"Использование современных методов и приёмов в реализации задач музыкального образования (музыкально-ритмические движения) в соответствии с ФГОС ДО"
Автор: Пермякова Ирина Викторовна Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ № 99
Населённый пункт: город Миасс Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование современных методов и приёмов в реализации задач музыкального образования (музыкально-ритмические движения) в соответствии с ФГОС ДО"
в соответствии с ФГОС ДО
Выполнил: Пермякова Ирина Викторовна
музыкальный руководитель МБДОУ № 99
г. Миасс
2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………… 2
Основная часть……………………………………………………………………. 3
Заключение………………………………………………………………………… 9
Список литературы……………………………………………………………… 10
- 1 -
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с ФГОС, образовательная программа дошкольной образовательной
организации формируется, как программа психолого- педагогической поддержки
позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей
дошкольного возраста. Образовательное содержание программы, в т. ч музыкальное
становится условием и средством вхождения ребенка в мир социальных отношений,
открытии и презентации своего «я» социуму.
Музыка выступает, как одним из возможных языков ознакомления детей с
окружающим миром, миром предметов и природы, и самое главное, миром человека,
его эмоций, переживаний чувств.
Одним из целевых ориентиров (т.е. социально-нормативные характеристики
возможных достижений ребенка) на этапе завершения дошкольного образования ( п
4.6. ФГОС) являются следующие ориентиры:
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в
разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии,
воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в
игре.
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои действия,
управлять ими.
Требование к психолого-педагогическим условиям для успешной реализации
программы является использование в образовательном процессе форм и методов
работы с детьми соответствующих их психолого-возрастным и
индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения,
так и искусственного замедления развития детей).
В соответствии с ФГОС решение задач художественно-эстетической области должно
быть направлено на приобретение опыта в музыкальной деятельности
( музыкально- ритмических движений).
- 2 -
Музыкально- двигательная активность развивает у ребенка физические качества,
моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в
двигательной сфере.
Одним из средств реализации этого качества является область художественно-
эстетического развития, в частности музыкальное воспитание, (развитие
музыкально- ритмических движений).
При обучении детей музыкально-ритмическим движениям, танцам, играм,
упражнениям я использую различные методы: как классические, так и современные.
Наглядно-слуховой - исполнение музыки
Наглядно-зрительный - показ иллюстрации, картинок, совместное
исполнение движений, применение наглядных пособий.
Словесный метод – должен быть кратким, точным, конкретным объяснение с
использованием музыкальных терминов, пояснение, напоминание, поощрение.
Практический метод – многократное повторение музыкально-ритмических
движений
Игровой метод - педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает
задачам и содержанию занятия.
Импровизационный метод - позволяет подводить детей к возможности
свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Он
позволяет детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и
уверенность. Данный метод не предполагает предварительного
прослушивания музыки и слепого копирования. Педагогу следует тактично
направлять внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск
собственных красок и оттенков исполнения.
Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере усвоения
детьми определенных заданий, танцевальных композиций вновь возвращается
к пройденному, но с усложнением
Метод звучащих жестов (по Карлу Орфу) Эффективно использовать в метро -
ритмических и речевых играх. Такой метод с использованием жестов
собственного тела, позволяет детям глубже прочувствовать пульсацию музыки
и ее ритмический рисунок.
Метод моделирования – составление последовательности танца, хоровода,
игры с помощью схем моделирования, использование мнемотаблиц, с
помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или
разучивать элементы танцев.
- 3 -
Приёмы обучения музыкально-ритмическим
движениям в 1 мл. группе
Подражательные движения по показу взрослого.
Совместные действия со взрослым.
Короткие указания.
Игровые приемы (игрушки).
Игровые действия с предметами (флажками, погремушками, платочками и др.)
Запаздывающий показ воспитателя (на последующих занятиях)
Подражания действиям воспитателя и детей, правильно, активно
выполняющих задания.
Приёмы обучения музыкально-ритмическим
движениям во 2 мл. группе
Показ взрослого.
Показ ребенка, правильно выполняющего действия.
Образное пояснение.
Наглядность.
Указания, напоминания.
Совместные действия со взрослым.
Приёмы обучения музыкально-ритмическим
движениям в средней группе
Выразительное исполнение взрослого.
Краткое пояснение, указания, напоминания.
Игровые ситуации.
Показ движений ребенком, правильно выполняющим движения.
Совместные действия со взрослым.
Наглядность.
Многократное повторение.
Приёмы обучения музыкально-ритмическим
движениям в старшей группе
Точный выразительный показ взрослого.
Краткое пояснение, указания, напоминания.
Игровые ситуации.
Показ движений ребенком, правильно выполняющим движения.
Многократное повторение, варьирование знакомого материала.
Момент соревнования
Индивидуальная проверка уровня усвоения навыков.
Приёмы обучения музыкально-ритмическим
движениям в подготовительной .группе
Предварительное прослушивание.
Пояснение, указание, напоминание.
- 4 -
Показ взрослого и детей, правильно выполняющих движения.
Погружения в музыку
Предварительный анализ.
Многократное повторение, варьирование знакомого материала.
Индивидуальная проверка уровня усвоения навыков.
В процессе исполнения ритмических движений использую вербальные и
невербальные методы (мимика, жесты, пантомима и др.).
Если рассмотреть поэтапное развитие способностей к музыкально-ритмическим
движениям, то на 1-й этапе – (развитие способностей к музыкально-ритмическим
движениям в опоре на способность детей к подражанию ) использую такой прием,
как «Вовлекающий показ» в зеркальном отражении»
На 2-й этапе – (развитие умения самостоятельно исполнять упражнения, движения,
композиции) практикую такой прием как- показ исполнения композиций детьми;
показ упражнения условными жестами, мимикой; - словесные указания;
«провокации», то есть специальные ошибки педагога при показе с целью
активизации внимания детей и побуждения к тому, чтобы они заметили и исправили
ошибку
На 3-й этапе (заключительном этапе) - развитие способности к творческому
самовыражению в движении под музыку, подведение детей к творческой
интерпретации музыкального произведения (умение самостоятельно подбирать и
комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные
упражнения) применяю такие приемы: слушание музыки и беседы о ней;
рисование, словесные описания музыкальных образов; подбор стихов, сказок и
других произведений, помогающих интерпретировать музыкальный образ;
пластические импровизации детей, «пробы» - без показа педагога; показ вариантов
движений педагогом, а детям предлагается выбрать наиболее удачный.
Хочу обратиться к современным методам и приемам, которые обуславливаются
развитием информатизации ведь именно информатизация сегодня рассматривается
как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не
только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами,
которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной
ценностью становится информация и умение работать с ней. В настоящее время это
обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного
образования.
Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход.
Доказано, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку..
Движение, звук, целостная картина увиденного привлекают внимание детей. Дети
получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание
действовать, повторять, запоминать, играть, вернуться к этому вновь.
Для развития музыкально- ритмических движений , будь то упражнение, игра,
хоровод, танец, часто использую аудиозаписи на флешносителе или видеозаписи
(DVD), это облегчает мне работу, так как, я не сижу за фортепиано, а могу показать
танцевальное движение или кого-то поправить.
- 5 –
Новые движения я могу показать на видео, где дети смотрят красивый показ в
соответствующей стилю одежде : если движения русские народные - могу надеть
русский костюм с красными сапожками; если переменный шаг или вальс - то в
классической чёрно - белой одежде. А на занятиях дети смотрят и стараются
сделать так же. Такой приём развивает у воспитанников память, внимание, потому
что информация передаётся в привлекательной форме, что не только ускоряет
запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для
ознакомления материала.
Применяю в своей практики использование пикторграмм - это маленькая картинка,
схематическое изображение различных предметов и явлений.
«
Паровозик » ( в мл. возрасте соединяют ладошки и «толкают друг друга, ножки
пританцовывают, в старшем возрасте прыжком поворачиваются на 90
0
, на
пружинке двигаются всем телом, руки сжаты в кулачки, двигаются по бокам);
«Часики» ( под музыку дети отрывают поочередно пятки от пола, ставят ногу на
носок);
« Ромашка». – (дети стоят парами лицом друг к другу, ноги вместе, ладошки
соединены перед грудью. Под музыку дети отставляют носок ноги (например,
девочка правой, мальчик – левой, руки раскрывают в стороны «лодочкой», слегка
наклоняются в сторону носка. Возвращаются в и.п. Затем движение с другой ноги);
«Крестик» (Дети стоят по линии танца плечом к плечу, держатся за руки – правая
рука мальчика держит правую девочки, левая рука держит левую);
«Стрелочка» (Дети стоят по линии танца плечом к плечу, держатся за руки – правая
рука мальчика держит правую девочки, левая рука держит левую);
«Тарелочки» (Хлопки вытянутыми прямыми руками перед собой, движение вверх-
вниз); - 6 -
«Пружинка» ( Хлопки вытянутыми прямыми руками перед собой, движение вверх-
вниз);
«Лодочка» (Хлопки вытянутыми прямыми руками перед собой, движение вверх-
вниз)
Музыкально-ритмические игры используются на занятиях по ритмике для
решения самых разных задач: развития чувства ритма, умения слышать
музыкальные фразы, части музыки, для знакомства с какими-либо движениями и их
комбинациями и т.д.
Для детей дошкольного возраста иногда целесообразно проводить сюжетные
занятия. Эти занятия позволяют создать у детей более полное представление о той
или иной стороне действительности (например, о лесе или об осени), разнообразить
слуховые и двигательные впечатления, а также систематизировать знания детей на
заданную тему. В такие занятия полезно включать литературные произведения
(стихи, короткие прозаические зарисовки), рассматривание иллюстраций,
изобразительное творчество и т.п. Сюжетная линия, связывающая отдельно взятые
упражнения, помогает целостному восприятию детьми темы, увеличивает интерес
детей к деятельности, а, следовательно повышает эффективность проводимого
занятия в целом.
план-конспект сюжетного занятия по ритмике для детей 4-5 лет
«Лесная сказка.»
Задачи:
●
формировать представление о различных темпах музыки
(“музыка бывает быстрая и медленная”);
●
развивать чувство ритма: учить прохлопывать простой ритмический
рисунок;
●
учить передавать характер музыки в движении;
Материалы и оборудование: обручи по количеству детей; мяч; картинки с
изображением летнего леса, поляны, лесных
обитателей.
Ход занятия
Вводная часть.
Показ иллюстраций (“посмотрите, что изображено на картинках? Конечно же это –
лес”),
Сообщение специфики занятия (“сегодня у нас не обычное занятие – мы сегодня
отправимся в гости к лесным жителям”).
Ходьба: обычная, на внешней стороне стопы (как медвежата), на носках (как
лисичка), с высоким подниманием колена (как цапля).
Прыжки на двух ногах с продвижением вперед (зайчики).
Подскоки.
Бег.
- 7 -
Основная часть.
Имитационные движения (“мы пришли в лес, оказались на полянке. А там веселятся
и играют самые разные звери. Давайте попробуем угадать, какие же животные
пришли на полянку?”) – дети слушают музыкальные фрагменты, отгадывают
животных и имитируют их движения: мышки, зайчики, лиса, волк, медведь,
лягушки; мышки, зайчики, лиса, волк, медведь, лягушки, птицы и т.п.
Далее можно предложить детям станцевать, “превратившись” в каких-либо лесных
зверей. В качестве таких танцев можно использовать композиции А.И. Бурениной
(из сборника “Ритмическая мозаика”): “Плюшевый медвежонок”, “Белочка” и т.п.
Игра “Птички” (“зверята устали танцевать, они хотят немножко поиграть”) – на полу
раскладываются обручи по количеству детей. Под музыку (любая лирическая
композиция – например, можно использовать цикл “Времена года” Вивальди)
птички летают по всей полянке, клюют зернышки, чистят перышки и т.д. Когда
музыка заканчивается птички прячутся в обручи (“гнездышки”). При повторении
игры педагог убирает один или два обруча: птички, которым не хватило домиков,
выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2-3 играющих.
Стихотворение с движениями:
Ветер дует нам в лицо,
машем руками по направлению “к себе”, как веером
Закачалось деревцо.
руки вверху, плавные наклоны из стороны в сторону
Ветерок все тише, тише
плавные движения руками вперед – вверх – вниз
Мы присядем ниже, ниже.
приседаем
Игра с мячом (“Зверята очень любят играть в разные игры, особенно они любят
играть в мяч”) – дети под музыку передают мяч по кругу. Тот ребенок, у которого
мяч останется в конце музыки – выходит в центр и танцует, остальные дети хлопают
ему в ритме музыки.
Заключительная часть.
Упражнение “быстро — медленно” (“Зверята в лесу очень любят слушать музыку и
отгадывать – быстрая музыка или медленная. Давайте мы с вами тоже попробуем”) –
под быструю музыку дети танцуют, медленную музыку – слушают, сидя на полу или
на лавочке.
Подведение итогов занятия.
- 8 -
Самым эффективным приемом в разучивании детьми нового танца (если он
размещен на интернет- ресурсах) считаю наглядно - зрительный метод, когда
коллектив детей просматривает видеозапись танца и видят сюжет, замечают
перестроения, воспринимают целостную картину . Дети намного быстрее
запоминают движения, линии перестроения. Результат намного выше, чем при
разучивании танца, если бы его показывал педагог в паре с другим воспитателем или
ребенком.
Практикую с детьми просмотр и анализ фото и видеокадров, где в деликатной
форме проводим совместную оценку качества детского исполнения, исправляем
ошибки, недостатки, а также поощряю и вселяю уверенность в творческие и
эстетические возможности детей.
Использование современных ИКТ в развитии музыкально - ритмических движений
детьми позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными
вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и
демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности
занятия.
- 9 -
Список литературы:
1.
Басов М.Я. Движения под музыку. /В кн.: Избранные психологические
произведения. М., 1975.
2.
Бубнова О.Б. Использование коммуникативных танцев в музыкально-
ритмической деятельности младших школьников / О.Б. Бубнова // Начальная
школа плюс До и После: Ежемесячный научно-методический и психолого-
педагогический журнал. – М.: Баласс, 2009. − № 11.
3.
Буренина А. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для
детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Спб., 1997
4.
Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для
детей. Издательство: Гном-Пресс 2007
5.
Конкевич С.В. Элементарное музицирование как средство творческого
развития ребенка.// Музыкальная палитра №3, 2004
6.
Куприна Н.Г. Коммуникативные музыкальные игры в социальном развитии
детей / Н.Г. Куприна ; Урал. гос. пед. университет. – Екатеринбург, 2002.
7.
Палавандишвили М.Л.Формирование чувства ритма у детей 5 – 7 лет на
занятиях по ритмике в детском саду. – М., 1992.
8.
Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А.Васильевой.
– М., 2005.
9.
Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.
- 10 -