"Педагогические условия повышения эффективности экологического воспитания детей средствами познания и отражения образов природы в детском творчестве"

Автор: Ткаченко Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ №39"
Населённый пункт: Иркутская обл., г. Братск
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогические условия повышения эффективности экологического воспитания детей средствами познания и отражения образов природы в детском творчестве"
Дата публикации: 04.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Сообщение из опыта работы: «Педагогические условия повышения эффективности экологического воспитания детей средствами познания и отражения образов природы в детском творчестве» Наше время - это время перемен. Происходящие в России изменения выдвигают новые требования к системе российского образования: «… Развивающему обществу нужны современно образованные, думающие, инициативные люди, способные на творческий подход к любому делу…», о чём говорится в концепции модернизации российского образования - это время становлении первооснов личности гражданина и патриота. Важнейшей составляющей профессиональной деятельности каждого воспитателя является приобщение дошкольников к культуре своего родного края, в том числе её природным богатствам. Успешность этой деятельности определяется такими факторами, как системность, содержательный и организационный характер эколого-познавательного воспитания, научная обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия. Все мы - дети «Природы». Воспитание экологической культуры - одно из основных направлений в работе детского сада. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждому его движению. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание. Как показывает практика работы, дети глубже усваивают информацию, при условии её проникновения во все виды деятельности: игровую, практическую, театрализованную, музыкальную, изобразительную. Интегрирование одного содержания в воспитательно-образовательной работе соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста. Интеграция экологического содержания как путь формирования творческих способностей в изобразительной деятельности позволяет предоставить детям возможность ярче проявить себя в том или ином виде деятельности. Способность дошкольника удивляться миру, его эмоциональная чуткость наиболее ярко проявляется в том случае, если использовать в своей работе
интегрированный метод обучения, направленный на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Интегрирование разного содержания в воспитательно-образовательной работе соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста: оно является наглядно- действенным и наглядно-образным. Интеграция художественного содержания как путь формирования творческих способностей позволяет предоставить детям возможность ярче проявлять себя в том или ином виде художественно- творческой деятельности. Именно поэтому, решая проблему экологического и художественно- эстетического воспитания, в нашей группе проводятся: - рисование «Мир леса в рисунках детей» - аппликация из ваты «Наденем зимнюю шубку зайчику»; «Капуста для зайчика» -изготовление поделок из природного и бросового материала с детьми и родителями - развлечение совместно с музыкальным руководителем на тему: «Приключение фасолинки» - проведение семейного клуба «Ладушки» на тему: «Экология и дети. Чистый город» - оформление группы и стендов для родителей «Природа в разное время года» - рассматривание картин знаменитых пейзажистов - участие в городском экологическом конкурсе « Экология глазами детей» - составление проекта и участие в конференции «Эх, зима хороша, вновь поёт душа…» в МАОУДОД «Дворец творчества» - участие в региональном конкурсе на тему: «Биоразнообразие - основа жизни на Земле» рисунок: «Рыбка голомянка» - лепка панно из ракушек: «Морской мир» - рисование «Белая берёза принакрылась снегом» с использованием пенопластовой крошки. Воспитатель: Ткаченко Светлана Геннадьевна МБДОУ «ДСОВ №39» г. Братск, 2015 год