Напоминание

"Открытый урок в классе аккомпанемента"

Автор: Глушач Ирина Борисовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ №7"
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Открытый урок в классе аккомпанемента"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ОТКРЫТЫЙ УРОК В КЛАССЕ АККОМПАНЕМЕНТА

преподавателя высшей квалификационной категории

МБУ ДО « ДМШ № 7 города Иркутска

Глушач Ирины Борисовны

с учащимися 6 класса Афанасьевой Дашей и Вишняковой Ритой,

иллюстратор Федоренко Алена Юрьевна.

Тема урока: Работа в классе аккомпанемента на начальном этапе обучения.

Тип урока: комплексное применение знаний и умений.

Оснащение урока: фортепиано, нотный материал, словарь, скрипка.

Методы ведения урока: объяснительно – иллюстрационный.

Музыкальный материал:

1. М. Глинка - Чувство.

2. Обработка К. Мостраса – Неаполитанская тарантелла.

3. С. Майкапар – Вечерняя песнь.

4. П.И. Чайковский – Неаполитанская песенка.

Цель

урока:

Развитие

творческих

способностей

и

приобретение

музыкального опыта обучающихся через освоение аккомпанемента как одного

из видов совместного музицирования.

Задачи:

Обучающие:

- развитие практического умения и навыков аккомпанемента;

- изучение различных видов аккомпанемента;

- умение следить за партией солиста;

- умение строго соблюдать баланс, не заглушать игру солиста;

Развивающие:

- развитие эмоциональности, мышления, воображения;

- развитие ансамблевой слаженности;

- развитие пианистических и технических возможностей учащихся;

Воспитательные:

- воспитание чувства стиля;

- развитие интереса к совместному музицированию.

План урока и ход урока:

1.Вступительное слово преподавателя.

2.Содержание урока.

3. Задание на дом.

Аккомпанемент – это французское слово « accompagnement», образовано

от глагола accompagner – «сопровождение». Сопровождение, в данном случае

подразумевает

опору

мелодии

ритмическую

и

гармоническую.

Аккомпанемент – один из видов совместного музицирования. Основными

задачами данного предмета является развитие способностей и практических

навыков в аккомпанементе голосу или инструменту. Он повышает интерес к

занятиям и выступлениям, расширяет музыкальный кругозор учащегося,

обогащает концертный репертуар, развивает тонкость музыкального слуха,

образное и логическое мышление, навык свободного чтения с листа, умение

работать с разными фактурами аккомпанемента, что очень пригодится в

исполнении сольного репертуара, воспитывает чувства партнерства и

ответственности.

Выступая,

в

качестве

аккомпаниатора,

учащийся

приобретает сценическую уверенность Первый опыт ученик приобретает еще

в начальной школе, играя в ансамбле с учителем и потом в классе ансамбля.

Но

здесь

немного

другое

-

изложение

музыкального

материала

трехстрочное, ученик должен следить за партией солиста и за своей партией,

уметь быстро ориентироваться в тексте, слушать солиста, дышать вместе с

ним, уметь играть, глядя в ноты и без остановок. Для того чтобы подобрать

соответствующий репертуар ученику, надо знать игровые и технические

возможности, его музыкальное и интеллектуальное развитие. Игра в дуэте с

инструменталистом, в данном случае со скрипкой, воспитывает более

строгое отношение к ритмической стороне исполнения.

Урок мы начинаем с произведения М.И. Глинки «Чувство». Прошу Дашу

рассказать о композиторе, об эпохе в которой он жил, разбираем строение

произведения, тональность, структуру аккомпанемента. Прошу Дашу сыграть

партию скрипки, т.к. ученик очень хорошо должен ее знать, далее

анализируем линию баса, бас – это фундамент гармонии, ладовой опоры. О

значении баса можно говорить много, но приведу высказывание Г. Когана:

«Игра без басов походит на заседание без председателя». Затем соединяем

бас и мелодию. Важно значение имеет педализация. Приведу образные

высказывания о педализации: « Педаль – это луч лунного света, льющийся на

пейзаж» ( Ф. Бузони), Н.И. Голубовская сказала о педали: « Педаль –

жизненная влага фортепианного звучания, его дыхание, его душа». Сначала

учим только бас с педалью, педаль здесь запаздывающая, потом соединяем с

правой

рукой,

слушаем

чистоту

звучания.

Педаль

ценнейшее,

неповторимое достояние фортепиано, важнейшее средство выразительности

и играет значимую роль в формировании музыкально – художественного

образа произведения. Играем со скрипкой. Трудность состоит в том, что

произведение начинается одновременно с солистом, что требует большого

внимания от ученика. Главное, не останавливаться, а продолжать играть

дальше, уметь слушать солиста. Второе произведение «Неаполитанская

тарантелла» обработка К. Мостраса. Даша рассказывает о танце тарантелла,

где он зародился. Разбираем структуру аккомпанемента, тональность, это

произведение имеет вступление, ученик должен уметь слышать внутренним

слухом нужный темп и начать играть в этом темпе. Но пока Даша играет в

медленном

темпе,

движение

триолями

следует

играть

более

остро,

собранными пальчиками в характере тарантеллы, показываю,

как надо

играть, Даша пытается, но пока не получается. Даю задание на дом поучить

педаль, и сдвинуть темп.

С Вишняковой Ритой показываем произведение С. Майкапара «Вечерняя

песнь».

Рита рассказывает о композиторе, его творчестве. В этом

произведении 2 такта вступления, необходимо дать точную метрическую

пульсацию. Особым скрепляющим моментом является – бас, его стойкое

ощущение - большой плюс для концертмейстера. Это произведение по

характеру и настроению напевное и созерцательное, что заключено в его

названии. Работаем над артикуляцией в правой руке, чтобы фигурация

восьмыми нотами звучала ровно без толчков, piano нужно исполнять « с

места», бережно брать звук. Также нужно регулировать меру погружения в

клавиатуру, в зависимости от смены динамики. Каждый регистр имеет

свою неповторимую окраску, что следует учитывать во время исполнения.

В

проигрыше

добиваемся

выразительности,

светлого

звучания

и

сохранения темпа, трудность заключается в том, чтобы после проигрыша

вступить одновременно со скрипкой, вместе взять дыхание. Последняя

фраза

заканчивается

на

третьей

ступени

лада,

что

говорить

о

недосказанности и незавершенности мысли. Играет со скрипкой. Очень

важно соблюсти баланс звучания между скрипкой и аккомпанементом,

обращаю на это внимание Риты, чтобы не заглушала солиста, это требует

определенного навыка и умения. Второе произведение «Неаполитанская

песенка» П.И. Чайковского. Изложение аккомпанемента аккордовое,

ритмический рисунок повторяется, следует отталкиваться от баса, правая

рука должна звучать остро и легко. Рита делает акцент на последнюю

восьмую, слабую долю, что делать нельзя, исправляем ошибку. Характер

произведения танцевальный, подвижный. Педаль следует брать на первую

долю, на вторую долю снимать, чтобы не утяжелять звучание. Во второй

части меняется темп и изложение аккомпанемента, аккорды следует играть

легко и ритмично, близко к клавиатуре, не поднимая высоко рук. Задание

на дом – исправить ошибки, выучить уверенно текст.

Тем самым, основываясь на своем опыте, хочу с уверенностью сказать,

что если ставить перед учеником доступные для него цели и задачи,

подбирать музыкальные произведения в соответствии с его пианистическими

и физиологическими данными, то это обязательно приведет ученика к

пониманию роли концертмейстера. Самое главное, что должен усвоить

ученик, что солист и он – единое целое.

Используемая литература:

1.

Г. Нейгауз « Об искусстве фортепианной игры», изд. Москва,2008г.

2.

Г.М.Цыпин « Обучение игре на фортепиано» Москва, Просвещение,

1984 г.

3.

Г. Коган « У врат мастерства» Москва, 1977 г.

4.

Н. Любомудрова « Методика обучения игре на фортепиано» изд.

«Музыка» Москва,1982 г.