"Значение предмета чтение с листа в музыкальном образовании учащихся

Автор: Кольцова Татьяна Васильевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: г.Нерюнгри РС(Я)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Значение предмета чтение с листа в музыкальном образовании учащихся
Дата публикации: 04.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методическая разработка

«Значение предмета «Чтение с листа» в музыкальном развитии учащегося»
« Чтение – это один из источников мышления и умственного развития» В.А.Сухомлинский «Лучший способ научиться читать – это как можно больше читать» И .Гофман В современной фортепианной педагогике большое внимание уделяется такому предмету как «чтение с листа». Но, как не странно, большинство учащихся не владеют навыками чтения с листа. Вопрос. Почему? - Ответ простой - этим надо заниматься систематично и последовательно как на уроке, так и дома. Формирование навыков бегло читать с листа неизвестное произведение зависит от тренировки, так же, как умение быстро читать литературный текст. Можно провести параллель между музыкой и литературой: ребенок сначала узнает буквы, потом объединяет их в слоги, слова, предложения. В музыке так же надо знать хорошо ноты, объединять их в фразы, предложения, но процесс чтения незнакомого музыкального текста значительно сложней, т.к. зрительное восприятие связано с опорно-двигательной деятельностью, слуховой, метро- ритмической пульсацией и логическим мышлением. Понимая всю сложность и необходимость изучения данного предмета, можно сделать вывод: формирование навыка чтения с листа зависит от индивидуальных особенностей учащегося и мастерства педагога, его правильного подхода к данному вопросу и грамотной последовательной работы в этой области. О пользе чтения с листа было известно еще в трактатах Ф.Э. Баха, Х. Шубарта, а также в педагогической деятельности Н.С. Зверева, В.И. Сафонова, Л. В. Николаева, Г.Г. Нейгауза и других выдающихся мастеров- педагогов , которые считали, что чтение с листа должно составлять определенную часть каждодневного «рациона» занятий учащегося- музыканта, т.к. чтение с листа представляет форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Читая музыку, учащийся имеет дело с произведениями, которые не обязательно в дальнейшем разучивать, осваивать в исполнительском плане. Их не надо штудировать, совершенствовать, доводить до концертного исполнения, их просто надо узнавать и открывать. Занятия чтения с листа важны не только как способ расширения музыкального кругозора, а как занятие способствующие качественному улучшению самих процессов музыкального мышления.
Таким образом, чтение с листа - один из наиболее перспективных путей ведущих в направлении музыкального развития учащихся. Способность сыграть незнакомое произведение в темпе, характере, с осмысленной фразировкой и выполнением всех указаний в тексте, расширяет границы репертуара и интеллектуального развития учащегося, а также имеет эмоциональную окраску, которая способствует повысить самооценку ученика. На разных ступенях обучения умение читать с листа появляются различные задачи. В школе важно последовательно и целенаправленно формировать у учащихся множество навыков, в комплексе воспитывающих умение бегло читать нотный текст, с тем, чтобы к шестому-седьмому- восьмому классам научить их владеть типичными интонационно- ритмическими, фактурными формулами, систематизировать слуховые представления в области различных жанров. К окончанию детской музыкальной школы ученик должен бегло читать с листа нотный текст танцев (менуэт, вальс ), маршей, романсов. Чтобы обеспечить правильное протекание процесса чтения музыки с листа необходимо помнить главные условия
«вижу-слышу-играю»
для этого необходимо помнить: - «смотри вперед»; - играй «вслепую» (умей играть не глядя на руки); - видеть конфигурацию мелодических рисунков. Теперь расшифрую эти понятия: 1. «смотри вперед » Читающий окидывает взглядом некий отрезок музыкального текста, видя ноты, он одновременно с помощью внутреннего слуха видит звуковую картину. Ф. Лист, С. Рахманинов и многие известные пианисты, исполняя незнакомое произведение, пробегали глазами нотный текст на несколько тактов вперед. Отсутствие навыка «разведки» глазами ( как минимум, на один-два такта вперед) ведет к тому, что игра становится формальной, превращается в непонятное перестукивание с одной клавиши на другую. 2. « играй «вслепую» Читающий, не отрывая глаза от нотного текста, играет на ощупь. Неспособность ученика ориентироваться на клавиатуре фортепиано ведет к тому, что, он ежесекундно обращает свой взгляд на руки и на клавиатуру. Отрываясь глазами от нотного текста, он легко теряет тот фрагмент текста, который исполняется им в данный момент, в результате запинка или полная остановка в игре. Поэтому любое «метание» глазами нежелательно, и чем их меньше, тем лучше. 3. видеть конфигурацию мелодических рисунков . Читающий должен уметь увидеть мелодический рисунок, направленность их движения в звуковом пространстве, определить
различные аккордовые стереотипы (интервалы, аккорды, фактурные фигурации и т.д.) по их характерному внешнему облику. Одним словом, если учащийся возьмет за правила фиксировать и отмечать для себя в новом тексте уже известный типовые формулы фортепианной фактуры, как гаммы, арпеджио в разных видах, альбертиевые басы и т.д., то это значительно упростит задачу при чтении нового текста. Умение узнавать в незнакомом знакомое помогает играющему освободиться от излишнего напряжения. На первоначальном этапе обучения в младших и средних классах для формирования умений читать незнакомый нотный текст необходимо целый комплекс действий и знание дидактического метода: - ускоренный зрительный прием «сигналов» нотного текста; - расшифровка нотного текста и быстрый перевод в слуховые представления; - мгновенное формирование пианистического представления на клавиатуре действий (внутренняя моторика); -звуковая реализация увиденного и услышанного внутренним слухом, т.е. автоматический выбор аппликатуры ; - «забегание» вперед глазами в нотный текст; - слуховое предугадывание музыкальной мысли; -упрощение фактуры. Дидактический метод заключается в следующем
:
- расчленение сложного комплекса действий на составные элементы, выработка отдельных навыков и доведение до автоматизма основных приемов; -постепенное усложнение задач, тщательный отбор изучаемого материала ( ритм, тональность, фактура). Рассмотрим отдельные составные элементы при формировании навыков и умения чтения с листа. Первостепенное значение для выработки ускоренного восприятия нотного текста имеет прочное усвоение нотной грамоты по горизонтали. Бывает, что ученики вплоть до третьего-четвертого класса разбирая нотный текст останавливаются, припоминая какая же эта нота, особенно в басовом ключе и на добавочных линиях. Поэтому необходимо закрепить у учащихся знания высотно-ритмической записи музыки, развивать способность « схватывать» глазами общий контур мелодии, т. е видеть направление движения мелодии, определить характер мелодической линии (постепенно - гаммообразное движение, арпеджио, хроматическая гамма и т.д.) другими словами выработать зрительный автоматизм. Например:
Не менее важен запас в памяти зрительных автоматизмов в области ритма, обеспечивающий комплексное восприятие того или иного ритмического оборота. Опознавая в тексте ритмические обороты ученик способен воспроизвести их без специального прочитывания, по памяти. Для того чтобы изучаемые ритмические обороты не забывались, изучаемый материал надо сформировать грамотно с постепенным усложнением. К разряду заготовок относятся и фактурные элементы , которые делаются впрок, закрепляются в памяти. К заготовкам относятся простейшие мелодии и аккомпанементы с многочисленными фактурным усложнением (аккордовый, бас и аккорд, гармоническая фигурация разного рисунка и т.д.). Например: Д. Иванович «Вальс»
Д. Шостакович «Лирический вальс» П. И. Чайковский «Немецкая песенка» Д. Шостакович «Шарманка» Ж. Рюефф «Джаз» В. Гаврилов «Каприччио»
Е. Морриконе музыка из кинофильма «Профессионал» К.Черни «Этюд» Подбор материала для чтения с листа должен предусматривать многократное повторение того или иного элемента нотного текста, который изучается и прочно закрепляется количество однотипных музыкальных приемов определяется индивидуально для каждого ученика в зависимости от быстроты и прочности усвоения материала. Как можно раньше следует приучать ученика читать текст осмысленно, видя (слыша) в нем содержательные структуры – мотив, фразу. Делается это очень просто: границы смысловых единиц отметить галочкой, двумя палочками или любыми другими графическими изображениями и для закрепления этого материала дать ученику выполнить аналогичное задание на дом, чтобы выполнил самостоятельно. Для мобилизации внимания ученика на «схватывание» глазами не отдельные ноты, а фразы, и воспитание привычки смотреть вперед, можно использовать известный прием «окошечко - передвижку». Этот способ мобилизует зрительное внимание, память, т.к. с помощью передвижки выполняется задание на «фотографирование» нотного текста. Объем окошечка зависит от возможностей ученика и конкретных задач педагога. Например: Э. Сигмейстер « Умирающийй калифорниец»
Наряду с увеличением зрительного охвата текста по горизонтали необходимо предусмотреть объем зрения по вертикали. Эти задачи стоят на более позднем этапе работы, т.к. игра двумя руками проводится на более позднем этапе работы, это связано усложнением фактуры и самого изучаемого текста. Например: Я. Малат «Этюд» Важную роль в хорошей ориентировке на клавиатуре играет сформированное аппликатурное позиционное мышление, приготовление пальцев к игре не последовательно на каждый звук, а на всю группу нот. Аппликатурные задания надо так сгруппировать, чтобы ученик понял специфику расположение нот на нотоносце и положение руки на клавиатуре. Например : Л. Книппер «Полюшко-поле» В средних и старших классах музыкальной школы перед учащимися вместе с овладением разными типами фактуры встают новые задачи: - определение типа фактуры, их однотипность или разновидность;
- упрощение фактуры на основе умения видеть в ней главные элементы – мелодию и бас. Уроки по чтению с листа могут быть разными по содержанию и посвящены как решению одной проблеме, так и выработке ряда навыков. Необходимо помнить, что воспитание и формирование навыков чтения с листа процесс сложный и нужный, и нам, педагогам, надо больше уделять внимания на уроках этой работе. В заключении хочется дать несколько советов - рекомендаций: 1. Нет необходимости с пунктуальной тщательностью воспроизводить на клавиатуре каждый звук нотного текста. 2.Усилия играющего должны быть направлены на структурно законченные музыкальные мысли, т.е. только игра со смысловыми единицами (мотив, фраза, предложение) «по фразам» сообщает осмысленность, логику и эмоциональную окраску. 3. Перед тем как сыграть незнакомое произведение сначала пробеги его глазами.