Напоминание

"Проектно-исследовательская деятельность младших школьников"

Автор: Маглаева Ольга Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: г.Мирный РС Якутия
Наименование материала: Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС (из опыта работы)
Тема: "Проектно-исследовательская деятельность младших школьников"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Внеурочная деятельность в рамках ФГОС.

«Проектно-исследовательская деятельность младших

школьников»
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями, на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности .Исследовательская деятельность является средством освоения и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений. Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общение детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развитие творческих способностей. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализаций основной образовательной программы начального общего образования. С 2010г в нашей школе работает эколого-краеведческое объединение «Радуга», я являюсь одним из руководителей объединения. Объединение организует исследовательскую и проектную деятельность учащихся, готовит их к участию в конкурсах, проектах, конференциях. Целью создания объединения является выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных и творческих способностей, поддержка исследовательской деятельности учащихся, обеспечение реализации их творческих возможностей. Главные задачи деятельности объединения: -знакомство с современными методами исследовательской работы
-формирование у учащихся интереса к исследовательской деятельности -формирование умений ориентироваться в информационном пространстве -пропаганда среди учащихся достижений различных наук -вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс Занятия в объединении способствуют формированию целого ряда компетентных навыков: -практическое применение навыков работы с научной литературой; -обучение умению выступать с докладами, рефератами, сообщениями; Обоснование необходимости организации исследовательской деятельности в младшем звене привело нас к осознанию необходимости выявлять на ранней стадии тех, кто интересуется различными областями науки и помогать им наиболее полно раскрывать свои способности. Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение: 1.классифицировать ; 2.обобщать; 3.отбирать все возможные варианты решения; 4.переключаться с одного поиска решения на другой; 5.составлять программу действий по своей работе; 6.рассматривать объект с различных точек зрения; 7.сравнивать различные объекты и их совокупности; 8.составлять задания по предложенной теме; 9.проводить самоконтроль; Результативность работы. Организация индивидуальных ученических исследований, коллективные проекты дают результаты: -повысился уровень умений и знаний учащихся, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений; -изменился уровень сформированности мыслительной деятельности детей, они стали рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию; -стали ярче проявляться познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время; -повысился уровень воспитанности учащихся; -учащиеся стали активными; Уже в течении нескольких лет учащиеся успешно участвуют в различных конкурсах, семинарах, проектах, конференциях. Ребята достойно
представляли свои исследовательские работы: 1.»Сказки коренных народов Севера». 2.»Игры народов Севера» . 3.»Растения Красной книги Р.С(Якутия). 4.»Живые алмазы Якутии». 5. «Овцебыки Якутии». 6. «Олень-источник жизни коренных народов Севера». 7.»Лекарственные растения природного парка «Живые алмазы Якутии». 8.»Твердые бытовые отходы». 9.»Опасные отходы». 10.»Несанкционированные свалки города». 11.»Бездомные собаки нашего города». 12.»История памятников алмазного края».и т.д. Ребята участвовали в районных конкурсах «Алмазная россыпь проектов», «Я- гражданин»,конкурс ораторов «Аман ОС»,»Конкурс рисунков, плакатов «Мой зеленый край».С 2009 года учащиеся из моего класса принимают участие в региональной конференции «НПК «Шаг в будущее. Юниор». В республиканских конкурсах: «Возрождение Севера в руках юных краеведов». Всероссийские конкурсы и проекты: «Фестиваль исследовательских работ «Портфолио», «В мире исследований», «Я – исследователь», «Лучший проект исследовательской деятельности учеников начальной школы». Ребята награждены грамотами, дипломами, сертификатами. Анализ сущности и особенностей организации исследовательской и проектной деятельности позволяет сделать вывод, что и та, и другая при правильной их организации создают условия для интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся. Они направлены на создание у детей качественно новых ценностей на основе самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков, значимых для них на данном этапе развития. Список литературы 1. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. 2011г. 2.Савенков А.И.Методика исследовательского обучения младших школьников. 2008г. 3.Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности . Народное образование №7. 2000г.