Автор: Лаврентьева Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с 65 "Фестивальный"
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: Практикум
Тема: "Учимся анализировать РППС"
Практикум «Учимся анализировать РППС»
Цель: повысить профессиональную способность педагогов анализировать и совершенствовать
развивающую среду в дошкольной организации.
Задачи:
1. Проработать
понятие
ППРС
и
разобрать
на
практике
понятия
«безопасность»,
«трансформируемость», «насыщенность», «доступность», «полифункциональность»
2. Повысить профессиональную компетентность педагогов
Подготовка
1. Изучение научно-методической литературы по данной теме.
2. Сбор практического материала (фотографии и видео) различных элементов РППС в ДОУ
Чтобы
воспитатели
могли
создавать
в группах
и на участках
развивающую
предметно-
пространственную среду с учетом всех требований, они должны понимать, какими доступными
способами это можно сделать.
Что такое РППС?
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – это часть образовательной среды. Она
представляет собой специально организованное пространство ДОУ (помещения, участки и т. п.).
Помимо пространства, включает материалы, оборудование и инвентарь для обучения и воспитания
дошкольников. РППС учитывает возрастные особенности и недостатки развития детей, охраняет и
укрепляет здоровье дошкольников.
Какими качествами должна обладать РППС в ДОУ?
1. Доступная
2. Безопасносная
3. Полифункциональная
4. Трансформируемая (педагогами и детьми)
5. Содержательно-насыщенная
Пространство группы
Рабочий сектор
Активный сектор
Спокойный сектор
Рабочий сектор
Наличие в групповом пространстве пространств (зон), обеспечивающих игровую, познавательную,
исследовательскую
и
творческую
активность
всех
воспитанников,
экспериментирование
с
доступными детям материалами (в том числе, с песком и водой)
Вариативные модули (центры):
«Живая природа, неживая природа»
«Экспериментирование-исследовательская деятельность»,
«Сенсорика – конструирование»
«Математическое развитие»
«Освоение родного языка и литературы»
«Наследие культуры и социокультурные ценности»
«Гендерное воспитание» и т.п.
Показатели и индикаторы оценивания рабочего сектора
-Минимальное зонирование (менее 4 модулей пространства рабочего сектора), слабо обеспечивающих познавательную,
исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование в соответствии с ООП ДОУ – 0
баллов)
-Наличие
в
группе
4
модулей
пространства
рабочего
сектора,
частично
обеспечивающих
познавательную,
исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям
материалами в соответствии с ООП ДОУ – 1 балл)
-Наличие
в
группе
не менее
5 модулей
пространства рабочего
сектора,
обеспечивающих
познавательную,
исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям
материалами в соответствии с ООП ДОУ - 2
балла)
Характеристика пространства рабочего сектора
- Наблюдение за игровым пространством должно быть не затруднено.
- Пространство группы организовано так, что достаточно места для осуществления одновременно
нескольких форм активности различными группами воспитанников (центры не «конкурируют» по
территории)
- В оформлении модулей (центров) присутствуют детские работы.
- Количество книг достаточно для воспитанников (списочная численность/2).
- Наглядные/раздаточные/дидактические материалы разнообразны и соответствуют уровню развития
и интересам воспитанников.
- Доступно много различных материалов по математике, соответствующих уровню развития детей
(напр., материалы для счета, измерения, изучения формы и т.д.).
- Доступны крупные кубики, в том числе изготовленные вместе с воспитанниками.
- Доступны коллекции разнообразных материалов для конструирования (с разными механизмами
скрепления, из разных материалов и др.) и развития мелкой моторики (бусы, колышки, пазлы…)
- Обеспечены возможности для безопасных игр с песком и водой (расположение центров, наличие
песка и воды в них).
- Материалы среды позитивно демонстрируют разнообразие (напр., людей разных этнических групп,
культур, возрастов, полов, способностей).
Рекомендованные баллы для оценивания рабочего сектора (насыщенность и полифункциональность)
Соответствие от 13 до 17 характеристикам – 2 балла
Соответствие от 8 до 11 характеристик – 1 балл
Менее 8 характеристик – 0 баллов
Активный сектор
Наличие пространств (зон), обеспечивающих двигательную активность, в том числе развитие
крупной моторики, поддержку ролевой игры и музыкально-театрализованной
Вариативные модули (центры):
«Физкультура и спорт»
«Сюжетно-ролевые игры» («Кухня», «Прачечная», «Семья», «Парикмахерская», «Поликлиника»,
«Автопарковка», «Дорожное движение» и т.п.)
«Мир звуков и музыки» (музыкальный уголок)
«Театр» и пр.
Показатели и индикаторы оценивания рабочего сектора
- Менее 2 направлений деятельности активного сектора, обеспечивающих двигательную, игровую (ролевой игры) и
музыкально-театрализованную активность, в соответствии с ООП ДОУ и возрастом воспитанников – 0 баллов)
- Наличие 2 направлений деятельности активного сектора, обеспечивающих двигательную, игровую (ролевой игры) и
музыкально-театрализованную активность, в соответствии с ООП ДОУ и возрастом воспитанников -1 балл)
- Наличие 3 направлений деятельности активного сектора, обеспечивающих двигательную, игровую (ролевой игры) и
музыкально-театрализованную активность, в соответствии с ООП ДОУ и возрастом воспитанников – 2 балл)
Характеристика пространства активного сектора
- Использующееся оборудование соответствует способностям воспитанников и возможностям
пространства (не представлено оборудование, на использование которого может быть наложен
запрет в помещении группы).
- Демонстрируемое оборудование способствует развитию разнообразных умений (лазание, баланс,
бег, прыжки, вращение обруча, игра в мяч, метание предметов и др.).Характеристика пространства
активного сектора
- Для ролевых игр отведена четко ограниченная часть помещения с пространством для игры и для
упорядоченного хранения реквизита.
- В зоне ролевых игр представлено не менее 2 тематических пространств, наполненных атрибутами,
соответствующими теме (например, посуда, игрушечная мебель, куклы, домашняя одежда для темы
«Дом»).
- В реквизите представлены атрибуты, позволяющие формировать половую идентичность (одежда и
реквизит для традиционно женских и мужских занятий).
- Детям доступно много материалов для занятий музыкой, которыми они могут пользоваться в
соответствии с возрастом (например, музыкальный уголок с инструментами, проигрыватель,
реквизит для танцев). В среде представлены музыкальные инструменты (предметы, способные к
звукоизвлечению), изготовленные воспитанниками.
- Наличие атрибутов театрализованной деятельности (ширма-занавес, куклы-перчатки, театральные
костюмы и др.), в том числе изготовленных вместе с воспитанниками
Рекомендованные
баллы
для
оценивания
активного
сектора
(насыщенность
и
полифункциональность)
Соответствие от 8 до 11 характеристикам – 2 балла
Соответствие 5-7 характеристикам – 1 балл
Соответствие менее 5 характеристикам – 0 баллов
Спокойный
сектор
обеспечивающие
возможности
самовыражения
детей,
поддержку
эмоционального благополучия.
Вариативные модули (места):
«Место для отдыха и уединения»
«Центр творчества»,
«Художественная мастерская»,
«Дизайн-студия» и др.
Место для уединения не соседствует с активным сектором.
- Наличие в месте отдыха и уединения мягкой среды (подушки, ковры, мягкие игрушки и т.д.)
Места для уединения легко просматриваются персоналом
В
месте
уединения
предусмотрены
атрибуты
для
спокойной
деятельности
(игры/игрушки/журналы/фотоальбомы и пр.).
Воспитанникам доступны материалы для рисования, живописи, объемных изображений и иных
видов творчества (аппликации, коллажи, оригами, квиллинг, вертикальное макетирование и др.) -
Большинство демонстрируемых работ имеют характер индивидуального самовыражения (в выборе
средства, манеры изображения и пр.)
Рекомендованные
баллы
для
оценивания
спокойного
сектора
(насыщенность
и
полифункциональность)
- Отсутствие центров продуктивной деятельности детей, отдыха и уединения – 0 баллов
- Наличие одного центра спокойного сектора – 1 балл
- Наличие центров (мест) отдыха и уединения и центра продуктивной творческой деятельности – 2
балла
Трансформируемость пространства РППС детьми в активном секторе
-
Наличие
следов
продуктивности
деятельности
данной
группы
детей
с
применением
трансформируемых элементов (столы, стулья, мягкие игровые модули, коврики, ширмы и т.п.)
- Использование подручных материалов в символической (не свойственной им) роли
- Связь трансформации среды с тематикой текущей деятельности группы
Оценивание
Соответствие 2 характеристикам – 2 балла
Соответствие 1 характеристики – 1 балл
Стеллажи с материалами для текущей деятельности не переполнены.
Оформление пространства поддерживает текущую деятельность группы (тема недели, месяца).
Наглядность и «привязывающие» ко времени материалы (перекидные календари, календари
природы, календари дежурств) обновлены. Педагогом организовано упорядоченное место хранения
сменяемых материалов (без доступа к ним воспитанников).
Оценивание
- Соответствие 4 характеристикам – 1 балл
Доступность РППС в рабочем, активном и спокойном секторе
- Центры для спокойных и активных игр размещены так, чтобы не мешать друг другу (например,
пространство для чтения отделено от уголков для игры в кубики).
- Большинство демонстрируемых материалов находится на уровне глаз детей.
- Все материалы для свободной игры воспитанник может получить без помощи взрослого (не под
замком, не на верхней полке, не в другом помещении).
- Стеллажи/контейнеры для хранения маркированы с применением не только терминов дидактики, но
и «на детском языке» (маркировка позволяет воспитаннику понять, какой материал какого вида
находится на хранении).
- Большинство демонстрируемых материалов представлено в количестве, равном не менее половины
от числа воспитанников
- Обеспечена доступность к материалам-компаньонам (краски – баночки для воды – вода-кисточки -
бумага и т.д.)
Оценивание
- Соответствие 5-6 характеристикам – 4 балла
- Соответствие 4 характеристикам – 2 балла
- Менее 4 характеристик – 0 баллов
Организация среды для диалога с родителями
Отражение в РППС различных практик взаимодействия с родителями (законными представителями)
в помещении для приема воспитанников:
- Наличие информационного, консультационного и практического блоков (2 балла)
- Отсутствие одного или более центров (0 баллов)
- Информационный блок
Наличие информации о текущей деятельности группы.
Наличие информации-анонса о возможностях участия родителей в планируемой деятельности
группы.
- Консультационный блок
Предусмотрена возможность осуществления обратной связи (почта тревоги, сундучок вопросов,
конверт «Нужен совет профессионала»).
Наличие
в пространстве для
организации
обратной связи
выраженной установки
на
взаимодействие со всем персоналом ДОУ, в том числе с администрацией (наличие отдельного
почтового ящика и т.д. на каждого специалиста, наличие объявления о приеме вопросов всеми
специалистами в одном почтовом ящике), информации об осуществлении обратной связи на сайте
ДОУ (обязательная ссылка на практику обратной связи и страницы группы на сайте ДОУ)
Представлены ответы на персональные вопросы родителей (в том числе, анонимные).
- Практический блок
Организация пространства успеха и достижений воспитанников (заполняется воспитателями и
родителями).
Доступность этой информации для ребенка (находится на уровне глаз детей).
Наличие организованного пространства для демонстрации продуктов детской деятельности в ДОО
(для трансляции плоскостных и объемных работ);
Организация пространства для трансляций семейных событий.
Организация пространства для трансляции совместных активностей группы и родителей
воспитанников.
Оценивание доступности РППС для диалога с семьями воспитанников
- Соответствие 9-10 характеристикам - 2 балла
- Соответствие 7-8 характеристикам – 1 балл
- Менее 7 характеристик - 0 баллов