Напоминание

Из опыта проведения регионального этапа

Автор: Чекалова Марина Николаевна
Должность: преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "ВХМК"
Населённый пункт: г. Владимир
Наименование материала: статья
Тема: Из опыта проведения регионального этапа







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Из опыта проведения регионального этапа

«Молодые профессионалы» Worldskills Russia

Компетенция R6 Лабораторный химический анализ

Worldskills – это международное некоммерческое движение, целью которого

является

повышение

престижа

рабочих

профессий

и

развитие

профессионального образования во всем мире посредством организации и

проведения

конкурсов

профессионального

мастерства,

как

в

каждой

отдельной стране, так и во всем мире в целом. Учредителями являются

Министерство

образования

и

науки

РФ,

Агентство

стратегических

инициатив, Министерство труда и социальной защиты РФ.

В 2015 году Владимирская область вступила в это движение. С осени 2016

года мы начали подготовку к чемпионату по компетенции Лабораторный

химический анализ. В марте 2021 года состоялся уже 5 региональный

чемпионат, в котором мы приняли участие.

Подготовка конкурсантов, которые будут участвовать в чемпионате

проходит в несколько этапов.

На I

этапе преподавательский состав колледжа проводит входной

контроль на знание и понимание проблемы,

преподаватели–тренеры

налаживают связь с координационным центром чемпионата, изучают

термины и определения, устав, регламент чемпионата, конкурсные задания,

критерии оценки и др. в форме обучающих семинаров, самообучения.

Материально-техническое

оснащение

предоставляет

администрация

колледжа, в соответствии с инфраструктурным листом и регламентом

чемпионата.

Подготовка студентов на первом этапе заключается в просветительской

работе

в

логике

движения

WS,

формировании

первоначальных

теоретических знаний, практических навыков по выбранной компетенции на

учебных занятиях и во время кружковой работы. Педагогами проводятся

работы среди студентов по отбору перспективных ребят для дальнейшего

совершенствования профессиональных компетенций, анализируя портфолио

1

студентов, достижения в конкурсах профессионального мастерства, уровень

теоретической подготовки, медицинские показания, возраст для участия в

чемпионатах.

На II

этапе, после отбора

обеспечивается усиленная подготовка

студентов

по повышению уровня теоретической, морально-волевой

и

практической подготовки (рассматриваются и прорабатываются моменты

этапов работы по конкурсному заданию, требования к организации рабочего

места; изучается оборудование, правила и нормы техники безопасности).

На III

этапе производится анализ, обобщение результатов работы,

дальнейшее планирование, поиск новых форм и методов подготовки к

участию в чемпионатах (разработка учебно-методической документации по

по стандартам WorldSkills; усовершенствование работы по созданию условий

для

повышения

мотивации

студентов,

развития

профессиональной

образованности

и

повышения

уровня

квалификации

для

достижения

карьерного

и

личностного

роста;

обучение

экспертов;

обновление

производственного

оборудования;

привлечение

социальных

партнёров;

введение в итоговую аттестацию демонстрационного экзамена

Формы

организации

образовательного

процесса

групповые

и

индивидуальные:

семинары, кружковая работа, лекции,

тренинги, конкурсы,

викторины, практические учебно-тренировочные занятия, приближённые к

компетенции, а также по модулям конкурсных заданий.

Администрацией колледжа была организована рабочая группа по подготовке

чемпионата, составлено расписание работы педагогов и студентов.

Конкурсное задание в этом году состояло из 5 модулей:

1.

Модуль 1 – Фотометрический метод определения содержания иона

марганца в растворе соли методом добавок и методом стандарта.

2.

Модуль 2 – Количественное определение магния с применением

ионообменной хроматографии.

3.

Модуль 3 – Определение сахарозы рефрактометрическим методом в

пищевых концентратах (кисель).

2

4.

Модуль 4 – Определение массовой доли йода в техническом йоде

титриметрическим методом.

5.

Модуль 5 - Содержание свободной углекислоты в пробах питьевых и

природных вод титриметрическим и потенциометрическим методом.

Для

проведения

регионального

чемпионата

организаторами

была

предоставлены:

химическая лаборатория, оснащенная в соответствии с

требованиями инфраструктурного листа для 6 рабочих мест; комнаты для

работы экспертов, участников, волонтеров; складские помещения для

хранения оборудования, посуды и реактивов.

В конкурсе принимали участие 6 конкурсантов 2х учебных заведений

Владимирской области – Владимирского химико-механического колледжа и

Гусевского стекольного колледжа.

С 15 марта началась активная работа площадки. Это был день С – 1. Было

организовано обучение экспертов системе оценки, внесено 30% изменение в

задание, подготовлены протоколы оценки, проведен инструктаж по охране

труда и технике безопасности. Так же в этот день состоялось знакомство

участников с конкурсным заданием, рабочими местами и оборудованием.

Была проведена жеребьевка и инструктаж по технике безопасности. В этот

же день состоялось открытие регионального чемпионата.

С 16 по 18 марта 2021 состоялись конкурсные дни.

Оценивали работу участников 6 экспертов. Согласно Техническому

описанию компетенции к оценке деятельности студентов были привлечены

эксперты – компатриоты. Все эксперты имеют свидетельство «Эксперт

демонстрационного экзамена».

16 марта были выполнены два задания в соответствии с SMP

-

программой чемпионата: Модуль 1 – Фотометрический метод определения

содержания иона марганца в растворе соли методом добавок и методом

стандарта и Модуль 4 – Определение массовой доли йода в техническом

йоде титриметрическим методом.

3

Участники в целом успешно справились с выполнением заданий, показали

владение

оборудованием

и

посудой,

соблюдали

правила

техники

безопасности. Однако возникали и трудности, в частности с оформлением

протокола испытаний, проведением необходимых расчетов при обработке

результатов. Так же трудности были связаны с выполнение модуля 4, т.к. это

было 30% изменение конкурсного задания и сыграл эффект неожиданности

для конкурсантов.

17 марта были представлены так же два задания: Модуль 3 –

Определение

сахарозы

рефрактометрическим

методом

в

пищевых

концентратах (кисель) и Модуль 5 - Содержание свободной углекислоты в

пробах

питьевых

и

природных

вод

титриметрическим

и

потенциометрическим методом.

Все участниками успешно справились с представленным заданием, но

необходимо отметить те, же трудности, что были и в предыдущий день.

Последнее задание - Модуль 2 – Количественное определение магния с

применением ионообменной хроматографии было представлено 18 марта.

Участники

продемонстрировали

владение

методикой

проведения

анализа методом ионно-обменной хроматографии, практически все успешно

справились с заданием.

После окончания чемпионата эксперты внесли оценки в систему CIS.

В период проведения чемпионата все эксперты соблюдали Кодекс этики.

Конфликтных, спорных ситуаций на площадке не возникало. Все эксперты

ориентируется

в

регламентирующих

документах,

владеют

методикой

оценивания. Не конфликтны. Способны работать во всех группах оценки.

Участники

чемпионата

продемонстрировали

неплохой

уровень

практической подготовки. Все обучающиеся справились с заданием в полном

объеме. Многие участники умеют спланировать и организовать рабочий

процесс, расставляют приоритеты при выполнении работы. Участники

работали уверенно, без лишней суеты.

4

В ходе выполнения задания все участники соблюдали правила техники

безопасности и охраны труда.

Были замечания по организации и чистоте рабочего места, но это было

отражено в протоколе снятием баллов.

Внештатных ситуаций на площадке не возникало.

В ходе конкурса площадку посетили учащиеся школ г. Владимира и

области,

для

которых

была

проведена

экскурсия

по

кабинетам

и

лабораториям колледжа, организованы профпробы и различные квесты и

викторины.

В течение всех конкурсных дней на площадке активно работали волонтёры –

студенты 2 и 3 курсов Владимирского химико-механического колледжа.

Они помогали организовать бесперебойную работу площадки, принимали

участие в организации профориентационной работы.

Вся необходимая документация по проведению чемпионата была

своевременно оформлена в соответствии с требованиями Регламента и сдана

в РКЦ WSR.

18 марта на базе колледжа состоялось торжественное закрытие и

награждение участников VI регионального чемпионата профессионального

мастерства «Молодые профессионалы» Владимирской области, в котором

принимали участие социальные партнеры и представители СМИ.

Для

дальнейшего участия в чемпионатах Worldskills

и повышения

профессионального мастерства по компетенции Лабораторный химический

анализ необходимо прежде всего соотнести стандарты Worldskillsс с ФГОС

среднего профессионального образования, а следовательно, пересмотреть

содержание программ по профильным дисциплинам, а так же пересмотреть

содержание

и

организацию

квалификационных

экзаменов

по

профессиональным модулям, используя методику WSR.

Подготавливая студентов к конкурсам профессионального мастерства,

лучше происходит освоение профессиональных компетенций ФГОС СПО и

трудовых функций Профессиональных стандартов. Повышается качество

5

профессионального обучения и среднего профессионального образования,

увеличивается

доля

выпускников,

трудоустроенных

по

полученной

специальности. Совершенствуются и расширяются связи с социальными

партнерами.

Повышается

престиж

рабочих

профессий

через

участие

обучающихся

в

конкурсах

профессионального

мастерства

различных

уровней,

чемпионатах

профессионального

мастерства,

всероссийских

олимпиадах и конкурсах по перспективным и востребованным профессиям и

специальностям, в том числе в Открытом Чемпионате профессионального

мастерства

среди

молодежи

«WorldSkills

Russia»,

конкурсах

профессионального

мастерства

«Лучший

по

профессии».

Повышается

рейтинг

учебного

заведения,

уровень

образованности

педагогических

работников.

М.Н.Чекалова – преподаватель общепрофессиональных дисциплин и

профессиональных модулей ГБПОУ ВО «ВХМК»

6