Автор: Федулова Ольга Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - д/с №154" города Магнитогорска
Населённый пункт: Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Периодизация психического развития в онтогенезе"
Статья для педагогов ДОУ
«Периодизация психического развития в
онтогенезе»
Составитель:
Педагог-психолог
МДОУ «ЦРР-д\с №154»
Федулова Ольга Анатольевна
Магнитогорск, .03. 2021 г.
Периодизация психического развития в онтогенезе
Фигура взрослого имеет решающее значение в психическом развитии ребенка.
Только взрослый для маленького ребенка является носителем человеческой культуры, и
только он может передать ее ребенку. Это положение является традиционным и
общепризнанным в отечественной психологии.
Психическое развитие ребенка является процессом стадиальным, в котором
сменяются качественно своеобразные возрастные периоды.
Наиболее явной и объективной характеристикой возраста является степень зрелости
организма ребенка.
Д. Б. Эльконин,
исходя
из
культурно-исторической
концепции
Выготского,
предложил
понимание
психического
развития,
которое
и
легло
в
основу
его
периодизации. [1,14] Согласно этому пониманию ребенок не противостоит обществу, а
изначально включен в него. Система «ребенок и общество» заменяется системой «ребенок
в обществе». Система «ребенок – предмет» является системой «ребенок – общественный
предмет». Система «ребенок — взрослый», в свою очередь, также имеет существенно
иное содержание. Взрослые выступают перед ребенком не только со стороны своих
случайных индивидуальных качеств, но и как носители общественной по своей природе
деятельности, реализующие определенные потребности, мотивы и задачи. Но на самой
деятельности взрослого, а тем более на его внешности не указаны его задачи и мотивы.
Поэтому становится необходимым особый процесс присвоения задач и мотивов
человеческой деятельности и норм отношений между людьми.
Таким образом, деятельность ребенка внутри систем «ребенок — общественный
предмет» и «ребенок — общественный взрослый» представляет собой единый процесс, в
котором формируется личность ребенка. В процессе психического развития ребенок
усваивает как мотивы человеческой деятельности и нормы отношений между людьми, так
и способы действий с предметами. Эти две линии усвоения нельзя рассматривать
изолированно, поскольку они взаимо дополняют друг друга. В то же время в разных видах
деятельности ребенка осваиваются разные аспекты действительности.
Д. Б. Эльконин выделил две группы деятельности детей. [15]
В первую группу входят те виды деятельности, внутри которых происходит
интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности, освоение ее
задач, мотивов и норм отношений между людьми. Это деятельность в системе «ребенок
— общественный взрослый».
Вторую группу составляют виды деятельности, внутри которых происходит
усвоение общественно выработанных способов действий с предметами. Эта деятельность
осуществляется в системе «ребенок — общественный предмет».
Рассматривая смену ведущих типов деятельности, характерных для разных возрастных
этапов, Д. Б. Эльконин обнаружил определенную закономерность, которая заключается в
чередовании данных типов детской деятельности.[15]
Так, для младенческого возраста (первый год жизни) ведущей деятельностью является
непосредственно-эмоциональное или ситуативно-личностное общение со взрослым,
внутри которого формируются предметные действия ребенка.
В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) на первое место выходит предметно-
манипулятивная
деятельность,
в
которой
происходит
интенсивное
овладение
предметными и орудийными действиями в сотрудничестве со взрослыми.
В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ведущей деятельностью становится ролевая игра, в
которой дети воспроизводят (или моделируют) различные социальные роли и отношения
между людьми. В такой игре происходит ориентация в самых общих и самых
фундаментальных смыслах человеческой деятельности.
Указанные виды деятельности детей по выделенным ранее группам расположены в
той последовательности, в которой они становятся ведущимим.
Таким образом, в детском развитии имеют место, с одной стороны, периоды, в
которых происходит преимущественно освоение задач, мотивов и норм отношений между
людьми и на этой основе развитие мотивационно-потребностной сферы, с другой —
периоды, в которые по преимуществу осваиваются способы действий с предметами и на
этой основе формирование интеллектуально-познавательных сил детей, их операционно-
технических возможностей. На основе усвоения общественно выработанных способов
действия с этими предметами происходит более глубокая ориентировка в предметном
мире, углубляется и начинается развитие новых интеллектуальных возможностей ребенка.
Рассмотрение последовательности смены одних периодов другими позволили
сформулировать Д. Б. Эльконину положение о периодичности процессов психического
развития ребенка, в которой существует важная закономерность: период освоения задач и
мотивов деятельности каждый раз предшествует периоду освоения предметных действий.
[15]
Каждая эпоха детства состоит из закономерно связанных между собой двух
периодов. Она открывается периодом, в котором идет преимущественное усвоение задач и
мотивов человеческой деятельности, т. е. развитие потребностно-мотивационной сферы.
Здесь
подготавливается
переход
ко
второму
периоду,
в
котором
происходит
преимущественное
усвоение
способов
действий
с
предметами
и
формирование
операционно-технических возможностей.
Переходы между различными периодами и эпохами детского развития происходят
очень интенсивно и бурно. Они сопровождаются значительными трудностями в
отношениях взрослых и детей, нарастанием самостоятельности ребенка и отстаиванием
им своих прав. Эти переходные периоды были названы в психологии критическими, или
кризисами возрастного развития. В детской психологии выделено четыре основных
критических периода:
— кризис одного года (переход от младенчества к раннему детству);
— кризис трех лет (переход от раннего к дошкольному возрасту);
— кризис семи лет (переход от дошкольного к младшем школьному возрасту);
— кризис подросткового возраста.
В отличие от стабильных возрастов, кризисные характеризуются яркими и
быстрыми изменениями в поведении и психике ребенка. На этих этапах развитие идет не
эволюционным, а революционным путем, что приносит немало трудностей и взрослым, и
детям.
Итак, развитие ребенка нужно рассматривать как процесс стадиальный, состоящий
из качественно своеобразных этапов или периодов. Самое важное для детской психологии
— выяснение перехода от одного возраста (или периода) к другому.
Д. Б. Эльконин определял возраст как относительно замкнутый период,
значение которого определяется прежде всего местом на общей кривой детского развития.
Каждый возраст или период характеризуется следующими главными показателями:
1) определенной социальной ситуацией развития — той конкретной формой отношений, в
которые вступает ребенок со взрослыми в данный период;
2) ведущим типом деятельности;
3) основными психическими новообразованиями, приобретаемыми на данном этапе
развития (от отдельных психических процессов до свойств личности). [13]
Главным условием психического развития ребенка является его общение со
взрослым. Общение со взрослым на протяжении детского возраста развивается и
принимает разные формы. В концепции генезиса общения М. И. Лисиной развитие
общения рассматривается как смена качественно своеобразных его форм, каждая из
которых характеризуется особым содержанием потребности в общении, главными
мотивами, побуждающими к нему, и основными средствами общения. В общении со
взрослым происходит не только усвоение культурных норм и способов деятельности, но и
становление новых смыслов и мотивов ребенка. Систему отношений с другими людьми,
характерную для конкретного этапа онтогенеза, называют
социальной ситуацией развития и рассматривают как важнейшую характеристику
возрастного периода.
В настоящее время наиболее разработанной и общепринятой в нашей стране
является
периодизация
Д. Б. Эльконина.
Эльконин
выделил
две
группы
видов
деятельности ребенка:
1) в которых происходит ориентация на основные смыслы человеческой деятельности и
освоение ее мотивов и задач;
2) в которых осваиваются преимущественно способы действий с предметами. В процессе
онтогенеза эти два типа деятельности закономерно чередуются, причем период освоения
задач и мотивов всегда предшествует периоду освоения способов действия.
Переходы между различными возрастными периодами называются кризисами
развития. Кризисные возрасты, в отличие от стабильных, характеризуются бурными и
быстрыми изменениями в психике и поведении ребенка.
Психологическим возрастом, или возрастным периодом, называют относительно
замкнутый период, которому соответствуют определенная социальная ситуация развития,
тип ведущей деятельности и основные психические новообразования.
Приложение
Виды деятельности детей
Возрастной период
Ведущая деятельность
Группа
Младенчество
Непосредственно-эмоциональное общение
I
Ранний возраст
Предметно-манипулятивная деятельность
II
Дошкольный возраст
Ролевая игра
I
Младший школьный возраст
Учебная деятельность
II
Подростковый
Интимно-личностное общение
I
Юношеский
Учебно-профессиональная деятельность
II
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. Собр. Соч. - М., 1982. – Т.6.
2. Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении у детей раннего возраста //
Развитие общения дошкольников со сверстниками. – М., 1989.
3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. –М., 1996.
4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология // Развитие ребенка от рождения до 17 лет:
Учебное пособие. – М., 1996.
5. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Проблемы психики ребенка. – М.,
1972.
6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.
7.Лисина М.И. Межличностные отношения от рождения до семи лет. – М. – Воронеж,
2001.
8. Лисина М.И. проблемы онтогенеза общения. – М., 1989.
9. Поливанова К.Н. Развитие личности ребенка. – М.,1987.
10. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.- Владос, 2008.
11. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном
возрасте // Вопросы психологии. – 1996. - №3.
12. Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Этапы развития поведения в возрасте от рождения до
одного года. – М., 1949.
13. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960.
14. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //
Вопросы психологии. – 1971. - №1.
15. Эльконин Д.Б. Природа детства и его периодизация // Избр. Психологические труды. –
М., 1989.
16. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем возрасте // Избр.
Психологические труды. – М., 1989.
17. Эльконин Д.Б. Развитие речи в раннем детстве // Избр. Психологические труды. – М.,
1989.