Напоминание

Роль семьи в формировании здорового образа жизни

Автор: Шклярова Юлия Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад № 137"
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: Роль семьи в формировании здорового образа жизни
Дата публикации: 07.04.2021







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Шклярова Юлия Юрьевна

МАДОУ «ЦРР – детский сад № 137» г. Хабаровск

«Роль семьи в формировании здорового образа жизни»

«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл.

Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения

ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение

к своему здоровью.

Условия, от которых зависит направленность формирования личности

ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают

ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и

других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение

к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

Даже в раннем школьном возрасте ребенок еще не способен осознанно

и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии,

выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье

окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по

возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков,

способствующих сохранению своего здоровья. Конечно, здоровье детей

напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности,

гигиенической культуры родителей и уровня их образования.

Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания

привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже

требуется

психологическая

или

медицинская

помощь.

Готовность

к

здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека

с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался

ребенок.

ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие

семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни

человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с

родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье - это та вершина,

на которую каждый должен подняться сам.

Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка

нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании

и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье

для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой

жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и

укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет

взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и

вступить на путь здоровья.

Существует

правило:

"Если

хочешь

воспитать

своего

ребенка

здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".

Даже в раннем дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и

адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять

требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все

это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более

ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих

сохранению своего здоровья.

Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих

семейного

воспитания,

позволяющих

сохранять

высокий

уровень

работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление.

Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный

двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену,

нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т.д.

Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму.

Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это

просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор,

несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления,

координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и

передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном,

которое не должно превышать 30 минут.

Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить

ребенку следующие основные знания, навыки и умения:

- знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений,

одежды, обуви и др.;

- умение правильно строить режим дня и выполнять его;

- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и

находить выход из них;

- умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких

условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для

жизни;

- знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и

роль в жизнедеятельности организма человека;

- умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и

дыхания, понимание значения определения этих показателей для контроля за

состоянием здоровья и его коррекции;

- понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия,

успехов в учебе;

- умение правильно строить режим дня и выполнять его;

- знание основных правил рационального питания с учетом возраста;

- понимание значения двигательной активности для развития здорового

организма;

- знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов

зрения, слуха и других;

- знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их

использования;

- знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других

инфекционных заболеваний;

- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и

находить выход из них;

- умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах,

ожогах, обморожениях;

- знание лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае

болезни.

Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания

ЗОЖ:

- положительная динамика физического состояния вашего ребенка;

- уменьшение заболеваемости;

- формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками,

родителями и другими людьми;

- снижение уровня тревожности и агрессивности.

Совершенно

очевидно,

что

решение

проблемы

оздоровления

дошкольников возможно только при условии реализации единой программы

гигиенического обучения и воспитания в семье и детском саду.