Напоминание

"Подвижная игра – средство развития творческих способностей и конструктивного мышления воспитанников на физкультурных занятиях в ДОУ"

Автор: Власова Марина Павловна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 472
Населённый пункт: город Екатеринбург Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Подвижная игра – средство развития творческих способностей и конструктивного мышления воспитанников на физкультурных занятиях в ДОУ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Подвижная игра – средство развития творческих

способностей и конструктивного мышления воспитанников на

физкультурных занятиях в ДОУ»

Власова

М.П.,

инструктор по физической культуре

МАДОУ детский сад № 472

Дошкольный

возраст

является

периодом

наиболее

стремительного

развития человека, формирования его физических и психических качеств,

необходимых в течение всей последующей жизни. Закладываются основы

здоровья, жизненно важные двигательные навыки и умения, что тесно

переплетается с целью физической культуры – формирование гармонично и

всесторонне развитой личности. Организованные физкультурные занятия, а

также свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечно –

сосудистой, дыхательной и нервной системы, способствуют укреплению

опорно-двигательного

аппарата,

улучшению

обмена

веществ.

Через

двигательную активность ребенок познает мир, развиваются его психические

процессы: мышление, внимание, воля, самостоятельность и др. Чем большим

количеством

разнообразных

движений

овладеет

ребенок,

тем

шире

возможности для формирования познавательных и творческих процессов, тем

полноценней осуществляется его развитие.

Дошкольный возраст – время формирования и активного развития всех

без

исключения

психических

процессов,

в

том

числе

и

мышления.

Конструктивное мышление достигает в дошкольном возрасте существенного

развития,

конструктивная деятельность к концу дошкольного возраста

(старший дошкольник) приобретает характерные и столь необходимые для

развития конструктивного мышления стремления к достижению результата,

тематике сложных построек и т.д., что само собой направляет на исследование.

Психическое и физическое развитие ребёнка находятся в большой

взаимосвязи от двигательной активности, которая является источником не

только познания окружающего мира, но психического и физического развития.

Существенным этапом в формировании психических функций ребёнка является

возраст от 3 до 7 лет, когда постепенно развиваются механизмы мозгового

обеспечения познавательной деятельности. В соответствии с особенностями

познавательной

деятельности

дошкольника

на

занятиях

физическими

упражнениями необходимо чаще создавать условия для развития наглядно-

образного

мышления

и

воображения,

которые

являются

компонентами

творческих способностей.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольников и основной метод их

обучения. Именно в игре психика ребёнка наиболее ярко и интенсивно

проявляется, формируется и развивается. В игровой деятельности

складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для

перехода от наглядно-действенного мышления к образному и конструктивному.

Игра – самостоятельный вид творческой деятельности, обусловленный

потребностью к познанию окружающего мира и его активного преобразования.

Игра оказывает огромное влияние на умственное развитие дошкольника.

Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в

мыслимом пространстве. Предмет-заместитель служит опорой для развития

мышления.

Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к

мышлению с помощью образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя

различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть

предметы с разных сторон. А это развивает важнейшую мыслительную

способность человека, позволяющую представлять другую точку зрения

Автором для развития конструктивного мышления и творческих

способностей у воспитанников в ДОУ используются подвижные игры

собственного сочинения: «Волшебник», «Веселые хвостики», «Садовник»,

«Снежная королева» и т.д. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок

переходит к мышлению с помощью образов и представлений. Кроме того, в

игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и

начинает видеть предметы с разных сторон.

В

каждой

подвижной

игре

творчество

является

обязательным

компонентом. Большинство подвижных игр, включает множество физических

упражнений, выполнение которых требует переноса имеющихся двигательных

навыков в игровую ситуацию. Поэтому важно при обучении физическим

упражнениям направлять творческую деятельность детей. Использование

разнообразных

комбинаций

движений

в

подвижных

играх

не

только

активизирует

творческую

деятельность

детей,

но

и

способствует

использованию

физических

упражнений

в

качестве

средства

решения

двигательных задач и как основной фактор их выразительности. А если при

этом ещё и музыкальное сопровождение, то это даёт двойной эффект для

развития

творческих

способностей,

для

повышения

эмоционального

настроения детей. Поэтому в дошкольном учреждении № 472 обязательно

используется музыка на занятиях физической культуры в процессе выполнения

общеразвивающих упражнений, основных видов движений, подвижных игр.

Игровой стретчинг Назаровой А.Г. – оздоровительная инновационная

методика, используется автором в ДОУ. Она

направлена на укрепление

позвоночника и основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-

связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить

нарушения осанки и исправить её, оказывающих глубокое оздоровительное

воздействие на весь организм, а так на упражнениях корригирующей

гимнастики. Данная методика направлена на активизацию защитных сил

организма детей, овладение навыками совершенного управления своим телом и

психоэнергетической саморегуляции, на развитие и высвобождение творческих

сил и оздоровительных возможностей подсознания.

Дети обучаются упражнениям стретчинга в игровой форме. Упражнения

игрового стретчинга охватывают все группы мышц, носят понятные детям

названия (животных или имитационных действий) и выполняются по ходу

сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному материалу. На

каждом занятии дается новая сказка-игра, в которой дети превращаются в

различных

животных,

насекомых

и

т.д.,

выполняя

упражнения

под

музыкальное сопровождение (классическая или народная музыка).

Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети

живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая

действительность. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и

развития конструктивного мышления и творческих способностей ребенка и

составляет суть стретчинга.

Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются по

ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций,

заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать

решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу

начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных

упражнений,

игр,

театрализованной

деятельности

и

т.д.

Образно-

подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность,

творческое

мышление,

двигательную

память,

быстроту

реакции.

Эффективность подражательных движений заключается еще и в том, что через

образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из

различных исходных положений и с большим разнообразием видов движений,

что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.

Основной

организационной

формой

проведения

игрового

стретчинга

являются

физкультурные занятия для старшего дошкольного возраста.

Подведя итог можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт

прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того,

насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть

творческий потенциал взрослого человека. Немаловажное значение, в развитии

творческих

способностей,

имеют

музыка.

Выше

перечисленные

виды

деятельности способствуют развитию творческих способностей, главным из

которых является игра,

важно использовать их в совокупности для

наибольшего эффекта.