"Декоративно-прикладное направление, как средство духовно-нравственного воспитания школьников"

Автор: Борданова Оксана Васильевна
Должность: учитель технологии (технический труд)
Учебное заведение: МКОУ Курловская СОШ №1
Населённый пункт: город Курлово, Владимирская область
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Декоративно-прикладное направление, как средство духовно-нравственного воспитания школьников"
Дата публикации: 04.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МКОУ Курловская средняя общеобразовательная школа №1 Гусь-Хрустальный район Владимирская область
Тема опыта:

«Декоративно-прикладное направление, как

средство нравственно-эстетического воспитания

школьников»
Борданова Оксана Васильевна Учитель технологии (технический труд) первой категории

1

Сведения об авторе опыта.
Борданова Оксана Васильевна – учитель технологии (технический труд) в МОУ Курловская средняя общеобразовательная школа №1.
2

Условия возникновения, становления опыта.
«Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного...», в этих словах Р.Тагора просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания. Я долгое время работала над проблемой развития творческих способностей учащихся, это достаточно большая тема для изучения, в составной частью которой является формирование эстетического вкуса мальчиков. Проблема эстетического воспитания — непреходяще актуальная проблема, так как каждый исторический этап развития общества, формируя свой идеал, предъявляет к человеку свои, новые требования, или модифицирует прежние, переориентируя человека в его оценках действительности. Входя составной и неотъемлемой частью в систему общего воспитания человека как направленного формирования общей модели его отношения к миру, эстетическое воспитание выступает его последним, ”собирающим” и завершающим элементом, придающим законченность всей системе. От него зависит духовная наполненность деятельности ребёнка, отношение к своему труду и труду других людей, умение видеть художественные
ценности, анализировать и давать им оценку. Поэтому я стала работать над темой « Декоративно-прикладное направление, как средство нравственно-эстетического воспитания школьников». Работая над изучением вопроса эстетического воспитания, я старалась решить ряд педагогических задач: 1. Определить педагогические условия формирования эстетической культуры учащихся; 2. Разработать содержание элементов декоративно-прикладного творчества на уроках технологии; 3. Разработать дидактический материал, способствующий формированию нравственно-эстетической и технологической культуры. Воспитание духовно-нравственных, эстетических начал личности – важнейшая задача педагогики. Во все века люди высоко ценили духовно- нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьников состоит в том, чтобы помогать продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
3

Обоснование актуальности опыта
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обучения и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания.
Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Комплексный подход к постановке образовательного процесса является на современном этапе развития школы методологическим принципом организации ее работы, важнейшим условием всестороннего развития личности школьников. Это практическая задача нашего времени, определяющая важность и необходимость постоянного совершенствования таких важнейших составных аспектов всестороннего развития личности, как эстетическое и трудовое воспитание. Существенное значение в реализации единства эстетического и трудового воспитания школьников, в их духовном развитии имеют занятия техническим и декоративно-прикладным творчеством. Кропотливая, связанная с преодолением трудностей работа по изготовлению моделей и изделий декоративно-прикладного искусства воспитывает у школьников трудолюбие, настойчивость в достижении намеченной цели, способствует формированию характера. Необходимость развития технического и декоративно-прикладного творчества школьников ставит, в свою очередь, задачу подготовки квалифицированных педагогических кадров, способных развивать у детей элементы творчества.

4

Ведущая педагогическая идея опыта
Творческая деятельность учащихся направлена на создание качественно новых ценностей, важных для формирования личности. Ведущей педагогической идеей моего опыта является совершенствование развития творческих способностей детей на уроках декоративно- прикладного искусства. Цель: развитие способностей детей через творческие задания. Достижение цели я вижу через осуществление следующих задач: 1) овладение учащимися знаниями элементарных основ декоративно-прикладной работы; 2)ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства и народного искусства «резьба по дереву», «выпиливание лобзиком», «роспись по дереву», «чеканка по металлу» и др.; 3) развитие у детей художественного вкуса, изобразительных и творческих способностей, пространственного мышления; 4)воспитание интереса и любви к искусству. Я пытаюсь использовать различные подходы в работе: индивидуальный, дифференцированный, групповой и др.
5

Диапазон опыта
Опыт работы реализуется через систему уроков технологии в 5 – 8 классах, внеклассную работу, участие в олимпиадах (районных, областных)
6

Теоретическая база опыта
Основу накопленной теоретической базы составляют работы ведущих специалистов в этой области. При изучении данного вопроса мною была
использована методическая литература по теории нравственного воспитания школьников (Лихачев Д.Б., Рукавицын М.М.). Знакомилась с материалами Института философии Российской Академии Наук «Современные концепции эстетического воспитания», со статьёй доцента кафедры педагогики детства Санкт-Петербургской академии Пановой Н.В. «Теория и практика личностно-ориентированного эстетического, нравственного воспитания младших школьников в семье и школе». Изучала опыт учителей, размещённый на сайте «Открытый урок», обсуждала его на районном методическом объединении учителей района. Вела наблюдение за деятельностью учащихся в процессе выполнения ими практических работ творческого характера. Педагогика определяет нравственное, эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей. Приобщение к миру прекрасного начинаю со знакомства с работами мастеров декоративно-прикладного искусства. Это вызывает непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность, являющееся основой мотива к деятельности. С целью формирования более устойчивого мотива знакомлю мальчиков с работами ,которые были выполнены старшими ребятами. Так на наглядном примере формируется потребность в деятельности. На таких уроках учащиеся эмоционально развиваются. Формирование эстетического восприятия, нравственных и художественных способностей, продолжается при выполнении творческих проектов. Процесс нравственного воспитания учащихся, с точки зрения его личностной направленности, будет эффективным, если: реализовать концепцию личностно-ориентированного эстетического, нравственного воспитания. Единицей личностно-
ориентированного эстетического воспитания школьников является воспитательная задача, под которой понимается осмысленная педагогическая ситуация, обеспечивающая достижение цели воспитания. В качестве компонентов личностно-ориентированного воспитания выступают: формирование и развитие эстетического восприятия, эстетической оценки, творческого воображения. Вместе взятые они обеспечивают возможность реализации конечной цели – формирование воспитанности ребенка, проявленной в процессе творческой деятельности .
Основные положения сущности нравственного воспитания.
Существует множество определений понятия "нравственное воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, можно выделить основные положения, говорящие о его сущности: • это процесс целенаправленного воздействия. • это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. • это формирование вкусов и идеалов личности. • развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного. В современных условиях выдвигаются следующие задачи эстетического, нравственного воспитания: 1. Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность. 2. Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения. 3. Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
4. Развивать художественно-творческие способности детей. Основная задача нравственного воспитания состоит в формировании творческого отношения к действительности. Моя работа как учителя по личностно-ориентированному нравственному воспитанию школьников опирается на вариативное использование методов, приемов и форм личностно-ориентированного эстетического воспитания, вовлечение взрослых в процесс формирования эстетической, нравственной воспитанности школьников, пробуждение у детей активной позиции в восприятии красоты окружающего мира. Методы и приемы личностно-ориентированного воспитания школьников. Наряду с традиционными (объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемно-поисковый; исследовательский) методами включают: • методы решения учебных художественно-творческих задач; • методы вживания в эстетический объект; • уроки, основанные на имитации организации творческой деятельности (урок-путешествие по выстаке, урок-народный промысел, урок- фольклорный праздник и т.п.); • уроки, опирающиеся на вымышленные сказочные ситуации. Мне как учителю технологии необходимо знать и учитывать в своей работе с учащимися особенности эстетического, нравственного воспитания: • рассказывая о прекрасном акцентировать внимание на чувствах, а не на содержании. • эстетическое чувство связывать с сенсорным развитием, т.к. красота всех предметов в единстве формы, цвета, величины, линии и звуков. Следовательно, надо организовывать дидактические упражнения по сенсорному воспитанию детей. • ребенок подражателен, поэтому нужно давать только положительные
примеры для подражания.
Диагностика эстетической, нравственной воспитанности.
Диагностику можно провести методом наблюдения. Я провожу наблюдение по эмоциональным проявлениям, познавательной активности и волевым проявлениям ребёнка. Показателями эмоционального проявления являются отзывчивость, радость, волнение, восхищение. Показатели волевых проявлений: сосредоточенность внимания, слабая отвлекаемость, стремление к завершению учебных действий. Показатели познавательной активности: вопросы мальчиков, обращённые ко мне; стремление узнать разные технологии обработки материалов. Не менее значимый метод диагностики нравственной воспитанности – беседа. В ходе беседы можно выявить причины пониженной познавательной активности или других проявлений. Развитие декоративно-прикладного, технического творчества в учебной и внеклассной деятельности, а также в кружковой работе общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования исследовали В.А. Горский, Б.М. Игошев, Д.М. Комский, Ю.С. Столяров. Содержательный смысл народного искусства представлен в трудах искусствоведов А.Н.Афанасьева, А.В.Бакушинского, Г.К.Вагнера, В.М.Василенко, В.С.Воронова, Б.А.Рыбакова, А.Б.Салтыкова. Разнообразные аспекты народного, декоративно-прикладного творчества раскрыты в работах И.Я.Богуславской, Т.М.Разиной, А.К.Чекалова и др. Особое место в решении обозначенной проблемы занимают труды искусствоведа М.А. Некрасовой, ею определено место декоративно- прикладного искусства в культуре, раскрыты законы его развития, выявлена система понятий, связанных со спецификой народного искусства. На основе теоретического анализа литературы, изучения современного
состояния исследований технологического образования, собственного опыта работы в школе была определена проблема, выявлены и сформулированы противоречия между объективно существующими потребностями общества в разносторонне подготовленном учителе, способном осуществлять руководство декоративно-прикладным и техническим творчеством школьников и реальным содержанием профессиональной готовности учителя технологии; между имеющимися потенциальными возможностями профессиональной подготовки к руководству декоративно-прикладным и техническим творчеством школьников и недостаточной разработанностью психолого-педагогических, организационно-управленческих и содержательных сторон такого рода педагогического образования. В своей педагогической деятельности реализую элементы концепции: - поэтапного формирования умственных действий Н.Ф.Талызиной, А.Г.Гальперина; -развивающего обучения Л.В.Занкова; - проблемного обучения М.И.Махмутова; - «Метод проектов» Чечеля; - технология научного исследования Т.А. Файна, Н.Ю.Шеленкова, А. Савенкова; - проблемно-поисковую методику Кулева, Ключниковой и др. Разнообразные формы работы обеспечивают «погружение» в предмет, что повышает качество знаний, применение их в практической деятельности. Содержание форм работы определено с учетом: 1 возрастных особенностей учащихся, особенностей их умственного развития и интересов; 2 связи с программным материалом по предмету;
3 изучением истории родного края; связи с жизнью.
7. Новизна опыта.
Новизна исследования заключается в том, что бы теоретически обосновать и экспериментально проверить условия, обеспечивающие эффективность формирования готовности детей к занятию техническим и декоративно- прикладным творчеством во взрослой жизни Приоритетной задачей является создание условий для обеспечения развития школьников с учетом их способностей и образовательных потребностей и воспитание будущего гражданина России в лучших традициях русской культуры. Вместе с тем пока остается слабо исследованным огромный пласт народного декоративно-прикладного искусства. До конца не раскрыт его педагогический потенциал, нет должного теоретического обоснования условий его использования для развития учащихся и, в частности, подростков – наиболее сложной в воспитательном плане возрастной группы школьников, не вычленены и не раскрыты все возможные области развития в процессе художественно-технологической деятельности, отсутствуют методические рекомендации по приобщению учащихся к народному декоративно-прикладному искусству.
Налицо явное противоречие. С одной стороны, огромная потребность в использовании регионального пласта народного декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе, а с другой - явно недостаточная изученность данного феномена. Это и обусловило постановку проблемы, выбор настоящей темы и идею разрешения обозначенного противоречия: изучение народного декоративно-прикладного искусства должно быть органично вплетено в школьную образовательную систему как её центральное звено.
8. Технология опыта.
Перед современной школой стоит задача формирования творческой разносторонне развитой личности. Главное отличие детей, способных принимать участие в работе - наличие у них потребности узнавать новое. - Самостоятельная проектная, исследовательская деятельность учащихся рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей. При этом знание дается не как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или иным жизненным материалом. Учащиеся попадают в ситуацию, когда они сами овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, направляемого учителем. Каждый учащийся школы имеет возможность заниматься декоративно-прикладным творчеством через участие в работе программы по декоративно-прикладному искусству. В ходе работы в данном обществе стараюсь формировать навыки по овладению элементам декоративно- прикладного искусства, развивать нравственное, эстетическое воспитание учащихся. Методологической основой исследования являются положения закона диалектического развития личности и формирования профессиональных
качеств; положения психологии и педагогики о развитии творческой личности; теория деятельности, культуры личности; интегрированный подход к формированию содержания образовательной области технология; проектный подход; моделирование образовательных процессов; теория решения конструкторских задач. Практическая значимость исследования состоит в разработке по организации и деятельности декоративно-прикладным и техническим творчеством школьников. Мной апробирована программа проведения кружковых занятий со школьниками по художественной обработке древесины и металла. С данной программой я участвую в экспериментальной площадке на базе Курловской СОШ №1. Настоящая программа состоит в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание основ декоративно-прикладного творчества, на раскрытие потребности детей творить и осознавать свои возможности. Дети, особенно мальчики, охотно занимаются художественной резьбой, пирографией, выпиливанием. Их фантазия, настойчивость в достижении поставленной цели безграничны. Человеку, особенно в раннем возрасте, чрезвычайно важно на деле ощутить себя творцом. Это даёт необходимый эмоциональный заряд на всю жизнь, какую бы профессию он не выбрал. Занимаясь по данной программе, дети овладевают техникой и технологией резьбы, выжигания, работе с различными инструментами, при этом учитываются наклонности и способности каждого обучающего. Древесина используется как строительный материал для изготовления мебели, бумаги, лекарств, скипидара, дёгтя, музыкальных инструментов, карандашей, паркета, разнообразных предметов быта. Изделия из дерева
постоянно окружают человека дома, на работе, в транспорте и местах отдыха, создают благоприятную для жизни обстановку. Художественные изделия из дерева появились еще до новой эры. Они и сегодня украшают сельские избы в виде оконных наличников, резных досок, скамеек. Современные города украшают скульптуры из дерева на детских площадках, в парках и местах отдыха. Из дерева делали гребни, пуговицы, браслеты, заколки и другие украшения для женщин. Подлинным украшением современного быта являются деревянные ложки, солонки, ковши, разделочные доски, конфетницы, хлебницы, вазы, особенно сделанные из ценных пород дерева или покрытые художественной росписью. Все они в полной мере отвечают художественным и гигиеническим требованиям, являются предметами коллекционирования. На Руси художественные промыслы, использующие древесину, наибольший расцвет получили в XVIII-ХIХ веках. Свои традиции сложились во Владимирской, Московской, Нижегородской, Вятской, Пермской и других губерниях. Ложки, ковши, ендовы, братины, деревянные игрушки расходились по всей Руси и по Европе. На ярмарках ежедневно продавались тысячи изделий. Любимыми мотивами украшений были медведь, конь, кузнец, растительные орнаменты. В настоящее время существуют народные деревянные промыслы: «Беломорские узоры» (Архангельск), «Богородская резьба» (Сергиев-Посадский район Московской области, промысел существует с XVII века), «Хохломская роспись» (г. Семенов Нижегородской области) и другие. Дерево в своей работе постоянно использовали знаменитые российские скульпторы С.Т.Коненков, С. Эрьзя, В.А. Ватагин, В.С. Голубкина, Т.М. Соколова и другие. Каждый Мастер отличается своим стилем работы, неповторимостью изделий, имеет свои секреты технологии. Работа с деревом даёт ему творческие силы, средства к существованию, продляет активную жизнь.

Цель:
1) Расширить базу знаний по декоративно-прикладному творчеству направленную на нравственное воспитание школьников и проанализировать сферу её влияния. 2) Сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом, одним из самых распространённых и любимых народом материалов для декоративно-прикладного творчества.
Задачи программы.
Обучающие. 1) Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта; 2) Уметь различать породы деревьев, выбирать пригодные для работы, хранить древесину; 3) Освоить основы технологии и технику безопасной ручной обработки древесины. Развивающие. 1) Развить потребность в творчестве и познании окружающего мира; 2) Развить способности работы с инструментом, объёмное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром. Воспитательные. 1) Сформировать у детей мировоззрение, открытое российским национальным традициям, проникнутое любовью к природе и народной культуре; 2) сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим; 3) Развить терпение, настойчивость, трудолюбие.
Программа рассчитана на три года обучения. Количество часов в год - 34 Возраст 11-13 лет. В процессе занятий для решения поставленных задач сочетается индивидуальная и групповая форма работы. Занятие состоит из теоретической части(сообщение теоретических сведений), практической(показ технологических и технических приёмов при обработке материалов) и выполнения творческого задания( обсуждение образцов, составление эскизов). Вся практическая работа проходит на занятии. Для лучшего усвоения материала используются разнообразные организации занятий и методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, практические работы, познавательная игра, проблемно-поисковый, развивающие технологии, проектная деятельность. Особое внимание уделяется участию в выставках, выполнению коллективных и индивидуальных проектах. Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности. Процесс эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях по декоративно-прикладному искусству включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся. Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в
бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. Занятия с учащимися строятся на основе развития у них понимания органического сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его духовном мире. Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием — народное искусство; и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно- прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств. В декоративно-прикладном искусстве широко используется обобщение, даже символизация образа. Иногда достаточно бывает вместо подробного изображения внешнего вида предмета дать лишь одно его «качество», по которому этот предмет может быть узнан..
Многочисленные примеры декоративной трактовки форм можно найти в истории декоративного искусства самых с ранних времен. На занятиях по декоративно-прикладному искусству учащиеся должны усвоить зависимость создаваемого ими образа от материала, его физических качеств и особенностей. Материал, его свойство и технологии, вводят учащегося в строгие рамки, ограничивают его в передаче внешних сходств с изображаемым, и придают последнему черты условности и декоративности. В процессе занятий декоративной работой я стараюсь последовательно и целенаправленно формировать у учащихся чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного. При этом важно научить воспринимать как действительное, так и зрительное равновесие, соотношение несущих и несомых частей, развивать чувство единства выразительности и архитектоники вещей. Опорные качества способностей, формируемых занятиями декоративно-прикладного искусства, с одной стороны, относятся преимущественно к области восприятия (развитость аналитико-синтетического взгляда на предмет), с другой стороны – к области моторики (опциальная область руки). Процесс приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития. Если художественно- творческая деятельность детей на уроках в начальной школе (первый этап художественного развития) протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с V класса (новый этап художественного развития) она строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала. Программное содержание выстраивается вокруг трех сфер художественной деятельности: изобразительной, конструктивной и
декоративно-прикладной, которые выступают в адаптированном для детей виде как Изображение, Постройка и Украшение (как характерные черты произведений искусства). Дети учатся видеть, различать в процессе восприятия произведений искусства работу Мастеров Постройки, Изображения, Украшения, элементы конструктивности, изобразительности, декоративности. По средством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников. Занимаясь художественным творчеством и узнавая родную страну через народное искусство, не все дети бывают нацелены исключительно на исследовательский результат, для многих – уже само выполненное собственными руками произведение, близкое народным традициям, может считаться вполне достаточным результатом прохождения программы. В то же время индивидуальная траектория обучения такова, что на смену одним мотивациям к творчеству приходят другие, потребности детей меняются с их развитием, формируются новые приоритеты. Поэтому очень важно напитать душу, сердце, ум растущего человека пониманием красоты всего того, что его окружает. Важно, чтобы сама история места корнями проросла в его сознании, укрепилась там и дала пищу для размышлений, потребность читать, думать, а в дальнейшем делать жизнь по-особому осмысленной.
Приоритетной задачей является создание условий для обеспечения развития школьников с учетом их способностей и образовательных потребностей и воспитание будущего гражданина России в лучших традициях русской культуры. Я стараюсь организовать деятельность детей так, что они наряду с учебным предметом получают и народоведческие знания. В качестве гипотезы исследования выдвигаю положение о том, что народное декоративно-прикладное искусство, выступающее эффективным средством разностороннего развития учащихся-подростков должно содержать в себе следующие систематические условия. При разработке модели, необходимо объединить структурно-содержательные: технологические, организационные, функциональные компоненты учебного процесса. При формировании комплексной программы важно осуществлять на уровне межпредметные связи, учитывая единство художественного восприятия и преобразовательной деятельности. Должны сохраняться основная педагогическая категория - мотивационная направленность художественной подготовки каждого подростка и условие связи личностных особенностей, отраженных в структуре жизнедеятельности подростков, влияние самого процесса на уровень развития их познавательных способностей.
9

Результативность опыта

Реализация данного опыта привела к следующим результатам:  В ходе работы я использую современные педагогические технологии (например, метод проектов на уроках технологии и во внеурочной деятельности – проект. Под моим руководством был разработан проект «Сани» , учеником 8 класса Чикуновым Романом, который был представлен на МО учителей технологии района;  ежегодно учащиеся под моим руководством принимают участие в выставках по декоративно прикладному – искусству и техническому творчеству, занимая призовые места;  тесно сотрудничаем и участвуем в выставках НП «Мещёра», где ребята становятся победителями и призёрами;  В 2010 году мной был проведён районный семинар на тему: «Нравственно-эстетическое воспитание школьников на уроках технологии» (проведён урок по декоративной обработке металла и внеклассное мероприятие по ориентации на будущую профессию);  Выступление на районных педагогических секциях В результате деятельности имеет следующие показатели:  вырос интерес у учащихся к изучению технологии;  строится прочная база теоретических знаний и практических умений и навыков;  увеличивается число учащихся, которые выполняют творческие проекты;
 сформировано умение самостоятельно находить и обрабатывать необходимую информацию. Благодаря применению новых педагогических технологий наблюдается позитивная динамика учебных достижений учащихся по технологии. Уровень обученности и качество знаний за последние три года. классы 2008-2009 уч.год 2010-2011 уч.год Уровень обученности Качество знаний Уровень обученности Качество знаний 5 100% 93% 100% 84% 6 100% 88% 100% 85% 7 100% 67% 100% 96% 8 100% 71% 100% 88% При проведении исследования был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике Ч.Д.Спилбергера (модификация А. Д. Андреевой) Метод направлен на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева. В исследовании участвовали 25 учащихся 5-8 классов.
Анализ полученных данных позволил разделить учащихся на 5 групп, каждая из которых соответствовала определенному уровню:  1 уровень — продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивацией учения и положительным эмоциональным отношением к нему.  2 уровень — продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению.  3 уровень — средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией.  4 уровень — сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению.  5 уровень — резко отрицательное отношение к учению. Путем сравнительного анализа было получено следующее. Уровень мотивации учения Высокая познавательная активность Средняя познавательная активность Низкая познавательная активность 1 уровень 8 % 2 уровень 8 % 20 % 3 уровень 12% 20 % 8 % 4 уровень 12 % 4 % 5 уровень 4% 4 % Таким образом, получен следующий показатель познавательной активности по исследуемой группе учащихся:
 Высокая познавательная активность - 28 %  Средняя познавательная активность - 56 %  Низкая познавательная активность - 16 %. При вовлечении детей к работе по декоративно-прикладному творчеству была проведена повторная диагностика, которая дала следующие результаты. Уровень мотивации учения Высокая познавательная активность Средняя познавательная активность Низкая познавательная активность 1 уровень 8% 4% 2 уровень 16% 20% 3 уровень 16% 16% 4% 4 уровень 12% 4% 5 уровень
Таким образом, получен следующий показатель познавательной активности:  Высокая познавательная активность - 40%  Средняя познавательная активность - 52%  Низкая познавательная активность - 8 % В результате занятий декоративно-прикладным творчеством уменьшилось количество учащихся с низкой познавательной активностью на 8% и увеличилось с высокой познавательной активностью на 12%. Для развития познавательной активности учащихся реализуется система внеклассной работы по технологии Система внеурочной деятельности по технологии представлена на схеме 1. Цель: использование декоративно-прикладного направления для повышения познавательной активности учащихся, содействие повышению уровня знаний, умений и навыков учащихся по технологии, воспитание ответственного отношения к делу, социальным ценностям

Личность
активная, самостоятельная, компетентная в области технологии
Личность
активная, самостоятельная, компетентная в области технологии
Условия:
-материально- техническая база учебных мастерских; -технологическое оборудование, изготовленное учащимися; -творческие работы учащихся; -компьютерный класс, Интернет
Условия:
-материально- техническая база учебных мастерских; -технологическое оборудование, изготовленное учащимися; -творческие работы учащихся; -компьютерный класс, Интернет
Творческое

объединение кружок

«Мастерок»

Работа с одаренными

учащимися

Творческие

самостоятельные

работы учащихся

Творческое

объединение кружок

«Мастерок»

Работа с одаренными

учащимися

Творческие

самостоятельные

работы учащихся

Принципы:
-научность, -наглядность, -проблемность, -мотивации, -индивидуализации, -рефлексивность и др.
Принципы:
-научность, -наглядность, -проблемность, -мотивации, -индивидуализации, -рефлексивность и др. Реализация через инновационные методы и технологии Диагностика знаний, умений и навыков
Учащимся, овладевшим основами декоративного творчества на материале народного, затем классического и современного декоративно-прикладного искусства, легче сделать следующий шаг в освоении специфики образного языка других видов пластических искусств. Программа предполагает изучение народного декоративно-прикладного искусства на двух уровнях: на уровне межпредметных связей на уроках технологии, изобразительного искусства, литературы, истории, географии, музыки, начиная с 5 класса.
10. Адресная направленность.
Данный опыт работы может быть использован не только учителями на уроках технологии и во внеурочной деятельности, но и преподавателями естественных наук, а также руководителями научных обществ, методистами центра дополнительного образования.
11. Список используемой литературы:
1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву.-М.: Высшая школа,1998. 2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.-М.: Культура и традиции,1999. 3. Адзинова, Ф.С. К вопросу об эстетическом воспитании средствами декоративно-прикладного искусства /Ф.С. Адзинова //Проблемы
дошкольной, школьной и вузовской педагогики: сб. науч. тр. Вып. 3 – Майкоп: Изд-во АГУ, 2004. – С. 8-10. 4. Ёлкин В. «Дерево рассказывает сказки» М.:Просвящение, 1978. 5. Рыженко В.И. «Краткая энциклопедия художественных работ по дереву» М.: Оникс, 2007. 6. Федотов Р. «Секреты живого дерева», «Обработка древесины», «Техника резьбы» М.: Эксмо 2005. 7. Волошин Г.Б. «Занятия по техническому труду» М.: Прсвящение 1985. 8. Валентинов А.А. «Знай и умей» М.: Детская литература 1976. 9. Финягин В.В. «Дерево-изделия своими руками» 10.Ополовников А., Островский Г. «Русь деревянная», Детская литература, 1970. 11.Дубов А.Г. «Занятия по техническому труду» М.:Просвящение 1972. 12.Журавлёв Б.А. «Столярное дело М.: Просвящение 1984. 13.Савиных В.П. «Поделочные материалы» Хелтон 1999. 14.. Громыко Ю.В., Громыко Н.В. Исследование и проектирование в образовании: различие типов мыследеятельности и их содержания. // Исследовательская деятельность школьников, 2005 №3, с.16–21. 15.2. Ермолаева.М.Г. Современный урок: тенденции, возможности, анализ. СПб. 2007г. 16.3. Гин А. А. "Приемы педагогической техники", М., 1999 г. 17.4. Гузеева В.В. "Организация форм обучения", М, 1998 г.