Автор: Рукавишникова Елена Ивановна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ РМ "Саранский строительный техникум"
Населённый пункт: г.Саранск
Наименование материала: "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся: проблемы, поиск, перспективы"
Тема: "Игра как средство развития гуманного отношения к сверстникам"
В
современном
обществе
понятие
гуманности
рассматривается
не
только
как
процесс
проявления
доброты,
сочувствия
и
любви,
но
и
неотъемлемая
часть
цивилизованного
мира.
Современный
этап
развития
общества в условиях социальной нестабильности требует единого подхода к
теории гуманных отношений. Наибольшее развитие гуманистических идей
наблюдается
в
эпоху Возрождения. Интерес
представляют высказывания
ранних социалистовутопистов Т. Мора и Т. Кампанеллы о воспитании нового
человека.
Они
рассматривают
такие
гуманные
черты
личности,
как
милосердие,
внимание
к
больным,
«старейшим»,
уважение
к
добрым
поступкам
в
совокупности
с
другими
чертами
характера:
трудолюбием,
щедростью,
любовью
и
др.
Проблемой
понимания
гуманных
черт
человеческой личности в дальнейшем занимались французские просветители
18
века.
Так,
теория
Ж.Ж.
Руссо
оказала
значительное
влияние
на
пробуждение в среде общественности того времени интереса к воспитанию
детей. В ней были отражены взгляды педагогов на воспитание гуманных
чувств к людям, «истинной человечности». В связи с этим был определен
принцип
последовательности
в
воспитании:
от
моральных
чувств
через
упражнения и навыки к формированию нравственных убеждений. Основной
задачей педагога, по утверждению ученого, являлось следить за тем, чтобы
малыш
никому
не
делал
зла,
предупреждать
капризы,
исключать
отрицательные примеры [17]. Известный педагог-гуманист И.Г. Песталоцци
рассматривал
воспитание
гуманности
как
«истинной
человечности»
и
«деятельной любви к 7 людям». В произведении «Лингард и Гертруда» он
отразил свое понимание развития человечности, что заключалось, в первую
очередь,
в
воспитании
отзывчивости.
И
здесь
нельзя
не
согласиться
с
основной
мыслью
воспитания:
удовлетворять
ежедневные
потребности
детей, добиваться того, чтобы основу их впечатлений, опыта и деятельности
составляли любовь и благодеяния, которые надежно бы закреплялись в их
сердце
[16].
Критерием
нравственности
И.Г.
Песталоцци
определил
«в
совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить
добро». Он выдвинул важное положение о воспитании «деятельной любви
людям». За основу системы морального воспитания положил формирование
прочных моральных навыков. Актуальность данных идей сохраняется и в
настоящее время. Гуманизм поздних социалистов-утопистов А. Сен-Симона,
Ш. Фурье, Р.Оуэна (19 в.) представляет собой качественно новый этап в
развитии
гуманистической
мысли,
т.к.
они
способны
были
обосновать
концепцию
закономерного
поступательного
движения
человечества
к
справедливому
обществу
будущего,
глубоко
верили
в
безграничные
возможности воспитания и ставили главной задачей воспитание человека для
коллектива, для жизни в обществе [8]. На наш взгляд, Р. Оуэн, считающий
важнейшим средством воспитания процесс воздействия на эмоции детей,
подчеркивал доступность и необходимость воспитания нравственных чувств
у детей. Ш. Фурье считал, что в ребенке от рождения до 5 лет необходимо
воспитывать желание получать удовольствие от того, что они доставляют
счастье другим. Им было предложено воспитывать добро и приветливость,
терпимость и другие моральные качества. Р. Оуэн и Ш. Фурье подчеркивали,
что уже с раннего возраста в ближайшем окружении ребенка необходимо
создавать
атмосферу
доброжелательности,
ласки
и
счастья.
Они
были
противниками
суровой
дисциплины
и
наказаний,
их
педагогические
принципы отражали высокую гуманность по отношению к ребенку. 8 Идеи
гуманного
отношения
к
человеку
обнаруживаются
уже
в
глубокой
древности: в
устном народном творчестве,
нравственных и
религиозных
воззрениях различных народов. В качестве новых явлений в гуманистической
мысли Руси 10-13 веков можно отметить задачу «очеловечивания чувств»,
т.е. воспитание в каждом человеке с ранних лет нравственных чувств, таких
как
отзывчивость,
чуткость,
доброжелательность,
чистосердечность
[36].
Одним из выдающихся памятников древнерусской педагогической мысли 12
века,
в
котором
присутствуют
утверждения
о
гуманистических
идеях
в
воспитании
подрастающего
поколения,
является
«Поучение»
Владимира
Мономаха. В нем не только впервые обозначены, но и решены многие
педагогические проблемы. Мономах сформулировал моральноэтические и
эстетические
нормы,
связанные
с
красотой
природы,
человека,
с
его
деятельностью.
Начиная
со
второй
половины
16
века,
гуманистическая
мысль в России начинает крепнуть и развиваться. Лучшие представители
русского
общества
в
лице
М.В.
Ломоносова
и
других
прогрессивных
мыслителей и педагогов были уверены, что главной преобразующей силой
общественных отношений является новая мораль, основанная на гуманном
отношении людей друг к другу. В прогрессивной русской педагогике второй
половины
18
века
ребенок
из
объекта
педагогического
воздействия
«переходит» в субъект воспитания, что стало совершенно новым явлением не
только
в
русской,
но
и
в
европейской
педагогике.
На
наш
взгляд,
рассматривая вопрос о воспитании гуманности у детей, нельзя обойти труды
русских
революционеров-демократов
19
века:
В.Г.
Белинского,
Н.Г.
Чернышевского,
А.И.
Герцена,
Н.А.
Добролюбова.
Им
принадлежит
утверждение,
что
воспитывая
у
ребенка
уважение к
личности человека,
педагог в первую очередь воспитывает в малыше мотивацию к заботе о
близких,
служению
общему
благу,
готовности
оказать
другим
9
людям
материальную и моральную поддержку. Они считали, что гуманные чувства
являются
основой
социально-значимых
качеств
личности
человека,
доказывая в своих исследованиях, что у детей довольно рано начинают
возникать
социальные
«чувствования»,
в
ранних
пор
они
стремятся
к
обществу товарищей, сверстников. А те, кто по той или иной причине лишен
такого общества, не могут «научиться уступать другому, повиноваться, не
могут
приобрести
другие
положительные
качества»
[36].
Сторонник
действенного гуманизма В.Г. Белинский указывал на то, что господствующей
чертой детской психики являются эмоции, и предлагал, в первую очередь,
воздействовать не на ум, а на чувства детей. С точки зрения А.И. Герцена,
гуманные
отношения
воспитываются
у
детей
в
процессе
жизни
«под
воздействием
окружающих
лиц
и
педагогов».
Источником
развития
моральных
чувств
считал
содержательную
деятельность,
труд.
Н.Г.
Чернышевский
вел
пропаганду
воспитания
гуманности,
как
важнейшего
нравственного качества личности. Им был рассмотрен вопрос о взаимосвязи
гуманных
чувств
к
человеку,
животным,
природе,
Родине.
Настоящий
гуманизм рассматривался им как борьба со злом [37]. Глубокое уважение к
человеку, внимательное и заботливое отношение к нему, готовность по мере
своих сил оказать материальную и моральную поддержку в трудную минуту
есть
самое
драгоценное
качество
личности,
которое,
по
мнению
Н.А.
Добролюбова,
надо
воспитывать
с
дошкольного
возраста.
Изучением
проблемы
воспитания
гуманных
взаимоотношений
занимались
в
отечественной дошкольной педагогике довольно подробно многие ученые-
педагоги: Л.А. Пеньевская, A.M. Виноградова, И.С. Демина, Л.П. Князева,
Л.П.
Стрелкова,
А.Д.
Кошелева,
И.В.
Княжина,
Т.В.
Черник,
Л.Ф.
Островская, С.А. Козлова и др. По мнению многих педагогов, нравственное
воспитание представляет собой целенаправленный процесс знакомства детей
с моральными ценностями, нравами и устоями конкретного общества. В
процессе
10
взросления
ребенок
постепенно
овладевает
принятыми
в
социуме нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает
их
себе,
начинает
соблюдать
определенные
способы
и
формы
взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результат
нравственного
воспитания
проявляется
в
появлении
и
утверждении
в
характере
человека
определенного
набора
качеств,
сформированность
этических представлений. Многие идеи воспитания гуманных чувств у детей
дошкольного
возраста
были
отражены
и
в
исследованиях
русской
прогрессивной педагогики. Для прогрессивной русской педагогики всегда
было
характерным
требование
воспитания
детей
в
духе
гуманизма.
Прогрессивными педагогам того времени Н.И. Пироговым, К.Д. Ушинским,
Л.Н.
Толстым
были
продолжены
идеи
гуманизма
революционеров-
демократов.
К.Д.
Ушинский
писал,
что
по
чувствам
«дитяти»
педагог
способен оценить успехи нравственного воспитания. Вся
педагогическая
система Л.Н. Толстого была построена на уважении к личности ребенка,
чтобы не калечить его, а дать возможность свободно развить духовность, его
индивидуальность [15]. Таким образом, выдающиеся русские педагоги Н.И.
Пирогов,
К.Д.
Ушинский,
Л.Н.
Толстой
придавали
большое
значение
воспитанию гуманистических черт личности у детей, начиная с раннего
возраста. Ученица и последовательница К.Д. Ушинского Е.Н. Водовозова
считала, что воспитание гуманных качеств в детском возрасте способно
раскрыть лучшие личностные качества ребенка, учить его любить ближних и
принимать
непосредственное,
живое
участие
в
их
жизни.
Ею
было
рекомендовано
одновременно
с
воспитанием
положительных
гуманных
чувств
подавлять
дурные
проявления
характера
детей
–
издеваться
над
ребенком,
конфликтовать,
стремиться
к
собственности
[22].
Гуманизм
периода ХIХ-ХХ веков характеризуется распространением и внедрением в
массовое
сознание
нового
мышления,
в
основе
которого
лежат
лучшие
прогрессивные
традиции
всего
предшествующего
периода.
11
Гуманистическая
мысль
А.С.
Макаренко,
В.А.
Сухомлинского
содержит
идеи,
положенные
в
основу
современной
педагогики
–
педагогики
сотрудничества. Общей темой в работах ученых является идея уважения к
ребенку, глубокого понимания его потребностей и возрастных особенностей,
неповторимости личности каждого [26]. Основной задачей воспитания В.А.
Сухомлинский считал развитие у детей способности к сопереживанию, без
которого он не мыслил воспитания нравственного человека. Современные
дети получили доступ ко всему, что отражает действительность настоящего
времени,
благодаря
появлению
интернета.
Поэтому
в
современной
педагогике выросла потребность в поиске новых подходов к пониманию
гуманизма, который, по нашему мнению, должен выражаться в приоритетах
общечеловеческих
интересов
и
ценностей,
отражать
все
достижения
гуманистических исканий. Реальный гуманизм в нынешнее время должен
иметь
более
демократичный
характер,
позволяющий
расширять
взаимодействие
всех
основ
различной
философской
и
идеологической
ориентации.
Обратимся
к
источникам,
раскрывающим
само
понимание
терминов «гуманность» и «гуманные отношения». Понятие «гуманность»
чаще
встречается
в
психологической
литературе,
и
отражает
одну
из
важнейших
черт
направленности
личности
[25].
В
словаре
В.
Даля
встречается
следующее
определение
гуманности:
«Гуманный
–
человеческий,
человечный,
людской;
свойственный
человеку,
истинно
просвещенному;
человеколюбивый,
милостивый,
милосердый»
[19].
По
мнению С.А. Смирнова, правомерно рассматривать гуманность как качество
личности, поскольку качество – это «объективная и всеобщая характеристика
объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств». В этой связи
гуманность следует понимать как сверх характеристику личности, которая
включает комплекс свойств, выражающих бережное отношение человека к
человеку. 12 В психологическом словаре (под редакцией А.В. Петровского,
М.Г.
Ярошевск) понятие
«гуманность» определяется как «обусловленная
нравственными
нормами
и
ценностями
система
установок
личности
на
социальные
объекты
(человека,
группу,
живое
существо),
которая
представлена
в
сознании
переживаниями
сострадания
и
сорадования...
реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия,
помощи». Гуманность на современном этапе развития науки рассматривается
как
качество
личности,
представляющее
собой
совокупность
нравственнопсихологических свойств личности, выражающих осознанное и
сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Гуманные
отношения, открывая ряд общечеловеческих ценностей, являют собой ту
основу, без которой невозможно нравственное, духовное развитие человека.
Содержательной
стороной
гуманных
отношений
являются
качества,
складывающиеся на подлинно нравственной основе: доброжелательность,
отзывчивость,
заботливость,
справедливость,
внимательность.
Характеристику качеств гуманного отношения раскрывают Е.Э. Шишлова,
В.И.
Помогаева
[47].
Под
доброжелательностью
понимается
умение
доставить
приятное,
радость
другому
(путем
приветливого
обращения,
поздравления с праздником, днем рождения, предложение оказать услугу и
др.). Отзывчивость детей проявляется в умении посочувствовать плачущему
сверстнику,
успокоить
его.
Внимательность,
как
качество
характера
проявляется в желании помочь что-то сделать, пригласить в игру, самому
присоединиться к игре другого ребенка, чтобы составить ему компанию. В
умении
заметить
и
понять
переживания
окружающих,
поддержать
положительные
отношения,
помочь
преодолеть
трудности,
облегчить
отрицательные. 13 Под внимательностью понимается умение заметить и
понять
переживания
других:
поддержать
положительные,
помочь
преодолеть, облегчить отрицательные. Заботливость – умение оказать ту или
иную
услугу
другим
поухаживать
за
ними.
Справедливость
–
умение
признавать
равные
права
сверстников
на
участие
в
совместной
игре,
выполнение ведущих ролей в ней, защиту собственного мнения. Каждое из
составляющих гуманности представляет собой единство трех компонентов: -
знаний о нормах гуманности (когнитивный); - гуманных (эмоциональный); -
соответствующего
поведения
(поведенческий).
Таким
образом,
гуманистические тенденции всегда составляли сущность этических взглядов
крупных мыслителей и педагогов; взгляды на воспитание гуманных качеств у
детей выдвигались и частично обосновывались как классиками зарубежной
педагогики, так и русскими прогрессивными педагогами.