"Методическое сопровождение педагогического коллектива по повышению уровня профессионального мастерства в условиях внедрения ФГОС"

Автор: Карпенко Нина Адамовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ №39"
Населённый пункт: Иркутская обл., г. Братск
Наименование материала: статья
Тема: "Методическое сопровождение педагогического коллектива по повышению уровня профессионального мастерства в условиях внедрения ФГОС"
Дата публикации: 04.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Методическое сопровождение педагогического коллектива по

повышению уровня профессионального мастерства в условиях

внедрения ФГОС»
Реализация федеральных государственных образовательных стандартов вызвала у нас необходимость усилить методическую работу с педагогическими кадрами, призванными осуществлять воспитательно- образовательный процесс, в стремительно изменяющихся условиях. Его успешность невозможна без обеспечения соответствующей готовности всего педагогического состава ДОУ. В современных условиях перехода к федеральным государственным образовательным стандартам меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетенции. В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования должна меняться и методическая работа с кадрами. Поэтому перед нами встала задача разработки и применения системы использования эффективных приёмов повышения квалификации педагогов. Система повышения педагогического мастерства заключается не только в том, чтобы мы учили педагога, но и в том, чтобы предоставить ему возможность учить других, а, следовательно, и повышать свою квалификацию. В детском саду разработан «Перспективный план повышения квалификации и совершенствования педагогического мастерства для педагогов», целью, которого является: обеспечить подготовку педагогов к работе с детьми в новых условиях, направлять деятельность коллектива на решение задач, поставленных программой развития ДОУ. Одной из главных задач является повышение профессиональной компетентности и квалификации педагога, которая адекватна уровню профессионального мастерства, образовательным запросам, образовательной деятельности, а также оказание помощи педагогам в разработке инновационных программ, педагогических технологий, выявлению, обобщению, распространению, внедрению передового педагогического опыта. Содержание и формы работы по повышению квалификации определены в соответствии с системой методической работы. Первоочередной задачей стало своевременное прохождение курсовой подготовки – основы повышения педагогической компетенции, качества познавательно – практической деятельности. После возвращения с курсов каждый педагог в разных формах методической работы знакомит коллектив с новинками: «Изучаем и внедряем», «Всегда вместе». Педагоги повышают и подтверждают квалификацию в соответствии с нормами, установленными Управлением образования. Профессиональная подготовка педагогов МБДОУ в 2013 г составляет 100%. Методическое сопровождение педагогов осуществляется через различные формы повышения профессиональной компетенции педагогов. Уже не
первый год в нашем ДОУ проводятся различные конкурсы профессионального мастерства «Воспитатель – 2010», «Мисс – ДОУ 2012» которые помогают адаптироваться, как начинающим воспитателям, так педагогам со стажем создавая единую команду единомышленников. Большинство молодых педагогов нуждаются не столько в наставничестве, сколько в возможности получить методическую, педагогическую, и другую информацию. Для них проводятся индивидуальные консультации, беседы, провели Совет педагогов: ««Красота – это то, что создает человек». Педагоги подготовили визитную карточку, где представляли себя в интересной форме, а педагоги – наставники дали им наказ и напутствие. Стало уже доброй традицией, когда опытные педагоги в паре с начинающими готовят статьи, буклеты, стендовые доклады, творческие выставки пособий, выступления на педсоветах и др. Методическая работа в ДОУ направлена на решение годовых задач и реализацию программы развития ДОУ. Итоги всей работы подводятся на Советах педагогов. На Советах педагогов дается подробный анализ деятельности, педагоги обмениваются мнениями, решаются педагогические задачи, кроссворды. Используются разные формы проведения Совета педагогов: круглый стол, дискуссии, диалог, педагогический пробег. На педагогических советах стараемся охватить все направления нашей деятельности. Были проведены следующие Советы педагогов: «Особенности реализации комплексно-тематических планов в разных возрастных группах в соответствии ФГОС»» (педагоги познакомились с организацией ООП с детьми в современных условиях), «Интеграция в художественно- эстетическом и творческом развитии детей». Проводим большую работу с педагогическим коллективом, используя разносторонние, современные формы и методы работы. В течение многих лет работает постоянно функционирующая выставка «Это, чудесный, чудесный мир», который постоянно пополняется новыми, интересными материалами для педагогов. Работает «Школа современного передового опыта», на занятиях которого педагоги обмениваются опытом работы, знакомятся с новыми технологиями, программами, методическими разработками, проходит презентация проектов, «Аукционы идей». В нашем детском саду самой эффективной формой работы повышения квалификации педагогов являются семинары и семинары – практикумы, как для педагогов, так и для родителей. Занятия семинара-практикума проводятся ежегодно по различной тематике: работал семинар – практикум «Новые формы и методы работы с детьми» по темам: «Проектный метод развивающего обучения», «Разработка и обсуждение проекта», «Вариативность использования метода интеграции в воспитании дошкольников», «Новые технологии в повседневности». Семинары-практикумы проводятся для развития профессиональных умений и навыков педагогов, необходимых для реализации ФГОС. На занятиях и в повседневной жизни педагоги часто используют презентации
познавательного цикла, интерактивную доску, компьютерные развивающие игры, видео, аудио информацию, гимнастику для глаз и др. В течение многих лет в детском саду как одну из форм эффективного профессионального обучения педагогов используем проведение мастер – классов: «Играют дети – играем вместе», «Нетрадиционные изобразительные технологии” выступления на Советах педагогов, методических объединениях педагогическая мастерская (обмен творческими находками) и др. Их проводят как педагоги – стажисты, так и молодые педагоги. В детском саду действует новая форма повышения квалификации: «Шаг за шагом», в ходе которой педагоги делятся своим опытом работы по развитию творческих способностей детей. Педагоги в течение года показали мастер- классы: «Нетрадиционная техника в рисовании», «Цветы - необычайной красоты», «Простые материалы - необычные картины». «Академия творчества» максимально активизирует творчество, мастерство, интеллект воспитателя. Это здоровая конкуренция педагогического мастерства педагогов. Значительно повысился уровень профессиональной компетентности педагогов и готовность представить собственную систему работы. Ежегодно в детском саду проводится педагогический марафон открытых занятий: «Использование игровых методов и приемов в обучении детей», в ходе которых педагоги активно используют инновационные методы и приемы обучения детей. Используется и такая форма повышения квалификации, как консультирование. Тематика консультаций разнообразная. Наряду с традиционными формами широко используются новые формы, которые обеспечивают обратную связь, позволяют проявлять инициативу, сплачивают коллектив. Это деловые игры, КВН-ы, смотры-конкурсы, «Школа здорового педагога». Педагоги ДОУ ведут углубленную работу по темам самообразования. Ими разработаны системы работы, в группах оформлены уголки по выбранным темам, ведется электронное портфолио, которые ежегодно пополняются новыми материалами, разработками и пособиями. Аттестуемые педагоги готовят творческие отчеты, папки «Из опыта работы», проводят открытые занятия и различные мероприятия. Каждый педагог отчитывался по самообразованию на заседаниях клуба «Поиск» или на педагогическом совете. Большая работа в детском саду ведется по выявлению и обобщению передового педагогического опыта. Проводятся различные конкурсы: «Конкурс зимних участков», «Ярмарка педагогических игр», конкурс творческих семейных работ «Зимняя сказка» и др. Свой квалификационный уровень педагоги неоднократно представляли на районных, региональных и российских уровнях, публикуются в средствах массовой информации и печатных изданиях. Педагоги ДОУ активно используют в своей работе инновационные методы. Сегодня ещё нельзя сказать, что работа по реализации ФГОС идёт
на достаточно высоком уровне, много вопросов остаётся открытыми. Всем сейчас не просто, но мы живем и работаем, планируем на будущее: - способствовать дальнейшему повышению профессионального мастерства и самосовершенствованию каждого педагога; - работать над проблемой преемственности в деятельности детского сада и школы: ФГОС и т.д. Планов много. Надо идти вперед, все силы отдавать тому, что еще предстоит сделать. Таким образом, система методической работы в ДОУ гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, а это в свою очередь способствует качеству дошкольного образования, разностороннему, полноценному развитию ребенка, формированию у него способности подняться до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. Список литературы: 1. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М: АСТ, 1998. 2. Ильясов Д.Ф., Сериков Г.Н. Теория управления образованием. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 3. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. –М.: ТЦ Сфера, 2006. 4. Шумайлова И. Методы активного обучения в повышении квалификации педагогов.//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010 - № 12, с.7. 5. Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: метод.пособие/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. – М.: Айрис-пресс, 2008.