Автор: Морозов Александр Саломонович
Должность: заместитель директора техникума
Учебное заведение: КГБПОУ ЧГТТ
Населённый пункт: п. Чегдомын, Хабаровский край
Наименование материала: презентация
Тема: Особенности образовательных потребностей лиц с задержкой психического развития
1
КГБПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум»
Характеристика особых образовательных
потребностей обучающихся с ограниченными
возможностями или инвалидностью с учетом
специфических особенностей
психофизического развития
2
КГБПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум»
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством
функций
организма,
обусловленное
заболеваниями,
последствиями
травм
или
дефектами,
приводящее
к
ограничению
жизнедеятельности
и
вызывающее
необходимость его социальной защиты.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным
инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет
устанавливается категория "ребенок-инвалид".
Признание
лица
инвалидом
осуществляется
федеральным
учреждением
медико-социальной
экспертизы.
Порядок
и
условия
признания
лица
инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
3
КГБПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум»
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья -
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом
развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией и препятствующие получению образования без создания
специальных условий
(Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N
273-ФЗ)
4
КГБПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум»
К группе лиц с ОВЗ относятся:
(по классификации В. А. Лапшина и Б. П. Пузанова)
- с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие,);
- нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
- тяжелыми нарушениями речи (недоразвитие речи, заикание);
- нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА);
- задержкой психического развития (ЗПР);
- расстройствами аутистического спектра (РАС);
- со сложными дефектами (множественными нарушениями развития);
- с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями
5
КГБПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум»
Характерные особенности обучающихся задержкой
психического развития (ЗПР):
- повышенная истощаемость, низкая работоспособность,
- незрелость эмоционально- волевой сферы,
- психопатоподобное поведение, неустойчивое внимание, нарушения
памяти
- не сформированы основные мыслительные операции – анализ, синтез,
сравнение, обобщение,
- отсутствие навыка планирования,
- низкие коммуникативные способности (неразвитая речь, ограниченный
словарный запас, отсутствие желания к общению)
- низкий навык самоконтроля;
- ограниченный запас общих сведений и представлений
- низкая мотивация к обучению
6
КГБПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум»
Особые образовательные потребности:
- это потребности в условиях, необходимых для оптимальной
реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-
волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения
- это потребности в условиях, необходимых для оптимальной
реализации актуальных и потенциальных возможностей
ребенка
7
КГБПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум»
Особые образовательные потребности
- когнитивные составляющие: владение мыслительными
операциями, возможности запечатления и сохранения воспринятой
информации, объем словаря, знания и представления об
окружающем мире
- энергетические составляющие: умственная активность и
работоспособность
- эмоционально-волевые составляющие: направленность активности
ребенка, познавательная мотивация, возможности сосредоточения и
удержания внимания
8
КГБПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум»
К особым образовательным потребностям обучающихся
с Задержкой психического развития (ЗПР) относятся:
1. Потребность в создании для их обучения отдельной специфической среды;
2. Потребность в разработке адаптированной образовательной программы;
3. Потребность в реализации практикоориентированной и социальной
направленности в обучении и воспитании обучающихся;
4. Потребность в организации занятий коррекционной направленности (с
психологом, социальным педагогом и др.);
5. Потребность в использовании дополнительных средств, повышающих
эффективность обучения;
6. Потребность в определении наиболее эффективной модели реализации
образовательной практики;
7. потребность в дозировании учебной нагрузки с учетом работоспособности;
8. Потребность в специальной отработке форм адекватного учебного поведения
обучающегося, навыков коммуникации и взаимодействия с педагогом.
9
КГБПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум»
Особенности основных профессиональных
образовательных программ (ОПП) обучающихся с ЗПР
- в побуждении познавательной активности, устойчивой познавательной мотивации;
- в расширении кругозора, формирование разносторонних понятий и представлений об
окружающем мире, своей профессиональной сфере;
- в совершенствовании интеллектуальной деятельности (внимания, памяти и пр.),
- в формировании, функции программирования и контроля собственной деятельности,
самостоятельности и ответственности за собственные поступки;
- в развитии личностной сферы: укрепление эмоций, воли, выработка навыков произвольного
поведения;
- в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия с окружающими;
- в привитии интереса к получаемой профессии, желания самосовершенствоваться;
- в сохранении, укреплении соматического и психического здоровья, в поддержании
работоспособности, предупреждении психофизических перегрузок, эмоциональных срывов
- в повышении мотивации к личностному развитию, получению профессии.
10
КГБПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум»
Условия освоения профессиональной образовательной
программы учащимися с ЗПР
-
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся;
- обеспечение преемственности, общего образования и профессионального
обучения;
- разнообразие видов деятельности и форм общения при определении целей
обучения и воспитания;
- обогащение форм взаимодействия со сверстниками и преподавателями в
познавательной деятельности;
- обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала
обучающихся с ОВЗ в процессе освоения профессиональных программ;
- оценка динамики учебных и внеклассных достижений обучающихся;
- возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к объектам
инфраструктуры образовательной организации.
11
КГБПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум»
12
КГБПОУ «Чегдомынский горно-технологический техникум»