Напоминание

Особенности образовательных потребностей лиц с задержкой психического развития

Автор: Морозов Александр Саломонович
Должность: заместитель директора техникума
Учебное заведение: КГБПОУ ЧГТТ
Населённый пункт: п. Чегдомын, Хабаровский край
Наименование материала: презентация
Тема: Особенности образовательных потребностей лиц с задержкой психического развития







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1

КГБПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум»

Характеристика особых образовательных

потребностей обучающихся с ограниченными

возможностями или инвалидностью с учетом

специфических особенностей

психофизического развития

2

КГБПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум»

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством

функций

организма,

обусловленное

заболеваниями,

последствиями

травм

или

дефектами,

приводящее

к

ограничению

жизнедеятельности

и

вызывающее

необходимость его социальной защиты.

В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным

инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет

устанавливается категория "ребенок-инвалид".

Признание

лица

инвалидом

осуществляется

федеральным

учреждением

медико-социальной

экспертизы.

Порядок

и

условия

признания

лица

инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

3

КГБПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум»

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья -

физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом

развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической

комиссией и препятствующие получению образования без создания

специальных условий

(Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N

273-ФЗ)

4

КГБПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум»

К группе лиц с ОВЗ относятся:

(по классификации В. А. Лапшина и Б. П. Пузанова)

- с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие,);

- нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

- тяжелыми нарушениями речи (недоразвитие речи, заикание);

- нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА);

- задержкой психического развития (ЗПР);

- расстройствами аутистического спектра (РАС);

- со сложными дефектами (множественными нарушениями развития);

- с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями

5

КГБПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум»

Характерные особенности обучающихся задержкой

психического развития (ЗПР):

- повышенная истощаемость, низкая работоспособность,

- незрелость эмоционально- волевой сферы,

- психопатоподобное поведение, неустойчивое внимание, нарушения

памяти

- не сформированы основные мыслительные операции – анализ, синтез,

сравнение, обобщение,

- отсутствие навыка планирования,

- низкие коммуникативные способности (неразвитая речь, ограниченный

словарный запас, отсутствие желания к общению)

- низкий навык самоконтроля;

- ограниченный запас общих сведений и представлений

- низкая мотивация к обучению

6

КГБПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум»

Особые образовательные потребности:

- это потребности в условиях, необходимых для оптимальной

реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-

волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения

- это потребности в условиях, необходимых для оптимальной

реализации актуальных и потенциальных возможностей

ребенка

7

КГБПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум»

Особые образовательные потребности

- когнитивные составляющие: владение мыслительными

операциями, возможности запечатления и сохранения воспринятой

информации, объем словаря, знания и представления об

окружающем мире

- энергетические составляющие: умственная активность и

работоспособность

- эмоционально-волевые составляющие: направленность активности

ребенка, познавательная мотивация, возможности сосредоточения и

удержания внимания

8

КГБПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум»

К особым образовательным потребностям обучающихся

с Задержкой психического развития (ЗПР) относятся:

1. Потребность в создании для их обучения отдельной специфической среды;

2. Потребность в разработке адаптированной образовательной программы;

3. Потребность в реализации практикоориентированной и социальной

направленности в обучении и воспитании обучающихся;

4. Потребность в организации занятий коррекционной направленности (с

психологом, социальным педагогом и др.);

5. Потребность в использовании дополнительных средств, повышающих

эффективность обучения;

6. Потребность в определении наиболее эффективной модели реализации

образовательной практики;

7. потребность в дозировании учебной нагрузки с учетом работоспособности;

8. Потребность в специальной отработке форм адекватного учебного поведения

обучающегося, навыков коммуникации и взаимодействия с педагогом.

9

КГБПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум»

Особенности основных профессиональных

образовательных программ (ОПП) обучающихся с ЗПР

- в побуждении познавательной активности, устойчивой познавательной мотивации;

- в расширении кругозора, формирование разносторонних понятий и представлений об

окружающем мире, своей профессиональной сфере;

- в совершенствовании интеллектуальной деятельности (внимания, памяти и пр.),

- в формировании, функции программирования и контроля собственной деятельности,

самостоятельности и ответственности за собственные поступки;

- в развитии личностной сферы: укрепление эмоций, воли, выработка навыков произвольного

поведения;

- в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и

взаимодействия с окружающими;

- в привитии интереса к получаемой профессии, желания самосовершенствоваться;

- в сохранении, укреплении соматического и психического здоровья, в поддержании

работоспособности, предупреждении психофизических перегрузок, эмоциональных срывов

- в повышении мотивации к личностному развитию, получению профессии.

10

КГБПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум»

Условия освоения профессиональной образовательной

программы учащимися с ЗПР

-

учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических

особенностей обучающихся;

- обеспечение преемственности, общего образования и профессионального

обучения;

- разнообразие видов деятельности и форм общения при определении целей

обучения и воспитания;

- обогащение форм взаимодействия со сверстниками и преподавателями в

познавательной деятельности;

- обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала

обучающихся с ОВЗ в процессе освоения профессиональных программ;

- оценка динамики учебных и внеклассных достижений обучающихся;

- возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к объектам

инфраструктуры образовательной организации.

11

КГБПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум»

12

КГБПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум»