Автор: Кильдиарова Галина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ-364
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: проект
Тема: поселок моей мечты-ОбьГэс
Проект
« Поселок моей мечты»
Выполнил и провел: Кильдиарова Г.В.,
Воспитатель 1 категории гр.№ 3
г. Новосибирск, поселок ОбьГЭС
2019 г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта: информационно-творческий
Вид проекта: среднесрочный
Продолжительность проекта: апрель 2019 г.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители
Возрастная группа: ОВЗ – (4-5 лет)
Тема: «Посёлок моей мечты»
Направленность проекта: по патриотическому воспитанию
Интеграция ОО: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное
развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие»,
Цель проекта:
объединение родителей, детей
и педагогов в единой
познавательно-творческой
конструкторской
деятельности
по
преобразованию образа родного поселка в соответствие с представлениями
дошкольников.
Задачи для детей:
Познакомить дошкольников со значением родного посёлка для страны.
Раскрыть детям важность труда близких и значимых взрослых не только
для семьи, посёлка в целом, но и всей страны.
Вызвать у детей познавательный интерес к изучению истории своего
посёлка (в том числе, военного), желание узнавать о месте, где они
родились и живут.
Формировать у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно
получать и приобретать знания о родном поселке.
Помогать
каждому
ребенку
реализовывать,
свои
индивидуальные
познавательные и творческие интересы в познании истории.
Воспитывать любовь к родному поселку, чувство гордости за своих
земляков, прежде всего, своих близких.
Развивать
воображение
и творческие
изобразительные¸
речевые
и
конструктивные навыки дошкольников в формировании патриотического
сознания.
Задачи для воспитателя:
Приобщать детей к культурно-историческому наследию родного края.
Создавать условия для развития проектной деятельности.
Помогать
каждому
ребенку
реализовывать
индивидуальные
познавательные и творческие интересы.
Учить отражать полученные впечатления в речевой, художественно-
продуктивной и конструкторской деятельности.
Ориентировать родителей на приобщение их детей к культуре, истории
родного посёлка через совместные семейные мероприятия (прогулки,
посещения, беседы, игры).
Задачи для родителей:
Показать важность заинтересованности родителей к изучению малой
родины для патриотического воспитания их детей.
Включать в совместные мероприятия по реализации проекта.
Учить особенностям проектной деятельности в отличие от просто
творческой или продуктивной.
Способствовать развитию желания сотрудничать с ДОУ в вопросах
ознакомления детей со своей профессией, хобби, вклада в развитие
родного посёлка.
Ожидаемые результаты:
Дети стали интересоваться у педагогов и родителей историей своего
посёлка и общественными значимыми мероприятиями, доступными
пониманию в соответствии с возрастом; повысилась самооценка детей,
чьи родители приходили в группу для бесед с детьми проведения
совместных творческих мероприятий. У детей сформировались понятие
«малая родина», познавательный интерес к изучению прошлого посёлка, а
также новый взгляд на социальные роли родителей.
Родители стали плотнее общаться с детьми на разные темы, особенно о
своей профессиональной деятельности и воспоминаниях из детства.
Появился интерес к участию в проектах в дальнейшем, стали возникать
собственные
темы
проектов.
Выросла
компетентность
в
отборе
информации и объяснении её детям.
Воспитатель получил положительный опыт взаимодействия с родителями
и детьми в реализации целей и задач Программы по патриотическому
воспитанию. Усовершенствовались проектировочные и организационные
компетенции воспитателя.
Выявленные проблемы в группе (причины возникновения проекта):
скудные знания детей группы о родном поселке, его истории и значении
для страны;
бедные представления об общественной значимости для посёлка и страны
профессионального труда родителей и других родственников, также
взрослых из ближайшего окружения;
напряженность
в
проявлении
детско-родительских
отношений,
наблюдаемых в группе.
Обоснование выбранной формы взаимодействия:
Формирование патриотических чувств, воспитание любви к Родине и
гордость за неё, а также воспитание активной жизненной позиции и
положительного отношения к миру невозможно осуществлять без понимания
сопричастности к самой стране, её культуре и истории. Такое чувство
сопричастности может сформироваться только в единстве воспитательных
методов педагогов и семьи, особенно семьи, так как родители являются для
ребёнка первыми и авторитетными носителями культурных ценностей.
Формируя социальное в ребёнке, педагоги вносят в представления
дошкольника о Родине те идеологические ценности, которые востребованы
современным обществом. Тем не менее, семья способствует формированию
индивидуального
в ребёнке именно через своё собственное отношение к
стране, малой родине, работе и др. Мировоззрение ребёнка обогащается
через чувственный опыт, который, в большей степени, он получает в семье. В
своём
личностном
становлении
ребёнок
проходит
стадии
от
«общественного» взгляда на мир к «индивидуальному» через призму
«семейного».
Формирование представлений – это процесс осмысления ребёнком мира
в продуктивной и творческой деятельности. Родители часто не понимают
значение творческой деятельности детей для личностного роста и развития.
Именно проектная совместная с родителями и педагогами
деятельность
способствует
объединению
воспитательных
и
образовательных усилий взрослых разных социальных статусов (ДОУ и
семья) в формировании у дошкольников необходимых представлений и даёт
неисчерпаемые возможности для совместной и индивидуальной творческой
детской деятельности, а значит, осмысления этих представлений и
дальнейшего их развития в понятия по выбранной теме.
Научить ребёнка любить Родину – это, прежде всего, научить его
любить свой микросоциум: посёлок, улицу, двор, дом, сад, группу (где
каждая из единиц является целой системой общественных отношений).
Актуальность реализации проекта:
Познание – естественная социальная потребность человека, важная
сторона развития дошкольника. Это деятельность, направленная на изучение,
исследование окружающей действительности, вследствие чего происходит
формирование, накопление, расширение и уточнение представлений об
объектах исследования.
Познавательная деятельность характеризуется наличием
познавательного интереса, опыта исследования (познавательных навыков, то
есть владение приемами исследования) и познавательными способностями.
Под
такими
способностями
подразумевается
соответствие
развития
познавательных психических процессов и типа мышления возрастным
психофизиологическим особенностям развития, что представляет собой
норму развития в определенном возрасте. Очевидна закономерность: чем
развитее познавательные способности, тем эффективнее познавательная
деятельность, в то время., как и совершенствование познавательной
деятельности
способствует
дальнейшему
развитию
познавательных
способностей.
Особым показателем развития познавательных способностей является
формирование образно-логического мышления. Формирование такого типа
мышления у дошкольников наиболее ярко проявляется в конструктивно-
модельной
деятельности,
в
которой
ребенок
имеет
возможность
производить логические операции в ходе манипуляций доступными деталями
понравившегося вида конструктора.
Очевидно, что формируемые образы построек
ребенок берет из
ближайшего окружения – образы зданий, видов транспорта и т.п. Выбор
конструкторских образов определятся содержанием игры. В основном, это
постройки зданий – составляющие мизансцену выбранному игровому
сюжету. Чем разнообразнее и сложнее эта мизансцена, тем интереснее
разворачивающаяся игра.
Так становится очевидной взаимосвязь детского конструирования и
формирования познавательных способностей. В процессе продуктивной
творческой (конструкторской) деятельности расширяются эмпирическим
путем представления ребенка об архитектурных объектах его микросоциума,
происходит осмысление логики построения и функциональности построек,
взаимосвязей составных частей построек от назначения целого объекта.
Именно проектная конструкторская работа, социально значимая для
ребенка, как ничто, способствует развитию образно-логического мышления
дошкольников, его познавательных способностей и совершенствует процесс
познания. Таким проектом может стать разработка макета родного
поселка, учитывающего в процессе строительных игр все исследовательские
конструкторские желания ребенка, воплощение его мечтаний, реализацию
потребности
творческого
преобразования
знакомого
пространства,
а
расширения представлений о нем.
План работы
Этапы работы по проекту
Совместная деятельность
детей и воспитателя
Самостоятельная
деятельность детей
Взаимодействие с
родителями
I. Подготовительный
I неделя
понедельник
*Беседы
«Мой
родной
посёлок»
(название, происхождение, названия,
достопримечательности),
«Моя
страна».
*Рассматривание
фотографий посёлка (на
выставке и в уголке).
*
Информирование
родителей
о
предстоящем
проекте,
его
целях
и
задачах
(информационный
стенд)
вторник
*Ситуативные
разговоры
«Работа
твоих родителей» (где, кем работают,
почему и чем важен их труд).
*НОД (рисование, аппликация) «Дома
на нашей улице».
*Планирование
совместных действий по
реализации
проекта
(график
мероприятий
индивидуальные
консультации
и
орг.моменты).
среда
* Проблемные ситуации «Если бы не
было такой профессии…», «Когда твой
(я) папа (мама) был (а) маленьким
(ой)», «Что больше: город или страна?
Посёлок или город?»,
«Что такое
Родина?».
*Поиск посёлка на картах
России,
области, района, города.
* Конструирование
из
мелкого строителя улиц
посёлка, отбор картинок
с
общественными
зданиями,
которые
соответствуют реальным
и
прикрепление
картинок на постройки.
*Поиск
фотографий
посёлка
в
детстве
родителей,
фотографирование
современных
достопримечательностей
посёлка.
четверг
*Рассуждение «Если бы посёлок исчез
навсегда,
заметили
бы
это
в
Новосибирске, в Москве?».
*
Беседы
по
впечатлениям
от
экскурсий.
*Экскурсии на работу
к
родителям
(в
соседний
магазин,
в
школу, в аптеку).
пятница
*Сюжетная игра
«Путешествие на
машине
времени»
с
выявлением
проблемных ситуаций «Какой посёлок
был, когда родители ходили в д/сад?»
и
«Каким посёлок будет, когда вы
вырастите?»
* Постановка темы, цели и задач
проекта
совместно
с
детьми.
Определение
конечного
продукта
проекта
моделирование
«посёлка
будущего».
*Рисование
по
впечатлениям
от
экскурсий
и
рассказывание
по
рисункам.
*Оформление
выставки «Мой родной
посёлок» и ситуативные
разговоры
по
фотографиям
с
привлечением
сотрудников
старожилов.
II. Основной
II и III неделя
понедельник
*Выяснение
промежуточных
творческих
продуктов
проекта,
которые помогут выйти на конечный
продукт
«посёлок
прошлого»
(фотоальбом
с
презентацией
фотографий
на
фотовыставке)
и
«посёлок
современный»
(создание
макета,
совместно
с
родителями).
Определение
места
в
группе
и
приёмной промежуточных продуктов.
* Чтение х/л:
И. Суриков «Вот моя деревня»
*Рассматривание
иллюстраций
и
фотографий
основных
достопримечательностей
страны,
Москвы,
Новосибирска,
района,
посёлка
(в
разных
альбомах).
*Организация
фотовыставки
«Посёлок
маминого
детства».
вторник
* Чтение х/л:
И.Векшегонова «Мой край»
.* Беседа «Мой посёлок – моя малая
родина».
среда
* Чтение х/л:
А. Дементьев «Родина»
*Заучивание:
пословицы
о
Родине
(после
обсуждения),
четверг
*Беседа
о
символике
страны,
моделирование символики, сравнение
с символикой посёлка, района.
*Заучивание:
И Агеева «флаг России - триколор».
*ДИ
«Найди
герб
страны,
района»,
«Найди
флаг
страны,
района, посёлка».
*Заучивание
по
желанию
индивидуально стихов
о
Родине
на
выбор
родителей и детей.
пятница
*
Проблемная
ситуация
с
обсуждением «Чем
знаменит
наш
посёлок?»
*Конструкторские
творческие
игры
«Посёлок строится».
*Рисование,
лепка,
аппликация
по
впечатлениям
от
экскурсий и посещений
группы родителями.
*
Ситуативные
разговоры
о
впечатлениях
от
проекта.
*Посещения в группе с
рассказами
о
своих
профессиях,
проигрыванием
их
в
сюжетно-ролевых играх.
II. Основной (продолжение
III неделя
понедельник
* Чтение х/л:
Я. Аким «Моя родина».
*Проблемная
ситуация
с
обсуждением «Важен ли посёлок для
страны?»
*Рисование,
лепка,
аппликация
по
впечатлениям
от
экскурсий и посещений
группы родителями.
*
Ситуативные
разговоры
о
впечатлениях
от
проекта.
*Экскурсия
на
стройку.
*Посещения в группе с
рассказами
о
своих
профессиях,
проигрыванием
их
в
сюжетно-ролевых играх.
вторник
*Повтор заученного:
И Агеева «флаг России - триколор».
*Проблемная
ситуация
с
обсуждением «Нужна
ли
мамина
(папина)
работа
посёлку?
Району?
Стране?».
*Рисование,
лепка,
аппликация
по
впечатлениям
от
экскурсий и посещений
группы родителями.
*
Ситуативные
разговоры
о
впечатлениях
от
проекта.
*Посещения в группе с
рассказами
о
своих
профессиях,
проигрыванием
их
в
сюжетно-ролевых играх.
среда
* Чтение х/л:
Е. Серова «Родные края»
*Обсуждение
«Какие
достопримечательности вы бы хотели
для своего посёлка? Почему?»
* Решение проблемных ситуаций
«Возможно-невозможно»,
«Нужно
-
ненужно»
(о
необходимости
и
целесообразности
предложенных
достопримечательностей).
*
Придумывание
символики
для
сада,
группы, семьи.
*Индивидуальные
рассказы
(записаны
родителями
со
слов
детей)
«посёлок
будущего».
четверг
* Чтение х/л:
К. Ушинский «Наше Отечество».
*Заслушивание
творческих
рассказов и обсуждение «Что бы мы
построили для посёлка».
*
Ситуативные
разговоры
о
впечатлениях
от
проекта.
*Посещения
для
совместной творческой
деятельности
по
созданию
макета
посёлка современности.
пятница
* Чтение х/л:
Г. Ладонщикова «Родная земля».
II. Основной (продолжение)
IV неделя
понедельник
*Оформление
работ
самостоятельного
творчества
для
выставки.
*Помощь
в
оформлении
работ
самостоятельного
творчества
для
выставки.
вторник
*Презентация макета в
группе
(приглашённым
детям
из
соседних
групп) с последующим
обыгрыванием мелкими
фигурками человечков и
машин.
среда
*СОЗДАНИЕ КОНЕЧНОГО ПРОДУКТА: конструкторская коллективная игра «Посёлок
моей мечты» (родители помогают нарисовать, оформить аппликацией необходимые
атрибуты – по просьбе детей или совместно с ними)
четверг
*Оформление
выставки творчества
*
Фотографирование
модели посёлка
III. Заключительный (Аналитический). Презентация
IV неделя
пятница
*Беседа «Что бы вы хотели узнать
нового
о
посёлке?»
(планирование
последующих проектов о воевавших
земляках, о жизни посёлка во время
войны и др.).
Для «Приёмки» стройки
«директорской
комиссией» (в составе
заведующий,
старший
воспитатель, родители):
*рассказ «строителей»
о
своих
постройках.
Чтение стихов.
*«Приёмка»
стройки
«директорской
комиссией» (в составе
заведующий,
старший
воспитатель, родители).
Оформление в конверт
фотографий по проекту
«для главы района».
СОДЕКРЖАНИЕ РАБОТЫ по ПРОЕКТУ
* Чтение х/л:
И. Суриков «Вот моя деревня», И.Векшегонова «Мой край», А. Дементьев
«Родина», Я. Аким «Моя родина», Е. Серова «Родные края», К. Ушинский
«Наше Отечество», Г. Ладонщикова «Родная земля».
*Заучивание:
пословицы о Родине (после обсуждения), И Агеева «флаг России -
триколор».
*Беседы
«Мой родной посёлок» (название, происхождение, названия,
достопримечательности), «Моя страна», по впечатлениям от экскурсий,
«Мой посёлок – моя малая родина», о символике страны, моделирование
символики, сравнение с символикой посёлка, района.
*Ситуативные разговоры «Работа твоих родителей» (где, кем работают,
почему и чем важен их труд), по впечатлениям от посещения родителей.
* Проблемные ситуации «Если бы не было такой профессии…», «Когда
твой (я) папа (мама) был (а) маленьким (ой)», «Что больше: город или
страна? Посёлок или город?», «Что такое Родина?», «Чем знаменит наш
посёлок?», «Какие достопримечательности вы бы хотели для своего посёлка?
Почему?», «Возможно-невозможно», «Нужно-ненужно» (о необходимости и
целесообразности предложенных достопримечательностей).
*Рассуждение «Важен ли посёлок для страны?», «Нужна ли мамина (папина)
работа посёлку? Району? Стране?»,
«Если бы посёлок исчез навсегда,
заметили бы это в Новосибирске, в Москве?». «Какой посёлок был, когда
родители ходили в д/сад?» и «Каким посёлок будет, когда вы вырастите?»
*НОД (рисование, аппликация) «Дома на нашей улице».
*Сюжетная игра «Путешествие на машине времени» .
*ДИ «Найди герб страны, района», «Найди флаг страны, района, посёлка».
Поиск посёлка на картах России, области, района.