Автор: Демчук Надежда Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ "Детский сад № 263 Дзержинского района"
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Публикация
Тема: Взаимодействие между образовательным учреждением и семьями воспитанников с особыми возможностями здоровья
Взаимодействие между образовательным учреждением
и семьями воспитанников с особыми возможностями
.
здоровья
«Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги»
А.С. Макаренко
Наше образовательное учреждение более 40 - лет работает с детьми с
особыми возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи). В настоящее
время в детском саду функционируют 2 группы с тяжелыми нарушениями в
развитии – это дети с задержкой психического развития, дети с аутистическим
спектром. У всех воспитанников этих групп отмечаются проблемы в развитии
коммуникативной, познавательной, эмоционально-волевой сфер, а у многих
ещё и чрезмерная подвижность и возбудимость. Поэтому основной задачей
педагогического коллектива является создание таких условий, которые бы
обеспечивали
всестороннее
развитие
детей
и
способствовали
их
эмоциональному благополучию, как в детском саду, так и дома.
Мы педагоги, владея большим багажом педагогических знаний и умений,
можем создать для детей комфортные условия их развития в детском саду. А
вот родители, в связи с
отсутствием у них педагогических знаний,
загруженностью ежедневными делами и проблемами, чаще всего считают, что
комфорт ребёнка, в том, что он хорошо накормлен и чисто одет.
В законе РФ «Об образовании» ст.18п.1 определяется, что родители
являются главными педагогами. Они обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в детском
возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного
воспитания, требует иных взаимоотношений от образовательного учреждения,
а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Сотрудничество – это общение на равных, где никому не принадлежит
привилегия
указывать,
контролировать,
оценивать.
Взаимодействие
–
представляет собой способ организации совместной деятельности, которая
осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремится к
созданию единого пространства развития ребёнка. Задача детского сада –
«повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь
семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
Так как родители не владеют педагогическими знаниями, то начать работу
лучше с обучающих мероприятий это:
мастер-классы «Рассказываем по схеме», «Развивайся, играя»;
семинары-практикумы: «Фонематический слух – основа грамотной
речи», «Математика – путь к познанию», «Логопедический массаж
ложками»;
тренинги: «Зрительная гимнастика», «Наш весёлый язычок» и др.,
где родители получают определённые знания методики работы с детьми и
одновременно отрабатывают полученные знания на практике.
В связи с тем, что у детей навыки формируются очень медленно, требуется
систематическое,
многократное
повторение
полученных
детьми
знаний,
поэтому необходима дополнительная работа дома: по заданиям логопеда; по
развитию мелкой моторики; по формированию фонематического слуха,
психических процессов. Чтобы это направление работы реализовывалось
успешно, мы используем наглядно-информационные формы работы, которые
помогают нам вооружить родителей готовыми педагогическими наработками,
методическими подборками и включить их в активную совместную с ребёнком
деятельность:
лепбуки «В игры разные играем, пальчики мы развиваем», «Послушные
ушки – грамотное письмо»;
буклеты «Станем ушки упражнять, будем грамотно писать»; «Интерес к
чтению, как его пробудить?», «Счёт и цифры»;
стендовые консультации, листовки, папки-передвижки, памятки для
родителей;
индивидуальные, подгрупповые консультации.
Такая форма работы не требует от родителей дополнительного поиска
информации или практических материалов для работы с детьми, а только
необходимость найти в плотном графике домашних дел 10 – 15 минут для
увлекательного времяпрепровождения. О важности и необходимости для
эмоционального
благополучия
детей
таких
совместных
минуток
мы
показываем родителям на практике, организуя досуговые формы совместной
деятельности в триаде: педагог – родитель – ребёнок. Это:
педагогические гостиные: «Вместе с мамой интересно», «Читаем вместе»,
«Любимое занятие вместе с мамой/папой»;
мастерские по разным темам: «Творим подарки своими руками»,
«Рисование пластилином»;
тематические мероприятия: «Мой папа лучше всех» (спортивные игры –
соревнования с папами), «Играем в театр», «Гостевые обмены»;
викторины «Что? Где? Когда?» (команда педагогов и детей против
команды родителей); «Умники и Знайки».
Такие нетрадиционные и досуговые формы работы объединяют взрослых и
детей, дают родителям дополнительные знания, как и, чем заниматься с детьми
дома. А дети в свою очередь получают позитивные эмоции от такого
эмоционального и тактильного контакта с родителями. По окончанию все
воодушевлены совместным творчеством или играми, и покидают детский сад с
эмоциональным
зарядом.
А
это
в
свою
очередь
является
залогом
эффективности коррекционно-образовательного процесса.
Благодаря планомерной работе и в соответствии с принципами и
подходами, определенными федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования в рамках системы взаимодействия с
семьями воспитанников в условиях коррекционно-развивающего пространства
мы и создаем благоприятные условия для успешной коррекции и развития
каждого ребенка. Интересные формы взаимодействия позволяют вовлечь
родителей в орбиту педагогической деятельности, сделать коррекционно-
образовательный процесс наиболее востребованным, понятным, интересным и
привлекательным для современных родителей. В результате они, понимая
важность
педагогического
взаимодействия,
становятся
не
сторонними
наблюдателями, а активными участниками коррекционно-образовательной
деятельности, что благоприятно сказывается на развитии детей.
Наши
воспитанники демонстрируют свои успехи на открытых занятиях, праздниках,
развлечениях,
участвуют в конкурсах разного уровня и в дальнейшем
обучаются не только в школах 7, 8 вида, речевых, но и в общеобразовательных
школах.
Успех нашей работы в преемственности работы учителя — логопеда,
воспитателей, педагога-психолога, других специалистов ДОУ и родителей,
которые не просто сотрудники и коллеги, а помощники друг другу, в решении
общих задач.