"Оценка качества образования при компетентностном подходе"
Автор: Лабгаева Эмма Владимировна Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГБПОУ СО "ТПК"
Населённый пункт: г.о. Тольятти, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Оценка качества образования при компетентностном подходе"
Оценка качества образования при компетентностном подходе
Лабгаева Эмма Владимировна
Преподаватель математики
ГБПОУ СО «ТПК»
Определим качество образования как соотношение между запросом государства
(общества, индивидуума) и степенью его удовлетворения в процессе обучения. В
стратегии модернизации содержания образования отмечается, что развитие экономики, где
основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий
капитал, требует достижения качества образования. «Заказ» в образовании касается в
первую очередь новых поведенческих моделей личности, ее универсальных способностей
информационных, коммуникативных и др. (а не набора конкретных знаний – весьма
«скоропортящегося» продукта).
Необходимость оценивать качество образования влечет за собой ряд проблем. В
настоящее время оценка качества образования в лучшем случае сводится к мониторингу,
оценивающему уровень усвоения Госстандарта по предмету, и связанной с ним проблеме
педагогической диагностики. Однако, мониторинг лишь показывает уровень
осуществления учебного процесса с точки зрения формирования определенного объема
знаний, умений, навыков, не учитывая качественных изменений образованности личности,
особенностей взаимодействия между преподавателем и студентом. Но это означает, что не
все знания, приобретаемые в процессе обучения, подлежат контролю: за границей
педагогического контроля, в частности, остаются изменения личности студента, его
творческие достижения как в образовательной области, так и вне её, а также
организационные достижения.
Возьмем за основу принципиальные положения педагогики:
1) образование представляет диалектическое единство обучения и воспитания,
следовательно, качество образования определяется качеством обучения и качеством
воспитания;
2) необходимо различать образование и подготовку специалистов; если «…подготовка
обеспечивает готовность специалиста к решению определенного перечня конкретных
профессиональных задач, то образование, наряду с отмеченной подготовкой, обеспечивает
целостное видение и системное понимание соответствующей частно-научной картины
мира»;
3) образование есть процесс, результатом которого является образованность; поэтому
качество образования недостаточно определять лишь по результату образованности,
необходимо также учитывать и качество процесса получения образования.
Попытки привести в соответствие массовое образование и потребности рынка труда
актуализировали такое педагогическую задачу, как компетентностный подход.
Согласно словарю [4, с.317],
компетентный человек (с лат. «способный») – это
человек, знающий, сведущий в определенной области, обладающий знаниями,
позволяющими судить о чем-либо и принимать решения. Соответственно, под
компетенциями понимается круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями,
опытом. Обычно понятием «компетентность» принято характеризовать человека, в
результате оценки эффективности (результативности) его деятельности, направленной на
разрешение определенного круга общественно значимых задач или проблем. Тогда
компетенции соответствуют полному объему возможных навыков в некоторой области
знаний, компетентность является мерой освоения компетенции, а уровень компетентности
– характеристика результатов образовательной деятельности для отдельного человека.
Компетентностный подход
– это подход, акцентирующий внимание на результате
образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной
информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Современный образовательный процесс должен, предоставлять учащимся
возможность выхода на творческую, исследовательскую деятельность. Уже давно стало
очевидно, что современному специалисту важно уметь решать проблемы, а не задачи с
готовыми ответами.
Переход от предметно-знаниевого к компетентностному подходу дает возможность
перейти к интегрированным требованиям по отношению к результатам образования.
В связи с этим, развитие компетентностей выступают в качестве новой ключевой
(основополагающей) ценности образования и главным показателем качества подготовки
выпускников учебных заведений.
Внедрение компетентностного подхода и осознание структуры компетенций влечет за
собой проблемы их оценивания, т.е. проблемы, связанные с общей оценкой качества
образования.
Разрабатывая критерии оценки, необходимо учитывать, что проверке подлежат не сами
компетентности, а их компоненты – знания, умения, навыки.
При компетентностном подходе для формирования ключевых компетенций особую
роль играют методы обучения, т.к. один из видов ключевых компетенций –
коммуникативные компетенции – может быть сформирован только в процессе общения,
например, в микрогруппах (МГ). Отсюда неизбежность применения активных методов
обучения и, вместе с ними, иных, по сравнению с традиционными, способов оценивания
различных видов деятельности студентов.
Если при традиционной форме обучения от студентов требуется лишь достаточно
полное воспроизведение знании и умений их применять при решении типовых задач по
известному алгоритму, то введение активных методов обучения способствует овладению
предметной деятельностью: учит созидать – «творить» новое через создание и решение
собственных задач, осуществлять поиск проблем в заданной предметной области,
формулировать гипотезы и использовать предметные знания для их проверки, уметь
проводить презентацию (защиту) собственных проектов.
Работа в МГ способствует приобретению навыков коллективной коммуникативной
деятельности в отношениях между коллегами и в отношениях руководитель-подчиненный,
учит быть ответственным за результат работы всего коллектива.
Активные методы преподавания требуют иных, по сравнению с традиционными,
способов оценивания знаний. Заметим, что оценивание должно удовлетворять
определенным требованиям.
1) Характер оценивания работы студента неразрывно связан и соответствует содержанию
учебной дисциплины и методам обучения. Оценивание не только устанавливает обратную
связь между преподавателем и учащимися, но и помогает преподавателю установить
«стандарт», т.е. минимальный уровень обучения.
2) В связи с необходимостью оценивания презентаций опыта творческой деятельности,
необходимо оценивать и предложенные способы аргументации при защите проектов (а не
только решение задач).
3) Студенты должны знать четкие критерии оценки и уметь проводить самооценку, а также
давать оценку учебной и творческой деятельности своих «коллег».
4) Задание должно быть максимально приближено к реальной жизни, основываться на
контекстного обучения, т.е. содержательная сторона заданий (их сюжет) почерпнута из
современных проблем, например, экономического характера, и связана с будущей
профессиональной деятельностью. Т.о., оценивание происходит в нескольких плоскостях:
– овладение теорией (предметными знаниями) и овладение методами учебной дисциплины
(умение решать задачи);
– приобретение умственных (ментальных) навыков;
– овладение коммуникативными навыками (создание продукта деятельности, его
презентация).
Поэтому для каждой учебной дисциплины необходимо разработать собственные
четкие критерии в соответствии с методами обучения. В связи с использованием
рейтинговой системы оценивания знаний, необходимо описать в диагностируемых
терминах, какими баллами оценивается каждый уровень обучения. В нашей
педагогической системе выполнение отдельных учебных элементов оценивается по
системе 2-3-4-5 балла. Приняты следующие критерии:
1. Овладение теорией (предметными знаниями) и овладение методами учебной
дисциплины (умение решать задачи), которое выражается в знании определений, формул,
свойств, доказательстве теорем и их применении при выполнении практических заданий.
5 баллов:
– студент верно выполнил все учебные элементы;
– задачи решает как по заданному алгоритму, так и без него;
– все задачи авторского сборника задач соответствуют заданной теме и решены правильно.
Если студент верно выполнил пятнадцать учебных элементов, то получает 5 баллов. Эти 5
баллов можно набрать различными способами:
- пятнадцать несложных заданий, состоящих из одного-двух учебных элементов;
- пять-шесть заданий, состоящих из трех-четырех учебных элементов;
- три-четыре объемных задания, состоящие из пяти-семи учебных элементов;
- тридцать заданий в тесте на проверку знания теоретического материала по
дихотомическому принципу (знаешь – 1, не знаешь – 0).
4 балла:
– студент допустил незначительную ошибку в одном учебном элементе (за каждую
ошибку в выполнении одного учебного элемента снимается по одному баллу);
– все задачи решает по заданному алгоритму;
– знает формулировки теорем, но затрудняется в доказательствах отдельных
математических утверждений;
– большинство задач авторского сборника задач соответствуют заданной теме и решены
правильно.
3 балла:
– студент допустил грубую ошибку в одном учебном элементе;
– отдельные задачи решает по заданному алгоритму;
– знает формулировки теорем без доказательств;
– значительное число задач авторского сборника задач не соответствуют заданной теме и
решены неправильно.
2 балла:
– студент не выполнил задание;
–задачи не решает даже по заданному алгоритму;
– не знает формулировки теорем;
– все задачи авторского сборника задач не соответствуют заданной теме и решены не
правильно, либо нет самого авторского сборника задач.
Т.о., объективность системы контроля достигается за счет четырехбалльной оценки
каждого учебного элемента по принципу: 5 баллов – выполнено верно, 4 балла —
допущена незначительная ошибка, 3 балла — допущена грубая ошибка, 2 балла — задание
не выполнено.
Такая система контроля дает возможность диагностировать результаты освоения каждого
учебного элемента, а при необходимости своевременно корректировать знания учащихся.
Виды работ включают как освоение базового Госстандарта по предмету, так и освоение
ключевых компетенций (через процедуры творческой деятельности). В связи с тем, что
для творческих заданий также предусмотрена четырехуровневая качественная, а не
количественная шкала оценок, то диагностика творческих учебных работ осуществляется
в том же режиме «2-3-4-5».
2. Опишем в диагностируемых терминах критерии оценивания уровней умственных
(ментальных) навыков, которые выражаются в анализе, оценке и синтезе данных.
5 баллов : студент
– находит и логически выстраивает все данные, относящиеся к исследуемому
(изучаемому, анализируемому) объекту,
– использует все соответствующие навыки критического мышления и умственные навыки
для анализа, синтеза и оценки данных,
– делает информационные выводы, основываясь на данных.
4 балла: студент
– находит и логически выстраивает большинство данных, относящихся к исследуемому
(изучаемому, анализируемому) объекту,
– частично использует соответствующие навыки критического мышления и умственные
навыки для анализа, синтеза и оценки данных;
– делает информационные выводы, основываясь на данных.
3 балла: студент
– находит мало данных, относящихся к исследуемому (изучаемому, анализируемому)
объекту, пропуская большинство из них;
– неправильно или неточно использует навыки критического мышления и умственные
навыки для анализа, синтеза и оценки данных;
– делает нечеткие выводы, основываясь на данных.
2 балла: студент
– не находит важных данных, относящихся к исследуемому (изучаемому, анализируемому)
объекту;
– не проявляет навыков критического мышления и умственных навыков для анализа,
синтеза и оценки данных;
– выводы отсутствуют
3. Опишем в диагностируемых терминах критерии оценивания уровней овладения
коммуникативными навыками (создание продукта деятельности, например, в виде
реферата, проекта, авторского сборника задач, выступления, его презентация), которые
проявляются в умении выражать свои мысли в письменной и устной форме, демонстрации
знаний, умений и навыков, способности к логическому мышлению, проявляющейся в
презентациях разного вида – устных, письменных, визуальных на бумажном или
электронном носителе.
5 баллов:
– информация подана в таком виде, который свидетельствует о том, что студент обладает
глубокими знаниями о предмете и способностью мыслить логически;
– тема презентации четко определена и хорошо разработана;
– презентация хорошо структурирована;
– представлены общепринятые нормы проведения презентации или эффектные
отклонения от общепринятых норм проведения презентации;
– авторский сборник задач хорошо оформлен и соответствует накладываемым
требованиям.
4 балла:
– многие идеи презентации поданы в таком виде, который свидетельствует о том, что
студент обладает глубокими знаниями о предмете и способностью мыслить логически;
– тема презентации четко определена и хорошо разработана, хотя есть отдельные
незначительные замечания;
– презентация достаточно хорошо структурирована;
– встречаются малоэффективные отклонения от общепринятых норм проведения
презентации;
– авторский сборник задач соответствует накладываемым требованиям.
3 балла:
– отдельные идеи презентации поданы в таком виде, который свидетельствует о том, что
студент обладает знаниями о предмете и способностью мыслить логически;
– тема презентации нечетко определена и недостаточно разработана, есть значительные
замечания;
– презентация недостаточно хорошо структурирована;
– встречаются значительные неэффективные отклонения от общепринятых норм
проведения презентации;
– авторский сборник задач не во всем соответствует накладываемым требованиям.
2 балла:
– презентация подана в таком виде, который свидетельствует о том, что студент не
обладает знаниями о предмете и способностью мыслить логически;
– тема презентации нечетко определена и не разработана, есть значительные замечания;
– презентация плохо структурирована;
– не учтены т общепринятые нормы проведения презентации;
– авторский сборник задач не соответствует накладываемым требованиям.
Такая многомерная модель оценивания знаний по трем направлениям (предметные
знания, умственные навыки, коммуникативные навыки) в режиме «2-3-4-5», дает
возможность достаточно полно оценить ключевые компетенции.
Достоинством такого оценивания результата учебной деятельности с математической
точки зрения является возможность отслеживать динамику процесса обучения: сравнивать
как личные результаты (личностный рост), так и результаты по группе (личный рейтинг).
Литература:
1. М.И. Ботов, Ю.Н. Трофимов. Повышение качества подготовки специалистов в условиях
учебно-научного комплекса./Научно-методический сборник «Пути повышения качества
подготовки специалистов в ССУЗах». М. 2014.
3. Д.А. Иванов и др. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия,
инструментарий. М. Академия, 2013.
4. Словарь иностранных слов. Под редакцией И.В, Лехина. М. Гос. Изд. Иностранных и
Национальных словарей, 1949.
5. Дж. Равен. Компетентность в современном обществе. М.КОГИТО-ЦЕНТР, 2012.