Автор: Стасюк Алёна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад N107
Населённый пункт: Санкт Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Детские культурные практики в раннем возрасте"
«Детские культурные практики в раннем возрасте»
Не беспокойтесь, что Вы проводите с ребенком
не так много времени, как хотелось бы.
Значение имеет то, как Вы его проводите.
На сегодняшний день и Согласно ФГОС ДО, в содержательном разделе
Программы должны быть представлены:
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик;
б) способы и направления поддержки детской инициативы (П.2.11.2.)
Но что же это такое на самом деле и как это можно использовать в работе в
группе раннего возраста?
Давайте рассмотрим подробнее и попробуем ответить на этот вопрос.
«Культурные практики – это ситуативное, автономное,
самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком
приобретение и повторение различного опыта общения и
взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и
общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими
детьми». (Н.Б.Крылова)
Под культурными практиками мы понимаем разнообразные, основанные
на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной
деятельности, поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его
жизни.
Ключевые моменты
•
Тема деятельности основана на текущих интересах или вопросе
ребенка (например, «Почему сосулька тает?») ;
•
Важно получить «продукт» деятельности;
•
Не длительная деятельность (1-2 дня);
Может быть в разных формах деятельности:
- манипуляция с предметами,
- фантазирование,
- творческая деятельность,
- коллекционирование,
- экспериментирование,
- игра,
- поисково-исследовательская деятельность и др.
•
Культурные практики формируют общую культуру личности
дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические,
интеллектуальные, физические качества.
•
Также культурные практики детства являются мощным инструментом
для развития инициативности, самостоятельности и ответственности
ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности.
Организация культурных практик
•
Разнообразные культурные практики организуются во второй половине
дня, ориентированные на проявление детьми самостоятельности
и
творчества в разных видах деятельности.
•
В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы
выбора,
творческого
обмена
и
самовыражения,
сотрудничества
взрослого и детей.
•
В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика,
позволяющая
создать
событийно
организованное
пространство
образовательной деятельности детей и взрослых.
Культурные практики в группах раннего возраста
•
Все культурные практики представляют собой элемент детского
творчества.
•
В творчестве, как основном показателе результативности культурных
практик, проявляется новизна. Это может быть оригинальный рисунок,
поделка;
•
Создается то, что раньше не существовало в жизни ребенка. В
процессе создания нового проявляется инициативность ребенка.
Учитывая то, что дети раннего возраста это самый интересный,
благодарный и отзывчивый народ, а их родители порой не знают, как
можно занять своего ребенка, мы решили использовать такой вид
культурной практики – как совместный досуг с родителями.
Проработав год и проведя шесть досугов, мы поняли, что сделали
правильный выбор.
Цель: Итак, мы поставили себе цель: показать родителям возможность
сотрудничества с детьми в игровой практике и в разных видах
деятельности.
И стали придумывать, как же ее решить так, чтобы было интересно
участвовать и детям, и родителям.
Тема: Для начала мы определились с тематикой досугов, приурочив их
к сезонным праздникам: Осень, 23 февраля, Пасха, Новый год,
Масленица, 8 марта.
Участники: дети, родители, воспитатели.
Родители активно принимают участие, делая заранее часть заданий
дома. Совместная продуктивная деятельность всегда была
сюрпризным моментом. Материалы и инструменты мы предоставляли
сами. Им оставалось только сделать выбор.
Дети были в роли активных слушателей, участников и помощников.
Что же делали мы, воспитатели? А мы были организаторами,
идейными вдохновителями и технической, а также психологической
поддержкой (что, на наш взгляд, самое важное).
Ход событий.
Октябрь. «Здравствуй, осень!»
Вместе с родителями дома дети делали кормушки для птиц из разного
бросового материала (коробочки, обрывки ленточек, самоклейка и т.д.),
а затем на улице вместе их вешали и наполняли.
Еще мы сделали много больших кленовых листьев и развесили их в
разных местах площадки (на деревьях, заборчике, домике). Вместе их
искали и собирали в корзиночку.
Обязательно показали родителям игры: «Солнышко и дождик»,
«Здравствуй, Осень!». Они с удовольствием играли вместе с нами.
В конце все вместе фотографировались.
Было весело, интересно и увлекательно. Дети играли, родители
учились играть вместе с детьми. Это очень объединяет взрослых и
детей, помогает им лучше чувствовать друг друга.
Ноябрь. «В гостях у сказки»
Родители объединились и заранее подготовили для детей
театрализованную музыкальную постановку сказки «Теремок».
Использовали куклы на руку, ширму. Мама - ведущая была в русском
костюме и пела песни.
Мы с детьми снова показали родителям две игры, в которые можно
играть где угодно. А затем было чаепитие.
Атмосфера театра и сказки, уюта и домашнего тепла настолько
понравилась всем участникам (а особенно родителям), что они
попросили проводить подобные встречи как можно чаще.
Декабрь. «Праздник к нам приходит»
Дома заранее родители и дети делали елочное украшение, так как идея
этой встречи была украсить группу к Новому году и нарядить елку.
Для украшения группы были приобретены готовые большие блестящие
звезды, но вешали их родители с детьми вместе в то место, где решит
ребенок.
Мы водили хороводы вокруг елочки, пели песни. Родители вспомнили
весь новогодний детский репертуар.
Получилось очень трогательно и по – домашнему. Взрослые
радовались и дарили свои позитивные эмоции детям, а дети были в
восторге от того, что они могут вместе со своими родителями провести
время.
Февраль «В гости на блины»
Для родителей были проведены конкурсы: кто быстрее оденет на улицу
и разденет ребенка. В роли моделей выступали дети. Для родителей
конкурс оказался очень сложным, но забавным.
Также было предложено разделиться на две команды и поиграть в кейс
- игру: ответить , как они справляются с предложенной проблемной
ситуацией. (делимся опытом).
Дальше одна из мамочек подготовила и провела две подвижные игры,
которыми можно занять детей в очереди, в дороге, на площадке.
А потом опять танцы с детьми и сувениры для родителей, которые дети
сделали с воспитателями.
Обстановка была легкая и непринужденная. Радость в глазах детей,
спокойствие в душе воспитателей, все это настраивает родителей на
положительные эмоции. Они уже не боятся приходить, общаться, петь,
танцевать и играть со своими детьми, как несколько месяцев назад.
Цель почти достигнута. Продолжаем в том же духе.
Март «Как мы весело живем»
В рамках этого досуга мы показали родителям, как проходит наша
НОД. Мы провели комплексное занятие «Едем в зоопарк», в котором
были интегрированы все образовательные области: речевое развитие,
познавательная деятельность, художественно – эстетическое развитие,
физическое развитие, социально - коммуникативное развитие.
А после как обычно уже общая игра, танец и угощение.
Апрель «Веселые забавы»
Мы с детьми подготовили музыкальную костюмированную постановку
«Алиса в стране чудес», где были задействованы все наши малыши.
Они учились быть артистами, ходить по сцене и не бояться
переодеваться в костюмы.
Затем показали новый танец и подарили подарок мамам – бусы из
макарон, которые делали индивидуально с каждым ребенком заранее.
А в конце все вместе делали пасхальные яйца для украшения группы к
празднику.
В наших досугах принимали участие не только мамы, но и папы, бабушки,
дедушки, а также сестры и братья.
Вот таким насыщенным был для нас этот год. Было интересно нам и,
надеемся, мы достигли цели, научив родителей не бояться своих детей,
играть с ними и быть открытыми для нового.
Все это мы сделали в рамках детских культурных практик. Самое главное,
это создание атмосферы доверия и спокойствия. Тогда и родители и дети, и
воспитатели получают море позитива и удовольствия от проделанной
работы.
Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности
использования культурных практик в амплификации детского развития.
Для взрослого же появляется еще одна возможность соприкоснуться с
прекрасным миром детства и стать для ребенка другом.
Делайте то, что вам интересно. Верьте в себя и у вас все получится!