Напоминание

"Игра как средство развития гуманного отношения к сверстникам"

Автор: Рукавишникова Елена Ивановна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ РМ "Саранский строительный техникум"
Населённый пункт: г.Саранск
Наименование материала: "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся: проблемы, поиск, перспективы"
Тема: "Игра как средство развития гуманного отношения к сверстникам"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

В

современном

обществе

понятие

гуманности

рассматривается

не

только

как

процесс

проявления

доброты,

сочувствия

и

любви,

но

и

неотъемлемая

часть

цивилизованного

мира.

Современный

этап

развития

общества в условиях социальной нестабильности требует единого подхода к

теории гуманных отношений. Наибольшее развитие гуманистических идей

наблюдается

в

эпоху Возрождения. Интерес

представляют высказывания

ранних социалистовутопистов Т. Мора и Т. Кампанеллы о воспитании нового

человека.

Они

рассматривают

такие

гуманные

черты

личности,

как

милосердие,

внимание

к

больным,

«старейшим»,

уважение

к

добрым

поступкам

в

совокупности

с

другими

чертами

характера:

трудолюбием,

щедростью,

любовью

и

др.

Проблемой

понимания

гуманных

черт

человеческой личности в дальнейшем занимались французские просветители

18

века.

Так,

теория

Ж.Ж.

Руссо

оказала

значительное

влияние

на

пробуждение в среде общественности того времени интереса к воспитанию

детей. В ней были отражены взгляды педагогов на воспитание гуманных

чувств к людям, «истинной человечности». В связи с этим был определен

принцип

последовательности

в

воспитании:

от

моральных

чувств

через

упражнения и навыки к формированию нравственных убеждений. Основной

задачей педагога, по утверждению ученого, являлось следить за тем, чтобы

малыш

никому

не

делал

зла,

предупреждать

капризы,

исключать

отрицательные примеры [17]. Известный педагог-гуманист И.Г. Песталоцци

рассматривал

воспитание

гуманности

как

«истинной

человечности»

и

«деятельной любви к 7 людям». В произведении «Лингард и Гертруда» он

отразил свое понимание развития человечности, что заключалось, в первую

очередь,

в

воспитании

отзывчивости.

И

здесь

нельзя

не

согласиться

с

основной

мыслью

воспитания:

удовлетворять

ежедневные

потребности

детей, добиваться того, чтобы основу их впечатлений, опыта и деятельности

составляли любовь и благодеяния, которые надежно бы закреплялись в их

сердце

[16].

Критерием

нравственности

И.Г.

Песталоцци

определил

«в

совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить

добро». Он выдвинул важное положение о воспитании «деятельной любви

людям». За основу системы морального воспитания положил формирование

прочных моральных навыков. Актуальность данных идей сохраняется и в

настоящее время. Гуманизм поздних социалистов-утопистов А. Сен-Симона,

Ш. Фурье, Р.Оуэна (19 в.) представляет собой качественно новый этап в

развитии

гуманистической

мысли,

т.к.

они

способны

были

обосновать

концепцию

закономерного

поступательного

движения

человечества

к

справедливому

обществу

будущего,

глубоко

верили

в

безграничные

возможности воспитания и ставили главной задачей воспитание человека для

коллектива, для жизни в обществе [8]. На наш взгляд, Р. Оуэн, считающий

важнейшим средством воспитания процесс воздействия на эмоции детей,

подчеркивал доступность и необходимость воспитания нравственных чувств

у детей. Ш. Фурье считал, что в ребенке от рождения до 5 лет необходимо

воспитывать желание получать удовольствие от того, что они доставляют

счастье другим. Им было предложено воспитывать добро и приветливость,

терпимость и другие моральные качества. Р. Оуэн и Ш. Фурье подчеркивали,

что уже с раннего возраста в ближайшем окружении ребенка необходимо

создавать

атмосферу

доброжелательности,

ласки

и

счастья.

Они

были

противниками

суровой

дисциплины

и

наказаний,

их

педагогические

принципы отражали высокую гуманность по отношению к ребенку. 8 Идеи

гуманного

отношения

к

человеку

обнаруживаются

уже

в

глубокой

древности: в

устном народном творчестве,

нравственных и

религиозных

воззрениях различных народов. В качестве новых явлений в гуманистической

мысли Руси 10-13 веков можно отметить задачу «очеловечивания чувств»,

т.е. воспитание в каждом человеке с ранних лет нравственных чувств, таких

как

отзывчивость,

чуткость,

доброжелательность,

чистосердечность

[36].

Одним из выдающихся памятников древнерусской педагогической мысли 12

века,

в

котором

присутствуют

утверждения

о

гуманистических

идеях

в

воспитании

подрастающего

поколения,

является

«Поучение»

Владимира

Мономаха. В нем не только впервые обозначены, но и решены многие

педагогические проблемы. Мономах сформулировал моральноэтические и

эстетические

нормы,

связанные

с

красотой

природы,

человека,

с

его

деятельностью.

Начиная

со

второй

половины

16

века,

гуманистическая

мысль в России начинает крепнуть и развиваться. Лучшие представители

русского

общества

в

лице

М.В.

Ломоносова

и

других

прогрессивных

мыслителей и педагогов были уверены, что главной преобразующей силой

общественных отношений является новая мораль, основанная на гуманном

отношении людей друг к другу. В прогрессивной русской педагогике второй

половины

18

века

ребенок

из

объекта

педагогического

воздействия

«переходит» в субъект воспитания, что стало совершенно новым явлением не

только

в

русской,

но

и

в

европейской

педагогике.

На

наш

взгляд,

рассматривая вопрос о воспитании гуманности у детей, нельзя обойти труды

русских

революционеров-демократов

19

века:

В.Г.

Белинского,

Н.Г.

Чернышевского,

А.И.

Герцена,

Н.А.

Добролюбова.

Им

принадлежит

утверждение,

что

воспитывая

у

ребенка

уважение к

личности человека,

педагог в первую очередь воспитывает в малыше мотивацию к заботе о

близких,

служению

общему

благу,

готовности

оказать

другим

9

людям

материальную и моральную поддержку. Они считали, что гуманные чувства

являются

основой

социально-значимых

качеств

личности

человека,

доказывая в своих исследованиях, что у детей довольно рано начинают

возникать

социальные

«чувствования»,

в

ранних

пор

они

стремятся

к

обществу товарищей, сверстников. А те, кто по той или иной причине лишен

такого общества, не могут «научиться уступать другому, повиноваться, не

могут

приобрести

другие

положительные

качества»

[36].

Сторонник

действенного гуманизма В.Г. Белинский указывал на то, что господствующей

чертой детской психики являются эмоции, и предлагал, в первую очередь,

воздействовать не на ум, а на чувства детей. С точки зрения А.И. Герцена,

гуманные

отношения

воспитываются

у

детей

в

процессе

жизни

«под

воздействием

окружающих

лиц

и

педагогов».

Источником

развития

моральных

чувств

считал

содержательную

деятельность,

труд.

Н.Г.

Чернышевский

вел

пропаганду

воспитания

гуманности,

как

важнейшего

нравственного качества личности. Им был рассмотрен вопрос о взаимосвязи

гуманных

чувств

к

человеку,

животным,

природе,

Родине.

Настоящий

гуманизм рассматривался им как борьба со злом [37]. Глубокое уважение к

человеку, внимательное и заботливое отношение к нему, готовность по мере

своих сил оказать материальную и моральную поддержку в трудную минуту

есть

самое

драгоценное

качество

личности,

которое,

по

мнению

Н.А.

Добролюбова,

надо

воспитывать

с

дошкольного

возраста.

Изучением

проблемы

воспитания

гуманных

взаимоотношений

занимались

в

отечественной дошкольной педагогике довольно подробно многие ученые-

педагоги: Л.А. Пеньевская, A.M. Виноградова, И.С. Демина, Л.П. Князева,

Л.П.

Стрелкова,

А.Д.

Кошелева,

И.В.

Княжина,

Т.В.

Черник,

Л.Ф.

Островская, С.А. Козлова и др. По мнению многих педагогов, нравственное

воспитание представляет собой целенаправленный процесс знакомства детей

с моральными ценностями, нравами и устоями конкретного общества. В

процессе

10

взросления

ребенок

постепенно

овладевает

принятыми

в

социуме нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает

их

себе,

начинает

соблюдать

определенные

способы

и

формы

взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результат

нравственного

воспитания

проявляется

в

появлении

и

утверждении

в

характере

человека

определенного

набора

качеств,

сформированность

этических представлений. Многие идеи воспитания гуманных чувств у детей

дошкольного

возраста

были

отражены

и

в

исследованиях

русской

прогрессивной педагогики. Для прогрессивной русской педагогики всегда

было

характерным

требование

воспитания

детей

в

духе

гуманизма.

Прогрессивными педагогам того времени Н.И. Пироговым, К.Д. Ушинским,

Л.Н.

Толстым

были

продолжены

идеи

гуманизма

революционеров-

демократов.

К.Д.

Ушинский

писал,

что

по

чувствам

«дитяти»

педагог

способен оценить успехи нравственного воспитания. Вся

педагогическая

система Л.Н. Толстого была построена на уважении к личности ребенка,

чтобы не калечить его, а дать возможность свободно развить духовность, его

индивидуальность [15]. Таким образом, выдающиеся русские педагоги Н.И.

Пирогов,

К.Д.

Ушинский,

Л.Н.

Толстой

придавали

большое

значение

воспитанию гуманистических черт личности у детей, начиная с раннего

возраста. Ученица и последовательница К.Д. Ушинского Е.Н. Водовозова

считала, что воспитание гуманных качеств в детском возрасте способно

раскрыть лучшие личностные качества ребенка, учить его любить ближних и

принимать

непосредственное,

живое

участие

в

их

жизни.

Ею

было

рекомендовано

одновременно

с

воспитанием

положительных

гуманных

чувств

подавлять

дурные

проявления

характера

детей

издеваться

над

ребенком,

конфликтовать,

стремиться

к

собственности

[22].

Гуманизм

периода ХIХ-ХХ веков характеризуется распространением и внедрением в

массовое

сознание

нового

мышления,

в

основе

которого

лежат

лучшие

прогрессивные

традиции

всего

предшествующего

периода.

11

Гуманистическая

мысль

А.С.

Макаренко,

В.А.

Сухомлинского

содержит

идеи,

положенные

в

основу

современной

педагогики

педагогики

сотрудничества. Общей темой в работах ученых является идея уважения к

ребенку, глубокого понимания его потребностей и возрастных особенностей,

неповторимости личности каждого [26]. Основной задачей воспитания В.А.

Сухомлинский считал развитие у детей способности к сопереживанию, без

которого он не мыслил воспитания нравственного человека. Современные

дети получили доступ ко всему, что отражает действительность настоящего

времени,

благодаря

появлению

интернета.

Поэтому

в

современной

педагогике выросла потребность в поиске новых подходов к пониманию

гуманизма, который, по нашему мнению, должен выражаться в приоритетах

общечеловеческих

интересов

и

ценностей,

отражать

все

достижения

гуманистических исканий. Реальный гуманизм в нынешнее время должен

иметь

более

демократичный

характер,

позволяющий

расширять

взаимодействие

всех

основ

различной

философской

и

идеологической

ориентации.

Обратимся

к

источникам,

раскрывающим

само

понимание

терминов «гуманность» и «гуманные отношения». Понятие «гуманность»

чаще

встречается

в

психологической

литературе,

и

отражает

одну

из

важнейших

черт

направленности

личности

[25].

В

словаре

В.

Даля

встречается

следующее

определение

гуманности:

«Гуманный

человеческий,

человечный,

людской;

свойственный

человеку,

истинно

просвещенному;

человеколюбивый,

милостивый,

милосердый»

[19].

По

мнению С.А. Смирнова, правомерно рассматривать гуманность как качество

личности, поскольку качество – это «объективная и всеобщая характеристика

объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств». В этой связи

гуманность следует понимать как сверх характеристику личности, которая

включает комплекс свойств, выражающих бережное отношение человека к

человеку. 12 В психологическом словаре (под редакцией А.В. Петровского,

М.Г.

Ярошевск) понятие

«гуманность» определяется как «обусловленная

нравственными

нормами

и

ценностями

система

установок

личности

на

социальные

объекты

(человека,

группу,

живое

существо),

которая

представлена

в

сознании

переживаниями

сострадания

и

сорадования...

реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия,

помощи». Гуманность на современном этапе развития науки рассматривается

как

качество

личности,

представляющее

собой

совокупность

нравственнопсихологических свойств личности, выражающих осознанное и

сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Гуманные

отношения, открывая ряд общечеловеческих ценностей, являют собой ту

основу, без которой невозможно нравственное, духовное развитие человека.

Содержательной

стороной

гуманных

отношений

являются

качества,

складывающиеся на подлинно нравственной основе: доброжелательность,

отзывчивость,

заботливость,

справедливость,

внимательность.

Характеристику качеств гуманного отношения раскрывают Е.Э. Шишлова,

В.И.

Помогаева

[47].

Под

доброжелательностью

понимается

умение

доставить

приятное,

радость

другому

(путем

приветливого

обращения,

поздравления с праздником, днем рождения, предложение оказать услугу и

др.). Отзывчивость детей проявляется в умении посочувствовать плачущему

сверстнику,

успокоить

его.

Внимательность,

как

качество

характера

проявляется в желании помочь что-то сделать, пригласить в игру, самому

присоединиться к игре другого ребенка, чтобы составить ему компанию. В

умении

заметить

и

понять

переживания

окружающих,

поддержать

положительные

отношения,

помочь

преодолеть

трудности,

облегчить

отрицательные. 13 Под внимательностью понимается умение заметить и

понять

переживания

других:

поддержать

положительные,

помочь

преодолеть, облегчить отрицательные. Заботливость – умение оказать ту или

иную

услугу

другим

поухаживать

за

ними.

Справедливость

умение

признавать

равные

права

сверстников

на

участие

в

совместной

игре,

выполнение ведущих ролей в ней, защиту собственного мнения. Каждое из

составляющих гуманности представляет собой единство трех компонентов: -

знаний о нормах гуманности (когнитивный); - гуманных (эмоциональный); -

соответствующего

поведения

(поведенческий).

Таким

образом,

гуманистические тенденции всегда составляли сущность этических взглядов

крупных мыслителей и педагогов; взгляды на воспитание гуманных качеств у

детей выдвигались и частично обосновывались как классиками зарубежной

педагогики, так и русскими прогрессивными педагогами.