"Педагогические условия повышения эффективности экологического воспитания детей средствами познания и отражения образов природы в детском творчестве"
Автор: Ткаченко Светлана Геннадьевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ №39"
Населённый пункт: Иркутская обл., г. Братск
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогические условия повышения эффективности экологического воспитания детей средствами познания и отражения образов природы в детском творчестве"
Сообщение из опыта работы:
«Педагогические условия повышения эффективности экологического
воспитания детей средствами познания и отражения образов природы в
детском творчестве»
Наше время - это время перемен. Происходящие в России изменения
выдвигают новые требования к системе российского образования: «…
Развивающему обществу нужны современно образованные, думающие,
инициативные люди, способные на творческий подход к любому делу…», о
чём говорится в концепции модернизации российского образования - это
время становлении первооснов личности гражданина и патриота.
Важнейшей составляющей профессиональной деятельности каждого
воспитателя является приобщение дошкольников к культуре своего родного
края, в том числе её природным богатствам. Успешность этой деятельности
определяется такими факторами, как системность, содержательный и
организационный характер эколого-познавательного воспитания, научная
обоснованность методов и использование современных технологий
воспитательного воздействия.
Все мы - дети «Природы». Воспитание экологической культуры - одно
из основных направлений в работе детского сада. Именно в дошкольном
возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так
как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.
Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и
запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться,
задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к
тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело
сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а
дети должны быть готовы подражать каждому его движению. Они очень
наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают
положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая
воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только
определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её
понимание и познание.
Как показывает практика работы, дети глубже усваивают информацию,
при условии её проникновения во все виды деятельности: игровую,
практическую, театрализованную, музыкальную, изобразительную.
Интегрирование одного содержания в воспитательно-образовательной работе
соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста. Интеграция
экологического содержания как путь формирования творческих способностей
в изобразительной деятельности позволяет предоставить детям возможность
ярче проявить себя в том или ином виде деятельности.
Способность дошкольника удивляться миру, его эмоциональная чуткость
наиболее ярко проявляется в том случае, если использовать в своей работе
интегрированный метод обучения, направленный на развитие личности
ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Интегрирование
разного содержания в воспитательно-образовательной работе соответствует
характеру мышления детей дошкольного возраста: оно является наглядно-
действенным и наглядно-образным. Интеграция художественного содержания
как путь формирования творческих способностей позволяет предоставить
детям возможность ярче проявлять себя в том или ином виде художественно-
творческой деятельности.
Именно поэтому, решая проблему экологического и художественно-
эстетического воспитания, в нашей группе проводятся:
- рисование «Мир леса в рисунках детей»
- аппликация из ваты «Наденем зимнюю шубку зайчику»; «Капуста для
зайчика»
-изготовление поделок из природного и бросового материала с детьми и
родителями
- развлечение совместно с музыкальным руководителем на тему:
«Приключение фасолинки»
- проведение семейного клуба «Ладушки» на тему: «Экология и дети.
Чистый город»
- оформление группы и стендов для родителей «Природа в разное время
года»
- рассматривание картин знаменитых пейзажистов
- участие в городском экологическом конкурсе « Экология глазами
детей»
- составление проекта и участие в конференции «Эх, зима хороша, вновь
поёт душа…» в МАОУДОД «Дворец творчества»
- участие в региональном конкурсе на тему: «Биоразнообразие - основа
жизни на Земле» рисунок: «Рыбка голомянка»
- лепка панно из ракушек: «Морской мир»
- рисование «Белая берёза принакрылась снегом» с использованием
пенопластовой крошки.
Воспитатель: Ткаченко Светлана Геннадьевна
МБДОУ «ДСОВ №39»
г. Братск, 2015 год