Автор: Долматова Дарья Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ "Волжская школа-интернат"
Населённый пункт: г. Волжский
Наименование материала: Формирование коммуникативных навыков посредством интерактивных методов и приёмов во внеурочной деятельности у младших школьников с уо ин.
Тема: Формирование коммуникативных навыков у школьников с уо ин
1
Тема педагогического опыта работы:
«
«
Ф
Ф
о
о
р
р
м
м
и
и
р
р
о
о
в
в
а
а
н
н
и
и
е
е
к
к
о
о
м
м
м
м
у
у
н
н
и
и
к
к
а
а
т
т
и
и
в
в
н
н
ы
ы
х
х
н
н
а
а
в
в
ы
ы
к
к
о
о
в
в
п
п
о
о
с
с
р
р
е
е
д
д
с
с
т
т
в
в
о
о
м
м
и
и
н
н
т
т
е
е
р
р
а
а
к
к
т
т
и
и
в
в
н
н
ы
ы
х
х
м
м
е
е
т
т
о
о
д
д
о
о
в
в
и
и
п
п
р
р
и
и
ё
ё
м
м
о
о
в
в
в
в
о
о
в
в
н
н
е
е
у
у
р
р
о
о
ч
ч
н
н
о
о
й
й
д
д
е
е
я
я
т
т
е
е
л
л
ь
ь
н
н
о
о
с
с
т
т
и
и
у
у
м
м
л
л
а
а
д
д
ш
ш
и
и
х
х
ш
ш
к
к
о
о
л
л
ь
ь
н
н
и
и
к
к
о
о
в
в
с
с
у
у
м
м
с
с
т
т
в
в
е
е
н
н
н
н
о
о
й
й
о
о
т
т
с
с
т
т
а
а
л
л
о
о
с
с
т
т
ь
ь
ю
ю
(
(
и
и
н
н
т
т
е
е
л
л
л
л
е
е
к
к
т
т
у
у
а
а
л
л
ь
ь
н
н
ы
ы
м
м
и
и
н
н
а
а
р
р
у
у
ш
ш
е
е
н
н
и
и
я
я
м
м
и
и
)
)
»
»
I.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ.
Актуальность опыта.
Поиск ответа на вопрос
«Как
учить и воспитывать?»
– выводит нас на
категорию методов обучения и воспитания. Без методов невозможно достичь
поставленной
цели,
реализовать
намеченное
содержание,
наполнить
его
познавательной и воспитывающей деятельностью. Метод - сердцевина учебно-
воспитательного процесса, связывающее звено между запроектированной целью
и конечным результатом.
Многие
методические
инновации
связаны
сегодня
с
применением
интерактивных методов и приёмов обучения.
Слово «интерактив» образовано от слова «interact», где «inter» - взаимный,
«act» - действовать. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать
или находиться в режиме диалога.
Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают сложности при
общении.
В
силу
своей
индивидуальности
и
психических
возможностей
отличаются
своеобразием,
неадекватностью
поведения,
отсутствием
умения
устанавливать
отношения
с
взрослыми
и
сверстниками.
Поэтому,
одной
из
основных
целей
деятельности
педагога
является
формирование
коммуникативных навыков воспитанников для успешной социализации.
Воспитывать
интерес
к
общению,
взаимодействию
с
окружающими
и
поддержать его, у детей с ограниченными возможностями здоровья помогают
интерактивные методы и приёмы обучения.
Суть использования интерактивных
форм
работы
заключается
в
том,
что
учебно-воспитательный
процесс
2
организован таким образом, что практически все
воспитанники оказываются
вовлеченными
в
процесс
познания,
они
имеют
возможность
понимать
и
рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
К сожалению, в настоящее время литературы по интерактивному обучению
школьников с ограниченными возможностями здоровья крайне мало. Казалось
бы, интерактивные методы и приёмы работы неприменимы к особенностям
эмоционально-волевой
и
познавательной
сферам
детей
с
умственной
отсталостью.
Но
в
рамках
методики
интерактивного
общения,
появляется
возможность адаптировать существующие интерактивные методы обучения во
внеурочной деятельности с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Время диктует новые методы и способы обучения и воспитания и даёт
возможность
использовать
современные
инновационные
технологии
в
коррекционной педагогике.
Актуальность
данной
разработки
состоит
в
том,
что
с
одной
стороны,
возникает необходимость использования различных интерактивных методов в
коррекционной работе по развитию коммуникативных навыков у учащихся
школ VIII вида, и зачастую ограниченным использованием их педагогами на
занятиях, с другой стороны.
Теоретическая
база
опыта.
Проблемой
развития
навыков
общения
занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученные. Среди
них Леонтьев А.Н. Лисина, Смирнова Е.О., Эльконин Д.Б., Сильвестру А.И.
По
мнению
Л.С.Выготского,
ограниченность
представлений
об
окружающем
мире,
слабость
речевых
контактов,
незрелость
интересов,
снижение
потребности
в
речевом
общении
представляют
собой
значимые
факторы,
обусловливающие
замедленное
и
аномальное
развитие
коммуникативных умений у умственно отсталых детей.
Умственно отсталые дети в силу своего дефекта испытывают трудности в
эмоциональном
общении,
в
формировании
речи.
Приобретение
навыков
общения становится первоочередной задачей для родителей и воспитателей.
Исследования
множества
ученых
(Л.Н.
Ефименковой,
Р.Е.
Левиной,
Е.М.
3
Мастюковой, Филичевой, А.В. Ястребовой и др.), посвятивших этой теме свои
исследования,
доказывают,
что
у
умственно
отсталых
детей
существуют
своеобразные
особенности
речеязыкового
механизма.
Большое
количество
ученых занимались изучением интерактивных методов обучения: В.С. Библер,
А.К. Кусаинов, Е.В. Пономаренко, М.В. Кларин, Д. Джонсон, Д. Дьюи и др.
II.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.
Цель: обобщение имеющегося практического опыта по применению различных
интерактивных методов и приёмов по формированию коммуникативных навыков у
младших школьников с умственной отсталостью.
Задачи:
- проанализировать литературу, для сбора информации по данной проблеме;
- охарактеризовать интерактивные методы и приёмы, способствующие развитию
коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью;
- разработать картотеку интерактивных методов и приёмов (Приложение 4);
- провести мониторинг уровня сформированности коммуникативных навыков
посредством
применения
интерактивных
методов
и
приёмов
во
внеурочной
деятельности.
Ведущая
педагогическая
идея
опыта:
создание
необходимых
условий
для
формирования
и
развития
коммуникативных
навыков,
необходимых
для
успешной
социализации
и
интеграции
в
общество
детей
с
умственной
отсталостью.
Педагогические средства, используемые в опыте:
Методы:
- словесные: беседа, рассказ, объяснение;
- наглядные: учебно-наглядные пособия (сюжетные картинки, дидактические
картинки по лексическим темам, опорные схемы);
- использование ИКТ (презентации, релаксационные слайды, видеоэкскурсии,
мультфильмы);
- практические: игры, упражнения, практикумы.
4
- поощрение (похвала, одобрение, поощрение фишками, аплодисменты);
Приемы:
- показ картинок, движений, действий; использование ИКТ;
- речевой образец, повторение, проговаривание, объяснение, указание, словесная
инструкция, словесное упражнение;
- подсказывающие вопросы, наводящие вопросы, проблемные вопросы;
- игры, игровые упражнения, опорные схемы;
- постановка вопросов, подбор слов, согласование слов, моделирование фраз,
наращивание предложений, рассмотрение, узнавание предмета, картинок.
Основные принципы, которые легли в основу работы:
- принцип целенаправленности;
- принцип единства и целостности воспитательного процесса;
-
принцип
доступности
и
адаптивности:
учитываются
индивидуальные
возрастные и психологические особенности детей, их потребности и интересы,
уровень подготовленности;
-
принцип
интегрированного
подхода:
соединение
знаний
из
разных
образовательных областей на равноправной основе, объединение разнообразных
видов деятельности, дополняющих друг друга;
-
принцип
активного
речевого
практикования:
речевая
активность
ребенка,
восприятие
речи
других;
создание
определенных
условий,
обеспечивающих
речевую активность.
Основные средства коррекционно-развивающего пространства:
- любовь к ребёнку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка);
- понимание детских трудностей и проблем;
-
принятие
ребёнка
таким,
какой
он
есть,
со
всеми
его
достоинствами
и
недостатками;
- сострадание, участие, необходимая помощь;
- обучение элементам саморегуляции (учить владеть собой).
Новизна опыта
5
Новизна
опыта
заключается
в
применении
во
внеурочной
деятельности
интерактивных
методов
и
приемов
в
формировании
и
развитии
коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью, нацеленных на
максимальную социализацию и интеграцию в социальную среду.
1.1.
Особенности формирования коммуникативных навыков
у умственно отсталых детей.
Общение
играет
особую
роль
в
развитии
ребёнка,
начиная
с
самого
раннего возраста, общение приобретает личностный характер и предполагает
возможность
тесного
взаимодействия.
Именно
в
общении
ребёнок
получает
возможность
самопредъявления,
а
по
его
форме
можно
судить
о
коммуникативных умениях, свойствах и чертах личности. Поэтому развитие
навыков коммуникации является важным условием социализации.
Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья с самого рождения
испытывает
трудности
в
формировании
речи,
эмоциональном
общении.
Это
объясняется рядом причин, и прежде всего низким уровнем развития речи у этой
категории детей. Речь ребёнка с умственной отсталостью не только появляется
значительно позже, но и характеризуется специфическим недоразвитием всех её
компонентов.
В
этой
связи
речь
не
может
качественно
обеспечивать
коммуникативную
функцию,
способствовать
полноценному
формированию
навыков
общения.
Отсутствие
речевой
инициативы
и
выраженная
недостаточность
речемыслительных
средств,
способствуют
возникновению
у
детей
с
ограниченными
возможностями
в
развитии
речевого
негативизма,
замкнутости, стереотипии и штампов в использовании одних и тех же речевых
конструкций.
Известно, что развитие речи неразрывно связано
с развитием мышления.
Недоразвитие первой значительно осложняет ход и качество мышления ребёнка,
что
неизбежно
проявляется
не
только
в
когнитивной,
но
и
социально-
эмоциональной
сфере.
Кроме
того,
потребность
в
общении
у
детей
с
6
нарушениями
интеллекта
заметно
снижена
из-за
несформированности
познавательного интереса к событиям и явлениям окружающей среды.
Одной
из
причин
нарушений
в
общении
у детей
является
недоразвитие
эмоционально-волевой
сферы.
Эмоции
детей
с
нарушением
интеллекта
отличаются
недостаточной
дифференцированностью,
характерной
нестабильностью и резкими перепадами в настроении. Эмоциональные реакции
ребёнка бедны, в большинстве случаев неадекватны ситуации, что устойчиво
влияет на все формы социальных контактов с окружающими людьми.
Для более успешной социализации детей с ограниченными возможностями в
развитии
необходим
определённый
уровень
сформированности
навыков
коммуникации. Однако пассивность детей, крайне сниженная потребность
к
высказываниям,
чрезвычайно
узкий
круг
знаний,
слабый
интерес
к
окружающему—
все
это
тормозит
процесс
формирования
коммуникативных
умений.
Современный этап развития общества выдвигает новые задачи обучения и
воспитания
детей
с
нарушениями
интеллекта.
Большое
значение
придаётся
проблеме
социализации
детей,
в
решении
которой
ведущую
роль
играет
общение со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, очевидна необходимость обучения детей с недостатками
интеллекта
технологиям
общения,
направленного
на
формирование
у
них
коммуникативных умений и навыков. Ведущая роль с реализации технологий
общения
во
внеурочной
деятельности
в
настоящее
время
отводится
интерактивным методам и приёмам работы.
2.1
Краткая характеристика интерактивных методов и приёмов
во внеурочной деятельности по формированию
коммуникативных навыков у учащихся с нарушением интеллекта.
Во
внеурочной
деятельности
по
развитию
коммуникативных
навыков
используются следующие интерактивные методы:
1. Игротерапия (игровые методы, сказкотерапия).
7
2. Психокоррекционные методы (психогимнастика, драматизация, пантомима,
театрализация, инсценировки, спектакли, диалоги (беседы, биодрама).
3.
Информационно-компьютерные
технологии:
видеоэкскурсия,
просмотр
мультфильма,
развивающие
задания
и
программы,
слушание
аудиосказки
с
последующим обсуждением услышанного.
4.
Элементы
арт-терапии:
рисование,
лепка,
куклотерапия,
музыкотерапия,
танцетерапия.
Данные методы могут быть применимы как во внеклассной деятельности в
виде виртуальных путешествий, проведения спектакля, праздников, викторин и
др. формах организации нестандартных занятий.
Главная
задача
интерактивных
методов
и
приёмов
–
обеспечить
интерактивное общение. Методика интерактивного общения включает в себя не
только интерактивные формы обучения с использованием новых технологий, но
и
диалоговое
общений,
адаптированное
к
умственно
отсталым
детям.
Интерактивно общаясь с ребёнком, мы обучаем, развиваем, воспитываем его,
корригируем
дефекты,
помогаем
в
школьном
обучении,
адаптируем
к
окружающему миру, социализируем к дальнейшей самостоятельной жизни.
Самое главное значение в работе воспитателя отводится игровому методу,
который
пронизывает
всю
деятельность
детей.
Игры,
способствующие
формированию
коммуникативных
навыков
у
детей,
могут
быть
различных
видов:
сенсорные;
познавательные;
образовательные
(тематические);
интеллектуальные; сюжетно-ролевые (деловые); подвижные. Интерактивными
средствами игрового метода являются соответственно сами игры, настольные,
дидактические игровые пособия, игрушки.
В игре ребёнок учится контактировать с педагогом, другими учащимися,
общаться,
соблюдать
определённые
правила
игры
и
адекватно
взаимодействовать
в
коллективе,
выполнять
роль,
передавая
основные
характеристики персонажей. Благодаря играм у детей с нарушением интеллекта
формируются необходимые знания об окружающем мире, появляется интерес к
занятиям, повышается речевая активность в целом.
8
Игры могут быть построены в форме сказки или притчи и тогда игровой
метод
переходит
в
сказкотерапию.
Основной
принцип
сказкотерапии
–
целостное развитие личности, забота о душе.
Задания многих игр на внеклассных занятиях предполагает сотрудничество
ребят:
совместный
выбор
картинок,
игрушек,
обсуждение
особенностей
предметов, действий, эмоций. При этом взаимный контроль, оценка действий,
решений сверстников усиливает влияние детей друг на друга, повышает их
самостоятельность, речевую активность.
Психокоррекционные методы
- драматизация
– это комплексный подход,
который активизирует лексику и коммуникативные навыки ребенка, исключает
механическое воспроизведение материала и подразумевает усвоение речи на
основе произведений устного народного творчества.
Большое значение в развитии коммуникативных навыков у воспитанников с
нарушениями
в
развитии
отводится
и
психогимнастике.
Основная
цель
–
преодоление барьеров общения, развитие лучшего понимания себя и других,
снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Инсценировки,
спектакли.
Одна
из
главных
задач
воспитателя
–
это
обеспечить в той или иной форме участие каждого ребёнка. На первых этапах
работы хорошо ставить кукольные, пальчиковые спектакли, которые позволяют
реализовать данный метод. Дети не стесняются публики, при необходимости
могут
«подсмотреть»
слова
и
при
этом
чувствовать
себя
полноценным
участником театрализованного действия.
Драматизация как эффективный метод интерактивного общения позволяет в
атмосфере
доброжелательности,
использовать,
парные,
коллективные
и
индивидуальные
формы
работы,
создавать
творческий
настрой,
раскрывать
потенциал каждого учащегося в непринужденной, игровой форме.
Метод биодрамы - это метод групповой работы, представляющий ролевую
игру, где между детьми распределяются роли зверей. Авторы данного метода
полагают, что ребенку легче принять роль животного, чем роль самого себя,
9
своих товарищей или взрослого. Используется этот метод при отклоняющемся
поведении у детей для устранения неадекватных эмоциональных реакций.
При обучении детей связному высказыванию сначала необходимо развить у
них умение отвечать на вопросы и задавать их. Особое внимание здесь уделяется
формированию умению слышать и слушать собеседника, используя для этого
различные
беседы.
Условно
их
разделяют
на
беседы-рассказы,
беседы-
рассматривания и беседы-обсуждения.
В ходе бесед - рассказов педагог сообщает детям определённую информацию,
например,
игровой
замысел
речевой
ситуации.
В
этот
рассказ
включается
вопросно-ответный диалог о предмете обсуждения, учащиеся делятся личным
опытом,
что,
в
свою
очередь,
требует
от
них
использования
тематической
лексики.
К
информационно-компьютерным
методам,
способствующим
формированию
коммуникативных
навыков,
можно
отнести:
видеоэкскурсию,
просмотр
мультфильмов,
развивающие
задания
и
программы,
слушание
аудиосказки
с
последующим
обсуждением
услышанного
т.п.
Средствами
интерактивного обучения здесь являются ТСО – мультимедийное оборудование,
компьютер.
В последнее время во внеурочной деятельности нашли своё применение и
элементы арт-терапии: рисование (чаще пальчиковое рисование); лепка (при
работе с умственно отсталыми детьми вместо пластилина и глины целесообразно
применять тестопластику); музыкотерапия и танцетерапия; куклотерапия.
Элементы арт-терапевтических методов могут применяться как структурным
звеном в занятии по формированию коммуникативных навыков у детей, так и
отдельным целостным занятием.
Цель
куклотерапии
–
помочь
ликвидировать
болезненные
переживания,
укрепить
психическое
здоровье,
улучшить
социальную
адаптацию,
развить
самосознание,
разрешить
конфликты
в
условиях
коллективной
творческой
деятельности.
10
Все перечисленные формы работы способствуют: расширению словарного
запаса, умению вести диалог, развитию связной речи, формированию адекватной
самооценки
детей,
произвольной
регуляции
поведения
и
развитию
межличностных отношений, снятию «психологического барьера», связанного с
боязнью выступлений и страхом совершить ошибку.
Данная работа направлена на целостное воздействие на личность ребёнка,
его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических
процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт
условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует
коммуникативные
качества,
помогает
осознанию
чувства
удовлетворения,
радости, успешности.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что в младшем школьном
возрасте повышение эффективности работы по формированию и дальнейшему
развитию у детей с ограниченными возможностями здоровья навыков общения
возможно
благодаря
применению
разнообразных
интерактивных
методов
и
приёмов обучения.