"Интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги"

Автор: Погребная Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ №39"
Населённый пункт: Иркутская обл., г. Братск
Наименование материала: статья
Тема: "Интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги"
Дата публикации: 04.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №39»

муниципального образования города Братска
«Интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги» Воспитатель I категории: Погребная Ольга Николаевна Сегодня мы с уверенностью говорим, что каждый нормальный ребёнок рождается с врождёнными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия, воспитания которых позволили развить эти способности вовремя. Мы до сих пор мало знаем о роли и влиянии искусства на всю дальнейшую жизнь человека. Но исследования учёных, работы педагогов-новаторов доказывают, что каждый ребёнок по своей природе - творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребёнка к занятиям искусством, возможно, разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз , пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы. Человек, развитый искусством, тем отличается от человека эстетически не развитого, что у него органы чувств более чуткие. Его глаза в буквальном смысле, видят в вещах гораздо больше значимого, чем не неразвитый глаз. В этом отношении искусство участвует не только в развитии художественных, но и универсальных способностей человека и, в частности, ребёнка. К тому же работа пальцами развивает координацию движений, речь, а это не маловажно для ребёнка. Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.
Неважно, кем станет ваш ребёнок, главное, что занятия различными видами художественного творчества, очень полезны для всех. Они помогают сформировать творческую личность, научить мыслить смело и свободно, а это необходимо для человека любой специальности. Помните, что очень многое зависит от вас, от того, кто окажется рядом с ребёнком у входа в сложный и многообразный мир красоты.Спешите сделать детей счастливыми, ведь счастливое детство – это умное детство. Благодаря художественному труду развивается и мелкая моторика. Нецелесообразно её развитие только в виде отдельных механических упражнений. Детей , надо сначала заинтересовать каким- то видом деятельности, в процессе которого можно создать условия для подготовки их рук к выполнению разнообразных, даже достаточно сложных движений. Для этого я выбрала работу с бумагой. Бумага – самый доступный материал для творчества. Ребёнок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она легко поддаётся любым изменениям. С бумагой можно делать всё что угодно: смять, разорвать, разрезать, нарисовать на ней, сложить фигурки. Во всём мире с давних пор ценились и продолжают высоко цениться вещи сделанные вручную. Возможно, фабричные штампованные изделия выглядят более аккуратно. Но самодельная вещь особенно выполненная вашим ребёнком и подаренная вам, несёт в себе особую энергетику. В детском саду существует большое количество нетрадиционных художественных техник : папье маше, модульное оригами, бумагопластика, гофротрубочки, декупаж и многоие другие. Для каждого возраста можно подобрать способ, интересный и подходящий детям. Увидев однажды поделки, выполненные в технике квиллинг , я решила попробовать что – ни будь сделать сама. Получилось красиво. Поэтому я решила освоить эту необычную технику вместе с детьми . Название техники квиллинг пришло к нам из английского языка – quilling, (от слова quill - « птичье перо»). Эта техника возникла в Европе на рубеже XIX-XV веков. Именно на кончики птичьих перьев средневековые монахини накручивали бумагу с позолоченными краями. Такие изделия выглядели, как настоящая филигрань – старинная ювелирная техника. Поэтому квиллинг называют бумажной филигранью. Свою работу строю на следующих принципах:  От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых заданий к сложным.  Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.  Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.
С помощью зубочисток (шила, иглы, стержня ,карандаша и т.д.) и тонко нарезанной цветной двухсторонней бумаги, можно сделать многое. Полоски бумаги накручиваются, а затем снимаются – получается заготовка. Затем ей можно придать форму треугольника, ромба, квадрата. Полученные заготовки склеиваются между собой в прочную, готовую поделку. В этой работе нет правил и ограничений – только фантазия! А у детей и педагогов её достаточно. Но есть небольшая формула: чем сложнее поделка - тем больше терпения и усидчивости потребуется. Существует множество типовых фигур, но всегда самому можно придумать новые, чтобы реализовать свои творческие возможности. Используя эти формы, дети создают коллективные работы. Одним из важных средств поощрения являются разнообразные выставки детских поделок. Выставка - очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает другие. Одной из форм выставки, на которой можно использовать все работы, является украшение зала к праздникам и досугам. Такие выставки очень радуют детей и их родителей. Таким образом, в процессе работы по своей теме, я поняла, что всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги- один из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе и самостоятельной жизни. Считаю, что работа с детьми с использование техники «квиллинг» является важной и значимой для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Так как «квиллинг»:  Поможет в развитии эстетического вкуса и художественного воображения.  Разовьет конструкторское мышление – собрать целое из кусочков.  Разовьет тактильные ощущения и моторику.  Поможет в изучении цветов и форм.  Разовьет в ребенке усидчивость, аккуратность, фантазию. Список использованной литературы 1. Зайцева А. Квиллинг новые идеи для творчества. - И.: «Эксмо–Пресс», 2011. 2. Васина Н. Бумажная симфония. – «АЙРИС-Пресс», 2010. 3. Петрова И.М. Волшебные полоски. - «Детство-пресс», 2007. 4. Зайцева А. Искусство квиллинга. – И.: «Эксмо – Пресс», 2009. – 64 с. 5. Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги. – «Мир книги», 2008. – 96 с. 6. Хелен У. Популярный квиллинг.- «Ниола – пресс», 2008. – 104 с. Вот такие работы сделали мы: