"Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста"
Автор: Романова Ольга Алексеевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №18
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий Кемеровская область
Наименование материала: cтатья
Тема: "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста"
у детей дошкольного возраста
Ученые утверждают, что дошкольное детство наиболее
благоприятное время для интеллектуального развития детей. Каждый
ребенок - маленький исследователь, с радостью и удивлением
открывающий для себя окружающий мир.
Вся информация, полученная в
этот период, станет фундаментом для дальнейшей успешной жизни.
Задача воспитателей и родителей — помочь ему сохранить и развить
стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в
активной
деятельности, дать пищу уму ребенка.
Конечно, разнообразная
деятельность малыша и без нашей помощи приводит к необходимым
сдвигам в умственном развитии. Наша задача – не научить ребёнка чему-то
необычному, а, наоборот, расширить и углубить естественные для его
возраста стороны развития. И сделать это можно умело вводя
интеллектуальные игры. Главное – это научить детей нестандартно
мыслить, развить своё упорство и сообразительность, умение находить
оригинальные решения и, конечно, пополнить свой багаж знаний.
Как известно, одним из наиболее значимых компонентов интеллекта
является способность логически мыслить. Развитие логического мышления
включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок,
решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей
большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные
качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность,
вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети
учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске
результата, проявляя при этом творчество. Активно развиваются
психические процессы.
Совсем маленькие дети еще не могут думать абстрактно. Для них
характерно наглядно-действенное, а чуть позже – наглядно-образное
мышление. Все, что им нужно, – это трогать и видеть, они «думают
руками».
В старшем дошкольном возрасте у детей развивается словесно-
логическое мышление. Этот этап считается вершиной развития, с этого
момента логика совершенствуется на протяжении всей последующей
жизни. Для ребенка перестает быть важным созерцание или ощупывание
того, о чем он думает или говорит. Со временем, уже став взрослым, он
научится оценивать задачи, поставленные перед ним, а также ставить цели,
планировать и искать способы решения проблем.
В младшем дошкольном возрасте детям огромную радость доставляет
решение задачек по сортировке чего-либо, сходного по одному признаку
(размер, форма, цвет). Также можно начинать обучать малыша сравнению
вещей. В начале проще определить, чем они между собой отличаются, а
потом уже искать что-то общее. В этот период для детей очень важны игры
с конструкторами и мозаикой. При создании объемных построек или
картинок у них формируется способность к обобщению.
В старшем дошкольном возрасте задания усложняются. Можно
заняться разгадыванием загадок, собиранием пазлов, анализом пословиц и
поговорок. Во время объяснения чего-либо желательно обращать внимание
малыша на конкретные слова, определения и понятия; учить подбирать для
них синонимы и антонимы (предварительно, конечно, рассказав о
значениях этих терминов). Все это благотворно сказывается на
мыслительных процессах и развитии логики.
Наряду с упражнениями в пределах математических понятий
(больше-меньше, классификация по возрастанию-убыванию, убрать
лишнее), полезными будут занятия по усовершенствованию речи. В
старшем дошкольном возрасте ребенок способен постигать достаточно
сложные причинно-следственные связи. К примеру, можно вместе
обсудить прочитанную книгу или что-нибудь увиденное, давая
возможность малышу самостоятельно сделать выводы.
Упражнения для развития логического мышления у детей:
1. «Найди лишнее». Из ряда каких-то предметов или картинок с
предметами, объединенных одной группой: мебель, транспорт, растения,
техника, посуда и т.д. найти «лишний» предмет или изображение предмета .
2.
«Найди общее».
Подбирать предметы общие по:
• цвету (яблоко и игрушка — желтые);
• форме (часы и тарелка — круглые);
• предназначению (лампа и свечка – светят);
• размеру (пуговица и бусинка – маленькие);
• смысловой группе (пылесос и веник – предназначены для уборки).
3. «Обобщение».
Предметы одной смысловой группы назвать одним словом (стол, стул,
кровать-мебель; платье, кофта, рубашка-вещи).
4.
«Классификация»
Задание: разложить предметы из разных смысловых групп или
объединенные разными признаками по группам (мелкие предметы,
продукты, квадратные предметы и т.д.)
5.
«Продолжи ряд»
Ребенку предлагается понять суть логической цепочки предметов и
продолжить её в той же последовательности из предложенных предметов.
К примеру, вагончики за паровозом красный-желтый, красный-желтый и
т.д.
6.
«
Найди отличия»
Для этого хорошо использовать готовые картинки, которые сейчас можно
легко найти и в интернете и в журналах для детей.
7. «Чего не хватает?»
В процессе рисования какого-то предмета сознательно пропускайте какую-
то деталь. Спрашивайте: «Все? Рисунок готов? А чего не хватает?»
Заниматься с детьми следует по правилу «от простого к сложному»,
систематически, однако важно не переусердствовать. Самое главное — это
привить дошкольнику интерес к познанию.