Автор: Шестакова Анна Иннокентьевна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №3
Населённый пункт: г.Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: конспект урока литературного чтения
Тема: "Сказки народов мира"
Тема: «Сказки народов мира»
4-а класс
Цели и задачи:
- Ознакомление детей с национальными костюмами и традициями разных народов.
- Закрепление навыков выразительного чтения.
- Систематизирование знания о творчестве разных народов.
- Развитие творческой активности.
- Воспитание чувства дружбы, товарищества, уважительного отношения к людям другой
национальности и их культуре.
План урока:
1. Организационный момент
2. Объявление темы урока
- Первая остановка – Африка
- Вторая остановка – Англия
- Физкультурная минутка – Литва
- Третья остановка – Грузия
- Четвертая остановка – Армения
- Пятая остановка – Россия
3. Подведение итогов урока
4. Заключительная песня
Оборудование:
– глобус
– карта
– карта с изображением национальных каст
– карта с названиями стран
– карта с названиями сказок
– рисунки детей
– карта с поговорками
– раздаточный материал для команд
ХОД УРОКА:
1. Давайте поприветствуем наших гостей. К уроку готовы? Начинаем!
2. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Путь у нас неблизкий. Мы побываем в
разных странах и даже на разных континентах. А нашим путеводителем станут сказки,
которые мы изучали на уроках. Сейчас вы сами назовете эти сказки.
3. Учитель показывает предметы, а дети отгадывают из каких они сказок.
– Яблоко – «Золотое яблоко»
– Ковер – «Голубой ковер»
– Бутылка – «Женщина, которая жила в бутылке»
– Рецепт – «Лентяйка»
– Сеть – «Дочь-семилетка»
Какие сказки? Кто их автор? Это русские народные сказки?
- Это сказки народов мира.
- Сказки интересные? Поучительные? Есть ли отличие?
ВЫВОД: все сказки учат добру, терпению, не быть жадным и т.д., независимо от
национальности этого народа.
4. Отправляемся в путешествие при помощи волшебного глобуса. Чтобы посетить страну
необходимо запомнить волшебные слова: «Покручусь, поверчусь! Где окажусь?»
Первая остановка.
Чтобы отгадать название страны, надо узнать сказку.
Выступает 1 ученик. Он пересказывает сказку «Лентяйка».
Это сказка какого народа? (Африканского).
- Ребята Африка – это не страна, а целый континент. Это самый жаркий материк. Там
редко идут дожди. Далеко тянутся громадные пустыни (показ на карте). Если так жарко, как
вы думаете, нуждаются ли они в теплой одежде? (Нет). Правильно. Поэтому их
национальный костюм выглядит так (изображение национального костюма). А знаете, какую
посуду используют жители Африки? Это сосуды, сделанные из тыквы. Ее вычищают, сушат
на солнце и калебаса готова (показ).
Давайте вернемся к сказке. О чем она? О трудолюбии. Это хорошее качество? не имеет
значения, кто сочинил сказку. В ней много поучительного для любого человека планеты
Земля. Понравилась сказка?
Пора и честь знать.
5. Волшебный глобус. «Покручусь, поверчусь. Где окажусь?»
Вторая остановка.
Отгадать сказку. Выступает 1 ученик. Пересказывает сказку «Женщина, которая жила в
бутылке». Откуда эта сказка? (^ Из Англии). Значит мы с вами в Англии (показ по карте). А вы
знаете, что в Англии особенно ценят вежливость и аккуратность во всем. От поведения за
столом до обращения за помощью на улице. Любимый напиток – чай с молоком (показ
костюма для национального английского танца). Вы знаете много пословиц и поговорок. В
Англии, как и в любой другой стране, есть свои пословицы и поговорки. Даже мало чем
отличаются от наших. Как вы думаете, почему? Я буду читать поговорку английскую, а вы
подберите к ней русскую поговорку.
– Работать левой рукой – (работать спустя рукава)
– Когда свиньи полетят – (когда рак на горе свиснет)
– Убить двух птиц одним камнем – (убить двух зайцев)
– Лучше одна птичка в руках, чем две в кустах – (лучше синица в руках, чем журавль в небе)
- У вас отлично получается. Попробуйте составить поговорки – одну английскую и
одну русскую (работа по командам; каждая команда составляет пословицы).
– Хорошее никогда не лишне – ^ Кашу маслом не испортишь
– В семь часов – дождь, а в одиннадцать – ясно – Семь пятниц на неделе
– Муха в бальзаме – Ложка дёгтя в бочке мёда
– Под собой разжигать костер – ^ Самому себе рыть яму
– Пахать песок – Толочь воду в ступе
- Как вам Англия? Прежде чем продолжить путешествие, давайте отдохнем.
Туристам тоже нужен отдых. Правда, для отдыха нам нужно переместиться в Литву.
6. Волшебный глобус. «Покручусь, поверчусь. Где окажусь?»
Физкультурная минутка.
- А в Литве любимая национальная игра называется «Огонь, вода».
Все участники становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий говорит «огонь» - все
начинают приседать; «вода» - все бегут по кругу (ведущий старается запутать игроков,
называя подряд одну и ту же команду). Оказывается, мы даже можем играть в игры разных
народов. Не важно кто ее придумал. Нам она интересна – мы в нее играли. Я думаю, что
сейчас, где-то с другой стороны планеты, тоже кто-то играет в прятки или салки.…
Отдохнули? В путь!
7. Волшебный глобус. «Покручусь, поверчусь. Где окажусь?»
Третья остановка.
Ученик пересказывает сказку. Что это за сказка? («Голубой ковер»). Откуда она? (^ Из
Грузии); (показ по карте, показ национального костюма). Оказывается за грузинским столом –
строгий порядок. Стол ведут весело и красочно. Руководитель стола – тамада, который
избирается по старшинству или по остроумия и находчивости. Смех, шутки, цитаты из
популярных произведений грузинских поэтов всегда украшают праздничный стол. Есть ли у
нас такая традиция? Да, свадьбы, банкеты. Значит, традиции грузинского народа интересны и
нам? У нас не застолье, но создать хорошее настроение мы можем.
Каждой команде дается стихотворение. Надо исправить ошибки.
Злой кабан
сидел на ветке
Пароход
томился в клетке
Соловей
точил клыки
Дикобраз
давал гудки
Кошка
физику учила
Маша
хвостик свой ловила
Буратино
сшил себе штаны
Портной
все поел блины
Ёж
накрыт к обеду был
Чиж
усами шевелил
Рак
летал под облаками
Стол
гонялся за мышами
Чайник
прыгал во дворе
Мальчик
булькал на костре
–
Весело было в Грузии? Едем дальше!
8. Волшебный глобус. «Покручусь, поверчусь. Где окажусь?»
Четвертая остановка.
Ученик пересказывает сказку. Двое учеников инсценируют ее. Какая это сказка? Кто
ее автор? Мы в Армении (показ на карте, показ национального костюма).
– конкурс
– армянская игра
9. Волшебный глобус. «Покручусь, поверчусь. Где окажусь?»
Пятая остановка.
Ученик пересказывает сказку. Как называется эта сказка? Кто ее автор? Мы
заканчиваем свое путешествие в России (показ на карте, показ национального
костюма). Наша страна богата различными традициями, а самое главное богатство –
это наш великий, могучий язык.
Учитель выдает каждой команде лист с контуром человека.
- Мы не знаем, где живет этот человек, сколько ему лет, какой он национальности.
- А теперь подумайте, какими качествами должен обладать человек, живущий на
планете Земля (добрый, сильный, смелый, улыбчивый, честный, преданный и т.д.).
ВЫВОД: если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле
исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать, ненавидеть друг друга
независимо от национальности, цвета кожи.
10. Давайте вернемся к сказкам. Какие сказки мы вспомнили сегодня на уроке?
Игра: «Собери книгу» - командам выдается рисунок детей к сказкам, название
сказок, название стран.
11. Что сегодня на уроке мы вспоминали? Что узнали нового? Давайте в заключении
споем песню о дружбе людей всего мира (дети поют песню «Шире круг»).