"Сказки народов мира"

Автор: Шестакова Анна Иннокентьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №3
Населённый пункт: г.Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: конспект урока литературного чтения
Тема: "Сказки народов мира"
Дата публикации: 04.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Шестакова Анна Иннокентьевна

учитель начальных классов

КОНСПЕКТ УРОКА литературного чтения

Тема: «Сказки народов мира»
4-а класс
Цели и задачи:
- Ознакомление детей с национальными костюмами и традициями разных народов. - Закрепление навыков выразительного чтения. - Систематизирование знания о творчестве разных народов. - Развитие творческой активности. - Воспитание чувства дружбы, товарищества, уважительного отношения к людям другой национальности и их культуре.
План урока:
1. Организационный момент 2. Объявление темы урока - Первая остановка – Африка - Вторая остановка – Англия - Физкультурная минутка – Литва - Третья остановка – Грузия - Четвертая остановка – Армения - Пятая остановка – Россия 3. Подведение итогов урока 4. Заключительная песня
Оборудование:
– глобус – карта – карта с изображением национальных каст – карта с названиями стран – карта с названиями сказок – рисунки детей – карта с поговорками – раздаточный материал для команд
ХОД УРОКА:

1. Давайте
поприветствуем наших гостей. К уроку готовы? Начинаем!
2. Сегодня
мы с вами отправляемся в путешествие. Путь у нас неблизкий. Мы побываем в разных странах и даже на разных континентах. А нашим путеводителем станут сказки, которые мы изучали на уроках. Сейчас вы сами назовете эти сказки.
3. Учитель
показывает предметы, а дети отгадывают из каких они сказок. – Яблоко – «Золотое яблоко» – Ковер – «Голубой ковер» – Бутылка – «Женщина, которая жила в бутылке» – Рецепт – «Лентяйка»
– Сеть – «Дочь-семилетка» Какие сказки? Кто их автор? Это русские народные сказки? - Это сказки народов мира. - Сказки интересные? Поучительные? Есть ли отличие?
ВЫВОД: все сказки учат добру, терпению, не быть жадным и т.д., независимо от

национальности этого народа.

4. Отправляемся
в путешествие при помощи волшебного глобуса. Чтобы посетить страну необходимо запомнить волшебные слова:
«Покручусь, поверчусь! Где окажусь?»

Первая остановка.
Чтобы отгадать название страны, надо узнать сказку. Выступает 1 ученик. Он пересказывает сказку «Лентяйка». Это сказка какого народа? (Африканского). - Ребята Африка – это не страна, а целый континент. Это самый жаркий материк. Там редко идут дожди. Далеко тянутся громадные пустыни (показ на карте). Если так жарко, как вы думаете, нуждаются ли они в теплой одежде? (Нет). Правильно. Поэтому их национальный костюм выглядит так (изображение национального костюма). А знаете, какую посуду используют жители Африки? Это сосуды, сделанные из тыквы. Ее вычищают, сушат на солнце и калебаса готова (показ). Давайте вернемся к сказке. О чем она? О трудолюбии. Это хорошее качество? не имеет значения, кто сочинил сказку. В ней много поучительного для любого человека планеты Земля. Понравилась сказка? Пора и честь знать.
5. Волшебный глобус. «Покручусь, поверчусь. Где окажусь?»

Вторая остановка.
Отгадать сказку. Выступает 1 ученик. Пересказывает сказку «Женщина, которая жила в бутылке». Откуда эта сказка? (^ Из Англии). Значит мы с вами в Англии (показ по карте). А вы знаете, что в Англии особенно ценят вежливость и аккуратность во всем. От поведения за столом до обращения за помощью на улице. Любимый напиток – чай с молоком (показ костюма для национального английского танца). Вы знаете много пословиц и поговорок. В Англии, как и в любой другой стране, есть свои пословицы и поговорки. Даже мало чем отличаются от наших. Как вы думаете, почему? Я буду читать поговорку английскую, а вы подберите к ней русскую поговорку. – Работать левой рукой – (работать спустя рукава) – Когда свиньи полетят – (когда рак на горе свиснет) – Убить двух птиц одним камнем – (убить двух зайцев) – Лучше одна птичка в руках, чем две в кустах – (лучше синица в руках, чем журавль в небе) - У вас отлично получается. Попробуйте составить поговорки – одну английскую и одну русскую (работа по командам; каждая команда составляет пословицы).
– Хорошее никогда не лишне – ^ Кашу маслом не испортишь – В семь часов – дождь, а в одиннадцать – ясно – Семь пятниц на неделе – Муха в бальзаме – Ложка дёгтя в бочке мёда – Под собой разжигать костер – ^ Самому себе рыть яму – Пахать песок – Толочь воду в ступе - Как вам Англия? Прежде чем продолжить путешествие, давайте отдохнем. Туристам тоже нужен отдых. Правда, для отдыха нам нужно переместиться в Литву.
6. Волшебный глобус. «Покручусь, поверчусь. Где окажусь?»

Физкультурная минутка.
- А в Литве любимая национальная игра называется «Огонь, вода». Все участники становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий говорит «огонь» - все начинают приседать; «вода» - все бегут по кругу (ведущий старается запутать игроков, называя подряд одну и ту же команду). Оказывается, мы даже можем играть в игры разных народов. Не важно кто ее придумал. Нам она интересна – мы в нее играли. Я думаю, что сейчас, где-то с другой стороны планеты, тоже кто-то играет в прятки или салки.… Отдохнули? В путь!
7. Волшебный глобус. «Покручусь, поверчусь. Где окажусь?»

Третья остановка.
Ученик пересказывает сказку. Что это за сказка? («Голубой ковер»). Откуда она? (^ Из Грузии); (показ по карте, показ национального костюма). Оказывается за грузинским столом – строгий порядок. Стол ведут весело и красочно. Руководитель стола – тамада, который избирается по старшинству или по остроумия и находчивости. Смех, шутки, цитаты из популярных произведений грузинских поэтов всегда украшают праздничный стол. Есть ли у нас такая традиция? Да, свадьбы, банкеты. Значит, традиции грузинского народа интересны и нам? У нас не застолье, но создать хорошее настроение мы можем. Каждой команде дается стихотворение. Надо исправить ошибки. Злой кабан сидел на ветке Пароход томился в клетке Соловей точил клыки Дикобраз давал гудки Кошка физику учила
Маша хвостик свой ловила Буратино сшил себе штаны Портной все поел блины Ёж накрыт к обеду был Чиж усами шевелил Рак летал под облаками Стол гонялся за мышами Чайник прыгал во дворе Мальчик булькал на костре – Весело было в Грузии? Едем дальше!
8. Волшебный глобус. «Покручусь, поверчусь. Где окажусь?»

Четвертая остановка.
Ученик пересказывает сказку. Двое учеников инсценируют ее. Какая это сказка? Кто ее автор? Мы в Армении (показ на карте, показ национального костюма). – конкурс – армянская игра
9. Волшебный глобус. «Покручусь, поверчусь. Где окажусь?»

Пятая остановка.
Ученик пересказывает сказку. Как называется эта сказка? Кто ее автор? Мы заканчиваем свое путешествие в России (показ на карте, показ национального костюма). Наша страна богата различными традициями, а самое главное богатство – это наш великий, могучий язык. Учитель выдает каждой команде лист с контуром человека. - Мы не знаем, где живет этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. - А теперь подумайте, какими качествами должен обладать человек, живущий на планете Земля (добрый, сильный, смелый, улыбчивый, честный, преданный и т.д.).

ВЫВОД: если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле

исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать, ненавидеть друг друга

независимо от национальности, цвета кожи.

10. Давайте
вернемся к сказкам. Какие сказки мы вспомнили сегодня на уроке?
Игра: «Собери книгу»
- командам выдается рисунок детей к сказкам, название сказок, название стран.
11. Что
сегодня на уроке мы вспоминали? Что узнали нового? Давайте в заключении споем песню о дружбе людей всего мира (дети поют песню «Шире круг»).