Напоминание

Формирование коммуникативных навыков у школьников с уо ин

Автор: Долматова Дарья Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ "Волжская школа-интернат"
Населённый пункт: г. Волжский
Наименование материала: Формирование коммуникативных навыков посредством интерактивных методов и приёмов во внеурочной деятельности у младших школьников с уо ин.
Тема: Формирование коммуникативных навыков у школьников с уо ин







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1

Тема педагогического опыта работы:

«

«

Ф

Ф

о

о

р

р

м

м

и

и

р

р

о

о

в

в

а

а

н

н

и

и

е

е

к

к

о

о

м

м

м

м

у

у

н

н

и

и

к

к

а

а

т

т

и

и

в

в

н

н

ы

ы

х

х

н

н

а

а

в

в

ы

ы

к

к

о

о

в

в

п

п

о

о

с

с

р

р

е

е

д

д

с

с

т

т

в

в

о

о

м

м

и

и

н

н

т

т

е

е

р

р

а

а

к

к

т

т

и

и

в

в

н

н

ы

ы

х

х

м

м

е

е

т

т

о

о

д

д

о

о

в

в

и

и

п

п

р

р

и

и

ё

ё

м

м

о

о

в

в

в

в

о

о

в

в

н

н

е

е

у

у

р

р

о

о

ч

ч

н

н

о

о

й

й

д

д

е

е

я

я

т

т

е

е

л

л

ь

ь

н

н

о

о

с

с

т

т

и

и

у

у

м

м

л

л

а

а

д

д

ш

ш

и

и

х

х

ш

ш

к

к

о

о

л

л

ь

ь

н

н

и

и

к

к

о

о

в

в

с

с

у

у

м

м

с

с

т

т

в

в

е

е

н

н

н

н

о

о

й

й

о

о

т

т

с

с

т

т

а

а

л

л

о

о

с

с

т

т

ь

ь

ю

ю

(

(

и

и

н

н

т

т

е

е

л

л

л

л

е

е

к

к

т

т

у

у

а

а

л

л

ь

ь

н

н

ы

ы

м

м

и

и

н

н

а

а

р

р

у

у

ш

ш

е

е

н

н

и

и

я

я

м

м

и

и

)

)

»

»

I.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ.

Актуальность опыта.

Поиск ответа на вопрос

«Как

учить и воспитывать?»

– выводит нас на

категорию методов обучения и воспитания. Без методов невозможно достичь

поставленной

цели,

реализовать

намеченное

содержание,

наполнить

его

познавательной и воспитывающей деятельностью. Метод - сердцевина учебно-

воспитательного процесса, связывающее звено между запроектированной целью

и конечным результатом.

Многие

методические

инновации

связаны

сегодня

с

применением

интерактивных методов и приёмов обучения.

Слово «интерактив» образовано от слова «interact», где «inter» - взаимный,

«act» - действовать. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать

или находиться в режиме диалога.

Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают сложности при

общении.

В

силу

своей

индивидуальности

и

психических

возможностей

отличаются

своеобразием,

неадекватностью

поведения,

отсутствием

умения

устанавливать

отношения

с

взрослыми

и

сверстниками.

Поэтому,

одной

из

основных

целей

деятельности

педагога

является

формирование

коммуникативных навыков воспитанников для успешной социализации.

Воспитывать

интерес

к

общению,

взаимодействию

с

окружающими

и

поддержать его, у детей с ограниченными возможностями здоровья помогают

интерактивные методы и приёмы обучения.

Суть использования интерактивных

форм

работы

заключается

в

том,

что

учебно-воспитательный

процесс

2

организован таким образом, что практически все

воспитанники оказываются

вовлеченными

в

процесс

познания,

они

имеют

возможность

понимать

и

рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

К сожалению, в настоящее время литературы по интерактивному обучению

школьников с ограниченными возможностями здоровья крайне мало. Казалось

бы, интерактивные методы и приёмы работы неприменимы к особенностям

эмоционально-волевой

и

познавательной

сферам

детей

с

умственной

отсталостью.

Но

в

рамках

методики

интерактивного

общения,

появляется

возможность адаптировать существующие интерактивные методы обучения во

внеурочной деятельности с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Время диктует новые методы и способы обучения и воспитания и даёт

возможность

использовать

современные

инновационные

технологии

в

коррекционной педагогике.

Актуальность

данной

разработки

состоит

в

том,

что

с

одной

стороны,

возникает необходимость использования различных интерактивных методов в

коррекционной работе по развитию коммуникативных навыков у учащихся

школ VIII вида, и зачастую ограниченным использованием их педагогами на

занятиях, с другой стороны.

Теоретическая

база

опыта.

Проблемой

развития

навыков

общения

занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученные. Среди

них Леонтьев А.Н. Лисина, Смирнова Е.О., Эльконин Д.Б., Сильвестру А.И.

По

мнению

Л.С.Выготского,

ограниченность

представлений

об

окружающем

мире,

слабость

речевых

контактов,

незрелость

интересов,

снижение

потребности

в

речевом

общении

представляют

собой

значимые

факторы,

обусловливающие

замедленное

и

аномальное

развитие

коммуникативных умений у умственно отсталых детей.

Умственно отсталые дети в силу своего дефекта испытывают трудности в

эмоциональном

общении,

в

формировании

речи.

Приобретение

навыков

общения становится первоочередной задачей для родителей и воспитателей.

Исследования

множества

ученых

(Л.Н.

Ефименковой,

Р.Е.

Левиной,

Е.М.

3

Мастюковой, Филичевой, А.В. Ястребовой и др.), посвятивших этой теме свои

исследования,

доказывают,

что

у

умственно

отсталых

детей

существуют

своеобразные

особенности

речеязыкового

механизма.

Большое

количество

ученых занимались изучением интерактивных методов обучения: В.С. Библер,

А.К. Кусаинов, Е.В. Пономаренко, М.В. Кларин, Д. Джонсон, Д. Дьюи и др.

II.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.

Цель: обобщение имеющегося практического опыта по применению различных

интерактивных методов и приёмов по формированию коммуникативных навыков у

младших школьников с умственной отсталостью.

Задачи:

- проанализировать литературу, для сбора информации по данной проблеме;

- охарактеризовать интерактивные методы и приёмы, способствующие развитию

коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью;

- разработать картотеку интерактивных методов и приёмов (Приложение 4);

- провести мониторинг уровня сформированности коммуникативных навыков

посредством

применения

интерактивных

методов

и

приёмов

во

внеурочной

деятельности.

Ведущая

педагогическая

идея

опыта:

создание

необходимых

условий

для

формирования

и

развития

коммуникативных

навыков,

необходимых

для

успешной

социализации

и

интеграции

в

общество

детей

с

умственной

отсталостью.

Педагогические средства, используемые в опыте:

Методы:

- словесные: беседа, рассказ, объяснение;

- наглядные: учебно-наглядные пособия (сюжетные картинки, дидактические

картинки по лексическим темам, опорные схемы);

- использование ИКТ (презентации, релаксационные слайды, видеоэкскурсии,

мультфильмы);

- практические: игры, упражнения, практикумы.

4

- поощрение (похвала, одобрение, поощрение фишками, аплодисменты);

Приемы:

- показ картинок, движений, действий; использование ИКТ;

- речевой образец, повторение, проговаривание, объяснение, указание, словесная

инструкция, словесное упражнение;

- подсказывающие вопросы, наводящие вопросы, проблемные вопросы;

- игры, игровые упражнения, опорные схемы;

- постановка вопросов, подбор слов, согласование слов, моделирование фраз,

наращивание предложений, рассмотрение, узнавание предмета, картинок.

Основные принципы, которые легли в основу работы:

- принцип целенаправленности;

- принцип единства и целостности воспитательного процесса;

-

принцип

доступности

и

адаптивности:

учитываются

индивидуальные

возрастные и психологические особенности детей, их потребности и интересы,

уровень подготовленности;

-

принцип

интегрированного

подхода:

соединение

знаний

из

разных

образовательных областей на равноправной основе, объединение разнообразных

видов деятельности, дополняющих друг друга;

-

принцип

активного

речевого

практикования:

речевая

активность

ребенка,

восприятие

речи

других;

создание

определенных

условий,

обеспечивающих

речевую активность.

Основные средства коррекционно-развивающего пространства:

- любовь к ребёнку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка);

- понимание детских трудностей и проблем;

-

принятие

ребёнка

таким,

какой

он

есть,

со

всеми

его

достоинствами

и

недостатками;

- сострадание, участие, необходимая помощь;

- обучение элементам саморегуляции (учить владеть собой).

Новизна опыта

5

Новизна

опыта

заключается

в

применении

во

внеурочной

деятельности

интерактивных

методов

и

приемов

в

формировании

и

развитии

коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью, нацеленных на

максимальную социализацию и интеграцию в социальную среду.

1.1.

Особенности формирования коммуникативных навыков

у умственно отсталых детей.

Общение

играет

особую

роль

в

развитии

ребёнка,

начиная

с

самого

раннего возраста, общение приобретает личностный характер и предполагает

возможность

тесного

взаимодействия.

Именно

в

общении

ребёнок

получает

возможность

самопредъявления,

а

по

его

форме

можно

судить

о

коммуникативных умениях, свойствах и чертах личности. Поэтому развитие

навыков коммуникации является важным условием социализации.

Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья с самого рождения

испытывает

трудности

в

формировании

речи,

эмоциональном

общении.

Это

объясняется рядом причин, и прежде всего низким уровнем развития речи у этой

категории детей. Речь ребёнка с умственной отсталостью не только появляется

значительно позже, но и характеризуется специфическим недоразвитием всех её

компонентов.

В

этой

связи

речь

не

может

качественно

обеспечивать

коммуникативную

функцию,

способствовать

полноценному

формированию

навыков

общения.

Отсутствие

речевой

инициативы

и

выраженная

недостаточность

речемыслительных

средств,

способствуют

возникновению

у

детей

с

ограниченными

возможностями

в

развитии

речевого

негативизма,

замкнутости, стереотипии и штампов в использовании одних и тех же речевых

конструкций.

Известно, что развитие речи неразрывно связано

с развитием мышления.

Недоразвитие первой значительно осложняет ход и качество мышления ребёнка,

что

неизбежно

проявляется

не

только

в

когнитивной,

но

и

социально-

эмоциональной

сфере.

Кроме

того,

потребность

в

общении

у

детей

с

6

нарушениями

интеллекта

заметно

снижена

из-за

несформированности

познавательного интереса к событиям и явлениям окружающей среды.

Одной

из

причин

нарушений

в

общении

у детей

является

недоразвитие

эмоционально-волевой

сферы.

Эмоции

детей

с

нарушением

интеллекта

отличаются

недостаточной

дифференцированностью,

характерной

нестабильностью и резкими перепадами в настроении. Эмоциональные реакции

ребёнка бедны, в большинстве случаев неадекватны ситуации, что устойчиво

влияет на все формы социальных контактов с окружающими людьми.

Для более успешной социализации детей с ограниченными возможностями в

развитии

необходим

определённый

уровень

сформированности

навыков

коммуникации. Однако пассивность детей, крайне сниженная потребность

к

высказываниям,

чрезвычайно

узкий

круг

знаний,

слабый

интерес

к

окружающему—

все

это

тормозит

процесс

формирования

коммуникативных

умений.

Современный этап развития общества выдвигает новые задачи обучения и

воспитания

детей

с

нарушениями

интеллекта.

Большое

значение

придаётся

проблеме

социализации

детей,

в

решении

которой

ведущую

роль

играет

общение со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, очевидна необходимость обучения детей с недостатками

интеллекта

технологиям

общения,

направленного

на

формирование

у

них

коммуникативных умений и навыков. Ведущая роль с реализации технологий

общения

во

внеурочной

деятельности

в

настоящее

время

отводится

интерактивным методам и приёмам работы.

2.1

Краткая характеристика интерактивных методов и приёмов

во внеурочной деятельности по формированию

коммуникативных навыков у учащихся с нарушением интеллекта.

Во

внеурочной

деятельности

по

развитию

коммуникативных

навыков

используются следующие интерактивные методы:

1. Игротерапия (игровые методы, сказкотерапия).

7

2. Психокоррекционные методы (психогимнастика, драматизация, пантомима,

театрализация, инсценировки, спектакли, диалоги (беседы, биодрама).

3.

Информационно-компьютерные

технологии:

видеоэкскурсия,

просмотр

мультфильма,

развивающие

задания

и

программы,

слушание

аудиосказки

с

последующим обсуждением услышанного.

4.

Элементы

арт-терапии:

рисование,

лепка,

куклотерапия,

музыкотерапия,

танцетерапия.

Данные методы могут быть применимы как во внеклассной деятельности в

виде виртуальных путешествий, проведения спектакля, праздников, викторин и

др. формах организации нестандартных занятий.

Главная

задача

интерактивных

методов

и

приёмов

обеспечить

интерактивное общение. Методика интерактивного общения включает в себя не

только интерактивные формы обучения с использованием новых технологий, но

и

диалоговое

общений,

адаптированное

к

умственно

отсталым

детям.

Интерактивно общаясь с ребёнком, мы обучаем, развиваем, воспитываем его,

корригируем

дефекты,

помогаем

в

школьном

обучении,

адаптируем

к

окружающему миру, социализируем к дальнейшей самостоятельной жизни.

Самое главное значение в работе воспитателя отводится игровому методу,

который

пронизывает

всю

деятельность

детей.

Игры,

способствующие

формированию

коммуникативных

навыков

у

детей,

могут

быть

различных

видов:

сенсорные;

познавательные;

образовательные

(тематические);

интеллектуальные; сюжетно-ролевые (деловые); подвижные. Интерактивными

средствами игрового метода являются соответственно сами игры, настольные,

дидактические игровые пособия, игрушки.

В игре ребёнок учится контактировать с педагогом, другими учащимися,

общаться,

соблюдать

определённые

правила

игры

и

адекватно

взаимодействовать

в

коллективе,

выполнять

роль,

передавая

основные

характеристики персонажей. Благодаря играм у детей с нарушением интеллекта

формируются необходимые знания об окружающем мире, появляется интерес к

занятиям, повышается речевая активность в целом.

8

Игры могут быть построены в форме сказки или притчи и тогда игровой

метод

переходит

в

сказкотерапию.

Основной

принцип

сказкотерапии

целостное развитие личности, забота о душе.

Задания многих игр на внеклассных занятиях предполагает сотрудничество

ребят:

совместный

выбор

картинок,

игрушек,

обсуждение

особенностей

предметов, действий, эмоций. При этом взаимный контроль, оценка действий,

решений сверстников усиливает влияние детей друг на друга, повышает их

самостоятельность, речевую активность.

Психокоррекционные методы

- драматизация

– это комплексный подход,

который активизирует лексику и коммуникативные навыки ребенка, исключает

механическое воспроизведение материала и подразумевает усвоение речи на

основе произведений устного народного творчества.

Большое значение в развитии коммуникативных навыков у воспитанников с

нарушениями

в

развитии

отводится

и

психогимнастике.

Основная

цель

преодоление барьеров общения, развитие лучшего понимания себя и других,

снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Инсценировки,

спектакли.

Одна

из

главных

задач

воспитателя

это

обеспечить в той или иной форме участие каждого ребёнка. На первых этапах

работы хорошо ставить кукольные, пальчиковые спектакли, которые позволяют

реализовать данный метод. Дети не стесняются публики, при необходимости

могут

«подсмотреть»

слова

и

при

этом

чувствовать

себя

полноценным

участником театрализованного действия.

Драматизация как эффективный метод интерактивного общения позволяет в

атмосфере

доброжелательности,

использовать,

парные,

коллективные

и

индивидуальные

формы

работы,

создавать

творческий

настрой,

раскрывать

потенциал каждого учащегося в непринужденной, игровой форме.

Метод биодрамы - это метод групповой работы, представляющий ролевую

игру, где между детьми распределяются роли зверей. Авторы данного метода

полагают, что ребенку легче принять роль животного, чем роль самого себя,

9

своих товарищей или взрослого. Используется этот метод при отклоняющемся

поведении у детей для устранения неадекватных эмоциональных реакций.

При обучении детей связному высказыванию сначала необходимо развить у

них умение отвечать на вопросы и задавать их. Особое внимание здесь уделяется

формированию умению слышать и слушать собеседника, используя для этого

различные

беседы.

Условно

их

разделяют

на

беседы-рассказы,

беседы-

рассматривания и беседы-обсуждения.

В ходе бесед - рассказов педагог сообщает детям определённую информацию,

например,

игровой

замысел

речевой

ситуации.

В

этот

рассказ

включается

вопросно-ответный диалог о предмете обсуждения, учащиеся делятся личным

опытом,

что,

в

свою

очередь,

требует

от

них

использования

тематической

лексики.

К

информационно-компьютерным

методам,

способствующим

формированию

коммуникативных

навыков,

можно

отнести:

видеоэкскурсию,

просмотр

мультфильмов,

развивающие

задания

и

программы,

слушание

аудиосказки

с

последующим

обсуждением

услышанного

т.п.

Средствами

интерактивного обучения здесь являются ТСО – мультимедийное оборудование,

компьютер.

В последнее время во внеурочной деятельности нашли своё применение и

элементы арт-терапии: рисование (чаще пальчиковое рисование); лепка (при

работе с умственно отсталыми детьми вместо пластилина и глины целесообразно

применять тестопластику); музыкотерапия и танцетерапия; куклотерапия.

Элементы арт-терапевтических методов могут применяться как структурным

звеном в занятии по формированию коммуникативных навыков у детей, так и

отдельным целостным занятием.

Цель

куклотерапии

помочь

ликвидировать

болезненные

переживания,

укрепить

психическое

здоровье,

улучшить

социальную

адаптацию,

развить

самосознание,

разрешить

конфликты

в

условиях

коллективной

творческой

деятельности.

10

Все перечисленные формы работы способствуют: расширению словарного

запаса, умению вести диалог, развитию связной речи, формированию адекватной

самооценки

детей,

произвольной

регуляции

поведения

и

развитию

межличностных отношений, снятию «психологического барьера», связанного с

боязнью выступлений и страхом совершить ошибку.

Данная работа направлена на целостное воздействие на личность ребёнка,

его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических

процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт

условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует

коммуникативные

качества,

помогает

осознанию

чувства

удовлетворения,

радости, успешности.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что в младшем школьном

возрасте повышение эффективности работы по формированию и дальнейшему

развитию у детей с ограниченными возможностями здоровья навыков общения

возможно

благодаря

применению

разнообразных

интерактивных

методов

и

приёмов обучения.