Автор: Сычева Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель гпд
Учебное заведение: ГБОУ № 588 Колпинского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: г. Санкт- Петербург, г. Колпино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тема :,,Поговорим о толерантности"
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя образовательная школа № 588
Колпинского района г. Санкт-Петербурга
Методическая разработка
классного часа
«Поговорим о толерантности»
2 класс
Воспитатель ГПД: Сы чева С.А.
Классный час « Поговорим о толерантности»
Цель: сформировать у учащихся представление о толерантности.
Задачи:
- формировать у детей понятие о толерантности;
- развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними,
выделения сходства и различий;
-воспитывать чувство уважения друг к другу;
- учить понимать проблемы других людей, в том числе и инвалидов, воспитывать
гуманное к ним отношение.
-способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в решении
конфликтных ситуациях.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Дети входят в класс под песню «Улыбка».
2. Вступительная беседа.
Учитель: Под какую песню вошли в класс? («Улыбка»).
- Что такое улыбка? ( Выражение на лице, мимика).
- А когда человек улыбается? (когда хорошее настроение, ему весело, когда человек
добрый…)
- Верно, улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте. А
если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что человек толерантный.
- Необычное слово? А вам интересно узнать больше об этом слове? (Да).
- Очень часто при чтении журналов, газет можно встретиться со словами, вошедшими в
русский язык из других языков мира. Издавна люди общались с соседними народами.
Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в речь проникали
иноязычные слова. Толерантность – имеет латинское происхождение и
означает терпение, терпимость.
- А можно ли относиться к человеку плохо только потому, что он выглядит не так, как все
вокруг? (Нет)
- А знаете, как называют людей, которые не похожи на других, которые выделяются в
своем коллективе? (Нет)
- Таких людей называют «Белая ворона». А как вы думаете, почему их так называют?
(Ответы детей.)
- Да, вы правы. Белая ворона – это человек, который сильно выделяется в коллективе
(толпе).
- Ребята, а как вы думаете, хорошо, что все мы разные и не похожи друг на друга? (Да).
3. Мы все разные.
Учитель: Ребята, на какой планете мы живем? ( Земля).
- Сколько материков на Земле? (6).
-Как называется наша страна? ( Россия).
- А какой народ живет в России? (Русские, ……….).
- Ребята, посмотрите на иллюстрации. Кто изображен? ( Люди).
- Похожи ли они между собой? (Нет, есть молодые, пожилые, русские и нет, с разным
цветом кожи, есть дети…).
- Совершенно верно, все люди разные, живут в разных уголках нашей планеты.
-А как же появились люди на Земле? Человечество всегда пыталось выяснить свое
происхождение и свое различие. Когда не было научных знаний , люди складывали
легенды, Такие легенды есть у каждого народа, И у народов,которые живут на
территории России, Вот послушайте одну из них
Происхождение башкир
Давным-давно в этих местах, богатых лесом и горами, жили старик со
старухой из кыпчакского рода. В те времена на земле царили мир и покой. На
необозримых просторах степей бегали ушастые косоглазые зайцы, косяками
паслись олени и дикие лошади-тарпаны. В водах во дилось множество бобров и
рыбы. А в горах находили себе пристанище красавицы-косули, степенные
медведи, соколы-белогорлики.
Старик со старухой жили, не тужили: пили кумыс, держали пчел, занимались
охотой. Много ли, мало ли прошло времени, родился у них сын. Старики только
им и жили: берегли его, поили рыбьим жиром, заворачивали в
медвежью
шкуру.
Мальчик рос подвижным, шустрым, и скоро медвежья шкура стала ему мала
— так он вырос и возмужал. Когда умерли отец с матерью, он отправился куда
глаза глядят. Однажды в горах джигит встретил девушку-красавицу, и они
стали жить вместе. У них родился сын, когда вырос — тоже женился.
Появились дети и у них. Род увеличивался, умножался.
Шли годы. Эта родовая ветвь постепенно превратилась в большой род. Отец
их был главой этого рода. Слово «башкорт» происходит от баш (голова), — кор
(род), т. е. оно означает «главный род».
- Если вы хотите ,то можете взять в библиотеке книги с легендами народов
России и узнать об их происхождении.
Учитель: Ребята, сегодня особо мне хотелось поговорить с вами о терпимом, гуманном
отношении к людям с ограниченными возможностями здоровья, т.е. инвалидам. 3 декабря
в календаре отмечен как международный день инвалида. Поэтому мы не можем не
затронуть эту тему. Эти люди нуждаются в особой заботе. Ведь они лишены многого.
Зачастую люди с ограниченными возможностями здоровья остаются один на один со
своими проблемами.
4. Не будь таким ,как все.
-Ребята, хотите поиграть в игру? (Да)
-Сейчас мы с вами сядем в круг и будем называть положительные качества своего
соседа,но только те,которые показывают его индивидуальность,то ,чем отличается от
остальных.
(Проводится игра)
-Молодцы ,ребята! Теперь вы поняли, чтобы быть не таким, как все-это хорошо? (Да)
-Но не стоит забывать, что все мы все же должны при этом обладать общим качеством:
быть толерантными, И наша индивидуальность ни в коем случае не должна быть
направлена против окружающих нас людей.
5. Подведение итогов.
Чтение и обсуждение высказываний великих людей.
« Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством». (Конфуций)
«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». (Л. Н. Толстой)
- Так что значит быть толерантным? (Это значит бережно относиться ко всем, понимать
друг друга.)
Учитель: Итак, давайте сделаем вывод: как стать толерантным человеком?
Уважайте людей со всеми их различиями физического или религиозного характера,
различиями в образе жизни или мыслей.
Умейте чувствовать рядом с собой человека.
Каждый человек имеет право на индивидуальность, нужно уважать это право.
Помните, что сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.
- Я бы хотела, чтобы мы добавили ещё одно правило:
Нужно оставаться самим собой, имея чувство юмора, видеть свои ошибки и
недостатки.
Учитель:
- А сейчас я предлагаю вам немного порисовать, Тема рисунков: «Как мы умеем
дружить».
(Дети рисуют под музыку «Дорогою добра» и «Если добрый ты»)
-В завершении нашего классного часа , мне бы хотелось ,чтобы вы посмотрели один
мультипликационный фильм о том,как непросто быть не таким, как все, Это м/ф «Гадкий
утенок».
(Просмотр м/ф).