Напоминание

последовательность преподавания в мас-рестлинге на начальном этапе обучения

Автор: Кузнецова Александра Александровна
Должность: инструктор-методист
Учебное заведение: Спортивная школа единоборств ЭРЭЛ
Населённый пункт: город Нерюнгри, Республика Саха Якутия
Наименование материала: методическую разработку
Тема: последовательность преподавания в мас-рестлинге на начальном этапе обучения
Дата публикации: 03.03.2021







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ В МАС-РЕСТЛИНГЕ НА

НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Спортивная подготовка – это многолетний и многогранный процесс,

который охватывает ряд периодов возрастного развития обучающихся. Ее

содержание

и

структура

изменяются

в

соответствии

с

возрастными

особенностями. В процессе многолетней спортивной подготовки выделяют

несколько этапов занятий спортом, на каждом из которых имеются

существенные особенности и решаются специфические задачи.

Многолетняя подготовка юных спортсменов совпадает с периодом

наиболее интенсивных процессов роста и развития детей и подростков. В

этом периоде происходят наиболее существенные изменения в соматическом

развитии

(опорно-двигательный

аппарат),

функциональном

развитии

(нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, гуморальная и другие системы),

развитии

моторики

(двигательные

качества,

способности,

навыки)

и

социально-психологическом развитии. Поэтому тренировочный процесс

необходимо начинать в раннем детстве.

Современный спорт требует от спортсмена достижения весьма высокого

функционального

уровня,

способности

переносить

очень

большие

тренировочные и соревновательные нагрузки, быстро восстанавливаться

после

них.

Для

этого

нужен

специальный

фундамент,

точно

соответствующий требованиям избранного вида спорта и обеспечивающий

подготовленность для более эффективного тренировочного процесса.

Составной частью методики обучения в спорте является система знаний

по проведению тренировочных занятий. Без знания методики преподавания

физических упражнений невозможно четко и правильно регулировать их

выполнение, а следовательно эффект от выполнения этих упражнений

уменьшится, если не совсем исчезает. Неправильное выполнение - приводит

лишь к потере лишней энергии,

Разработка

методики

преподавания

должна

производиться

специалистами

в

области

физической

культуры

и

спорта,

так

как

неправильная методика выполнения может привести и к более серьезным

последствиям, даже к травмам.

Цель:

определить

наиболее

эффективную

последовательность

преподавания

в

мас-рестлине

для

достижения

необходимого

уровня

подготовки на начальном этапе.

Задачи:

1.

Изучение

и

обобщение

опыта

педагогов

в

области

физической культуры и спорта.

2.

Разработка

методических

рекомендаций

для

наиболее

эффективной последовательности преподавания в мас-рестлинге.

Теоретические основы последовательности преподавания

мас-рестлинга

Физическая

культура,

является

неотъемлемой

частью

общечеловеческой культуры, в которой сам человек является одновременно

и объектом – его здоровье, физические, психические и интеллектуальные

возможности – и субъектом, который формирует собственную мотивацию

для того, чтобы целенаправленно воздействовать на все эти составляющие.

Физическая культура – это сфера социальной деятельности, направленная на

сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей

человека в процессе осознанной и специально организованной двигательной

активности.

Спорт традиционно понимается как часть физической культуры. В

настоящее время спорт превратился в многогранное общественное явление.

Достаточно,

например,

посмотреть

какую

важную

роль

играют

в

современной культуре, экономике и политике, спортсмены, добившиеся

высших

достижений,

или

крупные

международные

спортивные

соревнования.

В современной социально-экономической ситуации первостепенное

значение приобретает социально-психологическое и физическое развитие

личности. Сегодня основная цель системы образования - воспитание

творческой и свободной личности, способной выразить себя и воплотить в

жизнь свои стремления. В соответствии с этим изменилась и цель

физической

культуры

как

учебного

предмета:

всем

учащимся

по

возможности развивать и реализовывать свой физический, психический,

душевный и общественный потенциал, формировать и укреплять навыки

физического

самовоспитания.

Таким

образом,

сейчас

недостаточно

"натаскивания", цель которого - только увеличить уровень физической

подготовленности учащихся. Сегодня необходимо не только развивать

физические

способности

человека,

но

и

формировать

навыки

самостоятельных физических занятий, сознательного укрепления своего тела

физическими упражнениями, поэтому важную роль в развитии личности

обучающихся играет занятие спортом.

Для того, чтобы занятия спортом в полной мере развивали личность

обучающегося,

необходимо

использовать

технологии

личностно-

ориентированного

обучения,

технологии

сотрудничества

и

здоровьесберегающие технологии. Обязательным условием в преподавании

является

и

преемственность

в

обучении,

которая

выражается

в

последовательности

и

системности

учебного

материала,

связи

и

согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы, а так же

при переходе от одного занятия к следующему, от одного года обучения к

другому.

Один из самых популярных видов якутского спорта - перетягивание

палки (мас тардысыы) с выходом на российскую арену получил современное

название – мас-рестлинг. Его предложил первый олимпийский чемпион из

народа саха Роман Михайлович Дмитриев. «Мас» с якутского слова мас -

палка, «рестлинг» с английского wrestling - борьба.

Мас-рестлинг – особая философия физического и духовного воспитания

гармоничной личности, неотъемлемая часть богатой культуры народа саха.

При кажущейся внешней незатейливости он помогает атлетам развиваться

всесторонне и гармонично - во время поединка задействованы все группы

мышц. У систематически занимающихся спортсменов формируется так

называемый “мышечный корсет”, позволяющий выдерживать серьезные

нагрузки простого на вид поединка и с успехом выступать в самых разных

видах спорта.

Процесс многолетней подготовки спортсменов условно делится на 4

этапа: предварительной подготовки, начальной спортивной специализации,

углубленной

специализации

в

избранном

виде

спорта,

спортивного

совершенствования.

Продолжительность

этапов

многолетней

подготовки

обусловлена

особенностями

вида

спорта,

уровнем

спортивной

подготовленности

занимающихся. Четкой границы между этапами не существует.

Раскроем более подробно предварительный этап и этап начальной

подготовки.

Этап

предварительной

подготовки охватывает

младший

школьный

возраст и переходит в следующий этап с началом спортивной специализации.

На этом этапе в тренировочных занятиях решаются следующие задачи:

1) освоение занимающимися доступных знаний в области физической

культуры и спорта;

2) формирование необходимого основного фонда двигательных умений

и навыков из отдельных видов спорта, закрепление и совершенствование их;

3) содействие гармоничному формированию растущего организма,

укреплению здоровья, всестороннему развитию двигательных способностей,

преимущественно скоростных, скоростно-силовых способностей, общей

выносливости.

Подготовка детей характеризуется разнообразием средств, методов и

организационных форм, широким использованием элементов различных

видов спорта, подвижных и спортивных игр. Игровой метод помогает

эмоционально и непринужденно выполнять упражнения, поддерживать

интерес у детей при повторении учебных заданий. На этом этапе не

рекомендуется проводить тренировочные занятия с большими физическими

и психическими нагрузками, предполагающими применение однообразного,

монотонного учебного материала.

Этап начальной подготовки. Основными задачами на этом этапе

являются

обеспечение

всесторонней

физической

подготовленности

занимающихся, овладение ими рациональной спортивной техникой, создание

благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в

возрасте, оптимальном для каждого вида спорта.

Наряду с овладением основами техники избранного вида спорта и

других физических упражнений особое внимание уделяется развитию тех

двигательных

способностей

и

формированию

двигательных

навыков,

которые имеют важное значение, для успешной специализации в избранном

виде спорта.

Разносторонняя

подготовка

при относительно небольшом

объеме

специальных

упражнений

более

перспективна

для

последующего

спортивного совершенствования, чем узкоспециализированная тренировка.

Преобладающей тенденцией динамики нагрузок в годы начальной

специализации должно быть увеличение объема при незначительном

приросте

общей

интенсивности

тренировки.

Хотя

интенсивность

упражнений тоже возрастает, степень ее увеличения нужно нормировать в

более узких пределах, чем прирост общего объема. Особая тщательность в

соблюдении меры напряженности нагрузок требуется во время интенсивного

роста и созревания организма, когда резко активизируются естественные

пластические, энергетические и регуляторные процессы, что само по себе

является для организма своего рода нагрузкой.

Тренировочный процесс, как целое, строится на основе определенной

структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок

объединения компонентов данного процесса (его циклов), их закономерное

соотношение друг с другом и общую последовательность. Структура

тренировочного

процесса

в

целом

формируется

по

объективным

закономерностям его построения, таких как единство общей и специальной

подготовки, специфическая непрерывность тренировочного процесса, его

соревновательная цикличность.

Чтобы составить высокоэффективную тренировочную программу для

спортсмена, необходимо тщательно продумать все циклы тренировочной

периодизации, а именно макро-, мезо- и микроциклы.

Микроцикл — самый короткий тренировочный цикл, который обычно

длится не более недели. Он состоит из стимуляционной и восстановительной

фаз, причем в подготовительном периоде длительность стимуляционной

фазы должна значительно превышать длительность восстановительной фазы.

Включает от 2 до нескольких занятий. Микроцикл – это относительно

законченные

повторяющиеся

фрагменты

тренировочного

процесса,

состоящие из отдельных тренировочных занятий, в которых решаются

промежуточные задачи подготовки. В процессе тренировки чередуются

микроциклы нескольких типов. Основные из них - это собственно-

тренировочные микроциклы и соревновательные, а дополнительные -

подводящие и восстановительные. Общеподготовительные микроциклы

являются основным типом в начале подготовительного периода большого

тренировочного цикла и на некоторых других его этапах, связанных с

увеличением удельного веса общей физической подготовки. Специально-

подготовительные микроциклы отличаются повышенным удельным весом

специализированной работы, направленной на развитие специфической

тренированности. Такие микроциклы являются главным типом микроциклов

в

непосредственной

предсоревновательной

подготовке

спортсмена.

Микроциклы разного типа служат строительными блоками, из которых

складываются мезоциклы.

Мезоцикл — это средний тренировочный цикл, который состоит из ряда

законченных микроциклов. Эти микроциклы могут иметь разные подцели,

однако должны соответствовать общей цели всего мезоцикла. Грамотное

построение тренировки, основанной на мезоциклах, позволяет обеспечить

необходимую

динамику

занятий

и

сбалансированное

сочетание

тренировочных и соревновательных нагрузок. Зачастую мезоциклы длятся 3-

4 недели.

Мезоцикл традиционно подразумевает повторение ряда микроциклов в

фиксированной последовательности либо их чередование в определенном

порядке. Наиболее распространенными являются втягивающие, базовые,

контрольно-подготовительные, предсоревновательные, соревновательные и

восстановительно-поддерживающие типы мезоциклов.

Макроцикл тренировки — самый долгий из трех циклов. Он бывает

полугодичным, годовым или может составлять даже несколько лет. В каждом

макроцикле

предусмотрено

3

основных

периода:

подготовительный,

соревновательный

и

переходный.

В

подготовительном

периоде

закладывается своеобразный фундамент для остальных этапов, происходит

становление

спортивной формы спортмена.

Целью

соревновательного

периода является усовершенствование навыков и повышение спортивных

результатов, достигнутых в предыдущем периоде. Переходный период

предназначен в первую очередь для восстановления ресурсов организма

после интенсивных нагрузок и полноценной подготовке к началу нового

макроцикла.

Что бы спортивная тренировка была эффективной, она должна быть

рационально

построена.

Рациональная

тренировка

-

это

спортивная

тренировка, построенная согласно определенным закономерностям. Она

использует достижение различных наук: физиологии, медицины, педагогики,

биомеханики и некоторых других. Кроме того, физические тренировки для

обеспечения

необходимого

эффекта

должны

соответствовать

режиму

тренировочных занятий. Это так называемый принцип специфичности:

адаптационные реакции специфичны для клеток и их структурных и

функциональных элементов, которые подвергаются физическим нагрузкам.

Для рационального задействования этих резервов в спорте нужно

использовать

свойства

человеческого

организма

приспосабливаться

к

меняющимся условиям обитания - адаптацию, поэтому особое значение в

построении тренировки занимают вопросы учета адаптации организма к

нагрузке и использование принципа вариативности и систематичности.

Принцип систематичности означает последовательное и регулярное

прохождение учебной программы с таким расчетом, чтобы предыдущие

простые упражнения были подводящими для более сложных, с закреплением

и

развитием

достигнутых

результатов,

Регулярность

обучения

обеспечивается использованием всех форм физической культуры.

Систематичность

при

разучивании

упражнений

достигается

методически правильном распределении материала в процессе обучения.

Регулярность использования всех форм физической культуры обеспечивается

многократным повторением упражнений. Перерывы между занятиями и

тренировками не должны превышать 2-3 дней. Иначе занятия не дадут

эффекта и снизят уровень физической подготовленности

В большинстве комплексов, которые публикуются в разных изданиях,

количество подходов на мышечные группы одинаково. Это в скором времени

приводит так называемому застою в спортивных результатах и для того,

чтобы этого не происходило, применяется метод вариативности - изменение

объема и интенсивности нагрузки в тренировочном цикле.

Организм, хорошо адаптируясь к строго определенным упражнениям и

нагрузкам, стабилизирует свои функции, и дальнейшего их развития не

происходит. Необходимо варьировать нагрузку, ее объем, интенсивность, а

также характер упражнений, их последовательность, количество, темп

выполнения, интервалы отдыха и т.д.

Чем однообразнее тренировочная нагрузка, тем она монотоннее, чем

чаще применяется, тем быстрее организм привыкает к ней и тем меньше

будет эффективность развития двигательных качеств.

Тренировочная нагрузка вызывает ряд сдвигов в различных органах и

системах, организм стремится к уравновешиванию функциональных сдвигов,

адаптируясь к интенсивной мышечной работе.

Следует помнить, что возникновение адаптационной реакции возможно

только при преодолении определенной пороговой точки. Обычно это точка

выражается как процент максимального значения. В тяжелой атлетике этот

процент определен в 70 % от максимального результата в соответствующем

соревновательном

движении.

Следовательно,

тренировки,

в

которых

интенсивность менее 70 % малоэффективны. Тренировки с нагрузкой менее

40 % максимума не дают прироста результатов в любом виде силовой

подготовки.

Результативность любой программы определяется тем, к какому

«тренировочному эффекту» она приведет. Это означает, что когда на

организм в течение какого-то времени действует необычная нагрузка, он

адаптируется к ней и первоначальный эффект от нагрузки угасает. Результат

перестает расти, что приводит к застою. Бороться с этим можно с помощью

изменения нагрузки.

Мас-рестлинг, эмоциональный вид спорта и отличается высоким

оздоровительным эффектом. Чтобы заниматься этим видом спорта, нужно

быстро реагировать, мгновенно изменять движения по направлению к

сопернику,

обладать

силой,

ловкостью,

выносливостью.

Схватки

сопровождаются

эмоциональным

напряжением,

выявляет

активизацию

деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Мас-рестлинг

развивает мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы,

повышает

мышечное

чувство,

способность

к

быстрым

чередованиям

напряжений и расслаблений мышц.

Последовательность обучения мас-рестлингу

1. Создать у занимающихся представление о мас-рестлинге; показ и

ознакомление с инвентарем и оборудованием, показ и объяснение техники,

отдельных способов обучения технике.

2. Физическая и функциональная подготовка, силовая подготовка,

упражнения на гибкость, обучение кратковременному напряжению мышц.

Так как в мас-рестлинге участвуют мышцы ног, спины, брюшного

пресса, нужно на каждом занятии включать упражнения, вырабатывающие

силы этих участков тела. Ошибкой тренера-преподавателя будет спешка в

перетягивании в полную силу не подготовленных спортсменов. Это может

привести к растяжению мышц спины, поясничного отдела, кистей и т. д.

Поэтому необходима только последовательная тщательная подготовка.

От спортсменов требуется тщательное разогревание мышц спины,

особенно

в

поясничной

области.

Вообще,

чтобы

побеждать

на

соревнованиях, нужно иметь сильные мышцы спины, ног, кистей рук.

Маc-рестлинг требует всесторонней физической подготовки спортсмена.

Во время схватки, требуется от спортсмена проявление всех физических

качеств (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость), а также участие

всех групп мышц.

Наиболее важными являются следующие группы мышц:

Кисти (мышцы и сухожилия), сгибатели пальцев, разгибатели пальцев,

предплечье, сгибатели кистей (передняя группа мышц), разгибатели кистей

(задняя

группа

мышц),плечо,

двуглавая

мышца,

трехглавая

мышца,

дельтовидная мышца, туловище, прямые мышцы спины (длинные и

короткие),позвоночно-поясничная

мышца

(передняя

группа),широкие

мышцы спины (ромбовидная, трапециевидная и мышцы лопатки),грудные

мышцы, мышцы брюшного пресса (прямые, косые),ягодичные мышцы,

мышцы

ног,

бедро,

разгибатели

(передняя

группа),сгибатели

(задняя

группа),голень,

разгибатели

(передняя

группа),сгибатели

(задняя

группа),стопа.

При развитии массы и силы всех групп и синхронном взаимодействии

можно достичь успеха в соревнованиях по мас-рестлингу.

Исходя из всего вышесказанного, можно предложить следующие

методические

рекомендации

по

составлению

системы

многолетних

тренировок по мас-рестлингу:

1.

Необходимо учитывать направленность на развитие у обучающихся

навыка физического самовоспитания.

2.

Использовать технологию личностно-ориентированного обучения,

технологии сотрудничества и здоровьесберегающие технологии.

3.

Учебный материал должен быть последовательным и системным.

4.

Необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся.

5.

Должна быть взаимосвязь и согласование этапов и ступеней

физической подготовки, а так же взаимосвязь переходов от одного

занятия к другому, от одного года к другому.

6.

Физические упражнения в основной свей части должны быть

направлены на развитие тех двигательных умений и навыков,

которые необходимы для успешной специализации в мас-рестлинге.

7.

Разносторонняя подготовка при относительной небольшом объеме

специальных упражнений более перспективна.

8.

На начальном этапе подготовки должно быть увеличение объема при

небольшом приросте интенсивности тренировки.

9.

Необходимо учитывать, что занятия должны быть регулярными и

перерыв между тренировками не должен превышать 2-3 дней.

10.Необходимо четко определить микро-, мезо -

и макроциклы

тренировочного процесса, в зависимости от поставленных задач

подготовки. Грамотное построение мезо – и микроциклов позволяет

обеспечить необходимую динамику тренировочного процесса.

11.Для

эффективности

тренировочного

процесса

необходимо

его

рациональное построение.

12.Необходимо

учитывать

адаптацию

организма

к

нагрузке

и

использовать принцип вариативности и систематичности, а именно

применение упражнений от простых к сложны, изменение объема и

интенсивности нагрузок в тренировочном процессе.

Список литературы

1.

Кузнецов А.К. Физическая культура в жизни общества. Москва,1995.

2.

Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб.для ин-тов

физ.культуры.– М.: ФиС, 1991.

3.

Педагогика: Учеб.пособие для учеников пед.ин-тов/Под ред. Ю.К.

Бабанского. – М.: Просвещение, 1988.

4.

Теория

и методика

физического

воспитания/Б.А.

Ашмарин,

Ю.А.

Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.:

Просвещение, 1990.

5.

Теория и методика физической культуры: Учебник/Под ред. Ю.Ф.

Курамшина. - М.: Сов.спорт, 2003.

6.

Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания

и спорта. - М.: "Академия", 2003.

7.

Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки / Л. П. Матвеев. - М. :

Физкультура и спорт, 1977.

8.

Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев.

- М. : Физкультура и спорт, 1991.

9.

Кривошапкин П. И. МАС-РЕСТЛИНГ Биомеханические основы техники,

тактики и методики.

Уч.-изд. – Якутск, 2016.