Напоминание

Основные понятия и термины адаптивной физической культуры.

Автор: Черноволик Евгения Викторовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: Детский сад №22 "Василек"-филиал АН ДОО "Алмазик"
Населённый пункт: п. Чернышевский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Основные понятия и термины адаптивной физической культуры.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Основные понятия и термины

адаптивной физической

культуры.

Содержание концепции АФК

Новая для России сфера социальной практики.

Включает 3 области знания – ФК, медицина, коррекционная

педагогика, а также сведения из других дисциплин.

Ёмкий и разнообразный вид деятельности.

Удовлетворение естественных и социальных потребностей личности

с ОВЗ (инвалида).

Человек, в т.ч. инвалид, как высшая ценность и равноправный член

общества.

Формирование ценностной концепции жизни.

Разностороннее развитие и совершенствование личности ребенка

.

Основные понятия

Культура

это процесс и результат хранения, освоения, развития, и

распространения материальных и духовных ценностей.

Культура

непрерывно

связана

с

деятельностью

и

потребностями

(

естественные

и

социальные:

личности

и

общества).

Исторически физическая культура складывалась прежде всего под

влиянием

практических

потребностей

общества

в

полноценной

физической подготовке подрастающих и взрослых поколений к труду

и

военному

делу

этим

важнейшим

условиям

человеческого

существования.

Основные понятия

Физическая культура

это вид культуры человека и общества. Это

деятельность и её социальные и индивидуально значимые результаты

по

созданию

готовности

человека

к

жизни,

оптимизации

его

состояния

и

развития;

это

специфический

процесс

и

результат

человеческой

деятельности,

а

также

средства

и

способы

совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида

(физических,

интеллектуальных,

эмоционально-волевых,

эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений,

естественно-средовых и гигиенических факторов.

Основные понятия

Адаптивная физическая культура

это вид (область) физической

культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая

инвалида.

Это

деятельность

и

её

социальные

и

индивидуально

значимые

результаты

по

созданию

разносторонней

готовности

человека

с

ОВЗ,

включая

инвалида,

к

жизни,

оптимизации

его

состояния

и

развития

в

процессе

комплексной

реабилитации

и

социальной

интеграции;

это

специфический

процесс

и

результат

человеческой

деятельности,

а

также

средства

и

способы

совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида

с

ОВЗ

(физических,

интеллектуальных,

эмоционально-волевых,

эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений,

естественно-средовых и гигиенических факторов.

Основные понятия

Реабилитация

это

восстановление

способности.

„...комплекс

медицинских, педагогических и социальных мероприятий...“

Социальная

интеграция

процесс

установления

оптимальных

связей

между

социальными

институтами,

группами,

эшелонами

власти

и

управления.

Некоторое

состояние

достигнутого

и

зафиксированного

положения

инвалида

в

обществе.

Встречное

движение двух социальных объектов: инвалида и общества.

Цель реабилитации инвалидов и лиц с ОВЗ состоит в обеспечении

их

способности

к

реализации

образа

жизни

нормально

развивающихся людей

.

Классификация видов реабилитации

(По В.З. Кантору, 2000)

В зависимости от охватываемых сфер жизнедеятельности:

социально-трудовая, социально-бытовая, социально-культурная.

В зависимости от степени восстановления: первоначальная,

элементарная, полная.

В зависимости от применяемых технологий:

медицинская,

техническая

(инженерная),

психологическая,

педагогическая.

Предмет, цель, приоритетные задачи АФК

Цель АФК

максимально возможное развитие жизнеспособности

человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и

(или)

инвалидность,

за

счёт

обеспечения

оптимального

режима

функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии

(оставшихся

в

процессе

жизни)

его

телесно-двигательных

характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально

возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально

значимого субъекта.

Предмет, цель, приоритетные задачи АФК

Задачи АФК:

1.

Традиционные:

Образовательные.

Воспитательные

(воспитание свойств личности).

О

здоровительно-развивающие

(развитие

познавательных

процессов, укрепление мышц стопы и др.).

2. Специфические:

Коррекционные

(коррекция

ОДА,

сенсорных

систем,

речи,

интеллекта и др.).

Профилактические

(профилактика заболеваний, обусловленных

гиподинамией и др.).

Предмет, цель, приоритетные задачи АФК

Коррекционно-развивающие задачи:

1.Коррекция техники основных движений.

2.Коррекция и развитие координационных способностей.

3.Коррекция и развитие физической подготовленности.

4.Компенсация нарушенных или утраченных функций.

5.Профилактика и коррекция соматических нарушений.

6.Коррекция сенсорных систем.

7.Коррекция психических нарушений.

Предмет, цель, приоритетные задачи АФК

Предмет

профессиональной

деятельности

педагога

в

АФК

является целенаправленное решение перечисленных задач в работе с

лицами,

имеющими

отклонения

в

состоянии

здоровья

и

(или)

инвалидность, в процессе их комплексной реабилитации, а также

осуществление

типичного

для

конкретных

исторических

условий

образа жизни, достижение соответствующего уровня ее качества

.

Основные компоненты (виды) АФК

Адаптивное физическое воспитание (направлен на подготовку к

жизни,

бытовой

и

трудовой

деятельности,

формирование

положительного и активного отношения к АФК)

Адаптивный спорт (направлен на удовлетворение потребности в

самоактуализации,

максимально

возможной

реализации

своих

возможностей, сопоставлении их с другими людьми, общении)

Адаптивная

двигательная

рекреация

(направлен

на

удовлетворение

потребности

в

отдыхе,

интересном

проведении

досуга,

смене

вида

деятельности,

получение

удовольствия,

в

общении)

Основные компоненты (виды) АФК

Адаптивная

физическая

реабилитация

(направлен

на

удовлетворение потребности в лечении, восстановлении временно

утраченных функций).

Креативные

(художественно-музыкальные)

телесно

ориентированные

практики

АФК

(направлен

на

удовлетворение

потребности

в

самоактуализации,

творческом

саморазвитии,

самовыражения духовной сущности через движение, музыку, образ,

другие средства искусства).

Экстремальные виды двигательной активности

(направлен

на

удовлетворение

потребности

в

риске.

Повышенном

напряжении,

потребности испытать себя в необычных, экстремальных условиях,

опасных для здоровья и жизни).

АФК - составная часть комплексной реабилитации

Двигательная активность заложена в генах и связана с биологической

адаптацией к условиям жизни.

1.

Гиподинамия

и

гипокинезия

факторы

ухудшения

здоровья

населения:

-снижение функциональной активности органов

-атрофия ОДА

-нарушение обменных процессов

-уменьшение тренированности мышц

-снижение сердечной деятельности

-уменьшение ЖЕЛ

-нарушение терморегуляции

АФК - составная часть комплексной реабилитации

2.

Преодоление

психологических

комплексов

неполноценности

(эмоциональной обиды, отчужденности, пассивности, тревожности,

неуверенности, или завышенной самооценки).

3.Коррекция основного дефекта.

4.Освоение новых двигательных умений и навыков для компенсации

дефекта, который не поддаётся коррекции или восстановлению.

5.Развитие физических качеств и способностей

.

Важно различать социализацию и воспитание.

Во-первых, социализация понимается большинством специалистов

как процесс «врастания» человека в общество, и он длится в течение

всей его жизни. Воспитание же – процесс, ограниченный во времени.

Во-вторых, социализация индивида происходит под влиянием всего

окружающего

мира,

постоянно

изменяющегося

и

зачастую

непредсказуемого.

Социализирующие

воздействия

окружающей

действительности

невозможно

спланировать

и

даже

в

первом

приближении

прогнозировать

их

эффект.

Воспитание

представляет

собой сознательный, планомерный, методичный процесс воздействия

на

подрастающее

поколение

в

определенном

направлении.

Для

воспитания основополагающим является ответственность воспитателя

по

отношению

к

воспитаннику,

для

социализации

вовсе

не

обязательно.

Два

важных

вывода

для

специалиста

по

адаптивной

физической культуре.

1.

Необходимо самым серьезным образом работать с семьей

(прежде всего с родителями) детей с отклонениями в состоянии

здоровья

и

инвалидов,

посвящая

их

в

веру

огромной

целительной силы движения.

2. Необходимо как можно раньше, буквально с первых дней

жизни,

начинать

реабилитационные

мероприятия

с

такими

детьми, чтобы добиться максимально возможного эффекта от

занятий, а также с целью усиления положительного и смягчения

отрицательного

социализирующего

влияния

семьи

на

их

психосоматическое развитие.