Автор: Черноволик Евгения Викторовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: Детский сад №22 "Василек"-филиал АН ДОО "Алмазик"
Населённый пункт: п. Чернышевский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Основные понятия и термины адаптивной физической культуры.
Основные понятия и термины
адаптивной физической
культуры.
Содержание концепции АФК
Новая для России сфера социальной практики.
Включает 3 области знания – ФК, медицина, коррекционная
педагогика, а также сведения из других дисциплин.
Ёмкий и разнообразный вид деятельности.
Удовлетворение естественных и социальных потребностей личности
с ОВЗ (инвалида).
Человек, в т.ч. инвалид, как высшая ценность и равноправный член
общества.
Формирование ценностной концепции жизни.
Разностороннее развитие и совершенствование личности ребенка
.
Основные понятия
Культура
–
это процесс и результат хранения, освоения, развития, и
распространения материальных и духовных ценностей.
Культура
непрерывно
связана
с
деятельностью
и
потребностями
(
естественные
и
социальные:
личности
и
общества).
Исторически физическая культура складывалась прежде всего под
влиянием
практических
потребностей
общества
в
полноценной
физической подготовке подрастающих и взрослых поколений к труду
и
военному
делу
–
этим
важнейшим
условиям
человеческого
существования.
Основные понятия
Физическая культура
–
это вид культуры человека и общества. Это
деятельность и её социальные и индивидуально значимые результаты
по
созданию
готовности
человека
к
жизни,
оптимизации
его
состояния
и
развития;
это
специфический
процесс
и
результат
человеческой
деятельности,
а
также
средства
и
способы
совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида
(физических,
интеллектуальных,
эмоционально-волевых,
эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений,
естественно-средовых и гигиенических факторов.
Основные понятия
Адаптивная физическая культура
–
это вид (область) физической
культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая
инвалида.
Это
деятельность
и
её
социальные
и
индивидуально
значимые
результаты
по
созданию
разносторонней
готовности
человека
с
ОВЗ,
включая
инвалида,
к
жизни,
оптимизации
его
состояния
и
развития
в
процессе
комплексной
реабилитации
и
социальной
интеграции;
это
специфический
процесс
и
результат
человеческой
деятельности,
а
также
средства
и
способы
совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида
с
ОВЗ
(физических,
интеллектуальных,
эмоционально-волевых,
эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений,
естественно-средовых и гигиенических факторов.
Основные понятия
Реабилитация
–
это
восстановление
способности.
„...комплекс
медицинских, педагогических и социальных мероприятий...“
Социальная
интеграция
–
процесс
установления
оптимальных
связей
между
социальными
институтами,
группами,
эшелонами
власти
и
управления.
Некоторое
состояние
достигнутого
и
зафиксированного
положения
инвалида
в
обществе.
Встречное
движение двух социальных объектов: инвалида и общества.
Цель реабилитации инвалидов и лиц с ОВЗ состоит в обеспечении
их
способности
к
реализации
образа
жизни
нормально
развивающихся людей
.
Классификация видов реабилитации
(По В.З. Кантору, 2000)
В зависимости от охватываемых сфер жизнедеятельности:
социально-трудовая, социально-бытовая, социально-культурная.
В зависимости от степени восстановления: первоначальная,
элементарная, полная.
В зависимости от применяемых технологий:
медицинская,
техническая
(инженерная),
психологическая,
педагогическая.
Предмет, цель, приоритетные задачи АФК
Цель АФК
–
максимально возможное развитие жизнеспособности
человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и
(или)
инвалидность,
за
счёт
обеспечения
оптимального
режима
функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии
(оставшихся
в
процессе
жизни)
его
телесно-двигательных
характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально
возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально
значимого субъекта.
Предмет, цель, приоритетные задачи АФК
Задачи АФК:
1.
Традиционные:
Образовательные.
Воспитательные
(воспитание свойств личности).
О
здоровительно-развивающие
(развитие
познавательных
процессов, укрепление мышц стопы и др.).
2. Специфические:
Коррекционные
(коррекция
ОДА,
сенсорных
систем,
речи,
интеллекта и др.).
Профилактические
(профилактика заболеваний, обусловленных
гиподинамией и др.).
Предмет, цель, приоритетные задачи АФК
Коррекционно-развивающие задачи:
1.Коррекция техники основных движений.
2.Коррекция и развитие координационных способностей.
3.Коррекция и развитие физической подготовленности.
4.Компенсация нарушенных или утраченных функций.
5.Профилактика и коррекция соматических нарушений.
6.Коррекция сенсорных систем.
7.Коррекция психических нарушений.
Предмет, цель, приоритетные задачи АФК
Предмет
профессиональной
деятельности
педагога
в
АФК
является целенаправленное решение перечисленных задач в работе с
лицами,
имеющими
отклонения
в
состоянии
здоровья
и
(или)
инвалидность, в процессе их комплексной реабилитации, а также
осуществление
типичного
для
конкретных
исторических
условий
образа жизни, достижение соответствующего уровня ее качества
.
Основные компоненты (виды) АФК
Адаптивное физическое воспитание (направлен на подготовку к
жизни,
бытовой
и
трудовой
деятельности,
формирование
положительного и активного отношения к АФК)
Адаптивный спорт (направлен на удовлетворение потребности в
самоактуализации,
максимально
возможной
реализации
своих
возможностей, сопоставлении их с другими людьми, общении)
Адаптивная
двигательная
рекреация
(направлен
на
удовлетворение
потребности
в
отдыхе,
интересном
проведении
досуга,
смене
вида
деятельности,
получение
удовольствия,
в
общении)
Основные компоненты (виды) АФК
Адаптивная
физическая
реабилитация
(направлен
на
удовлетворение потребности в лечении, восстановлении временно
утраченных функций).
Креативные
(художественно-музыкальные)
телесно
ориентированные
практики
АФК
(направлен
на
удовлетворение
потребности
в
самоактуализации,
творческом
саморазвитии,
самовыражения духовной сущности через движение, музыку, образ,
другие средства искусства).
Экстремальные виды двигательной активности
(направлен
на
удовлетворение
потребности
в
риске.
Повышенном
напряжении,
потребности испытать себя в необычных, экстремальных условиях,
опасных для здоровья и жизни).
АФК - составная часть комплексной реабилитации
Двигательная активность заложена в генах и связана с биологической
адаптацией к условиям жизни.
1.
Гиподинамия
и
гипокинезия
—
факторы
ухудшения
здоровья
населения:
-снижение функциональной активности органов
-атрофия ОДА
-нарушение обменных процессов
-уменьшение тренированности мышц
-снижение сердечной деятельности
-уменьшение ЖЕЛ
-нарушение терморегуляции
АФК - составная часть комплексной реабилитации
2.
Преодоление
психологических
комплексов
неполноценности
(эмоциональной обиды, отчужденности, пассивности, тревожности,
неуверенности, или завышенной самооценки).
3.Коррекция основного дефекта.
4.Освоение новых двигательных умений и навыков для компенсации
дефекта, который не поддаётся коррекции или восстановлению.
5.Развитие физических качеств и способностей
.
Важно различать социализацию и воспитание.
Во-первых, социализация понимается большинством специалистов
как процесс «врастания» человека в общество, и он длится в течение
всей его жизни. Воспитание же – процесс, ограниченный во времени.
Во-вторых, социализация индивида происходит под влиянием всего
окружающего
мира,
постоянно
изменяющегося
и
зачастую
непредсказуемого.
Социализирующие
воздействия
окружающей
действительности
невозможно
спланировать
и
даже
в
первом
приближении
прогнозировать
их
эффект.
Воспитание
представляет
собой сознательный, планомерный, методичный процесс воздействия
на
подрастающее
поколение
в
определенном
направлении.
Для
воспитания основополагающим является ответственность воспитателя
по
отношению
к
воспитаннику,
для
социализации
вовсе
не
обязательно.
Два
важных
вывода
для
специалиста
по
адаптивной
физической культуре.
1.
Необходимо самым серьезным образом работать с семьей
(прежде всего с родителями) детей с отклонениями в состоянии
здоровья
и
инвалидов,
посвящая
их
в
веру
огромной
целительной силы движения.
2. Необходимо как можно раньше, буквально с первых дней
жизни,
начинать
реабилитационные
мероприятия
с
такими
детьми, чтобы добиться максимально возможного эффекта от
занятий, а также с целью усиления положительного и смягчения
отрицательного
социализирующего
влияния
семьи
на
их
психосоматическое развитие.