РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ по русскому языку для обучающихся 8 класса
Автор: Алексеева Наталья Сергеевна Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Комсомольская ООШ"
Населённый пункт: п.Комсомольский Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа
Наименование материала: Календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс
Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ по русскому языку для обучающихся 8 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по русскому языку
для обучающихся 8 класса
Составитель:
Учитель русского языка и литературы
Алексеева Наталья Сергеевна
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Общие сведения о рабочей программе
Предмет
Русский язык
Класс
8
Уровень
Базовый
Общее количество часов по учебному плану
105
Количество часов в неделю
3
Количество уроков повторения и
обобщения изученного материала
7
Количество контрольных работ
8
Количество уроков развития речи
18
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе
федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования
и
авторской про граммой под редакцией
Т.А.Ладыженской (
М. Т. Баранов, Т. А.
Ладыженская, Н. М. Шанский . Программы общеобразовательных учреждений. Русский
язык 5-9 классы. М.: Просвещение, 2006), рекомендованную МО и Н РФ, 7-е издание.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую
стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. К
учебнику «Русский язык. 8 класс». С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др. –
Просвещение, 2010 г.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовы-
ми документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. 3273-ФЗ «Об Образовании в Российской
Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об
утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 7.07.2005г. №03-1263 «О
Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
4. Приказ МО и Н РФ от 09.03.2004г. №1312 «Перечень Примерных программ по
учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
5. Приказ Министерства образования и науки РФ 19.12.2012 года № 1067 «Об
утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы общего образования и имеющие аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;
6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по
русскому языку (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
05.03.2004 № 1089);
7. Примерные программы основного общего образования по
русскому языку
,
рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МО и
Н РФ от 07.06.2005г. № 03-1263;
8. Учебный план МКОУ «Комсомольская ООШ» на 2015 – 2016 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он
является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и
усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к
богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство
межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют
достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной
адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает
особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как
средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и
усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными
предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в
перспективе способствует овладению будущей профессией.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих
реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,
деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с
развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека,
любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося
к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство
общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности,
средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками,
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными
умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков
самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её
функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять,
классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса,
расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование
орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически
корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных
ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому
самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
совершенствование коммуникативных способностей, формирование
готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и
находить содержательные компромиссы;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствуя ситуации и
сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка
в VIII классе – 105 часов (из расчета 3 раза в неделю).
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие
создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык
выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает
возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности,
которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие
речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка
совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные
(владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной
речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для
учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление,
соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать
информацию из различных источников, умение работать с текстом),
организационные
(умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль,
самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки
выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень
необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных
умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена
также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и
его повседневной жизни.
В течение учебного года предполагается выполнение следующего объема
практической части:
- контрольных диктантов – 8;
- уроков развития речи – 21.
Содержание тем учебного курса
Функции русского языка в современном мире
Повторение пройденного в 5 – 7 классах
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Словосочетание
I. Повторение пройденного о словосочетании в V классе
Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды
словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные,
наречные).
II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и
управлении.
Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение
I. Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная)
основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого.
Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое
ударение.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее
важное слово в предложении, выразительно читать предложение.
III. Описание архитектурных памятников как вид текста. Структура текста, его
языковые особенности.
Простые двусоставные предложения
Главные члены предложения
I.
Подлежащее.
Повторение пройденного о подлежащем.
Способы выражения
подлежащего.
Сказуемое. Повторение пройденного о сказуемом. Способы выражения сказуемого.
Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное
сказуемое.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая
роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей
связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения
I. Повторение изученного о второстепенных членах предложения.
Дополнение. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление).
Определение. Согласованное и несогласованное определение.
Приложение как разновидность определения: знаки препинания при приложении.
Обстоятельство. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели,
образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот, знаки препинания при нём.
II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные
определения как
синонимы.
III. Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего
края.
Простые односоставные предложения
I.
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с одним
главным членом сказуемым (определённо–личные, неопределённо–личные, безличные) и
подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая
роль.
II. Умение пользоваться
двусоставными и односоставными предложениями как
синтаксическими синонимами.
III. Рассказ на свободную тему.
Неполные предложения
I. Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения
I. Повторение изученного об однородных членах предложения.
Однородные члены, связанные сочинительными союзами (соединительными,
противительными, разделительными) и интонацией.
Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения.
Разделительные знаки препинания между однородными членами.
Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих
словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими
словами при однородных членов предложения.
III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе
дискуссионного характера)
Обращения, вводные слова и междометия
I.
Обращение. Повторение изученного об обращении. Распространённое
обращение. Выделительные знаки при обращениях.
Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции.
Междометия в предложении.
Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при
междометиях.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями,
вводными словами и вводными предложениями, междометиями.
Умение пользоваться в
речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи
предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему.
Обособленные члены предложения
I. Понятие об обособлении.
Обособленные определения и обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства.
Уточнение как вид обособленного члена предложения.
Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и
уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их
текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и
уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и
их синтаксические синонимы.
III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые
особенности.
Прямая и косвенная речь
I. Повторение изученного о прямой речи и диалоге.
Способы передачи чужой речи
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки
препинания в предложениях с прямой речью.
Косвенная речь.
Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая
роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять
прямую речь
косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения
данного текста.
Повторение и систематизация пройденного в 8 классе
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу
Так как программа общеобразовательных учреждений рассчитана на 102 часа, а
фактически, согласно годового графика, ‒ 105 часов проведены следующие изменения:
добавлены часы на изучение тем:
- повторение изученного материала в 5 – 7 классах – 1 часа;
- второстепенные члены предложения – 1 час;
- повторение и систематизация изученного в 8 классе – 1 час.
В тематическом планировании, следуя, в основном идее М.Т. Баранова, несколько
изменила количество часов, используя принципы опережающего обучения и
неоднократного обращения к наиболее сложным вопросам курса, таким как:
«Второстепенные члены предложения», «
Простые двусоставные предложения. Главные
члены предложения», «Прямая и косвенная речь».
На изучение темы «Второстепенные члены предложения» отвожу 11 часов вместо
8, темы « Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения
» – 10 часов
вместо 8, темы «Прямая и косвенная речь» – 10 часов вместо 7.
Изменение планирования позволяет изучать многие темы в проблемном режиме,
повышает интерес к предмету с первых уроков.
Технологии, используемые в обучении:
развитие критического мышления через
чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного метода, метод проектов, игровые,
развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного об
учения, развития
исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т.
д.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков
являются: входной контроль в на чале и в конце четверти; текущий — в форме устного,
фронтального опроса, контрольных, словарных дик
тантов, предупредительных,
объяснительных, комментированных, выбо рочных, графических, творческих, свободных,
восстановленных диктантов, диктанта «Про
веряю себя», диктантов с грамматическими
заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый —
итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Учебно – тематический план
№
Тема, раздел
Кол-во часов
Контрольные
работы
Развитие
речи
1.
Вводный курс. Функции
русского языка в современном
мире
1
-
-
2.
Повторение изученного
материала в 5-7 классах
9
-
2
Синтаксис, пунктуация, культура речи
3.
Словосочетание
2
-
-
4.
Простое предложение
4
-
1
5.
Простые двусоставные
предложения.
Главные члены предложения
10
1
-
6.
Второстепенные члены
предложения
11
1
4
7.
Простые односоставные
предложения.
11
-
3
8.
Неполные предложения
2
1
-
9.
Однородные члены
предложения
10
1
3
10.
Обособленные члены
предложения
19
2
5
11.
Обращения, вводные слова и
междометия
9
1
-
12
Прямая и косвенная речь
10
-
3
13.
Повторение и систематизация
изученного в 8 классе
7
1
-
Итого:
105
8
21
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 8
класса:
Учащиеся должны
знать ,
понимать определения основных изученных в 8 классе
языковых явлений, речеведческих понятий.
Уметь:
• производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных о
односоставных предложений, предложений с прямой речью;
• составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложнённые
однородными и обособленными членами, вводными словами и предложениями,
обращениями;
• пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем
речи;
• соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации:
• находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками
препинания;
• обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в
соответствии с изученными правилами;
•ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при
обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с
прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных
словах и предложениях.
•ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.
По орфографии:
• находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор;
• правильно писать слова с изученными орфограммами;
• правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи:
• определять тип и стиль текста;
• подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания
местности, памятников;
• писать сочинения - описания;
• сочинения – рассуждения на морально – этические темы ;
• совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и
стилем;
• находить и исправлять различные языковые ошибки;
• уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по
общественно важным проблемам;
Тематическое планирование
№
п/п
Тема
Количес
тво
часов
Планируемые результаты
обучения
Контроль
1.
Вводный курс.
Функции русского
языка в
современном мире
1
Получить представление о роли
русского языка в мире, о месте
его среди других европейских
языков.
Проверка
знаний,
умений,
навыков –
контрольный
диктант.
2.
Повторение
изученного
материала в 5-7
классах
9
Обобщить и систематизировать
изученный ранее языковой
материал, восстановить и
закрепить основные знания и
умения, полученные учащимися
в 5—7 классах.
Проверка
знаний,
умений,
навыков –
контрольный
диктант.
Синтаксис, пунктуация, культура речи
3.
Словосочетание
2
Знать основные виды связи слов
в словосочетании.
Уметь отличать словосочетание
от слова и предложения,
вычленять словосочетание из
предложения, определять
грамматическое значение
словосочетания, правильно
употреблять словосочетания в
предложении, использовать
синонимические по значению
словосочетания.
Проверка
знаний,
умений,
навыков –
контрольный
диктант.
4.
Простое
предложение
4
Знать Особенности связи
подлежащего и сказуемого;
порядок слов в предложении,
логическое ударение.
Уметь характеризовать
предложения разных типов
(утвердительные —
отрицательные,
повествовательные —
вопросительные —
побудительные;
восклицательные); по количеству
членов грамматической основы;
по количеству грамматических
основ; по наличию —
отсутствию второстепенных
членов, по функции в речи;
выразительно читать, правильно
выделяя с помощью логического
ударения главное слово в тексте.
Проверка
знаний,
умений,
навыков –
контрольный
диктант.
5.
Простые
двусоставные
предложения.
Главные члены
предложения
10
Знать признаки и функцию
подлежащего в предложении,
уметь находить подлежащее в
предложении; определять способ
выражения подлежащего;
отличать подлежащее от
омонимичных с ним форм;
признаки сказуемого и типы
сказуемых (способы выражения в
речи); что такое второстепенные
члены предложения, в чем их
отличие от главных.
Уметь характеризовать сказуемое
в предложении; разграничивать
простое глагольное и составное
глагольное сказуемые;
использовать разные типы
сказуемых в речи (тексте);
находить второстепенные члены
в предложении.
Проверка
знаний,
умений,
навыков –
контрольный
диктант.
6.
Второстепенные
члены предложения
11
Знать прямое и косвенное
дополнение, несогласованное
определение, приложение и
знаки препинания при нем, виды
обстоятельств по значению,
сравнительный оборот.
Уметь использовать в речи
согласованные и
несогласованные определения.
Проверка
знаний,
умений,
навыков –
контрольный
диктант.
7.
Простые
односоставные
предложения.
11
Знать основные виды
односоставных предложений.
Уметь отличать односоставные
предложения от двусоставных.
Понимать роль односоставных
предложений в тексте.
Проверка
знаний,
умений,
навыков –
контрольный
диктант.
8.
Неполные
предложения
2
Знать понятие о неполных
предложениях.
Уметь пользоваться неполными
предложениями в речи.
Проверка
знаний,
умений,
навыков –
контрольный
диктант.
9.
Однородные члены
предложения
10
Знать признаки однородности.
Понимать специфику
предложений с рядами
однородных членов,
соединенных повторяющимися
союзами (многосоюзие) и
интонацией (бессоюзие); знать
правила постановки знаков
препинания между однородными
членами, соединенными
союзами, и применять их в
Проверка
знаний,
умений,
навыков –
контрольный
диктант.
письменной речи.
Уметь схематически изображать
предложения с однородными
членами; правильно произносить
предложения с однородными
членами, соединенными разными
способами; отличать
предложения с однородными
членами, соединенными союзной
связью, от сложных
предложений; отличать
однородные определения от
неоднородных; уметь ставить
знаки препинания при
однородных и неоднородных
определениях.
10.
Обособленные
члены предложения
19
Понимать, что такое
обособление. Знать причины
обособления, основные правила
обособления определений и
приложений и применять их на
письме; правила обособления
обстоятельств, выраженных
деепричастными оборотами и
существительными в косвенных
падежах.
Уметь характеризовать разные
признаки обособления:
смысловые, интонационные,
грамматические,
пунктуационные; находить
определения в предложении;
выделять распространенные
определения; находить
одиночные и распространенные
обстоятельства в предложении;
применять правила при
письменном оформлении текста.
Проверка
знаний,
умений,
навыков –
контрольный
диктант.
11.
Обращения,
вводные слова и
междометия
9
Знать, что такое обращение;
функции обращений в речи
(звательная, оценочная,
изобразительная); правила
постановки знаков препинания
при обращении; группы вводных
слов по значению.
Уметь пользоваться знаками
препинания в письменной речи;
правильно произносить
предложения с обращениями;
отличать обращение от других
функций существительных в
форме именительного падежа
Проверка
знаний,
умений,
навыков –
контрольный
диктант.
(подлежащего, сказуемого,
приложения при подлежащем.
Получить представление о
вводности как речевой категории.
Понимать различия в смыслах,
которые возникают при замене
одного вводного слова другим;
выразительно, интонационно
правильно читать предложения с
вводными словами.
12.
Прямая и
косвенная речь
10
Знать, что такое прямая речь;
правила постановки знаков
препинания при различных
случаях употребления прямой
речи (перед словами автора,
после них, прямая речь
разрывает слова автора). Уметь
находить прямую речь в тексте;
правильно строить предложения
с прямой речью; правильно
произносить предложения с
прямой речью, интонационно
выделяя слова автора; создавать
предложения по заданным
схемам Знать, в чем отличие
косвенной речи от прямойУметь
правильно трансформировать
прямую речь в косвенную. Знать,
что такое цитата и каковы
способы введения ее в текст.
Уметь цитировать различные
высказывания; пользоваться
правилами постановки знаков
препинания при цитировании;
заменять предложения с прямой
речью предложениями с
косвенной, видеть при этом
стилистическое различие этих
конструкций. Иметь
представление о вставных
конструкциях и их отличии от
вводных слов. Знать правила
постановки знаков препинания и
применять их на письме; группы
междометий и роль междометий
в тексте, правила постановки
знаков препинания при
междометиях.
Уметь с правильной интонацией
читать предложения с вводными
конструкциями, находить
вводные слова в предложении;
Проверка
знаний,
умений,
навыков –
контрольный
диктант.
отличать их от омонимичных
членов предложения (может
быть, к счастью
и т. п.)Расширить и углубить
знания о междометиях;
использовать междометия в
собственных высказываниях и
применять правила постановки
знаков препинания при них в
письменной речи.
13.
Повторение и
систематизация
изученного в 8
классе
7
Знать определения изученных
языковых явлений,
речеведческих понятий,
пунктуационных правил.
Уметь анализировать
словосочетания и простые
предложения, а также
предложения с прямой речью;
пользоваться синтаксическими
синонимами в соответствии со
стилем речи и целью
высказывания.
Проверка
знаний,
умений,
навыков –
контрольный
диктант.
Календарно – тематическое планирование по русскому языку 8 класс, 105 часов
№
п/п
Тема урока
Кол-
во
часов
Планируемые
результаты
Вид контроля
Дата
План
Факт
1
2
3
4
5
6
7
Функции русского языка в современном мире (1 час)
1.
Функции
русского языка
в современном
мире
1
Знать роль русского
языка как национального
языка русского народа,
отражение в языке
культуры и истории
народа.
Уметь объяснить с
помощью словаря
значение слов с
национально-
культурным
компонентом.
Упражнения в
учебнике
Введение. Повторение изученного в 5 – 7 классах (7 часов + 2 часа р/р)
2.
Повторение
изученного в 5-
7 классах.
1
Знать основные нормы
русского литературного
языка (грамм. и
орфограф.).
Карточки с
тематическими
заданиями
Языковая
система.
Уметь применять
изученные правила,
пользоваться
определенными
способами по их
применению; соблюдать
в практике письма
основные правила
орфографии
3.
Фонетика.
Графика.
Орфография
1
Знать основные нормы
русского литературного
языка (грамм. и
орфограф.).
Уметь применять
изученные правила,
пользоваться
определенными
способами по их
применению; соблюдать
в практике письма
основные правила
орфографии
Тематическое
тестирование
4.
Морфемика и
словообразован
ие
1
Знать основные нормы
русского литературного
языка (грамм. и
орфограф.).
Уметь применять
изученные правила,
пользоваться
определенными
способами по их
применению; соблюдать
в практике письма
основные правила
орфографии
Упражнения в
учебнике
5.
Лексика и
фразеология
1
Знать основные нормы
русского литературного
языка (грамм. и
орфограф.).
Уметь применять
изученные правила,
пользоваться
определенными
способами по их
применению; соблюдать
в практике письма
основные правила
орфографии
Карточки с
тематическими
заданиями
6.
Морфология.
Служебные и
самостоятельн
ые части речи
1
Знать основные нормы
русского литературного
языка (грамм. и
орфограф.).
Уметь применять
Упражнения в
учебнике
изученные правила,
пользоваться
определенными
способами по их
применению; соблюдать
в практике письма
основные правила
орфографии
7.
Самостоятельн
ые части речи
1
Знать грамматические
признаки
самостоятельных частей
речи
Уметь различать
самостоятельные и
служебные части речи
Упражнения в
учебнике
8.
Морфологичес
кий разбор
частей речи
1
Знать основные нормы
русского литературного
языка (грамм. и
орфограф.).
Уметь применять
изученные правила,
пользоваться
определенными
способами по их
применению; соблюдать
в практике письма
основные правила
орфографии
Карточки с
тематическими
заданиями
9.
Р/р Строение
текста
1
Знать признаки текста и
его функционально-
смысловых типов
(повествование,
описание, рассуждение).
Уметь свободно,
правильно излагать свои
мысли в устной и
письменной форме;
соблюдать нормы
построения текста,
совершенствовать и
редактировать
собственный текст.
Сочинение
10.
Р/р Стили речи
1
Знать признаки текста и
его функционально-
смысловых типов
(повествование,
описание, рассуждение).
Уметь свободно,
правильно излагать свои
мысли в устной и
письменной форме;
соблюдать нормы
Сочинение
построения текста,
совершенствовать и
редактировать
собственный текст.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Словосочетание (2 часа)
11.
Строение и
грамматическо
е значение
словосочетани
й
1
Знать строение
словосочетаний,
отношения между
компонентами
словосочетания;
отличие от слова и
предложения; способы
выражения.
Уметь вычленять
словосочетание из
предложения; подбирать
синонимичные
словосочетания как
средство
выразительности речи;
делать разбор
словосочетаний.
Упражнения в
учебнике
12.
Связь слов в
словосочетани
и
1
Знать строение
словосочетаний,
отношения между
компонентами
словосочетания;
отличие от слова и
предложения; способы
выражения.
Уметь вычленять
словосочетание из
предложения; подбирать
синонимичные
словосочетания как
средство
выразительности речи;
делать разбор
словосочетаний.
Упражнения в
учебнике
Простое предложение ( 3 часа + 1 час р/р)
13.
Строение и
грамматическо
е значение
предложений
1
Знать основные
единицы языка, их
признаки.
Уметь осознавать
предложения как
основную единицу
языка, средство
выражения мысли,
чувств; употреблять в
речи предложения,
разные по цели
Упражнения в
учебнике
высказывания.
14.
Особенности
связи
подлежащего и
сказуемого
1
Знать основные
единицы языка, их
признаки.
Уметь осознавать
предложения как
основную единицу
языка, средство
выражения мысли,
чувств; употреблять в
речи предложения,
разные по цели
высказывания.
Упражнения в
учебнике
15.
Порядок слов в
предложении.
Интонация
простого
предложения.
Логическое
ударение
1
Знать основные
единицы языка, их
признаки.
Уметь осознавать
предложения как
основную единицу
языка, средство
выражения мысли,
чувств; употреблять в
речи предложения,
разные по цели
высказывания.
Карточки с
тематическими
заданиями
16.
Р.Р. Описание
архитектурных
памятников,
как вид текста
1
Знать признаки текста и
его функционально-
смысловых типов
(повествование,
описание, рассуждение).
Уметь свободно,
правильно излагать свои
мысли в устной и
письменной форме;
соблюдать нормы
построения текста,
совершенствовать и
редактировать
собственный текст.
Устное
сочинение
Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения (10 часов)
17.
Главные члены
предложения
1
Знать основные
единицы языка, их
признаки.
Уметь находить
подлежащее в
предложении,
определять способ его
выражения;
согласовывать
подлежащее со
сказуемым.
Упражнения в
учебнике
18.
Подлежащее.
1
Знать основные
Упражнения в
Способы
выражения
подлежащего
единицы языка, их
признаки.
Уметь находить
подлежащее в
предложении,
определять способ его
выражения;
согласовывать
подлежащее со
сказуемым.
учебнике
19.
Сказуемое.
Простое
глагольное
сказуемое
1
Знать основные
признаки выражения
сказуемого.
Уметь различать
сказуемые по составу
слов, по способу
выражения лексического
и грамматического
значений; стилистически
различать простые и
составные глагольные
сказуемые; определять
способы выражения
именной части
составного именного
сказуемого.
Карточки с
тематическими
заданиями
20.
Составное
глагольное
сказуемое
1
Знать основные
признаки выражения
сказуемого.
Уметь различать
сказуемые по составу
слов, по способу
выражения лексического
и грамматического
значений; стилистически
различать простые и
составные глагольные
сказуемые; определять
способы выражения
именной части
составного именного
сказуемого.
Упражнения в
учебнике
21.
Составное
именное
сказуемое
1
Знать основные
признаки выражения
сказуемого.
Уметь различать
сказуемые по составу
слов, по способу
выражения лексического
и грамматического
значений; стилистически
различать простые и
составные глагольные
Упражнения в
учебнике
сказуемые; определять
способы выражения
именной части
составного именного
сказуемого.
22.
Выражение
именной части
составного
именного
сказуемого
1
Знать основные
признаки выражения
сказуемого.
Уметь различать
сказуемые по составу
слов, по способу
выражения лексического
и грамматического
значений; стилистически
различать простые и
составные глагольные
сказуемые; определять
способы выражения
именной части
составного именного
сказуемого.
Карточки с
тематическими
заданиями
23.
Тире между
подлежащим и
сказуемым
1
Знать основные нормы
русского литературного
языка
(орфографические,
пунктуационные).
Уметь находить
подлежащее и
сказуемое; ставить
знаки препинания
между ними; составлять
предложения
Упражнения в
учебнике
24.
Закрепление
темы «Главные
члены
предложения»
1
Знать различие между
типами сказуемых;
признаки каждого из
них.
Уметь определять тип
сказуемого, находить в
тексте, составлять
предложения по схемам.
Упражнения в
учебнике
25.
Контрольный
диктант с
грамматически
м заданием по
теме «Главные
члены
предложения»
1
Знать основные нормы
русского литературного
языка.
Уметь применять
изученные орфограммы
и пунктограммы на
письме.
диктант
26.
Анализ
контрольного
диктанта
1
Знать основные нормы
русского литературного
языка.
Уметь применять
изученный материал при
Упражнения в
учебнике,
карточки с
индивидуальны
ми заданиями
решении
грамматических задач;
осуществлять
самоконтроль; находить
грамматические ошибки.
Второстепенные члены предложения (7 часов + 4 часа р/р)
27.
Второстепенны
е члены
предложения.
Дополнение
1
Знать определения всех
членов предложения, их
признаки, отличия.
Уметь отличать
второстепенные члены
предложения друг от
друга, ставить вопрос,
находить в тексте;
определять способ
выражения и роль в
предложении.
Упражнения в
учебнике
28.
Трудные
случаи
выражения
дополнений
1
Знать определения всех
членов предложения, их
признаки, отличия.
Уметь отличать
второстепенные члены
предложения друг от
друга, ставить вопрос,
находить в тексте;
определять способ
выражения и роль в
предложении.
Упражнения в
учебнике
29.
Определение
1
Знать основные
единицы языка, их
признаки, определения.
Уметь находить в тексте
согласованные и
несогласованные
определения; определять
способы их выражения;
использовать в речи
определения для
характеристики
предмета, явления.
Упражнения в
учебнике
30.
Р.Р.
Публицистичес
кое сочинение
описание
памятника
1
Знать основные
признаки
публицистического
стиля, признаки текста и
его функционально-
смысловых типов
(повествование,
описание, рассуждение);
основные нормы
русского литературного
языка.
Уметь различать стили
Сочинение
речи; определять тему,
основную мысль текста;
анализировать структуру
и языковые особенности
текста.
31.
Р.Р.
Публицистичес
кое сочинение
описание
памятника
1
Знать основные
признаки
публицистического
стиля, признаки текста и
его функционально-
смысловых типов
(повествование,
описание, рассуждение);
основные нормы
русского литературного
языка.
Уметь различать стили
речи; определять тему,
основную мысль текста;
анализировать структуру
и языковые особенности
текста.
Сочинение
32.
Приложение
1
Знать основные
единицы языка, их
признаки, определения.
Уметь распознавать
приложения среди
других членов
предложения;
использовать
приложение как средство
выразительности речи;
правильно ставить знаки
препинания при
приложениях.
Карточки с
тематическими
заданиями
33.
Обстоятельство
. Основные
виды
обстоятельств
1
Знать основные
единицы языка, их
признаки, определения.
Уметь распознавать
обстоятельства среди
других членов
предложения;
использовать
приложение как средство
выразительности речи;
правильно ставить знаки
препинания при
обстоятельствах.
Упражнения в
учебнике
34.
Обстоятельства
, выраженные
сравнительным
и оборотами
1
Знать основные
единицы языка, их
признаки, определения.
Уметь распознавать
Упражнения в
учебнике
обстоятельства среди
других членов
предложения;
использовать
приложение как средство
выразительности речи;
правильно ставить знаки
препинания при
обстоятельствах.
35.
Р.Р. Ораторская
речь и ее
особенности
1
Знать признаки текста и
его функционально-
смысловых типов
(повествование,
описание, рассуждение).
Уметь свободно,
правильно излагать свои
мысли в устной и
письменной форме;
соблюдать нормы
построения текста,
совершенствовать и
редактировать
собственный текст.
выступление
36.
Р.Р. Публичные
выступления
об истории
своего края
1
Знать признаки текста и
его функционально-
смысловых типов
(повествование,
описание, рассуждение).
Уметь свободно,
правильно излагать свои
мысли в устной и
письменной форме;
соблюдать нормы
построения текста,
совершенствовать и
редактировать
собственный текст.
выступление
37.
Контрольная
работа с
грамматически
м заданием по
теме
«Второстепенн
ые члены
предложения»
1
Знать основные нормы
русского литературного
языка (орфография,
пунктуация).
Уметь применять
изученные орфограммы
и пунктограммы на
письме.
диктант
Простые односоставные предложения (8 часов + 3 часа р/р)
38.
Основные
группы
односоставных
предложений.
1
Знать основные
единицы языка, их
признаки.
Уметь опознавать
языковые единицы,
Упражнения в
учебнике
проводить различные
виды анализа; уметь
различать виды
односоставных
предложений.
39.
Односоставные
предложения с
главным
членом –
сказуемое
Предложения
определённо –
личные
1
Знать различие между
односоставными и
двусоставными
предложениями;
признаки
неопределенно-личных
предложений.
Уметь находить
неопределенно-личные
предложения в тексте;
использовать
неопределенно-личные
предложения в
различных стилях речи;
заменять двусоставные
предложения
аналогичными
односоставными
определенно-личными.
Карточки с
тематическими
заданиями
40.
Предложения
неопределённо
– личные
1
Знать различие между
односоставными и
двусоставными
предложениями;
признаки
неопределенно-личных
предложений.
Уметь находить
неопределенно-личные
предложения в тексте;
использовать
неопределенно-личные
предложения в
различных стилях речи;
заменять двусоставные
предложения
аналогичными
односоставными
определенно-личными.
Упражнения в
учебнике
41.
Безличные
предложения
1
Знать различие между
типами односоставных
предложений; признаки
безличного
предложения.
Уметь находить
безличные предложения
в тексте по значению и
Упражнения в
учебнике
структурным
особенностям;
употреблять безличные
предложения для
передачи состояния
природы и окружающей
среды; использовать
синонимическую замену
безличных предложений
двусоставными.
42.
Безличные
предложения
1
Знать различие между
типами односоставных
предложений; признаки
безличного
предложения.
Уметь находить
безличные предложения
в тексте по значению и
структурным
особенностям;
употреблять безличные
предложения для
передачи состояния
природы и окружающей
среды; использовать
синонимическую замену
безличных предложений
двусоставными.
Упражнения в
учебнике
43.
Закрепление
темы
«Односоставн
ые
предложения с
главным
членом -
сказуемым»
1
Знать различие между
типами односоставных
предложений; признаки
каждого из них.
Уметь определять тип
односоставного
предложения, находить в
тексте, составлять
предложения по схемам.
Упражнения в
учебнике,
тестирование
44.
Р.Р. Описание
картины
1
Знать признаки текста и
его функционально-
смысловых типов
(повествование,
описание, рассуждение).
Уметь свободно,
правильно излагать свои
мысли в устной и
письменной форме;
соблюдать нормы
построения текста,
совершенствовать и
редактировать
собственный текст.
сочинение
45.
Р.Р. Описание
картины
1
Знать признаки текста и
его функционально-
смысловых типов
(повествование,
описание, рассуждение).
Уметь свободно,
правильно излагать свои
мысли в устной и
письменной форме;
соблюдать нормы
построения текста,
совершенствовать и
редактировать
собственный текст.
сочинение
46.
Односоставные
предложения с
одним главным
членом –
подлежащим.
1
Знать различие между
типами односоставных
предложений; признаки
назывных предложений.
Уметь находить
назывные предложения в
текстах художественных
произведений;
определять роль
назывных предложений в
художественной
литературе, в газетных и
журнальных очерках;
пользоваться в описании
для обозначения места и
времени.
Карточки с
тематическими
заданиями
47.
Назывные
предложения
1
Знать различие между
типами односоставных
предложений; признаки
назывных предложений.
Уметь находить
назывные предложения в
текстах художественных
произведений;
определять роль
назывных предложений в
художественной
литературе, в газетных и
журнальных очерках;
пользоваться в описании
для обозначения места и
времени.
Карточки с
тематическими
заданиями
48.
Р.Р. Изложение
на
лингвистическ
ую тему
1
Знать признаки текста и
его функционально-
смысловых типов;
основные нормы
изложение
русского литературного
языка (орфографические
и пунктуационные).
Уметь определять
тему, основную мысль
текста, функционально-
смысловой тип и стиль
речи; анализировать
структуру и языковые
особенности текста;
свободно излагать свои
мысли в письменной
форме, соблюдать нормы
построения текста.
Неполные предложения (2 часа)
49.
Понятие о
неполных
предложениях
1
Знать особенности и
функции неполных
предложений.
Уметь находить их в
тексте; заменять
неполные предложения
синонимичными
полными, различать
назывные предложения и
неполные двусоставные
предложения; проводить
синтаксический и
пунктуационный
разборы предложений.
Карточки с
тематическими
заданиями
50.
Контрольная
работа по теме
«Односоставн
ые
предложения»
1
Знать основные нормы
русского литературного
языка.
Уметь применять
изученный материал при
решении
грамматических задач;
осуществлять
самоконтроль; находить
грамматические ошибки.
диктант
Однородные члены предложения (7 часов + 3 часа р/р)
51.
Понятие об
однородных
членах
1
Знать основные
единицы языка, их
признаки.
Уметь опознавать
языковые единицы,
проводить различные
виды их анализа;
правильно ставить знаки
препинания; соблюдать
перечислительную
интонацию.
Упражнения в
учебнике
52.
Однородные и
неоднородные
определения
1
Знать правила
постановки знаков
препинания между
однородными и
неоднородными
определениями и
отсутствие знаков при
неоднородных
определениях.
Уметь составлять
схемы предложений с
однородными
определениями;
различать однородные и
неоднородные
определения.
Упражнения в
учебнике
53.
Однородные
члены,
связанные
сочинительным
и союзами и
пунктуация при
них
1
Знать правила
постановки знаков
препинания при
однородных членах,
связанных союзами.
Уметь правильно
ставить знаки
препинания при
однородных членах,
связанные союзами;
определять
стилистическую окраску
союзов в предложении с
однородными членами
Карточки с
тематическими
заданиями
54.
Однородные
члены,
связанные
сочинительным
и союзами и
пунктуация при
них
1
Знать правила
постановки знаков
препинания при
однородных членах,
связанных союзами.
Уметь правильно
ставить знаки
препинания при
однородных членах,
связанные союзами;
определять
стилистическую окраску
союзов в предложении с
однородными
Упражнения в
учебнике,
тестирование
55.
Обобщающие
слова при
однородных
членах и знаки
препинания
при них
1
Знать правила
постановки знаков
препинания при
обобщающих словах с
однородными членами.
Уметь правильно
Упражнения в
учебнике
ставить знаки пре-
пинания; составлять
схемы предложений с
обобщающими словами
при однородных членах;
различать предложения с
обобщающими словами
при однородных членах
и предложениях с
именными составными
сказуемыми.
56.
Обобщающие
слова при
однородных
членах и знаки
препинания
при них
1
Знать правила
постановки знаков
препинания при
обобщающих словах с
однородными членами.
Уметь правильно
ставить знаки
препинания; составлять
схемы предложений с
обобщающими словами
при однородных членах;
различать предложения с
обобщающими словами
при однородных членах
и предложениях с
именными составными
сказуемыми.
Карточки с
тематическими
заданиями
57.
Р.Р.
Рассуждение на
основе
литературного
произведения
1
Знать признаки текста и
его функционально-
смысловых типов
(повествование,
описание, рассуждение).
Уметь свободно,
правильно излагать свои
мысли в устной и
письменной форме;
соблюдать нормы
построения текста,
совершенствовать и
редактировать
собственный текст.
Сочинение-
рассуждение
58.
Контрольное
тестирование
по теме
«Однородные
члены
предложения»
1
Знать основные нормы
русского литературного
языка.
Уметь применять
изученный материал при
решении
грамматических задач;
осуществлять
самоконтроль; находить
тест
грамматические ошибки.
59.
Р.Р. Описание
картины
1
Знать признаки текста и
его функционально-
смысловых типов
(повествование,
описание, рассуждение).
Уметь свободно,
правильно излагать свои
мысли в устной и
письменной форме;
соблюдать нормы
построения текста,
совершенствовать и
редактировать
собственный текст.
Сочинение-
описание
60.
Р.Р. Описание
картины
1
Знать признаки текста и
его функционально-
смысловых типов
(повествование,
описание, рассуждение).
Уметь свободно,
правильно излагать свои
мысли в устной и
письменной форме;
соблюдать нормы
построения текста,
совершенствовать и
редактировать
собственный текст.
Сочинение-
описание
Обособленные определения и приложения (14 часов + 5 часов р/р)
61.
Обособленные
определения и
приложения
1
Знать правила
обособления
согласованных
распространенных и
нераспространенных
определений.
Уметь правильно
обособлять определения
интонационно и на
письме; проводить
синонимическую замену
обособленных членов
Упражнения в
учебнике
62.
Обособленные
определения и
приложения
1
Знать правила
обособления
согласованных
распространенных и
нераспространенных
определений.
Уметь правильно
обособлять определения
интонационно и на
Упражнения в
учебнике,
тестирование
письме; проводить
синонимическую замену
обособленных членов
63.
Обособленные
определения,
выраженные
причастными
оборотами
1
Знать правила
обособления
определений с
обстоятельственным
оттенком и
несогласованных
определений.
Уметь выявлять условия
обособления; правильно
обособлять
интонационно
и на письме; проводить
синонимическую замену
обособленных членов.
Карточки с
тематическими
заданиями
64.
Особенности
обособления
приложений
1
Знать правила
обособления
определений с
обстоятельственным
оттенком и
несогласованных
определений.
Уметь выявлять условия
обособления; правильно
обособлять
интонационно
и на письме; проводить
синонимическую замену
обособленных членов.
Упражнения в
учебнике
65.
Практическое
занятие по теме
«Предложения
с
обособленным
и
определениями
и
приложениями
»
1
Знать теоретический
материал по теме
«Предложения с
обособленными
определениями и
приложениями»
Уметь находить в тексте
предложения с
обособленными
определениями и
приложениями,
составлять предложения
по схемам.
Упражнения в
учебнике,
тестирование
66.
Контрольная
работа по теме
«Обособленны
е определения
и приложения»
1
Знать основные нормы
русского литературного
языка (орфографические
и пунктуационные).
Уметь применять
изученный материал при
диктант
решении
грамматических задач,
осуществлять
самоконтроль, находить
в работе ошибки.
67.
Обособленные
обстоятельства
1
Знать правила
обособления
обстоятельств,
выраженных ДО и
деепричастиями.
Уметь выявлять условия
обособления
обстоятельств;
правильно ставить знаки
препинания при
выделении
обособленных
обстоятельств.
Карточки с
тематическими
заданиями
68.
Обособленные
обстоятельства
1
Знать правила
обособления
обстоятельств,
выраженных ДО и
деепричастиями.
Уметь выявлять условия
обособления
обстоятельств;
правильно ставить знаки
препинания при
выделении
обособленных
обстоятельств.
Упражнения в
учебнике
69.
Практическое
занятие по теме
«Обособленны
е
обстоятельства
»
1
Знать правила
обособления
обстоятельств,
выраженных
существительными с
предлогами.
Уметь выявлять условия
обособления
обстоятельства;
интонационно правильно
произносить
предложения с
обособленными
обстоятельствами
уступки и причины,
выраженные
существительными с
предлогом.
Тематическое
тестирование
70.
Синтаксически
й разбор
1
Знать план
синтаксического разбора
Упражнения в
учебнике
предложений с
обособленным
и членами
предложений с
обособленными членами
Уметь производить
синтаксический разбор
предложений с
обособленными членами
71.
Р.Р. Сжатое
изложение
1
Знать основные
признаки
публицистического
стиля, признаки текста и
его функционально-
смысловых типов
(повествование,
описание, рассуждение);
основные нормы
русского литературного
языка.
Уметь различать стили
речи; определять тему,
основную мысль текста;
анализировать
структуру и языковые
особенности текста.
изложение
72.
Р.Р. Сжатое
изложение
1
Знать основные
признаки
публицистического
стиля, признаки текста и
его функционально-
смысловых типов
(повествование,
описание, рассуждение);
основные нормы
русского литературного
языка.
Уметь различать стили
речи; определять тему,
основную мысль текста;
анализировать структуру
и языковые особенности
текста.
Изложение
73.
Понятие об
обособлении
уточняющих
членах
предложения
1
Знать правила
обособления
уточняющих членов
предложения.
Уметь выявлять условия
обособления
уточняющих членов
предложения;
выразительно читать
предложения с
уточняющими членами.
Карточки с
тематическими
заданиями
74.
Обособление
1
Знать правила
Упражнения в
уточняющих
членов
предложения.
Разделительны
е и
выделительные
знаки
препинания
обособления
уточняющих членов
предложения.
Уметь выявлять условия
обособления
уточняющих членов
предложения;
выразительно читать
предложения с
уточняющими членами.
учебнике,
тестирование
75.
Практическое
занятие
1
Знать правила
постановки знаков
препинания в
предложениях с
обособленными и
уточняющими членами.
Уметь применять
изученные правила при
решении
грамматических задач;
производить
синтаксический и
пунктуационный
разборы; использовать
разнообразные
конструкции в связной
речи.
Тематическое
тестирование
76.
Контрольная
работа по
темам
«Обособленны
е члены
предложения»,
«Уточняющие
члены
предложения»
1
Знать основные нормы
русского литературного
языка (орфографические,
пунктуационные).
Уметь применять
полученные материалы
при решении
грамматических задач;
осуществлять
самоконтроль, находить
в работе грамматические
ошибки.
диктант
77.
Р.Р.
Применение
публицистичес
кого стиля на
практике.
Диспут
1
Знать признаки текстов
публицистического
стиля, определение
диспута
Уметь свободно,
правильно излагать свои
мысли в устной и
письменной форме;
соблюдать нормы
построения текста,
совершенствовать и
редактировать
собственный текст.
78.
Р.Р. Изложение
1
Знать основные
признаки
публицистического
стиля, признаки текста и
его функционально-
смысловых типов
(повествование,
описание, рассуждение);
основные нормы
русского литературного
языка.
Уметь различать стили
речи; определять тему,
основную мысль текста;
анализировать
структуру и языковые
особенности текста.
изложение
79.
Р.Р. Изложение
1
Знать основные
признаки
публицистического
стиля, признаки текста и
его функционально-
смысловых типов
(повествование,
описание, рассуждение);
основные нормы
русского литературного
языка.
Уметь различать стили
речи; определять тему,
основную мысль текста;
анализировать структуру
и языковые особенности
текста.
Изложение
Обращения, вводные слова и междометия (9 часов)
80.
Обращение и
знаки
препинания
при нём
1
Знать основные
единицы языка, их
признаки; порядок
синтаксического и
пунктуационного
разбора.
Уметь находить в
предложении обращение,
употреблять его с учетом
речевой ситуации;
правильно ставить знаки
препинания.
Упражнения в
учебнике,
тестирование
81.
Обращение и
знаки
препинания
при нём
1
Знать основные
единицы языка, их
признаки; порядок
синтаксического и
Тематическое
тестирование
пунктуационного
разбора.
Уметь находить в
предложении обращение,
употреблять его с учетом
речевой ситуации;
правильно ставить знаки
препинания.
82.
Вводные слова
и вводные
предложения.
Знаки
препинания
при них
1
Знать основные
единицы языка, их
признаки; вводные слова
и предложения как
средство выражения
субъективной оценки
высказывания.
Уметь выражать
определенные
отношения к
высказываниям с
помощью вводных
конструкций; правильно
ставить знаки
препинания при вводных
словах.
Упражнения в
учебнике,
тестирование
83.
Вводные слова
и вводные
предложения.
Предложения с
междометиями
1
Знать основные
единицы языка, их
признаки; вводные слова
и предложения как
средство выражения
субъективной оценки
высказывания.
Уметь выражать
определенные
отношения к
высказываниям с
помощью вводных
конструкций; правильно
ставить знаки
препинания при вводных
словах.
Упражнения в
учебнике
84.
Вставные
конструкции
1
Знать основные
единицы языка, их
признаки.
Уметь правильно
ставить знаки
препинания; находить в
тексте; использовать
выразительные
интонации.
Упражнения в
учебнике
85.
Вставные
1
Знать основные
Упражнения в
конструкции
единицы языка, их
признаки.
Уметь правильно
ставить знаки
препинания; находить в
тексте; использовать
выразительные
интонации.
учебнике,
тестирование
86.
Закрепление
темы
«Предложения
с
обращениями,
вводными
словами и
междометиями
»
1
Знать правила
постановки знаков
препинания в
предложениях с
вводными словами,
предложениями и
обращениями.
Уметь применять эти
знания на практике;
находить в текстах;
различать вводные слова
и вводные предложения.
Тематическое
тестирование
87.
Контрольный
урок по теме
«Предложения
с
обращениями,
вводными
словами и
междометиями,
вводными
конструкциями
»
1
Знать основные нормы
русского литературного
языка (орфографические,
пунктуационные).
Уметь применять
изученный материал при
решении
грамматических задач,
осуществлять
самоконтроль.
диктант
88.
Работа над
ошибками
диктанта
1
Знать основные нормы
русского литературного
языка.
Уметь применять
изученный материал при
решении
грамматических задач;
осуществлять
самоконтроль; находить
грамматические ошибки.
Упражнения в
учебнике,
карточки с
индивидуальны
ми заданиями
Прямая и косвенная речь (7 часов + 3 часа р/р)
89.
Предложения с
прямой речью.
Знаки
препинания
при них
1
Знать основные
единицы языка, их
признаки; предложения с
прямой речью, знаки
препинания при них.
Уметь правильно
ставить знаки
препинания в
предложениях с прямой
Упражнения в
учебнике
речью.
90.
Диалог
1
Знать основные
единицы языка, их
признаки; тексты с
диалогами, знаки
препинания при них.
Уметь правильно
ставить знаки
препинания в текстах с
диалогами.
Упражнения в
учебнике
91.
Предложения с
косвенной
речью
1
Знать основные
единицы языка, их
признаки; предложения с
косвенной речью, знаки
препинания при них.
Уметь правильно
ставить знаки
препинания в
предложениях с
косвенной речью;
правильно употреблять
предложения с
косвенной речью.
Упражнения в
учебнике
92.
Предложения с
косвенной
речью.
Практическое
занятие
1
Знать основные
единицы языка, их
признаки; предложения с
косвенной речью, знаки
препинания при них.
Уметь правильно
ставить знаки
препинания в
предложениях с
косвенной речью;
правильно употреблять
предложения с
косвенной речью.
Упражнения в
учебнике,
тестирование
93.
Цитаты и знаки
препинания
при них
1
Знать основные
единицы языка, их
признаки; предложения с
цитатами, знаки
препинания при них.
Уметь правильно
ставить знаки
препинания в
предложениях с
цитатами; правильно
употреблять
предложения с цитатами.
Упражнения в
учебнике
94.
Способы
передачи
чужой речи в
1
Знать схему
лингвистического
анализа текста.
Упражнения в
учебнике
художественно
м
произведении
(на примере
стихотворения
Л.Мартынова
«Под зелёный
тополь я
прилёг…»)
Уметь производить
лингвистический анализ
текста
95.
Закрепление
темы
«Способы
передачи
чужой речи»
1
Знать основные
единицы языка, их
признаки; предложения с
цитатами, диалогами,
прямой и косвенной
речью; знаки препинания
при них.
Уметь правильно
ставить знаки
препинания в
предложениях с
цитатами, диалогами,
прямой и косвенной
речью
Тематическое
тестирование
96.
Р.Р. Изложение
1
Знать основные
признаки
публицистического
стиля, признаки текста и
его функционально-
смысловых типов
(повествование,
описание, рассуждение);
основные нормы
русского литературного
языка.
Уметь различать стили
речи; определять тему,
основную мысль текста;
анализировать
структуру и языковые
особенности текста.
изложение
97.
Р.Р.
Сравнительная
характеристика
героев
1
Знать признаки текстов
публицистического
стиля, определение
диспута
Уметь свободно,
правильно излагать свои
мысли в устной и
письменной форме;
соблюдать нормы
построения текста,
совершенствовать и
редактировать
сочинение
собственный текст.
98.
Р.Р.
Сравнительная
характеристика
героев
1
Знать признаки текстов
публицистического
стиля, определение
диспута
Уметь свободно,
правильно излагать свои
мысли в устной и
письменной форме;
соблюдать нормы
построения текста,
совершенствовать и
редактировать
собственный текст.
Сочинение
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (7 часов)
99.
Повторение
тем
«Словосочетан
ие»,
«Двусоставные
предложения»,
«Односоставн
ые
предложения»
1
Знать основные нормы
русского литературного
языка (грамм. и
орфограф.).
Уметь применять
изученные правила,
пользоваться
определенными
способами по их
применению; соблюдать
в практике письма
основные правила
орфографии
Упражнения в
учебнике
100.
Повторение
тем
«Словосочетан
ие»,
«Двусоставные
предложения»,
«Односоставн
ые
предложения»
1
Знать основные нормы
русского литературного
языка (грамм. и
орфограф.).
Уметь применять
изученные правила,
пользоваться
определенными
способами по их
применению; соблюдать
в практике письма
основные правила
орфографии
Упражнения в
учебнике
101.
Повторение
тем
«Однородные
члены
предложения»,
«Предложения
с
обособленным
и членами»,
«Предложения
с
1
Знать основные нормы
русского литературного
языка (грамм. и
орфограф.).
Уметь применять
изученные правила,
пользоваться
определенными
способами по их
применению; соблюдать
в практике письма
Упражнения в
учебнике
уточняющими
обособленным
и членами»
основные правила
орфографии
102.
Повторение
тем
«Однородные
члены
предложения»,
«Предложения
с
обособленным
и членами»,
«Предложения
с
уточняющими
обособленным
и членами»
1
Знать основные нормы
русского литературного
языка (грамм. и
орфограф.).
Уметь применять
изученные правила,
пользоваться
определенными
способами по их
применению; соблюдать
в практике письма
основные правила
орфографии
Упражнения в
учебнике
103.
Повторение
тем
«Обращение»,
«Вводные
слова и
предложения»,
«Способы
передачи
чужой речи»
1
Знать основные нормы
русского литературного
языка (грамм. и
орфограф.).
Уметь применять
изученные правила,
пользоваться
определенными
способами по их
применению; соблюдать
в практике письма
основные правила
орфографии
Тематическое
тестирование
104.
Итоговое
тестирование
за курс 8
класса
1
Знать основные нормы
русского литературного
языка (грамм. и
орфограф.).
Уметь применять
изученные правила,
пользоваться
определенными
способами по их
применению; соблюдать
в практике письма
основные правила
орфографии
Тест
105.
Итоговое
тестирование
за курс 8
класса
1
Знать основные нормы
русского литературного
языка (грамм. и
орфограф.).
Уметь применять
изученные правила,
пользоваться
определенными
способами по их
применению; соблюдать
Тест
в практике письма
основные правила
орфографии
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя
1)
М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. Программы общеобразо-
вательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. М.: Просвещение, 2006, рекомендован-
ную МО и Н РФ, 7-е издание.
2)
Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Бо-
гданова. - М.: Просвещение, 2005.
3)
Ивченков П. Ф. Обучающее изложение: 5-9 кл. / П. Ф. Ивченков. - М.,
1994.
4)
Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7
классы / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. Н. Соловейчик. - М., 1991.
5)
Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русско-
му языку: 8 класс/ Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2007.
6)
Ладыженская Т. А. Практическая методика русского языка: 8 кл.: Книга
для учителя / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М.: Просвещение, 2003.
Литература для учащихся
1)
С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А. Чешко. Русский язык.
Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Москва. «Просвещение» 2006 г.
2)
Малюшкин А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по рус -
скому язык: 8 класс/А. Б. Малюшкин. - М., 2006.
3)
Олимпиады по русскому языку / Сост. О. Н. Белявская. - Минск, 1995.