Автор: Шклярова Юлия Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад № 137"
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: Роль семьи в формировании здорового образа жизни
Шклярова Юлия Юрьевна
МАДОУ «ЦРР – детский сад № 137» г. Хабаровск
«Роль семьи в формировании здорового образа жизни»
«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения
ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение
к своему здоровью.
Условия, от которых зависит направленность формирования личности
ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают
ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и
других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение
к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.
Даже в раннем школьном возрасте ребенок еще не способен осознанно
и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии,
выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье
окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по
возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков,
способствующих сохранению своего здоровья. Конечно, здоровье детей
напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности,
гигиенической культуры родителей и уровня их образования.
Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания
привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже
требуется
психологическая
или
медицинская
помощь.
Готовность
к
здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека
с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался
ребенок.
ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие
семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни
человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с
родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье - это та вершина,
на которую каждый должен подняться сам.
Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка
нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании
и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье
для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой
жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и
укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет
взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и
вступить на путь здоровья.
Существует
правило:
"Если
хочешь
воспитать
своего
ребенка
здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".
Даже в раннем дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и
адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять
требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все
это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более
ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих
сохранению своего здоровья.
Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих
семейного
воспитания,
позволяющих
сохранять
высокий
уровень
работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление.
Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный
двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену,
нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т.д.
Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму.
Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это
просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор,
несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления,
координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и
передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном,
которое не должно превышать 30 минут.
Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить
ребенку следующие основные знания, навыки и умения:
- знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений,
одежды, обуви и др.;
- умение правильно строить режим дня и выполнять его;
- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и
находить выход из них;
- умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких
условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для
жизни;
- знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и
роль в жизнедеятельности организма человека;
- умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и
дыхания, понимание значения определения этих показателей для контроля за
состоянием здоровья и его коррекции;
- понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия,
успехов в учебе;
- умение правильно строить режим дня и выполнять его;
- знание основных правил рационального питания с учетом возраста;
- понимание значения двигательной активности для развития здорового
организма;
- знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов
зрения, слуха и других;
- знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их
использования;
- знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других
инфекционных заболеваний;
- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и
находить выход из них;
- умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах,
ожогах, обморожениях;
- знание лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае
болезни.
Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания
ЗОЖ:
- положительная динамика физического состояния вашего ребенка;
- уменьшение заболеваемости;
- формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками,
родителями и другими людьми;
- снижение уровня тревожности и агрессивности.
Совершенно
очевидно,
что
решение
проблемы
оздоровления
дошкольников возможно только при условии реализации единой программы
гигиенического обучения и воспитания в семье и детском саду.