Автор: Павленко Светлана Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГАПОУ ИО "Заларинский агропромышленный техникум"
Населённый пункт: рп.Залари
Наименование материала: статья
Тема: "Выстраивание гармоничных взаимоотношений в приёмной семьей"
Выстраивание гармоничных взаимоотношений
в приёмной семьей
(Из опыта работы.
Педагог-психолог
ГАПОУ ИО «Заларинский
агропромышленный техникум»
Павленко Светлана Николаевна)
На
сегодняшний
день
проблема
взаимоотношений
законных
представителей с подопечными детьми подросткового возраста, является
довольно актуальной.
Мы знаем, подростковый возраст – это период,
находящийся между детством и взрослостью. Его называют и самым
трудным из возрастов человека, и вторым рождением, и сравнивают с новым
кораблем, выпущенным в открытый океан без штурвала, рулевого и балласта.
При прохождении этого сложного пути, самое главное - сохранить в семье
дружеские, доверительные, понимающие отношения. Ведь от гармоничных
взаимоотношений ребенка с новым социальным окружением зависит,
насколько адекватными и успешными будут его отношения с социальной
средой в целом, со сверстниками и другими взрослыми. Вследствие того, что
опекаемый ребенок уже имел негативный опыт взаимодействия с прежней
семьей, особенно важно избежать ошибок в построении родительско-детских
отношений в приемной семье.
Поэтому в нашем техникуме, определенное место в деятельности
педагога-психолога, отводится психолого-педагогическому сопровождению
приемной
семьи.
В
своей
статье
я
попробую
выделить
наиболее
конструктивные
методы
разрешения
конфликтных
ситуаций,
которые
используются в работе педагога-психолога с законными представителями и
подопечными
детьми,
для
их
бесконфликтного,
конструктивного
взаимодействия с сохранением идиллии в семье.
Основной задачей в работе педагога-психолога, является динамическое
наблюдение
внутрисемейных
отношений
и
своевременное
оказание
консультативной и психокоррекционной помощи, а также создание в семье
оптимального эмоционального климата, благоприятного для личностного и
познавательного развития подростка.
Для
реализации
поставленной
задачи,
педагогом-психологом
используются
индивидуальные
беседы
с
опекаемым
подростком,
ориентированные
на
выявление
эмоционального
климата
в
семье,
индивидуальное консультирование законных представителей ребенка для
изучения тактики воспитания, для определения наличия, либо, отсутствия
проблем в их взаимоотношениях.
При
выявлении
конфликтных
ситуаций
в
цепочке
«законный
представитель-опекаемый»,
в
первую
очередь
определяется
сущность
проблемы, причины ее возникновения и круг задействованных в конфликте,
лиц. Для определения более четкой картины взаимоотношений, применяются
диагностические методы работы. Для непосредственного же разрешения
конфликтных ситуаций и формирования благополучного эмоционально-
комфортного
психологического
климата
в
семье,
проводится
индивидуальное консультирование каждого участника конфликта, с выдачей
рекомендаций
по
установлению
доверительных
взаимоотношений,
повышающие чувство эмпатии и сопереживания каждого члена приемной
семьи.
В случае тяжелой затянувшейся конфликтной обстановки между
участниками, дополнительно в работе используются психокоррекционные
методы в форме тренинговых занятий, упражнений в форме ролевых игр,
решения
ситуационных
задач,
лекционно-консультатиные
занятия,
способствующие
реконструкции
родительско-детских
отношений
в
приемной семье.
К основным, и часто востребованным в нашей практике, проблемным
вопросам можно отнести следующие: «Вечерние прогулки с друзьями и
нарушение выделенного под них времени», «Невыполнение домашних
обязанностей, причины, профилактика», «Что требовать и как запрещать?»,
«Как помочь ребенку, и с чего начать, если он замалчивает свои проблемы»
«Как
продуктивно
общаться
с
приемным и
опекаемым
ребенком?»,
«Агрессивные дети. Причины, проявления, профилактика агрессивного
поведения».
С
этими
и
многими
другими
вопросами,
законный
представитель не может справиться в одиночку и обращается за помощью к
специалистам
техникума,
во
избежание
ухудшения
обстановки
во
взаимоотношениях с ребенком и возможности нанесения ему травмы при
неправильном самостоятельном выборе решения.
Особое
внимание
в
данной
статье,
хочу
уделить
перечню
рекомендаций, используемых в работе педагога-психолога на протяжении
нескольких лет, и принесших плодотворный результат по урегулированию и
разрешению многих конфликтных ситуаций в приемных семьях. Содержание
рекомендаций освещает и направляет каждого члена семьи на построение
гуманных,
доброжелательных,
доверительных
и
демократичных
взаимоотношений; призывает к опоре на лучшие стороны друг друга; к
адекватности оценок проступков и ошибок; оказывает положительное
взаимное влиянием друг на друга.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
Что не следует делать в конфликте:
• Если Вы раздражены, не выясняйте отношений и не воспитывайте.
Отрицательные эмоции еще никогда не помогали в решении вопроса.
• Смотреть на ребенка враждебно или излишне критично.
• Приписывать ему отрицательные черты характера и низменные
намерения и поведение по сходству с родными родителями.
• Демонстрировать свое превосходство.
• Обвинять.
• Позволять себе видеть ситуацию только со своей стороны.
• Уменьшать имеющиеся заслуги ребенка и преувеличивать свои
собственные заслуги.
• Упрекать в «спасении из стен дома-интерната».
• Игнорировать интересы и желания ребенка.
Что следует делать в конфликтной ситуации:
• Сохранять самоконтроль и сдержанность.
• Предоставлять ребенку возможность выпустить пар.
• Не «подливать масла в огонь»: не вступать в конфликтный диалог, не
увязать в критических замечаниях, не переходить на оскорбления и
унижение достоинства ребенка.
• Попросить ребенка сформулировать суть его претензий и конечный
результат, к которому он стремится.
• Стараться держаться с ним на равных.
• Уметь признавать свою ошибку, спокойно и с достоинством.
• Научиться обоюдно определять, что стало причиной конфликта и чего
не стоит больше делать, чтобы не вызвать повторения конфликта.
• Умейте критиковать. Никогда не критикуйте ребенка в присутствии
третьих лиц. Помните, что критику он может воспринимать только 40 секунд
и без посторонних людей. При этом критикуйте не личность ребенка, а его
поступки, делайте замечания в тактичной форме.
• Если Вы слишком часто критикуете, то в последующем, критика уже
не будет воздействовать на изменение поведения ребенка.
• Ребенок должен чувствовать, что вместе с требовательностью и
строгостью, он всегда найдет понимание, совет и любовь с Вашей
стороны.
• В семье должны быть разумные запреты и ограничения и единый
подход в воспитании.
• Храните секреты, которыми с Вами поделился ребенок.
• Не подвергайте насмешкам проблемы подростков, увлечения и
чувства, все, что происходит с молодыми людьми - это очень серьезно,
т.к. они делают первые шаги во взрослую жизнь.
• Уважайте и прислушивайтесь к их мнению, советуйтесь.
• Разговаривайте по душам, и если ребенок Вам доверяет, используйте
эту возможность.
• Для разрядки напряжения умейте применять юмор и шутку.
КАК УСТАНОВИТЬ ИЛИ НЕ РАСТЕРЯТЬ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ
ОТНОШЕНИЯ С РЕБЕНКОМ
1.
Разговаривайте с ребенком о своих и о его делах независимо от
того, сколько ребенку лет, даже если Вы очень сильно устали за день.
2.
Говорите ребенку, что Вы его цените, доверяете ему, и, возможно
любите. Если до сих пор Вы стеснялись это делать, сегодня еще не поздно.
Ребенок в любом возрасте хочет слышать, что его ценят и он очень значим в
Вашей семье, видеть ласковые глаза родителей. И не забывайте, купленные
дорогие вещи никогда не смогут заменить искренних слов об уважении и
достоинствах ребенка.
3.
Не придумывайте для ребенка множество правил: он перестанет
обращать на них внимание.
4.
Не ждите, что ребенок будет таким, как Вы или таким,
как Вам хочется. Помогите ему стать собой.
5.
Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него сделали.
6.
Не относитесь к его проблемам свысока как к малозначимым. У
ребенка нет опыта, что создает сложности при построении взаимоотношений.
7.
Поддерживайте его во всех начинаниях, и принимайте в этом
участие. И помните, ребенок имеет полное право на свои ошибки, также как
и Вы.
8.
Помните! Доверие — это не ежедневное «раздевание души»
ребенка перед Вами. Доверие — это его ответственность за свои Поступки и
умение открыто анализировать их с Вашей помощью.
9.
Если Вы солжете ребенку несколько раз, то и он солжет Вам.
10.
Даже при разборе поведения ребенка, его проступков, не
позволяйте себе говорить, что чей-то ребенок лучше, аккуратнее, умнее и
воспитаннее, чем Ваш «негодник» или «негодница». Это значит, что Вы
любите того, «хорошего», а своего, «плохого», сегодня разлюбили. Это
впоследствии может развить в нем цинизм или жестокость.
11.
Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не
отворачивайтесь, пока ребенок не закончил рассказывать, не дайте ему
повода подумать, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.
12.
Сделайте ваш дом открытым и радушным для лучших друзей
ребенка.
Данные рекомендации ориентированы на улучшение и гармонизацию
взаимоотношений опекаемого и приемной семьи, и конечно, на развитие,
укрепление и повышение потенциала семьи в целом. Ведь конфликты
поколений всегда имеют место быть, приемная семья далеко не исключение
из правил, наоборот, в таких семьях приемный родитель не всегда может
рассмотреть всю серьезность и степень последствий сложившейся ситуации.
Поэтому мы всегда приходим на помощь и говорим, что самое главное в
таких ситуациях – быть для подопечного другом, которому можно доверить
заветное, быть мамой и папой, у которых можно попросить совета и помощи.
Рекомендуем поменять тактику общения, включиться в жизнь подопечного,
помочь ему участвовать в жизни семьи. Ведь семья - это единая, целостная
система и если что-то ломается в одном звене, страдают при этом все.