Напоминание

"Описание памятника архитектуры"

Автор: Хрущева Алевтина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: пгт Уренгой Пуровского района
Наименование материала: Методическая разработка интегрированного урока русского языка в 8 классе
Тема: "Описание памятника архитектуры"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Технологическая карта интегрированного урока

русского языка с МХК и историей

Тема урока: «Описание памятника архитектуры. Храм Покрова на Нерли»

Учитель Хрущева АИ

Класс 8 класс

Тип урока:
урок новых знаний, закрепления умений и навыков.
Форма урока:
исследование.
Цель:
достичь образовательных результатов: 
Предметный результат:
подготовка учащихся к к сочинению-описанию по теме «Описание памятника архитектуры», расширение знаний учащихся по теме «Архитектура Древней Руси» 
Метапредметный результат:
учить умению анализировать информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе полученной информации, устанавливать логические связи, обобщать способы действия. 
Личностный результат:
создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности, эстетическое развитие учащихся, воспитание патриотических чувств.
Задачи урока
через планируемые результаты: 
Познавательные:
осознавать познавательную задачу, слушать, извлекать необходимую информацию, понимать и интегрировать её в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач, учиться анализировать, обобщать, делать выводы и строить речевые высказывания. 
Регулятивные:
формировать умение самостоятельно формулировать цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия, осуществлять пошаговый контроль способов решения, корректировать результаты. 
Коммуникативные и личностные:
сохранять и развивать умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в паре и коллективе, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу, формирование сознательного отношения к учебной деятельности.
Методы:
по характеру познавательной деятельности учащихся : репродуктивный, частично- поисковый; по степени активности учащихся: продуктивные, творческие; по источнику знаний: словесные, практические, наглядные, использование электронного носителя; стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные; интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала; контроля и самоконтроля: устный, письменный, программированный контроль; по организации деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Оборудование:
Презентация, видеопроектор, электронная доска, раздаточный материал. 1

Краткая аннотация
. Уроку предшествовала самостоятельная поисковая работа учащихся по сбору материала, по созданию презентации по теме. Таким образом, в основе урока – представление творческими группами результатов своей работы. Урок интегрирован с историей, литературой (выполнение творческой работы) и живописью (рассматриваем картины русских художников).
Этапы урока

Ход урока

Примечание

I.

Организационный

момент

Цель:
включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне Приветствие и проверка готовности к уроку. Положительный настрой на урок. Регулятивные УУД: самоконтроль. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
II. Постановка

темы и целей

урока.

Цель:
мотивация учащихся. -Определите цели и задачи нашего сегодняшнего урока
Слайд №1
Регулятивные УУД целеполагания. КоммуникативныеУУД: умение выражать мысли
III. Ход урока
1. Слово «историкам» К началу 12 века Киевская Русь уже была достаточно благополучным и развитым государством: стремительно развивалось народное хозяйство, появилась четкая система землепользования, происходило постепенное освоение новых сельскохозяйственных культур. Несмотря на развитие экономики, в политической жизни государства назревал кризис. Прежде всего, это было связано с ослаблением власти Киева и ростом независимости отдельных княжеств – вместо единого центра начали появляться местные центры-города, объединяющие вокруг себя небольшие территории на разных концах государства. Попытки снова объединить Русь под властью Киева предпринимал Мстислав Владимрович– сын Владимира Мономаха – однако они не увенчались существенным успехом. В результате постоянного смещения власти в другие регионы Руси, уже к концу 12 века образовался новый политический центр – Владимиро-Суздальское княжество и город Владимир. Неуклонный рост важности г. Познавательные УУД: умение слушать, понимать, выполнять учебно-познавательные действия. 2
Владимира! 1157 г. — Начало княжения Андрея Боголюбского (1157 — 1174 гг.); 1164 — Поход Андрея Боголюбского на волжских булгар, Победа Новгорода над шведами; 1169 — Захват Киева Андреем Боголюбским; 1174 —Убийство боярами Андрея Боголюбского; Коммуникативные УУД: умение вести учебный диалог с учителем, отвечать на вопросы, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения Личностные УУД: желание пополнять имеющиеся знания и совершенствовать учебные умения 2. Слово «искусствоведам»
Культура и быт Руси в 12 веке
Традиционная русская культура только начинает формироваться, появляются новые виды ремесел, развивается зодчество и изобразительное искусство. Большое влияние на быт и культуру оказывает религия – недавно принятое христианство и не до конца искорененное язычество. Храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году. Необыкновенное по красоте каменное здание поставлено в устье Нерли, на впадении ее в Клязьму, посреди широкого заливного луга. Это храм- памятник, возведенный по указу Андрея Боголюбского после победы владимирского войска над болгарами и в память о погибшем от ран, полученных в победном сражении сыне князя Андрея,
княжиче

Изяславе
. Храм был поставлен в версте от резиденции Андрея Боголюбского. Издалека храм кажется совсем небольшим на широких просторах пойменного луга, но, подойдя ближе, видишь, что он велик и грандиозен, и можно только представить, какое впечатление он производил на подплывавших к нему по реке путешественников и купцов. Храм был построен всего за одно лето, и это – еще один удивительный факт из жизни уникального памятника. Это единственный храм, стоящий на заливном лугу, на искусственном холме, высота которого составляет 6 м, а глубина фундамента 5 м 30 см. Сейчас большие разливы бывают раз в 10- 12 лет, а раньше случались почти каждый год. Но ни разу за столько столетий в Храм не попадала вода. Точный расчет строителей? Божественное вмешательство? Каждый имеет право верить в то, что хочет. Это было местом уединения для Боголюбского. Удивительны и сроки строительства храма. Обычно церковь строили за 3-4 сезона, но «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела », т. е храм был возведен за один год. Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, понимать, выполнять учебно-познавательные действия, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: 3
Сюда он мог прийти и помолиться о сыне и его воинстве, о благополучии Руси. умение выражать мысли. 3. Слово «архитекторам» Хочется упомянуть про доказательства того, что сейчас перед нами не первоначальный вид храма. Всем известный советский археолог Н.Н.Воронин представил нам реконструкцию храма XII века. На его реконструкции видно, что храм был окружен галереями, по которым Андрей Боголюбский мог пройтись по всему периметру здания. Купол был не луковичный, как сейчас, а шлемовидный. Сейчас сохранилась внутренняя часть храма. Познавательные УУД: умение слушать, понимать учебную информацию 4. Учитель дополняет «архитекторов» (берёт на себя самую трудную часть рассказа). От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объём — небольшой, почти квадратный в плане четверик (около 10×10 м без учета апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м) и глава. (запись в тетради, разбор терминов) Схема храма: Четверик + подкупольный квадрат + купол Характериистика храма: четырёхстолпный трёхапсидный одноглавый Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклонёнными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение «высотности» интерьера. Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на троне царь Давид-псалмопевец с псалтерием в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. В оформлении используются львы, птицы и женские маски. Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году). Познавательные УУД: умение слушать, понимать, выполнять учебно-познавательные 4
Не менее величественно и красиво внутреннее убранство церкви. Благодаря искусству зодчих, внутри храм кажется просторнее, чем он есть на самом деле. К сожалению, до наших дней не дошли старинные фрески – в 1877 году власти Боголюбовского монастыря реставрировали храм и сбили сохранившиеся росписи. Сейчас храм аскетично пуст, его украшают лишь отдельные иконы, а в остальном взгляду открыты свободные вертикали из белого камня, устремленные ввысь. действия. Коммуникативные УУД: умение вести учебный диалог с учителем, отвечать на вопросы, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения Личностные УУД: желание совершенствовать имеющиеся знания и умения 5. Слово «экскурсоводам» Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко- ландшафтным комплексом регионального значения. Сама церковь Покрова на Нерли входит с 1992 года в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». В настоящее время храм находится в совместном ведении Русской православной церкви и музея г. Владимира. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция. Осуществляется экскурсионное обслуживание. Приглашаем посетить! Приглашаем посетить! Познавательные УУД: понимание информации, 6. Промежуточные итоги урока. Повторение теоретического материала. (Важен и уровень эмоционального восприятия) Слово учителю - Итак, ребята, что нового мы сегодня узнали? - Думаете, мы знаем всё об этом храме? Далеко не всё! Храм Покрова на Нерли вот уже много веков волнует души людей и хранит много тайн! -Попробуем разгадать! Попроси любого соотечественника назвать несколько православных храмов, что он ответит? Наверное, самым распространенным будет ответ – храм Христа Спасителя, собор Василия Блаженного и церковь Покрова на Нерли. Чем примечательны первые два храма, понятно. Храм Христа Спасителя воплощает 5
державность и мощь государства. Собор Василия Блаженного – широту русской души, размах и веселье. А вот почему такую всемирную известность и любовь снискала скромная и простая церковь Покрова на Нерли? Познавательные УУД: умение слушать, понимать, выполнять учебно-познавательные действия. Коммуникативные УУД: умение вести учебный диалог с учителем, отвечать на вопросы, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения Личностные УУД: желание совершенствовать имеющиеся знания и умения
IV.
Творческая работа учащихся. Задание: дайте развёрнутый ответ на вопрос: Почему такую всемирную известность и любовь снискала скромная и простая церковь Покрова на Нерли? (работают в тетрадях) -Прочитайте, пожалуйста, что у вас получилось. Слушаем внимательно! Регулятивные УУД: планировать деятельность в учебной ситуации Коммуникативные УУД: умение письменно отвечать на вопросы, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения Личностные УУД: развитие чувства прекрасного, умения сопереживать.
V. Знакомство с

картинами
С. В. Герасимова "Церковь Покрова на Нерли" картиной С. А. Баулина "Храм (слово учителя) -Вы правы, ребята, в этот храм невозможно не влюбиться. Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. Часто этот храм сравнивают с образом красной девицы или паруса. Мне он напоминает свечу, которую бережно держат зелёные ладони луга. Познавательные УУД: умение слушать, понимать, сравнивать объекты по заданным параметрам; Регулятивные УУД: умение выдвигать версии (чем похожи и чем отличаются 6
Покрова на Нерли" (слово «искусствоведам») - А теперь давайте посмотрим, каким увидели храм художники. (слово «искусствоведам») Картина «Церковь Покрова на Нерли»
написана С. В. Герасимовым
(1885-1964). Он в основном рисовал пейзажи, например, «После дождя». Но на картине «Церковь Покрова на Нерли» среди природы изображена церковь. Она одна из самых поэтических памятников древнерусского зодчества. На картине «Церковь Покрова на Нерли» хорошо показано, как среди светло-зелёной травы ярко выделяется синяя река, которая отражает белокурые, пушисто-белоснежные облака. Они очаровывают своей формой и беспорядочностью. Пушистые и могучие деревья, которые стоят возле церкви такие же высокие, как и она, что даже у неё увенчанный крест главка растворяется в воздухе и где-то высоко тает в небе. Церковь стоит на берегу холма, который окутывается рекой Нерль. Этот собор отлично выделяется в этой картине, поскольку церковь находится на середине картины и берёт всё внимание на себя. Храм белокаменный, с изящными формами и фиолетовыми куполами, но здесь они золотые, потому что отражают яркие лучи солнца.
Сергей Алексеевич Баулин
(1904 - 1976) известный русский художник, его по праву считают мастером архитектурного пейзажа. Живописец на своих полотнах мастерски изображал архитектурные стили различных времен. На картине "Храм Покрова на Нерли" церковь показана крупным планом. Мы можем разглядеть мельчайшие подробности, в частности удивительно красивую резьбу, украшающую здание. Пропорции храма таковы, что он выглядит утонченным, изысканным и каким-то воздушным. Словно он не дело рук земных мастеров, а творение небес. Здание кажется живым и одухотворенным. Сама мысль о том, в какие далекие времена был создан храм, не может не восхищать наших современников. картины)
IV.Подведение

итогов.

Рефлексия

Цель:
осознание учащимися своей учебной Необыкновенный талант древнерусских мастеров, наших далеких предков, неоспорим. Мы не можем не гордиться этим. И пусть всякий раз при взгляде на Церковь Покрова на Нерли в душе просыпаются чистые, искренние, возвышенные чувства. А картины известных мастеров позволяют нам насладиться созерцанием храма, даже если Личностные УУД: самоопределение, мотивация учения, смыслообразования. Коммуникативные УУД: умение слушать, принятие решения и его реализация. 7
деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива воочию нам его увидеть не удается. Чем помог урок? Какую работу проводили? Есть ли трудности, на которые ещё надо обратить внимание? Что считаете наиболее важным для себя на прошедшем уроке? Оцените свою работу на уроке. Регулятивные УУД: оценка результатов своей работы.
VIII.Домашнее

задание (выбрать

любой вариант)
1. Подготовить сообщение о Храме Христа Спасителя 2. Подготовить сообщение о соборе Василия Блаженного
Литература
1. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия 9-19 вв. – М.: Издательский центр АЗ, 1997. 2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: megakm. – Загл. с экрана. 3. Любимов Л. Искусство древнего мира: Кн. для чтения. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 1980 4. Самин, Д.К. 100 великих художников / Д. К. Самин. – М.: Вече, 2004.- 480с. (100 великих) 5. Шедевры архитектуры / Авт.-сост. Плешаков С.А. – М.: Вече, 2001. 8