудование

:

,

,

,

,

картины природы Амги фотографии иллюстрации

макеты

,

.

.

эпизод из фильма рисунки и т д

:

ХОД УРОКА

1.

.

Организационный момент

/

,

/

Звучит музыка учащиеся заходят в класс

-

,

,

!

Здравствуйт дорогие учащиеся гости

-

?

?

Какую картину вы наблюдали сейчас Узнаете ли вы эти места

.

. -

:

К А

Учитель национальной культуры

,

-

,

.

Да это наш родной край

Якутия много раз воспетая в песнях и стихах поэтов

,

,

.

-

Край

богатый

щедрый и развивающийся

Но когда то нашу Якутию знали

,

,

,

.

только как о крае суровом далеком холодном отсталом И потому сюда

,

отправляли в ссылку многих политических преступников

людей негодных

,

«

».

правителям называя Якутию тюрьмой без решеток

,

-

Каждый из вас стремится познать окружающий мир узнать что то новое

и

,

,

интересное

но без

знания

прошлого

нельзя

ни понять

ни оценить

по

.

достоинству сегодняшний день

Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного о выдающемся

.

русском писателе Владимире Галактионовиче Короленко

С его именем вы

5-

,

«

познакомились еще в

м классе когда изучали его произведение

В дурном

»,

,

обществе

когда познакомились с его героями Валеком и Васей девочкой

,

.

Марусей вместе переживая за их тяжелую судьбу

.

.

,

Сегодня о В Г Короленко мы знаем не только как о великом русском писателе

,

,

но и о выдающемся человеке оставившем огромный след в якутской культуре о

,

.

человеке впервые познакомившем русского читателя с Якутией

2.

.

.-

Л Н учитель русской литературы

.

.

1881 .

Выдающийся русский писатель В Г Короленко был сослан в Якутию в

г за

демонстративный отказ принять присягу на верность новому царю Александру

III.

,

Его поселили в слободе Амга

которая ко времени прибытия Короленко

,

представляла собой небольшой поселок со сплошь неграмотным населением

.

,

,

состоящим из якутов и русских крестьян Амга как и вся Якутия в те времена

.

служила местом ссылки политических преступников

В одно время с Короленко в Амге и вблизи от нее в улусах побывали в ссылке

.

.

,

,

.

.

,

,

Н В Васильев отбывавший ссылку за покушение на царя М А Ромась Натансон

.

.

,

.

.

,

.

.

,

.

.

.

Н С Тютчев И И Панин И Я Вайнштейн О В Аптекман и др

,

Короленко быстро подружился не только с политссыльными но и местным

.

населением

3.

.

Сообщения учащихся

-

,

Сейчас мы послушаем сообщения наших учеников которые подготовились по

.

вопросам жизни и творчества Короленко в Амге

.

Сейчас Ф Антонов нам расскажет

о жилье Короленко

,

,

о том как и где он

.

обустроил свое жилье

/

/ -

.

.

Рассказ о жилье Короленко с демонстрацией иллюстрации

Ф Антонов

.

Жилье Короленко в Амге

Сначала Короленко поселился

в юрте своих новых друзей Вайнштейна и

,

,

Папина

которая

представляла

из

себя

только одну

комнату

служившую

,

,

.

одновременно и спальней и кухней и приемной Наконец удалось ему найти

,

8

1883

.

отдельное жилье куда он перебрался

сентября

года

,

,

Так как это жилье было старое ветхое и грозило развалиться Короленко через

-

.

какое то время нашел себе другое жилище

,

,

Это была

юрта

Захара

Цыкунова

объякутившегося

русского крестьянина

«

».

который впоследствии стал прототипом Макара в рассказе

Сон Макара

49

,

,

Захару Цыкунову тогда было

лет был женат на якутке Лукерье имел двух

.

детей

: «

В своем письме к брату Короленко об этом пишет так

У меня теперь тепло и

.

,

,

светло А рядом в юртишке

которой бревенчатые косые стены прислонены к

«

» /

/,

стенам моего амбара

так зовут здесь русские избы встречают свой праздник

.

«

»

,

мои хозяева Хозяин мой

русский

крестьянин с грехом пополам говорящий

-

,

...

:

-

по русски хозяйка

чистая

якутка

Я описывал тебе юрту эта юрта

одна из

.

.

(

),

худших В ней вместо окон две небольшие льдины Рядом хотон хлев

двери

,-

которого в юрту никогда не закрываются от этого к коровам идет тепло из

,

-

.

хозяйского жилища а к хозяевам

вонь из хлева Камелек тоже никогда не

,

.

закрывается поэтому ночью у них устанавливается температура ниже нуля

В

,

...»

этом холоде мраке и вони копошатся люди в будни и в праздники

.

.-

К А

,

«

».

Как мы знаем одним из древних типов жилищ якутов был балаган

,

.

Стены составляли из бревен слегка наклоненных во внутрь Количество окон

2

4.

,

было от

до

Зимой вставляли толстые льдины а летом затягивали бычьими

,

,

или рыбьими пузырями

волосяной сеткой

кусочками стекла в берестяной

.

.

оправе Дверь в зимнее время покрывали шкурой животного

В те времена

. /

жилище бедняков выглядело так

Учитель

демонстрирует макет

якутского

./

балагана

-

.

,

Продолжаем слушать сообщения наших учеников

О том чем занимался

,

.

Короленко в Амге мы узнаем из рассказа В Фадеевой

2

.

.

ученик

Занятия Короленко В Амге

.

Как и другие политические ссыльные

Владимир Галактионович получал

6

.

,

казенное пособие в размере

рублей в месяц На сытную жизнь таких денег

,

,

.

конечно

не

хватало

к

тому

же

оно регулярно не

выдавалось

Поэтому

Короленко вместе со своими товарищами Папиным и Вайнштейном занялся

.

хлебопашеством и огородничеством

: «

.

Одному из своих друзей он пишет так

Ведем существование хлебопашцев

.

«14

»

.

Работы идут успешно Вспахали мы сами

пудов

земли

/

,

Здесь земля меряется пудами шесть пудов составляет казенную десятину В

2.400

;

2-

.

сажен значит мы обработали около

х таких десятин Кроме того имеем

,

,

...»

огород где посеяли капусту картофель и вообще всякую овощь

Еще через

: «

.

полгода он пишет

своему брату

Зимой я шью сапоги

Летом мы вели

..

,

,

земледелие и на сей год довольно успешно Итак я выучился пахать

боронить

. ...

,

-

.

косить и даже жать

Работа особенно летом здоровая

,

5

,

«

»

Иногда целые недели живем на покосе верст за

над рекой в

балагане

из

. ...

,-

/

/

травы и тальника

Кроме этих занятий

промышляем еще

слегка

в тайге

,

«

».

зайцев

посредством так называемых

плашек

Промысел этот идет больше

.

«

»

осенью Весною ставим в реке морды для ловли рыбы

.

Все

товарищи

приобрели

по

лошади

Свою лошадь

Короленко

назвал

«

».

«

».

Белогривый

Была у него собака Цербер

.

.

К А

-

,

Мы знаем

что

основными

занятиями

якутов

в

те

времена

были

,

,

.

,

«

скотоводство охота рыболовство В письме Короленко говорит о том что

»

.

весной они ставят морды для ловли рыбы

/

Учитель свое объяснение сопровождает демонстрацией иллюстративного

,

«

»./

.

материала показывает якутское туу

По другому их называют корчага

.

Л Н

-

О

.

.

других занятиях В Г Короленко нам расскажет

.

Д

.

Гасымов

,

Другим занятием Короленко в Амге было сапожное ремесло которому он

.

научился еще во время ссылки в Глазов Но это занятие ничего существенного не

,

.

давало так как местные ходили в торбасах И он шил сапоги только для русских

.

переселенцев

,

Наконец

последним

источником

приработка

Короленко

была

его

.

,

.

.

педагогическая деятельность

В Амге он обучал трех мальчиков сыновей Т А

,

.

,

Афанасьевой

священника

и торговца

От

платы он отказывался

но есть

,

,

«

3

».

дневниковая запись где указано что

получил

рубля от Афанасьевой

Своих

,

,

учеников он обучал чтению и письму читал с ними стихотворения Некрасова

.

многие из них ученики знали наизусть

,

,

.

,

Дети которых обучал Короленко стали достойными людьми Они как и их

,

,

учитель

стали просветителями своего народа

много сил приложили для

.

развития своей республики

:

Владимир Галактионович быстро сдружился с местным населением пашенными

,

,

.

,

крестьянами

якутами

татарами

Все

они

уважали

и

любили

серьезного

,

.

приветливого человека который принимал близко к сердцу их нужды и горе

/

,

Во время рассказа идет

показ

видеоматериала

рассказывающий об

-

/.

обучении якутских детей учителями ссыльными

3.

.

.

Л Н

:

Слово учителя

«

«

70-

»

,

Аптекман в книге

Общество

Земля и воля

х годов

говорит

что в Амге

,

вокруг

Короленко образовался

своего рода

идеологический центр

куда

. «

,

съезжались политссыльные из разных улусов

Тут мы находили отдых мир

;

,

,

,

отраду душе

тут мы делились своими мыслями

чаяниями стремлениями

,

,

.

проверяя себя

черпая

силу

поддержку

Тут

же мы выступали с

первыми

литературными опытами

,

,

-

Именно

здесь

в

Амге

по настоящему

раскрылся

писательский

талант

.

,

,

Короленко Устав от тяжелой физической работы он отдыхал на горе теперь

. /

носящей его имя

/

Показ фотографии

.

Долгими зимними вечерами писал свои первые рассказы Якутская ссылка дала

.

ему богатый материал для творческой работы На якутскую тему написаны

«

»,

«

»,

«

»,

«

-

»,

«

рассказы

Сон

Макара

Соколинец

Марусина

заимка

Ат Даван

», «

»

.

Государевы ямщики

Огоньки и др

Сообщение

«

»./

.

/

ученика о рассказе Сон Макара

Л Мазур

«

»

.

.

.

Сон Макара В Г Короленко

«

Крупнейшим произведением якутского

периода

является

рассказ

Сон

».

1883

,

«

»

Макара Написан В

году в Амге а опубликован в журнале

Русская мысль

в

1885

.

«

».

г Первоначально он назывался

Сон амгинца

Прототипом главного героя

,

,

.

. 3

стал Захар Цыкунов в доме которого жил Короленко до окончания ссылки т е

.

года

,

,

,

,

Это был объякутившийся русский переселенец грязный грубый вороватый

.

,

,

пришибленный Он привязывается к Короленко ходит к нему

выкладывает

,

,

.

перед ним все печали своей скорбной беспросветной

трудовой жизни Душа

,

его распахивается

перед хорошим человеком и Владимир Галактионович

.

«

» -

заглянул в эту душу И из под пера его вылился рассказ

Сон Макара

гимн

,

.

человеческой природе оправдание высокого звания человека

:

Сюжет этого рассказа весьма прост умирает старый крестьянин Макар и вот он

(

).

.

предстал перед богом Тойоном Тойон с ангелами судит Макара за его грехи

.

,

,

.

А грехов очень много Макар пил сквернословил забывал о боге Даже облик

. «

, -

, -

его вызывает отвращение Тойона

Лицо твое темное

говорит Тойон

глаза

,

.

,

,

мутные одежда разорвана А сердце твое поросло бурьяном и терпением

и

.

горькою полынью Вот почему я люблю моих праведников и отвращаю лицо от

».

подобных тебе нечестивцев

,

.

Сердце Макара сжалось он чувствовал стыд за собственное существование Он

,

.

,

понурил голову но вдруг поднял ее и заговорил И здесь начинается то

ради

.

,

чего написан рассказ Оказывается бог не имеет Права судить Макара

потому

,

.

что он не знает как тяжела была жизнь Макара на земле В спор вступает сын

,

«

»

.

старого Тойона

который долго жил на земле и знает

тамошние

дела Он

,

.

предлагает отцу выслушать Макара прежде чем выносить суровый приговор

,

Из исповеди Макара нам становится ясно что он в своей жизни не видел ничего

,

.

,

кроме страдания

нужды и голода

Слушая защитную речь Макара

Старый

,

,

,

Тойон и его сын ангелы и праведники плачут от жалости а весы на которых

,

«

тяжким грузом лежат

грехи Макара

начинают

подниматься

все

выше и

».

,

,

выше На этом рассказ заканчивается на понятно что Макар заслужит полного

.

прощения

:

Вывод В этом небольшом рассказе Короленко показал не только нищету и

,

.

забитость Макара но и пробуждение в нем чувства человеческого достоинства

,

Отсюда

вывод

что

необходимо

бороться

с

нечеловеческими

условиями

-

.

существования крестьянина

бедняка Здесь мы видим веру Короленко в силы

,

.

народа в его победу

4.

: /

.

. /

Слово учителя

К А

Владимир Галактионович в ссылке быстро научился понимать якутскую речь и

.

,

даже научился немного говорить на нем Изучал он быт

нравы и обычаи

.

,

местного населения Он полюбил этот простой добродушный народ и всегда

.

относился

к

нему

с

огромным уважением и пониманием

Это дало ему

.

богатейшие возможности для знакомства с якутским фольклором

,

Вы в этом убедитесь сами

прочитав отрывок из

произведения Короленко

«

».

Соколинец

-

«

».

Перед вами отрывок из произведения Короленко

Соколинец

Внимательно

,

,

прочитав его вы найдите

какие признаки якутской национальной одежды

?

автор употребляет в описании портрета героя

/

После

выразительного чтения одним учеником отрывка

начинается работа по

тексту

-

,

. /

Сначала найдем якутские слова относящиеся к одежде

Ученики находят

,

,

слова учитель пишет на доске по ходу вместе переводят на русский язык

/...

.

,

, ...-

Сон бергес торбаса

-

-

?

А почему этот русский человек одет по якутски

-

.

А теперь найдем в тексте описание якутского жилища

«...

,

,

...,

- ...

Тяжелая обитая конской шкурой дверь юрта

камелек

-

,

,

-

?

Скажите пожалуйста какие три функции выполняет якутская печка

камелек

,

,

-

.

Да действительно в жилище якутов центральное место занимает печь камелек

,

,

Он считался святым и почитаемым местом так как он давал людям и свет

и

,

,

. /

тепло и очаг

где можно было приготовить нехитрую еду

Учитель свою

./

работу сопровождает иллюстративным материалом

5. -

,

Из нашей совместной работы мы узнали про Короленко как о талантливом

,

,

.

мастере слова а вот о том что он еще очень хорошо рисовал знают немногие Об

.

.

этом нам расскажет И Евсеев

Сообщение

ученика

«

»

Рисунки Короленко

/

показ

/

рисунков

.

.

К А

-

,

Любой человек старается выразить свое отношение свое чувство Свою

,

,

.

,

,

любовь через музыку

картину

танец И тут мы видим как русский человек

,

оторванный от родного края

свое душевное состояние раскрывает своими

.

: «

,

рисунками

Сам Короленко говорил

Когда

я

описываю ясно вижу

всю

».

картину

1

6.

.

Л Н

.-

Срок

.

.

10

1884

.

ссылки В Г Короленко закончился

сентября

г

.

В этот день у Яммалахской пади состоялось грустное веселье Провожать его

,

.

.

.

:

пришли все друзья знакомые О В Аптекман вспоминает

«

По случаю отъезда Владимира Галактионовича приехали в Амгу Натансон и

.

.

.

.

,

Тютчев

Мы

расположились

на

лужайке

Т А Афанасьева

заварила

чай

.

.

.

.

приготовила закуску

Последнее прости

Т А Афанасьева с

детьми плакали

,

...

навзрыд

остальные

сосредоточены

Владимир

Галактионович

вскочил

в

,

».

тележку снял фуражку и всем послал общий привет

Короленко сохранил к якутской земле самые добрые чувства и постоянный

.

: «

интерес Потом он говорил

В

.

,

Амге я прожил три года Не скажу чтобы это был

.

самый счастливый период в моей жизни Но это был самый здоровый период

,

-

жизни

когда мы с товарищами занимались земледельческим трудом

это

верно

-

Через некоторое время Короленко напишет небольшое стихотворение в

«

»,

.

прозе

Огоньки

где он выразит веру в светлое будущее якутского народа

/

Сообщение

ученика

с

чтением

отрывка

наизусть

из

данного

/ -

.

произведения

Мичия Г

-

,

,

?

Как вы думаете ребята что символизируют эти огоньки

7.

.

Заключительное слово

.

.-

Л Н

,

Действительно мечты Короленко о светлом будущем якутского народа

.

.

.

.

сбылись В Г Короленко оставил о себе добрую память Амгинцы

в благодарность

,

за любовь к ним уважение и увековечивание в литературных образах не

.

,

,

забывают писателя

Его именем в Амге названы школа библиотека

музей и

.

улица

.

.

К А

-

,

Амгинский улус всегда считался улусом интернациональным улусом с

,

героическим прошлым и замечательными трудовыми традициями многими

.

,

.

талантами Это все мы знаем ценим и почитаем Множество прекрасных песен

.

.

сложено о нашем крае и будет еще сложено Щедрая земля щедра во всем

/

«

»

Звучит музыка песни

Ыра сана

I

В этой песне поется

о

,

,

том что мечта человека всегда сбывается

если она

,

.

.

светлая

добрая

Давайте все вместе споем эту прекрасную песню И пусть

.

сбудутся ваши мечты

/

/

Все хором поют песню

,

,

!

!

Всего вам доброго светлого жизнеутверждающего Спасибо всем за

участие