Напоминание

Взаимодействие между образовательным учреждением и семьями воспитанников с особыми возможностями здоровья

Автор: Демчук Надежда Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ "Детский сад № 263 Дзержинского района"
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Публикация
Тема: Взаимодействие между образовательным учреждением и семьями воспитанников с особыми возможностями здоровья







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Взаимодействие между образовательным учреждением

и семьями воспитанников с особыми возможностями

.

здоровья

«Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги»

А.С. Макаренко

Наше образовательное учреждение более 40 - лет работает с детьми с

особыми возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи). В настоящее

время в детском саду функционируют 2 группы с тяжелыми нарушениями в

развитии – это дети с задержкой психического развития, дети с аутистическим

спектром. У всех воспитанников этих групп отмечаются проблемы в развитии

коммуникативной, познавательной, эмоционально-волевой сфер, а у многих

ещё и чрезмерная подвижность и возбудимость. Поэтому основной задачей

педагогического коллектива является создание таких условий, которые бы

обеспечивали

всестороннее

развитие

детей

и

способствовали

их

эмоциональному благополучию, как в детском саду, так и дома.

Мы педагоги, владея большим багажом педагогических знаний и умений,

можем создать для детей комфортные условия их развития в детском саду. А

вот родители, в связи с

отсутствием у них педагогических знаний,

загруженностью ежедневными делами и проблемами, чаще всего считают, что

комфорт ребёнка, в том, что он хорошо накормлен и чисто одет.

В законе РФ «Об образовании» ст.18п.1 определяется, что родители

являются главными педагогами. Они обязаны заложить основы физического,

нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в детском

возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного

воспитания, требует иных взаимоотношений от образовательного учреждения,

а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Сотрудничество – это общение на равных, где никому не принадлежит

привилегия

указывать,

контролировать,

оценивать.

Взаимодействие

представляет собой способ организации совместной деятельности, которая

осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремится к

созданию единого пространства развития ребёнка. Задача детского сада –

«повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь

семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.

Так как родители не владеют педагогическими знаниями, то начать работу

лучше с обучающих мероприятий это:

мастер-классы «Рассказываем по схеме», «Развивайся, играя»;

семинары-практикумы: «Фонематический слух – основа грамотной

речи», «Математика – путь к познанию», «Логопедический массаж

ложками»;

тренинги: «Зрительная гимнастика», «Наш весёлый язычок» и др.,

где родители получают определённые знания методики работы с детьми и

одновременно отрабатывают полученные знания на практике.

В связи с тем, что у детей навыки формируются очень медленно, требуется

систематическое,

многократное

повторение

полученных

детьми

знаний,

поэтому необходима дополнительная работа дома: по заданиям логопеда; по

развитию мелкой моторики; по формированию фонематического слуха,

психических процессов. Чтобы это направление работы реализовывалось

успешно, мы используем наглядно-информационные формы работы, которые

помогают нам вооружить родителей готовыми педагогическими наработками,

методическими подборками и включить их в активную совместную с ребёнком

деятельность:

лепбуки «В игры разные играем, пальчики мы развиваем», «Послушные

ушки – грамотное письмо»;

буклеты «Станем ушки упражнять, будем грамотно писать»; «Интерес к

чтению, как его пробудить?», «Счёт и цифры»;

стендовые консультации, листовки, папки-передвижки, памятки для

родителей;

индивидуальные, подгрупповые консультации.

Такая форма работы не требует от родителей дополнительного поиска

информации или практических материалов для работы с детьми, а только

необходимость найти в плотном графике домашних дел 10 – 15 минут для

увлекательного времяпрепровождения. О важности и необходимости для

эмоционального

благополучия

детей

таких

совместных

минуток

мы

показываем родителям на практике, организуя досуговые формы совместной

деятельности в триаде: педагог – родитель – ребёнок. Это:

педагогические гостиные: «Вместе с мамой интересно», «Читаем вместе»,

«Любимое занятие вместе с мамой/папой»;

мастерские по разным темам: «Творим подарки своими руками»,

«Рисование пластилином»;

тематические мероприятия: «Мой папа лучше всех» (спортивные игры –

соревнования с папами), «Играем в театр», «Гостевые обмены»;

викторины «Что? Где? Когда?» (команда педагогов и детей против

команды родителей); «Умники и Знайки».

Такие нетрадиционные и досуговые формы работы объединяют взрослых и

детей, дают родителям дополнительные знания, как и, чем заниматься с детьми

дома. А дети в свою очередь получают позитивные эмоции от такого

эмоционального и тактильного контакта с родителями. По окончанию все

воодушевлены совместным творчеством или играми, и покидают детский сад с

эмоциональным

зарядом.

А

это

в

свою

очередь

является

залогом

эффективности коррекционно-образовательного процесса.

Благодаря планомерной работе и в соответствии с принципами и

подходами, определенными федеральным государственным образовательным

стандартом дошкольного образования в рамках системы взаимодействия с

семьями воспитанников в условиях коррекционно-развивающего пространства

мы и создаем благоприятные условия для успешной коррекции и развития

каждого ребенка. Интересные формы взаимодействия позволяют вовлечь

родителей в орбиту педагогической деятельности, сделать коррекционно-

образовательный процесс наиболее востребованным, понятным, интересным и

привлекательным для современных родителей. В результате они, понимая

важность

педагогического

взаимодействия,

становятся

не

сторонними

наблюдателями, а активными участниками коррекционно-образовательной

деятельности, что благоприятно сказывается на развитии детей.

Наши

воспитанники демонстрируют свои успехи на открытых занятиях, праздниках,

развлечениях,

участвуют в конкурсах разного уровня и в дальнейшем

обучаются не только в школах 7, 8 вида, речевых, но и в общеобразовательных

школах.

Успех нашей работы в преемственности работы учителя — логопеда,

воспитателей, педагога-психолога, других специалистов ДОУ и родителей,

которые не просто сотрудники и коллеги, а помощники друг другу, в решении

общих задач.