Напоминание

Духовные традиции народов Западной Сибири

Автор: Бурдыко Татьяна Сергеевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: Барабинский Филиал ГАПОУ НСО "Новосибирский областной колледж культуры и искусств"
Населённый пункт: г. Барабинск
Наименование материала: статья
Тема: Духовные традиции народов Западной Сибири







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Т. С. Бурдыко

Барабинский филиал ГАПОУ

«Новосибирский областной колледж

культуры и искусств»

Русские традиционные праздники в Западной Сибири

(на примере села Балман Куйбышевского района)

Аннотация В статье рассматривается понятие «народный календарь», его

сущность

и

содержание,

важнейшие

задачи

на

современном

этапе.

Конкретизируются такие понятия, как «народная праздники», «традиция»,

«обычай», «обрядность».

Ключевые слова:

Сибирь,

село Балман, традиции,

обычай, народные

праздники.

Сибирь - это огромная территория в России. Она простирается от

Уральских гор до хребтов Тихоокеанского побережья. В Сибири живут люди

самых разных национальностей: русские, буряты, якуты, татары, хакасы,

ханты, эвенки и многие другие народы.

У коренных народов Сибири не было письменности. Всё, что они хотели

передать, – рассказывали устно. Сказки, легенды, песни, поучительные и

весёлые истории слушали по вечерам, собравшись в одном доме. Даже в

обычной жизни было принято говорить красиво, образно.

Коль рубить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коли карать, так уж за дело.

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!

А.К. Толстой.

Праздник играет большую роль в формировании мировоззрения

человека, в воспитании, в восстановлении жизненных сил, необходимых ему

для дальнейшего существования.

Но что такое праздник? Это день, особо отмечаемый в году, время

отдыха и веселья.

Праздник, возникший в глубокой древности, по

1

определению великого русского философа М.М. Бахтина, является одной из

«важнейших форм человеческой культуры».

Праздник и в настоящее время продолжает выполнять многообразные

функции:

коммуникативную,

регулятивную,

эмоционально-

психологическую.

Праздник – сложная система со своими подсистемами, состоящими из

структурных элементов. Такими своеобразными подсистемами, вплетенными

в структуру праздника, являются обряды и обычаи.

Обряды можно условно разделить на календарные, связанные с

хозяйственной деятельностью человека и приуроченные к определенным

датам календаря, и семейные, связанные с жизненным циклом человека.

Календарные обряды на протяжении длительной человеческой истории

были призваны магическими актами воздействовать на силы природы с

целью получения богатого урожая, приплода скота, обеспечения здоровья

человека, благополучия социума. Они могли не иметь четко фиксированной

даты (начало пахоты, сева, уборки урожая, первый выгон скота в поле и т.д.).

Календарные обряды составляют основу традиционных календарных

праздников, определявших состояние праздничной традиции на начало ХХ

века. Общинный уклад способствовал консервации многих элементов

традиционной культуры. Уже в конце XIX – начале ХХ века происходили

определенные перемены – шли процессы трансформации этнической

культуры, что было связано с модернизацией и индустриализацией общества.

В деревне, являющейся средоточием культуры этноса, эти процессы

происходили медленнее, чем в городе. Однако, и там некоторые архаические

обряды в начале ХХ века стали исчезать, некоторые ритуалы превращались в

игру, забывался магический смысл обрядов и они выполнялись чаще всего по

традиции – «потому что деды наши так делали».

Решающий удар по традиционной обрядности нанесли Октябрьская

революция 1917 года и последовавшие за ней культурная революция,

ставившая своей главной целью борьбу с неграмотностью населения, под

которой

понималось

не

только

неумение

читать

и

писать,

но

и

приверженность старым обычаям, соблюдение православных канонов.

Исчезновение

общинного

уклада,

антирелигиозная

пропаганда,

сопровождавшаяся закрытием церквей и преследованием верующих, привели

к

тому,

что

в

1930-е

годы

произошло

значительное

разрушение

традиционной праздничной культуры, из которой одни обряды и обычаи

исчезли совсем, другие – стали тайком отмечаться только в кругу семьи,

третьи – трансформировались, сохранив лишь внешнюю атрибутику.

2

Каждый

праздник

отличался

определенным

своеобразием:

определенными атрибутами, фольклорным сопровождением, набором блюд,

особой одеждой. В то же время, календарные праздники имели немало

общего: поминальные обряды, праздничное застолье, участие в общинных

мероприятиях (молебнах, крестных ходах, уличных гуляниях, ярмарках).

Праздничную культуру русского населения Западной Сибири мы будем

рассматривать на примере одного из сел Куйбышевского района, село Баман.

Село Балман интересен тем, что со временем прихода русских в район

Барабы в XVIII

веке началось заселение и нашего края. Тогда и было

основано поселение у озера Балман и реки Омь, немного в стороне от тракта,

в отдалении, но в месте удобном и красивом.

Это привлекательное место не могло быть не заселенным. Если еще в

1625 году на месте бывших Павловки и Иткуль были поселения по названию

Сулбуево и аул Иткуль расположенных дальше Балмана. Пока не удалось

найти подлинные документы о начале заселения Балмана, но по данным

архивного управления при Совете Министров СССР село Балман является

ровесником

села

Чумаково

и

других

русских

поселений,

которым

насчитывается, примерно, 250 лет.

Русских

поселенцев

привлекало

хорошее

место

для

земледелия,

животноводства, лес для строительства и отопления, озеро и река давали

рыбу, по реке сплавляли лес.

Слово «Балман»- пришло к нам в Сибирь из тюрского и татарского

языков. По тюрски - это слово в переводе на русский язык означает медовое

озеро. Это значит, что в близи Балмана или на берегах этого озера рос

медоносный лес.

Отголоски прошлого сохранились до наших дней. Много мест в

окрестностях села носят имена их бывших владельцев: Митрофанова

пристань, Волосникова пашня, Стёпино болото.

К нашему сожалению некоторые труды исследователей Сибири еще не

изданы и хранятся в рукописном виде, а к ним доступа нет. В некоторых

государственных библиотеках и каталогах значатся нужные книги по нашей

местности, а обнаружить их не могут. По данным Новосибирского и

Томского госархивов, Ленинградского исторического архива в 1859 году в д.

Балман проживало 40 семей и в них 236 человек. В 1893 году в Балмане

проживало 65 семей, в них 276 человек. В 1896 году проживало 438 человек,

в 1900 году 442 человека.

В 1911 году в Балмане открылась церковь, построенная на средства

прихожан, начальная церковно – приходская школа.

После Великой Октябрьской Социалистической революции, стала

меняться

культура

села.

В

деревне

появились

газеты,

особенно

3

«Крестьянская газета», увеличилось число учащихся в начальной школе. В

1935 году начальная школа реорганизована в семилетнюю, а в 1950-х годах -

в восьмилетнюю. В 1978 году сдано в эксплуатацию новое, специально

построенное за счет колхоза, здание восьмилетней школы, в помещении

которой размещен краеведческий музей.

В

селе

Балман

традиции

бережно

собирают

и

продолжают.

Подтверждение этому можно найти в народных праздниках.

Зимние праздники: описание и семантика. День Святого Николая,

Мирликийского Чудотворца (6/19 декабря) открывал зимний праздничный

календарь, так как это был первый наиболее значимый праздник в декабре. С

этого времени зима вступала в свои права. «Николай-угодник», «Никола

Чудотворец», «Микола зимний» – так называли этот праздник в народе.

Николай Чудотворец считался покровителем земледелия и скотоводства,

путешественников, хозяином земных вод, заступником от всех бед и

несчастий. Он был одним из самых почитаемых святых на Руси. Иконы

святого Николая имелись в каждом доме: считалось, что это приносит

хозяевам удачу в делах и обилие скота. После торжественного церковного

богослужения устраивались народные гуляния и ярмарки.

Рождество Христово (25 декабря/7 января). Дни зимнего солнцестояния

ознаменовывались праздничным циклом Святок. Святки продолжались с

Рождества до Крещенского Сочельника, то есть 12 дней. Вечер накануне

Рождества назывался «сочельником»: в этот день хозяйки готовили сочиво

(или «кутью», кашу из зерен пшеницы с медовой сытой и ягодами) и сочни

(раскатанное тонким слоем пресное тесто). Потреблять пищу до первой

звезды категорически запрещалось. Перед ужином под стол клали охапку

сена, которую затем раздавали скотине, чтоб «никакой колдун не мог ее

изурочить». Повсеместно была распространена традиция «славления».

«Славить» ходили все возрастные группы, но чаще - подростки 10–12 лет и

старики-нищие. Чаще всего ходили со звездой (деревянной или вырезанной

из бумаги) с зажженной внутри свечой, иногда вместо звезды носили на

палке

колесо,

украшенное

красной

бумагой.

Зайдя

в

дом,

пели

рождественский тропарь.

В Балмане

рождественский сочельник называли колядою и обряд

славления называли «колядованием».

Новый год или Васильев день (1/14 января). Встреча Нового года

происходила в Васильев вечер, или в день святой Маланьи (31 декабря). Еще

этот вечер называли «щедрым», поскольку в доме, украшенном ветками

пихты и ели, столы ломились от яств: пирогов с рыбой и мясом, ватрушек,

шанег (сырных, картофельных, морковных), пирожков с сушеными груздями,

морковью, свеклой, кашей. Зажаривали целиком молоденького поросенка,

4

начиненного рисом, украшая его бумажными цветами. Жарили гуся и

начиняли рисом, картошкой с добавлением репчатого лука, чеснока, перца.

Новогоднее посевание совмещалось с ряженьем, но чаще всего рядились

в течение всех святок.

Богоявление Господне, Крещение (6 января/19 января). В Крещенский

Сочельник с приговором «спаси и сохрани» или «крест-перекрест, чтобы

колдун не влез» на окнах, дверях, на печи, матицах, столах, колодцах, в

стайках (хлеву), воротах, около иконы, на посуде ставили огарком свечи

(мелом, углем, глиной) кресты.

В день Крещения совершали крестный ход на реку или озеро к

выдолбленной в виде креста проруби – «иордани». Святую воду набирали в

сосуды и хранили дома, используя для лечения людей. Хозяин обходил свой

двор, обрызгивая все хозяйственные постройки и скот. Хозяйка обрызгивала

углы в избе и горницах. По поверьям, «свячена вода» могла стоять год и два,

и «ничего ей не делалось, оставалась чистой, как слеза».

Масленица. Одним из самых любимых народных праздников, который

отмечался перед Великим постом и в православных святцах носил название

сыропустной недели. Он закрывал собой зимний праздничный цикл и

открывал весенний. Накануне масленичной недели, в Родительскую субботу,

в каждой семье обязательно поминали умерших родителей и подавали

соседкам-старушкам милостыню: блины, шаньги, яйца.

Перелом в масленичном гулянии приходился на четверг («широкий

четверток»), когда, по словам старожилов, «отвязывали Масленицу».

В был широко распространен обычай лошадиных скачек,» мальчишки,

которые

ездили

на

стригунках

«охлюпкой»

(без

седел),

в

четверг

соревновались холостые парни, в пятницу – взрослые мужики. Выставлялось

в забег от 5 до 10 лошадей. В качестве приза победитель (хозяин лошади)

получал деньги, зерно или скот. Дистанция для скачек выбирались на 3, 5, 10,

15 км: как правило, от одного селения до другого. Финишем обычно служили

снежные ворота, выстроенные на главной улице деревни.

Обильной

и

разнообразной

была

масленичная

пища.

Основным

масленичным лакомством являлись блины, которые потребляли с маслом,

творогом и в непомерном количестве.

Последний день Масленицы,

воскресенье,

назывался

«прощеным»

днем,

«целовником».

Повсюду

устраивали «проводы» Масленицы, из дома в дом ходили ряженые. Широко

распространенной была игра «взятие снежного городка» который строился за

селом, на перекрестках, иногда и в центре села. Из снега формировали

своеобразные «кирпичи», из которых и выкладывали «город» – крепостную

5

стену высотой в человеческий рост. Разбивались на 2 команды – защитников

и нападающих. Если флаг нападающими был сорван или свален хотя бы один

снежный камень, «город» считался взятым.

В воскресенье вечером заканчивались масленичные гуляния, и люди,

«прощаясь»

перед

Великим

постом,

ходили

к

родителям,

старшим

родственникам, крестным.

В конце ХIХ – начале ХХ вв. Масленица являлась праздничным

увеселением, магические корни многих обрядов практически забылись.

Культура народа не возникает сама по себе, она включает себя всё то,

что переходит из прошлого в настоящее и будущее. Традиции народа, его

самобытность позволяют нам воспитывать детей истинными патриотами,

любящими и знающими свой край, его прошлое.

Рекомендованная литература

Болонев Ф.Ф. Народный календарь семейских Забайкалья. Вторая

половина Х1Х – начало ХХ в. – Новосибирск, 1978. – 160 с.

Бузин В.С. Этнография русских : учеб. пособие. – Спб., 2009. – 421 с.

Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов.

– М., 1978. – 239 с. 38

Еремина В.И. Ритуал и фольклор. – Л., 1991. – 208 с.

Жигульский К. Праздник и культура. Праздники старые и новые. – М.,

1985. – 336 с.

Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и

поэзия. – М., 1880. – 607 с.

Золотова Т.Н. Русские календарные праздники в Западной Сибири

(конец XIX – ХХ вв.). – Омск, 2002. – 234 с.; илл.

Золотова Т.Н. Сгинь, нечистая сила! Как защищались от «злых сил»

сибирские старожилы // Родина. – 2003. – № 2. – С. 74–77.

Золотова Т.Н. Традиционный календарный праздник в культуре России

ХХ – начала XXI века // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2009. –

№ 1(23). – С. 493–504.

Макаренко А.А. Сибирский народный календарь в этнографическом

отношении : Восточная Сибирь. Енисейская губерния. – СПб., 1913. – 292 с.

Миненко Н.А. Живая старина: будни и праздники сибирской деревни в

ХVIII – первой половине Х1Х в. – Новосибирск, 1989. – 160 с.

Русский

народный

праздник:

Научно-методическое

пособие

для

работников культуры и образования. – Омск, 2005. – 284 с.; илл.

6