Напоминание

"Детские культурные практики в раннем возрасте"

Автор: Стасюк Алёна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад N107
Населённый пункт: Санкт Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Детские культурные практики в раннем возрасте"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Детские культурные практики в раннем возрасте»

Не беспокойтесь, что Вы проводите с ребенком

не так много времени, как хотелось бы.

Значение имеет то, как Вы его проводите.

На сегодняшний день и Согласно ФГОС ДО, в содержательном разделе

Программы должны быть представлены:

а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных

практик;

б) способы и направления поддержки детской инициативы (П.2.11.2.)

Но что же это такое на самом деле и как это можно использовать в работе в

группе раннего возраста?

Давайте рассмотрим подробнее и попробуем ответить на этот вопрос.

«Культурные практики – это ситуативное, автономное,

самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком

приобретение и повторение различного опыта общения и

взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и

общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими

детьми». (Н.Б.Крылова)

Под культурными практиками мы понимаем разнообразные, основанные

на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной

деятельности, поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его

жизни.

Ключевые моменты

Тема деятельности основана на текущих интересах или вопросе

ребенка (например, «Почему сосулька тает?») ;

Важно получить «продукт» деятельности;

Не длительная деятельность (1-2 дня);

Может быть в разных формах деятельности:

- манипуляция с предметами,

- фантазирование,

- творческая деятельность,

- коллекционирование,

- экспериментирование,

- игра,

- поисково-исследовательская деятельность и др.

Культурные практики формируют общую культуру личности

дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические,

интеллектуальные, физические качества.

Также культурные практики детства являются мощным инструментом

для развития инициативности, самостоятельности и ответственности

ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности.

Организация культурных практик

Разнообразные культурные практики организуются во второй половине

дня, ориентированные на проявление детьми самостоятельности

и

творчества в разных видах деятельности.

В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы

выбора,

творческого

обмена

и

самовыражения,

сотрудничества

взрослого и детей.

В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика,

позволяющая

создать

событийно

организованное

пространство

образовательной деятельности детей и взрослых.

Культурные практики в группах раннего возраста

Все культурные практики представляют собой элемент детского

творчества.

В творчестве, как основном показателе результативности культурных

практик, проявляется новизна. Это может быть оригинальный рисунок,

поделка;

Создается то, что раньше не существовало в жизни ребенка. В

процессе создания нового проявляется инициативность ребенка.

Учитывая то, что дети раннего возраста это самый интересный,

благодарный и отзывчивый народ, а их родители порой не знают, как

можно занять своего ребенка, мы решили использовать такой вид

культурной практики – как совместный досуг с родителями.

Проработав год и проведя шесть досугов, мы поняли, что сделали

правильный выбор.

Цель: Итак, мы поставили себе цель: показать родителям возможность

сотрудничества с детьми в игровой практике и в разных видах

деятельности.

И стали придумывать, как же ее решить так, чтобы было интересно

участвовать и детям, и родителям.

Тема: Для начала мы определились с тематикой досугов, приурочив их

к сезонным праздникам: Осень, 23 февраля, Пасха, Новый год,

Масленица, 8 марта.

Участники: дети, родители, воспитатели.

Родители активно принимают участие, делая заранее часть заданий

дома. Совместная продуктивная деятельность всегда была

сюрпризным моментом. Материалы и инструменты мы предоставляли

сами. Им оставалось только сделать выбор.

Дети были в роли активных слушателей, участников и помощников.

Что же делали мы, воспитатели? А мы были организаторами,

идейными вдохновителями и технической, а также психологической

поддержкой (что, на наш взгляд, самое важное).

Ход событий.

Октябрь. «Здравствуй, осень!»

Вместе с родителями дома дети делали кормушки для птиц из разного

бросового материала (коробочки, обрывки ленточек, самоклейка и т.д.),

а затем на улице вместе их вешали и наполняли.

Еще мы сделали много больших кленовых листьев и развесили их в

разных местах площадки (на деревьях, заборчике, домике). Вместе их

искали и собирали в корзиночку.

Обязательно показали родителям игры: «Солнышко и дождик»,

«Здравствуй, Осень!». Они с удовольствием играли вместе с нами.

В конце все вместе фотографировались.

Было весело, интересно и увлекательно. Дети играли, родители

учились играть вместе с детьми. Это очень объединяет взрослых и

детей, помогает им лучше чувствовать друг друга.

Ноябрь. «В гостях у сказки»

Родители объединились и заранее подготовили для детей

театрализованную музыкальную постановку сказки «Теремок».

Использовали куклы на руку, ширму. Мама - ведущая была в русском

костюме и пела песни.

Мы с детьми снова показали родителям две игры, в которые можно

играть где угодно. А затем было чаепитие.

Атмосфера театра и сказки, уюта и домашнего тепла настолько

понравилась всем участникам (а особенно родителям), что они

попросили проводить подобные встречи как можно чаще.

Декабрь. «Праздник к нам приходит»

Дома заранее родители и дети делали елочное украшение, так как идея

этой встречи была украсить группу к Новому году и нарядить елку.

Для украшения группы были приобретены готовые большие блестящие

звезды, но вешали их родители с детьми вместе в то место, где решит

ребенок.

Мы водили хороводы вокруг елочки, пели песни. Родители вспомнили

весь новогодний детский репертуар.

Получилось очень трогательно и по – домашнему. Взрослые

радовались и дарили свои позитивные эмоции детям, а дети были в

восторге от того, что они могут вместе со своими родителями провести

время.

Февраль «В гости на блины»

Для родителей были проведены конкурсы: кто быстрее оденет на улицу

и разденет ребенка. В роли моделей выступали дети. Для родителей

конкурс оказался очень сложным, но забавным.

Также было предложено разделиться на две команды и поиграть в кейс

- игру: ответить , как они справляются с предложенной проблемной

ситуацией. (делимся опытом).

Дальше одна из мамочек подготовила и провела две подвижные игры,

которыми можно занять детей в очереди, в дороге, на площадке.

А потом опять танцы с детьми и сувениры для родителей, которые дети

сделали с воспитателями.

Обстановка была легкая и непринужденная. Радость в глазах детей,

спокойствие в душе воспитателей, все это настраивает родителей на

положительные эмоции. Они уже не боятся приходить, общаться, петь,

танцевать и играть со своими детьми, как несколько месяцев назад.

Цель почти достигнута. Продолжаем в том же духе.

Март «Как мы весело живем»

В рамках этого досуга мы показали родителям, как проходит наша

НОД. Мы провели комплексное занятие «Едем в зоопарк», в котором

были интегрированы все образовательные области: речевое развитие,

познавательная деятельность, художественно – эстетическое развитие,

физическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

А после как обычно уже общая игра, танец и угощение.

Апрель «Веселые забавы»

Мы с детьми подготовили музыкальную костюмированную постановку

«Алиса в стране чудес», где были задействованы все наши малыши.

Они учились быть артистами, ходить по сцене и не бояться

переодеваться в костюмы.

Затем показали новый танец и подарили подарок мамам – бусы из

макарон, которые делали индивидуально с каждым ребенком заранее.

А в конце все вместе делали пасхальные яйца для украшения группы к

празднику.

В наших досугах принимали участие не только мамы, но и папы, бабушки,

дедушки, а также сестры и братья.

Вот таким насыщенным был для нас этот год. Было интересно нам и,

надеемся, мы достигли цели, научив родителей не бояться своих детей,

играть с ними и быть открытыми для нового.

Все это мы сделали в рамках детских культурных практик. Самое главное,

это создание атмосферы доверия и спокойствия. Тогда и родители и дети, и

воспитатели получают море позитива и удовольствия от проделанной

работы.

Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности

использования культурных практик в амплификации детского развития.

Для взрослого же появляется еще одна возможность соприкоснуться с

прекрасным миром детства и стать для ребенка другом.

Делайте то, что вам интересно. Верьте в себя и у вас все получится!