Автор: Савина Анастасия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: АОУ школа №17
Населённый пункт: город Долгопрудный
Наименование материала: учебная программа по внеурочной деятельности
Тема: "Семь вершин"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение городского округа
Долгопрудный средняя общеобразовательная школа № 17
( АОУ школа№17)
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы ___________
Козлова Е.А.
«__________» 20__ г.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Кружок «Семь вершин»
2 «А» класс
Составитель: Савина Анастасия Сергеевна
учитель начальных классов
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Переход общества к новому социально – экономическому и политическому
укладу вызывает острую необходимость в людях высокообразованных, инициативных и
предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности,
способных
приумножить
духовные
и
материальные
богатства
общества.
Поэтому
есть
необходимость в разработке комплексной программы, сочетающей в себе решение
нескольких
задач: развитие познавательного интереса, развитие познавательных
психических процессов в определенной последовательности и с усложнением и
возможностью обеспечить решение этих задач дидактическим материалом для каждого
ученика.
Целью обучения является развитие и совершенствование познавательных
процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и
формирование ключевых компетенций обучающихся.
Система занятий по программе «Семь вершин» позволяет решать следующие
аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект
•
формирование
и
развитие
различных
видов
памяти,
внимания,
воображения, а также логического мышления;
•
формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект
•
создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов
мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать,
выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
•
способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-
моторной координации.
Воспитывающий аспект
•
воспитание системы межличностных отношений.
В соответствии с Учебным планом АОУ школы №17, утвержденным приказом
по школе от 31.08.2020 г. № 128, на изучение предмета отводится 1 час в неделю, 34 часа
в год.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Свойства, признаки и составные части предметов (4 часа)
Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и
фигурах, буквах и словах.
Сравнение (5 часов)
Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание
признаков. Правила сравнения.
Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (4 часа)
Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «род-
вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.
Комбинаторика (4 часа)
Перестановки. Размещения. Сочетания.
Элементы логики (7 часов)
Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные
цепочки. Рассуждения. Умозаключения.
Развитие творческого воображения (2 часа)
2
Создание собственных картин «Игра с закономерностями» .
Практический материал (4 часа)
Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.
Составление вопросов и загадок. Логические игры.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В
результате
изучения
программы
кружка
«Семь
вершин»
во
2
классе
обучающиеся научатся:
АРИФМЕТИЧЕСКИЙ БЛОК
сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы выполнения
конкретного задания;
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы
с числовыми головоломками;
анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу;
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное
мнение и аргументировать его;
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение
в пробном действии;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием;
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
БЛОК ЛОГИЧЕСКИХ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и
вопрос, данные и искомые числа (величины);
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи;
объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
воспроизводить способ решения задачи;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием;
анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;
выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения
задачи;
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ БЛОК
ориентироваться в понятиях «влево», «вправо» «вверх», «вниз»;
3
ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1>1v и другие,
указывающие направление движения;
проводить линии по заданному маршруту (алгоритму). Выделять фигуру заданной
формы на сложном чертеже;
анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в
исходной конструкции;
составлять фигуры из частей;
определять место заданной детали в конструкции;
выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в
соответствии с заданным контуром конструкции;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием;
анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
моделировать объёмные фигуры из развёрток;
осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля; сравнивать
построенную конструкцию с образцом;
К концу обучения в 1 классе обучающиеся получат возможность
научиться:
АРИФМЕТИЧЕСКИЙ БЛОК
выделять группы предметов или фигур, обладающие общим свойством,
составлять группы предметов по заданному свойству (признаку), выделять части
группы;
соединять группы предметов в одно целое (сложение), удалять части группы
предметов (вычитание);
применять переместительное свойство сложения групп предметов;
самостоятельно выявлять смысл действий сложения и вычитания, их простейшие
свойства и взаимосвязь между ними;
проводить аналогию сравнения, сложения и вычитания групп предметов со
сложением и вычитанием;
изображать сложение и вычитание с помощью групп предметов и на числовом
отрезке;
применять зависимость изменения результатов сложения и вычитания от
изменения компонентов для упрощения вычислений;
устанавливать аналогию между десятичной системой записи чисел и десятичной
системой мер.
БЛОК ЛОГИЧЕСКИХ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
решать задачи изученных типов
составлять задачи по картинкам, схемам и схематическим рисункам;
самостоятельно находить и обосновывать способы решения задач на сложение,
вычитание и разностное сравнение;
находить и обосновывать различные способы решения задач.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ БЛОК
выполнять преобразования моделей геометрических фигур по заданной
инструкции (форма, размер, цвет);
выделять области и границы геометрических фигур, различать окружность и круг,
устанавливать положение точки внутри области, на границе, вне области;
4
конструировать фигуры из палочек, преобразовывать их.
сравнивать построенную конструкцию с образцом.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
Тема урока
Кол-во
часов
Сроки изучения
план
факт
1
Введение. Знакомство с курсом «Логика».
1
01.09-
04.09
2
Смысл слов: «и», «или», «все», «некоторые»,
«каждый», «только»
Штриховка по точкам.
1
07.09-
11.09
3
Истинные и ложные высказывания.
Игры- лабиринты
1
14.09-
18.09
4
Цвет. Форма. Признаки предметов. Сравнение
фигур по форме, размеру и цвету.
Задание с геометрическими фигурами
« Какая фигура лишняя»
« На что похожа»
« Дорисуй фигуру»
1
21.09-
25.09
5
Приемы сравнения. Выделение признаков
предметов. «Больше, меньше», «короче
длиннее», «Что лишнее», «какое слово лишнее»
1
28.09-
02.10
6
Игры и упражнения на сравнение предметов.
1
12.10-
16.10
7
Классификация предметов и явлений.
1
19.10-
23.10
8
Задание на анализ и синтез
«Заплатка для коврика», «Какую деталь
вырезали»
1
26.10-
30.10
9
Задание на нахождение закономерностей
«Закончи ряд», «Что в начале , что потом»
1
02.11-
06.11
10
Закономерности в числах и фигурах
1
09.11-
13.11
11
Закономерности в буквах и словах
1
23.11-
27.11
12
Развитие внимания: «Лабиринт», «собери
слово». «Пирамидка», Разные половинки»
1
30.11-
04.12
13
Тренировка зрительной памяти.
1
07.12-
11.12
14
Задание на ориентировку в пространстве
« Выше, ниже, слева справа», «Загадки»
1
14.12-
18.12
15
Математический турнир « Умники и умницы»
1
21.12-
25.12
16
Упражнение со счетными палочками
«Продолжи узор», «Составь фигуру»,
«Переложи палочки»
1
28.12-
30.12
17
Упражнение на развитие скорости мышления
Игры «Заколдованная буква», «Небылицы»
1
11.01-
15.01
5
18
Знакомство с ребусами
1
18.01-
22.01
19
Упражнение на развитие словесно- логического
мышления. Сочини сказку о предмете.
1
25.01-
29.01
20
Решение кроссвордов. Выполнение графических
диктантов.
1
01.02-
05.02
21
Задачи Г. Остера
1
08.02-
12.02
22
Графический диктант.
1
22.02-
26.02
23
Задачи-шутки (на внимание и логические
рассуждения).
1
01.03-
05.03
24
Задачи, которые решаются методом
предположения и методом исключения
1
09.03-
12.03
25
Игра «Лото»
1
15.03-
19.03
26
Веселая Геометрия
Задания с геометрическими фигурами
1
22.03-
26.03
27
Знакомство с анаграммами.
1
05.04-
09.04
28
Знакомство с шарадами
1
12.04-
16.04
29
Математические игры, фокусы
1
19.04-
23.04
30
Развитие воображения. «На что похожа»,
«Измени форму». Решение творческих задач.
1
26.04-
30.04
31
Графический диктант
1
03.05-
07.05
32
Работа над словарем речи. Фразеологизмы.
1
10.05-
14.05
33
Логические задачи
1
17.05-
21.05
34
Итоговая диагностика. Конкурс эрудитов.
1
24.05-
28.05
СОГЛАСОВАНО
Протокол
заседания
ШМО учителей ….
от __________ № __
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_______/Рыковская Э.В./
«______________» 2020г.
6