"Гласные и согласные звуки и буквы"

Автор: Федорова Саргылана Илларионовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Шеинская средняя общеобразовательная школа-интернат" им.М.Н.Анисимова
Населённый пункт: с.Шея, Сунтарский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Конспект занятия с интегрированием логопедических упражнений
Тема: "Гласные и согласные звуки и буквы"
Дата публикации: 04.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Федорова Саргылана Илларионовна

учитель начальных классов

Конспект занятия "Гласные и согласные звуки и буквы" с интегрированием

логопедических упражнений.

Класс: 1.

Цель:
Закрепить знания учащихся о гласных и согласных звуках и буквах, графо- моторные образы гласных букв и их соотнесенность друг с другом.
Задачи:

Образовательные:

-
Сдействовать закреплению у детей умений различать гласные звуки; давать акустико- артикуляционную характеристику звука; совершенствованию умения выделять гласные звуки; знаний о слогообразующей роли гласных звуков и букв; умений в словоизменении.
Развивающие:
Способствовать развитию у детей навыка звукового анализа; развивать дыхания и голоса; фонематического слуха и восприятия; закреплению понятия: «гласный звук», «гласная буква»; мелкой и артикуляционной моторики; -развивать памяти, мышления, внимания.
Воспитательная:
-воспитывать уважение к ответам товарища.
Тип занятия:
закрепление новых знаний и способов действия.
Форма занятия:
занятие – путешествие.
Оборудование:
компьютер, проектор, презентация, индивидуальные тетради, карточки с печатными гласными буквами из бархатной бумаги, лепесточки.
Ход занятия

Этапы

Содержание

Методические

рекомендации

1.Организационно

- мотивационный

этап. (2 мин.)

2.Актуализация

знаний.(2 мин)

Учитель:
Прозвенел и смолк звонок, начинается урок. Дружненько давайте встанем и осанку мы поправим. Плечики расправили, головку приподняли, а сейчас свои места заняли - Ребята, вы любите приключения? - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по морю звуков и букв (слайд 1). - Какие звуки и буквы есть в русском языке?
Уч-ся:


3.Постановка цели

и задач урока.

Мотивация

учебной

деятельности

учащихся.(1 мин)

4.Первичное

закрепление.

(10 мин.)
Гласные и согласные.
Учитель:
Рот открыт, и звук поётся, Нет преграды на пути. Скажет кто, как он зовётся?… Верно, гласный! Молодцы! - Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Уч-ся:
- Гласные звуки тянутся, поются и не встречают во рту преграды.
Учитель:

-
Как вы думаете, чем мы с вами займемся на нашем уроке? - Во время путешествия мы повторим тему: Гласные звуки и буквы.
Учитель:
- На чём можно отправиться в путешествие?
Уч-ся:
-Можно отправиться на поезде, пешком, на корабле, самолёте. -А на каком транспорте будем путешествовать мы, вы узнаете, если правильно выполните следующее задание - Открыли тетради, поставили точку в середину страницы и выполняем следующее задание: 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 2 клетки вправо, 1клетку вверх, 1 клетку влево, 6 клеток вниз, 2 клетки вправо, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 1 клетку вниз, 5 клеток влево, 1 клетку вверх, 1 клетку влево,1 клетку вверх, 1 клетку влево, 1 клетку вверх,7 клеток вправо. - Я думаю, что вы догадались, на чём мы с вами отправимся искать приключения?
Уч-ся:
-На лодке с парусами, на яхте с парусами (слайд2)
Учитель:
- Но парус наш повис, и мы стоим на месте. Как вы думаете, почему?
Уч-ся:
- Наш парус повис, потому что нет ветра
Учитель:
- Чтобы появился ветер необходимо выполнить дыхательное упражнение: вдох через нос, выдох через рот. (Дети выполняют упражнение 4 – 5 раз под звуки ветра). - Наша яхта поплыла, и помог нам ветер. Задание №1, графический диктант. Самостоятельная работа в тетрадях. Дыхательная гимнастика.

5.Творческое

применение и

добывание знаний

в новой ситуации

(проблемные

задания).

(16 мин.)

Учитель:

Игра «Эхо»
(слайд). - Ребята, вы слышите, ветер доносит какие-то звуки? Повторите, что вы слышите. АУИ УАО АИЫ УАЫ ОУИ АУИЫ - Какие звуки вы слышали и произносили?
Уч-ся:
- Гласные звуки.
Учитель:
- Дети, кто-то зовет нас на помощь. Вы видите кого- нибудь? - На море сильный туман и придется спасать на ощупь. Ребята, а спасать кого-нибудь или прийти на помощь – это благородное дело.
Игра «Узнай букву на ощупь».

Учитель:
- Кого ты спас?
Уч-ся:
-Я спас гласную букву А.
Учитель:
- Кому ты пришел на помощь?
Уч-ся:
Я пришел на помощь букве О.
Учитель:
- Кому помог ты?
Уч-ся:
Я помог гласной У.
Учитель:
- Кому оказал ты помощь?
Уч-ся:
Я оказал помощь букве Ы (и т.д.)
Учитель:
- Дети кого вы спасли?
Уч-ся:
- Гласные буквы.
Учитель:
- Ребята, гласные буквы просят помочь им добраться домой на остров «Веселая грамматика». Поможем? - Но чтобы дорога показалась короче, я предлагаю вам поиграть с гласными буквами
Игра «Разведчики».
- Я называю слова, а вы показываете ту гласную букву, которая есть в этом слове: ЛУК, СЫР, МАЛ, ВЫЛ, СОЛЬ, ЛИС, НОС. - Теперь задание усложним: я показываю вам картинку, а вы кладете перед собой ту гласную букву, которая есть в названии этой картинки. - Проверим, правильно ли вы выполнили задание. Слайд ( на доске вывешивается правильный образец: о, и. а, ы, у). Дети надевают поочередно очки. Им дается карточка, на которой приклеены печатные гласные буквы из бархатной бумаги. ( детям раздаются гласные буквы). Детям показываются картинки: ВОЛК, ТИГР, БАРС, РЫСЬ, СЛОН. Они выкладывают перед
- Ребята, вспомните и назовите по порядку названия картинок, которые я вам показывал. А помогут вам гласные буквы, которые вы выкладывали. Дети называют названия животных (слайд). - Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на этих картинках?
Уч-ся:
-Животные.
Игра «Кто лишний?»
- Посмотрите еще раз на картинки, которые находятся на слайде. Подумайте и скажите кто лишний и почему?
Уч-ся:
- Я думаю, что лишний слон, потому что он живет в Африке (слайд).
Учитель:
- Послушайте внимательно задание: прочитайте слово, фломастером разделите его на слоги, поменяйте слоги местами, назовите новое слово. Запишите это слово графически, поставьте ударение. Дети выполняют задание поочередно у доски: соc|на – на|сос - а|`о .
Учитель:
- Дети, вы слышите веселую музыку? Мы приближаемся к острову «Веселая грамматика». - На этом острове есть маяк, который покажет нам дорогу. Следим глазами за маяком (слайд), ( на доску наводится фонарик, дети следят глазами за перемещающейся светящейся точкой: влево – вправо, вверх – вниз, горизонтальная восьмерка и т д ).

- Чтобы попасть на остров, надо показать гласные буквы руками (слайд). Дети повторяют движения и текст за учителем: Рот откроем широко, (широко открываем рот и рисуем в воздухе большой круг руками) А пропеть совсем легко! А-А-А Губы тянем хоботком, (открытые губы вытягиваются вперёд, руки складываются «рупором» и двигаются вперёд) У мы вместе пропоём. У-У-У Словно «дынька» рот сейчас, ( рот округляется широким овалом, руки сцепляются в «замок» на уровне талии) Э кричим мы на весь класс! Э-Э-Э Рот «сосискою» открылся, (рот – узким овалом, руки с широко растопыренными пальцами от середины на уровне рта растягиваются в стороны) Ы запел и вдруг смутился (закрыть ладонями глаза) Ы-Ы-Ы собой гласные буквы (слайд). (картинки: волк, тигр, барс, рысь, слон.) Чтение слов. На столе разложены перевернутые карточки со словами: СОСНА, ВЕСНА, БАНКА, КАМЫШ, РАНО. (звучит веселая музыка). Физминутка. Гимнастика для глаз (дети выполняют ее, стоя). Пальчиковая гимнастика

6.Итог занятия.

(2 мин.)
О «огурчик» тянет вверх, (рот – вытянутый вверх овал, руки поднимаются медленно снизу вверх) Видно, ждёт его успех! О-О-О И красиво улыбнулся, (рот в улыбке, движение руками от центра в стороны на уровне нижней челюсти ладонями вниз) К ушкам мило потянулся. Гласных звуков шесть всего: А,У,Э, Ы, И,О !(на каждый называемый звук – подъем пальца на руке).
Учитель:
- Ну, вот мы и на острове. Гласные буквы приготовили для вас свои задания.
Задание 1.
Запишите гласные буквы, которые находятся в данном слове. На доску вывешиваются картинки, внизу напечатано название картинки с закрытой гласной буквой: ЛУК – Л _ К, КОТ – К _ Т, СЫР – С _ Р, КИТ – К _Т, РАК – Р _ К, СЛОН – СЛ _Н. Далее проверяем выполненное задание, открывая закрытые окошки.
Задание 2.
Запишите эти слова, гласные буквы выделите красным карандашом. – На острове есть волшебная гора, на которой написан девиз.
Учитель:

Игра «Сложи гору»

-
Сложите из данных частей гору и прочитайте девиз жителей острова. Сделаем дело, гуляем смело. - Как вы понимаете эту пословицу? (Дети высказывают свое мнение.) - Сколько слов в этом предложении?
Уч-ся:
-Четыре слова в этом предложении.
Учитель:

-
Запишите это предложение графически. - Что обозначает вертикальная черта? (Начало предложения пишется с заглавной буквы) - Как узнать, что предложение закончилось?
Уч-ся:
В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак. - Ребята, мы помогли гласным буквам добраться до острова «Веселая грамматика», но нам пора отправляться в обратный путь. Глаза закрыли. Раз, два, три, четыре, пять В класс вернулись мы опять. - Как называлась тема нашего занятия? - На чем мы путешествовали? - Что вам понравилось на занятии больше всего? - С чем вам было трудно справиться в путешествии? Работа в тетради (в косую линейку). На доске в разброс расположены 4 части горы, на которых написано по одному слову. |_____ ____, ____ _____. (звучит спокойная музыка).

7.Рефлексия.

(2 мин.)

Учитель:
-У меня на доске сердечко большого цветка, но лепестков у этого цветка пока нет, он еще не расцвел. Но когда он расцветет, то будет настолько ярким, на сколько по вашему мнению у вас на уроке все вышло, все получилось. А теперь закройте глаза и представьте, какого цвета цветок расцвел у вас в душе. Откройте глаза и посмотрите на парту. У каждого лежит лепесток. Раскрасьте его цветом, соответствующим вашему настроению. Вот какой радостный и яркий наш урок. Я благодарю вас за работу. Урок окончен! (обсуждение цвета лепестков)