Напоминание

"Периодизация психического развития в онтогенезе"

Автор: Федулова Ольга Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - д/с №154" города Магнитогорска
Населённый пункт: Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Периодизация психического развития в онтогенезе"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Статья для педагогов ДОУ

«Периодизация психического развития в

онтогенезе»

Составитель:

Педагог-психолог

МДОУ «ЦРР-д\с №154»

Федулова Ольга Анатольевна

Магнитогорск, .03. 2021 г.

Периодизация психического развития в онтогенезе

Фигура взрослого имеет решающее значение в психическом развитии ребенка.

Только взрослый для маленького ребенка является носителем человеческой культуры, и

только он может передать ее ребенку. Это положение является традиционным и

общепризнанным в отечественной психологии.

Психическое развитие ребенка является процессом стадиальным, в котором

сменяются качественно своеобразные возрастные периоды.

Наиболее явной и объективной характеристикой возраста является степень зрелости

организма ребенка.

Д. Б. Эльконин,

исходя

из

культурно-исторической

концепции

Выготского,

предложил

понимание

психического

развития,

которое

и

легло

в

основу

его

периодизации. [1,14] Согласно этому пониманию ребенок не противостоит обществу, а

изначально включен в него. Система «ребенок и общество» заменяется системой «ребенок

в обществе». Система «ребенок – предмет» является системой «ребенок общественный

предмет». Система «ребенок — взрослый», в свою очередь, также имеет существенно

иное содержание. Взрослые выступают перед ребенком не только со стороны своих

случайных индивидуальных качеств, но и как носители общественной по своей природе

деятельности, реализующие определенные потребности, мотивы и задачи. Но на самой

деятельности взрослого, а тем более на его внешности не указаны его задачи и мотивы.

Поэтому становится необходимым особый процесс присвоения задач и мотивов

человеческой деятельности и норм отношений между людьми.

Таким образом, деятельность ребенка внутри систем «ребенок — общественный

предмет» и «ребенок — общественный взрослый» представляет собой единый процесс, в

котором формируется личность ребенка. В процессе психического развития ребенок

усваивает как мотивы человеческой деятельности и нормы отношений между людьми, так

и способы действий с предметами. Эти две линии усвоения нельзя рассматривать

изолированно, поскольку они взаимо дополняют друг друга. В то же время в разных видах

деятельности ребенка осваиваются разные аспекты действительности.

Д. Б. Эльконин выделил две группы деятельности детей. [15]

В первую группу входят те виды деятельности, внутри которых происходит

интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности, освоение ее

задач, мотивов и норм отношений между людьми. Это деятельность в системе «ребенок

— общественный взрослый».

Вторую группу составляют виды деятельности, внутри которых происходит

усвоение общественно выработанных способов действий с предметами. Эта деятельность

осуществляется в системе «ребенок — общественный предмет».

Рассматривая смену ведущих типов деятельности, характерных для разных возрастных

этапов, Д. Б. Эльконин обнаружил определенную закономерность, которая заключается в

чередовании данных типов детской деятельности.[15]

Так, для младенческого возраста (первый год жизни) ведущей деятельностью является

непосредственно-эмоциональное или ситуативно-личностное общение со взрослым,

внутри которого формируются предметные действия ребенка.

В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) на первое место выходит предметно-

манипулятивная

деятельность,

в

которой

происходит

интенсивное

овладение

предметными и орудийными действиями в сотрудничестве со взрослыми.

В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ведущей деятельностью становится ролевая игра, в

которой дети воспроизводят (или моделируют) различные социальные роли и отношения

между людьми. В такой игре происходит ориентация в самых общих и самых

фундаментальных смыслах человеческой деятельности.

Указанные виды деятельности детей по выделенным ранее группам расположены в

той последовательности, в которой они становятся ведущимим.

Таким образом, в детском развитии имеют место, с одной стороны, периоды, в

которых происходит преимущественно освоение задач, мотивов и норм отношений между

людьми и на этой основе развитие мотивационно-потребностной сферы, с другой —

периоды, в которые по преимуществу осваиваются способы действий с предметами и на

этой основе формирование интеллектуально-познавательных сил детей, их операционно-

технических возможностей. На основе усвоения общественно выработанных способов

действия с этими предметами происходит более глубокая ориентировка в предметном

мире, углубляется и начинается развитие новых интеллектуальных возможностей ребенка.

Рассмотрение последовательности смены одних периодов другими позволили

сформулировать Д. Б. Эльконину положение о периодичности процессов психического

развития ребенка, в которой существует важная закономерность: период освоения задач и

мотивов деятельности каждый раз предшествует периоду освоения предметных действий.

[15]

Каждая эпоха детства состоит из закономерно связанных между собой двух

периодов. Она открывается периодом, в котором идет преимущественное усвоение задач и

мотивов человеческой деятельности, т. е. развитие потребностно-мотивационной сферы.

Здесь

подготавливается

переход

ко

второму

периоду,

в

котором

происходит

преимущественное

усвоение

способов

действий

с

предметами

и

формирование

операционно-технических возможностей.

Переходы между различными периодами и эпохами детского развития происходят

очень интенсивно и бурно. Они сопровождаются значительными трудностями в

отношениях взрослых и детей, нарастанием самостоятельности ребенка и отстаиванием

им своих прав. Эти переходные периоды были названы в психологии критическими, или

кризисами возрастного развития. В детской психологии выделено четыре основных

критических периода:

— кризис одного года (переход от младенчества к раннему детству);

— кризис трех лет (переход от раннего к дошкольному возрасту);

— кризис семи лет (переход от дошкольного к младшем школьному возрасту);

— кризис подросткового возраста.

В отличие от стабильных возрастов, кризисные характеризуются яркими и

быстрыми изменениями в поведении и психике ребенка. На этих этапах развитие идет не

эволюционным, а революционным путем, что приносит немало трудностей и взрослым, и

детям.

Итак, развитие ребенка нужно рассматривать как процесс стадиальный, состоящий

из качественно своеобразных этапов или периодов. Самое важное для детской психологии

— выяснение перехода от одного возраста (или периода) к другому.

Д. Б. Эльконин определял возраст как относительно замкнутый период,

значение которого определяется прежде всего местом на общей кривой детского развития.

Каждый возраст или период характеризуется следующими главными показателями:

1) определенной социальной ситуацией развития — той конкретной формой отношений, в

которые вступает ребенок со взрослыми в данный период;

2) ведущим типом деятельности;

3) основными психическими новообразованиями, приобретаемыми на данном этапе

развития (от отдельных психических процессов до свойств личности). [13]

Главным условием психического развития ребенка является его общение со

взрослым. Общение со взрослым на протяжении детского возраста развивается и

принимает разные формы. В концепции генезиса общения М. И. Лисиной развитие

общения рассматривается как смена качественно своеобразных его форм, каждая из

которых характеризуется особым содержанием потребности в общении, главными

мотивами, побуждающими к нему, и основными средствами общения. В общении со

взрослым происходит не только усвоение культурных норм и способов деятельности, но и

становление новых смыслов и мотивов ребенка. Систему отношений с другими людьми,

характерную для конкретного этапа онтогенеза, называют

социальной ситуацией развития и рассматривают как важнейшую характеристику

возрастного периода.

В настоящее время наиболее разработанной и общепринятой в нашей стране

является

периодизация

Д. Б. Эльконина.

Эльконин

выделил

две

группы

видов

деятельности ребенка:

1) в которых происходит ориентация на основные смыслы человеческой деятельности и

освоение ее мотивов и задач;

2) в которых осваиваются преимущественно способы действий с предметами. В процессе

онтогенеза эти два типа деятельности закономерно чередуются, причем период освоения

задач и мотивов всегда предшествует периоду освоения способов действия.

Переходы между различными возрастными периодами называются кризисами

развития. Кризисные возрасты, в отличие от стабильных, характеризуются бурными и

быстрыми изменениями в психике и поведении ребенка.

Психологическим возрастом, или возрастным периодом, называют относительно

замкнутый период, которому соответствуют определенная социальная ситуация развития,

тип ведущей деятельности и основные психические новообразования.

Приложение

Виды деятельности детей

Возрастной период

Ведущая деятельность

Группа

Младенчество

Непосредственно-эмоциональное общение

I

Ранний возраст

Предметно-манипулятивная деятельность

II

Дошкольный возраст

Ролевая игра

I

Младший школьный возраст

Учебная деятельность

II

Подростковый

Интимно-личностное общение

I

Юношеский

Учебно-профессиональная деятельность

II

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. Собр. Соч. - М., 1982. – Т.6.

2. Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении у детей раннего возраста //

Развитие общения дошкольников со сверстниками. – М., 1989.

3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. –М., 1996.

4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология // Развитие ребенка от рождения до 17 лет:

Учебное пособие. – М., 1996.

5. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Проблемы психики ребенка. – М.,

1972.

6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

7.Лисина М.И. Межличностные отношения от рождения до семи лет. – М. – Воронеж,

2001.

8. Лисина М.И. проблемы онтогенеза общения. – М., 1989.

9. Поливанова К.Н. Развитие личности ребенка. – М.,1987.

10. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.- Владос, 2008.

11. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном

возрасте // Вопросы психологии. – 1996. - №3.

12. Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Этапы развития поведения в возрасте от рождения до

одного года. – М., 1949.

13. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960.

14. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //

Вопросы психологии. – 1971. - №1.

15. Эльконин Д.Б. Природа детства и его периодизация // Избр. Психологические труды. –

М., 1989.

16. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем возрасте // Избр.

Психологические труды. – М., 1989.

17. Эльконин Д.Б. Развитие речи в раннем детстве // Избр. Психологические труды. – М.,

1989.