Напоминание

поселок моей мечты-ОбьГэс

Автор: Кильдиарова Галина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ-364
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: проект
Тема: поселок моей мечты-ОбьГэс
Дата публикации: 19.02.2021







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Проект

« Поселок моей мечты»

Выполнил и провел: Кильдиарова Г.В.,

Воспитатель 1 категории гр.№ 3

г. Новосибирск, поселок ОбьГЭС

2019 г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта: информационно-творческий

Вид проекта: среднесрочный

Продолжительность проекта: апрель 2019 г.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Возрастная группа: ОВЗ – (4-5 лет)

Тема: «Посёлок моей мечты»

Направленность проекта: по патриотическому воспитанию

Интеграция ОО: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное

развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие»,

Цель проекта:

объединение родителей, детей

и педагогов в единой

познавательно-творческой

конструкторской

деятельности

по

преобразованию образа родного поселка в соответствие с представлениями

дошкольников.

Задачи для детей:

Познакомить дошкольников со значением родного посёлка для страны.

Раскрыть детям важность труда близких и значимых взрослых не только

для семьи, посёлка в целом, но и всей страны.

Вызвать у детей познавательный интерес к изучению истории своего

посёлка (в том числе, военного), желание узнавать о месте, где они

родились и живут.

Формировать у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно

получать и приобретать знания о родном поселке.

Помогать

каждому

ребенку

реализовывать,

свои

индивидуальные

познавательные и творческие интересы в познании истории.

Воспитывать любовь к родному поселку, чувство гордости за своих

земляков, прежде всего, своих близких.

Развивать

воображение

и творческие

изобразительные¸

речевые

и

конструктивные навыки дошкольников в формировании патриотического

сознания.

Задачи для воспитателя:

Приобщать детей к культурно-историческому наследию родного края.

Создавать условия для развития проектной деятельности.

Помогать

каждому

ребенку

реализовывать

индивидуальные

познавательные и творческие интересы.

Учить отражать полученные впечатления в речевой, художественно-

продуктивной и конструкторской деятельности.

Ориентировать родителей на приобщение их детей к культуре, истории

родного посёлка через совместные семейные мероприятия (прогулки,

посещения, беседы, игры).

Задачи для родителей:

Показать важность заинтересованности родителей к изучению малой

родины для патриотического воспитания их детей.

Включать в совместные мероприятия по реализации проекта.

Учить особенностям проектной деятельности в отличие от просто

творческой или продуктивной.

Способствовать развитию желания сотрудничать с ДОУ в вопросах

ознакомления детей со своей профессией, хобби, вклада в развитие

родного посёлка.

Ожидаемые результаты:

Дети стали интересоваться у педагогов и родителей историей своего

посёлка и общественными значимыми мероприятиями, доступными

пониманию в соответствии с возрастом; повысилась самооценка детей,

чьи родители приходили в группу для бесед с детьми проведения

совместных творческих мероприятий. У детей сформировались понятие

«малая родина», познавательный интерес к изучению прошлого посёлка, а

также новый взгляд на социальные роли родителей.

Родители стали плотнее общаться с детьми на разные темы, особенно о

своей профессиональной деятельности и воспоминаниях из детства.

Появился интерес к участию в проектах в дальнейшем, стали возникать

собственные

темы

проектов.

Выросла

компетентность

в

отборе

информации и объяснении её детям.

Воспитатель получил положительный опыт взаимодействия с родителями

и детьми в реализации целей и задач Программы по патриотическому

воспитанию. Усовершенствовались проектировочные и организационные

компетенции воспитателя.

Выявленные проблемы в группе (причины возникновения проекта):

скудные знания детей группы о родном поселке, его истории и значении

для страны;

бедные представления об общественной значимости для посёлка и страны

профессионального труда родителей и других родственников, также

взрослых из ближайшего окружения;

напряженность

в

проявлении

детско-родительских

отношений,

наблюдаемых в группе.

Обоснование выбранной формы взаимодействия:

Формирование патриотических чувств, воспитание любви к Родине и

гордость за неё, а также воспитание активной жизненной позиции и

положительного отношения к миру невозможно осуществлять без понимания

сопричастности к самой стране, её культуре и истории. Такое чувство

сопричастности может сформироваться только в единстве воспитательных

методов педагогов и семьи, особенно семьи, так как родители являются для

ребёнка первыми и авторитетными носителями культурных ценностей.

Формируя социальное в ребёнке, педагоги вносят в представления

дошкольника о Родине те идеологические ценности, которые востребованы

современным обществом. Тем не менее, семья способствует формированию

индивидуального

в ребёнке именно через своё собственное отношение к

стране, малой родине, работе и др. Мировоззрение ребёнка обогащается

через чувственный опыт, который, в большей степени, он получает в семье. В

своём

личностном

становлении

ребёнок

проходит

стадии

от

«общественного» взгляда на мир к «индивидуальному» через призму

«семейного».

Формирование представлений – это процесс осмысления ребёнком мира

в продуктивной и творческой деятельности. Родители часто не понимают

значение творческой деятельности детей для личностного роста и развития.

Именно проектная совместная с родителями и педагогами

деятельность

способствует

объединению

воспитательных

и

образовательных усилий взрослых разных социальных статусов (ДОУ и

семья) в формировании у дошкольников необходимых представлений и даёт

неисчерпаемые возможности для совместной и индивидуальной творческой

детской деятельности, а значит, осмысления этих представлений и

дальнейшего их развития в понятия по выбранной теме.

Научить ребёнка любить Родину – это, прежде всего, научить его

любить свой микросоциум: посёлок, улицу, двор, дом, сад, группу (где

каждая из единиц является целой системой общественных отношений).

Актуальность реализации проекта:

Познание – естественная социальная потребность человека, важная

сторона развития дошкольника. Это деятельность, направленная на изучение,

исследование окружающей действительности, вследствие чего происходит

формирование, накопление, расширение и уточнение представлений об

объектах исследования.

Познавательная деятельность характеризуется наличием

познавательного интереса, опыта исследования (познавательных навыков, то

есть владение приемами исследования) и познавательными способностями.

Под

такими

способностями

подразумевается

соответствие

развития

познавательных психических процессов и типа мышления возрастным

психофизиологическим особенностям развития, что представляет собой

норму развития в определенном возрасте. Очевидна закономерность: чем

развитее познавательные способности, тем эффективнее познавательная

деятельность, в то время., как и совершенствование познавательной

деятельности

способствует

дальнейшему

развитию

познавательных

способностей.

Особым показателем развития познавательных способностей является

формирование образно-логического мышления. Формирование такого типа

мышления у дошкольников наиболее ярко проявляется в конструктивно-

модельной

деятельности,

в

которой

ребенок

имеет

возможность

производить логические операции в ходе манипуляций доступными деталями

понравившегося вида конструктора.

Очевидно, что формируемые образы построек

ребенок берет из

ближайшего окружения – образы зданий, видов транспорта и т.п. Выбор

конструкторских образов определятся содержанием игры. В основном, это

постройки зданий – составляющие мизансцену выбранному игровому

сюжету. Чем разнообразнее и сложнее эта мизансцена, тем интереснее

разворачивающаяся игра.

Так становится очевидной взаимосвязь детского конструирования и

формирования познавательных способностей. В процессе продуктивной

творческой (конструкторской) деятельности расширяются эмпирическим

путем представления ребенка об архитектурных объектах его микросоциума,

происходит осмысление логики построения и функциональности построек,

взаимосвязей составных частей построек от назначения целого объекта.

Именно проектная конструкторская работа, социально значимая для

ребенка, как ничто, способствует развитию образно-логического мышления

дошкольников, его познавательных способностей и совершенствует процесс

познания. Таким проектом может стать разработка макета родного

поселка, учитывающего в процессе строительных игр все исследовательские

конструкторские желания ребенка, воплощение его мечтаний, реализацию

потребности

творческого

преобразования

знакомого

пространства,

а

расширения представлений о нем.

План работы

Этапы работы по проекту

Совместная деятельность

детей и воспитателя

Самостоятельная

деятельность детей

Взаимодействие с

родителями

I. Подготовительный

I неделя

понедельник

*Беседы

«Мой

родной

посёлок»

(название, происхождение, названия,

достопримечательности),

«Моя

страна».

*Рассматривание

фотографий посёлка (на

выставке и в уголке).

*

Информирование

родителей

о

предстоящем

проекте,

его

целях

и

задачах

(информационный

стенд)

вторник

*Ситуативные

разговоры

«Работа

твоих родителей» (где, кем работают,

почему и чем важен их труд).

*НОД (рисование, аппликация) «Дома

на нашей улице».

*Планирование

совместных действий по

реализации

проекта

(график

мероприятий

индивидуальные

консультации

и

орг.моменты).

среда

* Проблемные ситуации «Если бы не

было такой профессии…», «Когда твой

(я) папа (мама) был (а) маленьким

(ой)», «Что больше: город или страна?

Посёлок или город?»,

«Что такое

Родина?».

*Поиск посёлка на картах

России,

области, района, города.

* Конструирование

из

мелкого строителя улиц

посёлка, отбор картинок

с

общественными

зданиями,

которые

соответствуют реальным

и

прикрепление

картинок на постройки.

*Поиск

фотографий

посёлка

в

детстве

родителей,

фотографирование

современных

достопримечательностей

посёлка.

четверг

*Рассуждение «Если бы посёлок исчез

навсегда,

заметили

бы

это

в

Новосибирске, в Москве?».

*

Беседы

по

впечатлениям

от

экскурсий.

*Экскурсии на работу

к

родителям

соседний

магазин,

в

школу, в аптеку).

пятница

*Сюжетная игра

«Путешествие на

машине

времени»

с

выявлением

проблемных ситуаций «Какой посёлок

был, когда родители ходили в д/сад?»

и

«Каким посёлок будет, когда вы

вырастите?»

* Постановка темы, цели и задач

проекта

совместно

с

детьми.

Определение

конечного

продукта

проекта

моделирование

«посёлка

будущего».

*Рисование

по

впечатлениям

от

экскурсий

и

рассказывание

по

рисункам.

*Оформление

выставки «Мой родной

посёлок» и ситуативные

разговоры

по

фотографиям

с

привлечением

сотрудников

старожилов.

II. Основной

II и III неделя

понедельник

*Выяснение

промежуточных

творческих

продуктов

проекта,

которые помогут выйти на конечный

продукт

«посёлок

прошлого»

(фотоальбом

с

презентацией

фотографий

на

фотовыставке)

и

«посёлок

современный»

(создание

макета,

совместно

с

родителями).

Определение

места

в

группе

и

приёмной промежуточных продуктов.

* Чтение х/л:

И. Суриков «Вот моя деревня»

*Рассматривание

иллюстраций

и

фотографий

основных

достопримечательностей

страны,

Москвы,

Новосибирска,

района,

посёлка

разных

альбомах).

*Организация

фотовыставки

«Посёлок

маминого

детства».

вторник

* Чтение х/л:

И.Векшегонова «Мой край»

.* Беседа «Мой посёлок – моя малая

родина».

среда

* Чтение х/л:

А. Дементьев «Родина»

*Заучивание:

пословицы

о

Родине

(после

обсуждения),

четверг

*Беседа

о

символике

страны,

моделирование символики, сравнение

с символикой посёлка, района.

*Заучивание:

И Агеева «флаг России - триколор».

*ДИ

«Найди

герб

страны,

района»,

«Найди

флаг

страны,

района, посёлка».

*Заучивание

по

желанию

индивидуально стихов

о

Родине

на

выбор

родителей и детей.

пятница

*

Проблемная

ситуация

с

обсуждением «Чем

знаменит

наш

посёлок?»

*Конструкторские

творческие

игры

«Посёлок строится».

*Рисование,

лепка,

аппликация

по

впечатлениям

от

экскурсий и посещений

группы родителями.

*

Ситуативные

разговоры

о

впечатлениях

от

проекта.

*Посещения в группе с

рассказами

о

своих

профессиях,

проигрыванием

их

в

сюжетно-ролевых играх.

II. Основной (продолжение

III неделя

понедельник

* Чтение х/л:

Я. Аким «Моя родина».

*Проблемная

ситуация

с

обсуждением «Важен ли посёлок для

страны?»

*Рисование,

лепка,

аппликация

по

впечатлениям

от

экскурсий и посещений

группы родителями.

*

Ситуативные

разговоры

о

впечатлениях

от

проекта.

*Экскурсия

на

стройку.

*Посещения в группе с

рассказами

о

своих

профессиях,

проигрыванием

их

в

сюжетно-ролевых играх.

вторник

*Повтор заученного:

И Агеева «флаг России - триколор».

*Проблемная

ситуация

с

обсуждением «Нужна

ли

мамина

(папина)

работа

посёлку?

Району?

Стране?».

*Рисование,

лепка,

аппликация

по

впечатлениям

от

экскурсий и посещений

группы родителями.

*

Ситуативные

разговоры

о

впечатлениях

от

проекта.

*Посещения в группе с

рассказами

о

своих

профессиях,

проигрыванием

их

в

сюжетно-ролевых играх.

среда

* Чтение х/л:

Е. Серова «Родные края»

*Обсуждение

«Какие

достопримечательности вы бы хотели

для своего посёлка? Почему?»

* Решение проблемных ситуаций

«Возможно-невозможно»,

«Нужно

-

ненужно»

необходимости

и

целесообразности

предложенных

достопримечательностей).

*

Придумывание

символики

для

сада,

группы, семьи.

*Индивидуальные

рассказы

(записаны

родителями

со

слов

детей)

«посёлок

будущего».

четверг

* Чтение х/л:

К. Ушинский «Наше Отечество».

*Заслушивание

творческих

рассказов и обсуждение «Что бы мы

построили для посёлка».

*

Ситуативные

разговоры

о

впечатлениях

от

проекта.

*Посещения

для

совместной творческой

деятельности

по

созданию

макета

посёлка современности.

пятница

* Чтение х/л:

Г. Ладонщикова «Родная земля».

II. Основной (продолжение)

IV неделя

понедельник

*Оформление

работ

самостоятельного

творчества

для

выставки.

*Помощь

в

оформлении

работ

самостоятельного

творчества

для

выставки.

вторник

*Презентация макета в

группе

(приглашённым

детям

из

соседних

групп) с последующим

обыгрыванием мелкими

фигурками человечков и

машин.

среда

*СОЗДАНИЕ КОНЕЧНОГО ПРОДУКТА: конструкторская коллективная игра «Посёлок

моей мечты» (родители помогают нарисовать, оформить аппликацией необходимые

атрибуты – по просьбе детей или совместно с ними)

четверг

*Оформление

выставки творчества

*

Фотографирование

модели посёлка

III. Заключительный (Аналитический). Презентация

IV неделя

пятница

*Беседа «Что бы вы хотели узнать

нового

о

посёлке?»

(планирование

последующих проектов о воевавших

земляках, о жизни посёлка во время

войны и др.).

Для «Приёмки» стройки

«директорской

комиссией» (в составе

заведующий,

старший

воспитатель, родители):

*рассказ «строителей»

о

своих

постройках.

Чтение стихов.

*«Приёмка»

стройки

«директорской

комиссией» (в составе

заведующий,

старший

воспитатель, родители).

Оформление в конверт

фотографий по проекту

«для главы района».

СОДЕКРЖАНИЕ РАБОТЫ по ПРОЕКТУ

* Чтение х/л:

И. Суриков «Вот моя деревня», И.Векшегонова «Мой край», А. Дементьев

«Родина», Я. Аким «Моя родина», Е. Серова «Родные края», К. Ушинский

«Наше Отечество», Г. Ладонщикова «Родная земля».

*Заучивание:

пословицы о Родине (после обсуждения), И Агеева «флаг России -

триколор».

*Беседы

«Мой родной посёлок» (название, происхождение, названия,

достопримечательности), «Моя страна», по впечатлениям от экскурсий,

«Мой посёлок – моя малая родина», о символике страны, моделирование

символики, сравнение с символикой посёлка, района.

*Ситуативные разговоры «Работа твоих родителей» (где, кем работают,

почему и чем важен их труд), по впечатлениям от посещения родителей.

* Проблемные ситуации «Если бы не было такой профессии…», «Когда

твой (я) папа (мама) был (а) маленьким (ой)», «Что больше: город или

страна? Посёлок или город?», «Что такое Родина?», «Чем знаменит наш

посёлок?», «Какие достопримечательности вы бы хотели для своего посёлка?

Почему?», «Возможно-невозможно», «Нужно-ненужно» (о необходимости и

целесообразности предложенных достопримечательностей).

*Рассуждение «Важен ли посёлок для страны?», «Нужна ли мамина (папина)

работа посёлку? Району? Стране?»,

«Если бы посёлок исчез навсегда,

заметили бы это в Новосибирске, в Москве?». «Какой посёлок был, когда

родители ходили в д/сад?» и «Каким посёлок будет, когда вы вырастите?»

*НОД (рисование, аппликация) «Дома на нашей улице».

*Сюжетная игра «Путешествие на машине времени» .

*ДИ «Найди герб страны, района», «Найди флаг страны, района, посёлка».

Поиск посёлка на картах России, области, района.