РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ по русскому языку для обучающихся 8 класса

Автор: Алексеева Наталья Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Комсомольская ООШ"
Населённый пункт: п.Комсомольский Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа
Наименование материала: Календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс
Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ по русскому языку для обучающихся 8 класса
Дата публикации: 04.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по русскому языку для обучающихся 8 класса Составитель: Учитель русского языка и литературы Алексеева Наталья Сергеевна 2015 – 2016 учебный год

Пояснительная записка

Общие сведения о рабочей программе
Предмет Русский язык Класс 8 Уровень Базовый Общее количество часов по учебному плану 105 Количество часов в неделю 3 Количество уроков повторения и обобщения изученного материала 7 Количество контрольных работ 8 Количество уроков развития речи 18 Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и авторской про граммой под редакцией Т.А.Ладыженской ( М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский . Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. М.: Просвещение, 2006), рекомендованную МО и Н РФ, 7-е издание. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. К учебнику «Русский язык. 8 класс». С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др. – Просвещение, 2010 г.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовы-

ми документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. 3273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; 3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 7.07.2005г. №03-1263 «О Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»; 4. Приказ МО и Н РФ от 09.03.2004г. №1312 «Перечень Примерных программ по учебным предметам федерального базисного учебного плана»; 5. Приказ Министерства образования и науки РФ 19.12.2012 года № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющие аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»; 6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по русскому языку (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089); 7. Примерные программы основного общего образования по русскому языку , рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005г. № 03-1263; 8. Учебный план МКОУ «Комсомольская ООШ» на 2015 – 2016 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: 
воспитание
духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе; 
овладение
системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования; 
освоение
знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; 
развитие
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка; 
совершенствование
коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы; 
формирование
умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствуя ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VIII классе – 105 часов (из расчета 3 раза в неделю).

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные
(владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальные
(сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
информационные
(умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
организационные
(умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни. В течение учебного года предполагается выполнение следующего объема практической части: - контрольных диктантов – 8; - уроков развития речи – 21.
Содержание тем учебного курса

Функции русского языка в современном мире

Повторение пройденного в 5 – 7 классах

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Словосочетание
I. Повторение пройденного о словосочетании в V классе Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные). II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение
I. Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложение. III. Описание архитектурных памятников как вид текста. Структура текста, его языковые особенности.
Простые двусоставные предложения

Главные члены предложения
I. Подлежащее. Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Сказуемое. Повторение пройденного о сказуемом. Способы выражения сказуемого. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль. II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения
I. Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Дополнение. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Определение. Согласованное и несогласованное определение. Приложение как разновидность определения: знаки препинания при приложении. Обстоятельство. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительный оборот, знаки препинания при нём. II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы. III. Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Простые односоставные предложения
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с одним главным членом сказуемым (определённо–личные, неопределённо–личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль. II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. III. Рассказ на свободную тему.
Неполные предложения
I. Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения
I. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами.
Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания. II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членов предложения. III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера)
Обращения, вводные слова и междометия
I. Обращение. Повторение изученного об обращении. Распространённое обращение. Выделительные знаки при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий. II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста. III. Публичное выступление на общественно значимую тему.
Обособленные члены предложения
I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль. II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы. III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Прямая и косвенная речь
I. Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль. II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной. III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Повторение и систематизация пройденного в 8 классе


Информация о внесенных изменениях в авторскую программу
Так как программа общеобразовательных учреждений рассчитана на 102 часа, а фактически, согласно годового графика, ‒ 105 часов проведены следующие изменения: добавлены часы на изучение тем: - повторение изученного материала в 5 – 7 классах – 1 часа; - второстепенные члены предложения – 1 час; - повторение и систематизация изученного в 8 классе – 1 час. В тематическом планировании, следуя, в основном идее М.Т. Баранова, несколько изменила количество часов, используя принципы опережающего обучения и неоднократного обращения к наиболее сложным вопросам курса, таким как: «Второстепенные члены предложения», « Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения», «Прямая и косвенная речь». На изучение темы «Второстепенные члены предложения» отвожу 11 часов вместо 8, темы « Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения » – 10 часов вместо 8, темы «Прямая и косвенная речь» – 10 часов вместо 7. Изменение планирования позволяет изучать многие темы в проблемном режиме, повышает интерес к предмету с первых уроков.
Технологии, используемые в обучении:
развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного метода, метод проектов, игровые, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного об учения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков

являются:
входной контроль в на чале и в конце четверти; текущий — в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных дик тантов, предупредительных, объяснительных, комментированных, выбо рочных, графических, творческих, свободных, восстановленных диктантов, диктанта «Про веряю себя», диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый — итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Учебно – тематический план



Тема, раздел

Кол-во часов

Контрольные

работы

Развитие

речи
1. Вводный курс. Функции русского языка в современном мире 1
-

-
2. Повторение изученного материала в 5-7 классах 9 - 2 Синтаксис, пунктуация, культура речи 3. Словосочетание 2 - - 4. Простое предложение 4 - 1 5. Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения 10 1 - 6. Второстепенные члены предложения 11 1 4 7. Простые односоставные предложения. 11 - 3 8. Неполные предложения 2 1 -
9. Однородные члены предложения 10 1 3 10. Обособленные члены предложения 19 2 5 11. Обращения, вводные слова и междометия 9 1 - 12 Прямая и косвенная речь 10 - 3 13. Повторение и систематизация изученного в 8 классе 7 1 - Итого: 105 8 21
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 8

класса:
Учащиеся должны
знать
,
понимать
определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий.
Уметь:
• производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных о односоставных предложений, предложений с прямой речью; • составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложнённые однородными и обособленными членами, вводными словами и предложениями, обращениями; • пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи; • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации:
• находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания; • обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами; •ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. •ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.
По орфографии:
• находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор; • правильно писать слова с изученными орфограммами; • правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи:
• определять тип и стиль текста; • подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников; • писать сочинения - описания; • сочинения – рассуждения на морально – этические темы ; • совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем; • находить и исправлять различные языковые ошибки; • уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам;
Тематическое планирование




п/п

Тема

Количес

тво

часов

Планируемые результаты

обучения

Контроль
1. Вводный курс. Функции русского языка в современном мире 1 Получить представление о роли русского языка в мире, о месте его среди других европейских языков. Проверка знаний, умений, навыков – контрольный диктант. 2. Повторение изученного материала в 5-7 классах 9 Обобщить и систематизировать изученный ранее языковой материал, восстановить и закрепить основные знания и умения, полученные учащимися в 5—7 классах. Проверка знаний, умений, навыков – контрольный диктант. Синтаксис, пунктуация, культура речи 3. Словосочетание 2 Знать основные виды связи слов в словосочетании. Уметь отличать словосочетание от слова и предложения, вычленять словосочетание из предложения, определять грамматическое значение словосочетания, правильно употреблять словосочетания в предложении, использовать синонимические по значению словосочетания. Проверка знаний, умений, навыков – контрольный диктант. 4. Простое предложение 4 Знать Особенности связи подлежащего и сказуемого; порядок слов в предложении, логическое ударение. Уметь характеризовать предложения разных типов (утвердительные — отрицательные, повествовательные — вопросительные — побудительные; восклицательные); по количеству членов грамматической основы; по количеству грамматических основ; по наличию — отсутствию второстепенных членов, по функции в речи; выразительно читать, правильно выделяя с помощью логического ударения главное слово в тексте. Проверка знаний, умений, навыков – контрольный диктант.
5. Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения 10 Знать признаки и функцию подлежащего в предложении, уметь находить подлежащее в предложении; определять способ выражения подлежащего; отличать подлежащее от омонимичных с ним форм; признаки сказуемого и типы сказуемых (способы выражения в речи); что такое второстепенные члены предложения, в чем их отличие от главных. Уметь характеризовать сказуемое в предложении; разграничивать простое глагольное и составное глагольное сказуемые; использовать разные типы сказуемых в речи (тексте); находить второстепенные члены в предложении. Проверка знаний, умений, навыков – контрольный диктант. 6. Второстепенные члены предложения 11 Знать прямое и косвенное дополнение, несогласованное определение, приложение и знаки препинания при нем, виды обстоятельств по значению, сравнительный оборот. Уметь использовать в речи согласованные и несогласованные определения. Проверка знаний, умений, навыков – контрольный диктант. 7. Простые односоставные предложения. 11 Знать основные виды односоставных предложений. Уметь отличать односоставные предложения от двусоставных. Понимать роль односоставных предложений в тексте. Проверка знаний, умений, навыков – контрольный диктант. 8. Неполные предложения 2 Знать понятие о неполных предложениях. Уметь пользоваться неполными предложениями в речи. Проверка знаний, умений, навыков – контрольный диктант. 9. Однородные члены предложения 10 Знать признаки однородности. Понимать специфику предложений с рядами однородных членов, соединенных повторяющимися союзами (многосоюзие) и интонацией (бессоюзие); знать правила постановки знаков препинания между однородными членами, соединенными союзами, и применять их в Проверка знаний, умений, навыков – контрольный диктант.
письменной речи. Уметь схематически изображать предложения с однородными членами; правильно произносить предложения с однородными членами, соединенными разными способами; отличать предложения с однородными членами, соединенными союзной связью, от сложных предложений; отличать однородные определения от неоднородных; уметь ставить знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. 10. Обособленные члены предложения 19 Понимать, что такое обособление. Знать причины обособления, основные правила обособления определений и приложений и применять их на письме; правила обособления обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и существительными в косвенных падежах. Уметь характеризовать разные признаки обособления: смысловые, интонационные, грамматические, пунктуационные; находить определения в предложении; выделять распространенные определения; находить одиночные и распространенные обстоятельства в предложении; применять правила при письменном оформлении текста. Проверка знаний, умений, навыков – контрольный диктант. 11. Обращения, вводные слова и междометия 9 Знать, что такое обращение; функции обращений в речи (звательная, оценочная, изобразительная); правила постановки знаков препинания при обращении; группы вводных слов по значению. Уметь пользоваться знаками препинания в письменной речи; правильно произносить предложения с обращениями; отличать обращение от других функций существительных в форме именительного падежа Проверка знаний, умений, навыков – контрольный диктант.
(подлежащего, сказуемого, приложения при подлежащем. Получить представление о вводности как речевой категории. Понимать различия в смыслах, которые возникают при замене одного вводного слова другим; выразительно, интонационно правильно читать предложения с вводными словами. 12. Прямая и косвенная речь 10 Знать, что такое прямая речь; правила постановки знаков препинания при различных случаях употребления прямой речи (перед словами автора, после них, прямая речь разрывает слова автора). Уметь находить прямую речь в тексте; правильно строить предложения с прямой речью; правильно произносить предложения с прямой речью, интонационно выделяя слова автора; создавать предложения по заданным схемам Знать, в чем отличие косвенной речи от прямойУметь правильно трансформировать прямую речь в косвенную. Знать, что такое цитата и каковы способы введения ее в текст. Уметь цитировать различные высказывания; пользоваться правилами постановки знаков препинания при цитировании; заменять предложения с прямой речью предложениями с косвенной, видеть при этом стилистическое различие этих конструкций. Иметь представление о вставных конструкциях и их отличии от вводных слов. Знать правила постановки знаков препинания и применять их на письме; группы междометий и роль междометий в тексте, правила постановки знаков препинания при междометиях. Уметь с правильной интонацией читать предложения с вводными конструкциями, находить вводные слова в предложении; Проверка знаний, умений, навыков – контрольный диктант.
отличать их от омонимичных членов предложения (может быть, к счастью и т. п.)Расширить и углубить знания о междометиях; использовать междометия в собственных высказываниях и применять правила постановки знаков препинания при них в письменной речи. 13. Повторение и систематизация изученного в 8 классе 7 Знать определения изученных языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил. Уметь анализировать словосочетания и простые предложения, а также предложения с прямой речью; пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии со стилем речи и целью высказывания. Проверка знаний, умений, навыков – контрольный диктант.
Календарно – тематическое планирование по русскому языку 8 класс, 105 часов



п/п

Тема урока

Кол-

во

часов

Планируемые

результаты

Вид контроля

Дата

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

Функции русского языка в современном мире (1 час)
1. Функции русского языка в современном мире 1
Знать
роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа.
Уметь
объяснить с помощью словаря значение слов с национально- культурным компонентом. Упражнения в учебнике
Введение. Повторение изученного в 5 – 7 классах (7 часов + 2 часа р/р)
2. Повторение изученного в 5- 7 классах. 1
Знать
основные нормы русского литературного языка (грамм. и орфограф.). Карточки с тематическими заданиями
Языковая система.
Уметь
применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; соблюдать в практике письма основные правила орфографии 3. Фонетика. Графика. Орфография 1
Знать
основные нормы русского литературного языка (грамм. и орфограф.).
Уметь
применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; соблюдать в практике письма основные правила орфографии Тематическое тестирование 4. Морфемика и словообразован ие 1
Знать
основные нормы русского литературного языка (грамм. и орфограф.).
Уметь
применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; соблюдать в практике письма основные правила орфографии Упражнения в учебнике 5. Лексика и фразеология 1
Знать
основные нормы русского литературного языка (грамм. и орфограф.).
Уметь
применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; соблюдать в практике письма основные правила орфографии Карточки с тематическими заданиями 6. Морфология. Служебные и самостоятельн ые части речи 1
Знать
основные нормы русского литературного языка (грамм. и орфограф.).
Уметь
применять Упражнения в учебнике
изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; соблюдать в практике письма основные правила орфографии 7. Самостоятельн ые части речи 1
Знать
грамматические признаки самостоятельных частей речи
Уметь
различать самостоятельные и служебные части речи Упражнения в учебнике 8. Морфологичес кий разбор частей речи 1
Знать
основные нормы русского литературного языка (грамм. и орфограф.).
Уметь
применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; соблюдать в практике письма основные правила орфографии Карточки с тематическими заданиями 9. Р/р Строение текста 1
Знать
признаки текста и его функционально- смысловых типов (повествование, описание, рассуждение).
Уметь
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст. Сочинение 10. Р/р Стили речи 1
Знать
признаки текста и его функционально- смысловых типов (повествование, описание, рассуждение).
Уметь
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы Сочинение
построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Словосочетание (2 часа)
11. Строение и грамматическо е значение словосочетани й 1
Знать
строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения.
Уметь
вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний. Упражнения в учебнике 12. Связь слов в словосочетани и 1
Знать
строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения.
Уметь
вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний. Упражнения в учебнике
Простое предложение ( 3 часа + 1 час р/р)
13. Строение и грамматическо е значение предложений 1
Знать
основные единицы языка, их признаки.
Уметь
осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели Упражнения в учебнике
высказывания. 14. Особенности связи подлежащего и сказуемого 1
Знать
основные единицы языка, их признаки.
Уметь
осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания. Упражнения в учебнике 15. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение 1
Знать
основные единицы языка, их признаки.
Уметь
осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания. Карточки с тематическими заданиями 16. Р.Р. Описание архитектурных памятников, как вид текста 1
Знать
признаки текста и его функционально- смысловых типов (повествование, описание, рассуждение).
Уметь
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст. Устное сочинение
Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения (10 часов)
17. Главные члены предложения 1
Знать
основные единицы языка, их признаки.
Уметь
находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым. Упражнения в учебнике 18. Подлежащее. 1
Знать
основные Упражнения в
Способы выражения подлежащего единицы языка, их признаки.
Уметь
находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым. учебнике 19. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое 1
Знать
основные признаки выражения сказуемого.
Уметь
различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого. Карточки с тематическими заданиями 20. Составное глагольное сказуемое 1
Знать
основные признаки выражения сказуемого.
Уметь
различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого. Упражнения в учебнике 21. Составное именное сказуемое 1
Знать
основные признаки выражения сказуемого.
Уметь
различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные Упражнения в учебнике
сказуемые; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого. 22. Выражение именной части составного именного сказуемого 1
Знать
основные признаки выражения сказуемого.
Уметь
различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого. Карточки с тематическими заданиями 23. Тире между подлежащим и сказуемым 1
Знать
основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).
Уметь
находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними; составлять предложения Упражнения в учебнике 24. Закрепление темы «Главные члены предложения» 1
Знать
различие между типами сказуемых; признаки каждого из них.
Уметь
определять тип сказуемого, находить в тексте, составлять предложения по схемам. Упражнения в учебнике 25. Контрольный диктант с грамматически м заданием по теме «Главные члены предложения» 1
Знать
основные нормы русского литературного языка.
Уметь
применять изученные орфограммы и пунктограммы на письме. диктант 26. Анализ контрольного диктанта 1
Знать
основные нормы русского литературного языка.
Уметь
применять изученный материал при Упражнения в учебнике, карточки с индивидуальны ми заданиями
решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль; находить грамматические ошибки.
Второстепенные члены предложения (7 часов + 4 часа р/р)
27. Второстепенны е члены предложения. Дополнение 1
Знать
определения всех членов предложения, их признаки, отличия.
Уметь
отличать второстепенные члены предложения друг от друга, ставить вопрос, находить в тексте; определять способ выражения и роль в предложении. Упражнения в учебнике 28. Трудные случаи выражения дополнений 1
Знать
определения всех членов предложения, их признаки, отличия.
Уметь
отличать второстепенные члены предложения друг от друга, ставить вопрос, находить в тексте; определять способ выражения и роль в предложении. Упражнения в учебнике 29. Определение 1
Знать
основные единицы языка, их признаки, определения.
Уметь
находить в тексте согласованные и несогласованные определения; определять способы их выражения; использовать в речи определения для характеристики предмета, явления. Упражнения в учебнике 30. Р.Р. Публицистичес кое сочинение описание памятника 1
Знать
основные признаки публицистического стиля, признаки текста и его функционально- смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка.
Уметь
различать стили Сочинение
речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста. 31. Р.Р. Публицистичес кое сочинение описание памятника 1
Знать
основные признаки публицистического стиля, признаки текста и его функционально- смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка.
Уметь
различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста. Сочинение 32. Приложение 1
Знать
основные единицы языка, их признаки, определения.
Уметь
распознавать приложения среди других членов предложения; использовать приложение как средство выразительности речи; правильно ставить знаки препинания при приложениях. Карточки с тематическими заданиями 33. Обстоятельство . Основные виды обстоятельств 1
Знать
основные единицы языка, их признаки, определения.
Уметь
распознавать обстоятельства среди других членов предложения; использовать приложение как средство выразительности речи; правильно ставить знаки препинания при обстоятельствах. Упражнения в учебнике 34. Обстоятельства , выраженные сравнительным и оборотами 1
Знать
основные единицы языка, их признаки, определения.
Уметь
распознавать Упражнения в учебнике
обстоятельства среди других членов предложения; использовать приложение как средство выразительности речи; правильно ставить знаки препинания при обстоятельствах. 35. Р.Р. Ораторская речь и ее особенности 1
Знать
признаки текста и его функционально- смысловых типов (повествование, описание, рассуждение).
Уметь
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст. выступление 36. Р.Р. Публичные выступления об истории своего края 1
Знать
признаки текста и его функционально- смысловых типов (повествование, описание, рассуждение).
Уметь
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст. выступление 37. Контрольная работа с грамматически м заданием по теме «Второстепенн ые члены предложения» 1
Знать
основные нормы русского литературного языка (орфография, пунктуация).
Уметь
применять изученные орфограммы и пунктограммы на письме. диктант
Простые односоставные предложения (8 часов + 3 часа р/р)
38. Основные группы односоставных предложений. 1
Знать
основные единицы языка, их признаки.
Уметь
опознавать языковые единицы, Упражнения в учебнике
проводить различные виды анализа; уметь различать виды односоставных предложений. 39. Односоставные предложения с главным членом – сказуемое Предложения определённо – личные 1
Знать
различие между односоставными и двусоставными предложениями; признаки неопределенно-личных предложений.
Уметь
находить неопределенно-личные предложения в тексте; использовать неопределенно-личные предложения в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения аналогичными односоставными определенно-личными. Карточки с тематическими заданиями 40. Предложения неопределённо – личные 1
Знать
различие между односоставными и двусоставными предложениями; признаки неопределенно-личных предложений.
Уметь
находить неопределенно-личные предложения в тексте; использовать неопределенно-личные предложения в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения аналогичными односоставными определенно-личными. Упражнения в учебнике 41. Безличные предложения 1
Знать
различие между типами односоставных предложений; признаки безличного предложения.
Уметь
находить безличные предложения в тексте по значению и Упражнения в учебнике
структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными. 42. Безличные предложения 1
Знать
различие между типами односоставных предложений; признаки безличного предложения.
Уметь
находить безличные предложения в тексте по значению и структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными. Упражнения в учебнике 43. Закрепление темы «Односоставн ые предложения с главным членом - сказуемым» 1
Знать
различие между типами односоставных предложений; признаки каждого из них.
Уметь
определять тип односоставного предложения, находить в тексте, составлять предложения по схемам. Упражнения в учебнике, тестирование 44. Р.Р. Описание картины 1
Знать
признаки текста и его функционально- смысловых типов (повествование, описание, рассуждение).
Уметь
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст. сочинение
45. Р.Р. Описание картины 1
Знать
признаки текста и его функционально- смысловых типов (повествование, описание, рассуждение).
Уметь
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст. сочинение 46. Односоставные предложения с одним главным членом – подлежащим. 1
Знать
различие между типами односоставных предложений; признаки назывных предложений.
Уметь
находить назывные предложения в текстах художественных произведений; определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерках; пользоваться в описании для обозначения места и времени. Карточки с тематическими заданиями 47. Назывные предложения 1
Знать
различие между типами односоставных предложений; признаки назывных предложений.
Уметь
находить назывные предложения в текстах художественных произведений; определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерках; пользоваться в описании для обозначения места и времени. Карточки с тематическими заданиями 48. Р.Р. Изложение на лингвистическ ую тему 1
Знать
признаки текста и его функционально- смысловых типов; основные нормы изложение
русского литературного языка (орфографические и пунктуационные).
Уметь
определять тему, основную мысль текста, функционально- смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; свободно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста.
Неполные предложения (2 часа)
49. Понятие о неполных предложениях 1
Знать
особенности и функции неполных предложений.
Уметь
находить их в тексте; заменять неполные предложения синонимичными полными, различать назывные предложения и неполные двусоставные предложения; проводить синтаксический и пунктуационный разборы предложений. Карточки с тематическими заданиями 50. Контрольная работа по теме «Односоставн ые предложения» 1
Знать
основные нормы русского литературного языка.
Уметь
применять изученный материал при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль; находить грамматические ошибки. диктант
Однородные члены предложения (7 часов + 3 часа р/р)
51. Понятие об однородных членах 1
Знать
основные единицы языка, их признаки.
Уметь
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; соблюдать перечислительную интонацию. Упражнения в учебнике
52. Однородные и неоднородные определения 1
Знать
правила постановки знаков препинания между однородными и неоднородными определениями и отсутствие знаков при неоднородных определениях.
Уметь
составлять схемы предложений с однородными определениями; различать однородные и неоднородные определения. Упражнения в учебнике 53. Однородные члены, связанные сочинительным и союзами и пунктуация при них 1
Знать
правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами.
Уметь
правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанные союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами Карточки с тематическими заданиями 54. Однородные члены, связанные сочинительным и союзами и пунктуация при них 1
Знать
правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами.
Уметь
правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанные союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными Упражнения в учебнике, тестирование 55. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них 1
Знать
правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами.
Уметь
правильно Упражнения в учебнике
ставить знаки пре- пинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложениях с именными составными сказуемыми. 56. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них 1
Знать
правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами.
Уметь
правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложениях с именными составными сказуемыми. Карточки с тематическими заданиями 57. Р.Р. Рассуждение на основе литературного произведения 1
Знать
признаки текста и его функционально- смысловых типов (повествование, описание, рассуждение).
Уметь
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст. Сочинение- рассуждение 58. Контрольное тестирование по теме «Однородные члены предложения» 1
Знать
основные нормы русского литературного языка.
Уметь
применять изученный материал при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль; находить тест
грамматические ошибки. 59. Р.Р. Описание картины 1
Знать
признаки текста и его функционально- смысловых типов (повествование, описание, рассуждение).
Уметь
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст. Сочинение- описание 60. Р.Р. Описание картины 1
Знать
признаки текста и его функционально- смысловых типов (повествование, описание, рассуждение).
Уметь
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст. Сочинение- описание
Обособленные определения и приложения (14 часов + 5 часов р/р)
61. Обособленные определения и приложения 1
Знать
правила обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений.
Уметь
правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов Упражнения в учебнике 62. Обособленные определения и приложения 1
Знать
правила обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений.
Уметь
правильно обособлять определения интонационно и на Упражнения в учебнике, тестирование
письме; проводить синонимическую замену обособленных членов 63. Обособленные определения, выраженные причастными оборотами 1
Знать
правила обособления определений с обстоятельственным оттенком и несогласованных определений.
Уметь
выявлять условия обособления; правильно обособлять интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов. Карточки с тематическими заданиями 64. Особенности обособления приложений 1
Знать
правила обособления определений с обстоятельственным оттенком и несогласованных определений.
Уметь
выявлять условия обособления; правильно обособлять интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов. Упражнения в учебнике 65. Практическое занятие по теме «Предложения с обособленным и определениями и приложениями » 1
Знать
теоретический материал по теме «Предложения с обособленными определениями и приложениями»
Уметь
находить в тексте предложения с обособленными определениями и приложениями, составлять предложения по схемам. Упражнения в учебнике, тестирование 66. Контрольная работа по теме «Обособленны е определения и приложения» 1
Знать
основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные).
Уметь
применять изученный материал при диктант
решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль, находить в работе ошибки. 67. Обособленные обстоятельства 1
Знать
правила обособления обстоятельств, выраженных ДО и деепричастиями.
Уметь
выявлять условия обособления обстоятельств; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств. Карточки с тематическими заданиями 68. Обособленные обстоятельства 1
Знать
правила обособления обстоятельств, выраженных ДО и деепричастиями.
Уметь
выявлять условия обособления обстоятельств; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств. Упражнения в учебнике 69. Практическое занятие по теме «Обособленны е обстоятельства » 1
Знать
правила обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.
Уметь
выявлять условия обособления обстоятельства; интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженные существительными с предлогом. Тематическое тестирование 70. Синтаксически й разбор 1
Знать
план синтаксического разбора Упражнения в учебнике
предложений с обособленным и членами предложений с обособленными членами
Уметь
производить синтаксический разбор предложений с обособленными членами 71. Р.Р. Сжатое изложение 1
Знать
основные признаки публицистического стиля, признаки текста и его функционально- смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка.
Уметь
различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста. изложение 72. Р.Р. Сжатое изложение 1
Знать
основные признаки публицистического стиля, признаки текста и его функционально- смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка.
Уметь
различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста. Изложение 73. Понятие об обособлении уточняющих членах предложения 1
Знать
правила обособления уточняющих членов предложения.
Уметь
выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; выразительно читать предложения с уточняющими членами. Карточки с тематическими заданиями 74. Обособление 1
Знать
правила Упражнения в
уточняющих членов предложения. Разделительны е и выделительные знаки препинания обособления уточняющих членов предложения.
Уметь
выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; выразительно читать предложения с уточняющими членами. учебнике, тестирование 75. Практическое занятие 1
Знать
правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами.
Уметь
применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи. Тематическое тестирование 76. Контрольная работа по темам «Обособленны е члены предложения», «Уточняющие члены предложения» 1
Знать
основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).
Уметь
применять полученные материалы при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки. диктант 77. Р.Р. Применение публицистичес кого стиля на практике. Диспут 1
Знать
признаки текстов публицистического стиля, определение диспута
Уметь
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать
собственный текст. 78. Р.Р. Изложение 1
Знать
основные признаки публицистического стиля, признаки текста и его функционально- смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка.
Уметь
различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста. изложение 79. Р.Р. Изложение 1
Знать
основные признаки публицистического стиля, признаки текста и его функционально- смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка.
Уметь
различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста. Изложение
Обращения, вводные слова и междометия (9 часов)
80. Обращение и знаки препинания при нём 1
Знать
основные единицы языка, их признаки; порядок синтаксического и пунктуационного разбора.
Уметь
находить в предложении обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации; правильно ставить знаки препинания. Упражнения в учебнике, тестирование 81. Обращение и знаки препинания при нём 1
Знать
основные единицы языка, их признаки; порядок синтаксического и Тематическое тестирование
пунктуационного разбора.
Уметь
находить в предложении обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации; правильно ставить знаки препинания. 82. Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них 1
Знать
основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания.
Уметь
выражать определенные отношения к высказываниям с помощью вводных конструкций; правильно ставить знаки препинания при вводных словах. Упражнения в учебнике, тестирование 83. Вводные слова и вводные предложения. Предложения с междометиями 1
Знать
основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания.
Уметь
выражать определенные отношения к высказываниям с помощью вводных конструкций; правильно ставить знаки препинания при вводных словах. Упражнения в учебнике 84. Вставные конструкции 1
Знать
основные единицы языка, их признаки.
Уметь
правильно ставить знаки препинания; находить в тексте; использовать выразительные интонации. Упражнения в учебнике 85. Вставные 1
Знать
основные Упражнения в
конструкции единицы языка, их признаки.
Уметь
правильно ставить знаки препинания; находить в тексте; использовать выразительные интонации. учебнике, тестирование 86. Закрепление темы «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями » 1
Знать
правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами, предложениями и обращениями.
Уметь
применять эти знания на практике; находить в текстах; различать вводные слова и вводные предложения. Тематическое тестирование 87. Контрольный урок по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями, вводными конструкциями » 1
Знать
основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).
Уметь
применять изученный материал при решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль. диктант 88. Работа над ошибками диктанта 1
Знать
основные нормы русского литературного языка.
Уметь
применять изученный материал при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль; находить грамматические ошибки. Упражнения в учебнике, карточки с индивидуальны ми заданиями
Прямая и косвенная речь (7 часов + 3 часа р/р)
89. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них 1
Знать
основные единицы языка, их признаки; предложения с прямой речью, знаки препинания при них.
Уметь
правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой Упражнения в учебнике
речью. 90. Диалог 1
Знать
основные единицы языка, их признаки; тексты с диалогами, знаки препинания при них.
Уметь
правильно ставить знаки препинания в текстах с диалогами. Упражнения в учебнике 91. Предложения с косвенной речью 1
Знать
основные единицы языка, их признаки; предложения с косвенной речью, знаки препинания при них.
Уметь
правильно ставить знаки препинания в предложениях с косвенной речью; правильно употреблять предложения с косвенной речью. Упражнения в учебнике 92. Предложения с косвенной речью. Практическое занятие 1
Знать
основные единицы языка, их признаки; предложения с косвенной речью, знаки препинания при них.
Уметь
правильно ставить знаки препинания в предложениях с косвенной речью; правильно употреблять предложения с косвенной речью. Упражнения в учебнике, тестирование 93. Цитаты и знаки препинания при них 1
Знать
основные единицы языка, их признаки; предложения с цитатами, знаки препинания при них.
Уметь
правильно ставить знаки препинания в предложениях с цитатами; правильно употреблять предложения с цитатами. Упражнения в учебнике 94. Способы передачи чужой речи в 1
Знать
схему лингвистического анализа текста. Упражнения в учебнике
художественно м произведении (на примере стихотворения Л.Мартынова «Под зелёный тополь я прилёг…»)
Уметь
производить лингвистический анализ текста 95. Закрепление темы «Способы передачи чужой речи» 1
Знать
основные единицы языка, их признаки; предложения с цитатами, диалогами, прямой и косвенной речью; знаки препинания при них.
Уметь
правильно ставить знаки препинания в предложениях с цитатами, диалогами, прямой и косвенной речью Тематическое тестирование 96. Р.Р. Изложение 1
Знать
основные признаки публицистического стиля, признаки текста и его функционально- смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка.
Уметь
различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста. изложение 97. Р.Р. Сравнительная характеристика героев 1
Знать
признаки текстов публицистического стиля, определение диспута
Уметь
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать сочинение
собственный текст. 98. Р.Р. Сравнительная характеристика героев 1
Знать
признаки текстов публицистического стиля, определение диспута
Уметь
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст. Сочинение
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (7 часов)
99. Повторение тем «Словосочетан ие», «Двусоставные предложения», «Односоставн ые предложения» 1
Знать
основные нормы русского литературного языка (грамм. и орфограф.).
Уметь
применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; соблюдать в практике письма основные правила орфографии Упражнения в учебнике 100. Повторение тем «Словосочетан ие», «Двусоставные предложения», «Односоставн ые предложения» 1
Знать
основные нормы русского литературного языка (грамм. и орфограф.).
Уметь
применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; соблюдать в практике письма основные правила орфографии Упражнения в учебнике 101. Повторение тем «Однородные члены предложения», «Предложения с обособленным и членами», «Предложения с 1
Знать
основные нормы русского литературного языка (грамм. и орфограф.).
Уметь
применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; соблюдать в практике письма Упражнения в учебнике
уточняющими обособленным и членами» основные правила орфографии 102. Повторение тем «Однородные члены предложения», «Предложения с обособленным и членами», «Предложения с уточняющими обособленным и членами» 1
Знать
основные нормы русского литературного языка (грамм. и орфограф.).
Уметь
применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; соблюдать в практике письма основные правила орфографии Упражнения в учебнике 103. Повторение тем «Обращение», «Вводные слова и предложения», «Способы передачи чужой речи» 1
Знать
основные нормы русского литературного языка (грамм. и орфограф.).
Уметь
применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; соблюдать в практике письма основные правила орфографии Тематическое тестирование 104. Итоговое тестирование за курс 8 класса 1
Знать
основные нормы русского литературного языка (грамм. и орфограф.).
Уметь
применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; соблюдать в практике письма основные правила орфографии Тест 105. Итоговое тестирование за курс 8 класса 1
Знать
основные нормы русского литературного языка (грамм. и орфограф.).
Уметь
применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; соблюдать Тест
в практике письма основные правила орфографии
Учебно-методическое обеспечение

Литература для учителя
1) М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. Программы общеобразо-
вательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. М.: Просвещение, 2006, рекомендован- ную МО и Н РФ, 7-е издание. 2) Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Бо- гданова. - М.: Просвещение, 2005. 3) Ивченков П. Ф. Обучающее изложение: 5-9 кл. / П. Ф. Ивченков. - М., 1994. 4) Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. Н. Соловейчик. - М., 1991. 5) Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русско- му языку: 8 класс/ Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2007. 6) Ладыженская Т. А. Практическая методика русского языка: 8 кл.: Книга для учителя / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М.: Просвещение, 2003.
Литература для учащихся
1) С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А. Чешко. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Москва. «Просвещение» 2006 г. 2) Малюшкин А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по рус - скому язык: 8 класс/А. Б. Малюшкин. - М., 2006. 3) Олимпиады по русскому языку / Сост. О. Н. Белявская. - Минск, 1995.