Напоминание

Информатика. Использование ИКТ в соответствии с ФГОС

Автор: Долгополова Антонина Алексеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РО "Волгодонский техникум информационных технологий, бизнеса и дизайна"
Населённый пункт: г. Волгодонск, Ростовская область
Наименование материала: Методическая разработка практического занятия
Тема: Информатика. Использование ИКТ в соответствии с ФГОС







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Методическая разработка учебного урока

по дисциплине ОУД.09 «Информатика»

Тема: «

Использование различных возможностей динамических таблиц для

выполнения учебных заданий»

Разработчик преподаватель высшей квалификационной категории

ДОЛГОПОЛОВА АНТОНИНА АЛЕКСЕЕВНА

г. Волгодонск, 2020

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«ВОЛГОДОНСКИЙ ТЕХНИКУМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, БИЗНЕСА И ДИЗАЙНА

имени В.В. САМАРСКОГО»

Пояснительная записка

к уроку по теме «Использование различных возможностей динамических таблиц для выполнения учебных

заданий»

Характеристика учебной группы:

Урок реализуется в группе обучающихся I курса по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике

(I подгруппа), в стандартной учебной обстановке – в лаборатории информатики и информационных технологий.

Все студенты с хорошим и средним образовательным уровнем. Участники данной учебной подгруппы имеют

хороший уровень познавательных интересов, умеют контролировать свою деятельность и самостоятельно работать с

информационными источниками, умеют самостоятельно мыслить, позитивно относятся друг к другу, способны

оказывать взаимопомощь в учебном процессе, успешно пользуются дидактическим материалом на уроках.

Характеристики темы:

Разработка урока основывается на рабочей программе по дисциплине ОУД.09 «Информатика».

Данная

программа

включает

пять

тем:

«Информационная

деятельность

человека»,

«Информация

и

информационные процессы», «Средства информационных и коммуникационных технологий», «Технология создания и

преобразования информационных объектов», «Телекоммуникационные технологии». Для учебного урока выбран урок–

практическое занятие «Использование различных возможностей динамических таблиц для выполнения учебных

заданий» по Теме 4. «Технология создания и преобразования информационных объектов».

Открытый урок по теме «Использование различных возможностей динамических таблиц для выполнения учебных

заданий» является 67-68 уроком календарно-тематического планирования в изучении Темы 4 «Технология создания и

преобразования информационных объектов» дисциплины ОУД.09 «Информатика». На изучение темы урока

(практического занятия) отводится 90 минут.

На уроке актуализируются знания в области особенностей создания, редактирования и форматирования таблиц в

среде MS Excel; использования различных форматов вводимых данных и различных возможностей динамических

таблиц для выполнения учебных заданий; закрепляются навыки использования средств автоматизации среды MS Excel

при проведении расчётов в заданиях и заполнении таблиц; формируются умения практического использования формул

и функций, при выполнении математических и статистический расчётов, приобретаются навыки практической работы

по использованию формул и функций для выполнения расчётов с использованием способов сортировки и фильтрации

списков, что способствует формированию общих компетенций в области изучения данной дисциплины (особенно

информационных технологий) и коммуникативную культуру.

Тип урока: практическое занятие.

Форма проведения: урок применения знаний, умений и навыков на практике.

Методические указания по организации и проведению урока

При подготовке к уроку формулируются образовательные цели и их связь с развивающими и воспитательными

задачами; определяется оптимальное содержание данного урока (практического занятия) в соответствии с

дидактическими целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности обучающихся; прогнозируется уровень

усвоения студентами научных знаний и умений и практических навыков; делает выбор наиболее рациональных

методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля; выбор, обеспечивающий познавательную

активность, сочетание различных форм коллективной, фронтальной работы на уроке и самостоятельность в обучении

студентов (выполнении самостоятельной работы на практическом занятии).

На этапе сообщения темы и целей урока во вступительном слове преподавателя целесообразно привлекать

внимание студентов для приобретения теоретических знаний в области использования программного продукта в

обработке числовой информации, которое учит логически мыслить, планировать свои действия, предусматривать

различные обстоятельства при выполнении учебных заданий в среде MS Excel и поступать в соответствии с ними.

Для более глубокого осмысления знаний рекомендуется применять следующие методы обучения: словесный

(рассказ, объяснение, диалог); ассоциативный, программный, наглядно-иллюстративный, репродуктивный; элементы

самостоятельной и групповой работы.

Для достижения желаемого результата целесообразно активизировать познавательную деятельность обучающихся,

формировать учебно-познавательные компетенции, расширить представление обучающихся о решении задач с

помощью средств автоматизации в среде MS Excel и овладевать навыками в самостоятельном и совместном решении

учебной задачи. На уроке рекомендуется использовать следующие приемы: диалог, раскрытие практической значимости

темы, использование электронной презентации.

Урок построен на основе инновационных педагогических технологий. В процессе активизации опорных знаний

используется фронтальная работа в виде тестового задания и динамического схемного представления материала. Устные

вопросы составлены так, чтобы студенты могли пользоваться знаниями, полученными ранее по дисциплине

«Информатика». Межпредметные связи: дисциплины математика, география, информационные технологии в

профессиональной деятельности и др.

При

закреплении основных положений

учебного

материала обучающимся,

целесообразно предложить

усложнённые разноплановые задания, где необходимо ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно

определить пути решения и получить навыки самостоятельной работы для выполнения статистических и

математических расчётов и использования средств автоматизации при работе с данными в среде MS Excel (сортировка и

фильтрация).

С учётом особенностей учебной группы при организации учебной деятельности на уроке целесообразно применять

элементы дифференцированного подхода в обучении, технологии сотрудничества. Результатом применения элементов

этих технологий будут являться не только знания и умения, но и навыки активной деятельности обучающихся.

Для проведения урока целесообразно подготовить наглядно-иллюстрационный материал для фронтальной работы –

электронную интерактивную презентацию, эталоны выполнения заданий, раздаточный дидактический материал

(электронный и печатный виды).

Студенты выполняют и представляют результаты своей деятельности в электронном виде. Урок проводится в

течение 90 минут, сохраняя традиционную структуру учебного занятия (практическое занятие).

Проверка и оценка знаний студентов.

Выявление степени понимания студентами материала, проверка и оценка первичных знаний, их умений и навыков

является важным компонентом урока. Учитывая особенности данного урока, при оценивании целесообразно применять

гибкий подход и использовать в качестве критериев активность студентов и правильность выполнения заданий.

Результаты работы студентов фиксируются на уроке самими студентами в Листе аттестации, преподаватель

озвучивает в конце урока.

План открытого занятия

Тема урока: Использование различных возможностей динамических таблиц для выполнения учебных заданий

Тема 4. Технология создания и преобразования информационных объектов

Цели урока:

1.

Образовательные:

-

практическое освоение технологии организации таблиц в MS Excel (представление данных и организация

простых формул расчетов);

-

работа со встроенными функциями (математическими, статистическими, логическими, дата и время);

-

выполнение сортировки и фильтрации данных.

2.

Развивающие:

-

обеспечить развитие внимания, самостоятельного анализа, умения обобщать и сравнивать;

-

развивать познавательный интерес к изучению дисциплины Информатика через применение программного

продукта MS Office.

3.

Воспитательные:

-

воспитывать осознанную потребность в знаниях;

-

воспитывать внимательность, трудолюбие и самостоятельность в индивидуальной работе студента.

Основные методы обучения, используемые на уроке:

-

репродуктивный;

-

фронтальный;

-

наглядно – иллюстративный.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение урока:

- автоматизированные рабочие места обучающихся с необходимым программным обеспечением;

- мультимедийный комплекс преподавателя с необходимым программным обеспечением;

- электронная интерактивная презентация к уроку;

- дидактический печатный раздаточный материал;

- электронные заготовки для отработки материала в виде файлов.

Тип урока: практическое занятие.

Форма проведения: традиционный урок.

Ход урока

п/п

Внешняя

структура

Внутренняя

подструкту-

ра

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Учебно-

методическое и

материально-

техническое

обеспечение

1

2

3

4

5

6

I

Организационное

начало урока

Приветствие

Взаимные приветствия.

1.Проверка готовности к уроку, перекличка

присутствующих студентов на занятии.

Эмоционально-психологический настрой на работу.

2. Активизация внимания обучающихся.

- Здравствуйте. Присаживайтесь. Проверьте

готовность к уроку: санитарное и рабочее состояние

автоматизированного рабочего места обучающегося,

наличие дидактического материала, загрузку

необходимого программного обеспечения.

Мини инструктаж по ТБ.

Приветствуют

преподавателя.

Староста сообщает фамилии

отсутствующих студентов

Проверяют готовность

студентов и аппаратного

обеспечения, а также

наличие дидактического

материала для выполнения

практического занятия.

Активизируются и

вовлекаются в учебный

процесс.

Слайд 1,2

II

Сообщение темы

и целей урока

Сообщение

темы и целей

и этапов

практическог

о занятия

1.Объявление темы практического занятия и целей.

2.Озвучивание этапов данного занятия:

- актуализация полученных теоретических знаний;

- отработка приёмов практического использования

новых средств автоматизации в среде MS Excel;

- самостоятельная работа студентов (2 обязательных

задания и два дополнительных задания).

2. Инструктаж заполнения оценочного листа и

соблюдение правил выполнения этапов практического

занятия (раздаточный материал и электронные

заготовки в виде файлов).

3. Предлагается вспомнить, над какой темой мы

работали с вами на прошлом уроке? - Практическое

занятие, которое отражало использование формул и

функций для выполнения различных видов расчётов в

среде MS Excel.

1.Слушают.

2. Знакомятся с оценочным

листом и раздаточным

материалом и электронными

заготовками,

представленными на

Рабочем столе

персонального компьютера

(рабочее место студента).

3.Отвечают на вопрос.

Слайд 3,4

III

Актуализация

опорных знаний

Педагогичес-

кий диалог

преподавате-

ля и

студентов и

ПК со

студентами

1.Для реализации стадии актуализации знаний:

- студентам предлагается электронный тест, который

рассчитан на 9 минут и содержит 10 разноплановых

вопросов (ПРИЛОЖЕНИЕ1);

- с помощью динамического материала презентации

предлагается ответить на вопросы соответствия

стандартных функций категориям.

По результатам проделанной работы можно сделать

вывод, что вы хорошо освоили материал предыдущих

занятий.

1.За индивидуальным

автоматизированным

рабочим местом студенты

выполняют электронный

тест.

2.Выставляют полученный

результат в оценочный лист.

3. Устно определяют

соответствие функции

определённой категории

(поочерёдно в соответствии с

номером персонального

компьютера).

Выставляют в оценочный

лист по 1 баллу за

правильный ответ.

Слайд 6,7

IV

Отработка

практических

навыков.

(Приёмы

использования

новых элементов

автоматизации

работ в

электронных

таблицах -

сортировки и

фильтрации

данных)

Объяснение

нового

материала с

использоова

нием

иллюстратив

ных

материалов.

Предлагается обратиться к электронным заготовкам в

виде файлов для отработки практических навыков

(файл - СтудентСортировкаФильтр):

- сортировка данных по возрастанию и убыванию –

таблица «Население крупнейших городов мира»;

- использование инструмента «Фильтр» - таблица

«График разводки мостов».

Выполнение работы сопровождается поэтапно

слайдами электронной презентации:

- сортировка по числовым данным года по возрастанию

сортировка по текстовым данным -названию города

(по убыванию);

- фильтрация – выборка первой разводки мостов.

.

Материал подобран с учётом междисциплинарных

связей.

Слушают, индивидуально

выполняют задания,

планируют и

придерживаются

выделенного времени для

выполнения заданий.

Сравнивают расчёты с

эталонами, представленными

на слайдах.

Проявляют интерес к

выполнению сортировки и

фильтрации данных в среде

MS Excel.

Слайд 8-22

Раздаточный

дидактический

материал

V

Самостоятельная

работа

Расчёты с

использовани

ем формул и

функций,

инструментов

Сортировка и

Фильтр для

обработки

данных.

Предлагается познакомиться с заданиями для

выполнения практического занятия (раздаточный

материал):

Задание 1. С использованием электронной заготовки в

виде файла под именем «Тренинг» для

самостоятельной работы, выполнить расчёты,

сортировку и фильтрацию данных.

Сверить с эталонами, представленными на слайдах.

Поэтапная технология выполняемой работы

представлена в раздаточном материале Практического

занятия №17.

Сохранить задание под именем Urok1 и предъявить

преподавателю для проверки. Выставить заработанные

баллы в опросный лист.

Знакомятся с заданиями

практического занятия №17.

Выполняют самостоятельно

первое задание,

представленное с

технологией поэтапного

выполнения в дидактическом

материале (печатный вид):

- открывают подготовленную

таблицу (заготовку) под

именем «Тренинг» на

Рабочем столе;

- рассчитывают «Стоимость»

и итоговую стоимость по

указанной формуле и с

использованием встроенной

функции из категории

«математические» СУММ;

- вводят текущую дату с

использованием встроенной

функции СЕГОДНЯ из

категории Дата и время;

- переходят на второй лист

файла;

- копируют рассчитанную

таблицу:

- производят отбор только

продуктовых товаров с

использованием инструмента

Слайды 24-30

Раздаточный

дидактический

материал

Задание 2. Предлагается выполнить Задание 2

самостоятельно:

- создать, отредактировать и отформатировать таблицу,

согласно образцу, представленному в раздаточном

материале под именем «Семейные туры агентства

«Райское»».

Проанализировать правильность расчётов в

предлагаемой таблице и, в итоге, сверить с эталонами

расчётов, представленными на слайде и в

дидактическом материале Практическое занятие №17 в

«Фильтр»;

- производят отборку

просроченных товаров с

использованием встроенной

функции ЕСЛИ (категория

Логические) с указанием на

списание;

- используют условное

форматирование для более

наглядного представления

товаров на списание.

Сравнивают расчёты с

эталонами, представленными

на слайдах и в

дидактическом материале

печатноговида с привязкой к

дате.

Анализируют проделанную

работу.

Сохраняют работу под

именем Urok1.

Предъявляют для проверки

преподавателю.

Выставляют баллы в

Аттестационный лист.

Формируют и заполняют

самостоятельно таблицу

«Семейные туры агентства

«Райское».

Выполняют необходимые

расчёты, используя

абсолютную и

относительную адресацию

при определении стоимости

тура одного взрослого и

Слайды 31-33

Раздаточный

дидактический

материал

печатном виде.

Предъявить преподавателю для проверки и выставить

заработанные баллы в опросный лист.

Для повышенного уровня необходимо выполнить два

дополнительных задания:

формулы для выполнения

других расчётов (Стоимость

тура на одного ребёнка и

Стоимость тура на одну

семью).

Все необходимые формулы

для расчётов представлены в

раздаточном материале

Практического занятия №17.

Сверяют с эталоном,

представленным на слайде и

в дидактическом материале.

Предъявляют преподавателю

для проверки.

Выставляют в опросный лист

заработанные баллы.

Сохраняют работу под

именем Urok2.

Выполняют

дополнительные задания,

представленные в

дидактическом материале

Практического занятия

№17:

-таблица «Выручка от

реализации книжной

продукции»;

- таблица

«Морфометрические

характеристики основных

рек Ростовской области».

Сохраняют работу под

именами Urok3 и Urok4.

Предъявляют преподавателю

Слайд 34-35

Предлагается завершить работу за ПК, привести

персональные компьютеры обучающихся в нерабочее

состояние (отключить от питания)

для проверки.

Ставят баллы за

проделанную работу в

опросном листе.

Выключают компьютеры.

VI

Подведение

итогов

Оценивание

Предлагается оформить оценочные листы и сдать

преподавателю.

Анализирует оценочные листы. Подводит итоги

занятия.

Молодцы. Вы освоили:

- технологии организации таблиц в MS Excel;

- способы использования встроенных функций и

формул при выполнении расчётов в среде MS

Excel;

- способы использования средств автоматизации

программной среды MS Excel (фильтрация и

сортировка)

Вы на должном уровне справились с заданиями

Выражается надежда на успешное выполнение

следующего практического занятия –построение

диаграмм.

Слушают преподавателя.

Заполняют оценочные листы.

.

Слайд 36

Раздаточный

дидактический

материал

Домашнее

задание

В качестве домашнего задания предлагается:

1)

повторить материал учебника «Информатика и

ИКТ» (авторы М.С. Цветкова, Л.С. Великович), стр.

240-260;

2)

повторить лекционный материал (диаграммы)

Слушают.

Слайд 37

Рефлексия

Предлагается поставить галочку рядом с картинкой:

Я умница Так держать! Надеюсь на лучшее

Ставят знаки отличия на

листе раздаточного

материала.

Сдают преподавателю

раздаточные листы.

Слайд 38

Раздаточный

дидактический

материал

Собираются листы раздаточного материала для

мониторинга.

Выражается благодарность студентам на участие в

данном учебном занятии.

Благодарят за урок.

Приводят в порядок свое

рабочее место.

Тест

Автор: Долгополова Антонина Алексеевна, преподаватель информатики

Описание:

Тест содержит 10 разноплановых вопроса. Желаем успеха!

Задание №1

Вопрос:

Укажите местонахождения стороки формул на представленном рисунке

Укажите место на изображении:

Задание №2

Вопрос:

Диапазон - это:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) совокупность клеток, образующих в таблице область прямоугольной формы

2) все ячейки одной строки

3) все ячейки одного столбца

4) нет верного ответа

Задание №3

Вопрос:

Среди представленных ниже выражений отыщите формулу, используемую в электронной таблице:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) F3B8+12

2) F1=F3+2*C12

3) F3*B8+12

4) =A3*B8+12

5) нет верного ответа

Задание №4

Вопрос:

При перемещении или копировании в электронной таблице абсолютные ссылки:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) преобразуются вне зависимости от нового положения формулы

2) не изменяются

3) преобразуются в зависимости от нового положения формулы

4) преобразуются в зависимости от длины формулы

Задание №5

Вопрос:

Если в ячейке электронной таблицы отображается последовательность символов ######, то это

означает, что:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1) формула записана с ошибкой

2) в формуле есть ссылка на пустую клетку

3) в формуле есть циклическая ссылка

4) столбец недостаточно широк

Задание №6

Вопрос:

Укажите, пожалуйста, какой результат будет получен в ячейке с формулой (ячейка С4):

Запишите число:

___________________________

Задание №7

Вопрос:

Какую формулу необходимо ввести, чтобы рассчитать число положительных значений в диапазоне

ячеек C5:C20?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) = СУММ (С5:С20)

2) = СУММАЕСЛИ (C5:C20; ">0")

3) = СЧЁТ (С5:С20)

4) = СЧЁТЕСЛИ (С5:С20; ">0")

Задание№8

Вопрос:

К встроенным функциям табличных процессоров не относятся:

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) математические

2) статистические

3) расчётные

4) финансовые

5) графические

Задание№9

Вопрос:

Укажите верно ли утверждение:

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ файл, полученный с помощью MS Excel - это электронный документ, который имеет

расширение . xls

__ в электронных таблицах используются два вида формул: арифметические и логические

__ табулирование функции означает построение таблицы значений функции для значений

аргумента, изменяющихся в определённом интервале

__ функции с именами СУММ (А2:С16) и СТЕПЕНЬ(F18) относятся к категории Логические

Задание№10

Вопрос:

Соотнесите определения:

Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:

1) арифметическое или логическое выражение, состоящее из операндов, соединённых знаками

операций

2) программа, имеющая уникальное имя, включающая в себя имя функции и перечень аргументов

3) прикладная программа, используемая для работы с числовыми данными

__ табличный процессор

__ формула

__ функция

Ответы:

1) (1 б.) Верные ответы:

2) (1 б.) Верные ответы: 1;

3) (1 б.) Верные ответы: 4;

4) (1 б.) Верные ответы: 2;

5) (1 б.) Верные ответы: 4;

6) (1 б.): Верный ответ: 31.;

7) (1 б.) Верные ответы: 4;

8) (1 б.) Верные ответы: 3; 5;

9) (1 б.) Верные ответы:

Да;

Да;

Да;

Нет;

10) (1 б.) Верные ответы:

3;

1;

2;

ЛИСТ АТТЕСТАЦИИ

студента (ки) _______________________________________________, группа ______________

фамилия, имя

п/п

Вид деятельности

Расшифровка вида

деятельности

Количество

баллов

Примечание

1.

Актуализация знаний

Тест (5 баллов)

Опрос (1 балл)

2.

Самостоятельная

работа

Задание 1

(5баллов)

Задание 2

(5баллов)

Дополнит. задание

(4 балла)

ИТОГО:

СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ: (оценка за занятие)

Оценка за занятие = ИТОГО / 4

Я молодец!

Так держать!

Надеюсь на лучшее

ПРИЛОЖЕНИЕ 2