"Отмена крепостного права – великая реформа 1861 года"

Автор: Ефимова Любовь Олеговна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №32"
Населённый пункт: город Стерлитамак, республика Башкортостан
Наименование материала: Разработка урока
Тема: "Отмена крепостного права – великая реформа 1861 года"
Дата публикации: 04.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тема урока: Отмена крепостного права – великая реформа 1861 года .
Цели урока
: - деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); - содержательная цель: сформировать представление об отмене крепостного права в 1861 году. Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: временнообязанные, уставная грамота, отрезки, мировые посредники. - воспитательная цель: осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений, способствующая к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе
Задачи:
- личностные: формирование у школьника умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими и в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе; - метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, , тезисы, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; - предметные: развитие способности применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и явлений прошлого и современности.
Тип урока
: открытия новых знаний. Структура и ход урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Организационный момент. Приветствие. - приветствие учащихся; - проверка их явки и готовности к уроку; - положительный настрой на работу на уроке. - приветствие учителя; - положительный настрой на работу на уроке. Этап мотивации к учебной деятельности. Микроцель: выработка на личностно значимом уровне внутренней Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»). Определяем тему урока с помощью Отрывка из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» -Изучаем Российскую историю XIX века. Тема урока «Отмена крепостного права»
готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности В каком году – рассчитывай, В каком земле – угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков: Семь временнообязанных Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, Из смежных деревень – Заплатова, Дырявина, Разутова, Горелова, Неелова, Неурожайка тож. – Когда могло происходить действие поэмы? – Как и почему называются губерния, уезд и деревни, из которых были мужики? Актуализация и мотивация учебной деятельности. Выявления места и причин затруднения. Микроцель: осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Учащиеся сами ставит проблемный вопрос, на который должны дать ответ в конце урока. После смерти Александра II в России появилось много памятников «Александру II – Освободителю», поставленных на деньги, собранные крестьянами вместе с тем годы Общее число крестьянских волнений Волнения, подавленные с помощью военных команд 1859 797 90 1860 900 108 1861 1859 937 Какой возникает у Вас вопрос? На каких условиях были освобождены крестьяне, что их не устраивало? Выдвижение гипотезы Этап построения проекта выхода из затруднения. - Предложите варианты ответов - это наши предположения, которые мы будем проверять Фиксирование на доске. Выдвижение версий разрешение проблемы. Этап реализации построенного проекта Что же такое крепостное право? КРЕПОСТНО́ Е ПРА́ ВО (крепостничество), форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение
административной и судейской власти феодала. рабство Вспомним кто такой Александра II ? Александр Николаевич родился 17 апреля 1818г. и получил блестящее образование. Поэт В.А.Жуковский был главным наставником цесаревича, старался привить ему либеральные взгляды на общество; М.М.Сперанский преподавал ему право, а Е.Ф.Канкрин- экономику. Во время путешествия за границу Александр II познакомился со своей женой, а побывав в Сибири, просил отца проявить милость к декабристам. - Как по вашему мнению, воспитания Александра II повлияло на его характер? - Как личные качества царя могли отразиться на ходе исторических событий? Александр II воспитался своими наставниками в духе либеральных идей, но не надо забывать, что жил он в Николаевской стране. Новый император был милосердным (просил отца освободить декабристов),но в то же время как человек военный обладал жесткостью характера, понимая, что на него возложена миссия реформатора.) · высоконравственность и доброта, волевые качества и яркий ум.
разностороннее образование. · любезность, общительность, хорошие манеры, храбрость. · главным недостатком воспитанника Мердер считал лень, отсутствие упорства в достижении цели. · стремление угодить отцу, заслужить похвалу учителей. При каких условиях Александр II взошел на престол? И действительно, Александр вступил на престол в феврале 1855 г., в самый разгар Крымской войны, из которой Россия вышла изнуренная неравной борьбой, с истощенными финансами и подорванным денежным обращением. Увеличивающийся год от года дефицит бюджета (к 1856 г. он составил 307 млн руб.) поставил страну на грань финансового кризиса. Николай I, умирая, сказал своему сыну: «Сдаю тебе команду не в лучшем виде». Александру II потребовалось в этих сложных внутри- и внешнеполитических условиях формировать свою политику. На международной арене Россия оказалась в изоляции, чему свидетельствовали ход Крымской войны и условия Парижского договора 1856 г. В обществе началось брожение. Видный чиновник П. А. Валуев записал в своем дневнике 17 ноября 1855 г.: «Озлобление
против порядков беспредельное и всеобщее». М. П. Погодин свидетельствовал: «Прежняя система отжила свой век». Вопрос об отмене крепостного права давно волновал российское обществ. Вспомните, когда и кто из правителей пытался решить этот вопрос. 1797г.- указ Павла I о трехдневной барщине. 1803г.- указ Александра I о вольных хлебопашцах. 1816-1819гг.- закон Александр I о полной отмене крепостного права в трех прибалтийских губерниях: Эстляндии, Курляндии, Лифляндии. 1842г.- закон Николая I об обязанных крестьянах (реформа Киселева). 1847г. Николай I даровал крепостным право освобождений за выкуп в случае продажи имения их владельца. Почему Александр II решает отменить крепостное право? крепостное право тормозило в развитии экономики - т.к. в мире нет кр. права, то император боялся потерять мировой статус -поражение в Крымской войне - массовое крестьянское движение - Все члены тайных организаций включали в свои программы статьи об отмене крепостного права
-решения о его отмене Александр II был вынужден принять под воздействием не столько внутренних, сколько внешних обстоятельств Кто по своим взглядам Александр II консерватор или либерал? Открываем новые знания 19 февраля 1861г. Александр II подписал манифест «О даровании крестьянским людям прав состоянии свободных сельских обывателей и об устройстве их быта». В документе было записано: «Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда». -предлагаю поэтапно читать текст манифеста с. 175 и комментировать его содержание. - Каково было положение крестьян по манифесту - Какие появляются права у крестьян - Кто такие временнообязанные Работа с текстом. Крестьяне: с 177 Лично свободны Наделены общегражданскими и имущественными правами. -Крестьяне , заключившие договор на выкуп земли назывались временнообязанными с 177 Какой был порядок наделение землей? Сохранилось помещичьи землевладения. Крестьяне наделялись землёй, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях. Размер выкупной норы составлял от 3 до 12 десятин. За землю лично свободные крестьяне
должны были платить барщину и оброк до полного её выкупа Микроцель- построения учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении задачи, вызвавшей затруднение Сумма выкупа определялась путём капитализации оброка. Каждый крестьянин ежегодно платил помещику оброк. После освобождения крестьян помещик переставал получать данную сумму. В то время можно было поместить в банк под 6% годовых. За выкупаемую землю крестьянин был должен заплатить столько, чтобы, положив эти деньги в банк под 6% годовых, помещик ежегодно получал бы прибыль равную сумме оброка, которую до реформы платил крестьянин. Посчитайте, сколько должен заплатить за землю помещику крестьянин, который ежегодно платил оброк 12 рублей? Ответ: 12 х 100 % : 6 =200 рублей Известно, что рыночная цена 1 десятины земли в 60-е годы XIX века в нечернозёмных губерниях – 14,5 р., а средняя величина выкупного надела–8 десятин. Какую сумму переплачивал крестьянин помещику за землю? Ответ: 14,5 х 8 = 116 рублей ( рыночная цена земли) 200 – 116 = 84 рубля (сумма, которую переплачивал крестьянин за землю) На каких условиях были освобождены крестьяне, что их не устраивало ?
- Как вы думаете, какие настроения в народе вызвал манифест? -Как восприняли крестьяне известия об отмене крепостного права? -Ста ли русский крестьянин собственником своей земли благодаря манифесту? В апреле 1861г. В деревне Бездна Казанской губернии войска жестоко подавили выступления крестьян, требовавших «полной воли» и немедленного предоставления земли. В конце 1861г. в обществе чувствуется разочарование в реформе из-за их непоследовательности. Составить синквейн. Синквейн - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Первая строка — тема синквейна Вторая строка — два слова прилагательных (описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта) Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта. крестьянская реформа значимая, буржуазная провели, получили, отменили крепостное право в Российской империи отмена в 1861 г. - ответим на вопросы, который был поставлены в начале урока: - На каких условиях освобождали крестьян, что их не устраивало? - Их освобождали на грабительских условиях и это им не нравилось. - освобождали было неполным с 175
Этап первичного закрепления Микроцель: усвоение учащимися нового способа действия. Микроцель: самопроверка учащихся Закрепление: А1. Что было одной из причин отмены крепостного права? 1) предсмертное указание Николая I 2) поражение России в Крымской войне 3) стремление Александра II сделать Россию правовым государством 4) решение, принятое Государственной думой А2. Годы правления Александра II 1) 1801-1825 З) 1855-1881 2) 1825-1855 4) в 1881-1894 г. А3. Размер земельного надела, получаемого крестьянами, зависел: 1) от их желания 3) от качества земли 2) от воли помещика 4) от решения общины А4. За сколько лет крестьяне обязаны были вернуть взятую у государства ссуду на покупку земли? 1)за10 3) за 36 2) за 25 4) за 49 А5. Как называлось должностное лицо из дворян, назначавшееся для утверждения уставных грамот и разбора споров между крестьянами и помещиками в ходе проведения реформы? 1) мировой посредник 3) староста 2) временнообязанный 4) председатель А6. В чем состояло главное значение крестьянской реформы? 1) в уничтожении помещичьего землевладения 2) в ликвидации общины 3)в личном освобождении крестьян А1. -2 А2. -3 А3. -2 А4. -4 А5. -1 А6. -3 В1. временнообязанным
4) в освобождении крестьян с землей без выкупа В1. Крестьянина, который до совершения выкупной сделки должен был платить оброк и отбывать барщину в пользу помещика, называли_______________ . Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. - Какая информация была для Вас новой на данном занятии? - Где можно применить полученные знания? - Какие идеи были для Вас наиболее значимыми? Почему? Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия. Выставляют оценки. - Что было сложным для восприятия (непонятным)? - Какие вопросы остались после занятия? - Сформулируйте 2-3 мысли по итогам проведенного занятия. - Что принес вам этот день? - Помог ли он сделать для себя какие-то выводы, что-то осознать? - каким цветом можно изобразить эту реформу? Кто на протяжении всего урока выполнял все задания и правильно (5). Кто допускал ошибки, но сам их исправлял (4). Есть в нашем классе, кто не выполнил задания? Домашнее задание домашнее задание на слайде - изучить § 15, работа с документом и терминами