Автор: Кузнецова Людмила Алексеевна
Должность: преподаватель иностранных языков
Учебное заведение: ГБПОУ РМЭ Марийский радиомеханический техникум
Населённый пункт: Йошкар-ола
Наименование материала: статья
Тема: Применение активных методов на занятиях, как средство повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка
«Применение активных методов обучения на занятиях, как средство повышения
мотивации обучающихся к изучению английского языка»
В настоящее время возросла потребность в изучении иностранных языков, т.к. международное
общение приобрело массовый характер и появилась необходимость владения иностранными
языками.
Целью обучения иностранному языку в СПО является развитие и формирование общей
коммуникативной компетенции и профессионально-коммуникативной компетенции.
основными задачами являются:
- систематизация, активизация, развитие языковых, речевых, знаний, умений, формирование
опыта их применения в различных речевых ситуациях, в том числе ситуациях
профессионального общения;
- развитие навыков самостоятельной работы (творческих,
интеллектуальных способностей).
В процессе обучения возникают проблемы т.к изменился качественный состав студентов: в
учебные заведения СПО пришли в основном «твёрдые троечники», и лишь малая часть
студентов с хорошими и отличными отметками. Это подтверждают результаты входного
контроля, который проводится на одном из первых занятий. В связи с этим возникает проблема:
если уделять больше внимания слабому студенту на занятиях, то учебный процесс затормозится.
А у нас есть программа, согласно которой мы работаем. Основой системы СПО является -
продолжение обучения, на имеющейся базе знаний.
Многие студенты, не уверены в своих силах, имеется языковой барьер, они говорят, что не
обладают способностями к изучению иностранного языка. Порой бывает так: студент знает
достаточно много, сказать не решается, а попадая в языковую ситуацию, теряется, не знает с чего
начать, боится, и поэтому предпочитает молчать. В этом случае, я помогаю студенту выражать
свою мысль чужим языком и не бояться допустить ошибки. Студенты, непонимающие язык
перестают проявлять интерес к изучению иностранного языка и очень важно вовремя
поддерживать интерес к предмету.
Основным фактором успешного обучения является мотивация, т. е. положительное отношение
студентов к иностранному языку. С целью стимулирования мотивации к изучению
английского языка и повышению качества успеваемости, я использую такие образовательные
технологии:
Дидактические игры
Игра – стимулирует студентов к деятельности и также помогает превратить сложный процесс
обучения в любимое занятие.
Для изучения грамматики я использую грамматические игры, при этом создается
естественная ситуация общения для употребления грамматических конструкций .
Например, для тренировки употребления Present Continuous провожу игру Act as you
saу. Задание заключается в выполнении команд с комментариями. Играют по 3 человека: ( здесь
еще и Present Perfect позже включаю)
1 – отдаёт команду -
Read
the
sentence
2 – выполняет и говорит, что он делает -
I
am
writing
now
.
3 – описывает действия второго - He/ She is
writing now
.
1 – Take your book.
2 – I am taking my book.
3 – He/ She is taking his/ her book.
1 – Draw.
2 – I am drawing.
3 –
He
/
She
is
drawing
.
Лексические игры, я применяю для закрепления и расширения словарного запаса по
изучаемой теме. Студенты с интересом играют в игру „Guess the word”( угадай слово). После
того как слова по теме были выучены и повторены, сначала на занятии я сама задумываю слово и
прошу отгадать его. Студенты задают вопросы Is this…( a lamp)? До тех пор, пока не отгадают
слово. Кто отгадал, становится водящим и задумывает новое слово.
При повторении раздела «Страноведение» был проведён урок- конкурс «Англо- говорящие
страны».
Со студентами отделения ФЭС провела деловую игру «Устройство на работу».
Во время игры каждый студент работает, здесь отмечается дифференцированный подход к
студентам, учитываются его интересы, уровень подготовки по языку.
Проектная технология
Данная технология развивает самостоятельность студента и учит его запоминать,
воспроизводить, применять знания на практике. Именно проектные задания повышают
интерес и мотивацию к изучению предмета. Даже самые слабые студенты проявляют интерес
к языку во время выполнения творческих заданий. Продуктом их проектной деятельности по
разделу «Страноведение» являются рефераты на темы («Традиции и обычаи Великобритании»),
тематический плакат («Спорт в Великобритании»), презентация в программе Power Point
(«Экскурсия по Лондону», «Литература, музыка , искусство Великобритании», «Страны
изучаемого языка») и др.
Кейс технология
Много трудностей испытываем при обучении говорению, поэтому я использую кейс-
технологию. Студентам не даю готовые знания, а они учатся добывать их самостоятельно.
Данный метод является комплексным и содержит все виды речевой деятельности:
чтение, говорение, аудирование и письмо.
Суть метода case-study ( обучающий случай), заключается в использовании конкретных
учебных ситуаций, описаний и затем разбора на занятиях.
Например, при работе над темой «Путешествие» с целью развития навыков и умений
монологической речи перед группами ставлю речевые задачи: (студенты были поделены на
группы)
Группа-1 )Представьте, что вы обсуждаете план будущего путешествия. Каждый предлагает
свой способ путешествия. Пользуясь данными опорами, скажите, что путешествовать пешком
очень интересно” группам раздаю опорные слова и выражения:
hiking
,
interesting
places
,
advantage
,
useful
,
monuments
,
is
good
for
smb
'
s
health
,
learn
many
things
.
Группа- 2)Представьте, что в вашей группе собрались люди, у которых различные мнения о
способах путешествия. Вам больше нравится путешествовать поездом. Пользуясь данными
опорами, убедите своих друзей в преимуществах данного вида транспорта.
Опорные
слова
и
выражения
: rather, dining-cars, look out of the window, comfortable,
pleasant, sit, read, sleeping car, meet, many interesting people.
Студенты соревнуются и придумывают лучшие высказывания.
При изучении темы «Модальные глаголы» использовала игру «Жизненные
ситуации». Студенты вместе обсуждали и принимали решение. У каждого появлялся интерес и
желание поделиться своими идеями. Задания были разнообразными: «Ваш друг приехал в
незнакомый город, посоветуйте, как ему быстрее найти нужное место», «Разработайте
новые правила поведения в общественных местах». Обоснуйте, что можно и что нельзя
делать », «Дайте рекомендации по здоровому образу жизни».
При использовании кейс - технологии студенты начинают думать, анализировать,
дискутировать, предлагать свой собственный взгляд на проблему. Даже слабоуспевающие смогут
принимать участие в обсуждении вопросов, так как нет одинаковых ответов.
Компьютерные технологии
Использование компьютерных технологий на занятиях английского языка , повышает
познавательную активность и мотивацию студентов. Возможности использования Интернет-
ресурсов огромны и имеются условия для получения любой необходимой информации.
Для того, чтобы сформировать интерес к своему предмету, приходится постоянно искать
педагогические приемы, которые помогают прививать любовь к английскому языку и суметь
преподнести информацию в понятной, доступной форме, применив для этого нестандартные
приемы и методы. Сегодня компьютерные технологии помогают повысить мотивацию изучения
дисциплины. Правда, подготовка к таким занятиям требует много времени (нужно найти,
систематизировать, оформить информацию). Также студенты учатся работать самостоятельно.
Таким образом, применение вышеназванных технологий стимулирует и развивает
познавательные процессы, помогает разнообразить процесс обучения, а также является
средством повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка, что в итоге
помогает решать проблемы обучения языку и способствует реализации задач, поставленных
ФГОС СПО.