Напоминание

"Учимся анализировать РППС"

Автор: Лаврентьева Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с 65 "Фестивальный"
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: Практикум
Тема: "Учимся анализировать РППС"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Практикум «Учимся анализировать РППС»

Цель: повысить профессиональную способность педагогов анализировать и совершенствовать

развивающую среду в дошкольной организации.

Задачи:

1. Проработать

понятие

ППРС

и

разобрать

на

практике

понятия

«безопасность»,

«трансформируемость», «насыщенность», «доступность», «полифункциональность»

2. Повысить профессиональную компетентность педагогов

Подготовка

1. Изучение научно-методической литературы по данной теме.

2. Сбор практического материала (фотографии и видео) различных элементов РППС в ДОУ

Чтобы

воспитатели

могли

создавать

в группах

и на участках

развивающую

предметно-

пространственную среду с учетом всех требований, они должны понимать, какими доступными

способами это можно сделать.

Что такое РППС?

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – это часть образовательной среды. Она

представляет собой специально организованное пространство ДОУ (помещения, участки и т. п.).

Помимо пространства, включает материалы, оборудование и инвентарь для обучения и воспитания

дошкольников. РППС учитывает возрастные особенности и недостатки развития детей, охраняет и

укрепляет здоровье дошкольников.

Какими качествами должна обладать РППС в ДОУ?

1. Доступная

2. Безопасносная

3. Полифункциональная

4. Трансформируемая (педагогами и детьми)

5. Содержательно-насыщенная

Пространство группы

Рабочий сектор

Активный сектор

Спокойный сектор

Рабочий сектор

Наличие в групповом пространстве пространств (зон), обеспечивающих игровую, познавательную,

исследовательскую

и

творческую

активность

всех

воспитанников,

экспериментирование

с

доступными детям материалами (в том числе, с песком и водой)

Вариативные модули (центры):

«Живая природа, неживая природа»

«Экспериментирование-исследовательская деятельность»,

«Сенсорика – конструирование»

«Математическое развитие»

«Освоение родного языка и литературы»

«Наследие культуры и социокультурные ценности»

«Гендерное воспитание» и т.п.

Показатели и индикаторы оценивания рабочего сектора

-Минимальное зонирование (менее 4 модулей пространства рабочего сектора), слабо обеспечивающих познавательную,

исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование в соответствии с ООП ДОУ – 0

баллов)

-Наличие

в

группе

4

модулей

пространства

рабочего

сектора,

частично

обеспечивающих

познавательную,

исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям

материалами в соответствии с ООП ДОУ – 1 балл)

-Наличие

в

группе

не менее

5 модулей

пространства рабочего

сектора,

обеспечивающих

познавательную,

исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям

материалами в соответствии с ООП ДОУ - 2

балла)

Характеристика пространства рабочего сектора

- Наблюдение за игровым пространством должно быть не затруднено.

- Пространство группы организовано так, что достаточно места для осуществления одновременно

нескольких форм активности различными группами воспитанников (центры не «конкурируют» по

территории)

- В оформлении модулей (центров) присутствуют детские работы.

- Количество книг достаточно для воспитанников (списочная численность/2).

- Наглядные/раздаточные/дидактические материалы разнообразны и соответствуют уровню развития

и интересам воспитанников.

- Доступно много различных материалов по математике, соответствующих уровню развития детей

(напр., материалы для счета, измерения, изучения формы и т.д.).

- Доступны крупные кубики, в том числе изготовленные вместе с воспитанниками.

- Доступны коллекции разнообразных материалов для конструирования (с разными механизмами

скрепления, из разных материалов и др.) и развития мелкой моторики (бусы, колышки, пазлы…)

- Обеспечены возможности для безопасных игр с песком и водой (расположение центров, наличие

песка и воды в них).

- Материалы среды позитивно демонстрируют разнообразие (напр., людей разных этнических групп,

культур, возрастов, полов, способностей).

Рекомендованные баллы для оценивания рабочего сектора (насыщенность и полифункциональность)

Соответствие от 13 до 17 характеристикам – 2 балла

Соответствие от 8 до 11 характеристик – 1 балл

Менее 8 характеристик – 0 баллов

Активный сектор

Наличие пространств (зон), обеспечивающих двигательную активность, в том числе развитие

крупной моторики, поддержку ролевой игры и музыкально-театрализованной

Вариативные модули (центры):

«Физкультура и спорт»

«Сюжетно-ролевые игры» («Кухня», «Прачечная», «Семья», «Парикмахерская», «Поликлиника»,

«Автопарковка», «Дорожное движение» и т.п.)

«Мир звуков и музыки» (музыкальный уголок)

«Театр» и пр.

Показатели и индикаторы оценивания рабочего сектора

- Менее 2 направлений деятельности активного сектора, обеспечивающих двигательную, игровую (ролевой игры) и

музыкально-театрализованную активность, в соответствии с ООП ДОУ и возрастом воспитанников – 0 баллов)

- Наличие 2 направлений деятельности активного сектора, обеспечивающих двигательную, игровую (ролевой игры) и

музыкально-театрализованную активность, в соответствии с ООП ДОУ и возрастом воспитанников -1 балл)

- Наличие 3 направлений деятельности активного сектора, обеспечивающих двигательную, игровую (ролевой игры) и

музыкально-театрализованную активность, в соответствии с ООП ДОУ и возрастом воспитанников – 2 балл)

Характеристика пространства активного сектора

- Использующееся оборудование соответствует способностям воспитанников и возможностям

пространства (не представлено оборудование, на использование которого может быть наложен

запрет в помещении группы).

- Демонстрируемое оборудование способствует развитию разнообразных умений (лазание, баланс,

бег, прыжки, вращение обруча, игра в мяч, метание предметов и др.).Характеристика пространства

активного сектора

- Для ролевых игр отведена четко ограниченная часть помещения с пространством для игры и для

упорядоченного хранения реквизита.

- В зоне ролевых игр представлено не менее 2 тематических пространств, наполненных атрибутами,

соответствующими теме (например, посуда, игрушечная мебель, куклы, домашняя одежда для темы

«Дом»).

- В реквизите представлены атрибуты, позволяющие формировать половую идентичность (одежда и

реквизит для традиционно женских и мужских занятий).

- Детям доступно много материалов для занятий музыкой, которыми они могут пользоваться в

соответствии с возрастом (например, музыкальный уголок с инструментами, проигрыватель,

реквизит для танцев). В среде представлены музыкальные инструменты (предметы, способные к

звукоизвлечению), изготовленные воспитанниками.

- Наличие атрибутов театрализованной деятельности (ширма-занавес, куклы-перчатки, театральные

костюмы и др.), в том числе изготовленных вместе с воспитанниками

Рекомендованные

баллы

для

оценивания

активного

сектора

(насыщенность

и

полифункциональность)

Соответствие от 8 до 11 характеристикам – 2 балла

Соответствие 5-7 характеристикам – 1 балл

Соответствие менее 5 характеристикам – 0 баллов

Спокойный

сектор

обеспечивающие

возможности

самовыражения

детей,

поддержку

эмоционального благополучия.

Вариативные модули (места):

«Место для отдыха и уединения»

«Центр творчества»,

«Художественная мастерская»,

«Дизайн-студия» и др.

Место для уединения не соседствует с активным сектором.

- Наличие в месте отдыха и уединения мягкой среды (подушки, ковры, мягкие игрушки и т.д.)

Места для уединения легко просматриваются персоналом

В

месте

уединения

предусмотрены

атрибуты

для

спокойной

деятельности

(игры/игрушки/журналы/фотоальбомы и пр.).

Воспитанникам доступны материалы для рисования, живописи, объемных изображений и иных

видов творчества (аппликации, коллажи, оригами, квиллинг, вертикальное макетирование и др.) -

Большинство демонстрируемых работ имеют характер индивидуального самовыражения (в выборе

средства, манеры изображения и пр.)

Рекомендованные

баллы

для

оценивания

спокойного

сектора

(насыщенность

и

полифункциональность)

- Отсутствие центров продуктивной деятельности детей, отдыха и уединения – 0 баллов

- Наличие одного центра спокойного сектора – 1 балл

- Наличие центров (мест) отдыха и уединения и центра продуктивной творческой деятельности – 2

балла

Трансформируемость пространства РППС детьми в активном секторе

-

Наличие

следов

продуктивности

деятельности

данной

группы

детей

с

применением

трансформируемых элементов (столы, стулья, мягкие игровые модули, коврики, ширмы и т.п.)

- Использование подручных материалов в символической (не свойственной им) роли

- Связь трансформации среды с тематикой текущей деятельности группы

Оценивание

Соответствие 2 характеристикам – 2 балла

Соответствие 1 характеристики – 1 балл

Стеллажи с материалами для текущей деятельности не переполнены.

Оформление пространства поддерживает текущую деятельность группы (тема недели, месяца).

Наглядность и «привязывающие» ко времени материалы (перекидные календари, календари

природы, календари дежурств) обновлены. Педагогом организовано упорядоченное место хранения

сменяемых материалов (без доступа к ним воспитанников).

Оценивание

- Соответствие 4 характеристикам – 1 балл

Доступность РППС в рабочем, активном и спокойном секторе

- Центры для спокойных и активных игр размещены так, чтобы не мешать друг другу (например,

пространство для чтения отделено от уголков для игры в кубики).

- Большинство демонстрируемых материалов находится на уровне глаз детей.

- Все материалы для свободной игры воспитанник может получить без помощи взрослого (не под

замком, не на верхней полке, не в другом помещении).

- Стеллажи/контейнеры для хранения маркированы с применением не только терминов дидактики, но

и «на детском языке» (маркировка позволяет воспитаннику понять, какой материал какого вида

находится на хранении).

- Большинство демонстрируемых материалов представлено в количестве, равном не менее половины

от числа воспитанников

- Обеспечена доступность к материалам-компаньонам (краски – баночки для воды – вода-кисточки -

бумага и т.д.)

Оценивание

- Соответствие 5-6 характеристикам – 4 балла

- Соответствие 4 характеристикам – 2 балла

- Менее 4 характеристик – 0 баллов

Организация среды для диалога с родителями

Отражение в РППС различных практик взаимодействия с родителями (законными представителями)

в помещении для приема воспитанников:

- Наличие информационного, консультационного и практического блоков (2 балла)

- Отсутствие одного или более центров (0 баллов)

- Информационный блок

Наличие информации о текущей деятельности группы.

Наличие информации-анонса о возможностях участия родителей в планируемой деятельности

группы.

- Консультационный блок

Предусмотрена возможность осуществления обратной связи (почта тревоги, сундучок вопросов,

конверт «Нужен совет профессионала»).

Наличие

в пространстве для

организации

обратной связи

выраженной установки

на

взаимодействие со всем персоналом ДОУ, в том числе с администрацией (наличие отдельного

почтового ящика и т.д. на каждого специалиста, наличие объявления о приеме вопросов всеми

специалистами в одном почтовом ящике), информации об осуществлении обратной связи на сайте

ДОУ (обязательная ссылка на практику обратной связи и страницы группы на сайте ДОУ)

Представлены ответы на персональные вопросы родителей (в том числе, анонимные).

- Практический блок

Организация пространства успеха и достижений воспитанников (заполняется воспитателями и

родителями).

Доступность этой информации для ребенка (находится на уровне глаз детей).

Наличие организованного пространства для демонстрации продуктов детской деятельности в ДОО

(для трансляции плоскостных и объемных работ);

Организация пространства для трансляций семейных событий.

Организация пространства для трансляции совместных активностей группы и родителей

воспитанников.

Оценивание доступности РППС для диалога с семьями воспитанников

- Соответствие 9-10 характеристикам - 2 балла

- Соответствие 7-8 характеристикам – 1 балл

- Менее 7 характеристик - 0 баллов