Автор: Пивкова Мария Михайловна Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Краснослободская ООШ"
Населённый пункт: Брянская область, Почепский район, деревня Волжино
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Мировой океан и его части"
6 класс
Подготовила:
учитель географии
Пивкова Мария Михайловна
Тема : Мировой океан и его части.
Слайд №1.
Цели урока : применение знаний и умений в знакомых и новых учебных ситуациях;
проверка уровня усвоения системы знаний и умений.
Тип урока . Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Задачи:
Образовательная :
продолжить формирование у учащихся представления о Мировом океане;
познакомить с новыми понятиями и определениями; дать учащимся представления об
океанах, морях, заливах, проливах; продолжить формирование умения работать с
географической картой и составлять описание географического объекта (на примере
Северного Ледовитого океана).
Развивающая:
развитие мотивации учебной деятельности, развитие логического мышления и
лаконичного изложения своих суждений, развитие умения устанавливать естественные
связи, изучаемого материала с жизнью, целостного представления об окружающем мире.
Воспитательная:
воспитание внимания и умения слушать, способствовать воспитанию положительного
эмоционально-целостного отношения к природе; создание доброжелательной атмосферы
на уроке, взаимного контакта между учителем и учащимися.
Межпредметные связи : природоведение 5 класс.
Методы обучения :
- Словесные: рассказ учителя с опорой на знания, фронтальная беседа.
- Наглядные: работа с учебником (текст, иллюстрации, рисунки), презентация.
- Практические: работа с картой.
Формы работы учащихся :
- коллективная: во время рассказа учителя;
- индивидуальная: при работе с картами атласа, при анализе схем и рисунков;
- парная: при проверке домашнего задания.
Оборудование : физическая карта полушарий, атлас для учащихся 6 класса, учебник для 6
класса общеобразовательных учреждений (автор А. А. Домогацких Е. М.), компьютерная
презентация.
Термины и понятия урока : океан, море, залив, пролив, материк, остров, полуостров,
архипелаг.
ХОД урока.
Ι. Организационный момент
ΙΙ. Проверка домашнего задания
1. Игра «Перестрелка». Обсуждение ответов на вопросы и задания после §25. Работа в
парах - взаимопроверка.
2. Прослушивание синквейна со словом «гидросфера».
III. Изучение нового материала
Слайд № 2. Единство Мирового океана.
Мировой океан - основная часть гидросферы. Вода Мирового океана покрывает ¾
земной поверхности. 29%-суша, а 71% - океан. Площадь поверхности Земли = 510 млн.100
тыс.км
2
Площадь поверхности океана = 361 млн. км
2
.
Термин «Мировой океан» был предложен российским океанологом Ю. М Шокальским в
1917 г.
Мировой океан представляет собой единое водное пространство, он нигде не прерывается.
Из любой его точки можно попасть в любую другую, не пересекая сушу. Мировой океан
окружает материки и острова и обладает общим солевым составом.
Почему нашу планету называют Землей, а не Океаном?
Слайд № 3-4. Суша в океане.
Материки – огромные части суши, разделяющие океаны.
Общая площадь материков – 149,8 млн. км
2
.
Самый большой материк (в млн. км
2
)
Евразия – 54,9
Африка – 30,3
Северная Америка – 21,2
Южная Америка – 17, 8
Антарктида – 14,1
Австралия – 8,5
Архипелаг – группа островов, лежащих недалеко друг от друга. Архипелаги – Гавайские,
Японские, Филиппинские острова .
Слайд №4. Острова – сравнительно небольшие участки суши, окружённые водой.
Острова по происхождению: вулканические, материковые, коралловые.
Самый большой остров – Гренландия, но и он в три с половиной раза меньше самого
маленького материка – Австралии.
Слайд №5. Океаны.
Материки и острова делят Мировой океан на четыре части – океаны.
Океаны Земли: Тихий океан -180 млн км
2
, Атлантический океан - 92 млн. км
2
, Индийский
океан - 76 млн. км, Северный Ледовитый океан - 15 млн. км
2
.
Слайд № 6. Задания. Работа с атласом и к/к
1.
Найдите на карте полушарий все материки Земли и в порядке уменьшения их площади
покажите. Нанесите их на к/к
2.
Найдите на карте по 2-3 примера крупных островов, полуостровов, архипелагов и
нанесите их на к/к
3.
Найдите на карте все океаны Земли. Нанесите их на к/к
Слайд № 7. Части Мирового океана: моря, заливы, проливы.
Море - часть Мирового океана, отделенная участками суши или поднятиями дна,
отличающаяся от него свойствами воды, течениями, живыми организмами.
Моря
Окраинные, которые
расположены по
окраинам материков:
Японское,
Аравийской,
Берингово,
Северное.
Внутренние,
внутриконтинентальные
, которые далеко
вдаются в сушу:
Красное ,
Чёрное,
Средиземное,
Балтийское.
Океанические
(межостровные),
которые отделены от
океана островами:
Море Баффина (Сев.
Ледов. Океан).
Слайд № 8. Задание.
1.
Пользуясь картами атласа, определите, внутренними или окраинными являются
моря: Красное, Карское, Аравийское, Охотское.
2.
Частями, каких океанов являются эти моря.
Слайд № 9. Приём определения географического положения моря
План
Состав действий
1.Название
1.Назвать и показать море;
определить, к какому океану
относится, как отделено от него
2.Географическое положение
а) в Мировом океане
б) относительно других объектов
2.Определить:
а) в какой части океана, между
какими меридианами и параллелями
находится, протяжённость;
б) какой частью омывает берега каких
материков, островов; какими
проливами соединено с океанами и
морями
Задание. Определите географическое положение Средиземного и Берингова морей,
используя таблицу.
Слайд № 10. Залив - участок водной поверхности океана, вдающийся в сушу, но свободно
сообщающийся с основной частью водоема.
Слайд №11. Пролив - относительно узкое водное пространство, ограниченное с двух
сторон сушей.
IV. Закрепление.
Слайд № 12. Задание. По фрагменту карты назвать:
материк,
океан,
море,
остров,
полуостров,
пролив,
залив.
Что ещё вы можете назвать по фрагменту этой карты?
V. Домашнее задание.
Слайд № 13
1.Изучить § 26
2.Выучить определения частей океана
3.В к/к отметить по 2-3 своих примеров всех частей океанов (морей, проливов, заливов)