"Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста"

Автор: Романова Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №18
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий Кемеровская область
Наименование материала: cтатья
Тема: "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 04.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Развитие логического мышления

у детей дошкольного возраста
Ученые утверждают, что дошкольное детство наиболее благоприятное время для интеллектуального развития детей. Каждый ребенок - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Вся информация, полученная в этот период, станет фундаментом для дальнейшей успешной жизни. Задача воспитателей и родителей — помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка. Конечно, разнообразная деятельность малыша и без нашей помощи приводит к необходимым сдвигам в умственном развитии. Наша задача – не научить ребёнка чему-то необычному, а, наоборот, расширить и углубить естественные для его возраста стороны развития. И сделать это можно умело вводя интеллектуальные игры. Главное – это научить детей нестандартно мыслить, развить своё упорство и сообразительность, умение находить оригинальные решения и, конечно, пополнить свой багаж знаний. Как известно, одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. Активно развиваются психические процессы. Совсем маленькие дети еще не могут думать абстрактно. Для них характерно наглядно-действенное, а чуть позже – наглядно-образное мышление. Все, что им нужно, – это трогать и видеть, они «думают руками». В старшем дошкольном возрасте у детей развивается словесно- логическое мышление. Этот этап считается вершиной развития, с этого момента логика совершенствуется на протяжении всей последующей жизни. Для ребенка перестает быть важным созерцание или ощупывание того, о чем он думает или говорит. Со временем, уже став взрослым, он научится оценивать задачи, поставленные перед ним, а также ставить цели, планировать и искать способы решения проблем. В младшем дошкольном возрасте детям огромную радость доставляет решение задачек по сортировке чего-либо, сходного по одному признаку (размер, форма, цвет). Также можно начинать обучать малыша сравнению вещей. В начале проще определить, чем они между собой отличаются, а потом уже искать что-то общее. В этот период для детей очень важны игры
с конструкторами и мозаикой. При создании объемных построек или картинок у них формируется способность к обобщению. В старшем дошкольном возрасте задания усложняются. Можно заняться разгадыванием загадок, собиранием пазлов, анализом пословиц и поговорок. Во время объяснения чего-либо желательно обращать внимание малыша на конкретные слова, определения и понятия; учить подбирать для них синонимы и антонимы (предварительно, конечно, рассказав о значениях этих терминов). Все это благотворно сказывается на мыслительных процессах и развитии логики. Наряду с упражнениями в пределах математических понятий (больше-меньше, классификация по возрастанию-убыванию, убрать лишнее), полезными будут занятия по усовершенствованию речи. В старшем дошкольном возрасте ребенок способен постигать достаточно сложные причинно-следственные связи. К примеру, можно вместе обсудить прочитанную книгу или что-нибудь увиденное, давая возможность малышу самостоятельно сделать выводы.
Упражнения для развития логического мышления у детей:
1.
«Найди лишнее».
Из ряда каких-то предметов или картинок с предметами, объединенных одной группой: мебель, транспорт, растения, техника, посуда и т.д. найти «лишний» предмет или изображение предмета
.
2.
«Найди общее».
Подбирать предметы общие по: • цвету (яблоко и игрушка — желтые); • форме (часы и тарелка — круглые); • предназначению (лампа и свечка – светят); • размеру (пуговица и бусинка – маленькие); • смысловой группе (пылесос и веник – предназначены для уборки). 3.
«Обобщение».
Предметы одной смысловой группы назвать одним словом (стол, стул, кровать-мебель; платье, кофта, рубашка-вещи). 4.
«Классификация»
Задание: разложить предметы из разных смысловых групп или объединенные разными признаками по группам (мелкие предметы, продукты, квадратные предметы и т.д.) 5.
«Продолжи ряд»
Ребенку предлагается понять суть логической цепочки предметов и продолжить её в той же последовательности из предложенных предметов. К примеру, вагончики за паровозом красный-желтый, красный-желтый и т.д. 6.
«

Найди отличия»
Для этого хорошо использовать готовые картинки, которые сейчас можно легко найти и в интернете и в журналах для детей. 7.
«Чего не хватает?»

В процессе рисования какого-то предмета сознательно пропускайте какую- то деталь. Спрашивайте: «Все? Рисунок готов? А чего не хватает?» Заниматься с детьми следует по правилу «от простого к сложному», систематически, однако важно не переусердствовать. Самое главное — это привить дошкольнику интерес к познанию.