Напоминание

"Использование современных методов и приёмов в реализации задач музыкального образования (музыкально-ритмические движения) в соответствии с ФГОС ДО"

Автор: Пермякова Ирина Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ № 99
Населённый пункт: город Миасс Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование современных методов и приёмов в реализации задач музыкального образования (музыкально-ритмические движения) в соответствии с ФГОС ДО"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Использование современных методов и

приемов в реализации задач

музыкального образования

(музыкально-ритмические движения)

в соответствии с ФГОС ДО
Выполнил: Пермякова Ирина Викторовна музыкальный руководитель МБДОУ № 99 г. Миасс 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………………… 2 Основная часть……………………………………………………………………. 3 Заключение………………………………………………………………………… 9 Список литературы……………………………………………………………… 10 - 1 -
ВВЕДЕНИЕ В соответствии с ФГОС, образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется, как программа психолого- педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. Образовательное содержание программы, в т. ч музыкальное становится условием и средством вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытии и презентации своего «я» социуму. Музыка выступает, как одним из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы, и самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний чувств. Одним из целевых ориентиров (т.е. социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка) на этапе завершения дошкольного образования ( п 4.6. ФГОС) являются следующие ориентиры:  ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре.  у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои действия, управлять ими. Требование к психолого-педагогическим условиям для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей). В соответствии с ФГОС решение задач художественно-эстетической области должно быть направлено на приобретение опыта в музыкальной деятельности ( музыкально- ритмических движений). - 2 -
Музыкально- двигательная активность развивает у ребенка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере. Одним из средств реализации этого качества является область художественно- эстетического развития, в частности музыкальное воспитание, (развитие музыкально- ритмических движений). При обучении детей музыкально-ритмическим движениям, танцам, играм, упражнениям я использую различные методы: как классические, так и современные. 
Наглядно-слуховой
- исполнение музыки 
Наглядно-зрительный
- показ иллюстрации, картинок, совместное исполнение движений, применение наглядных пособий. 
Словесный метод –
должен быть кратким, точным, конкретным объяснение с использованием музыкальных терминов, пояснение, напоминание, поощрение. 
Практический метод –
многократное повторение музыкально-ритмических движений 
Игровой метод
- педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия. 
Импровизационный метод
- позволяет подводить детей к возможности свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Он позволяет детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность. Данный метод не предполагает предварительного прослушивания музыки и слепого копирования. Педагогу следует тактично направлять внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков исполнения. 
Концентрический метод
заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных заданий, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но с усложнением 
Метод звучащих жестов
(по Карлу Орфу) Эффективно использовать в метро - ритмических и речевых играх. Такой метод с использованием жестов собственного тела, позволяет детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и ее ритмический рисунок. 
Метод моделирования
– составление последовательности танца, хоровода, игры с помощью схем моделирования, использование мнемотаблиц, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев. - 3 -
Приёмы обучения музыкально-ритмическим


движениям в 1 мл. группе
 Подражательные движения по показу взрослого.  Совместные действия со взрослым.  Короткие указания.  Игровые приемы (игрушки).  Игровые действия с предметами (флажками, погремушками, платочками и др.)  Запаздывающий показ воспитателя (на последующих занятиях)  Подражания действиям воспитателя и детей, правильно, активно выполняющих задания.
Приёмы обучения музыкально-ритмическим

движениям во 2 мл. группе
 Показ взрослого.  Показ ребенка, правильно выполняющего действия.  Образное пояснение.  Наглядность.  Указания, напоминания.  Совместные действия со взрослым.
Приёмы обучения музыкально-ритмическим

движениям в средней группе
 Выразительное исполнение взрослого.  Краткое пояснение, указания, напоминания.  Игровые ситуации.  Показ движений ребенком, правильно выполняющим движения.  Совместные действия со взрослым.  Наглядность.  Многократное повторение.
Приёмы обучения музыкально-ритмическим

движениям в старшей группе
 Точный выразительный показ взрослого.  Краткое пояснение, указания, напоминания.  Игровые ситуации.  Показ движений ребенком, правильно выполняющим движения.  Многократное повторение, варьирование знакомого материала.  Момент соревнования  Индивидуальная проверка уровня усвоения навыков.
Приёмы обучения музыкально-ритмическим

движениям в подготовительной .группе
 Предварительное прослушивание.  Пояснение, указание, напоминание. - 4 -  Показ взрослого и детей, правильно выполняющих движения.
 Погружения в музыку  Предварительный анализ.  Многократное повторение, варьирование знакомого материала.  Индивидуальная проверка уровня усвоения навыков. В процессе исполнения ритмических движений использую вербальные и невербальные методы (мимика, жесты, пантомима и др.). Если рассмотреть поэтапное развитие способностей к музыкально-ритмическим движениям, то на
1-й этапе
– (развитие способностей к музыкально-ритмическим движениям в опоре на способность детей к подражанию ) использую такой прием, как «Вовлекающий показ» в зеркальном отражении»
На 2-й этапе
– (развитие умения самостоятельно исполнять упражнения, движения, композиции) практикую такой прием как- показ исполнения композиций детьми; показ упражнения условными жестами, мимикой; - словесные указания; «провокации», то есть специальные ошибки педагога при показе с целью активизации внимания детей и побуждения к тому, чтобы они заметили и исправили ошибку
На 3-й этапе
(заключительном этапе) - развитие способности к творческому самовыражению в движении под музыку, подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения (умение самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения) применяю такие приемы: слушание музыки и беседы о ней; рисование, словесные описания музыкальных образов; подбор стихов, сказок и других произведений, помогающих интерпретировать музыкальный образ; пластические импровизации детей, «пробы» - без показа педагога; показ вариантов движений педагогом, а детям предлагается выбрать наиболее удачный. Хочу обратиться к современным методам и приемам, которые обуславливаются развитием информатизации ведь именно информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней. В настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Доказано, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку.. Движение, звук, целостная картина увиденного привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание действовать, повторять, запоминать, играть, вернуться к этому вновь. Для развития музыкально- ритмических движений , будь то упражнение, игра, хоровод, танец, часто использую аудиозаписи на флешносителе или видеозаписи (DVD), это облегчает мне работу, так как, я не сижу за фортепиано, а могу показать танцевальное движение или кого-то поправить. - 5 –
Новые движения я могу показать на видео, где дети смотрят красивый показ в соответствующей стилю одежде : если движения русские народные - могу надеть русский костюм с красными сапожками; если переменный шаг или вальс - то в классической чёрно - белой одежде. А на занятиях дети смотрят и стараются сделать так же. Такой приём развивает у воспитанников память, внимание, потому что информация передаётся в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Применяю в своей практики использование пикторграмм - это маленькая картинка, схематическое изображение различных предметов и явлений. «
Паровозик
» ( в мл. возрасте соединяют ладошки и «толкают друг друга, ножки пританцовывают, в старшем возрасте прыжком поворачиваются на 90 0 , на пружинке двигаются всем телом, руки сжаты в кулачки, двигаются по бокам);
«Часики»
( под музыку дети отрывают поочередно пятки от пола, ставят ногу на носок); «
Ромашка».
– (дети стоят парами лицом друг к другу, ноги вместе, ладошки соединены перед грудью. Под музыку дети отставляют носок ноги (например, девочка правой, мальчик – левой, руки раскрывают в стороны «лодочкой», слегка наклоняются в сторону носка. Возвращаются в и.п. Затем движение с другой ноги);
«Крестик»
(Дети стоят по линии танца плечом к плечу, держатся за руки – правая рука мальчика держит правую девочки, левая рука держит левую);
«Стрелочка»
(Дети стоят по линии танца плечом к плечу, держатся за руки – правая рука мальчика держит правую девочки, левая рука держит левую);
«Тарелочки»
(Хлопки вытянутыми прямыми руками перед собой, движение вверх- вниз); - 6 -

«Пружинка»
( Хлопки вытянутыми прямыми руками перед собой, движение вверх- вниз);
«Лодочка»
(Хлопки вытянутыми прямыми руками перед собой, движение вверх- вниз) Музыкально-ритмические игры используются на занятиях по ритмике для решения самых разных задач: развития чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы, части музыки, для знакомства с какими-либо движениями и их комбинациями и т.д. Для детей дошкольного возраста иногда целесообразно проводить сюжетные занятия. Эти занятия позволяют создать у детей более полное представление о той или иной стороне действительности (например, о лесе или об осени), разнообразить слуховые и двигательные впечатления, а также систематизировать знания детей на заданную тему. В такие занятия полезно включать литературные произведения (стихи, короткие прозаические зарисовки), рассматривание иллюстраций, изобразительное творчество и т.п. Сюжетная линия, связывающая отдельно взятые упражнения, помогает целостному восприятию детьми темы, увеличивает интерес детей к деятельности, а, следовательно повышает эффективность проводимого занятия в целом.
план-конспект сюжетного занятия по ритмике для детей 4-5 лет

«Лесная сказка.»
Задачи: ● формировать представление о различных темпах музыки (“музыка бывает быстрая и медленная”); ● развивать чувство ритма: учить прохлопывать простой ритмический рисунок; ● учить передавать характер музыки в движении; Материалы и оборудование: обручи по количеству детей; мяч; картинки с изображением летнего леса, поляны, лесных обитателей. Ход занятия Вводная часть. Показ иллюстраций (“посмотрите, что изображено на картинках? Конечно же это – лес”), Сообщение специфики занятия (“сегодня у нас не обычное занятие – мы сегодня отправимся в гости к лесным жителям”). Ходьба: обычная, на внешней стороне стопы (как медвежата), на носках (как лисичка), с высоким подниманием колена (как цапля). Прыжки на двух ногах с продвижением вперед (зайчики). Подскоки. Бег. - 7 -
Основная часть. Имитационные движения (“мы пришли в лес, оказались на полянке. А там веселятся и играют самые разные звери. Давайте попробуем угадать, какие же животные пришли на полянку?”) – дети слушают музыкальные фрагменты, отгадывают животных и имитируют их движения: мышки, зайчики, лиса, волк, медведь, лягушки; мышки, зайчики, лиса, волк, медведь, лягушки, птицы и т.п. Далее можно предложить детям станцевать, “превратившись” в каких-либо лесных зверей. В качестве таких танцев можно использовать композиции А.И. Бурениной (из сборника “Ритмическая мозаика”): “Плюшевый медвежонок”, “Белочка” и т.п. Игра “Птички” (“зверята устали танцевать, они хотят немножко поиграть”) – на полу раскладываются обручи по количеству детей. Под музыку (любая лирическая композиция – например, можно использовать цикл “Времена года” Вивальди) птички летают по всей полянке, клюют зернышки, чистят перышки и т.д. Когда музыка заканчивается птички прячутся в обручи (“гнездышки”). При повторении игры педагог убирает один или два обруча: птички, которым не хватило домиков, выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2-3 играющих. Стихотворение с движениями: Ветер дует нам в лицо, машем руками по направлению “к себе”, как веером Закачалось деревцо. руки вверху, плавные наклоны из стороны в сторону Ветерок все тише, тише плавные движения руками вперед – вверх – вниз Мы присядем ниже, ниже. приседаем Игра с мячом (“Зверята очень любят играть в разные игры, особенно они любят играть в мяч”) – дети под музыку передают мяч по кругу. Тот ребенок, у которого мяч останется в конце музыки – выходит в центр и танцует, остальные дети хлопают ему в ритме музыки. Заключительная часть. Упражнение “быстро — медленно” (“Зверята в лесу очень любят слушать музыку и отгадывать – быстрая музыка или медленная. Давайте мы с вами тоже попробуем”) – под быструю музыку дети танцуют, медленную музыку – слушают, сидя на полу или на лавочке. Подведение итогов занятия. - 8 -
Самым эффективным приемом в разучивании детьми нового танца (если он размещен на интернет- ресурсах) считаю наглядно - зрительный метод, когда коллектив детей просматривает видеозапись танца и видят сюжет, замечают перестроения, воспринимают целостную картину . Дети намного быстрее запоминают движения, линии перестроения. Результат намного выше, чем при разучивании танца, если бы его показывал педагог в паре с другим воспитателем или ребенком. Практикую с детьми просмотр и анализ фото и видеокадров, где в деликатной форме проводим совместную оценку качества детского исполнения, исправляем ошибки, недостатки, а также поощряю и вселяю уверенность в творческие и эстетические возможности детей. Использование современных ИКТ в развитии музыкально - ритмических движений детьми позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
- 9 -


Список литературы:
1. Басов М.Я. Движения под музыку. /В кн.: Избранные психологические произведения. М., 1975. 2. Бубнова О.Б. Использование коммуникативных танцев в музыкально- ритмической деятельности младших школьников / О.Б. Бубнова // Начальная школа плюс До и После: Ежемесячный научно-методический и психолого- педагогический журнал. – М.: Баласс, 2009. − № 11. 3. Буренина А. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Спб., 1997 4. Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Издательство: Гном-Пресс 2007 5. Конкевич С.В. Элементарное музицирование как средство творческого развития ребенка.// Музыкальная палитра №3, 2004 6. Куприна Н.Г. Коммуникативные музыкальные игры в социальном развитии детей / Н.Г. Куприна ; Урал. гос. пед. университет. – Екатеринбург, 2002. 7. Палавандишвили М.Л.Формирование чувства ритма у детей 5 – 7 лет на занятиях по ритмике в детском саду. – М., 1992. 8. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А.Васильевой. – М., 2005. 9. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990. - 10 -