Напоминание

"Без птиц невозможно представить планету Земля"

Автор: Бессараб Любовь Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ ст. Николаевской
Населённый пункт: Дигорский р-н
Наименование материала: методическая разработка проекта
Тема: "Без птиц невозможно представить планету Земля"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Без птиц невозможно представить планету Земля!»
Работа Бессараб Л.Н.


Дидактические цели проекта:

формировать

представление

об

экологической

целостности

природы

;

помочь ребёнку осознать важность его отношения к природе;

показать личностный рост ученика по результатам решения поставленной

проблемы.

Методические задачи проекта:

формировать умения анализировать полученную информацию, делать

простые выводы;

развивать умение работать в группе(слушать друг друга, согласовывать

свои действия и приходить к единому мнению);

учить оформлять результаты своей деятельности с помощью

информационных технологий.

Последовательность реализации проектной

деятельности:

работа с информационными источниками;

проведение опросов;

анкетирование;

выполнение индивидуальных проектов, объединённых общей темой;

выполнение индивидуальных проектных заданий;

выполнение коллективных проектов.


На начальном этапе проекта учащиеся поделены на две

«научные» группы.

1-я группа – экологи.

Экологи составляют экологический прогноз:

Какие изменения произойдут в природе планеты Земля, если

исчезнут птицы?

Дети ведут наблюдения за птицами в школьном дворе, в саду;

обращаются за помощью к родителям, книгам;

создают презентацию и представляют её.

2-я группа – журналисты, заведующие садом, школьным двором.

Учащиеся мастерят кормушки и развешивают их на деревьях;

заготавливают растительный корм и подкармливают птиц;

издают листовки по теме «Помогите птицам своего двора!»;

пишут сочинение «Мои наблюдения за жизнью птиц».


Задания для учащихся в ходе проектной

деятельности.

Дневник наблюдений за птицами.

Цель:
развивать умение наблюдать за природным объектом, вовлечь в исследование.
1-й день

1.
Отметь крестиком птиц, которых ты знаешь и чаще всего видишь: …голубь, …скворец, …галка, …синица, …ворона, …воробей, …сорока, …дрозд.
2.
Пройдись по школьному двору, саду. Каких птиц ты встретил? Сколько их было всего? Сколько разных видов? -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3.
Сравни птиц, которых ты увидел. Чем они отличаются друг от друга? Чем они похожи друг на друга? ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2-й день

Выбери птицу, которая больше всех тебе понравилась, и продолжи за ней

наблюдать.

1.
Напиши название своей птицы. ------------------------------------------------
2.
Обведи кружочком тот размер, который, по-твоему, больше всего подходит к этой птице.
меньше твоей руки; больше твоей руки; такой же, как твоя рука

3.
Обведи кружком то слово, которое характеризует полёт птицы.
по прямой, «волнами», быстро, плавно

4.
Обведи кружком слово, описывающее движения птицы на земле.
прыгает, ходит и прыгает, бегает, ходит

5.
Какого цвета твоя птица? --------------------------------------------------
6.
Что клевала (обведи кружком)?
крошки, семена, насекомых, червей

7.
Подумай! Как можно узнать о любимой пище этой птицы?
8.
Поразмышляй! Какие части тела птицы помогают ей выжить и добыть себе пропитание? Подчеркни. Почему ты так думаешь?
клюв, крылья, лапки, хвост

9.
Обведи кружком времена года, когда ты можешь наблюдать эту птицу.
весной, летом, осенью, зимой

Если затрудняешься ответить на вопросы, читай книги о птицах, энциклопедии.


ема. «Без птиц невозможно представить планету

Земля!».

Цель.
Подвести итоги исследований учащихся.
Учебные материалы.


Компьютер, проектор; презентации с докладами о птицах; листовки «Помоги птицам!»; кормушки, изготовленные детьми; виды корма для птиц; рисунки птиц; сочинения учащихся.

Ход открытого занятия

I

.

Вступительное слово учителя

I I.Викторина «Жизнь птиц»

Учитель.
Давайте проверим, хорошо ли вы знаете птиц, их повадки. Я предлагаю вашему вниманию викторину.
Вопросы викторины

1.
Почему насекомые осенью исчезают?
2.
Какие связи существуют между птицами и насекомыми в природе?
3.
Почему многие птицы улетают осенью в тёплые края?
4.
Почему птицы улетают в такой последовательности: насекомоядные – зерноядные – водоплавающие?
5.
Какие птицы остаются зимовать?
6.
Можно ли удержать перелётных птиц, если развесить огромное количество утеплённых домиков?
Учитель.
Вы хорошо знаете жизнь птиц! А скажите на какие две группы можно поделить следующих птиц:
голубь, журавль, сорока, кукушка, дятел, зяблик, синица,

жаворонок, воробей, галка?

Дети.
На зимующих и перелётных.
Учитель.
Сегодня мы поговорим о зимующих птицах.
III. Доклады детей
Дети показывают мини-презентации.
Ученик 1.

Отгадайте кто это?
У этой птицы белые щёчки и грудка, жёлтое брюшко, на голове чёрная шапочка, спинка зелёная, а крылья серо-голубые. (Синица)
Синиц так назвали за их песенку: «сии-сии», «ции-ции». С утра до вечера без устали

перепархивают синицы с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и

каждую трещинку на дереве, выклёвывая насекомых. Это насекомоядные птицы.

Ранней весной синица вьёт гнездо. В это время ещё холодно, поэтому гнездо синица

делает из пуха и перьев, шерсти животных. Синицы – многодетные матери: два раза за

весну он высиживают птенцов, и каждый раз в гнёздышке лежит по 10-12 яиц. Пока

синица-мать сидит на яйцах, будущий отец заботливо ухаживает за ней: каждый час

приносит еду. Зимой синицам приходится плохо, ведь они насекомоядные птицы. Они

прилетают к нашим домам за помощью.


Учитель.
Что нового вы узнали из доклада о синице?
Ответы детей.

Ученик 2.

Отгадайте кто это?
У этой птицы чёрно-белый наряд, словно она во фраке. (Сорока)
Сорока – замечательная птица. Она лучший строитель в лесу. Сорока не любит занимать

своё старое гнездо и каждый год строит новое. Гнездо у неё прочное, просторное, дно

выложено сухой травой, мхом и шерстью. Над гнездом – крыша из веток, чтобы не

мочил дождь и чтобы птенцов никто не обидел. Сорочья семья большая – 8-12

малышей просят есть. Пока сорочата совсем маленькие, родители кормят их мягкими

личинками, гусеницами и мелкими насекомыми. Потом приносят крупных жуков, мух и

кузнечиков, а затем – лягушек и мышат. Сорока – разбойница. Не любят её маленькие

птицы – воробьи, малиновки, соловьи, потому что сорока может украсть чужое яйцо

или птенчика. Сорока – тараторка. Сорочий переполох – сигнал для лесных зверей, что

опасность рядом. Но возле своего гнезда сорока ведёт себя тихо, поэтому трудно в лесу

отыскать её гнездо. Сорока очень любопытна. Увидит что-нибудь блестящее –

обязательно утащит в своё гнездо. Лишь в середине лета сорок не видно. Они начинают

линять и как будто стыдятся своего обтрёпанного фрака, прячутся в лесу от посторонних

глаз. Зимой сорокам приходится плохо. Они прилетают к человеческому жилью за

помощью.

Учитель.
Что нового вы узнали из доклада о сороке?
Ответы детей.

Ученик 3.

Отгадайте кто это?
У этой птицы белые щёчки, на щёчках чёрные пятна, белая шейка и брюшко, остальное оперение коричневое. (Воробей)
Воробьи – маленькие шустрые птички. Они постоянно находятся в поисках пищи. Любят

и насекомых, и растительную пищу. Своё гнездо воробей сооружает рядом с жилищем

человека – под крышей дома или сарая, в дупле дерева. Воробей – плохой строитель,

гнездо его не отличается красотой и удобством. Иногда он вообще не строит гнезда, а

захватывает чужое – скворечник или гнездо ласточки. И выгнать его оттуда бывает

трудно.

Учитель.
Что нового о воробье вы узнали из этого доклада?
Ответы детей.

IV. Мини-сценки о птицах.

Учитель.
А каково живётся зимой птицам? Об этом мы узнаем из диалогов некоторых птиц.
Иволга:
Здравствуй кукушечка!
Кукушка:
Здравствуй, иволга золотая!

Иволга:
Ах, голубушка, голова у меня разболелась от птичьей болтовни. Врут на каждом свисте! Какой-то чижик-пыжик чирикал, что после лета настанет осень, что будто бы листья все с деревьев осыпаются. А какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз.
Кукушка:
Пустая болтовня, дорогая соседка. Я десять лет на свете живу, бывала и на севере, и на юге, но ничего подобного не видела. На север в мае прилетаю – лето, на юг в августе улетаю – там тоже лето. Врут птицы, не бывает на земле ни осени, ни зимы. Везде одно лето.
Учитель.
Почему кукушка и иволга утверждают, что на земле нет осени, нет зимы?
Ответы детей.

Учитель.
Одни птицы улетают на юг, другие остаются зимовать. Но и они готовятся к зиме. Как? Послушайте.
Куропатка.
Ах, воробей, ты к зиме тоже полинял?
Воробей:
Ничего я не полинял. Это вы, куропатки, шубы зимние понадевали. А я круглый год в одном пальтишке прыгаю.
Куропатка:
Ты же был пёстреньким, в пятнышках, а теперь сереньким стал!
Воробей:
Это у меня на пёрышках светлая каёмочка выросла, закрыла пятнышки. Вот я и посветлел.
Куропатка:
И всегда таким будешь?
Воробей:
Как бы не так! За зиму пёрышки обтрепятся, укоротятся, и к весне опять стану пёстреньким.
Учитель.
Для чего линяют птицы с наступлением зимы, обрастают перьями?
Ответы детей.

Учитель.
Ещё пример подготовки птиц к зиме.
Глухарь:
Здорово, сорока! Где бывала, куда летала?
Сорока:
Летом в тёмном лесу жила, осенью – на светлой опушке.
Глухарь:
А теперь куда?
Сорока:
В деревню, милок, в деревню.
Глухарь:
Чем же плохо тебе в лесу?
Сорока:
Да как же, милок, да как же? Птичьи гнёзда давно пустые, яичка не утащишь, птенчика не схватишь. Всякая живность попряталась. Пусто нынче в лесу, ограбить и того некого!
Глухарь:
Чем же в деревне-то хорошо?
Сорока:
Да как же, милок, да как же! У дворовой собаки косточку стащу, на помойке объедочков накопаю. Я птица не гордая!
Учитель.
Почему птицы зимой прилетают к жилью человека?
Ответы детей.


v. Защита исследований

1.

Выступление 1-й группы
Мини-презентация «
Исчезновение птиц на планете Земля
».
2. Выступление 2-й группы
Демонстрация кормушек
Чтение стихотворений
Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму! Мы готовим кормушки – угадайте,кому? Кто летает, как мячик, мячик серенький мой? Наше дело ребячье – уберечь их зимой. Пуховые подушки на осинах белы. Сыпьте зёрна в кормушки, сыпьте корм на столы. И они, наши птицы, зорко сад сторожа, От вредителей летом сберегут урожай. Мини – презентация «Корм для птиц». Птицы охотно едят семена подсолнечника, тыквы и дыни. Овсянки, воробьи – предпочитают овёс, пшено, просо. Щеглы – семена репейника. Снегири и свиристели – ягоды рябины и калины. Синицы, поползни и дятлы – сырое сало. Синицы, поползни, галки – сырое мясо. Семена крапивы, лебеды – охотно едят зерновые птицы. Хлебные крошки, остатки мучных продуктов – тоже можно давать птицам.
Листовка
Птицы зимой нередко голодают. Особенно трудно им находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тяжело приходится птицам, когда деревья покрыты изморозью, так как почти невозможно добраться до спрятавшихся насекомых и почек. В такую погоду очень много погибает птиц от голода, не дожив до весны. Мелкие птички погибают после 6 часов голодания. Из каждых 10 синичек до весны доживают только 2. Поэтому птиц нужно подкармливать.

Смастери

кормушку для птиц,

заготовь корм,

подкармливай

птиц

зимой!


Сочинение «Жизнь птиц зимой».

Вывод

Золотое правило экологической этики:

«Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы поступали

по отношению к тебе».

Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он

так мал в сравнении с ней!

Но тот же человек для птиц превращается в огромного великана, который

может им помочь в трудную пору жизни.

Так не скупись же на доброе отношение к

животному миру вокруг!

VI. Итог занятия
С утра и до позднего вечера, Освоив полянки страниц, Хозяйствует в книжке доверчиво Раздольная музыка птиц. А может быть, с этого времени Наступит иная пора – И станет для птичьего племени Милее ещё детвора?... Единое многообразие Мы будем ценить неспроста, Любя и Европу и Азию, И наши родные места!