Автор: Чекалова Марина Николаевна
Должность: преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "ВХМК"
Населённый пункт: г. Владимир
Наименование материала: статья
Тема: Из опыта проведения регионального этапа
Из опыта проведения регионального этапа
«Молодые профессионалы» Worldskills Russia
Компетенция R6 Лабораторный химический анализ
Worldskills – это международное некоммерческое движение, целью которого
является
повышение
престижа
рабочих
профессий
и
развитие
профессионального образования во всем мире посредством организации и
проведения
конкурсов
профессионального
мастерства,
как
в
каждой
отдельной стране, так и во всем мире в целом. Учредителями являются
Министерство
образования
и
науки
РФ,
Агентство
стратегических
инициатив, Министерство труда и социальной защиты РФ.
В 2015 году Владимирская область вступила в это движение. С осени 2016
года мы начали подготовку к чемпионату по компетенции Лабораторный
химический анализ. В марте 2021 года состоялся уже 5 региональный
чемпионат, в котором мы приняли участие.
Подготовка конкурсантов, которые будут участвовать в чемпионате
проходит в несколько этапов.
На I
этапе преподавательский состав колледжа проводит входной
контроль на знание и понимание проблемы,
преподаватели–тренеры
налаживают связь с координационным центром чемпионата, изучают
термины и определения, устав, регламент чемпионата, конкурсные задания,
критерии оценки и др. в форме обучающих семинаров, самообучения.
Материально-техническое
оснащение
предоставляет
администрация
колледжа, в соответствии с инфраструктурным листом и регламентом
чемпионата.
Подготовка студентов на первом этапе заключается в просветительской
работе
в
логике
движения
WS,
формировании
первоначальных
теоретических знаний, практических навыков по выбранной компетенции на
учебных занятиях и во время кружковой работы. Педагогами проводятся
работы среди студентов по отбору перспективных ребят для дальнейшего
совершенствования профессиональных компетенций, анализируя портфолио
1
студентов, достижения в конкурсах профессионального мастерства, уровень
теоретической подготовки, медицинские показания, возраст для участия в
чемпионатах.
На II
этапе, после отбора
обеспечивается усиленная подготовка
студентов
по повышению уровня теоретической, морально-волевой
и
практической подготовки (рассматриваются и прорабатываются моменты
этапов работы по конкурсному заданию, требования к организации рабочего
места; изучается оборудование, правила и нормы техники безопасности).
На III
этапе производится анализ, обобщение результатов работы,
дальнейшее планирование, поиск новых форм и методов подготовки к
участию в чемпионатах (разработка учебно-методической документации по
по стандартам WorldSkills; усовершенствование работы по созданию условий
для
повышения
мотивации
студентов,
развития
профессиональной
образованности
и
повышения
уровня
квалификации
для
достижения
карьерного
и
личностного
роста;
обучение
экспертов;
обновление
производственного
оборудования;
привлечение
социальных
партнёров;
введение в итоговую аттестацию демонстрационного экзамена
Формы
организации
образовательного
процесса
групповые
и
индивидуальные:
семинары, кружковая работа, лекции,
тренинги, конкурсы,
викторины, практические учебно-тренировочные занятия, приближённые к
компетенции, а также по модулям конкурсных заданий.
Администрацией колледжа была организована рабочая группа по подготовке
чемпионата, составлено расписание работы педагогов и студентов.
Конкурсное задание в этом году состояло из 5 модулей:
1.
Модуль 1 – Фотометрический метод определения содержания иона
марганца в растворе соли методом добавок и методом стандарта.
2.
Модуль 2 – Количественное определение магния с применением
ионообменной хроматографии.
3.
Модуль 3 – Определение сахарозы рефрактометрическим методом в
пищевых концентратах (кисель).
2
4.
Модуль 4 – Определение массовой доли йода в техническом йоде
титриметрическим методом.
5.
Модуль 5 - Содержание свободной углекислоты в пробах питьевых и
природных вод титриметрическим и потенциометрическим методом.
Для
проведения
регионального
чемпионата
организаторами
была
предоставлены:
химическая лаборатория, оснащенная в соответствии с
требованиями инфраструктурного листа для 6 рабочих мест; комнаты для
работы экспертов, участников, волонтеров; складские помещения для
хранения оборудования, посуды и реактивов.
В конкурсе принимали участие 6 конкурсантов 2х учебных заведений
Владимирской области – Владимирского химико-механического колледжа и
Гусевского стекольного колледжа.
С 15 марта началась активная работа площадки. Это был день С – 1. Было
организовано обучение экспертов системе оценки, внесено 30% изменение в
задание, подготовлены протоколы оценки, проведен инструктаж по охране
труда и технике безопасности. Так же в этот день состоялось знакомство
участников с конкурсным заданием, рабочими местами и оборудованием.
Была проведена жеребьевка и инструктаж по технике безопасности. В этот
же день состоялось открытие регионального чемпионата.
С 16 по 18 марта 2021 состоялись конкурсные дни.
Оценивали работу участников 6 экспертов. Согласно Техническому
описанию компетенции к оценке деятельности студентов были привлечены
эксперты – компатриоты. Все эксперты имеют свидетельство «Эксперт
демонстрационного экзамена».
16 марта были выполнены два задания в соответствии с SMP
-
программой чемпионата: Модуль 1 – Фотометрический метод определения
содержания иона марганца в растворе соли методом добавок и методом
стандарта и Модуль 4 – Определение массовой доли йода в техническом
йоде титриметрическим методом.
3
Участники в целом успешно справились с выполнением заданий, показали
владение
оборудованием
и
посудой,
соблюдали
правила
техники
безопасности. Однако возникали и трудности, в частности с оформлением
протокола испытаний, проведением необходимых расчетов при обработке
результатов. Так же трудности были связаны с выполнение модуля 4, т.к. это
было 30% изменение конкурсного задания и сыграл эффект неожиданности
для конкурсантов.
17 марта были представлены так же два задания: Модуль 3 –
Определение
сахарозы
рефрактометрическим
методом
в
пищевых
концентратах (кисель) и Модуль 5 - Содержание свободной углекислоты в
пробах
питьевых
и
природных
вод
титриметрическим
и
потенциометрическим методом.
Все участниками успешно справились с представленным заданием, но
необходимо отметить те, же трудности, что были и в предыдущий день.
Последнее задание - Модуль 2 – Количественное определение магния с
применением ионообменной хроматографии было представлено 18 марта.
Участники
продемонстрировали
владение
методикой
проведения
анализа методом ионно-обменной хроматографии, практически все успешно
справились с заданием.
После окончания чемпионата эксперты внесли оценки в систему CIS.
В период проведения чемпионата все эксперты соблюдали Кодекс этики.
Конфликтных, спорных ситуаций на площадке не возникало. Все эксперты
ориентируется
в
регламентирующих
документах,
владеют
методикой
оценивания. Не конфликтны. Способны работать во всех группах оценки.
Участники
чемпионата
продемонстрировали
неплохой
уровень
практической подготовки. Все обучающиеся справились с заданием в полном
объеме. Многие участники умеют спланировать и организовать рабочий
процесс, расставляют приоритеты при выполнении работы. Участники
работали уверенно, без лишней суеты.
4
В ходе выполнения задания все участники соблюдали правила техники
безопасности и охраны труда.
Были замечания по организации и чистоте рабочего места, но это было
отражено в протоколе снятием баллов.
Внештатных ситуаций на площадке не возникало.
В ходе конкурса площадку посетили учащиеся школ г. Владимира и
области,
для
которых
была
проведена
экскурсия
по
кабинетам
и
лабораториям колледжа, организованы профпробы и различные квесты и
викторины.
В течение всех конкурсных дней на площадке активно работали волонтёры –
студенты 2 и 3 курсов Владимирского химико-механического колледжа.
Они помогали организовать бесперебойную работу площадки, принимали
участие в организации профориентационной работы.
Вся необходимая документация по проведению чемпионата была
своевременно оформлена в соответствии с требованиями Регламента и сдана
в РКЦ WSR.
18 марта на базе колледжа состоялось торжественное закрытие и
награждение участников VI регионального чемпионата профессионального
мастерства «Молодые профессионалы» Владимирской области, в котором
принимали участие социальные партнеры и представители СМИ.
Для
дальнейшего участия в чемпионатах Worldskills
и повышения
профессионального мастерства по компетенции Лабораторный химический
анализ необходимо прежде всего соотнести стандарты Worldskillsс с ФГОС
среднего профессионального образования, а следовательно, пересмотреть
содержание программ по профильным дисциплинам, а так же пересмотреть
содержание
и
организацию
квалификационных
экзаменов
по
профессиональным модулям, используя методику WSR.
Подготавливая студентов к конкурсам профессионального мастерства,
лучше происходит освоение профессиональных компетенций ФГОС СПО и
трудовых функций Профессиональных стандартов. Повышается качество
5
профессионального обучения и среднего профессионального образования,
увеличивается
доля
выпускников,
трудоустроенных
по
полученной
специальности. Совершенствуются и расширяются связи с социальными
партнерами.
Повышается
престиж
рабочих
профессий
через
участие
обучающихся
в
конкурсах
профессионального
мастерства
различных
уровней,
чемпионатах
профессионального
мастерства,
всероссийских
олимпиадах и конкурсах по перспективным и востребованным профессиям и
специальностям, в том числе в Открытом Чемпионате профессионального
мастерства
среди
молодежи
«WorldSkills
Russia»,
конкурсах
профессионального
мастерства
«Лучший
по
профессии».
Повышается
рейтинг
учебного
заведения,
уровень
образованности
педагогических
работников.
М.Н.Чекалова – преподаватель общепрофессиональных дисциплин и
профессиональных модулей ГБПОУ ВО «ВХМК»
6